В этом кратком очерке мы хотим изложить в общих чертах историю русской ракеты в течение первых двух столетий ее развития, т. е. с 1680 по 1880 г. Дальнейшая история нашей ракеты уже достаточно освещена в печати, и потому здесь мы ею заниматься не будем.
С самого детства Петр I был страстным любителем фейерверочного искусства. Он часто заходил в ракетное заведение, основанное еще в 1680 г. в Москве; там он собственноручно, как рассказывает Патрик Гордон1, изготовлял ракеты и другие пиротехнические изделия. Тогда еще западноевропейские пиротехники передавали русским мастерам свой опыт, накопленный за границей, в их же руках находилось руководство ракетным заведением. Однако со временем русские пиротехники перестали нуждаться в помощи иностранных специалистов.
Сигнальная ракета образца 1717 года. |
1Сподвижник Петра I, шотландец, военный деятель, на русской службе с 1661 по 1699 г. (год смерти).
«Первый фейерверк, какого Москва еще никогда не видала, сожжен на речке Пресне 26 февраля 1690 г. ...Разноцветные огни в замысловатых фигурах, придуманных самим царем, горели далеко за полночь. То же повторялось в следующие годы каждую масляницу. Например, на маслянице 1693 г. Петр на Пресне спустил обычный фейерверк, изготовленный его собственными руками. После троекратного залпа из 56 орудий вспыхнул белым огнем павильон... Между тем летели на воздух из царских рук ракеты» 2.
2 Н.Устрялов, История царствования Петра Великого, СПб, 1858.
Самый большой фейерверк за время царствования Петра I был сожжен 22 октября 1721 г. в С.-Петербурге по случаю заключения Ништадского мира с Швецией. По словам С. Н. Шубинского3 во время према «государь... только изредка появлялся в зале... оставаясь большей частью внизу, потому что распорядитель приготовленного фейерверка сильно подвыпил за обедом, и Петр, не надеясь на него, сам заботился о всем... Фейерверк был составлен по указаниям и при участии государя и удался прекрасно».
3«Исторические очерки и рассказы», изд 3, СПб., 1893, стр 36.
Однако уже в петровскую эпоху ракеты использовались не только для увеселительных целей, но и для сигнализации на войне. Петровская сигнальная ракета ракета образца 1717 г. употреблялась почти без изменения свыше 170 лет4. Эта ракета диаметром в 44 мм показана на приводимом здесь рисунке. Ее устройство описывается в «Кратком руководстве» следующим образом:
4 «Краткое руководство артиллерийской службы», отдел III, СПб., 1878.
«Наша сигнальная ракета состоит из цилиндрической толстостенной бумажной гильзы a, имеющей в нижнем конце узкое отверстие или жерло b; внутренность гильзы, выше жерла, плотно набита сильным или форсовым составом c, в котором непосредственно над жерлом расположен усеченно-конический канал d, закрытый сверху сплошным или глухим слоем такого же состава e; выше этого слоя состава гильза наполнена порохом f, над которым стены ее сведены вместе и завязаны; к наружной стороне гильзы привязан длинный деревянный брусок или хвост g, который далее спускается ниже гильзы, параллельно ее оси».
Во второй половине XVIII в. количество фейерверочных ракет значительно увеличивается, и они становятся гораздо разнообразнее. Каталог увеселительных фейерверков, изданный в начале XIX в. военной пиротехнической лабораторией, содержит иллюстрации ракет стоимостью от 14 коп. до нескольких тысяч рублей.
Этот каталог был снабжен «Положением о фейерверках», которое устанавливало государственную монополию на пиротехнические изделия5 и налагало на покупателя обязанность осведомить полицию о предстоящем сожжении фейерверков (т. е. о «благонадежном» использовании пороха), а на мастеров — ответственность за аварии при изготовлении этих изделий.
5Монополия эта была отменена только спустя более 50 лет.
В это время в Западной Европе ракеты начали применять и в качестве боевого оружия. С помощью ракет системы английского генерала Вилляма Конгрева был сожжен Копенгаген (1807), а в 1813 г. эти ракеты были с успехом применены во время Лейпцигского сражения. Ракеты как боевое оружие получили тогда признание в Пруссии, Австрии, а затем и в других странах, где также были организованы специальные войсковые части, обученные ракетному бою. Все это привело к тому, что и царское правительство вынуждено было заинтересоваться этим оружием и ввести его на вооружение армии. Задача изготовления и усовершенствования ракет была возложена на незначительное тогда Петербургское ракетное заведение. Первые образцы боевых ракет были изготовлены под руководством генералов Засядко, Козена, Бонтана и полковника Внукова. Впервые боевые ракеты были применены русскими во время турецкой войны 1828—1829 гг., а вскоре затем и в войне с Польшей; примененные образцы оказались совершенно неудовлетворительными с точки зрения верности стрельбы, вследствие чего боевая ракета была почти заброшена и фейерверочная ракета снова заняла первое место в изделиях русского ракетного заведения.
