«Наука и жизнь» 1978, №4, с. 31-32, 1 с. обл, 1 с. вкл.


сканировал Игорь Степикин
Маленькие рецензии

КАРТИНЫ ИЗ БУДУЩЕГО



Портрет астронавта Т. Стаффорда, сделанный А. Леоновым на борту международной орбитальной станции "Союз" — "Аполлон";



Картина А. Соколова "Старт с лунного космодрома".



Эскиз А. Леонова к картине "Искусственное солнечное затмение", сделанный на странице бортового журнала "Союза-19".



"Искусственное солнечное затмение". Художник А. Леонов.


"Репортаж с Венеры". Художник А. Соколов.



"Мягкая посадка на Марсе". Художник А. Соколов.



"Луна" стартует с Луны". Художник А. Соколов.



А. Леонов и А. Соколов. "Над терминатором".
  • Начало космической эры потребовало серьезных напряжений не только от создателей ракет и звездолетов, не только от самих летчиков — космонавтов и тех, кто готовит их, отправляет в полеты. Приобщение человечества к космосу потребовало непростых и нелегких изменений в самой психологии человека — "недостижимо далекое" в нашем сознании с большим трудом превращалось в "уже достигнутое", фантастика — в реальность. И поэтому с благодарностью воспринималась любая помощь в формировании новых фрагментов нашей картины мира, помощь людей, которые раньше других сумели представить себе космические реальности и рассказать о них.
  • В числе этих людей и художники, работающие над космической темой, Алексей Леонов и Андрей Соколов. Около ста созданных ими картин и рисунков стали основой большого альбома "Человек и Вселенная", выпущенного издательством "Изобразительное искусство". В альбом входят также статьи ученых и журналистов, фотопортреты советских космонавтов и короткие рассказы о них, зарисовки, сделанные А. Леоновым в бортовом журнале во время его полета на космическом корабле "Союз-19", фотографии приветственных лозунгов, которыми обменялись советские и американские космонавты во время полета "Союз" — "Аполлон".
  • Первый раздел альбома "Перекрестки звездных дорог" рассказывает о реальных событиях, увидеть которые не мог бы объектив фотоаппарата. Картины этого раздела созданы прекрасным союзом фантазии художника и безупречного знания существа дела, в частности космической техники. Мы видим, как отбрасывается головной обтекатель и выходит на орбиту первенец космической эры — первый советский спутник. Видим, как отходят от мощной трехступенчатой ракеты "Восток" четыре серебристые "сигары" — отработавшие блоки первой ступени. Видим ощетинившийся антеннами гагаринский "Восток", летящий над планетой. А вот и "Автопортрет в скафандре"— Алексей Леонов в открытом космосе во время полета на корабле "Восход-2". Огненными красками рисует Андрей Соколов возвращение советского аппарата "Зонд" в земную атмосферу после облета Луны. Художник показывает нам посадку "Луны-9" на лунную поверхность, стыковку кораблей "Союз-4" и "Союз-5", феерический ночной старт "Союза-9", старт с холодной, безжизненной лунной поверхности космического автомата "Луна-16", первые шаги "Лунохода", прорыв сквозь раскаленную атмосферу Венеры и ажурный купол парашюта, опускающий "Марс-2" на загадочные марсианские пустыни.
  • Во втором разделе "Космос служит людям" два главных героя — изумительная космическая техника и наша Земля. На картинах А. Леонова и А. Соколова как бы оживают знакомые узоры географических карт. Под нами проплывают Африка, район Персидского залива, спирали циклонов над Атлантикой. А вот прилипшие друг к другу мелкие квадратики — кварталы городка "у самого синего моря". Листаешь страницы альбома, и постепенно привычным становится величественное зрелище: удивительное творение человеческих рук — большая космическая машина как бы парит над прекрасным творением природы — нашей голубой планетой.
  • Один из разделов альбома посвящен международному сотрудничеству в космосе. Мы видим старт "Союза-19" и старт "Аполлона", видим сближение кораблей над спящей планетой и их стыковку, на фоне небосвода, окрашенного лучами восходящего солнца. Видим мы совместный полет состыкованных кораблей и, наконец, огромный парашютный купол приземляющегося "Союза" и посадочный модуль "Аполлона", который на строенном парашюте приводняется в Атлантике.
  • Последняя часть альбома — "Взгляд в будущее". Перед нами проходят гигантские космические станции и транспортные корабли грядущих лет, фантастические конструкции лунного космодрома, шагающие марсоходы, космические комплексы, построенные человеком на Фобосе, фотонные звездолеты. Полыхают яркие краски, вырастают непривычные контуры звездных миров, которые предстоит открывать нашим далеким потомкам, янтарные и изумрудные планеты, причудливые живые организмы, прорывы звездолетов через пространство и время.
  • Удивительны и впечатляющи эти полотна художников, которых, как и писателей-фантастов, бесспорно, нужно числить в отряде разведчиков будущего.