«Наука и жизнь» 1986, №5, с. 46-50
Три варианта перелета корабля с ремонтной бригадой для восстановления космического аппарата, находящегося на геостационарной орбите. При использовании двухимпульсного маневра (а) аппарат переводится первым импульсом (приращение скорости DV1) с опорной круговой околоземной орбиты на эллиптическую, в верхней точке которой он достигает высоты геостационарной орбиты. В этот момент второй импульс (DV2) разгоняет аппарат до скорости, обеспечивающей переход на круговую орбиту, и одновременно изменяет плоскость его движения (составляющая DVh), совмещая ее с плоскостью земного экватора. Второй вариант перелета (б) предусматривает изменение плоскости орбиты далеко за пределами геостационарной орбиты, где аппарат имеет наименьшую скорость, и поэтому изменение плоскости его движения требует минимальных затрат энергии. Третий импульс необходим, чтобы перевести аппарат с эллиптической орбиты на геостационарную. Перелет с использованием гравитационного маневра (в) отличается от трехимпульсного маневра тем, что роль второго импульса выполняет притяжение Луны при близком ее облета, и затраты топлива на изменение плоскости орбиты не нужны. В разрезе показаны транспортный корабль (вверху) и орбитальная станция (внизу). Орбитальный отсек (1) и спускаемый аппарат (2) транспортного корабля используются как жилые помещения, в них нет оборудования, кроме средств жизнеобеспечения, органов управления и средств индикации. Топливная система, двигатели ориентации и маршевая двигательная установка корабля размещены в негерметичных переходном и агрегатном отсеках (4), а аппаратура систем ориентации, связи, электроснабжения сосредоточена в приборном отсеке (3), герметичном и заполненном инертным газом. На орбитальной станции, как и на транспортном корабле, топливная система и двигательная установка находятся в негерметичном агрегатном отсеке (7) однако основное оборудование (3) размещено на боковых стенках рабочего отсека (6) и доступно экипажу для обслуживания и ремонта. Переходный отсек (5) и промежуточная камера (8) играют роль "буферных" зон станции при причаливании кораблей к стыковочным агрегатам, а также при выходе экипажа в открытый космос. |