США. Перевод обсерватории GRO на новую орбиту

4 октября. АП. Специалисты Центра космических полетов имени Годдарда (НАСА) начали операции по переводу астрономической гамма-обсерватории GRO имени Комптона на более высокую орбиту для того, чтобы предотвратить ее падение с орбиты. 4 октября, вскоре после 05:00 GMT, бортовые двигатели 17-тонного спутника были включены на 1 минуту. В первой серии коррекций намечается выполнить еще девять включений — 6, 8 и с 11 по 17 октября. После этого высота апогея орбиты GRO возрастет до 451 км. В период с 22 ноября по 3 декабря будет выполнена вторая серия коррекций, целью которой является достижение круговой орбиты на той же высоте.

По состоянию на конец сентября GRO находилась на орбите высотой 349 км. По расчетам, к апрелю будущего года высота ее орбиты должна была уменьшиться до 290 км. На такой высоте атмосферное торможение могло сделать невозможным проведение коррекций из-за отсутствия стабилизации спутника. Вслед за этим последовал бы довольно быстрый сход GRO с орбиты.

Необходимость периодического подъема орбиты была заложена в программу полета GRO начиная с ее вывода на орбиту 5 апреля 1991 года с борта шаттла “Атлантис”. НАСА предприняло первую попытку подъема орбиты обсерватории 15 июня, но из-за обнаруженного ухудшения характеристик одного из 8 двигателей ориентации и стабилизации GRO (обозначаемого как В2) работы были прекращены до подготовки новой программы коррекций, учитывающей эту неисправность. Спутник имеет по четыре двигателя ориентации и стабилизации на своих сторонах А и В и четыре более мощных корректирующих двигателя. Новая программа предусматривает использование наряду с двигателями ориентации на стороне В двигателей коррекции. За исключением периодов непосредственного выполнения маневров, научные измерения с борта GRO будут продолжаться.

Обсерватория эксплуатируется в рамках совместного проекта США, Германии и Нидерландов (стоимость 550 млн $). GRO является наиболее тяжелым научным ИСЗ. Ее длина составляет 9.45 м, а размах панелей солнечных батарей — 21.3 м. Спутник несет три крупных прибора и в соответствии с проектом должен проработать от двух до шести лет, изучая Вселенную в гамма-диапазоне.

США. Аварийный запуск ИСЗ Landsat-6


Рис. ИСЗ “Landsat-6”

5 октября в 10:56 PDT (17:56 GMT) на базе ВВС США Ванденберг произведен запуск ракеты-носителя ВВС “Титан-2” (вариант 23G) со спутником для изучения природных ресурсов Landsat-6. Спутник должен был выйти на околополярную орбиту с наклонением 98 градусов и высотой около 705 км, дающую возможность сфотографировать заданный район раз в 16 суток.

Существенных отклонений в работе ракеты-носителя, и каких-либо оснований сомневаться в успешности запуска, не было. Как сообщил представитель ВВС Фрэнк Стерлинг, по данным телеметрии, ракета доставила спутник на заданную высоту 724 км с ошибкой всего в 0.25 км, и отклонилась от траектории всего на 0.005 град. В соответствии с программой пуска были выданы команды на отделение полезной нагрузки, и акселерометры “Титана” отметили три толчка, как и должно было быть. Спустя 15 секунд “Титан” выполнил маневр ухода и затем упал в Тихий океан. Landsat-6 должен был выполнить довыведение при помощи собственного твердотопливного двигателя фирмы “Тиокол”. Первый сеанс связи после выхода ИСЗ на расчетную орбиту должен был состояться спустя 75 минут при пролете спутника над наземной станцией Кируна в Швеции. Однако сигналы с Landsat-6 получены не были.

Вскоре после этого поступило сообщение об обнаружении спутника на нерасчетной, более высокой, орбите. Анализ показал, что после восстановления связи Landsat-6 удастся возвратить на запланированную орбиту до 10 октября. К поиску спутника были подключены правительственные службы, включая систему ПВО Северной Америки (NORAD). Выяснилось, что объект на более высокой орбите был идентифицирован как Landsat-6 ошибочно: это был уже известный кусок космического мусора. Специалисты центра управления в Лэнхеме, Мэрилэнд, и наземных станций в Нормане, Оклахома, и в Кируне пытались связаться со спутником, но эти попытки были безуспешны.

Следует отметить, что на шестом “Лэндсате”, в отличие от своих предшественников (Landsat-4 и -5), а также от следующего аппарата Landsat-7, в целях экономии средств не были установлены ни оборудование для передачи информации через спутники-ретрансляторы, ни телеметрическое оборудование. Спутник должен был сбрасывать данные, записанные в бортовом запоминающем устройстве, непосредственно на наземные станции.

