«Наука в СССР» 1990 №5
ШТУРМАН КОСМИЧЕСКИХ ТРАСС Прищепа В.И., Дронова Г.П. Ари Штернфельд - пионер космонавтики. М.: Наука, 1987. Книги
Штернфельда
читают
в 39 странах
мира. Скольких
людей он
заразил мечтой
о путешествии
к звездам. |
Говоря об основоположниках ракетной техники и космонавтики, мы обычно называем имена Циолковского*, Цандера, Кондратюка**, разумеется, Королева***, из зарубежных ученых — в первую очередь Годдарда и Оберта... И вдруг перед нами книга, озаглавленная: "Ари Штернфельд — пионер космонавтики". Если этот человек известен, то прежде всего как блестящий популяризатор и пропагандист космической науки и техники, автор увлекательных книг и статей. А между тем он был выдающимся ученым. Мало кто знает, что сам термин "космонавтика" предложил именно Штернфельд.
*См.: Провозвестник космической эры. - Наука в СССР, № 1, 1983 (прим. ред.).
**См.: Даценко А.В., Жук В.Н. Ю.В. Кондратюк: "Тем, кто будет... строить". - Наука в СССР, № 6, 1986 (прим. ред.).
***См.: Великий инженер Королев. - Наука в СССР, № 5, 1982 (прим. ред.).
Извилистые пути судьбы привели 30-летнего уроженца небольшого польского городка Серадз в Советский Союз. В 1935 г. он стал сотрудником Ракетного научно-исследовательского института (РНИИ), точнее, отдела под руководством С.П. Королева. Тематика, которой занимался здесь молодой ученый, находилась на переднем крае ракетно-космических исследований: оптимальные режимы работы ракетных двигателей, теоретические вопросы применения составных ракет при полете в атмосфере и вне ее и т.п. Он обнаружил ряд явлений, получивших впоследствии характерные названия: "парадокс предварительного падения ракеты", "парадокс массы топлива", "парадокс повторных пусков двигателя". Кроме того, Штернфельд изобрел андроид — механизм, имитирующий действия человеческих конечностей, устройство для записи движений человеческой руки, винтовой пресс с управляемым усилием. Заложенные в них идеи нашли воплощение в конструкциях скафандров, роботов, приспособлений для отбора и изучения грунта планет.
К сожалению, счастливый и столь плодотворный этап работы в РНИИ оказался слишком кратковременным. В 1937 г., трагическом для советского народа, особенно для научной и творческой интеллигенции, институт был "реорганизован", а по сути, прекратил существование: ведущие сотрудники, в том числе Королев, репрессированы, а Штернфельд "всего лишь" уволен. Хотя ученый остался не у дел и на многократные просьбы о зачислении в штат какого-либо академического института получал неизменные отказы, он продолжал заниматься собственными исследованиями и пропагандой ракетной техники и будущих космических полетов: регулярно публиковал статьи в научно-популярных журналах, выступал по радио. Даже обратился в высокие инстанции с письмом, в котором доказывал необходимость развития космонавтики.
К тому времени его имя приобрело известность и авторитет в научном мире. Вышло в свет русское издание главного труда его жизни — монография "Введение в космонавтику". Любопытна история ее создания. Штернфельд приступил к работе над ней в 1932 г. и в течение полутора лет писал ее в маленькой полутемной комнатке родителей в Лодзи. Многочисленные и трудоемкие расчеты он выполнял на арифмометре, одалживая его на воскресенье (день и две ночи!) у знакомого бухгалтера. Кстати, полученные с помощью этого нехитрого инструмента данные об орбитах планет, траекториях космических перелетов, параметрах ракет и прочие результаты оказались более правильными и точными, чем опубликованные до него. А. Штернфельд хотел, чтобы книга прежде всего вышла на родине, в Польше, но, столкнувшись с более чем прохладным отношением со стороны польских ученых, обратился к французским издателям. Здесь ее по достоинству оценили специалисты (хотя и не все), и автор был удостоен Международной премии по астронавтике. Одновременно он передал экземпляр рукописи через Торгпредство СССР в Париже Советскому правительству в полное его распоряжение, однако книгу удалось перевести на русский язык и издать лишь после переезда ученого в Советский Союз. Зато она была дополнена результатами последних исследований, в частности, выполненных в РНИИ. Много лет спустя, когда космонавтика станет привычным понятием, а космические полеты - чуть ли не рядовыми событиями, академик Б.В. Раушенбах скажет о монографии Штернфельда: "Это было первое систематическое изложение совокупности проблем, связанных с предстоящим завоеванием космоса, - от строения Солнечной системы до релятивистских эффектов при космических полетах. Неудивительно, что по этой книге учились многие из тех, кому в будущем предстояла практическая работа по завоеванию космоса".
