В гостях у журнала «Москва» – смоленские поэты, прозаики, публицисты
СОДЕРЖАНИЕ
Виктор МАСЛОВ. Жить, не разрушая прошлое | 3 |
......................... | |
ПОЭЗИЯ | |
......................... | |
Николай КЕЖЕНОВ. Космическое братство | 16 |
......................... | |
Николай СУХАРЕВ. Землянка Гагарина | 82 |
......................... | |
ПУБЛИЦИСТИКА | |
......................... | |
Виктор ГУРОВ. От первого «Востока» до первого «Союза» | 121 |
......................... | |
КУЛЬТУРА | |
......................... | |
Галина МОЗГУНОВА. Предки Ю. А. Гагарина | 162 |
– Виктор Николаевич, весь нынешний год проходит под знаком 45-летия полета первого человека в космос. Как эта дата отмечалась на родине первого космонавта?
– Программа празднеств, посвященных 45-летию полета человека в космос, очень насыщена. Основные торжества на малой родине пионера космоса проходили с 9 марта по 12 апреля – от дня рождения Юрия Алексеевича до Дня космонавтики. В город Гагарин ежегодно съезжаются космонавты, ученые, именитые гости для участия в Гагаринских чтениях. Более десяти лет назад они были объединены с научными чтениями, проводившимися в Москве. Теперь общественно-научные чтения – это не только воспоминания родных, соратников, друзей первого космонавта, но и серьезная научно-исследовательская работа. Кстати, смоленские архивисты исследовали родословную нашего прославленного земляка и вместе со своими костромскими коллегами недавно сделали открытие: документально подтвердили даты и место рождения предков Юрия Алексеевича по отцовской линии.
Открыты также новые музейные экспозиции, выставки, проходят фестивали, спортивные соревнования... Жители Смоленщины очень трепетно относятся к этому празднику. А вообще, у нашей земли особые отношения с покорителями воздушного пространства и космоса. Многие смоляне стояли у истоков отечественной авиации: командир самолета «Илья Муромец» Глеб Алехнович, мировой рекордсмен-стратонавт Георгий Прокофьев, изобретатель вертолета Борис Юрьев... В Велижском районе родилась прославленная летчик-испытатель Марина Попович, супруга одного из первых космонавтов Павла Поповича. Одна из улиц Смоленска названа именем летчика-космонавта Андрияна Николаева – он проходил здесь службу, затем часто приезжал сюда. На смоленском авиационном заводе собирался корабль многоразового использования «Буран».
– А вы помните тот день – 12 апреля 1961 года?
– Конечно! Как и все остальные, испытал тогда настоящий восторг. «Человек в космосе!!!» -- эта фраза была у всех на устах. Со сверстниками пускали ракеты, сделанные из фольги («топливом» служила фотопленка). Но наверное, полное осмысление этого величайшего события в истории человечества – покорения космоса человеком – пришло после полета Германа Степановича Титова. Тогда, став постарше, понял, какая бездна познаний открылась перед нами, какой рывок вперед сделала наша страна.
– Смоленская земля дала миру не только известных авиаторов и первого космонавта, но и много других замечательных людей, прославивших свою малую родину и все Отечество...
– Смоленщина – удивительный творческий край, давший миру известных музыкантов, полководцев, композиторов, писателей, художников, ученых. Это и основоположник русской классической музыки Михаил Глинка, великий флотоводец Павел Нахимов, скульптор Сергей Коненков, всемирно известные поэты Михаил Исаковский, Александр Твардовский и Николай Рыленков, писатель Александр Беляев, народные артисты Советского Союза Юрий Никулин и Анатолий Папанов. Мало кто знает, что именно на Смоленщине родился известный американский фантаст Айзек Азимов. Перечислять подобные имена можно долго. Добавлю, что Смоленщина – родина 264 Героев Советского Союза, в числе которых Михаил Егоров, поднявший Знамя Победы над поверженным рейхстагом. Сорок пять смолян в годы Великой Отечественной войны стали полными кавалерами солдатского ордена Славы. В послевоенное время свыше 200 уроженцев области получили звание Героя Социалистического Труда. По сравнению с соседними областями – Тверской, Брянской, Калужской – у нас больше кавалеров медали «Золотая Звезда». Смоленская земля вырастила шесть Героев России. Так что нам есть кем гордиться, есть кого ставить в пример подрастающему поколению.
Николай Николаевич Кеженов родился в 1950 году в г. Троицке Челябинской области, долгое время жил в городе Гагарине. Участвовал в строительстве города, более семи лет работал в редакции районной газеты, вел космическую тему на страницах издания. В настоящее время – журналист областной газеты «Рабочий путь».
Автор восьми книг. Стихи публиковались также в коллективных сборниках «Дружба», «Коллеги» (МГУ), «Сторона Приднепровская», «Молодая гвардия-86», «Среднерусская полоса», «Смоленская лира», «Годовые кольца» и др.
Член Союза писателей России, лауреат премии им. М. В. Исаковского, член правления областной организации Союза писателей России. Живет в Смоленске.
Первому космонавту
Ты первым был и будешь неизменно
В почетном списке жителей Земли,
Препобедивших твердь земного плена,
Пославших в путь кометы-корабли.
Подобны старты громовым салютам,
От них все ярче небо под луной.
Но только тот салют апрельским утром
Навек останется твоей, моей весной...
Ода Гжатску
Указ Петра: «Здесь пристани стоять!.. »
Поплыли барки в северные дали.
Ты скромен был, как наша речка Гжать,
Тебя и городом тогда не называли.
Но низко кланялся великий град Петров
За хлеб смоленский маленькому Гжатску.
А ты трудился без высоких слов,
Делясь богатством зрелых нив по-братски.
И мог ли знать ты, тихий городок,
Что целый мир к тебе склонится в пояс?
Двадцатый век. Апрель. Расцвел восток.
Зерно-ракета проросла, как колос.
И тог, кто в Гжати плавал много раз,
Теперь с космическим сроднился океаном.
В счастливый день писал царь Петр указ,
Взлетел наш Юрий тоже в светлый час, –
Земля Гагарина сегодня всем желанна.
Две пристани
На Байконур лишь мысленно лечу я,
А в старом Гжатске я реально жил.
Две пристани: вселенскую, речную
Гагарин Юрий дивно породнил.
Он там и здесь бывал в те годы часто
И образ свой оставил на века.
Две пристани – космическое братство,
А между ними – времени река...
..................
Старая Смоленская дорога
Я породнен с дорогами России,
Но больше всех люблю старинный путь.
Он то теряется в лесной и лунной сини,
То к деревням выходит отдохнуть.
Неисчислимы белые деревья
Вдоль сердцу милого старинного пути.
Идут березы в русские деревни,
Желая солнце в каждый дом внести!
Их обнимал мальчишкою Гагарин
И уходил из Гжатска далеко,
Увидел из космических окраин
Дорогу детства тонкою строкой.
Родная Старая Смоленская дорога!
Ты в стороне от современных трасс.
Но как ты значишь для России много,
Соединяя прошлое и нас!
..................
Смоленщина
Я счастлив тем невыразимо,
Что в тихом Гжатске жил и рос.
Смоленщина! Какое имя!
В нем свет зарниц и вспышки гроз.
В нем трепет утреннего солнца
И рябь искристая реки,
Лесной избушки свет оконца,
Осенние березняки,
Звезда гагаринской ракеты,
Сиянье древнее луны...
Смоленщина! В ней столько света,
Что мы навек озарены.
Николай Владимирович Сухарев родился в 1954 году в Алтайском крае. Служил в армии в г. Смоленске. Окончил филфак Смоленского пединститута. Работал журналистом многотиражных газет в Смоленске и области. Сейчас специализируется на кладке печей и каминов. Автор восьми поэтических сборников. Живет в Смоленске.
..................
Землянка Гагарина
Велеречивы наши речи –
Иначе и не может быть.
Землянку чтоб увековечить,
Он должен подвиг совершить!
Не наши самолеты, танки...
Знал бы – его б фашист убил,
Но если б не было землянки –
Вселенную б не покорил.
В теснейшей капсуле спускался
На Землю, породнившись с ней,
Кумиром став планеты всей...
Нет, тесноты он не стеснялся –
В землянке было потесней!
