Советская страна, мировая наука и техника, все культурное человечество понесли огромную, невознаградимую потерю: 19 сентября в Калуге в возрасте 78 лет скончался от тяжелой болезни научный деятель мировой известности, энтузиаст завоевания стратосферы, заатмосферных высот и межпланетных сообщений Константин Эдуардович Циолковский.
Биография этого изобретателя-самоучки, добившегося своими гениальными трудами всеобщего признания, подарившего человечеству технические идеи исключительной ценности, известна каждому читающему печатное слово. С содержанием творчества К. Э., с богатствами его научно-технического наследства не может быть не знаком ни один читатель научно-популярных журналов. Заброшенный в провинцию, где он работает школьным учителем, вынужденный вести со своей семьей полуголодное существование, непризнанный официальной наукой царской России, Циолковский долгие годы, не уставая, тратя последние свои гроши, ведет напряженную научную работу, исследуя теоретически и экспериментально интереснейшие вопросы механики, динамики, аэростатики, на которые современное ему знание еще не давало точного ответа. И, несмотря на всю сложность и трудность задач, над разрешением которых он работал, и вопреки непреодолимым, казалось, внешним препятствиям, которые обильно нагромождались перед ним неблагоприятной окружающей обстановкой, К. Э., как подлинно гениальный человек, умел находить такие решения этих задач, давать такой глубокий и исчерпывающий их анализ, который мировой науке оказывался по силам лишь многим позднее его.
В кратких строках некролога трудно даже перечислить все те темы, которые волновали мысль покойного, все те вопросы, разработке которых он посвятил свою долгую жизнь. К. Э. был настоящим русским Эдисоном. Скоростной наземный транспорт, искусственное охлаждение жилищ, ветроход, пишущая машинка, насос, паровой двигатель, воздуходувка, завод для получения водорода электролизом, солнечные нагреватели — такова широта диапазона его обширного научного наследства.
Всеобщее признание и славу, не забываемую века, К. Э. заслужил своими гениальными трудами в области авиации, воздухоплавания и реактивного движения.
Еще в 1891 г., задолго до соответственных шагов передовой заграничной техники, К. Э., изучив до этого полет насекомых и птиц, строит первую аэродинамическую трубу и выявляет с достаточной для того времени точностью основные законы сопротивления воздуха.
В 1895 г. в выпущенной в свет работе „Аэроплан, или птицеподобная (авиационная) летательная машина“, он выводит свою оригинальную теорию полета аэроплана, дает эскиз его конструкции и определяет мощность двигателя. Он не только предвосхищает достижения братьев Райт в Америке, ставшие известными миру 8 годами позже, но идет значительно дальше их, предвидя обтекаемые конструкции самолетов.
В 1908 г. К. Э. публикует результаты опытов, проделанных в новой аэродинамической трубе, также самодельной, но уже бóльших размеров.
В 1929 г. в выпущенной в свет работе „Новый аэроплан“ К. Э. развивает мысль об устройстве больших самолетов без фюзеляжа. В последние годы К. Э. интересовался проблемой стратосферных полетов и предложил схему устройства полуреактивного стратоплана.
В области аэростатики К. Э. сделал весьма много. Уже в ранних его сочинениях, относящихся к данной области („Аэростат металлический, управляемый“, 1892 г., „Железный управляемый аэростат на 200 человек“, 1896 г.), содержатся ценные идеи, завершением которых является позднейший проект своеобразного, совершенно оригинального металлического дирижабля („Цельнометаллический дирижабль", 1934 г.), открывающий новую эпоху в воздухоплавании.
Первая работа К. Э. в области реактивного полета („Исследование мировых пространств реактивными приборами") появилась в 1903 г. В этой работе он дает разработанную математическую теорию ракеты на жидком топливе, способной летать в заатмосферных пространствах. В свое время эта работа, задолго упредившая позднейшие достижения Эсно-Пельтри, Годдарда, Оберта, осталась незамеченной. Сейчас она считается классической.
Все свои исследования в данной области К. Э. объединил в выпущенном в 1934 г. серьезном научном труде „Реактивное движение“. Не мало книг и брошюр К. Э. написал для широкой популяризации реактивного принципа полета и его приложения к завоеванию человечеством пространств вселенной.
Со стороны чиновников царского правительства, официальных деятелей науки и представителей капитала гениальный калужский самоучка не встретил никакого внимания, никакой поддержки. 490 рублей, ассигнованных Циолковскому на опыты с аэродинамической трубой Академией наук, были единственной помощью государства, полученной им до революции. Прожив до шестидесяти лет в убогой хибарке, всегда сильно нуждаясь, Циолковский сумел стойко превозмочь все лишения. С детства глухой, он героически преодолевал связанные с глухотой страдания. Непонимаемый окружающими, осыпаемый насмешками и оскорблениями, подозреваемый в сумасшествии, этот удивительный человек упорно делал свое дело.
Нет ничего удивительного, что при своей заброшенности и оторванности от мировой науки К. Э. не всегда добирался своим творчеством до новых ценных идей, до действительно открывающих эпоху изобретений. Но зато какие яркие подтверждения гениальности открывают перед нами как раз те страницы его трудов, в которых он, с извинительной запоздалостью, публикует открытия, повторяющие блестящие откровения корифеев мировой научной мысли. Достаточно сказать, что разработанные им основные соотношения кинетической теории газов целиком совпадают с положениями, выведенными творцами этой науки: Клаузиусом, Максвеллом и др.
