Стягивающая система оболочки дирижабля Циолковского (модель) |
Тысячи талантливых людей из народа погибали Царской России. Десятки тысяч талантов погибают сейчас в капиталистических странах. Не будучи в силах бороться с нуждой, не будучи в состоянии пробить себе дорогу в условиях капиталистического общества, они не получают возможности осуществить свои мечты, идеи, изобретения. Дореволюционная жизнь знаменитого деятеля науки К. Э. Циолковского является ярким примером судьбы талантов из народных масс в капиталистических странах. И одновременно послереволюционная жизнь К. Э. ярко олицетворяет те возможности, ту помощь, тот почет, которые предоставляет трудящимся массам советская власть.
Самоучка, угнетаемый глухотой, полученной им в детстве в результате перенесенной скарлатины, родившийся в большой семье лесничего — «неудачника, изобретателя и философа» (по словам самого К. Э.), Циолковский с раннего детства увлекался математикой, физикой и особенно механикой.
В раннем детстве обнаружились и незаурядные изобретательские способности Циолковского. Четырнадцатилетний мальчик делал опыты с бумажными аэростатами, увлекался идеей летания с помощью механически работающих крыльев, сам мастерил токарные станки, строил двигатели, изготовил коляску, передвигающуюся во все стороны при помощи ветра. «Модель прекрасно удалась и ходила по крыше, по доске против ветра. Отец был очень доволен, и изобретателя совлекали с крыши, чтобы показать машину гостям в комнате. Тут опыт также блестяще удавался. Ветер же я производил с помощью мехов. Одновременно ходила у меня по полу и другая модель, приводимая в движение паровой машиной турбинной системы».
И наряду с изобретениями постоянная учеба, трудная для него в особенности потому, что бедность семьи и отчасти глухота не давали возможности учиться в школе. Учился Циолковский, главным образом, самостоятельно, но уже тогда удивлял он своими необычайными способностями, в особенности в математике и физике. «Я так привык к самостоятельной работе, что считал более легким для себя доказать теорему без книги, чем вычитывать из нее доказательства».
В царской России величайший ученый-самоучка был затравлен заправилами науки. Они видели в Циолковском мечтателя, фантазера, они высмеивали или замалчивали его труды.
Личная жизнь Циолковского до Октябрьской революции также не способствовала научной деятельности. Его самостоятельная сорокалетняя дореволюционная жизнь — это тяжелый трудный путь бедного многосемейного учителя в глухом провинциальном уголке. И ничто, однако, не могло остановить гигантского труда ученого-самоучки. Не переставая ни на один день, творил он свои гениальные проекты.
В 1887 г., за несколько лет до первых проектов Цеппелина, Циолковский сделал в Москве доклад, об «аэростате металлическом, управляемом», результате долголетнего упорного труда. Циолковский изложил блестящий проект особого воздушного корабля, более легкого, чем воздух, с металлической оболочкой, не пропускающей газы, корабля, могущего перевозить десятки людей, корабля, управляемого человеком. Это был ошеломляющий проект, революция в воздухоплавании, грандиозный прыжок в будущее.
Но... заправилы науки не поняли или не хотели понять всей важности мысли бедного провинциального учителя. Его доклад не потревожил «деятелей науки». Рассмотрение проекта в Русском техническом обществе также не привело к положительным результатам. Проф. Жуковский дал блестящий отзыв, в котором признал идеи и расчеты Циолковского вполне правильными, но общество забраковало проект самоучки. Решение общества гласило: «Аэростат силой вещей обречен навеки остаться игрушкой ветров».
Не помогла и выпущенная Циолковским книга «Аэростат металлический, управляемый». Не нашлось людей, которые поддержали бы проект и помогли бы автору материально. Сбор средств на постройку дирижабля, организованный Циолковским с помощью друзей через газету «Русское слово», дал мизерную сумму, недостаточную даже для постройки модели.
И до революции, до установления советской власти проект великого ученого, первым в мире поставившего, научно и технически обосновавшего идею управляемого металлического дирижабля, оказался неосуществленным. Лишь небольшая модель такого дирижабля хранилась в Калужском музее «им. купчихи Рыжичкиной», пожертвовавшей свой дом музею.
В 1894 г., за восемь лет до первых полетов братьев Райт, Циолковский опубликовал новый проект: «Аэроплан, или птицеподобная авиационная летающая машина», в котором он разрешил вопрос о передвижении по воздуху на машинах тяжелее воздуха, математически разработал теорию аэроплана и создал законченный проект этого летающего аппарата. Но и этот проект остался только проектом.
В 1896г. Циолковский соорудил первую в России крохотную аэродинамическую трубу, с которой произвел множество опытов по сопротивлению воздуха.
В 1903 г. в журнале «Научное обозрение» Циолковский опубликовал новую, огромную по замыслу и значению, работу «Исследование мировых пространств реактивными приборами».