Виктор Александрович Гуров родился в 1926 году. После окончания артспецшколы и артиллерийского училища был направлен на 1-й Дальневосточный фронт, в составе которого участвовал в войне с Японией. Окончил ракетный факультет Военной инженерной академии им. Ф. Э. Дзержинского, служил в войсковых частях, в аппарате главкома РВСН. Службу в Советской армии закончил в Смоленске на должности заместителя главного инженера 50-й ракетной армии в звании полковника. Награжден тремя орденами Советского Союза и многими медалями. После увольнения в запас работал старшим научным сотрудником НППО «Техноприбор».
45 лет назад я проходил военную службу в должности главного инженера 29-й ракетной дивизии, которая имела в своем составе пять полков, дислоцированных на территории двух союзных республик – Латвии и Литвы. На вооружении дивизии находились все типы современных тогда ракет средней дальности как наземного, так и шахтного вариантов базирования.
Осуществлялось невиданное ранее по масштабам и темпам формирование нового вида Вооруженных сил – Ракетных войск стратегического назначения.
12 апреля 1961 года. Чем запомнился мне этот день?
Знакомый еще с военного времени голос диктора Юрия Левитана передал сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство. Торжественно звучал текст сообщения: «Первым пилотом-космонавтом корабля-спутника "Восток" является гражданин Союза Советских Социалистических Республик, летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич!» Это вызвало прилив чувства гордости за нашу страну. К ним прибавлялся еще и «местный» патриотизм, так как из последующих сообщений мы узнали, что Юрий Гагарин уроженец Смоленской земли. А в Смоленске размещался штаб нашей 50-й ракетной армии, имеющей самую мощную группировку Ракетных войск. Мы часто бывали в Смоленске по делам службы и по праву считали его своим городом.
Явилось ли само сообщение о полете человека в космос неожиданным для меня? Пожалуй, нет. Так как мое формирование как инженера-ракетчика проходило одновременно с развитием ракетной техники в Советском Союзе. После окончания факультета реактивного вооружения Военной академии им. Ф. Э. Дзержинского в Москве я работал на полигоне Капустин Яр, там принимал непосредственное участие в пусках первых отечественных боевых ракет и освоении всех их последующих типов. На полигоне проводились также исследования влияния высотных полетов на живой организм. Так, 26 июня 1951 года впервые был осуществлен пуск ракеты с собаками Дезиком и Цыганом на борту на высоту 100 км, которые затем на парашюте в контейнере благополучно опустились на землю. Подобные запуски по программе Академии наук СССР продолжались и в последующие годы.
Космонавтика имеет военное начало. Звучит несколько парадоксально, но принятию правительством СССР решительных мер по развитию ракетной техники в послевоенное время «помогли» наши бывшие союзники по войне с фашистской Германией. 5 марта 1946 года бывший премьер-министр Великобритании У. Черчилль в своей речи в Фултоне призвал к уничтожению мирового социализма во главе с Советской Россией. Этим было положено начало «холодной» войне.
Принятая затем США доктрина «массированного возмездия», предусматривавшая возможность нанесения ядерного удара по Советскому Союзу, вынудила наше государство принимать адекватные меры по укреплению своей обороноспособности. Особое внимание было уделено созданию ядерного оружия и ракет, способных нести его.
В августе 1957 года в СССР была испытана в полете межконтинентальная баллистическая ракета Р-7.
Прошло всего десять лет со времени пусков первых баллистических ракет на полигоне Капустин Яр! В опубликованном сообщении ТАСС говорилось: «... в Советском Союзе произведены успешные испытания межконтинентальной баллистической ракеты... Полученные результаты показывают, что имеется возможность пуска ракеты в любой район земного шара... »
1 января 1960 года на боевой стартовой станции под Плесецком Архангельской области была поставлена на боевое дежурство ракета Р-7 с ядерным зарядом. Этим был положен конец ядерному шантажу США, и теперь можно с уверенностью сказать, что создание в СССР ядерного и ракетного оружия удержало мир от развязывания ядерной войны.
С помощью ракеты Р-7 Советский Союз впервые в мире в 1957 году запустил первый искусственный спутник Земли, первым в 1959 году достиг поверхности Луны, первым вернул из космоса животных. Ракета Р-7 в апреле 1961 года вывела на орбиту и первый в мире космический корабль с человеком на борту. Этим человеком был русский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. С помощью доработанной ракеты Р-7А и до настоящего времени запускаются космические корабли «Союз».
После 12 апреля 1961 года имя Юрия Гагарина звучало как синоним необычайного героизма и мужества, как имя первопроходца космоса, олицетворявшего подвиг землян XX века.
Вместе с тем во всех опубликованных официальных документах подчеркивалось безупречное функционирование систем ракеты-носителя и космического корабля «Восток». Могло создаться впечатление, что героизм космонавта состоял в основном в преодолении больших трудностей на этапе подготовки к полету, безоговорочном решении совершить первым полет в неизведанное (к этому стремился каждый летчик из первого отряда космонавтов), в преодолении физических и эмоциональных перегрузок в полете. Остальное – дело техники.
После приземления в Саратовской области Ю. Гагарин был доставлен в обкомовский особняк города Куйбышева, где сделал подробный доклад Госкомиссии о своих впечатлениях в полете и о работе систем корабля. 30 лет этот доклад пролежал в «Особой папке» под грифом «Совершенно секретно». Он не был известен широкой общественности. А зря... Ознакомление с ним дает возможность более отчетливо понять трудности, возникающие на тернистом пути освоения космоса, и увидеть настоящее мужество и героизм, проявленные Юрием Гагариным во время его космического полета.
Из доклада следует, что на заключительном участке полета отделение приборного отсека от спускаемого аппарата по программе должно было произойти через 10 – 12 секунд после включения тормозной двигательной установки (ТДУ), но разделения не произошло. Хладнокровно оценив обстановку, он не стал «поднимать шум», рассчитав, что в таком положении он сможет приземлиться за несколько тысяч километров от намеченного района, но на территории Советского Союза. Разделение произошло через десять минут. Затем при спуске в атмосфере корабль начал беспорядочно вращаться, кувыркаться. Но и в этом случае космонавт не поддался панике. Через десять минут вращение корабля прекратилось и полет в атмосфере стабилизировался. Но трудности продолжались. После катапультирования не раскрылся запасной парашют, произошло только открытие ранца. При спуске на парашюте возникли проблемы с открытием дыхательного клапана, соединяющего воздушный объем герметичного скафандра с атмосферой.
К этому следует еще добавить то, что перед полетом пилотируемого корабля «Восток» было проведено пять запусков беспилотных кораблей типа «Восток», причем два из них были аварийными. По теории надежности вероятность успешного завершения полета составляла 50 – 60%. И об этом знал Юрий Гагарин.
Полагаю, что опубликование правды о первом космическом полете, конечно с сохранением действительных, а не надуманных государственных тайн, не умалило бы наших достижений в освоении космоса и в то же время значительно сократило бы появление всевозможных домыслов, сплетен и лжи, связанных с полетом первого человека в космос.
Прошло время. После полета в космос Юрий Алексеевич Гагарин испытывал большие «земные перегрузки»: он совершил поездки в 28 стран, расположенных на четырех континентах Земли, выступал с докладами, давал интервью, а кроме этого, он поступил в Военную академию им. Н. Е. Жуковского, где настойчиво учился, руководил отрядом космонавтов. Земляки-смоляне дважды (в 1962 и 1966 годах) избирали его депутатом Верховного Совета СССР. Причем к своим депутатским обязанностям Юрий Алексеевич Гагарин относился очень серьезно. Многим предприятиям и людям области он оказал практическую помощь.
Однако мечтой Юрия Алексеевича оставался новый полет в космос. «Я не мыслю себе жизни, – говорил он, – без авиации, без полетов, без космоса».
К началу 1967 года в нашей стране была закончена разработка нового космического корабля (КК) – «Союз», имеющего более широкие возможности для проведения исследований космического пространства. Первое испытание его в космосе при пилотируемом полете было поручено одному из самых подготовленных космонавтов, имеющему высшее инженерное образование, – Владимиру Комарову.
30 марта 1967 года специальная комиссия приняла экзамен у космонавтов, готовившихся по программе испытаний КК «Союз». Высокую готовность к полету показал и Юрий Алексеевич Гагарин: по всем проверяемым дисциплинам, а также по практике управления кораблем на тренажере он получил высшую оценку – «отлично». Юрий Гагарин был назначен дублером Владимира Комарова в этом полете.
В середине апреля 1967 года Комаров, а затем и Гагарин вылетели на полигон Байконур.