Лишь Октябрьский переворот, приведший к власти рабочий класс, вдохнул жизнь в остававшиеся на бумаге построения нашего великого ученого, лишь социалистическое государство создало предпосылки, при которых К. Э. смог широчайшим образом развить свою творческую деятельность. Его проект цельнометаллического бескаркасного дирижабля, разработанный с участием коллектива специалистов, приобрел формы, в которых он мог уже быть практически осуществлен. Работы по постройке опытной модели такого дирижабля (с емкостью оболочки 1000 куб. м), начатые „Дирижаблестроем“ в прошлом году, сейчас успешно завершаются. На опыте постройки модели осваивается технологический процесс строительства для перехода в дальнейшем к постройке кораблей гигантских объемов, обещающих стать средством дешевого и надежного массового транспорта.
В 1932 г. праздновалось 75-летие К. Э. и 50-летие его научно-изобретательской деятельности. Правительство наградило маститого юбиляра орденом Трудового Красного Знамени. Президиум ЦС Осоавиахима учредил стипендиальный фонд его имени.
К. Э. трудящиеся знали и любили не только как подлинного энтузиаста науки, но и как активного участника советского строительства, прекрасного общественника, чуткого, отзывчивого человека.
К. Э., встретивший Октябрь, подобно всякому сознательному труженику, с чувством глубокой радости и светлыми надеждами, трогательно ценил заботы о нем советской власти, в лице которой он нашел лучшего ценителя своих, действительно огромных, заслуг. И он оставался ученым-большевиком, в самом лучшем и благородном смысле этого слова, до последних дней своих. На смертном одре, предчувствуя скорую кончину, К. Э. обращается к вождю мирового пролетариата, главе передового человечества, товарищу Сталину с прощальным письмом, в котором, в последний раз принося благодарность за оказанную ему помощь, завещает все свои труды партии Ленина — Сталина и советской власти, как „подлинным руководителям прогресса человеческой культуры“.
К. Э. уделял большое внимание широкой популяризации своих идей. Он с большой старательностью отвечал на многочисленные запросы по различным научным и техническим проблемам, поступавшие к нему от знакомых и, большей частью, незнакомых почитателей и последователей из разных уголков Союза, если не всего света. Он писал и часто сам, за свой счет, издавал печатные труды, которые бесплатно посылал всем интересующимся его работам. Ни один научно популярный журнал не встречал со стороны К. Э. отказа в изложении на своих страницах проблем, над которыми он работал. И сам К. Э. проявлял в данном отношении кипучую инициативу. „Наука и техника“ удостоилась чести иметь К. Э в числе своих сотрудников — корреспондентов с первых лет своего существования.
Смерть К. Э. вызвала глубокую скорбь во всей советской стране. Проведением траурных митингов, опубликование соболезнований и принятием действенных решении откликнулись на печальную весть трудящиеся Союза.
ЦИК и СНК постановили присвоить имя К. Э.Циолковского Московскому учебному комбинату дирижаблестроения, поставить бюст-памятник К. Э. Циолковского на территории Дирижаблестроя, учредить в Московском учебном комбинате дирижаблестроения две стипендии имени покойного ученого, учредить в Главном управлении гражданского воздушного флота ежегодную премию в 5000 рублей за лучшие научно-исследовательские и научно-экспериментальные работы в области воздухоплавания. Главному управлению ГВФ предложено издать труды покойного. Расходы по похоронам приняты за счет государства. Семье покойного назначена пенсия.
При мастерских Северного гражданского воздушного флота создан изобретательский фонд имени К. Э. Циолковского.
Летно-подъемный состав и рабочие Ленинградского аэропорта возбудили ходатайство о присвоении Аэропорту имени К.Э. Циолковского.
От имени коллектива работников авиации и дирижаблестроения Главное управление гражданского воздушного флота опубликовало обращение к партии и правительству, в котором обещает еще дальше развивать и практически осуществлять научные идеи покойного.
Президиум Ленинградского областного совета Осоавиахима в ознаменование памяти К. Э. организовал при Ленаэроклубе Комитет по развитию ракетоплавания и освоения стратосферы. В этом комитете все рабочие-изобретатели, инженерно-технические работники и молодые энтузиасты авиации объединятся для успешного продолжения и завершения идей и работ умершего.
Памяти великого ученого социалистической родины редакция калужской газеты „Коммуна“ посвятила большой сборник, вышедший 23 сентября. Сборник открывается замечательным человеческим документом — письмом Циолковского вождю народа, товарищу Сталину.
Интереснейшие отрывки из дневника знаменитого ученого, статьи автора цельнометаллического дирижабля о полетах в будущем, воспоминания, опубликованные о Циолковском в центральной печати, статья секретаря калужского горкома тов. Трейваса „О самом знатном человеке нашего города“ записи близких у постели больного и теплые строчки о последнем пути и последних встречах — все это, вместе с многочисленными фотографиями, собрано на 100 страницах хорошо и быстро изданного сборника памяти замечательного ученого и человека.