Поскольку обнаружить спутник на орбите не удалось, вполне вероятным является предположение о том, что после успешного выведения Landsat-6 на переходную эллиптическую орбиту ракетой “Титан-2” отказала система ориентации космического аппарата, и апогейный двигатель затормозил его вместо того, чтобы разогнать. В результате этого спутник должен был сойти с орбиты и разрушиться в атмосфере. Другое предположение состоит в том, что не раскрылись панели солнечных батарей. В этом случае к утру 6 октября питание ИСЗ от химических батарей должно было прекратиться, сообщил менеджер программы Landsat Майк Миньоньо (Mike Mignogno).

8 октября представители Национального управления по океанам и атмосфере подтвердило, что спутник штатно отделился от носителя, и его двигатель включился в заданное время. “Это должно означать, что бортовой компьютер спутника в этот момент функционировал.” Что произошло дальше, неизвестно. Поиски спутника силами НОРАД продолжались и в пятницу, но безрезультатно. “Спутник может находиться на орбите, но не ясно до сих пор, почему мы не можем его найти, — сказала представительница НОАА Патриция Вьете. — Я не думаю, что кто-нибудь надеется найти его.” Таким образом, судьба космического аппарата стоимостью 228 млн $ остается неизвестной. Общая же стоимость программы, включая запуск (36.5 млн $) и пятилетнюю эксплуатацию, составляет 513 млн $.

НОАА создала комиссию по расследованию аварии во главе с менеджером программы стационарных спутников для изучения окружающей среды (GOES) Томасом Мак-Гунигалом (Thomas E. McGunigal).

Спутник Landsat-6 изготовлен отделением “Астро Спэйс” фирмы “Мартин-Мариетта”. Отделение, сборочное предприятие которого расположено в Ист-Виндзоре (штат Нью-Джерси), до апреля 1993 года являлось аэрокосмическим отделением компании “Дженерал Электрик”. 20-21 августа США потеряли связь с АМС “Марс Обсервер” и метеоспутником NOAA-13, изготовленными этим же подразделением. Кроме того, 2 августа закончился аварией пуск РН “Титан-4”, изготовленной головной организацией “Мартин Мариетты”. “Ни у кого не было такого количества отказов за столь короткое время, — сказал представитель “Астро Спэйс” Билл Шуманн. — И мы не знаем причин этого.”

Происшедшие аварии подорвали доверие к фирме и поставили ее в чрезвычайно сложное финансовое положение. Еще 30 сентября, до аварийного запуска “Лэндсата”, фирма объявила о закрытии или объединении ряда своих предприятий с целью сокращения расходов на 1.5 млрд $ в течение пяти последующих лет с ликвидацией 11 тысяч рабочих мест. Среди них и руководящая группа “ Астро Спэйс” в Вэлли-Фордж, Пенсильвания, функции которой перейдут к центральному аппарату “Мартин Мариетта” в Бетесде, Мэрилэнд. После приобретения “Астро Спэйс” фирма уже сократила численность персонала на 46 тысяч человек.

Управление ИСЗ Landsat-6 должно было быть передано американской фирме “Эрс Обзервэйшн Сэтлайт” (Earth Observation Satellite Co.). Эта фирма, являющаяся совместным предприятием “Мартин Мариетта Астро Спэйс” и “Хьюэ Эркрафт”, управляет системой Landsat в соответствии с контрактом с Национальным управлением по океанам и атмосфере. Спутник должен был работать в течение 5 лет. Его предполагалось использовать для изучения состояния природной среды, поиска минеральных ресурсов, планирования городов, управления землепользованием, лесными и сельскохозяйственными ресурсами, прибрежными областями. Основная наземная станция по приему изображений находится в Нормане. Станции для приема изображений со спутников Landsat находятся также в 12 других странах.

На орбите находятся два предыдущих спутника типа Landsat. Запущенный 9 лет назад Landsat-5 пока передает данные, хотя работоспособность его ограничена. Landsat-4 находится в резерве в связи с проблемами с передачей данных. Запуск следующего “Лэндсата” возможен лишь в конце 1990-х годов. Сведения о запущенных ранее ИСЗ Landsat приведены в таблице:
НазваниеДата пускаПараметры орбиты
iPHpHa
Landsat-123.07.197299.13103901903
Landsat-222.01.197599.09104912918
Landsat-305.03.197899103917917
Landsat-416.07.198298.298.6685712
Landsat-501.03.198498.398.6983698


США. Испытания ИСЗ ACTS

5 октября. По материалам НАСА. Экспериментальный американский спутник связи ACTS, запущенный 12 сентября с борта шаттла “Дискавери”, 28 сентября прибыл в точку стояния на стационарной орбите и был в ней остановлен. Его солнечные батареи и антенны были раскрыты полностью. Группа управления продолжила проверки служебных систем и аппаратуры связи. 30 сентября была опробована передача сигналов в диапазоне Ка. 4 октября был включен широкополосный процессор, и на следующее утро с его помощью были выполнены первые телефонные переговоры.

Испытания связного оборудования ACTS будет проводиться до 1 декабря. После этого спутник будет принят в эксплуатацию, а управление программой ACTS будет передано из отдела НАСА “Миссия к планете Земля” в отдел перспективных концепций и технологии.

