НАСА нуждается в русской «Энергии» для своего «Шаттла»
Н |
«Он с самого начала дал понять, что постарается снять жирок с НАСА, — говорит Джерри Грэй, отвечающий за научно-технологическую политику в расположенном в Вашингтоне Американском институте аэронавтики и астронавтики. — Но пока не пройдут выборы, он не собирается ничего менять по-крупному».
Космическая станция — главный объект амбициозных планов НАСА на это десятилетие, да и на следующий век — оказалась неприятным примером перекоса в так называемой «большой науке». Когда в 1984 году Рональд Рейган впервые выдвинул предложение о ее создании, это был относительно скромный, 8-миллиардный проект НАСА, который предполагалось завершить в 1992 году, ко времени празднования 500-й годовщины путешествия Колумба в Новый Свет.
Однако по мере того как НАСА, желая защитить его от политических оппонентов, объединяло вокруг проекта множество научных учреждений и промышленных предприятий, замысел становился все более грандиозным. Сегодня, когда на создание станции уже ушло 8 миллиардов долларов, она превратилась в огромное неповоротливое сооружение длиной 106 метров и общей стоимостью от 30 до 40 миллиардов долларов (не считая расходов на 30-летнюю эксплуатацию — более чем 100 миллиардов). Челночные корабли «Шаттл» начнут выводить ее элементы на орбиту в 1995 году, и после 18 таких полетов станция будет постоянно обитаемой примерно к 2000-му году. В прошлом году конгресс угрожал прикрыть «аванпост», что побудило НАСА обрушить на Капитолийский холм поток заявлений о радужных перспективах станции. Вставший у руля НАСА в апреле 1992 года Даниэл С. Голдин, 52-летний коренной житель Нью-Йорка, который раньше работал в промышленности и опыта работы в Вашингтоне не имеет, готов произвести революцию, направив усилия агентства на создание нового, более дешевого космического аппарата.
В компании TRW Inc, одной из ведущих фирм авиакосмической промышленности, Годдин находился под влиянием конструкторской школы, девиз которой; «Прекрасное — в малом». Приверженцы этой школы утверждают, что революция в миниатюризации открыла новые пути в исследованиях космоса.
В НАСА Голдин внедрил практику состязаний, когда «красные» и «синие» команды соревнуются друг с другом за снижение стоимости проектов на 20-40 процентов, и сделал нечто более фундаментальное, поручив одной из групп исследовать возможность вывода станции на орбиту без использования «Шаттлов».
«Впервые с 1970-го года всерьез думают о том, как лучше построить станцию, а не как лучше «подогнать» ее к «Шаттлу», — говорит доктор Джон М. Логсдон, директор Института космической политики в университете Дж. Вашингтона и историк проекта станции.
Наиболее радикальное для НАСА решение состоит в том, чтобы запускать блоки станции с помощью 20-этажной русской ракеты «Энергия», услуги которой уже неоднократно предлагались. «Энергия» теоретически может вывести на орбиту груз в пять раз больший, чем «Шаттл». А высвобождение «Шаттлов» позволит сэкономить миллиарды долларов для других пооектов НАСА. поскольку челночные корабли сегодня съедают около половины его годового бюджета в 15 миллиардов долларов. Стоящий ныне перед Гоодином вопрос заключается в том, удастся ли рациональный анализ совместить с бюрократической инерцией и с характерной в год выборов политикой. Возглавляющий Национальный Совет по космосу вице-президент Дэн Куэйл недавно заявил работникам фирмы Douglas Space Systems (это основной подрядчик по проекту), что их будущее обеспечено, если республиканцы останутся у власти. Отвечая на этот выпад, Билл Клинтон тоже выразил поддержку «аванпосту» и подчеркнул необходимость расширить сотрудничество с русскими.