Всегда считалось, что невозможен такой аппарат, который мог бы носиться по воле человека в безвоздушном пространстве. Циолковский опроверг это убеждение. Он доказал, что такой летательный аппарат построить можно. Первым в мире Циолковский выдвинул идею применения в качестве двигателя мощной ракеты. И, как и всегда, он не только выдвинул идею, но и обосновал ее надлежащими и правильными математическими расчетами. Циолковский дал проект космического корабля.
Схемы ракет Циолковского |
Труд Циолковского о реактивных аппаратах для исследования межпланетных пространств появился за 16 лет до книги проф. Годдарта «О ракетах для крайних высот» и за 20 лет до книги проф. Оберта «О межпланетных ракетах». И на этот труд в царской России не обратили внимания, так же как и на работы Циолковского об аэроплане и дирижабле. Зато в Америке и Европе все его работы производили большое впечатление. Виднейшие мировые ученые — Годдарт, Оберт, Пельтри, погибший Вальер — считали Циолковского своим учителем. Вы зажгли свет, и мы будем работать, пока величайшая мечта человечества не осуществится», писал Циолковскому Оберт.
Деятельность Циолковского не ограничивалась вопросами летного дела. Диапазон его мысли был грандиозен. Его исследовательская и изобретательская деятельность простиралась и в области физики, механики, геологии, астрономии, физиологии. Один перечень его работ насчитывает сотни названий.
Грандиозная фантазия являлась импульсом творческой деятельности великого изобретателя. «Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка, за ними шествует научный расчет, и уже в конце концов исполнение венчает мысль», писал Циолковский в предисловии к своему труду «Исследование мировых пространств реактивными приборами».
Его фантазия не знала пределов, и он дал ряд изумительных по широте и продуманности научно-фантастических проектов. Здесь и овладение тропиками, и заселение пустынь, неприступных гор и даже океанов, и уничтожение атмосферы, мешающей проникновению значительной части солнечной энергии, и создание новых видов высококалорийных растений, и переселение людей на астероиды, планеты.
Вся жизнь, все труды Циолковского были направлены на благо человечества. И нельзя дать более правильную характеристику, чем та, которую он дал себе сам в следующих словах: «Основной мотив моей жизни, — сделать что-либо полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба ни силы. Но я надеюсь, что мои работы, может быть, скоро, а может быть, и в отдаленном будущем, дадут обществу горы хлеба и бездну могущества».
Лишь при советской власти Циолковский получил полное признание. Знание Орден Трудового красного знания, избрание членом Коммунистической академии, персональная пенсия — явились заслуженной оценкой трудов изобретателя. Строительство в Союзе цельнометаллического дирижабля воплощает в жизнь одно из наиболее ценных изобретений Циолковского.
Октябрь дал 60-летнему изобретателю признание и ту свободу, о которой Циолковский мечтал всю жизнь.
Революция не только дала полный простор творческой деятельности Циолковского, но и создала для него такие условия работы, о которых он не мог раньше мечтать. И в послереволюционное время, несмотря на свой возраст, Циолковский развил кипучую энергию. Его последние годы были насыщены необычным творческим горением. Он руководил работой конструкторского бюро Дирижаблестроя КВ-3, работал в ряде комитетов, в том числе в комитете по реактивному движению и в стратосферном комитете, конструировал полуреактивный стратоплан, писал новые труды, читал лекции.
Революция вдохнула в него новые силы. И до конца дней своих Циолковский был с революцией, с советской властью, с партией.
«Сенаторы и старые профессора меня не признавали, а рабочий класс быстро меня понял. У нас с ним стремления одни: он стремится в высь, и я туда же», говорил он. И Циолковский был бесконечно благодарен партии и правительству. За 15 дней до смерти, — больной, он пишет: «Я всю жизнь рвусь к новым победам и достижениям. Вот почему только большевики меня понимают. Я бесконечно благодарен партии и советскому правительству.
Остаток своей жизни Циолковский целиком отдал советской стране и, умирая, он передал ей все свои труды.
Почти на смертном одре писал Циолковский замечательное письмо свое тов. Сталину:
Мудрейший вождь и друг всех трудящихся, — тов. Сталин! Всю свою жизнь я мечтал своими трудами хоть немного продвинуть человечество вперед. До революции моя мечта не могла осуществиться. Лишь Октябрь принес признание трудам самоучки; лишь советская власть и партия Ленина — Сталина оказали мне действенную помощь. Я почувствовал любовь народных масс, и это давало мне силы продолжать работу, уже будучи больным. Однако сейчас болезнь не дает мне закончить начатые дела. Все свои труды по авиации, ракетоплаванию и планетным сообщениям передаю партии большевиков и советской власти — подлинным руководителям прогресса человеческой культуры. Уверен, что они успешно закончат эти труды».
И умирающему читали ответ тов. Сталина:
«ЗНАМЕНИТОМУ ДЕЯТЕЛЮ НАУКИ тов. К. Э. ЦИОЛКОВСКОМУ.
Примите мою благодарность за письмо, полное доверия к партии большевиков и советской власти. Желаю Вам здоровья и дальнейшей плодотворной работы на пользу трудящихся. Жму Вашу руку.
И. СТАЛИН»
(Правда 18/IX 1935г.)
Москва
15/VIII 1936