Развитие фейерверочных ракет вызывало соответствующее усовершенствование боевых ракет, и наоборот, так как боевые ракеты отличаются от фейерверочных, главным образом, лишь родом полезного груза: осветительные, сигнальные и зажигательные ракеты несут в качестве полезного груза заряды специального состава, дающие при воспламенении мощный источник света или огня, фугасные же ракеты снабжены зарядом взрывчатого вещества. Наконец, «ракеты, вооруженные картечью, действуют подобно картечным гранатам: граната или жестянка с пулями утвержденная в переднем конце ракеты, разрывается от действия небольшого разрывного заряда в момент приобретения ракетой наибольшей скорости, и пули продолжают полет вследствие приобретенной ими скорости» 6.
6 Из 2-й части Курса артиллерии, ген. майора Весселя, 1851.
В 1841-1843 гг. в России производились испытания ракет против земляных укреплений и для разрушения минных галерей.
Английская спасательная ракета, употреблявшаяся в России в 60-х годах XIX в. Ручной пресс петербургского ракетного заведения для набивки ракет (первая половина XIX в.) |
В 1847 г. руководство Петербургским ракетным заведением перешло в руки генерала Константинова. При новом руководстве царствовавшая издавна в ракетном заведении кустарщина была быстро изжита, боевые ракеты тщательно испытаны и строго стандартизированы. B 50-х годах прошлого века боевые ракеты с успехом использовались в военных действиях на Кавказе и в Туркестане.
Основываясь на французсш источниках, Константинов рассказывает, что во время осады Севастополя в 1855 г. «одна заблудившаяся ракета остановила транспорт, движение которого не могло быть прекращено ни разрывными снарядами, ни ружейными пулями. А произошло это так: лошади первых дрог, испуганные боевой ракетой, которая пролетела по верху повозки, сделали крутой поворот, и дышло было сломано; в то же время правое колесо вторых дрог по ступицы ушло в яму, образованную бомбой».
В другом месте работы Константинова «О боевых ракетах» СПб, 1864) говорится: «При осаде Пишпека (ныне г. Фрунзе, осада происходила в 1860 г.) ракеты, перелетевшие через вал, продолжали настильно свой полет вдоль валганга смежного фаса и прерывали таким образом ружейную стрельбу, производившуюся сзади фаса, заставляя неприятельских стрелков оставлять свои места».
Успех ракеты системы Константинова явился достаточной причиной для увеличения производства этого рода снарядов. Константинов проектировал создание крупного механизированного ракетного заведения, но осуществление его проекта не было доведено до конца царским правительством. Однако машины системы Константинова вскоре были применены для изготовления боевыx ракет в Севилье (Испания).
Константин Иванович Константинов серьезно изучал всевозможные применения ракеты. Вскоре после появления воздушных шаров предлагаться стали предлагатся проекты постановки на них ракетного двигателя; Константинов отрицательно смотрел на этого рода предложения:
С первого взгляда кажется, — писал он в 1856 г., — что ракета представляет особенно удобное средство для перемещения аэростатов, но при ближайшем рассмотрении дела обнаруживается противное... Движущая сила ракет, ограничивающаяся почти одним сильным толчком в начале действия, неспособна для перемещения больших масс в продолжительное время на значительные расстояния, как это уже давно сделалось несомненным при домогательствах применения ракеты к перемещению плавающих на воде тел, например брандеров».
Как замечательный специалист ракетного дела Константинов сразу понял, что этот путь ракетной техники не имеет никакой будущности. И в самом деле, наземные экипажи с ракетными двигателями заведомо не могут конкурировать с обычными машинами, так как при малых скоростях, доступных для наземного транспорта, коэффициент полезного действия ракеты слишком мал, и потому радиус действия такого экипажа был бы ничтожен.
Константинов исследовал также спасательные ракеты (такие ракеты служат для переброски троса с терпящего бедствие корабля на берег или обратно). Ему удалось увеличить дальность этих ракет в 1½ раза по сравнению с английскими. Что касается боевой ракеты, то Константинов довел ее дальность до 4 км, в то время как дальность русских ракет старого образца достигала всего 1 км. Однако эффективность обычных артиллерийских снарядов значительно опередила мощность боевых ракет, и поэтому близорукое царское правительство отказалось в 60-х годах от дальнейшей поддержки работы Константинова. Он умер в Париже в 1871 г., так и не добившись возможности довести до конца организацию крупного ракетного заведения в г. Николаеве.
С 1873 по 1880 г. на Николаевском полигоне производились опыты с 3-дюймовыми осветительными ракетами. С этого времени вплоть до Октябрьской революции в России употреблялась с незначительными изменениями осветительная ракета модели 1880 г.