«Наука и жизнь» 1973, №5, с. 122-124.
сканировал Игорь Степикин
Сэмюель ТОЛАНСКИЙ. СТЕКЛЯННЫЕ ШАРИКИ С ЛУНЫ
Частицы лунного осадочного слоя под микроскопом (размер частиц 0,25 - 0,5 миллиметра). (Фото вверху.)
Шарик (диаметр - 1 миллиметр).
Цилиндрическая фигурка (0,38x0,25 миллиметра).
Стеклянный шарик из Богемии, образовавшийся, вероятно, при падении метеорита.
Стеклянные шарики, отсортированные из лунного грунта (увеличено).
Когда за шесть месяцев до первого полета человека на Луну я заявил на заседании Английского Королевского общества, что на поверхности Луны много стеклянных шариков, это было всего лишь предположение, основанное на логических рассуждениях.
Потом ко мне в руки попали образцы тонкозернистого лунного грунта, доставленного на Землю экспедициями «Аполлон-11» и «Аполлон-12». Уже из первой порции (пять граммов) я смог вручную, без микроскопа, отобрать около 200 стеклянных шариков и стеклянных цилиндрических фигур.
Они были покрыты плотно приставшим слоем материнской пыли, легко приобретающей слабо положительный электростатический заряд и от этого прилипающей еще крепче. Потребовалось много часов кропотливой работы, чтобы обнаружить, рассортировать и очистить эти шарики.
Большинство шариков и фигурок было янтарного цвета со стеклянно-прозрачным зеркальным блеском. Некоторые отливали темно-серым металлическим блеском, синим или зеленоватым.
У шариков, освобожденных от плотно прилегающего слоя пыли, поверхность зеркально чистая. Нигде не заметно следов коррозии, атмосферной эрозии или других повреждений, позволяющих предположить воздействие газов или жидкостей. Хотя шарики, вероятно, пролежали в лунной пыли миллионы лет, они кажутся совершенно новыми, как в первый день своего появления. Отколы и довольно многочисленные микроцарапины указывают на то, что стеклянные шарики и цилиндры падали на лунную поверхность уже в застывшем состоянии.
В грубом приближении в килограмме лунной пыли содержится примерно 40 тысяч стеклянных фигур, таких, какие можно отсортировать вручную. Если же посчитать и те частицы, которые можно обнаружить лишь с помощью оптического микроскопа, то в одном килограмме лунной почвы (по приближенным вычислениям) содержится не менее 300 миллионов микрошариков.
На поверхности крупных образцов горных пород, доставленных астронавтами на Землю, заметно множество небольших, глубиной один-два миллиметра бороздок, покрытых стекловидной глазурью. Напрашивается мысль, что всю поверхность Луны в течение какого-то очень длительного времени бомбардировал град мелких стеклянных частиц, словно Луну обрабатывали пескоструйным аппаратом.
Можно предположить, что большие метеориты, падая, ударялись о лунные горные породы кремнистого типа (или же сами метеориты состояли из пород кремнистого типа), в момент удара сразу возникали очень высокие температуры, при которых горные породы образуют стеклянный расплав. Это стекло в виде бесчисленных капелек и в виде стеклянных нитей (которые, ломаясь, могли превратиться в мелкие стеклянные цилиндры с закругленными концами) разлеталось во все стороны. Вероятно, уже во время полета частицы стекла застывали, но еще очень горячими ударялись о грунт. Этим можно было бы объяснить происхождение хвостообразных придатков из спекшейся лунной пыли у некоторых шариков. Другие стеклянные частицы, падая, ударялись о скальные породы — так образовались царапины и трещины на шариках.
В результате взрыва, сопровождающего столкновение метеорита с Луной, обширные поверхности горных пород вокруг этого места превратились бы в пыль. Кратеры, бороздки, которые видны на более крупных шариках, могли образоваться в перекрестном огне взметнувшегося облака пыли, осколков метеорита и горных пород.
Существовало еще одно предположение, сильно занимавшее меня в начале исследования. Не являются ли стеклянные шарики «творением рук человека»? Дело в том, что образцы грунта, доставленные «Аполлоном-11», были взяты в месте прилунения, то есть в месте, подвергавшемся воздействию струи раскаленных газов реактивного тормозного устройства. При этом мельчайшие осколки стекла могли сплавиться и превратиться в микрошарики.
К счастью, это предположение удалось опровергнуть. Я внимательно исследовал образцы лунного грунта, взятого в трех разных местах: один — в непосредственной близости от места посадки, другой — на расстоянии полукилометра, а третий — где-то тоже в стороне от посадочного аппарата. Во всех трех образцах было почти одинаковое количество стеклянных шариков и цилиндров. Думаю, что этот факт исключает версию о ракетном двигателе как «фабрике шариков». Шарики уже лежали на поверхности Луны задолго до посадки на нее космического корабля.
Поражает сходство между частицами, обнаруженными в образцах лунного грунта, взятых в местах, отстоящих друг от друга на 1700, 2400 километров. Такое сходство дает основания предполагать, что вся поверхность Луны покрыта слоем пыли одинакового состава. А образовалась она, вероятно, в результате ударов метеоритов одинакового типа. Поэтому можно сказать, что лунный грунт в значительной степени метеоритного происхождения.
Поразительная сохранность, неповрежденность, замечательный зеркальный блеск стеклянных шариков представляются мне загадкой. Конечно, они не подвергались атмосферным воздействиям, но на них действовали другие силы, например, огромные температурные скачки примерно в 300 градусов (лунный день и лунная ночь).
Перевод с немецкого из журнала «Бильд дер виссеншафт».