Б |
Вопрос о межпланетных путешествиях издавна привлекал внимание крупнейших ученых мира. Широкое применение в прошлом веке пороховых военных ракет, натолкнуло исследователей на мысль о возможности использования подобного типа летательных приборов для полета человека. Многие из них, и прежде всего автор первой схемы реактивного летательного аппарата русский революционер Н. И. Кибальчич, предугадывали в пороховых ракетах прообраз будущих реактивных кораблей. Однако для развития этих идей необходимо было строгое научное обоснование.
Опираясь на законы механики, К. Э. Циолковский впервые создал теорию полета ракеты с учетом изменения ее массы в процессе движения. Подробно разработав условия взлета ракеты и возвращения ее на Землю, Циолковский всесторонне исследовал влияние сопротивления воздуха на движение ракеты и подсчитал необходимые запасы топлива для преодоления силы притяжения Земли и сопротивления ее воздушной оболочки. Ученым была создана схема жидкостного — реактивного двигателя, предложена идея управления ракеты в безвоздушном пространстве с помощью газовых рулей и высказан ряд других ценных мыслей в области ракетной техники.
В полном одиночестве, без всякой поддержки со стороны царского правительства, в обстановке презрительного неверия в его идеи Циолковский начал упорную борьбу за развитие астронавтики — науки о полетах в мировое пространство. Пытливый изобретатель уже тогда понимал, что «человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство». Со страстью подлинного ученого, упорно и настойчиво Циолковский пропагандировал необходимость развития реактивной техники. В годы, когда появились только первые самолеты, Циолковский утверждал, что «за эрой аэропланов винтовых должна следовать эра аэропланов реактивных».
Только в советское время эти смелые мечты получили признание и смогли осуществиться. Созданная Циолковским теория реактивного движения послужила научным фундаментом для развития ракетной техники и современной авиации. В 1956 году на линиях гражданского воздушного флота СССР появились реактивные пассажирские самолеты «ТУ-104», созданные талантливым коллективом советских авиаконструкторов под руководством академика А. Н. Туполева. А несколько месяцев назад советскими учеными созданы еще более совершенные четырехмоторные пассажирские самолеты «ТУ-110». Как известно, в настоящее время наиболее быстроходные реактивные машины развивают скорость до 2 тысяч километров в час, а потолок многих реактивных самолетов уже превысил 20 километров.
Выдающиеся успехи достигнуты в настоящее время и в области ракетной техники. Еще в 1911 году Константин Эдуардович писал, что «с момента применения реактивных приборов начнется новая, великая эра в астрономии», когда человек сможет «поднять рукой камень с Луны, устроить движущиеся станции в эфирном пространстве... наблюдать Марс на расстоянии нескольких десятков верст, спуститься на его спутники или даже на самую его поверхность...»
И сейчас приближается день, когда свершатся эти мечты Циолковского. В настоящее время высотные ракеты уже запускаются на сотни километров для исследования верхних слоев атмосферы. В них на высоту более 100 километров поднимают и животных, изучая которых ученые наблюдают действие разреженных слоев атмосферы на живые организмы. В течение Международного геофизического года советские ученые сделают первый шаг и на пути космических полетов — с Земли будет запущен искусственный спутник.
Целью всей жизни великого изобретателя было горячее желание «своими трудами хоть немного продвинуть человечество вперед». И теперь, когда серебристые реактивные машины, ведомые отважными летчиками, со сверхзвуковой скоростью проносятся над нашей головой, когда запуск искусственных спутников становится реальностью, мы с чувством глубокого уважения вспоминаем Константина Эдуардовича Циолковского — человека, посвятившего всю свою жизнь развитию авиационной науки и реактивной техники.