Глава 7

ВОКРУГ МКТС “ЭНЕРГИЯ” — “БУРАН”


/Логическим продолжением изложенного в предыдущих главах является раздел в главе “Ракетное и космическое вооружение “ ( “Советская стратегическая военная мощь от Сталина до Горбачева “. М. : Военный парад, 1999), написанный Юрием Александровичем. Фрагментом из этого раздела, с любезного согласия редакции “Военный парад “, редакторы настоящего издания сочли целесообразным и завершить публикацию мемуаров Ю. А. Мозжорина./

собое место в ряду космических систем оборонного назначения занимала многоразовая космическая транспортная система “Энергия”-“Буран”. О создании ее до 1974 г. не помышляли ни маститые главные конструкторы космических систем, ни партийное и государственное руководство страны. Однако с 1973 г. в открытой печати США начали появляться сообщения о большой экономической выгоде, которую дают многоразовые транспортные системы авиационного типа. Наконец, появляется сообщение об утверждении сенатом США многомиллиардной программы “Спейс шаттл”. При этом было провозглашено, что это качественно новое направление в развитии ракет-носителей, на порядок удешевляющее удельную стоимость выведения спутников на орбиту. Поэтому было объявлено, что принимается решение о последующем закрытии производства всех американских одноразовых ракет-носителей. Запуск объекта “Спейс шаттл” планируется производить с темпом до 60 в год, для чего должны быть созданы несколько стартовых комплексов с двумя стартовыми площадками. Судя по характеристикам упомянутой системы, опубликованным в печати, это означало увеличение ежегодного потока полезных грузов, выводимых на опорную орбиту Земли, до 1800 т, т.е. примерно на порядок. При этом появляется новое качество — возвращение с орбиты на Землю до 870 т какого-либо из крайне нужных грузов.

Проработки головным научно-исследовательским институтом Министерства общего машиностроения технико-экономических характеристик многоразовой космической системы “Спейс шаттл” показали, что никакой экономической выгоды в выводе с ее помощью полезных грузов на орбиту не ожидается. Рентабельность такой МКТС по сравнению с одноразовыми ракетами-носителями достигается при очень большой частоте ее использования и значительной многоразовости основных ее элементов. Более того, для запусков обычных спутников, которые эксплуатируются США в это время, она неудобна, так как требуется совместный запуск нескольких разнотипных спутников для разных целей на различные орбиты.

Вывод напрашивался один — многоразовая космическая транспортная система “Спейс шаттл” создается в США с военными целями для отработки принципиально нового космического оружия, основанного на пучковом и лазерном принципах, тем более что в печати уже появлялись сообщения о работах в этой области и рекламировались большие возможности нового оружия. Логика подсказывала, что окончательную отработку космического оружия, действующего на основе новых физических принципов, можно проводить только в условиях космического пространства. На Земле создать такое оружие просто нельзя. Чтобы сократить сроки разработки сложнейших и больших формирующих луч систем, энергетических установок и других новых элементов МКТС, необходимо их возвращать на Землю для доработки и юстировки.

Это предположение было подтверждено в марте 1983 г. провозглашением президентом США Р. Рейганом доктрины о “стратегической оборонной инициативе”. Такие подозрения встревожили партийное и государственное руководство СССР, поскольку холодная война не утихала и полным ходом шла гонка стратегических вооружений. Довольно оперативно постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 1974 г. было принято решение о начале разработки подобной многоразовой космической системы, впоследствии получившей наименование “Энергия” — “Буран”. Конкретные задачи военного использования этой системы тогда еще не были точно известны, поэтому в постановлении основная цель создания МКТС звучала примерно так: “...чтобы не допустить превосходства США в освоении космического пространства в военных целях”.

На многоразовую космическую систему задавались те же характеристики по массе и габаритам полезного груза, что и у системы “Спейс шаттл”, дабы иметь в последующей гонке вооружений равные стартовые возможности по транспортным космическим средствам. Этим требованием наличия планера сверхзвукового самолета сразу же определялась схожесть систем по конфигурации и размерам конструкции.