В то время я служил на должности для особых поручений главнокомандующего Ракетными войсками, маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза Николая Ивановича Крылова. В мои многочисленные обязанности также входило сопровождение главкома во всех его поездках, посещениях частей и военных объектов.
В середине апреля 1967 года в войсках проводилась проверка с учением в 50-й ракетной армии. Помню, как во время учения при докладе начальника Оперативного управления ГШ РВ генерала А. Я. Попова на командный пункт армии по ВЧ аппарату связи позвонил министр общего машиностроения С. А. Афанасьев. Из его разговора с Н. И. Крыловым я узнал, что секретарь ЦК КПСС Д. Ф. Устинов требует принять необходимые меры по ускорению подготовки к запуску «Союза», чтобы до майских праздников завершить намеченную программу его испытаний.
Мы вернулись в Москву и с военного аэродрома в Щелково специальным рейсом вылетели на Байконур.
По прибытии на полигон главком заслушал доклады о ходе работ по подготовке запусков «Союзов».
Почему «Союзов»? Здесь следует остановиться на намеченной программе испытаний космического корабля «Союз», сведения о которой в открытой печати частично появились только десятилетия спустя. Вот она. Первоначально запускается первый корабль, с одним космонавтом на борту. На следующие сутки с этой же стартовой площадки запускается второй корабль, но уже с тремя космонавтами. В космосе должна произойти их стыковка. Причем при осуществлении стыковки первоначально предусматривался автоматический захват корабля в радиолокационный луч, а затем его точная ручная стыковка. Из второго корабля два космонавта должны были перейти в первый и уже в нем заканчивать полет и осуществлять спуск на Землю. Это был следующий значительный шаг в освоении космоса, намеченный в Советском Союзе, вновь выводивший его вперед в соревновании с США в области космических исследований.
По установившейся на полигоне традиции, накануне запусков пилотируемых космических кораблей всегда проводится митинг – встреча космонавтов с личным составом подразделений и представителями промышленности, участвующими в подготовке к запуску космического корабля. И на этот раз митинг проводился на стартовой площадке № 1 полигона, в непосредственной близости от ракеты, установленной в стартовое сооружение, но еще не заправленной компонентами топлива.
Личный состав, в том числе и представители промышленности, был построен на площадке перед стартом по периметру прямоугольника с одной открытой стороной, на которой был установлен стол, накрытый красным сукном. Рядом находился микрофон.
Космонавты выстроились в две шеренги: командир первого «Союза» – В. Комаров, за ним дублер – Ю. Гагарин. Экипаж второго «Союза»: командир В. Быковский, затем А. Елисеев и Е. Хрунов. За ними дублеры: командир А. Николаев, В. Горбатко и Г. Шонин (В. Кубасов). Среди присутствующих на стартовой площадке был и летчик-космонавт А. Леонов. День был солнечный. Настроение у всех было приподнятое.
Митинг открыл замполит войсковой части. В кратком вступительном слове он приветствовал летчиков-космонавтов, готовившихся к предстоящему полету, назвал их фамилии. Половина из их состава (В. Горбатко, А. Елисеев, Е. Хрунов и Г. Шонин (В. Кубасов)) еще не была известна большинству присутствующих. Известность и слава пришла к ним позже. Выступившие офицеры подразделений обеспечения запуска заверили космонавтов в том, что ими сделано все возможное для успешного выполнения программы полета.
Между прочим, почти каждый выступавший, по традиции, просил командиров экипажей взять с собой в полет на борт корабля вымпел комсомольской организации подразделения, чтобы по возвращении космонавтов из полета сделать его реликвией славы. Здесь же вымпелы передавались космонавтам Комарову и Быковскому.
От имени космонавтов выступил Владимир Комаров. Он говорил спокойно, уверенно, и все чувствовали, что перед нами умный, вдумчивый, уравновешенный человек. Он заверил присутствующих в том, что космонавты отдадут все силы, чтобы выполнить новое задание и оправдать доверие советского народа и коммунистической партии. Что же касается вымпелов подразделений, то космонавты смогут их взять только по разрешению главного конструктора. Сосредоточен был и Юрий Гагарин. В заключение митинга космонавтам вручили цветы, и они проделали круг почета.
После митинга Н. И. Крылов в сопровождении главного конструктора наземного оборудования В. П. Бармина и Г. А. Тюлина направился на осмотр макета ракеты Н-1 (предназначавшейся для лунной программы), который собирался на заводе, расположенном в монтажно-испытательном корпусе полигона. Ракета и стартовые сооружения производили грандиозное впечатление.
Запуск корабля «Союз-1» был назначен на 3 часа 35 минут 23 апреля. Около часа ночи мы были на стартовой площадке. Заправленная компонентами ракетного топлива ракета стояла в стартовом сооружении, ярко освещенная прожекторами. Поверхность кислородных баков дымилась парами окислителя, образующимися вследствие перепада температур. Была залита светом прожекторов и вся площадка. На ней было много корреспондентов, фотографов.
Из двери прибывшего автобуса легко шагнул Владимир Комаров и направился с рапортом к председателю Государственной комиссии генералу К. А. Керимову (начальник управления MOM). После рапорта, рукопожатий, прощальных объятий В. Комаров вошел в кабину лифта и начал подниматься на верхнюю площадку. Выйдя из лифта, сжав в приветствии руки над головой, он попрощался со всеми, находящимися на стартовой площадке. В свете прожекторов на фоне белой ракеты четко выделялась голубая куртка его полуспортивного костюма. Все зааплодировали.
После того как В. Комаров вошел внутрь космического корабля и за ним закрылся люк, маршал Н. И. Крылов переехал на наблюдательный пункт, расположенный в полутора-двух километрах от старта. Туда была проведена громкая связь, по которой транслировались все команды с пункта управления и доклады об их исполнении.
По временному графику подготовки космического корабля к запуску космонавт занимает свое место за два часа до старта ракеты-носителя. За это время проводятся заключительные проверки на функционирование систем корабля с участие космонавта.
Часто звучал позывной «Рубин», оставшийся за В. Комаровым еще с полета на КК «Восход», динамики озвучивали спокойные и обстоятельные доклады командира корабля.
Запуск состоялся в назначенное время. Ракета-носитель вывела космический корабль точно на расчетную траекторию. Напряженное ожидание предстартовых минут сменилось радостным оживлением на лицах всех присутствовавших на наблюдательном пункте. Однако уже через несколько минут обстановка изменилась: сразу же после выхода корабля на орбиту начались неполадки. Не раскрылась левая панель солнечной батареи системы электроснабжения, не удалось сориентировать корабль на Солнце, его начало закручивать. Попытки В. Комарова исправить положение не дали положительных результатов. С пункта управления полетом была дана команда внести изменения в документацию. Не представляя еще всей серьезности создавшегося положения, кто-то пошутил: вот, мол, и в космосе начинаются доработки. Дело в том, что часто промышленность из-за сжатых сроков разработки и изготовления ракетной техники поставляла ее в «сыром» виде, а затем уже вслед за ней поступала документация для проведения доработок прямо в войсковых условиях.
«Союз-1» по программе полета был активным кораблем. Он должен был совершать маневры сближения и стыковки, требующие повышенных затрат электроэнергии, которой явно было недостаточно из-за нераскрытия одной из панелей солнечной батареи. Учитывая и другие неполадки, запуск «Союза-2» был отменен и принято решение о посадке КК «Союз-1». На расчетном витке из-за низкой чувствительности ионных датчиков корабль не был сориентирован для посадки в автоматическом режиме и тормозные двигатели не включились. Было принято решение о ручной ориентации корабля. Владимир Комаров выполнил все операции безупречно, и после включения тормозных двигателей на девятнадцатом витке корабль пошел на спуск. После разделения отсеков связь с кораблем прекратилась.
В течение прошедших суток все причастные к этому полету люди находились в тревожном ожидании, стараясь не думать о возможных негативных последствиях. Сравнительно долго не было известий с места приземления корабля. Утром 24 апреля летчик поискового вертолета обнаружил место падения корабля восточнее города Орска Оренбургской области. Из его доклада мы узнали, что космонавт погиб.
Маршал Н. И. Крылов на самолете вылетел на ближайший от места падения аэродром. Там нас ожидал полковник М. П. Данильченко, бывший командир Добельского (Латвия) ракетного полка, также мой сослуживец по 29-й ракетной дивизии. На двух автомашинах УАЗ-469 в степи, по бездорожью, на большой скорости мы добрались до места катастрофы.
