«Наука и жизнь» 1980, №2, стр. 11-17


сканировал Игорь Степикин

НА ПУТИ К ПЕРВОЙ КОСМИЧЕСКОЙ
Доктор технических наук Г. ВЕТРОВ

На рисунках (слева направо): геофизические ракеты В1А, B1B, B2A, В5А и ракета-носитель "Спутник".
На схемах ракет: 1 — отделяемая головная часть; 2 — приборный отсек; 3 — бак горючего; 4 — теплозащитная оболочка; 5 — теплоизоляция; 6 — бак окислителя; 7 — топливопровод; 8 — стабилизаторы; 9 — однокамерный двигатель; 10 — отделяемый контейнер с научной аппаратурой; 11 — газовые рули; 12 — аэродинамическая модель; 13 — спасательный отсек с животными; 14 — парашютная система; 15 — отсек с научной аппаратурой; 16 — антенны; 17 — обтекатель; 18 — точки "подвеса" на стартовом устройстве; 19 — боковые блоки; 20 — четырехкамерный двигатель; 21 — управляющие двигатели.
  • День 4 октября 1957 года по праву считается началом космической эры. В этот день впервые в истории человечества советская ракета-носитель, которую позже стали довольно часто называть ракетой, "Спутник" развила первую космическую скорость (около 8 км/с) и вывела на околоземную орбиту искусственный спутник Земли массой 83,6 килограмма. Достигнув первой космической скорости, человек сумел разорвать путы земного тяготения, одержал едва ли не самую свою большую победу в многовековом поединке с силами природы. Запуск первого в мире ИСЗ, осуществленный трудом и гением советских ученых, инженеров, конструкторов, рабочих, был итогом огромной многолетней работы и больших успехов на многих научных направлениях, в разных отраслях промышленности и, конечно же, прежде всего в разработке и производстве больших ракет.
  • В нашей стране работы в этой области активно развивались уже в первые послевоенные годы и сначала ставили своей главной целью создание боевых ракет, столь необходимых для обороны страны в условиях атомного шантажа. В то же время успехи ракетостроителей имели важное мирное значение: создавались геофизические ракеты для научных исследований, таких, например, как изучение земной атмосферы на больших высотах. Это были первые шаги на пути к достижению фантастической по тем временам цели — на пути к созданию ракеты, способной развить космические скорости, а значит, открывающей возможность непосредственных научных исследований в космическом пространстве. Путь этот был пройден в удивительно короткое время, и одним из ключевых направлений, определивших успехи в создании ракетно-космической техники, стал поиск конструктивной схемы ракеты.
  • Первым человеком, кто предложил реальное средство для космических путешествий, был К. Э. Циолковский. Именно он своими глубокими исследованиями доказал возможность преодоления сил земного тяготения с помощью специально сконструированных ракет. Немало интересных идей и расчетов, ставивших своей целью определение конструктивного облика космической ракеты, связано с именами Ф. Цандера и Ю. Кондратюка. Их поиски схемы ракеты, способной развить космическую скорость, были отмечены многими очень интересными догадками, но даже в 1947 году, то есть всего за 10 лет до запуска первого спутника, еще не был найден конструктивный вариант ракеты для решения этой задачи.


    Старт ракеты-носителя "Спутник" с первым в мире ИСЗ. 4 октября 1957 года, 22 часа 28 минут московского времени.
  • В 1947 году началась разработка первой отечественной баллистической ракеты дальнего действия P1, осенью 1948 года состоялись ее первые летные испытания, а в 1949 году все работы по созданию P1 были завершены. Уже тогда было ясно, что для резкого улучшения параметров баллистических ракет нужно отказываться от традиционной схемы, по которой была построена P1.
  • Переход к ракетостроению требовал серьезной, часто даже коренной перестройки производства. Для этого нужна была конкретная техническая документация, освоение новых технологических процессов, новое оборудование и оснастка. Заводы не могли простаивать в ожидании, когда проекты новых ракет дойдут до производственных цехов, — этот путь измеряется годами. И пока в исследовательских лабораториях и за чертежными столами рождались проекты ракет, создаваемых по новым конструктивным схемам, в качестве первого живого образца баллистической ракеты дальнего действия была принята ракета P1, выполненная по традиционной схеме со стабилизаторами, без отделяющейся головной части и с баками, закрытыми теплоизоляцией.
