С.ФОРТИКОВ
Подлинная родина ракеты — Китай.
Предполагают, что впервые ракеты появились за несколько тысячелетий до нашей эры. Несмотря на тщательное исследование различных исторических источников, имена изобретателей ракеты навсегда затерялись в глубине веков. Отыскание сведений и упоминаний о применении ракет чрезвычайно сложно.
Однако установлено, что реактивные приборы впервые возникли лишь после того, когда был изобретен и освоен китайцами пороховой состав, задолго до появления его у европейцев.
На Востоке ракеты долгое время были широко известны в качестве огненных стрел, летающих драконов, горящих голубей, пылающих змей и т. д.
Уже в древнем Китае, задолго до нашей эры, широко применяется так называемое метание огненных реактивных стрел. Одним из первых исторических событий в области изучения ракет следует признать трагически окончившуюся попытку китайского мандарина Ван-Ту совершить при помощи 47 пороховых ракет полет на двух громадных укрепленных горизонтально параллельных змеях.
В 1194—93гг. до н. э. китайский император Ву-И декоративно обставляет пуск реактивных стрел к „небу“. В период борьбы Вавилона с Ассирией впервые применяются так называемые „огненные стрелы“.
Будучи значительно древнее и старше огнестрельного оружия, ракета очень давно находит применение на Востоке в качестве военного метода устрашения неприятеля, поджога военных лагерей и осажденных крепостей и городов, внесения паники и суеверия в ряды неприятельских войск и т. д.
В 399 году нашей эры жители Милана устраивают грандиозный праздник с ракетами.
С начала нашей эры имеются неоднократные письменные упоминания о ракетах с указанием на их применение в Западной Европе.
Теперь достоверно известно, что в западноевропейских странах ракета в качестве военного оружия регистрируется только в 1250 годах н. э.
Вскоре после смерти Чингис-хана, в 1232 году, при помощи ракет производится осада Пекина. При этом китайцы одерживают победы. В 1285 г. в трудах арабов о военном искусстве Востока уделяется много места так называемым „китайским стрелам“.
В XII веке монголы выводят впервые на передовые боевые линии своеобразную конницу, снабженную ракетами в виде огнедышащих чудовищ-драконов, укрепленных на особых приспособлениях.
Именуемые „драконариями" (от них-то и ведут начало в европейских армиях драгуны), эти войска во время походов в Европу не раз наводили панический страх на неприятеля своими горящими с треском, шумом и дымом ракетами, лишали его боевых качеств, терроризировали новшеством ракетного оружия.
В 1241 г. монголы при помощи ракет громят белых в Силезии под знаменитым Лигницем.
Персы и индусы искусно применяют подобные же ракеты в боях с европейцами.
Таким путем в средние века ракета проникает из Индостана, Китая, Монголии и Ирана в Европу.
На горьком опыте „ракетных“ поражений, убедившись в превосходных боевых качествах этого „азиатского изобретения“, ракета вводится в европейских армиях.
Вместе с тем ракетная техника, нашедшая столь широкое применение в военном деле, не могла не принимать чисто научных технических форм.
В 1686 г. гениальный Исаак Ньютон в Лондоне обосновывает принцип реактивного движения третьим законом механики о „силе, действующей всегда, вызывающей равную силу противодействия“.
В XVI веке впервые осуществляется пуск ракет в пространство со специальных станков.
В 1738 г., работая по гидродинамике, Бернулли определяет действие реактивной струи, вытекающей из сосуда.
В XVIII—XIX вв. отмечен ряд сравнительно удачных попыток создания летательных аппаратов, а также судов, движение которых основано на принципе отдачи.
Сто лет назад изобретается так называемая спасательная ракета, переносящая с берега на гибнущее судно спасательный многожильный шестнадцатикилограммовый трос.
Вместе с тем появляются для ракеты новые пути в области осветительного и сигнального дела.
Что касается ракетной артиллерии, то она не удержалась в европейских армиях более 80 лет (1805—1885) благодаря успехам орудийной артиллерии XIX века. На этом кончается историческое развитие ракетной техники от древнего до современного периода.
Новую эру в истории реактивного движения открывает 23 марта 1881 г. 27-летий русский революционер, член партии „Народная воля“, Николай Иванович Кибальчич, участник казни Александра II 1 марта 1881 г. (родился в 1854 г.),
Будучи студентом Института инженеров путей сообщений и Медико-хирургической академии, Кибальчич усердно занимался в Петербурге практической химией и в совершенств изучил тогдашнюю мировую литературу о взрывчатых веществах.