Четыре вертолета стояли по периметру площадки, центр которой был накрыт брезентом. После снятия его мы увидели срез вошедшего в землю спускаемого аппарата, заполненный горелыми проводами, трудноразличимыми предметами и деталями. Картина была ужасная. Хотя останки космонавта к нашему прибытию уже были собраны и увезены, от увиденного мы были в шоке. Невозможно передать наше состояние, огромную боль утраты человека, которого немногим более суток назад мы видели живым на стартовой площадке космодрома.
В опубликованном сообщении ТАСС о гибели летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза инженер-полковника Владимира Михайловича Комарова говорилось, что в течение испытательного полета была полностью выполнена намеченная программа отработки нового корабля. Системы корабля функционировали нормально. Однако во время посадки «при открытии основного парашюта на семикилометровой высоте, по предварительным данным, в результате скручивания строп парашюта космический корабль снижался с большей скоростью, что явилось причиной гибели В. М. Комарова».
Эта версия гибели космонавта была подтверждена несколько месяцев спустя и в выводах Правительственной комиссии под председательством Д. Ф. Устинова, созданной для выявления всех обстоятельств гибели космонавта. Ею было поручено улучшить парашютную систему и в ближайшее время провести ее испытания. Скручивание стропов парашюта скрывало истинные причины катастрофы и списывало их на несчастный случай. В действительности же на месте катастрофы рядом с разбитым кораблем были обнаружены запасной и тормозной парашюты со спутанными стропами. Укладка основного парашюта, который должен был обеспечить мягкую посадку, как было установлено впоследствии, не вышла из контейнера спускаемого аппарата и осталась в нем до удара о землю.
Здесь мне хотелось бы высказать свою версию о дополнительных, а возможно, и основных причинах, приведших к катастрофе космического корабля.
Но прежде необходимо напомнить о нормальной последовательности операций задействования парашютной системы КК «Союз» при спуске. После входа в атмосферу вводится сначала тормозной парашют, который доводит спуск корабля до скорости, безопасной для ввода основного парашюта на высоте семь километров. Затем тормозной парашют отцепляется от корабля и вытаскивает из контейнера упаковку большого купола основного парашюта. Выполнив свою задачу, тормозной парашют отделяется, и спуск корабля происходит на основном парашюте. В случае отказа основного парашюта скорость снижения корабля остается недопустимо высокой, и на высоте четырех-пяти километров автоматика выдает команду на ввод запасного парашюта.
При полете «Союза-1» из-за отказа основного парашюта отделение тормозного парашюта не произошло, запасной парашют по команде автоматики вышел из контейнера. Предполагаю, что, несмотря на героические усилия и грамотные действия, опытному космонавту Владимиру Комарову не удалось ликвидировать вращение корабля, которое началось сразу же после вывода его на орбиту и увеличилось при спуске. Из-за этого произошло спутывание стропов парашютов и «задушение» купола запасного парашюта.
Впоследствии, при выяснении причин отказа основного парашюта, было установлено, что эллиптический по форме контейнер, в который запрессовывалась укладка парашюта, имел недостаточную жесткость стенок, и при открытии в разряженной атмосфере крышки контейнера образовывался перепад давления снаружи и внутри корабля, что способствовало «зажиму» упаковки в контейнере.
Следует также отметить, что при проведении беспилотных испытаний «Союза» не удалось проверить и подтвердить работоспособность парашютной системы в нормальных условиях полета. Так, при втором беспилотном полете «Союза» из-за прогара днища корабля при спуске не было перепада давления, сжимающего стенки парашютного контейнера, и основной парашют сработал.
В январе 1969 года при полете КК «Союз-5» с космонавтом Б. Волыновым на заключительном этапе спуска корабля на Землю возникла похожая ситуация, что и при полете «Союза-1», но, к счастью, не приведшая к такому же трагическому исходу. В установленное время не произошло разделения спускаемого аппарата с бытовым и приборным и агрегатным отсеками. Крылья солнечной батареи закручивали корабль, и он, беспорядочно вращаясь, несся к Земле в потоке огня. Только взрыв топливных баков позволил отделиться от лишних отсеков. Автоматика была уже не в состоянии стабилизировать аппарат, и он продолжал вращаться. На этот раз нормально сработала парашютная система, но вращающийся аппарат стал закручивать стропы и купол парашюта, превратив его в «грушу». Спасло то, что, дойдя до верхней точки, стропы стали закручиваться в обратную сторону. Аппарат с повышенной скоростью упал на мерзлую землю. Удар был невероятной силы. Несколько минут космонавт Б. Волынов приходил в себя. Рот его заполнило кровью – потом выяснилось, что сломана верхняя челюсть.
Была ли гибель космонавта Владимира Комарова трагической случайностью, как об этом говорилось во всех официальных сообщениях? По моему мнению, нет.
Испытание нового космического корабля с человеком на борту позволяет наиболее полно выявить конструктивные и производственные недостатки и существенно сократить сроки и затраты для доведения его до безопасной эксплуатации. Не вызывает сомнения то, что испытание нового космического корабля связано с риском для жизни космонавта, но степень этого риска должна быть допустимой, при которой хорошо подготовленный испытатель может справиться со сложными ситуациями, возникающими в полете. В любом случае риск не должен быть авантюрным. За земные недоработки космонавт не должен расплачиваться своей жизнью.
Перед полетом Владимира Комарова было проведено три испытания беспилотных «Союзов».
Первый запуск состоялся 28 ноября 1966 года. Сразу после выхода корабля на орбиту выяснилось, что не работает система стабилизации. С большими трудностями тогда удалось сориентировать его для спуска с орбиты, но по расчетам баллистиков он должен был упасть за пределами территории нашей страны. Корабль пришлось подорвать в полете.
При подготовке второго беспилотного «Союза», в декабре 1966 года, на стартовой площадке взорвалась ракета-носитель. По какой-то причине непосредственно перед запуском двигателей автоматика выдала команду на отмену пуска. Личный состав, задействованный в работах, для выяснения причин направился на стартовую позицию. Начали сводить фермы обслуживания. В это время обесточенные гироскопы ракеты-носителя на выбеге «завалились» и замкнули контакты системы аварийного спасения «Союза», сигнализируя о якобы ненормальном полете ракеты. Из-за конструктивных ошибок в электрических связях между ракетой и кораблем прошла команда на запуск пороховых двигателей системы аварийного спасения (САС) корабля.
В дни пребывания маршала Н. И. Крылова на полигоне ему была прокручена кинолента, на которой четко зафиксирован весь процесс горения и взрыва ракеты. Первоначально разрушилась и взорвалась третья ступень, затем по очереди рванули четыре боковых блока первой ступени и наконец – центральный блок второй ступени. За это время личный состав стартовой команды успел покинуть стартовую площадку. Но спаслись не все. Погиб от удушья газами один номер стартового расчета, находившийся в потерне стартового сооружения.
В отличие от ракеты Р-16 (8К64), при взрыве которой 24 октября 1960 года на полигоне погиб главком РВСН маршал артиллерии М. И. Неделин и с ним 74 человека, ракета-носитель «Союз», имевшая менее агрессивные компоненты ракетного топлива – керосин и жидкий кислород, – оказалась более безопасной.
Стартовое оборудование площадки № 31 – с нее запускались беспилотные «Союзы» – было тогда же полностью разрушено.
В этом месте я сделаю небольшое отступление от основной темы и расскажу об одном событии, имевшем место на полигоне Байконур, в котором я принимал непосредственное участие еще до полета «Союза-1».
Около семи лет я проходил службу в аппарате заместителя главкома РВСН по вооружению, возглавляемого генерал-полковником Н. Ф. Червяковым, из них более четырех лет – на должности заместителя начальника Центра эксплуатации ракетного вооружения (начальник генерал-майор А. В. Васильев).
Центр в организационном плане включал в себя четыре отдела и несколько отделений и служб. На него были возложены задачи по организации эксплуатации и контроля технического состояния групповых ракетных комплексов средней и межконтинентальной дальности, размещенных на всей территории Советского Союза. Полигон Байконур, до создания Космических Сил, входил в состав Ракетных войск стратегического назначения, и в какой-то мере наш центр принимал участие в контроле организации и технического состояния групповых ракетных комплексов полигона, поэтому по делам службы мне приходилось бывать на полигоне.