КНР. Запуск исследовательского спутника FSW-1

8 октября. Рейтер. В Космическом центре Цзюцюань (провинция Ганьсу) в 8:00 (GMT) произведен запуск РН CZ-2C (“Большой поход”) с возвращаемым спутником FSW-1 для научных исследований, сообщили государственные информационные службы КНР. Через восемь минут после старта спутник был выведен на орбиту высотой свыше 200 км, и управление им перешло к центру слежения, расположенному в Сиане (Xian) на западе КНР. Телевидение КНР показало кадры старта CZ-2C.

Спутник, разработанный Китайской академией космической техники, имеет массу 2099 кг и предназначен для научных исследований, экспериментов в условиях микрогравитации и других технических целей. Планируемая продолжительность полета не объявлена. Системы спутника работают нормально.

В сообщении говорится о том, что запущенный спутник является 15-м возвращаемым ИСЗ КНР. Сообщение подчеркивает, что все запущенные спутники этого класса были успешно возвращены.


НАЗЕМНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Украина. Космическая связь со всем миром

1 октября. Львов. Укринформ — ТАСС. Значительно возросли пропускная способность и качество обслуживания клиентов наземной станции космической связи “Львов”, которая открылась сегодня после завершения реконструкции. Здесь установлено самое современное цифровое оборудование, обеспечивающее надежный прием и передачу телевизионной, телеграфной и телефонной информации по спутниковым каналам в любую страну мира. Такую модернизацию станции, построенной почти двадцать лет назад, провели совместными усилиями концерн “РРТ” (радиосвязи и радиотелевидения Украины), канадская фирма “Телеглоб” и японская фирма “Нек”. В открытии станции приняли участие чрезвычайный и полномочный посол Канады на Украине Франсуа Матис, руководители Министерства связи и соответствующих ведомств, зарубежных фирм.


МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
США-Россия. Совместная программа космических исследований

30 сентября. Сан-Франсиско. ИТАР-ТАСС. Американская компания “Интернэшнл спейс энтерпрайзис” и Российское объединение “Лавочкин ассошиэйшн” вплотную приступили к осуществлению совместной программы комплексных космических исследований. Об этом было сообщено на пресс-конференции в Сан-Диего (штат Калифорния) с участием американских и российских ученых и инженеров.

В соответствии с условиями соглашения, подписанного в мае этого года, обе компании заняты сейчас подготовкой к запуску в 1996 году целой серии АМС и научных приборов на орбиту вокруг Луны. Кроме того, разрабатываются образцы луноходов, которые предполагается доставлять на Луну, начиная с 1997 года.

С их помощью организаторы совместного проекта надеются провести ряд научных экспериментов, разработать технику использования лунных ресурсов, установить на Луне телескопы, а также другие научные приборы по заказу других стран.

Швейцария. Подтверждение действия договора по ПРО

1 октября. Женева. АП, ИТАР-ТАСС. В течение пяти дней, с 27 сентября по 1 октября, делегации США, России, Украины и Беларуси обсуждали в Женеве состояние заключенного в 1972 году Договора об ограничении систем противоракетной обороны. В четвертой из серии таких встреч, которые в соответствии с Договором должны проводиться раз в пять лет, впервые участвовали государства-наследники СССР. Казахстан также имел возможность участвовать в переговорах, но его отсутствие, по словам дипломатов, не повлияло на результат переговоров.

В совместном коммюнике по итогам встречи говорится, что ее участники подтвердили приверженность данному соглашению и высказались за продолжение усилий по его укреплению. Достигнуто согласие и в том, что “поддержание жизнеспособности” договора в свете изменений политического и технологического характера сохраняет свою значимость.

На предыдущих переговорах, состоявшихся в августе 1988 года, администрация Р.Рейгана угрожала приостановить или отказаться от соблюдения договора. Американцы настояли на ликвидации советской РЛС под Красноярском, строительство которой они объявляли нарушением Договора, и пытались получить согласие СССР на “расширенное толкование” запрета на размещение систем ПРО космического базирования.

Администрация Клинтона, отказавшись в начале текущего года от осуществления программы стратегической оборонной инициативы (СОИ), подтвердила на прошедших переговорах приверженность США “узкой” интерпретации Договора по ПРО, запрещающего “разработку, испытания и развертывание систем и компонентов ПРО морского, воздушного, космического и наземного мобильного базирования”.

Как “очень положительные” расценил в интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС итоги встречи глава российской делегации, постоянный представитель РФ на конференции по разоружению Григорий Берденников.

Достигнутый в Женеве результат — “очень важная подвижка навстречу нам”, — подчеркнул Г.Берденников. Он отметил, что такой итог стал возможен благодаря курсу России на преодоление конфронтационности в отношениях с Соединенными Штатами. Встреча подтвердила, что курс, проявившийся, в частности, в заключении договора СНВ-2, “дает свои плоды”.