Вступив в 1879 г. в партию „Народная воля“, он отдал свои знания и опыт террористической борьбе с царизмом. Его сокрушительные бомбы, приготовленные им в домашних условиях, и принесли смерть Александру II Романову.
Стремясь добиться ограниченного взрыва бомбы у намеченной цели без вреда для случайных прохожих и окружающих жилых строений, Кибальчич пришел к выводу, что это будет возможно лишь при постепенном выделении энергии горящих взрывчатых веществ, но отнюдь не при обычном образовании ее мгновенным и полным возгоранием.
Найдя этот метод замедленного горения в действии ракет с запрессованным порохом, он изучил причины и реактивного полета.
Его ясный ум и изобретательский талант безошибочно указывали ему путь к подлинной теории ракеты: движущая сила ракеты, не нуждающейся в опоре и даже задерживаемой в полете окружающей средой, заключена в газах, давящих на одну из внутренних стенок прибора.
Этот усвоенный им принцип реактивного движения Кибальчич впервые подвергает научному анализу и предлагает претворить его в жизнь для сооружения летательного „воздухоплавательного прибора“.
Проект Кибальчича был изложен им 55 лет назад накануне смертной казни в казематах Петропавловской крепости. Это был первый научно-обоснованный гениальный проект ракетоплана для полета в безвоздушном пространстве за 22 года до изобретения братьями Райт аэроплана.
Стоит ли говорить, что напуганные революционным подъемом и шаткостью царского трона романовские жандармы и тюремщики припрятали проект Кибальчича, опечатав „документ крамольника“ — посмертное завещание величайшего теоретика одной из смелых идей человечества — позорным клеймом дикарей с надписью:
„Давать это на рассмотрение ученых теперь едва ли будет своевременно и может вызвать только неуместные толки“.
Только Великая Пролетарская Революция через 36 лет открыла замечательные идеи Кибальчича, величайшую мечту его жизни.
Описывая проект реактивного аппарата на медленно горящих взрывчатых веществах, Кибальчич дал классическое определение сущности давления и импульса реактивного принципа, указал на подлинные движущие силы, наметил пути к уравновешению давления газов с тяжестью прибора и методы движения подъема и спуска и параболической траектории проектируемого прибора.
Нужно удивляться героизму, творческому энтузиазму и самообладанию Кибальчича, который накануне смертной казни продолжал свои гениальные изыскания.
„Находясь в заключении за несколько дней до своей смерти, я пишу этот проект. Я верю в осуществимость моей идеи, и эта вера поддерживает меня в моем ужасном положении.
Если моя идея после тщательного обсуждения учеными специалистами будет признана осуществимой, то я буду счастлив тем, что окажу громадную услугу человечеству. Я спокойно тогда встречу смерть, зная, что моя идея не погибнет вместе со мною, а будет существовать среди человечества, для которого я готов был пожертвовать, своею жизнью“.
Кибальчич умер спокойно, как умирали величайшие революционеры науки — Джордано Бруно, Галилео Галилей и другие.
Вслед за Кибальчичем, первым, указавшим для человека путь в мировое пространство, высказывает идею реактивного корабля в форме колокола в конце 1881 г. германский ученый Герман Гансвидт, проект реактивного плана дает в 1886 г. киевский изобретатель Гешвенд, а проект реактивного аппарата, „исключающего атмосферу, как опорную среду“, в 1895 г. петербуржец Александр Петрович Федоров и, наконец, обобщает и разрабатывает полностью и в совершенстве идеи реактивного движения в 1903 г. наш гениальный ученый Константин Эдуардович Циолковский.
Таким образом в основе всех работ с ракетами заложен впервые указанный Кибальчичем принцип и теория реактивного движения, а научный приоритет в области обоснования реактивного движения всемирно признан и оставлен за Страной советов — ставшей второй родиной ракеты.
Успехи ракетной техники открывают широчайшие перспективы для скорейшего завоевания стратосферы, наибыстрейшего преодоления пространства и выявления технических возможностей к грядущему освоению теории и техники космического полета.
Тысячелетний путь ракеты приводит человечество к осуществлению его величайших грез и идей...