В 60-х годах Франция во взаимоотношениях с США демонстрировала независимость своей внешней политики. Естественно, это импонировало руководителям Советского государства, и для укрепления дружбы с Францией, а также для демонстрации военной мощи СССР было принято беспрецедентное по тем временам решение организовать на полигоне Байконур для президента Франции Шарля де Голля показ ракетной техники с пуском ракет. До этого на особо секретном полигоне не ступала нога ни одного иностранца, включая и дружественных нам руководителей стран Варшавского Договора.
Руководителем показа ракетной техники был главнокомандующий РВСН. Для непосредственного осуществления этого мероприятия из представителей главных управлений, управлений и служб главкомата был создан штаб руководства во главе с первым заместителем начальника Главного штаба РВСН генерал-лейтенантом А. С. Буцким. На заключительном этапе подготовки показа ракетной техники на полигон выехали генералы и офицеры, входившие в штаб, в том числе и группа офицеров центра, возглавляемая мной.
У въезда на 10-ю площадку (вначале называемую Тюра-Там, а затем – город Ленинск) со стороны аэродрома была вывешена табличка с названием населенного пункта – «Звездоград». Между прочим, тогда у командования было большое желание назвать так бурно развивающийся город. Но впоследствии эта идея не получила своего воплощения.
Итак, мы должны были проверить техническое состояние нескольких пусковых установок, с которых планировалось проведение показных пусков ракет. Наибольшие сложности возникли при проверке технической исправности межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 и оборудования шахтной пусковой установки. Дело в том, что стартовой командой полигона пусковое оборудование и ракеты были ранее проверены, все помещения опечатаны, и длительное время контроль за их состоянием практически не осуществлялся. Мы же обнаружили весьма неприглядную картину: большую загазованность помещений парами агрессивных компонентов ракетного топлива, коррозию и ржавчину оборудования. Но основные неприятности были еще впереди.
Обычно при проведении ответственных показов ракетной техники руководству страны для пуска готовилась еще и резервная ракета. Так было и на этот раз.
При проверке первой ракеты нормально не прошли комплексные испытания. Тогда мы совместно с полигонной командой испытателей приступили к поиску и устранению неисправности. При испытаниях второй шахтной ПУ также была обнаружена неисправность. Пришлось заняться и ее поиском и устранением.
В этот же день генерал А. С. Буцкий решил провести совещание с рассмотрением хода работ по проверке готовности полигона к показу ракетной техники. Кроме военных на совещании присутствовали также представители от всех основных конструкторских и производственных организаций промышленности, на уровне их руководителей или их заместителей.
В начале совещания генерал А. С. Буцкий предоставил мне первому слово для доклада о результатах проверки технического состояния и готовности ракет к пуску. Таким образом, я оказался в весьма затруднительном положении: докладывать ли о возникших неисправностях на шахтных ПУ с ракетами Р-16? В сложном процессе создания и освоения новой техники при возникновении серьезных проблем – поломок, неисправностей, аварий – часто просматривалось стремление членов комиссий возложить вину за причины их появления на другое ведомство. У меня не было сомнения в том, что причины неисправностей мы найдем и устраним, но для этого требовалось дополнительное время. Заявить об этом на совещании – значит дать возможность представителям промышленности в случае неудачного пуска обвинить в этом стартовую команду полигона. Умолчать о сложной ситуации также было нельзя. Поэтому я доложил, что из-за длительного нахождения шахтных ПУ в закрытом и опечатанном положении необходимо на три-четыре дня освободить стартовую команду от всех хозяйственных и других работ для приведения в порядок наземного оборудования и помещений.
Полигонное командование и представитель ГУРВО скептически отнеслись к моему предложению. «Подумаешь, ржавчина!»
После окончания совещания я попросил генерала А. С. Буцкого задержать начальника полигона генерала А. А. Курушина и начальника 3-го управления ГУРВО генерала А. С. Калашникова и доложил им более обстоятельно о состоянии ПУ и о неисправностях, выявленных на них. Теперь они отнеслись к моему докладу серьезно, поддержали мое предложение и отдали соответствующие распоряжения.
На первой шахтной ПУ причину неисправности выявили сравнительно быстро и сразу устранили ее. А вот для отыскания причины неисправности на второй ПУ пришлось затратить много времени. В отличие от боевых ракетных комплексов, на испытательном полигоне в систему управления наземного оборудования и ракеты включается еще система телеконтроля (СТК). Оказалось, что ранее при проведении очередной доработки был исключен из схемы один из кабелей, но отсоединить его от пульта управления забыли, а часть кабеля, идущего от ракеты, обрезали, свернули в бухту и оставили в потерне. По «закону пакости» замкнулись между собой какие-то жилы, и на пульт выдавалась ложная информация. После отсоединения разъема комплексные испытания ракеты прошли нормально.
Проведенный 25 июня 1966 года пуск ракеты Р-16 буквально ошеломил Шарля де Голля, находившегося на специально оборудованном наблюдательном пункте вместе с Л. И. Брежневым, А. Н. Косыгиным, Р. Я. Малиновским и Н. И. Крыловым. В 1966 году Франция отказалась от участия в военной организации блока НАТО.
Возвращаясь к событиям, связанным с испытаниями космического корабля «Союз», должен сказать, что при подготовке показа ракетной техники нашей группой были тщательно осмотрены и проверены стартовые сооружения площадки № 1, и я имел достаточно полное представление об их устройстве и понимал всю сложность восстановления разрушенной площадки № 31. Для ускорения работ главком РВ принял решение демонтировать стартовое оборудование ПУ № 2 на 48-й БСС полигона Плесецк и отправить его на Байконур. Все необходимое оборудование было демонтировано. Однако позже для восстановления стартовой площадки были использованы конструкции, присланные с заводов военной промышленности.
Полет третьего беспилотного корабля «Союз» в феврале 1967 года прошел тоже не совсем удачно. При спуске в атмосфере прогорело днище с теплоизолирующим экраном спускаемого аппарата. Корабль упал на лед Аральского моря, провалился, затем его с трудом подняли.
И вот после таких испытаний беспилотных космических кораблей было принято решение на полет сразу двух кораблей по сложной программе. Логично напрашивалось решение о проведении хотя бы еще одного запуска беспилотного «Союза», но приближался всенародный праздник – 1 Мая, – и времени для новых испытаний уже не было.
Корабль требовал серьезной доработки. Во время подготовки его к полету на полигоне военные специалисты и представители промышленности работали в крайне напряженном режиме, почти круглые сутки. Сроки готовности устанавливались сжатые, волевым решением. Возможно, все это и явилось одной из причин неполадок, возникших в полете, о которых упоминалось выше.
Реально ли оценивали члены Государственной комиссии степень готовности «Союза» к таким сложным испытаниям при принятии решения о их проведении? Накануне запуска корабля состоялось последнее рабочее заседание Госкомиссии. На нем присутствовали председатель К. А. Керимов, технический руководитель испытаний В. П. Мишин, президент Академии наук СССР М. В. Келдыш, главком РВСН Н. И. Крылов, главный конструктор наземного оборудования В. П. Бармин, Г. А. Тюлин и несколько других членов комиссии.
В. П. Мишин, ставший после смерти С. П. Королева главным конструктором ОКБ, держался несколько напыщенно. Мне запомнилось, как при рассмотрении всего комплекса к предстоящим полетам он заявил, что не может полностью ручаться за ракету-носитель – его изготавливала другая фирма, куйбышевское ЦСКБ «Прогресс», – что же касается корабля, то он уверен в надежности его функционирования. Члены комиссии при этом были немногословны. Молчал и М. В. Келдыш.
Некоторое оживление вызвало уточнение текста предстоящего заявления ТАСС о запуске «Союза». В частности, возник вопрос: как назвать «Союз»? Некоторые члены комиссии предложили назвать просто «Союз», без указания номера, по подобию с «Востоком», что не исключало у них сомнений в успешном завершении полета. Другие предлагали назвать корабль «Союз-1». Мнения разделились. К. А. Керимов позвонил в Москву ответственному работнику аппарата ЦК. Тот без колебаний утвердил название «Союз-1».
Думаю, что многие члены Госкомиссии, и в первую очередь технический руководитель программы «Союз» В. П. Мишин, представляли повышенную опасность пилотируемого полета явно «сырого» корабля, но велико было давление на них со стороны политического руководства страны, требовавшего очередного успеха в области космонавтики в юбилейном году – году 50-летия Великого Октября.
При военном и идеологическом противостоянии двух великих держав, СССР и США, в условиях жесткой космической гонки и в стремлении обогнать соперника в этой области, политические амбиции и идеологические установки превалировали над оценкой технических возможностей космонавтики.