  • На этой ракете были изучены температурные условия полета, проверены методы баллистических расчетов и расчетов на прочность, методы исследования устойчивости движения, отработана технология подобного рода изделий, организовано производство систем и агрегатов ракеты, развернута материаловедческая база. Кроме того, в процессе освоения P1 была налажена столь необходимая кооперация НИИ, КБ и заводов.
  • Геофизические ракеты, разработанные вслед за ракетой P1, в частности В1Б и B1B, широко использовались для научных исследований на высотах до 100 км. С их помощью на протяжении ряда лет изучался первичный состав космического излучения и его взаимодействие с веществом, физические и химические характеристики воздуха, спектральный состав солнечного излучения, поглощающая способность озона, проводились аэродинамические измерения на больших скоростях, проверялась возможность спасения ракеты с помощью парашютов, изучались процессы жизнедеятельности на больших высотах и в условиях нарастающих перегрузок.
  • У традиционной конструктивной схемы, по которой как раз и создавалась P1, была такая главная особенность: к цели доставлялась вся ракета целиком — головная часть вместе с корпусом. Схема эта имеет принципиальный недостаток: в ней не учтена существенная разница в скоростных напорах на активном и пассивном участках полета. Корпус ракеты при полете на активном участке, где работает двигатель, испытывает на порядок меньшие тепловые нагрузки, чем на пассивном участке, а конструкцию корпуса приходится выбирать из условий полета на трудном пассивном участке. Одним словом, там, где не нужны запасы прочности, они навязаны стандартным подходом к жидкостной баллистической ракете дальнего действия как небольшой пороховой ракете — подходом, который можно коротко определить так: "что стартует, то и долетает до цели".
  • Расчеты показывали, что по мере увеличения дальности скоростной напор на пассивном участке возрастает, а на активном остается практически без изменения, и поэтому нелогичность традиционной конструктивной схемы усугубляется. Практически это значит, что с увеличением ракет все меньшую долю заданного стартового веса можно использовать для топлива и полезного груза, так как все большая часть веса приходится на теплоизоляцию, необходимую на пассивном участке.
  • Выход из этого тупика открывала схема ракеты с головной частью, отделяющейся в конце активного участка. Корпус ракеты, выполнив свою задачу ускорителя, становится на пассивном участке полета обузой для головной части; если же головную часть отделять в конце активного участка от корпуса, то его дальнейшей судьбой можно не интересоваться. Таким образом появлялась возможность облегчить конструкцию корпуса, сбросив теплозащитную оболочку баков и сделав их несущими, то есть превратив баки в часть корпуса ракеты и одновременно освободившись от громоздких стабилизаторов.
  • Простую, казалось бы, задачу — отделение головной части — не так-то просто было решить, в задаче этой было очень много неизвестных. Возьмем хотя бы тот факт, что процесс отделения нужно начинать после выключения двигателя, в противном случае потребуются большие усилия, чтобы "отогнать" головную часть от корпуса ракеты. Для выбора момента отделения и расчета необходимой отталкивающей силы нужно знать характер изменения тяги двигателя после его выключения. Дело в том, что давление в камере сгорания после отсечки топлива падает до нуля не сразу, а постепенно: догорают остатки топлива. В то же время давление это не поддается теоретическому расчету из-за сложного характера расхода остатков топлива. Ждать же, пока тяга упадет до нуля (это время составляет примерно 10 сек.), тоже нельзя: после выключения двигателя ракета становится неуправляемой и начинает отклоняться от программного курса.
  • А вот другая проблема. У ракеты с несущими баками из-за интенсивного нагрева их стенок возникают сложные тепловые процессы, которые влияют на величину давления внутри баков. Чтобы рассчитать ракету на прочность, необходимо достаточно точно знать это давление, то есть знать все количественные характеристики нагрева баков при движении в атмосфере. Задача усложнялась тем, что у ракет одним из компонентов топлива был жидкий кислород (окислитель), который кипит при весьма низкой температуре. Недостаточно точный учет повышения температуры при расчете конструкции мог привести к разрушению ракеты.
  • Уже эти два примера помогают, наверное, почувствовать, насколько сложной оказывается реализация новых идей в конструировании ракет, каких серьезных исследований и натурных экспериментов это может потребовать.
  • Еще один пример — он касается обязательного элемента первых ракет — стабилизатора, который хорошо виден на рисунках.
