«Наука и жизнь» 1987, №5, с. 74-84
Фрагмент из летной книжки Юрия Алексеевича Гагарина. 22 марта 1968 года он совершил очередной контрольный полет с инструктором. 25 отличных и лишь одна хорошая оценка, полученные им как во время подготовки, так и во время выполнения полета, лишний раз подтверждают высокий летный профессионализм Гагарина. Как и всегда, накануне очередного полета Юрий Алексеевич анализировал результаты предыдущего. Его подпись на приводимом листе из летной книжки датирована 26 марта. Это один из последних автографов Гагарина. Окончив военные училища, почти одновременно пришли в одну эскадрилью штурмового полка В. Серегин, Г. Черкашин, Н. Прибылов. Публикуемый снимок сделан в апреле 1945 года. 29 июня того же года этим летчикам, отличившимся в боях, одним Указом было присвоено звание Героев Советского Союза. Гагарин моделирует посадку на стенде-тренажере. Учебно-тренировочный самолет УТИ МИГ-15. Перед началом тренировочного полета. В самолете УТИ МИГ-15 В. Серегин (справа) и В. Терешкова. Полет проходил между двумя слоями облаков. Полетное задание включало выполнение серии виражей. Наиболее вероятная траектория полета непосредственно перед катастрофой. Положение самолета перед ударом о землю. Так 28 марта выглядели березы, верхушки которых срезал самолет. Рисунки и фото — А. Леонова. С концов крыла самолета сбегают свободные вихри (вихревые жгуты) и образуют как бы смерч. Самолету, летящему вслед, с мощным воздействием закрученного потока воздуха справиться почти невозможно. Мемориал на месте гибели Ю. Гагарина и В. Серегина. |
Их гибель была полной неожиданностью. Казалось бы, все было предусмотрено: полет совершался на хорошо проверенном, весьма надежном учебно-тренировочном самолете-истребителе УТИ МИГ-15. Проверяющим был командир части — опытный, отлично подготовленный летчик-испытатель I класса Серегин, а сам Гагарин был готов к куда более сложным полетам, нежели тот, который они совершали. И все же произошла катастрофа...
10.08.00 | 625 | 625, борт 18, прошу запуск |
РП | 625, разрешаю запуск | |
10.15.10 | 625 | 625, прошу на полосу |
РП | запрещаю 625 | |
625 | понял | |
10.17.33 | РП | 625, на взлетную |
625 | понял, выполняю | |
10.18.42 | 625 | 625 к взлету готов |
10.18.45 | РП | взлет разрешаю 625 |
625 | выполняю | |
10.19.40 | 625 | выполняю первый |
РП | понял вас | |
10.20.45 | 625 | 625 со второго уход на рубеж |
РП | разрешаю | |
625 | вас понял | |
10.21.46 | 625 | 625 с рубежа с набором до 4200 |
РП | 625 разрешаю | |
625 | понял, выполняю | |
РП | переход на третий | |
10.21.50 | 625 | понял |
10.22.16 | 625 | 625, с рубежа в зону 20, с набором до 4200 |
РП | разрешаю двадцатую до четырех | |
625 | понял вас | |
10.23.56 | РП | 625, за облака выйдите, доложите |
10.24.00 | 625 | 625 между облаками |
РП | понял | |
10.25.50 | 625 | 625 зону 20 занял, высота 4200, прошу задание |
РП | понял вас, разрешаю | |
625 | понял вас, выполняю | |
10.30.10 | 625 | 625 задание в зоне 20 закончил, прошу разрешение разворот на курс 320 |
РП | 625, разрешаю | |
625 | понял, выполняю |