Россия-США. Переговоры РКА и НАСА

6 октября. НК. К.Лантратов. С 3 по 6 октября в Москве состоялся очередной раунд переговоров между Российским и Американским космическими ведомствами по вопросам сотрудничества. Делегациями руководили: от РКА — Юрий Коптев, от НАСА — Дэниэл Голдин. В ходе переговоров продолжались согласования документов, которые в ноябре должны подписать вице-президенты России Виктор Черномырдин и США Альберт Гор. Работы велись по программам “Мир-Шаттл” (1994-июнь 1995; полеты российских космонавтов на МТКК “Спейс Шаттл” и американских астронавтов на ОК “Мир”, первая стыковка шаттла с российской станцией), “Мир-НАСА” (1995 — 1997; длительные полеты на ОК “Мир” американских астронавтов, стыковки с ним МТКК “Спейс Шаттл”) и российской/американской/международной орбитальной станции (РАМОС).

На брифинге 6 октября, проходившем в кабинете директора РКА, руководители обоих космических ведомств рассказали о ходе работы над будущими соглашениями.

Директор НАСА Дэниэл Голдин отметил, что за эти три дня “..достигнут замечательный прогресс в вопросах окружающей среды, космических науках, пилотируемых полетах. Мы планируем совместные полеты “Мир-Шаттл” в 1995 году. Они будут продолжаться вплоть до 1997 года, во время которых будут проводиться совместные эксперименты и работы. Мы также обсуждали вопросы создания перспективной подлинно международной совместной станции. Эти вопросы обсуждались недавно во время встречи, наших вице-президентов Черномырдина и Гора в сентябре этого года в Вашингтоне. Были подписаны документы, которые закрепили договоренности. В русле этих договоренностей мы и вели наши дискуссии с господином Коптевым здесь в Москве. Самое главное в начале работы — сделать первый шаг. И очень важно, чтобы этот шаг был в правильном направлении. В октябре месяце нам предстоит очень серьезная работа. Должны быть выработаны многие документы. Мы сильно ограничены во времени и предстоит еще несколько встреч.”

В заключении своего выступления Дэниэл Голдин от имени всей американской делегации выразил уверенность, что будут успешно преодолены и решены, все вопросы совместно с Российским космическим агентством по созданию новых проектов.

“От себя лично я хочу сказать, — заявил г-н Голдин, — что мне особенно приятно было находиться здесь в Москве, в вашей стране в эти дни, в это сложное время. Мне очень грустно, потому что были потери человеческих жизней. Но я рад, что имел возможность быть здесь, рядом с г-ом Коптевым в это сложное время.”

Затем выступил директор РКА Юрий Коптев. Он напомнил, что в рамках ванкуверских договоренностей Президента России и Президента США была создана комиссия под председательством Виктора Черномырдина и Альберта Гора, в компетенцию которой были переданы вопросы сотрудничества двух стран в области космоса и энергетики.

“С марта идет интенсивная работа по рассмотрению возможных направлений сотрудничества России и США в области космической деятельности, — сказал г-н Коптев. — Прежде всего эта работа охватывает перспективный проект, связанный с использованием существующей российской станции “Мир”, а также проект создания и развития новой пилотируемой орбитальной станции. Договоренности, подписанные 1-2 сентября в Вашингтоне закрепили те технические проработки и рекомендации, которые были сделаны в течение этого полугодия. Наша сегодняшняя очередная встреча — это рабочая встреча на которой были обсуждены порученные нам премьер-министром и вице-президентом вопросы в рамках подписанного соглашения с привлечением экспертов, представителей промышленности, предприятий, непосредственно занятых реализацией космических проектов в России, научных учреждений, потребителей космической информации. Шла подготовка документов, которые к 1 ноября должны быть внесены в правительства России и США для принятия окончательных решений.”

По словам Юрия Коптева, по ряду вопросов имеется достаточная определенность и ясность. Это прежде всего — полеты на станцию “Мир”, взаимодействие станции “Мир” с системой “Спейс Шаттл” и реализация комплексной программы научных исследований на российских модулях “Спектр” и “Природа”. Что же касается проекта международной космической станции — вопросы обсуждаются. Это достаточно тесный клубок технических, политических, экономических вопросов, но и в этом направлении достигнут существенный прогресс. Он дает возможность уверено сказать, что все необходимые предложения и совместные документы будут подготовлены в установленный срок. “В начале ноября мы дадим предложения обоим правительствам по наполнению ранее достигнутых соглашений конкретными проектами,” — констатировал итог работы директор РКА.

Юрий Коптев поблагодарил своих американских коллег, которые несмотря на достаточно сложную обстановку в Москве, нашли возможность прилететь на переговоры и подтвердили приверженность ранее достигнутым договоренностям. “Они продемонстрировали понимание того, что происходит в нашей стране. И это тем более вселяет уверенность в том, что те проекты, о которых мы сегодня говорили, воплотятся в жизнь, и это будет жизнь в том числе российских предприятий и российской космонавтики,” — сказал в заключении г-н Коптев.