  • Стабилизатор помогает ракете сохранять в полете нужное положение — благодаря ему даже неуправляемая ракета летит головной частью вперед. Вместе с тем стабилизатор ухудшает весовые характеристики ракеты, и это происходит по двум причинам. Во-первых, несущие поверхности стабилизатора должны быть достаточно прочными, особенно у больших ракет. Во-вторых, у ракеты со стабилизатором аэродинамическая нагрузка неравномерно распределяется по длине корпуса, за счет этого появляется дополнительный изгибающий момент, и приходится усиливать конструкцию ракеты, а это опять-таки связано с увеличением веса.
  • Для ракеты дальнего действия, у которой каждый килограмм веса на строгом учете, стабилизатор оказался очень серьезным тормозом на пути к улучшению характеристик, в частности на пути к повышению скорости. Но избавиться от него было не так-то просто, несмотря на оснащенность таких ракет системами автоматической стабилизации. Ракета, лишенная стабилизаторов, при полете в атмосфере становится похожей на карандаш, который вы пытаетесь поставить на острие: если ракету со стабилизатором аэродинамические силы удерживают в нужном положении, то ракету бесстабилизаторную эти силы стараются опрокинуть.
  • Проектные проработки показали, что для управления бесстабилизаторной ракетой нужны принципиально новые рулевые машинки для газовых и воздушных рулей, обладающие повышенным быстродействием, нужны сложные преобразующие устройства с высокими коэффициентами усиления. Некоторые требования к системе стабилизации и ее элементам можно было установить лишь после тщательного теоретического анализа и испытания образцов этой аппаратуры.
  • Таким образом, в период создания ракеты P1 бесстабилизаторная схема с несущими баками и отделяющейся головной частью была прекрасной мечтой, чем-то вроде жар-птицы, которую еще предстояло отыскать.
  • Уже через год после создания ракеты P1 на стартовую площадку испытательного полигона была доставлена ракета нового типа — Р2. Это был первый образец большой баллистической ракеты, частично выполненной по новой конструктивной схеме. За два осенних месяца 1949 года было проведено 5 пусков этой ракеты, они подтвердили работоспособность систем и агрегатов, надежность конструкции, правильность исходных теоретических предпосылок.
  • Результаты теоретических исследований и объем экспериментальных данных в период разработки этой ракеты не позволяли реализовать в ее конструкции сразу все, что допускала схема с отделяющейся головной частью. На первом этапе было решено сделать несущим только бак горючего, потому что поведение жидкого кислорода в условиях реального полета все еще оставалось неизвестным. Сделать кислородный бак несущим предполагалось в окончательном варианте этой ракеты. Успешные испытания экспериментальной серии ракеты Р2 внесли, однако, коррективы в эти планы, и ракета даже в окончательном варианте так и осталась с одним несущим баком.
  • Что касается стабилизаторов, от которых конструктивная схема новой ракеты в принципе уже позволяла избавиться, то их не планировалось снимать ни в первом, ни в окончательном варианте. Решиться на такой шаг значило поставить сроки окончания разработки ракеты в прямую зависимость от более продолжительных сроков разработки системы управления. Поэтому решение оставить стабилизаторы у ракеты Р2 было вполне оправданно. Тем более что в активе у нее уже и без того было достаточно много новшеств, получивших высокую оценку при испытаниях.
  • Одним из самых перспективных технических решений, реализованных в ракете Р2, оказалось использование алюминиевых сплавов. Даже частичная замена стали алюминиевыми сплавами (а эту возможность открыло именно отделение головной части и как следствие снижение требований к прочности корпуса) позволила выявить поразительные достоинства новой конструктивной схемы: масса незаправленной ракеты Р2 была только на 350 кг больше, чем масса ракеты P1, а дальность полета — в два раза больше.
  • Выразительным показателем качественных изменений в двигателестроении на пути от P1 к Р2 было снижение массы двигателя на 15 килограммов при одновременном увеличении тяги на 7 тонн, удельной тяги на 2,5 единицы и ресурса — на 20 секунд.
  • Компоновка ракеты Р2 имела еще одну важную особенность: приборный отсек располагался непосредственно над хвостовым отсеком, а не возле головной части, как у ракеты P1. Это существенно облегчало обслуживание аппаратуры системы управления.
  • На ракете Р2 было также положено начало отработке новой системы управления. Усовершенствованный вариант такой системы впоследствии был использован для ракеты-носителя "Спутник".
