вернемся в библиотеку?

«Наука и жизнь» 1936 г. №5


РАКЕТЫ-РАЗВЕДЧИКИ
И РАКЕТЫ-СНАРЯДЫ


Разведка в слоях воздуха, лежащих на высоте 20—30 км, имеет огромное значение для предсказания погоды и для изучения космических лучей. Уже существует много методов такой разведки, но одни из них чрезвычайно дороги, а другие не дают достаточно хороших результатов.

В Америке для метеорологических исследований впервые решено применить ракеты. Ракета в настоящее время может поднять метеорологические инструменты пока на высоту 15—20 км. Здесь часть снаряда с инструментами отделяется и спускается на землю при помощи маленького парашюта. Остальная часть снаряда также имеет парашют, чтобы, упав в населенном пункте, она не причинила вреда и чтобы сохранился ценный механизм. Спускаясь, метеорологические инструменты будут регистрировать давление и силу ветра, давление и влажность воздуха. Маленькие передатчики радиосигналов, излучающие волну особой длины, дадут возможность быстро найти инструменты и ракету.

Благодаря дешевизне и простоте аппаратов-разведчиков, их можно будет выпускать в массовых количествах, и подробные сведения о состоянии верхних слоев атмосферы позволят точнее предсказывать погоду, чем теперь.

Снаряды для метеорологических исследований будут представлять собой ракеты, снабженные жидким горючим.

Первым опытом Американского ракетного общества в Клевеланде был выпуск ракеты «Репульсор», сконструированный по типу германских ракет. Германская ракета «Мирак» очень похожа на орудийный снаряд. Центральная ее часть занята большим резервуаром с кислородом: внизу — камера сгорания, заканчивающаяся очень короткой выпускной трубкой. В камеру сгорания по тонкой трубке подводится бензин. Интересно устроен резервуар с бензином. Он сделан в виде длинной трубки небольшого диаметра, направляющей снаряд во время полета, как палка направляет обыкновенную ракету.

Усовершенствованная американская ракета устроена иначе. Вокруг центральной выпускной трубы, непосредственно сообщающейся с камерой сгорания, укреплены цилиндр с горючим (бензин) и резервуар с кислородом. Резервуары с горючим и кислородом разделены пространством с сжатым азотом. Таким образом «мотор» ракеты охлаждается не только воздухом, как у только что описанной ракеты, но и самим горючим. Широкая выхлопная трубка Вентури должна повышать полезную отдачу мотора.

Инженеры Аренс, Маннинг и другие сконструировали ракету, стараясь как можно больше уменьшить для нее сопротивление воздуха. Для этого ее поперечное сечение сделано минимальным благодаря расположению всех резервуаров в одну линию. Ракету Аренса очень легко разбирать и чинить, но отдача ее ниже, так как выхлопные трубки этой ракеты производят только одно тянущее усилие. Ракету пробовали 9 сентября 1934 года вблизи Нью-Йорка. В несколько секунд она поднялась выше ста метров, но в дальнейшем изменила направление полета и с большой скоростью упала в мере. Оказалось, что давление, развитое газами в камере сгорания, вырвало одну из выхлопных трубок.

Другой интересный тип ракеты представляет снаряд, у которого горючее и кислород находятся в одной и той же цилиндрической оболочке и отделены подвижным поршнем. Так как жидкий кислород постоянно испаряется и давление в его резервуаре увеличивается, то конструкторы решили использовать поршень для подачи в камеру сгорания не только кислорода, но и бензина.


Полет ракеты

Работы американских специалистов по ракетным снарядам в 1935 г. были посвящены созданию реактивного мотора — сердца ракеты. До сих пор еще не найдены подходящие для этого мотора металлы и сплавы. Нужно много опытов, чтобы определить направление, в котором должна поступать горючая смесь, в каком количестве, какое пропорциональное отношение должно существовать между отдельными составляющими смеси. Теоретические исследования дают только направляющие указания для необходимых опытов.

Клевеландское ракетное общество сейчас ограничивается главным образом опытами с моторами, отложив усовершенствование ракеты в целом, пока не будет создан безукоризненный реактивный двигатель.

Испытываемый реактивный двигатель (см. рис.) укрепляется на подвижном станке и уравновешивается противовесом. Развивающиеся при работе усилия определяются специальными инструментами. Американское ракетное общество же отказалось от надежд существовавших на заре изучения реактивных двигателей. Теперь почти никто не мечтает применить реактивный двигатель на земле или даже на самолете. Полезное действие ракеты действительно больше, чем любого известного нам двигателя. Но высокая отдача ракеты мыслима лишь при чрезвычайно больших скоростях. Скорость же всех колесных средств передвижения (автомобилей и поездов) и даже самолетов относительно мала. Им никогда не угнаться за скоростью истечения газа. Ракетный автомобиль инж. Оппеля, например, двигался с полезной отдачей лишь в 1%. Поэтому будущее применение реактивного мотора, очевидно, возможно только на снарядах-ракетах описанных выше типов.

Есть у ракет и другая область применения. В Германии сейчас в абсолютно засекреченной обстановке заканчиваются опыты с чудовищной ракетой в 8 метров длиной и с диаметром в 1 м. Ракета, сделанная из алюминия и электрона, снабжена устройством, развивающим каскадное ускорение. Несомненно, что эта ракета готовится для военных целей.

Снаряд-ракета будет гораздо страшнее обычного снаряда из любой пушки. Ракетами можно было бы обстреливать противника и его тыл на расстоянии нескольких тысяч километров!

Управление ракетами — прицеливание — теоретически, уже не представляет непреодолимых трудностей. На ракете устанавливаются радиоприемники, принимающие сигналы «стреляющей» радиостанции и действующие через усилитель на механизм ракеты. Вместо радиоприемника можно использовать фотоэлемент, который «батарея» освещает невидимым инфракрасным лучом.

Снаряд-ракета будет особенно опасен, если он сам сумеет ловить мишень. Для этого его надо снабдить «ушами»-звукоуловителями и глазами-фотоэлементами. Такая ракета могла бы преследовать самолет, отбрасывающий инфракрасные лучи от своего нагретого мотора на фотоэлементы ракеты. Фотоэлемент, пропустив через себя ток под влиянием инфракрасных лучей, привел бы через усилитель в действие механизм, управляющий стабилизаторами и рулями. Попав в лучи, исходящие от нагретых частей самолета, или наткнувшись на звуковые волны, распространяемые движущимися частями мотора, ракета преследовала бы цель, словно притягиваясь к ней магнитом. Точно так же ракета-снаряд могла бы устремиться и к военному кораблю или к военным производствам в тылу противника.

А. Морозов

Москва, 13 марта 1936 г.
Опытная установка Американского ракетного общества для изучения реактивного мотора