Головным разработчиком всей МКТС “Энергия” — “Буран” было назначено образованное в 1974 году научно-производственное объединение “Энергия” Министерства общего машиностроения (генеральный конструктор В.П. Глушко). НПО “Энергия” образовалось путем слияния двух больших фирм-конструкторских бюро: ЦКБЭМ, возглавляемого генеральным конструктором В.П. Мишиным, преемником С.П. Королева, и КБЭМ, руководимого В.П. Глушко и занимавшегося созданием мощных жидкостных ракетных двигателей для большинства стратегических ракет и ракет-носителей.

Разработчиком планера орбитального корабля “Буран” было назначено НПО “Молния” Министерства авиационной промышленности, возглавляемое опытным авиационным конструктором Г.Е. Лозино-Лозинским. При формировании основного ядра разработчиков не обошлось без некоторых трудностей. Вечный вопрос, кто главнее, возник и тут, а именно: кто будет ответственным за создание всей многоразовой космической системы в целом — МАП или МОМ? Минавиапром мотивировал свое лидерство тем, что многоразовым является, по существу, космический самолет. Минобщемаш обосновывал свое право на головную роль сложностью всей космической системы в целом и многолетним опытом создания таких систем.

Благоразумие в этом деле одержало верх — головным разработчиком стало НПО “Энергия” МОМ. И чтобы придать завершенность такому распределению дел, космический самолет назвали орбитальным кораблем. Правда, закрепление за НПО “Молния” разработки планера ОК порождало горячую полемику и разговоры о степени ответственности Г.Е. Лозино-Лозинского. Сложно было провести четкую границу, где кончается планер и начинается корабль. Однако это была не самая большая трудность.

Для рассмотрения эскизного проекта МКТС “Энергия” — “Буран” была создана межведомственная экспертная комиссия под моим председательством. В нее вошли ведущие генеральные и главные конструкторы авиационной и космической техники, крупные специалисты научно-исследовательских институтов авиационного и космического профиля промышленности и Министерства обороны, а также представители от Академии наук СССР.

Первый сложный вопрос — рациональная размерность орбитального корабля, хоть она и была предопределена постановлением правительства. Были мнения: поскольку нет четких задач для 100-тонного корабля “Буран”, разрабатывать 20-тонный, выводимый на орбиту носителем “Протон”. У него много конкретных задач по обслуживанию орбитальных станций типа “Мир” и выводу на орбиту большой номенклатуры существующих спутников. Высказывалось даже предложение делать малый и большой корабли типа “Буран”. Один — для решения конкретных задач, другой — на перспективу.

В результате долгого обсуждения достигли консенсуса и остановились на предлагаемом НПО “Энергия” 100-тонном ОК “Буран”. На два орбитальных корабля не хватит сил и средств, а если разрабатывать принципиально новую многоразовую космическую транспортную систему и бросаться в пучину решения новых технических и научных проблем, то надо смотреть вперед на дальнюю перспективу гонки вооружений. Комиссия признала целесообразным принятую конструктивную схему МКТС, разделенную на автономную сверхтяжелую РН и орбитальный корабль. Этим создавались серьезные предпосылки для развития большого семейства унифицированных, различной грузоподъемности, двухступенчатых совершенных одноразовых носителей на экологически чистых компонентах топлива: жидком кислороде, керосине, жидком водороде.

Так начиналось создание многоразовой космической системы “Энергия” — “Буран”. Сроки ее летно-конструкторских испытаний были заданы на 1984 год. Однако из-за новизны некоторых предложений и необходимости решения ряда сложнейших научно-технических проблем обеспечения надежности РН и ОК потребовались дополнительные исследования, испытания, увеличение объема наземной отработки МКТС и, следовательно, сроков ее создания. Первый пуск носителя “Энергия” состоялся 15 мая 1987 года. Он прошел хорошо, без серьезных замечаний. Второй пуск уже системы “Энергия” — “Буран”, в автоматическом варианте с автоматической посадкой орбитального корабля “Буран” на специально созданный в районе космодрома Байконур аэродром, был проведен 15 ноября 1988 года. Этот пуск блестяще подтвердил все заложенные в МКТС конструктивные решения и заданные тактико-технические ее характеристики.