  • Изменение габаритов ракеты Р2 по сравнению с P1 и новая компоновка приборного отсека потребовали создания совершенно новой системы наземного оборудования. В ней нашли отражение очень важные тенденции в этой области — мобильность и удобство обслуживания ракеты, строгая привязка стартового оборудования к технологии подготовки ракеты к пуску, безотказность действия всех агрегатов.
  • Возможность экспериментальной проверки конструкции отделяющейся головной части облегчила работу над проектом Р2. Разработать механизм для отделения головной части было не очень трудно — достаточно сказать, что механизм этот имел сравнительно простой пружинный толкатель. Но нужно было не ошибиться в выборе импульса, создающего движение головной части относительно корпуса, чтобы не допустить их соударения. И трудность, как уже говорилось, состояла в том, что тяга двигателя после отсечки топлива не поддавалась определению в наземных условиях. Это был один из вопросов, который требовал изучения в условиях реального полета.
  • Самостоятельное движение головной части на пассивном участке требовало значительной переработки ее конструкции. Нужно было предусмотреть стабилизирующую "юбку", которая сделала бы головную часть статически устойчивой. Режим колебаний головной части, зависящий от размеров "юбки" и от толчка при отделении от корпуса ракеты, также нельзя было рассчитать. В то же время этот режим нужно было знать, чтобы рассчитать необходимую прочность головной части. И нужную информацию тоже можно было получить при летных испытаниях.
  • Все эти вопросы, относящиеся к схеме с отделяющейся головной частью, как раз и изучались на модификации ракеты P1.
  • Успешные испытания этой экспериментальной ракеты, проведенные в мае 1949 года, подтвердили правильность конструктивных решений для всех элементов, обеспечивающих отделение и нормальный полет головной части. Полученные результаты вместе с положительными итогами испытаний (осенью того же года) ракеты Р2 обеспечили успешную защиту эскизного проекта ракеты РЗ.
  • Хотя ракета РЗ в дальнейшем не была практически реализована, ее проект стал важнейшим этапом для последующего развития отечественной ракетно-космической техники. Это было обусловлено отличавшими проект глубоким анализом проблем и детальным рассмотрением всех возможных технических решений — существующих и перспективных. В материалах проекта были обобщены теоретические и экспериментальные данные в области ракетной техники того периода, разработана оптимальная конструктивная схема ракеты нового класса, намечены основные направления дальнейшего изучения перспектив развития отечественной ракетной техники и сформулированы задания на научно-исследовательские темы № 1, № 2 и № 3.
  • Тема № 1 предусматривала детальную разработку ракеты нового класса на базе ракеты Р2 для изучения всех особенностей бесстабилизаторной схемы.
  • Тема № 2 была посвящена изучению конструктивных особенностей ракет на новых компонентах топлива. Итогом исследований по этой теме была разработка ракеты длительного хранения, различные модификации которой послужили основой для развития важных новых направлений отечественной ракетной техники. В этот период была разработана геофизическая ракета В11А, снабженная оригинальной маятниковой системой стабилизации на пассивном участке. Она широко использовалась для научных исследований.
  • Конструктивные проработки ракеты нового класса позволили выявить самостоятельное значение таких ракет, поэтому тема № 1 из разряда научно-исследовательских была переведена в категорию опытно-конструкторских и завершилась созданием первой стратегической ракеты, выполненной по бесстабилизаторной схеме с небольшими воздушными рулями и двумя несущими баками. Образец этой ракеты установлен у входа в Центральный музей Вооруженных Сил СССР. Это был очень важный рубеж в развитии отечественной ракетной техники.
  • Разработанные в этот период ракеты В5А и В5В широко использовались в геофизических исследованиях до конца 60-х годов. Ракеты были оснащены оригинальной системой стабилизации на пассивном участке траектории. В качестве рабочего тела при этом использовался "бесплатный" газообразный кислород — избыточное давление газа в баках окислителя, возникающее за счет испарения остатков жидкого кислорода. Система стабилизации поддерживала заданное положение ракеты с точностью примерно 1°. С помощью этой ракеты была достигнута высота 473 км. Геофизические ракеты В5 стали также летающей лабораторией, где исследовались новые узлы, приборы и системы будущих космических ракет-носителей.
