«Наука и жизнь» 1985, №11, стр. 33-40, 4 с. вкл.
Так выглядит схема, иллюстрирующая программу полета корабля "Союз Т-13" и станции "Салют-7". Программа предусматривала первоначальный вывод корабля в район местонахождения станции - участок дальнего сближения (см. рис. 2 на 1-й стр. цветной вкладки), а затем сближение при ручном управлении и стыковку. Сближением до перехода на ручной режим управляла бортовая вычислительная машина, БЦВМ. а. б, в, г. Упрощенная схема электропитания станции "Салют-7". ББ - основная бортовая аккумуляторная батарея, состоящая из семи параллельно соединенных аккумуляторных батарей Б1-Б7 с последовательно соединенными банками, обеспечивающими номинальное напряжение 27 вольт, РБ - резервная батарея; СБ-1, СБ-2 - солнечные батареи для подзарядки аккумуляторов ББ и РБ; ДП1-ДП8 - дистанционные переключатели, ими можно управлять с пульта станции, а также с Земли через командную радиолинию КРЛ; Д1-ДТ, Д-РБ - датчики, сигнализирующие об опасной перезарядке аккумуляторов и необходимости автоматического отключения солнечных батарей, что выполняется переключателем ДП-8; ИСА - интегрирующие счетчики амперчасов; МН-25, МН-26 - двухступенчатый датчик минимально допустимого напряжения; МК-32, МК-34 - двухступенчатый датчик максимального допустимого напряжения. Во время полета станции в автоматическом режиме после очередной предельной подзарядки аккумуляторов один из датчиков Д4 отключил их от солнечных батарей. Из-за повреждении КРЛ Земля не могла изменить состояние системы электропитания, аккумуляторы не получали подзарядку от солнечных батарей и, продолжая работать на нагрузку, постепенно разрядились до нуля. Появившись на станции, экипаж проверил все аккумуляторы, выделил из них шесть полностью исправных, поочередно зарядил их, напрямую подключив к солнечным батареям (б), и ввел в схему электропитания (в). После того как транспортный корабль "Прогресс-24" доставил на станцию новые батареи аккумуляторов (отмечены индексом "н") для замены неисправных, система электропитания станции была полностью восстановлена (г). |
В этот день в Центре управления полетом был настоящий праздник.
В первые дни пребывания на станции "Салют-7" Владимиру Джанибекову и Виктору Савиных пришлось одеваться потеплее - температура на борту была около нуля. Снимок сделан с экрана системы телевизионной связи во время первого сеанса после восстановления системы электропитания. |
Схема восстановления командной радиолинии: КРЛ - приемопередающая аппаратура командной радиолинии; А - антенны; БКП - блок коммутации и приборов; БА - блок автоматики; БК - блок коммутации питания КРЛ. Отключив неисправный блок старой КРЛ и связанный с ним старый блок коммутации питания БК (помечены индексом "с"; старые соединительные линии показаны пунктиром), космонавты вместо них ввели в схему новые блоки (помечены индексом "н"), и командная радиолиния вновь заработала нормально. Bсе системы станции "Салют-7" работают нормально, и вот уже на ее борту пять космонавтов: (слева направо) В. Савиных, Г. Гречко, В. Васютин, В. Джанибеков и А. Волков. |