Затем Юрий Коптев и Дэниэл Голдин ответили на вопросы журналистов. Они рассказали о некоторых технических, политических и финансовых аспектах проекта международной орбитальной станции. Судя по ответам интерес к проекту РАМОС в США не меньший, а порой даже больший, чем в России. Если Юрию Коптеву приходилось больше доказывать экономическую выгодность равноправного сотрудничества в создании станции, то Дэниэл Голдин затронул и моральные аспекты этого проекта. “Мы обязаны думать о будущих поколениях, о наших детях, — сказал он. — И если мы будем рассуждать с точки зрения, что в космосе будут находиться российская космическая станция, американская космическая станция, японская, европейская, канадская, то с учетом экономической ситуации в мире скорее всего не будет никакой станции. Подобное решение было бы просто преступлением по отношению к будущим поколениям. 35 лет Россия и Соединенные Штаты занимались тем, что конкурировали между собой в области космоса, пытались построить как можно более “громкие” проекты по сравнению друг с другом. Но этот период прошел. Мы вступаем в новую эру. Теперь мы должны научиться взаимодействовать друг с другом. Это будет на пользу не только нашим странам, но и всему человечеству.”


БИЗНЕС
Журнал “Ноу-Хау” — собственный печатный орган российских промышленников

28 сентября. Москва. ИТАР-ТАСС. Со следующего года открытая для публикации информация об отечественных конструкторских и технологических разработках, в основном из оборонных предприятий, будет бесплатно распространяться через 27 центров Европейского сообщества в инвестиционные и инновационные фирмы 12 стран Европы. Правда, такая возможность на первом этапе предоставляется только подписчикам журнала “Ноу-Хау”.

Журнал, который издается около года, затрагивает проблемы конверсии, космонавтики, инновационной деятельности, международного сотрудничества. Кроме того, специалисты на страницах “Ноу-Хау” дают рекомендации, как оценить и защитить интеллектуальную собственность.

Одним из соучредителей журнала является комитет РФ по оборонным отраслям промышленности. Руководитель комитета Виктор Глухих убежден, что собственный печатный орган — хорошая возможность для российских промышленников общаться друг с другом.

В №№ 3,4 за 1993г. опубликована статья сотрудников редакции “НК” И.Маринина и С.Шамсутдинова “Ракетно-космическая система “Алмаз”.


ПРОЕКТЫ. ПЛАНЫ

Россия. Проекты ИСЗ КБ “Арсенал”

НК В.Павлюк. На Московском авиакосмическом салоне-93 в экспозиции Санкт-Петербургского КБ “Арсенал” в рамках конверсии впервые были представлены проекты “Попутчик”, “Эскорт” и “Платформа”, которые предусматривают размещение аппаратуры заказчиков на отдельном спутнике, отделяемом от базового аппарата или на специальной платформе. Базовый аппарат для всех проектов общий и, видимо, является базовым блоком КА системы морской космической разведки и целеуказания.

Нижеследующее описание базового блока аппарата сделано по материалам рекламных проспектов и пояснений сотрудников КБ “Арсенал” по особенностям его конструкции.

Силовой основой спутника является ферма, которая своим широким основанием (диаметр 3,0 м) стыкуется с ракетой-носителем. К ее меньшему основанию крепится отсек служебных систем, внутри фермы размещен двигательный отсек.

Двигательный отсек негерметичный. Цилиндрическую форму ему придает экранно-вакуумная теплоизоляция. Двигательная установка включает в себя:

— двигатель довыведения тягой 300-600 кг, который установлен по оси спутника;

— четыре блока двигателей ориентации (примерно по 0,6 кг каждый) для разгрузки основной электромеханической системы;

— четыре двигателя коррекции (примерно по 10 кг) для точного поддержания орбиты.

Топливо размещено в восьми 60-ти литровых блоках. Окислитель — азотный тетраксид (AT), горючее — несимметричный диметилгидразин (НДМГ).

Отсек служебных систем герметичный, термостатированный, длиной 1,5 м, диаметром 0,8 М. В нем находится вся электроника и электромеханика базового блока. Радиатором системы терморегулирования служит боковая поверхность отсека. На нижней (обращенной к Земле) стороне отсека на панели и кронштейнах смонтированы инфракрасные датчики вертикали и параболические антенны командной и телеметрической радиосистем. С противоположной стороны на отдельной ферме вынесена антенна связи через спутник-ретранслятор.

По бокам отсека установлены два блока аккумуляторов, к которым крепятся панели СБ. Батареи неориентируемые, при запуске сложены “гармошкой”, на орбите раздвигаются с помощью телескопических штанг.

К переднему торцу отсека служебных систем крепится, образуя с ним единое целое, аналогичный по размерам и конструкции отсек целевой аппаратуры, содержимое которого меняется в зависимости от варианта спутника. По словам представителей фирмы, таких вариантов существует два: радиолокационный и радиотехнический.

В радиолокационном варианте устанавливается РЛС 50 с фазированной решеткой. Антенны размещаются V-образно с двух сторон отсека целевой аппаратуры, так же как на КА “Алмаз”. Две панели крепятся неподвижно, а две других откидываются вперед на шарнирах.