  • Одним из разделов темы № 3 стали исследования по так называемой пакетной схеме, которые определили выбор направления для разработки ракеты-носителя космических кораблей. Первые варианты пакетной схемы, над которыми работала группа М. К. Тихонравова, основывались на том, что в один пакет связывается несколько ракет уже существующих типов. Но после детальной проработки в конструкторском бюро С. П. Королева эти варианты были отклонены и заменены более рациональным подбором составных частей пакета. Их создавали с учетом особенностей силовой схемы, аэродинамической и весовой компоновки, а также общей архитектуры, которой С. П. Королев уделял большое внимание. Изящные контуры ракеты — это результат тщательного выбора соотношений отдельных ее частей: эстетический подход был одним из элементов проектирования.
  • Сама пакетная схема берет свое начало от идеи К. Э. Циолковского, которую он называл "эскадрильи ракет". Предполагалось, что космическая скорость может быть достигнута путем одновременного запуска многих одинаковых ракет; по мере расходования топлива отдельные ракеты должны покидать строй, отдав свое топливо оставшимся в полете. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не останется одна ракета, которая как раз и приобретает космическую скорость за счет энергии топлива всех ракет, покинувших строй.
  • Реальным воплощением этой идеи стал, однако, пакет, жестко связанных между собой ракет, а не стартующих раздельно, как у Циолковского. В остальном идея сохранялась — отдельные ракеты, составляющие пакет, по мере расходования топлива должны отделяться от ракет, продолжающих полет.
  • Пакетная схема, которая позволила получить космическую скорость, впервые была реализована в двухступенчатой ракете-носителе "Спутник". К ее центральной части — второй ступени — прикреплены четыре ракетных блока, которые все вместе образуют первую ступень. На старте все пять ракетных блоков — четыре блока первой ступени и вторая ступень — запускаются одновременно и все вместе обеспечивают разгон ракеты. После того как блоки первой ступени отработают и топливо в них кончится, эти блоки отбрасываются и дальнейший подъем осуществляется только с помощью второй ступени — у нее запасы топлива значительно больше, чем у каждого блока первой ступени.
  • Одним из решающих факторов, определивших выбор именно такой схемы, был запуск всех двигателей на Земле: в тот период еще не было достаточного представления об особенностях запуска двигателей в полете.
  • Центральное место в разработке ракеты-носителя "Спутник" занимал выбор принципа отбрасывания блоков первой ступени. Все остальные элементы схемы были подчинены этой задаче. Идеальным был бы такой вариант отделения боковых блоков, в котором они после выключения двигателей сами, без всяких дополнительных усилий отходили бы от основного (центрального) блока. Для этого нужно было обеспечить определенное соотношение между массой центрального и боковых блоков и тягой их двигателей. Соотношение это должно было быть таким, чтобы боковые блоки до момента отделения лишь подталкивали бы центральный блок, чтобы он как бы повисал на боковых блоках. В этом случае достаточно было зафиксировать боковые блоки лишь настолько, чтобы не было их поперечных перемещений и не нужно было прочного соединения боковых блоков с центральным, что, конечно, резко упрощало всю конструкцию. Именно на этой идеальной схеме остановил свой выбор главный конструктор С. П. Королев, и она определила весь облик ракеты.
  • Чтобы исключить в процессе разделения всякую возможность соударения центрального и боковых блоков, решено было не вводить никаких дополнительных силовых средств разделения. Для отталкивания боковых блоков воспользовались даровой энергией наддува кислородных баков (давление газообразного кислорода) боковых блоков. Баки вскрывались в момент расцепки блоков, и возникающая при этом реактивная сила (за счет истечения газов) отводила боковые блоки от центрального. Предварительный отвод боковых блоков от центрального тоже осуществлялся "бесплатно" — после выключения двигателей разрывались нижние крепления, удерживающие боковые блоки, и они начинали разворачиваться, вращаясь в шарнирных узлах верхних креплений за счет момента силы тяги при работе двигателей на остатках топлива.
  • При такой схеме соединения блоков напрашивалась и совсем иная, чем раньше, стартовая система — в ней ракета подвешивалась за силовой пояс на центральном блоке, с которым соединялись боковые блоки. Тщательный анализ показал, что этот вариант давал существенный выигрыш в массе самой ракеты (на нее действовали меньшие стартовые нагрузки), и в итоге снижались требования к прочности.