Многоразовая космическая система “Энергия” — “Буран” могла выводить на околоземную круговую орбиту высотой 200 км полезный груз массой 30 т и возвращать с орбиты на Землю космические объекты массой 15 т. При посадке орбитальный корабль “Буран” мог совершать боковой маневр от плоскости орбиты до 2 000 км и садиться в автоматическом режиме без участия космонавта. Предполагалось, что экипаж ОК из шести человек будет работать на орбите до 30 суток. Носитель “Энергия” вместо корабля “Буран” мог доставлять на опорную околоземную орбиту полезный груз массой до 100 т. Установка на этот носитель разгонного блока позволяла выводить на геостационарную орбиту полезную нагрузку порядка 18 т, к Луне — 32 т, к Марсу и Венере — 28 т. Модификация носителя “Энергия”, созданная путем увеличения количества боковых блоков, обеспечивала увеличение полезного груза, доставляемого на опорную орбиту, до 180 т. Другая, уменьшенная, модификация “Энергия М” могла выводить на опорную орбиту полезный груз порядка 40 т, на геостационарную орбиту — 8 т.

Боковой блок РН “Энергия” отрабатывался с опережением как первая ступень унифицированного перспективного носителя “Зенит”, что обеспечило надежность первого носителя. Заказчик — Министерство обороны — и разработчики, окрыленные успехом первых пусков, планировали продолжение летно-конструкторских испытаний. Однако случилось не предвиденное никакими техническими проектами. Изменились военно-политическая обстановка в мире, отношения между двумя ведущими государствами — США и Россией. Исчезли холодная война, враг № 1 и дух соперничества в гонке вооружений, который являлся основным двигателем научно-технического прогресса. В результате из многоразовой космической системы “Энергия” — “Буран” удалили “душу” — основные полезные нагрузки, ради которых она разрабатывалась. И заказчик развел руками, не желая платить за товар. Попытка найти научное или народнохозяйственное применение этой уникальной, технологически совершенной, впечатляющей, но дорогой космической системы не увенчалось, естественно, успехом — не для того она создавалась.

Можно было бы продолжать работать над ее завершением с целью закрепления замечательных технологических достижений в различных областях человеческих знаний и производства, обеспечивая конкурентоспособность российского государства на международном космическом и авиационном рынке. Однако второй удар, нанесенный экономическими реформами по экономике страны, отправил систему “Энергия” — “Буран” — гордость отечественной науки и техники — в глубокий нокаут. Работы над МКТС были, к сожалению, закрыты.

***

После второй мировой войны США провозгласили и проводили в жизнь идею создания весомого превосходства над Советским Союзом в качестве и количестве стратегических вооружений и постоянно напоминали нам о возможности его применения в случае серьезных конфликтов. Разве можно придумать более сильное активизирующее средство совершенствования и развития отечественных стратегических ракетно-ядерных вооружений? Руководство СССР все время всегда боялось отстать в этой области от США стратегических вооружениях и стремилось достичь стратегического равновесия и сохранить его. И появление такого равновесия положило начало переговорным процессам в безумной гонке вооружений, которые и применить-то в полном масштабе нельзя, не разрушив хрупкую земную цивилизацию. В первую очередь, начались процессы ограничения стратегических вооружений, а затем и сбалансированного их сокращения. В хорошем и необходимом процессе снижения уровня военного противостояния нельзя нарушать сложившегося стратегического равновесия, так как это мир, стабильность, взаимоуважение. Нарушение такого равновесия к чьей-либо выгоде может привести к разрушению хрупкой складывающейся стабильности. Хочется верить, что благоразумие восторжествует и наступит господство разума и доверия и, как итог, — всеобщее запрещение и уничтожение ядерного оружия.

далее