В радиотехническом варианте на нижней стороне отсека крестообразно, как на ИСЗ “Океан”, устанавливаются четыре панели с антеннами. Макет этого варианта демонстрировался в 1992 году посетителям академии им.Можайского. Подробно о системе спутников EORSAT смотрите в книге М.В. Тарасенко “Военные аспекты советской космонавтики”, стр.73-76.

Внешний вид и характеристики разведывательной аппаратуры засекречены. Представитель фирмы отказался также назвать общую массу и габариты ИСЗ, мощность СБ. Однако, предлагаемые в рекламном проспекте конверсионные варианты спутника дают некоторое представление о его возможностях. По проекту “Обзор” предлагается использовать РЛС 50 с разрешением 100м в обзорном режиме и 20м в детальном. Полоса обзора — 250км.

Проект “Одиссей” предусматривает “сбор информации о местонахождении, перемещении и состоянии объектов, оснащенных радиомаяками”, т.е. задачу, аналогичную радиотехнической разведке. В этом проекте предусматривается:

— точность определения местоположения объектов: неподвижных 3-4 км, подвижных до 20 км;

— получение информации о состоянии объектов: мгновенно — 500 абонентов, всего — 20 000 абонентов;

— периодичность — 4 часа при системе из 3-х ИСЗ, 2 часа при 6-ти ИСЗ.

Для размещения целевой аппаратуры отводится 700 кг веса, 1 квт герметичного термостатированного объема.

Приводимые выше характеристики, очевидно, занижены с целью скрыть истинные возможности спутника, которые, видимо, еще выше.


Рис. 1. Базовый блок
1. Антенны командной и телеметрической радиолиний. 2. Инфракрасные датчики вертикали. 3. Отсек служебных систем. 4. Отсек целевой аппаратуры. 5. Блок аккумуляторных батарей. 6. Антенна связи через спутник-ретранслятор. 7. Панель солнечных батарей. 8. Телескопическая штанга. 9. Блок двигательной ориентации. 10. Силовая ферма. 11. Двигательный отсек.

США. Планы разработки новых ИСЗ “Эксплорер”

24 сентября. По материалам НАСА. Помощник директора НАСА по космической физике д-р Весли Хантресс (Wesley T. Huntress, Jr.) сообщил о выборе агентством четырех перспективных проектов малых ИСЗ серии “Эксплорер”, целью запуска которых являются исследования в области астрофизики, солнечной физики и физики космических лучей. Малые “Эксплореры” должны запускаться РН “Пегас”. Их массы не превышают 230 кг, а стоимость разработки спутника и его научного оборудования составляет примерно 35 млн $. Программа малых “Эксплореров” находится под руководством отделения астрофизики управления космической физики НАСА. За разработку и запуск спутников будет отвечать Центр космических полетов имени Годдарда.

Из 51 предложенного агентством отобраны для подробной проработки четыре проекта: JUNO, POEMS, TRACE и WIRE. После 10-месячного исследования НАСА намерено выбрать для реализации два из них. Запуски планируется осуществить в 1997 и 1998 годах.

JUNO расшифровывается как “объединенный ультрафиолетовый исследователь ночного неба” (Joint Ultraviolet Night Sky Observer). Аппарат предназначен для фотометрического и спектроскопического обзора неба в дальнем УФ-диапазоне. Главный специалист проекта — профессор Колумбийского университета в Нью-Йорке Кристофер Мартин (Christopher Martin). Спутник и наземные станции будут разработаны Итальянским космическим агентством.

Позитрон-электронный магнитный спектрометр POEMS (Positron Electron Magnetic Spectrometer) должен выполнить точный подсчет отношения числа позитронов к числу электронов в космических лучах в зависимости от энергии и времени. Главным специалистом проекта является д-р Пол Эвенсон (Paul Evenson) из Делавэрского университета. В эксперименте будут участвовать ученые США, Франции, Германии и Финляндии.

Космический аппарат TRACE (Transitional Region and Coronal Explorer — Исследователь короны и переходной области) предназначен для исследования магнитных полей и плазменных структур Солнца. Главным специалистом проекта является д-р Алан Тайтл (Alan Title) из Исследовательской лаборатории фирмы “Локхид'' в Пало-Алто, Калифорния. В проекте примут участие специалисты США, Британии, Швеции и Голландии.

Четвертый проект WIRE (Wide-Field Infrared Explorer) разрабатывается с целью изучения эволюции галактик при помощи группы криогенных инфракрасных детекторов. Проект предложен д-ром Перри Хэкингом (Репу В. Hacking) из Лаборатории реактивного движения НАСА. В нем также участвуют Калифорнийский технологический институт, Корнельский университет и “Белл Аэроспэйс Системз Груп”.