  • Таким образом, при разработке космической ракеты как никогда прежде обнаруживалась тесная связь систем и агрегатов большего комплекса. В этот комплекс, в частности, входила стартовая система, в создание которой внес большой вклад академик В. П. Бармин. Стартовая система, это сложнейшее стационарное сооружение, имела самое непосредственное отношение к достижению космической скорости.
  • При выбранной конструктивной схеме ракеты-носителя "Спутник" ее двигатели, разработанные под руководством академика В. П. Глушко, должны были обладать не только невиданной доселе мощностью, но и исключительно гибкими характеристиками — предусматривалась, в частности, строго определенная последовательность выхода боковых и центрального блоков на промежуточный режим точно заданной величины. Малейший сбой в этом процессе сделал бы старт ракеты невозможным.
  • Чтобы обеспечить минимальную массу космической ракеты при ее огромных габаритах, необходимо было свести к минимуму упругие колебания конструкции. А это накладывало дополнительные жесткие требования на разработку системы управления и двигательной установки, этих своеобразных генераторов колебательных движений. Проблема борьбы с упругими колебаниями в полной мере встала именно при разработке космической ракеты, как будто природа с особым коварством чинила препятствия на последних подступах к космосу.
  • Система управления ракеты-носителя "Спутник", разработанная под руководством академика Н. А. Пилюгина, чувствовала любое отклонение характеристик ракеты и ее агрегатов, которое могло бы помешать выполнению заданной программы. Система вырабатывала необходимые сигналы управления, чтобы скорректировать положение центра масс ракеты в продольной и поперечной плоскостях, компенсировать отклонения тяги от расчетного значения, реагировать на отклонения в расходе компонентов топлива на боковых блоках и даже гасить колебания жидких компонентов в баках и упругие колебания ракеты. В качестве органов управления в отличие от ранее разработанных ракет использовались не газовые рули, а специальные управляющие реактивные двигатели.
  • Ракета-носитель "Спутник" по всем главным показателям резко отличалась от своих предшественниц. В ракете согласованно и четко работали многие тысячи элементов и приборов — электрических, гидравлических, электронных, механических, пневматических. И такое сложнейшее инженерное сооружение должно было уходить в космос в заданное время и действовать в полете безукоризненно.
  • Нельзя без волнения думать о том пути, который был пройден от первой, по сути дела, кустарной, девятнадцатикилограммовой ракеты ГИРД-09, запущенной энтузиастами-гидровцами в августе 1933 года, до первой гигантской космической ракеты-носителя "Спутник", и о тех людях, которые не только сохранили верность фантастической идее космических полетов, но и сумели сделать ее реальностью.
  • В числе тех, кто 40-50 лет назад буквально с нулевой отметки начинал строить здание современной космонавтики, был Сергей Павлович Королев. С его именем и именами его соратников связаны первые реальные успехи в покорении космоса. В те далекие времена космонавтика не сулила ни быстрых успехов, ни громкой славы, ею занимались люди, готовые бескорыстно служить науке ради идеи. Они приняли на себя самый тяжелый для ученого груз — груз сомнений, преодолевали самые большие трудности-неверие окружающих. Огромная целеустремленность, ясность и четкость мышления, наконец, просто человеческое мужество нужны были для того, чтобы пройти путь от идей и первых экспериментов до создания космической ракеты.
  • Важный этап развития ракетной и космической техники и многие достижения нашей космонавтики связаны с именем главного конструктора академика С. П. Королева. Его особый дар состоял в умении видеть весь огромный комплекс проблем, которые должны быть изучены и решены разработчиками. Он умел создать особый дух коллективизма, ответственности, принципиальности, умел решать не всегда простую задачу формирования общих позиций "могучей кучки" создателей ракеты — главных конструкторов двигателей, систем управления, наземных комплексов и других систем и агрегатов. Именно этим людям — главным конструкторам — было доверено огромной важности дело, и они брали на себя всю ответственность за конкретные технические решения и формировали единственно правильный путь к цели. Именно такой единственно правильный для своего времени путь привел к созданию ракеты-носителя "Спутник". Этой ракетой впоследствии были выведены на орбиту второй и третий ИСЗ; масса последнего составляла 1327 килограммов. Эта же ракета послужила базой для трехступенчатой ракеты, на которой стартовал первый космонавт Земли — Юрий Алексеевич Гагарин. Свершилось это всего лишь через три с половиной года после запуска первого в мире советского искусственного спутника Земли, первенца космической эры.