Нельзя исключить и того, что информация о реальном состоянии дел с разработкой «Союза», представляемая руководству страны, была недостаточно объективной, приукрашенной.
Как же оценивал техническую готовность космического корабля сам Владимир Комаров? По воспоминаниям очевидцев и его дочери Ирины, опубликованным в последние годы, В. Комаров, профессионализм которого не вызывает сомнения, ясно осознавал, что корабль не доработан до летных испытаний: «Все беспилотные "Союзы", слетавшие до сих пор, благополучно угроблены». «Машина "сырая". Но лететь надо... именно мне».
А о том, что «Союз» требовал действительно серьезных доработок, свидетельствует ход последующих его летных испытаний. И конечно, эти доработки не ограничились «совершенствованием парашютной системы».
Прошло полтора года, прежде чем 26 октября 1968 года был осуществлен полет «Союза-3» с летчиком-космонавтом Г. Т. Береговым. Корабль сблизился с ранее запущенным беспилотным «Союзом-2», но стыковка их не произошла, несмотря на неоднократные попытки.
Лишь спустя два месяца стартовали «Союз-4» с В. Шаталовым и «Союз-5» с Б. Волыновым, А. Елисеевым и Е. Хруновым. Им удалось выполнить программу испытаний, намеченную на апрель 1967 года.
Юрий Алексеевич Гагарин тяжело переживал гибель своего товарища – Владимира Михайловича Комарова.
В мае 1967 года в беседе с корреспондентом газеты «Комсомольская правда», возвращаясь к памяти своего друга, он сказал: «Комаров сделал важное дело: испытал новый корабль, но и другое очень важное дело сделал он: заставил всех нас быть еще собраннее, еще придирчивее к технике, еще внимательнее ко всем этапам проверок и испытаний, еще бдительнее при встрече с неизвестным. Он показал нам, как крута дорога в космос... Мы научим летать "Союз". В этом я вижу наш долг, долг перед памятью Володи. Это отличный, умный корабль. Он будет летать».
Советские космонавты – друзья Владимира Михайловича Комарова научили летать «Союз». За прошедшие 30 лет на базе опыта разработки и испытаний «Союза» было создано целое семейство космических кораблей «Союз-Т», «Союз-ТМ», автоматические грузовые транспортные корабли «Прогресс», появились космические станции.
31 октября 2000 года с российского космодрома «Байконур» в российском космическом корабле «Союз ТМ-31» на международную космическую станцию (МКС) был отправлен первый международный космический экипаж в составе российских космонавтов Юрия Гидзенко и Сергея Крикалева и американского астронавта Билла Шепарда.
Нельзя забывать, что у истоков этого трудного и сложного пути развития одного из направлений отечественной и мировой космонавтики стоял Владимир Михайлович Комаров, отдавший свою жизнь ради будущего.
Плотная стена секретности, закрытости, замалчивания наших неудач, сложных ситуаций, возникавших в космосе, скрывала трудности и опасности тернистого пути по дороге в космос, умаляла действительные подвиги и героизм первопроходцев космоса, порождала ложь, сплетни и домыслы. Такая политика носила пропагандистский характер, рассчитанный в основном на советский народ. Не раз приходилось убеждаться в том, что информация о наших неудачах в космосе какими-то путями проникала за рубеж и широко распространялась там, но уже в искаженном и ложном виде.
Понимали ненормальность такого положения и сами космонавты. В беседе Юрия Гагарина с корреспондентом «Комсомольской правды» в мае 1967 года в ответе на вопрос, о чем думали космонавты после гибели Комарова, есть и такие слова: «... ваши, может быть, чересчур бодрые репортажи о нашей работе способствовали тому, что космические полеты воспринимались некоторыми как заведомо счастливый и легкий путь к славе».
Десятилетия спустя космонавты на страницах газет, журналов рассказали о многих неприятностях, а порой и трагических ситуациях, возникавших во время их полетов в космос.
Как дерево, что кроной все упорней
Стремится ввысь,
Ветвями небо обняло, а корни
Глубоко под землей сплелись, –
Так я стремлюсь душой к просторам
светлым
Грядущих дней,
А корни там, во глубине столетий,
В преданьях родины моей.
Н. Рыленков
У Юрия Алексеевича Гагарина обычная крестьянская родословная. Его предки происходили из Смоленской и Костромской губерний. По документам Смоленского областного госархива удалось изучить небольшой по хронологическим рамкам период – от начала 80-х годов XIX века до 1928 года.
Заметим, что восстанавливать родственные связи крестьян задача не из легких. Это связано в первую очередь с тем, что далеко не все документальные источники сохранились до наших дней. Значительно осложняет поиски и то обстоятельство, что представители крестьянского сословия в дореволюционный период вносились в документы, как правило, без фамилий. Для выявления необходимой информации надо хорошо знать состав семьи – имена и отчества всех ее членов, примерные даты жизни.
В ходе проведения поисковой работы существенную помощь оказали воспоминания родителей и брата космонавта – Анны Тимофеевны, Алексея Ивановича и Валентина Алексеевича Гагариных. Ознакомившись с ними и с другими опубликованными материалами, мы обратились к метрическим книгам Смоленской духовной консистории,
В этих книгах в досоветские времена фиксировались главные вехи человеческого бытия – факты рождения, бракосочетания, смерти. Предметом нашего внимания стали церковные книги двух сел Гжатского уезда – Клушина и Воробьева.
Смоленский период истории рода Гагариных открывается записью в метрической книге Николаевской церкви села Клушино, где 31 августа1 1884 года состоялось бракосочетание деда будущего космонавта с его избранницей – местной крестьянской девицей.
Жених был, как указано в документе, «уволенный в запас 7-го резервного кадрового пехотного батальона рядовой Иван Федоров Гагарин, православного вероисповедания, 26 лет». Его невестой была «Клушинской волости села Клушина крестьянина Степана Михайлова дочь девица Анастасия Степанова, православного вероисповедания, 20 лет». Известно, что в девичестве ее звали Настасья Лысикова, но в источнике фамилия отсутствует.
Особую ценность брачной записи придает наличие фамилии Гагарин. В последующих актовых записях о рождении детей она больше ни разу не упоминается. Что касается ее происхождения, то существует несколько версий.
По воспоминаниям Алексея Ивановича, односельчане звали его отца Иван Гагара. В словарях можно найти разные толкования этого слова: «морская птица», «смуглый, черномазый человек», «хохотун, зубоскал», «неуклюжий, длинный». В основе фамилии, скорее всего, лежит какое-либо прозвище или же нецерковное имя – Гагара. Предположение об унаследовании фамилии от владельца-помещика не имеет оснований, поскольку Гагарины относились к разряду государственных крестьян.
В устных преданиях упоминалось, что Иван Федорович Гагарин был родом из Костромского края, однако эта легенда до недавнего времени не имела документального подтверждения. Подробное изучение книг Смоленской духовной консистории позволило установить точное место его рождения. В метрической книге Николаевской церкви за 1887 год была обнаружена уникальная запись следующего содержания: «Костромской губернии, Чухломского уезда, Просековской волости, дер. Конышево запасной рядовой Иван Федоров...»
Благодаря этому открытию были продолжены поиски в костромских архивах. Ответ пришел из Чухломского райотдела загс. В метрической книге церкви села Бушнева были найдены сведения о рождении 19 сентября 1858 года у государственного крестьянина деревни Конышево Федора Петровича и его законной жены Епестемеи Николаевны сына Ивана. Таким образом, стали достоверно известны дата и место рождения деда космонавта, имя и отчество его прадеда – Федор Петрович, имя прапрадеда – Петр.
Как нам сообщили коллеги-архивисты из Костромы, в настоящее время деревни Конышево не существует. По современному административно-территориальному делению местность, где она находилась, относится к Антроповскому району Костромской области. А вот соседнее село Бушнево до сих пор значится на картах области. Сохранилась там и Богородицкая церковь, в которой крестили И. Ф. Гагарина.
Но вернемся вновь из далекой Костромы в село Клушино, где сразу после службы нашел себе молодую жену и обосновался отставной солдат Иван Гагарин.
Село в те времена было центром Клушинской, а после укрупнения – Клушино-Воробьевской волости. Через него проходил оживленный Тверской тракт. Неподалеку располагался на железной дороге уездный город Гжатск – всего в 140 верстах от Москвы.