Эти четыре спутника входят во вторую группу малых “Эксплореров”. Первую составили спутник для исследования солнечных, аномальных и магнитосферных частиц SAMPEX (июль 1992), спутник для быстрого фотографирования полярных сияний FAST (Fast Auroral Snapshot Explorer, запуск в августе 1994) и астрономический спутник субмиллиметрового диапазона SWAS (Submillimeter Wave Astronomy Satellite, запуск в июне 1995).

Франция. Конец проекта “Гермес”?

27 сентября. Париж. Рейтер. Генеральный директор Европейского космического агентства Жан-Мари Лютон сообщил о сокращении финансирования агентства. Выступая по случаю представления проекта бюджета ЕКА совещанию министров промышленности и науки стран ЕКА 12-13 декабря, он сообщил, что ЕКА вынуждено сократить свои расходы на период до 2001 года на 4 млрд экю (3.4 млрд $) — с 22 до 18 млрд экю (18.8 — 15.4 млрд $). Бюджет 1994 года сокращен на 85 млн $.

Жертвой этого сокращения, в сущности признал Лютон, становится европейский “челнок” “Гермес”, на разработку которого необходимо как минимум 9 млрд $. “Мы не будем продолжать изучение крылатого космического аппарата типа “Гермес”, — сказал он. — Экономический кризис привел к давлению со стороны европейских правительств в целях сокращения финансирования исследовательских работ. И нам приходится переоценивать программы.” Ж.-М. Лютон сообщил, что попытки скооперировать проект с аналогичными российскими разработками оказались неудачными ввиду финансовых трудностей, с которыми сталкивается Россия.

Вместо “Гермеса”, работа над которым заморожена после совещания министров стран ЕКА в Испании в ноябре 1992 года, возможна разработка одноразового четырехместного пилотируемого корабля CTV (Crew Transfer Vehicle) обычной схемы. Вариант схемы CTV, представленный генеральным директором, напоминает по внешнему виду советские космические аппараты 1960-х годов, хотя, разумеется, новый корабль будет значительно совершеннее и сможет обслуживать орбитальные станции.

“Мы должны дать приоритет проектам и отраслям, в которых Европа уже продемонстрировала свои успехи,” — сказал Лютон, имея в виду ракеты-носители и спутники.

Южная Корея — Китай. Разработка совместного спутника

27 сентября. Сеул. Рейтер, Франс Пресс. Представители государственного Корейского института передовой науки и техники и Китайской академии космической технологии подписали предварительное соглашение о совместной разработке ИСЗ. Соглашение было подписано на торжественной церемонии, посвященной “Дню Китая” на Экспо-93 в Тэджоне, во время визита в Южную Корею вице-премьера КНР Ли Лацзина.

Спутник будет предназначен для обеспечения связи и изучения Земли и будет иметь массу порядка 350 кг. Стороны надеются, что совместно разработанный спутник будет запущен в 1997 году.


КОСМИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА
США. Первый этап эксперимента “Биосфера-2” завершен

27 сентября. Нью-Йорк. ИТАР-ТАСС. Под бурные овации и звуки духового оркестра покидала в воскресенье восьмерка участников уникального международного научного эксперимента комплекс под названием “Биосфера-2”. Таким образом, завершился первый этап эксперимента, призванного изучитъ возможность существования людей длительное время в изолированном от внешнего мира замкнутом пространстве.

Ровно два года назад четверо мужчин и четыре женщины из США, Великобритании и Бельгии вошли в герметически закрывающуюся и напоминающую гигантскую теплицу конструкцию из стекла и стали, сооруженную для этой цели в пустыне штата Аризона неподалеку от городка Орэкл. По условиям проекта, “Бионавты”, как называют себя участники эксперимента, в течение всего этого времени не должны были получать продукты извне. Они пили воду и дышали воздухом, многократно регенерированными в пределах искусственно созданной микробиосферы на территории свыше одного гектара.

В ходе многолетней подготовительной работы под куполом комплекса было собрано несколько тысяч видов растений и животных, воссоздан ряд взаимосвязанных природно-климатических зон, подготовлены условия для интенсивного ведения сельского хозяйства. Научный модуль был связан с внешним миром лишь телекоммуникационными каналами. На случай экстремальной ситуации в нем была предусмотрена возможность эвакуации “экипажа” или одного из его членов через специальный отсек.

По мнению ученых, проведенный эксперимент имеет большое значение, так как изучение его результатов теперь непременно будет учтено при организации длительных космических полетов, а возможно, и при создании обитаемых станций на других планетах. За его ходом внимательно следила группа ученых, в состав которой входили специалисты из Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) и Смитсоновского института.

Согласно их предварительным подсчетам, за два года в замкнутом пространстве “Биосферы-2” произошли весьма существенные изменения. В разместившемся под стеклянными сводами искусственном саду, который воспроизводил тропические джунгли, растительный мир саванн, мини-океан и пресные водоемы, погибли по меньшей мере 30 проц растений и животных. Из-за меньшего, чем ожидалось, числа солнечных дней более скромным оказался урожай собранных “бионавтами” сельскохозяйственных культур. В результате сократился их рацион, который состоял, прежде всего, из картофеля, риса, орехов, бананов, а от случая к случаю мог включать мясо, куриные яйца и кофе.

