Проблема завоевания скоростей передвижения имеет свою собственную историю и является едва ли не наиболее увлекательной страницей науки и техники на протяжении нескольких столетий.
Основным мерилом осуществленных и осуществляемых в будущем скоростей в наше время условились считать скорость звука. Как известно, звук возникает при колебании звучащего тела. Оно передается воздуху, атмосфере, воде, жидкости, и преодолевает пространство с различной скоростью. Существует мнение, что скорость звука во всех случаях не превышает в среднем 330 м/сек., т. е. 1 188 км/час. Это не верно.
Акустика, занимающаяся изучением звука, засвидетельствовала разнообразные процессы возникновения и распространения звуковых волн. Скорость звука чрезвычайно различна.
В воздухе при нулевой температуре она равна 331,5 м/сек., температуре + 15°Ц она возрастает до 340 м/сек. и при + 30°Ц до 349 м/сек.
При взрыве 1,5 т пороха скорость звука в 10 м от места доходит нередко до 866 м/сек.
В водороде при 0° звуковая волна распространяется со скоростью 1263 м/сек., в воде, при температуре + 8°Ц — 1 441 м/сек., в морской воде при температуре в + 15°Ц — 1 493 м/сек.
В дереве звук распространяется со средней скоростью 3 500 м/сек. и в стали достигает скорости 5100 м/сек. Вот почему при всех сравнениях различных скоростей со скоростью звука, следует условиться считать, что принимается во внимание распространение звука в нормальных условиях, т. е. при нулевой температуре у земли, а именно 331,5 м/сек. или 1193,4 км/час.
Это и есть та скорость, к которой направлены взоры технической мысли человечества, отвоевывающей у пространства километр за километром, у времени — час за часом.
286 лет назад дилижанс был единственным средством передвижения на французских почтовых дорогах. Он совершал свой путь в 1650 г. со скоростью не более 7 км/час. В 1882 г. между Парижем и Веной стал курсировать поезд-стрела с огромной для того времени скоростью в 63 км/час.
Однако, уже в 1933 г. германский поезд „Летучий гамбуржец“ достиг скорости в 140 км/час, а в следующем году американский экспресс аэродинамической конструкции „Пасифик рейлуэй“ и моторный поезд „Бугатти“ доводили на некоторых перегонах скорость движения до 160—194 км/час.
В 1935 г. „сверхавтомобиль“ Малькольма Кэмпбелла установил рекордную наземную скорость в 445,5 км/час. Этот едва уловимый в движении автомобиль несся по специальному треку со скоростью 123 м/сек., превращая шины автомобиля после одного прогона в изорванную, благодаря огромной центробежной силе, негодную массу.
Великий мореплаватель Христофор Колумб впервые переплыл Атлантический океан в 2 месяца 21 день от гавани Палос (Португалия) до о-ва Куба.
В наши дни величайший трансатлантический экспресс „Нормандия“ пересекает древний путь Колумба в 4 суток 11 часов 42 минуты.
83 года назад путешествие из Англии в Австралию занимало 2 месяца 18 дней. А в 1934 г. Чарльз Скотт и Кэмпбелл Блэк на самолете „Комета де Хэвиленд“ покрыли расстояние между Мильденколяским и Левертонским (Мельбурн) аэродромами в 22 000 км, в 2 суток 22 часа 59 минут.
30 лет назад пионер авиации Сантос-Дюмон летал на самолете со скоростью 41,3 км/час. В 1934 г. Ф. Анжелло на итальянском самолете „Макки Кастольди“ — „М-72“ превзошел этот один из первых авиационных рекордов в 22 раза, достигнув средней скорости для гидропланов в 709,202 км/час.
В ноябре 1935 г. одна из конструкций нового одноместного истребителя кадровых соединений военной авиации США „Нортроп“, по сообщениям вашингтонского корреспондента „Эко де Пари“, во время испытаний в полете достигла скорости 770 км/час.
100 лет тому назад для путешествия вокруг света водным путем потребовалось бы не менее полгода. В 1933г. американский летчик Вилли Пост совершил перелет вокруг света на самолете „Локхид-Вега“ в течение 7 суток 18 часов 49 минут.
А в 1935 г. телеграфная связь вокруг света через пункты С. Франциско, Шанхай, Монголия, Сибирь, Швеция, Дания, Лондон, Нью-Иорк, С. Франциско была осуществлена в рекордно короткий срок — 3 минуты 46 секунд (телеграмма в 24 слова, адрес и подпись).
Винтомоторная авиация достигает предельных скоростей.
Законами аэродинамики установлено, что при обычных, „земных“, полетах современных самолетов сопротивление воздуха пропорционально квадрату скорости, мощность — пропорциональна кубу скорости.
Когда же скорость самолета достигает звуковой скорости и оставляет ее позади, то сопротивление воздуха выходит из подчинения законам аэродинамики и переходит в область законов баллистики.
Для полета у земли со скоростью 1 200 км/час требуется мощность мотора в 30 000 лошадиных сил,
В стратосфере эта мощность снижается до 2 000, 2 500 лошадиных сил (сейчас существуют авиамоторы мощностью 3 000 л. с.) благодаря падению плотности воздуха и уменьшению сопротивления с увеличением высоты. На высоте 30 000 м плотность воздуха меньше в 81 раз и, следовательно, скорость там возрастет в 9 раз.
На высоте 40000 м разрежение среды увеличивается 450 раз, и скорость у земли в 200 км/час там повысится 1200 км/час при той же мощности мотора, что далеко оставит позади начальную скорость звука.
Сейчас скорость гоночных самолетов уже достигла 3/5 звуковой скорости.
Проблема стратосферного самолета (стратоплана) для достижения звуковой скорости в настоящее время решается созданием специального высотного мотора стратодвигателя.
Предельным потолком стратопланов с высотными авиамоторами считают 20 000 м. Скорости, стоящие за пределами скорости вращения земного шара, доступны будут лишь с помощью реактивных двигателей.
Стратосферные ракеты в настоящее время рассчитывают на скорость порядка 2 450-3 240 км/час или 706-900 м/сек. Это почти в 3 раза опережает звук.
Это означает, что ракета, вылетевшая из Москвы в Ленинград одновременно с моментом возникновения произведенного в Москве мощного звука, достигнет Ленинграда на 23 минуты ранее звука.
Следующим этапом завоевания человеком скорости будет возможность совершения космического полета в мировое пространство, который откроет путь к достижению ближайших планет солнечной системы.
Этот полет будет осуществлен при условии освоения техникой скорости порядка 11 600 м/сек., или 41 760 км/час. За пределами реактивных скоростей останутся так называемые космические скорости: движения земли по орбите 106 200 км/час (29,5 км/сек.), движения солнца 198 000 км/час (55 км/сек.) и света 1 080 000 000 км/час (300 000 км/сек.).
Так, проходит свой путь развитие скоростей от к автомобилю, от поезда к самолету, от самолета к стратоплану, от ракеты к космическому кораблю вселенной.
ДИАГРАММА СКОРОСТЕЙ В ПРИРОДЕ И ТЕХНИКЕ |