Клушино являлось одним из самых многонаселенных пунктов не только в уезде, но и в губернии. По подворной переписи 1885 года в нем насчитывалось 859 жителей. Местная детвора имела возможность обучаться грамоте в церковно-приходской начальной школе. В центре села стояла Николаевская церковь; полное ее название – церковь Святителя Николая Чудотворца2.
В этой церкви крестили своих детей Иван Федорович и Анастасия Степановна Гагарины. В семье было восемь детей – шесть сыновей и две дочери. Первенец Павел родился 10 декабря 1885 года. Затем появились на свет Николай – 27 апреля 1887 года, Параскева – 19 октября 1889 года, Михаил – 3 ноября 1891 года, Иван – 24 сентября 1894 года, Дарья – 7 марта 1897 года, Савва – 4 декабря 1899 года. Алексей, отец будущего космонавта, был младшим ребенком. Он родился 14 марта 1902 года3.
В записях о рождении детей глава семьи до 1897 года проходит как отставной рядовой4, а начиная с 1899 года значится крестьянином. Крестьянский труд чередовал он с отхожим промыслом. Судя по рассказам клушинских старожилов, был И. Ф. Гагарин искусным плотником и столяром. Часто уходил он на заработки, причем бывал не только в ближайших селениях, но и в соседних губерниях. После одного из таких походов Иван Федорович не вернулся. У Алексея Ивановича осталось в памяти, что видел он отца в последний раз в 1914 году. По другим данным, Иван Федорович погиб где-то на стороне еще до 1910 года.
В 1917 году, как показывает перепись, возглавляла семью Анастасия Степановна Гагарина5. В подворной карточке, кроме хозяйки, перечислено девять человек: три сына, дочь, внук, две внучки, две снохи. Все члены семьи, за исключением хозяйки и дочери, значатся отсутствующими дома более месяца. К сожалению, в переписном бланке не указаны их имена. Но несмотря на безымянность и некоторые неточности в возрасте, за сыновьями все-таки угадываются Павел, Николай и Алексей. Гагарины на момент переписи имели земли в общинном владении 5, 4 десятины6 (один надел), лошадь, корову, поросенка.
Судьбы детей И. Ф. и А. С. Гагариных сложились по-разному. Старший сын, Павел Иванович, еще до революции окончил военно-фельдшерское училище в Петербурге, долгие годы работал в родном селе ветеринарным врачом. В 1912 году он женился на односельчанке, Анне Васильевне, а через год у них родилась дочь София. Оставшись на склоне лет одиноким, он много времени проводил в семье брата – Алексея Ивановича, любил общаться с племянниками – Валентином, Юрием, Зоей, Борисом.
Сыновья Николай, Михаил и Иван в молодости уезжали на заработки в столицу. После революции в Клушино вернулся только Николай, а два других брата, по словам Алексея Ивановича, «сгинули в Питере».
Николай и Савелий (по церковной книге – Савва) незадолго до Великой Отечественной войны переехали в Москву. Семья Савелия Ивановича впоследствии помогла устроиться пятнадцатилетнему племяннику Юрию Гагарину в ремесленное училище.
Алексей, младший сын, находился при матери, помогал ей во всем, летом пас скот. Он рано освоил плотницкое ремесло – видимо, ему от отца этот дар передался. Как и все дети в семье, Алексей был грамотным. Учился он в клушинской церковно-приходской школе и в одной из служебных анкет написал, что имеет образование четыре класса. Но есть сведения и о том, что он вынужден был бросить учебу, не окончив полного курса начальной школы.
Из двух дочерей Гагариных только одна – Прасковья Ивановна (по церковной книге – Параскева) – прожила долгую жизнь. Она вышла замуж за вдовца с шестью детьми – Матвеева Алексея Матвеевича. Это событие в немалой степени предопределило дальнейшую судьбу ее брата Алексея. Но об этом пойдет речь ниже – после более близкого знакомства с представителями рода Матвеевых, из которого вышла Анна Тимофеевна – мать Ю. А. Гагарина.
Матвеевы жили в четырех верстах от Клушина – в деревне Шахматово. В Клушино Воробьевской волости она считалась крупным населенным пунктом, занимая третье место по числу дворов и количеству населения. По состоянию на 1904 год в деревне было 35 дворов и 228 жителей.
В отличие от Клушина, бывшего казенным селом, Шахматове являлось владельческой деревней. До отмены крепостного права его владельцами были графы Каменские. Крестьянские наделы были небольшими. Многие мужчины, чтобы прокормить свои семьи, занимались отхожим промыслом.
Анна Тимофеевна рассказывала, что ее отец Тимофей вместе с братьями Ефимом и Алексеем шестнадцатилетним юношей уехал в Петербург и там работал на Путиловском заводе, иногда наезжая в деревню.
В один из таких приездов, 13 февраля 1891 года, он женился на молодой крестьянской девице из соседней волости. В метрической книге Пятницкой церкви села Воробьева в сведениях о женихе записано: «Воробьевской волости деревни Шахматово крестьянина Матвея Федорова сын Тимофей Матвеев, православного вероисповедания, 21 год». Его невестой была «Петропавловской волости деревни Лукьянцево крестьянина Егора Иванова дочь Анна Егорова, православного вероисповедания, 19 лет».
После женитьбы Тимофей Матвеевич работу на заводе не бросил. Анна Егоровна на зимние месяцы приезжала к мужу в город. В семье рождалось много детей, но они умирали в младенческом возрасте. В живых осталось только пятеро.
Старшие по возрасту родились в Шахматове и были крещены в Пятницкой церкви села Воробьева: Сергей – 23 сентября 1899 года, Мария – 13 марта 1901 года, Анна – 7 декабря 1903 года7. Младшие дети, Николай и Ольга, родились в Петербурге.
Тимофей Матвеевич Матвеев со своей женой Анной Егоровной и детьми. В первом ряду – Ольга, во втором (слева направо) – Николай, Сергей, Анна, Мария. 1917 год |
В 1912 году Анна Егоровна вместе с детьми переселилась в столицу, но дом в деревне продавать не стали. Поначалу совместная жизнь в городе складывалась удачно. Тимофей Матвеевич был квалифицированным рабочим и неплохо зарабатывал. Семья снимала трехкомнатную квартиру в доме на Богомоловской улице8, недалеко от завода. Правда, две комнаты вынуждены были сдавать, чтобы иметь, как говорится, лишнюю копейку.
Через два года пришла беда – Тимофей Матвеевич получил на производстве тяжелую травму. Здоровье было подорвано, и он уже не мог работать в полную силу. Сергей, а потом и старшая дочь Мария устроились на работу. Оказавшись в пролетарской среде, они рано приобщились к рабочему движению.
Все дети в семье Матвеевых были грамотными. Анна до революции успела окончить начальное училище при Путиловском заводе. Ей дали рекомендацию продолжить учебу, но на обучение в гимназии средств не было.
Революционный 1917 год Матвеевы встретили в Петрограде, новую власть они приветствовали. Сергей и Мария записались в красногвардейский отряд. Между тем выживать в голодном Петрограде с каждым днем становилось тяжелее. В семье все чаще поговаривали о том, что надо бы возвращаться в деревню. Но переехали они не сразу.
В августе 1917 года, когда ходили по деревне переписчики, их старый домик в Шахматове еще пустовал. Подворную карточку на хозяйство крестьянина Тимофея Матвеева заполнили, вероятно, со слов соседей или родственников, а потому немного напутали с возрастом членов семьи. О хозяине в документе сказано, что он «заводской рабочий», о его жене – «держит квартиру». Домашнего хозяйства, естественно, никакого не велось. Показана только общинная земля, которой насчитывалось 8, 8 десятин, или 2 надела.
На родину Матвеевы вернулись почти полным составом весной 1918 года. Только Сергей оставался в Петрограде еще целый год. С обустройством в деревне на первых порах помогли брат и сестра Тимофея Матвеевича – Евдокия и Алексей Матвеевы. Бывшим еще вчера горожанам пришлось покупать лошадь, заготавливать лес для постройки нового дома.
Но главе семьи, Тимофею Матвеевичу, не довелось пожить в новом доме. Здоровье у него с каждым днем убывало. В ноябре 1918 года он скончался, не прожив и пятидесяти лет.
Весной 1919 года из Петрограда вернулся Сергей – с ним и завершили постройку дома. Старший брат и Мария работали в Гжатске на бирже труда. Жизнь постепенно налаживалась.