А. Штернфельд (справа) с летчиками-космонавтами |
Главная особенность монографии — сочетание чисто теоретических аспектов проблемы с конкретными выводами и рекомендациями, которые, как правило, находили применение или подтверждение на практике. К примеру, тщательно проанализировав достоинства и недостатки многоступенчатых ракет, Штернфельд рекомендовал ограничиваться минимальным числом ступеней в пределах заданных энергетических требований. Правильность этого принципа подтверждается всей практикой современного ракетостроения. То же можно сказать и о рекомендациях по выбору материалов, топлива для ракет, систем их стабилизации и управления. Рассчитав и сопоставив различные траектории выведения космических кораблей на орбиты и спуска, автор предложил такие, что обеспечивают оптимальные режимы с точки зрения перегрузок, испытываемых космонавтами. В монографии обсуждаются также вопросы жизнеобеспечения экипажа корабля, медико-биологические и экологические аспекты полета — словом, весь спектр проблем практической космонавтики. Напомним, монография написана по крайней мере за четверть века до прорыва человека в космос и, без сомнения, сыграла важную роль в подготовке этого события. А накануне, в 1955-1956 гг., вышли еще две книги Штернфельда: "Межпланетные полеты" и "Искусственные спутники Земли". Они приобрели огромную популярность после того, как в 1957 г. мир услышал знаменитые позывные советского спутника. Вместе с вышедшей несколько ранее книгой "Полет в мировое пространство" они издавались 25 раз в 18 странах. С учетом опыта, полученного при запуске первых спутников, Штернфельд готовит новую монографию "Искусственные спутники". Она вышла в свет
А. Штернфельд со слушателями после лекции в Варшавском университете, 1964 г. |
Главной сферой научных интересов А.Штернфельда на протяжении всей творческой деятельности была механика космического полета. Независимо от Циолковского, чьи работы он, конечно, знал и высоко ценил, ученый предложил классификацию космических скоростей (первая, вторая и т.д.), их механико-математические определения и числовые выражения. Он рассчитал оптимальные навигационные сезоны, хронологию и режимы запусков космических аппаратов, исходя из решаемых задач, энергетически наиболее выгодные траектории. Расчеты Штернфельда (с учетом возможностей, открывшихся с применением ЭВМ) блестяще подтвердились и были использованы при размещении космодромов, выборе дат запусков спутников и кораблей, расчете их траекторий, в том числе при аварийном спуске.
А. Штернфельд у памятника К.Э. Циолковскому в Калуге, 1957 г. |
"Начав исследование энергетически выгодных траекторий полета к Солнцу, — рассказывают биографы, — Штернфельд развил и обобщил полученные выводы для случая перелета с орбиты искусственного спутника на центральную планету, а затем запуска на орбиту спутника планеты и, наконец, для переходов между орбитами. Результатом этих обобщений стала трехимпульсная, биэллиптическая траектория перехода, называемая в современной механике космического полета именем Штернфельда".
Его идеи оптимального использования трехимпульсных маневров оказались чрезвычайно плодотворными и вошли в современную практику. Траектории первых советских и американских искусственных спутников "Луна-1", 'Венера-1", "Марс-1", "Пионер-4", "Пионер-5", "Рейнджер-3", запущенных в 1959— 1962 гг. на гелиоцентрические орбиты, почти со стопроцентной точностью совпадают с траекториями, рассчитанными Штернфельдом. Он впервые указал на энергетическую целесообразность промежуточного старта, причем не с Луны, а с низкорасположенных околоземных орбит. Начиная с запуска автоматической станции "Венера-1" (1961 г.), такие промежуточные орбиты используются во всех схемах выведения космических аппаратов на траектории полета к другим планетам, запуска искусственных спутников Земли на орбиты с большим апогеем (например, спутники серий "Молния" и "Прогноз"), а также на стационарные орбиты с космодромов, расположенных вдали от экватора.
Помимо упоминавшихся выше "ракетных парадоксов", Штернфельд обосновал несколько "космических парадоксов", в частности такой. Если в качестве промежуточной использовать эллиптическую орбиту искусственного спутника Земли, то разгонный двигатель для дальнейшего полета выгодно включать, вопреки "здравому смыслу", не в ее апогее, т.е. в точке наибольшего удаления от Земли, а, наоборот, в перигее.
Неизменным успехом, по свидетельству авторов книги, до сих пор пользуются научно-фантастические "репортажи", написанные ученым от лица воображаемых участников и очевидцев космических событий. Эти "репортажи", опиравшиеся на строго научную основу, призваны были в увлекательной форме доводить до читателей сведения по космической науке и технике, астрономии и смежным областям знаний, пропагандировать достижения и возможности космонавтики.
Штернфельда читают на 36 языках в 39 странах мира. Невозможно подсчитать, скольких людей он заразил мечтой о путешествиях к звездам.
И.М. БЕККЕРМАН
Фото из архива издательства "Наука"