«Наука и техника» 1926 год №40

СТАНЦИЯ ВНЕ ЗЕМЛИ

Несмотря на то, что за последние годы вопрос о межпланетных путешествиях подошел весьма близко к своему осуществлению, без сомнения потребуется еще иного десятилетий, пока человек в своих межпланетных странствованиях сможет опускаться на соседние с Землей планеты. Как показали математические подсчеты, спуск на планеты связан с крупной затратой энергии, которую не в состоянии захватить с собой межпланетные реактивные аппараты тех типов, которые ныне разработаны.

Поэтому вполне правилен взгляд, что путь развития межпланетных путешествий включает две части: 1) полеты в мировое пространство без спуска на небесные тела и 2) со спуском.

В данное время производятся только изыскания как теоретического, так отчасти и практического характера, в области полетов в мировом (космическом) пространстве без спуска.

Однако, и эта задача, при своем разрешении и осуществлении, сослужит колоссальную пользу человечеству по пути его развития.

Действительно, если спуск вначале будет невозможен, вследствие несовершенства наших первых аппаратов, то ничто нам не мешает заставить аппарат обращаться сколько угодно раз вокруг любого небесного тела, подобно луне, и на произвольном от него расстоянии.

На таком вращающемся аппарате можно устроить наблюдательную станцию и, таким образом, в непосредственной близости производить отличающиеся большой точностью исследования всех планет, их почвы, атмосферы и т. п.

Вообще, подобная станция имела бы колоссальное научное значение.

При вращении аппарата вокруг Земли можно устроить на нем постоянную радиоприемную и отправительную станцию или, что значительно проще и удобнее, установить оптическую сигнализацию с Землей; затем можно организовать там метеорологическую станцию, обсерваторию и т. д.

Математические подсчеты, впервые произведенные русским ученым К. Э. Циолковским, показали, что для этого достаточно на нашем аппарате развить скорость движения, близкую к восьми километрам в секунду.

Весьма замечательно, что на этом исключительном по своему характеру сооружении — своего рода миниатюрной искусственной луне—будут действовать только силы притяжения его собственной массы, так как оно является самостоятельным небесным телом, подверженным всем законам планетного движения.

Но вследствие его ничтожной массы, человек не будет ощущать никакой силы тяжести, ибо последняя будет необычайно мала—в миллионы раз меньше земной.

Это отсутствие заметной тяжести позволит производить любые строительные работы при минимальных затратах энергии.

Отсутствие тяготения на подобных вращающихся станциях позволит приготовлять и пользоваться на них огромного размера объективами и зеркалами для астрономических телескопов, в то время, как на поверхности нашей планеты им поставлены предельные размеры, перейдя которые они уже не в состоянии строго сохранять придаваемую им форму, ибо деформируются под действием земного тяготения. Постоянно мутная атмосфера также ставит предел применению крупных наблюдательных инструментов на земле.

В несравненно более выгодных условиях находятся мастерские станций вне земли. Отсутствие тяжести допускает придавать зеркалам рефлекторов (отражательных телескопов) огромные размеры, при отсутствии „громоздкости“.

Искусно изготовленное зеркало в пару сотен метров диаметром, отлитое из доставленных с земли по частям материалов, с фокусным расстоянием в один-два километра (вместо каркаса трубы достаточно поставить всего лишь 3—4 тонких продольных составных штанги), позволит нам получить видимые диски звёзд и производить тончайшие исследования этих далеких солнц и их планетных систем.

Качество изображений в подобных инструментах будет идеальным, так как рефлектор не будет знать, что значит влияние атмосферы.

При помощи аппаратов межпланетных переездов можно будет производить непосредственные исследования строения кометных хвостов и атмосфер, изучать метеорные потоки, выяснить их происхождение, определять их положение в мировом пространстве, производить исследования солнечного излучения, а также излучений мирового пространства (лучи Милликена!), и выяснить неисчислимое множество спорных вопросов астрономии.

Именно тогда найдут себе неоспоримое решение вопросы об истинном виде и происхождении каналов на Марсе, о сущности зодиакального света, вековой вопрос об обитаемости других миров и многие другие.

При помощи установленной на пределе земной атмосферы станции можно будет производить всевозможные заатмосферные и атмосферные исследования большой научной ценности.

Собственно говоря, мы ведь точно и сейчас не знаем, что делается в нашей атмосфере начиная с 30 км и выше. Лишь приблизительно мы можем догадываться по разным признакам о господствующих там условиях.

И только тогда, когда специальные ракеты аппараты взлетят на десятки и сотни километров ввысь и будут произведены непосредственные исследования атмосферы на разных высотах, мы вполне овладеем тайной воздушного океана, окружающего нашу планету.