Но скоро в семью Матвеевых опять пришла беда. В 1922 году во время эпидемии тифа умер Сергей, а через девять дней, не выдержав горя от потери сына, умерла Анна Егоровна. Анна и Ольга в тот страшный год также переболели тифом.
После болезни Анна стала в семье за старшую. Работать приходилось много – и в поле, и по дому, а было ей в ту пору 18 лет. Под ее опекой оказались шестнадцатилетний брат Николай и одиннадцатилетняя сестра Ольга. Родные, чем могли, помогали осиротевшим детям. Они же позаботились и о том, чтобы подыскать для Анны надежного спутника жизни.
К Прасковье Ивановне Матвеевой захаживал из соседнего Клушина младший брат Алексей Гагарин. Был он парнем работящим, мастером на все руки, к тому же имел славу хорошего гармониста, девчата на него засматривались. Сестра и сосватала его с Анной – племянницей мужа. Поженились молодые сразу после окончания полевых работ – 14 октября 1923 года. Анне в то время было 19 лет, ее супругу – 21 год. Как и положено по русскому обычаю, привел Алексей Гагарин жену в родительский дом на окраине Клушина. Ее младшие брат и сестра остались в Шахматове на попечении Прасковьи и Алексея Матвеевых.
Жизнь семьи Гагариных проходила в нелегких крестьянских трудах и заботах. Кроме того, Алексей Иванович в молодые годы частенько подрабатывал на стороне – «живые деньги» необходимы были для обзаведения собственным хозяйством. В архиве сохранился его трудовой список за 1921 – 1928 годы. Сейчас такой документ называют трудовой книжкой. Первая запись свидетельствует о том, что еще до женитьбы Алексей Гагарин успел поработать «по ведомству почтовой связи» почтальоном в селе Клушине – с 1 апреля 1921 года по 1 июня 1922 года. Затем он некоторое время работал по договорам (от двух недель до полугода) милиционером на охране разных объектов: в Гжатской городской ведомственной милиции – в 1925 – 1927 годах, в Пречистенской волостной милиции – с января по апрель 1928 года.
Однако эта служба – только эпизод в большой трудовой биографии Алексея Ивановича. Главным делом его жизни было плотницкое ремесло. Мог он и дом срубить, и любую мебель смастерить.
В 1933 году, на время коллективизации, у Гагариных было крепкое хозяйство: лошадь, корова, бык, несколько овец и поросят, гуси, куры. По словам Анны Тимофеевны, «в колхоз пришли не с пустыми руками, не меньше других принесли». Она работала и в животноводстве, и в полеводстве, заведовала фермой. Алексей Иванович плотничал.
А. Т. и А. И. Гагарины воспитали четверых детей. Первый сын, Валентин, родился в 1925 году, через два года – Зоя. Юрий, третий ребенок в семье, появился на свет 9 марта 1934 года, а следом за ним, в 1936 году, – Борис.
Анна Тимофеевна о рождении Юрия рассказывает в своих воспоминаниях: «В начале марта 1934 года отвез меня Алексей Иванович в родильный дом в Гжатск. Акушерка пошутила: "Ну раз к женскому дню ждем, значит, будет девочка". Но прошел день восьмого марта, наступила ночь. Я-то ждала сыночка, даже имя ему заранее определили – Юрочка. Вот он и родился». Не знали они тогда с Алексеем Ивановичем, какую историческую миссию отвела судьба их сыну Юрию...
Дети в семье Гагариных росли трудолюбивыми и самостоятельными. Старшие помогали родителям, заботились о младших. Их дедушки и бабушки, которые обычно возятся с внуками, ушли из жизни очень рано. Последней в 1928 году умерла Анастасия Степановна, бабушка со стороны отца.
В год, когда началась Великая Отечественная война, Юра пошел в первый класс. Но учиться ему не довелось. В октябре в село вошли немецкие воинские части. Дом Гагариных был занят под мастерские, а хозяевам пришлось переселиться в землянку. Вся семья переживала оккупацию вместе. Алексея Ивановича в армию не призвали. Он еще в 20-е годы был освобожден от воинской повинности по состоянию здоровья.
Его фамилия упоминается в акте о злодеяниях, совершенных оккупационными властями в колхозе имени Сушкина. Во время работы на мельнице А. И. Гагарин отказался смолоть зерно вне очереди гражданке, направленной немецкой комендатурой, за что получил десять палочных ударов.
В 1943 году, незадолго до освобождения, фашисты стали угонять в Германию молодежь. В число угнанных попали семнадцатилетний Валентин и пятнадцатилетняя Зоя Гагарины. На счастье, скоро им удалось бежать из неволи и прислать о себе добрую весточку родителям. Они не сразу вернулись домой. Валентин закончил войну солдатом. Зоя служила в ветеринарном госпитале при кавалерийской части. Приходили в семью и недобрые вести. Погиб на фронте единственный брат Анны Тимофеевны – Николай Тимофеевич Матвеев. А вскоре произошло другое несчастье – на мине подорвался его сын-подросток.
Сразу же после освобождения родной земли от немецко-фашистских захватчиков Алексей Иванович стал работать в воинской части в городе Гжатске. Когда закончилась война, рабочие-строители были нарасхват. На семейном совете решили переехать в город.
В конце 1945 года Гагарины сменили место жительства. На Ленинградской улице в Гжатске они поставили дом, перевезенный из Клушина. Его построил своими руками глава семьи еще в середине 30-х годов9.
Скоро под родительский кров вернулись с войны старшие дети. Сначала Зоя, а затем и Валентин обзавелись семьями. В 1947 году у Анны Тимофеевны и Алексея Ивановича появилась первая внучка Тамара. Родовой корень давал новые побеги.
Подросли тем временем и младшие сыновья. В 1949 году Юрий окончил шесть классов. Он решил уехать в Москву, чтобы в столице приобрести профессию и продолжить образование. Родители и учителя уговаривали его закончить семилетку. Но Юрий от своих планов не отступил, проявив завидные упорство и целеустремленность. Не пугали его и трудности незнакомой столичной жизни. Так повелось с самого начала – он не искал легких путей. За порогом отчего дома начиналась самостоятельная жизнь пятнадцатилетнего паренька Юрия Гагарина.
Пройдут годы, и о нем узнает весь мир. 12 апреля 1961 года имя первого космонавта планеты Ю. А. Гагарина станет достоянием истории. Своим подвигом он прославит два крестьянских рода – Гагариных и Матвеевых.
Ю. А. Гагарин с глубоким уважением относился к родителям, гордился своими предками, о которых знал по рассказам матери и отца.
Так сложилось, что в доме Гагариных чаще всего вспоминали деда – Тимофея Матвеевича Матвеева, говорили о революционных традициях в семье путиловского рабочего. Анна Тимофеевна бережно хранила и показывала подраставшим детям старые фотографии и другие семейные реликвии.
Об Иване Федоровиче Гагарине, деде по отцовской линии, было известно совсем мало. Род этот долгое время оставался как бы в тени. Биографы космонавта пишут, что однажды, рассматривая скульптурный портрет Тимофея Матвеева, Алексей Иванович с грустью обронил такую фразу: «А покопаться в нашем корне, там тоже нашлось бы немало интересного».
Наказ этот сегодня выполнен, признаться, с большим запозданием. Давно ушли из жизни родители космонавта. Алексей Иванович умер 30 августа 1973 года, Анна Тимофеевна – 12 июня 1984 года. Вечная им память.
Они уже никогда не узнают, что нашлись «костромские корни» Гагариных и другие документы, относящиеся к истории семьи. Порой открытий приходится ждать слишком долго. Архивы раскрывают свои тайны не сразу.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Здесь и далее даты указаны по источнику, без перевода на новый стиль.
2 В метрических книгах за 1901 – 1904 гг. она именуется церковью Божьей Матери Неопалимыя Купины; некоторое время до 1912 г. упоминается под двумя названиями. В последующие годы, вплоть до закрытия, называлась Николаевской. До настоящего времени не сохранилась.
3 27 марта по новому стилю.
4 По уставу о воинской повинности после увольнения с действительной службы солдат в течение 13 лет находился в запасе и именовался «запасным» или «отставным».
5 Всероссийская сельскохозяйственная перепись проводилась в августе – октябре 1917 года.
6 1 десятина равнялась 1,09 га.
7 20 декабря по новому стилю.
8 Ныне ул. Возрождения. Дом не сохранился.
9 В настоящее время в этом доме находится Музей Ю. А. Гагарина.