Но не только астрономия и метеорология обогатятся ценнейшими вкладами и широчайшими горизонтами новых исследований. В таком же положении окажутся все естественные науки.

В своей работе „На ракете в планетные пространства“ германский профессор Г. Оберт рассматривает возможное практическое применение подобного вращающегося вокруг планеты аппарата: „Мы пускаем такого рода ракету (аппарат) большего размера летать вокруг земли“,—говорит Оберт,—„и при этом ставим ее в условия маленькой луны“.

Цели этой наблюдательной станции следующие:

„При помощи сильных инструментов можно узнавать на земле каждую мелочь и в особо приспособленные зеркала давать световые сигналы. Именно таким образом можно завязать связь экспедиции с землей.

„Кроме того, вы можете наблюдать и фотографировать недоступные страны (Тибет); вы также можете пользоваться естественной географией и народоведением.


Рис. 1. Форма отражательного зеркала по Г. Оберту.

„Когда станция недалека, при помощи маленьких отшлифованных зеркал можно давать сигнал, принимаемый на ограниченном пространстве.

„Дальше станция может заметить каждый айсберг (плавающие в океане ледяные горы) и предупредить корабль, либо известив вблизи лежащие страны, которые телеграфируют судну, либо — если ваше зеркало достаточно сильно, — непосредственно.

„Несчастья, подобные случившемуся с "Титаником" в 1912 г., при введении этого метода не повторятся. Эта станция также сможет служить для спасения потерпевших крушение, для газетной службы и для многих иных целей".

Интересен предложенный проф. Обертом далее метод искусственного изменения климата на земле, который одинаково применим для всех планет.

„Но наибольшая польза будет следующая: можно при помощи вращения растянуть круглой формы проволочную сетку" (рис. 1).

- В ней между отверстиями одиночных проволок будут установлены движущиеся зеркала из легкой жести, и притом так, чтобы посредством электрического тока можно было бы со станции давать любое положение плоскости металлической сетки. Все зеркала будут находиться в плоскости, перпендикулярной к земной орбите, и сетка должна быть расположена под углом в 45° (рис. 2). Посредством соответствующего положения каждая грань может отразить солнечную энергию и, по мере надобности, концентрировать ее либо на единичные точки земли, либо на целые страны. Например, зеркало в 1000 км шириной имеет солнечное изображение каждой грани в 10 км в диаметре и будет концентрировать энергию на пространстве в 78 км.

Так как зеркальная плоскость может быть любой величины, то можно достигать колоссальных результатов. Можно, напр., посредством такой концентрации солнечных лучей освободить от льда дорогу на Шпицберген или в северные сибирские порты. Зеркало всего в 100 км диаметром посредством рассеянного света обратит в пригодное для поселения состояние широко раскинувшиеся страны севера; в наших широтах оно сможет весной и осенью, при колеблющейся погоде, устранить ночные заморозки и тем самым „спасти посевы и плоды целых районов“.

В качестве материала этого зеркала проф. Оберт предлагает металл натрий, который обладает очень малым удельным весом (0,97), достаточной для данных условий прочностью и, в отсутствии кислорода (воздуха), серебряным глянцем.

Весь материал для постройки зеркала должен доставляться отдельными большими кусками специальными ракетами.

Скрепление отдельных кусков, а равно их полировка, может производиться людьми в особых „водолазных“ костюмах.

Зеркальная жесть имеет толщину 0,005 мм, благодаря чему кв. метр зеркала весит всего 10 г, а гектар (несколько менее десятины) — 100 кг. При правильной постановке сношений с наблюдательной станцией, издержки на полет одной ракеты с грузом 2000 кг натрия, не превзойдут 25000 — 30000 золотых рублей.

Таким образом, один гектар зеркала обойдется всего около 1700 золотых рублей. По вычислениям Оберта, при помощи одного гектара зеркальной поверхности, можно будет культивировать 3 гектара полярных стран.


Рис. 2. Расположение зеркал у полюсов земли по Г. Оберту

Зеркало в 100 км диаметром, построенное по этому способу, будет стоить 1½ миллиарда рублей, и для его сооружения потребуется 15 лет.

Такое зеркало может иметь высокое военно-стратегическое значение; при его помощи можно взрывать фабрики боевых снарядов, вызывать вихри, мятель и грозу, уничтожать марширующие войска, сжигать города и вообще причинять колоссальнейший вред.

Итак, даже то, весьма немногое, что мы сейчас можем задумать, подчеркивает всестороннюю и колоссальную важность развития межпланетных соообщений даже в этой первой, простейшей их стадии — пo устройству станций вне Земли.

В. П. Глушко.