Однако оказалось, что все это в определенном смысле пошло участникам эксперимента на пользу. В среднем каждый из них потерял за два года 14 проц своего веса; примерно на 35 проц уменьшилось содержание в их крови холестерина. Мы имели практически все, что нам было нужно, говорит один из членов испытательной группы Рой Уолфорд. “Пожалуй, единственное чего мне не хватало, — это глотка хорошего шотландского виски по вечерам”, — шутливо добавил он.

Общая стоимость “проекта века “Биосфера-2”, как назвала его в своем репортаже телекомпания Эй-Би-Си, оценивается в 150 млн $ и целиком финансируется за счет частных капиталовложений. Главным его спонсором является техасский миллиардер Эдвард Басс. Новая группа исследователей заселит комплекс уже в начале будущего года, открыв тем самым следующий этап эксперимента.


НОВОСТИ АСТРОНОМИИ

США. Что будет, если уронить комету на Юпитер?
(По сообщению АП)

Или, точнее говоря, что будет, если уронить обломки кометы в Юпитер, поскольку эта планета является гигантским плотным газовым телом. Астрономам предоставлена возможность наблюдать подобное явление в июле 1994 года, когда на поверхность Юпитера должны выпасть обломки кометы Шумейкера-Леви 9. Комета была обнаружена в марте 1993 года уже раздробленной на части, благодаря чему получила эпитет “жемчужная нить”. Расчеты показали, что в течение примерно шести дней во второй половине июля будущего года то, что осталось от кометы, выпадет на обратной стороне Юпитера со скоростью 59 км/с.

К сожалению, земные телескопы смогут увидеть результат падения каждого из крупных обломков (диаметром от 1 до 5 километров) лишь спустя несколько часов, когда планета повернется местом падения к Земле. Однако астрономы надеются увидеть некоторые детали при помощи летящей к Юпитеру АМС “Галилео”. Они также рассматривают возможность использовать камеру на АМС “Вояджер-2”. Хотя “Вояджер” находится от Юпитера значительно дальше, чем Земля, он мог бы “увидеть” происходящее с благоприятной позиции. Ученые срочно ищут средства и время для организации космических наблюдений.

Результаты столкновения обломков кометы с Юпитером трудно предсказуемы. Наиболее смелыми являются предположения о том, что в атмосфере планеты могут возникнуть новые вихревые явления типа знаменитого Большого красного пятна. Более осторожные астрономы предполагают, что будет возможно наблюдать яркие вспышки при разрушении обломков в атмосфере, выбросы из слоев, невидимых с Земли, образование облаков в верхних слоях атмосферы, распространение ударных волн и т.д.

Ряд астрономов, включая авторитетнейшего специалиста по кометам Брайана Марсдена, полагают, что сильнейшее гравитационное поле Юпитера раздробит обломки еще до столкновения. “Мы будем иметь поток пыли,” — утверждает он. Тем не менее астрономы активно готовятся к наблюдениям. “Это может случиться раз в жизни, — говорит профессор планетарной астрономии в Университете Аризоны Джей Мелош (H.Jay Melosh). — Вы тыкаете в Юпитер и смотрите, что он сделает”.

США. Инопланетян просят не обращаться

5 октября. АП. Конгресс Соединенных Штатов, преисполненный решимости сократить правительственные расходы, считает необходимым разобраться с каждой суммой, направляемой на научные исследования. Не преуспев в атаке на космическую станцию “Фридом-Альфа”, господа сенаторы вслед за Палатой представителей 29 сентября отказались продолжить финансирование проекта Техасского суперколлайдера (крупнейший научный проект в области физики высоких энергий, реализуемый уже в течение 10 лет, на который предлагалось выделить в 1994 фг. 640 млн $). Вслед за ними 1 октября представители Сената и Палаты, согласующие утвержденные ими версии бюджета НАСА, сочли необходимым отрезать от 14.6-миллиардного бюджета 12.3 миллиона долларов предназначенных для программы поиска сигналов от внеземных цивилизаций. Сенатор Ричард Брайан назвал проект “великой охотой на марсиан” и пустой тратой долларов американского налогоплательщика. Только 23 из сотни сенаторов голосовали за сохранение программы. Программа поиска сигналов в галактическом масштабе начата в День Колумба, 12 октября 1992 года и рассчитана на 10 лет (и 100 млн $), но подготовка к ней началась еще 15 лет назад. Это первая из проводившихся с 1960-х годов попытка приема сигналов от внеземного разума, которая может считаться достаточно обоснованной и может иметь некоторые шансы на успех. Научным руководителем программы является известный специалист по проблеме поиска ВЦ 63-летний Фрэнк Дрейк. От НАСА программу координируют Лаборатория реактивного движения и Исследовательский центр имени Эймса. Используя крупнейшие радиотелескопы в Аресибо и Голдстоуне, астрономы осуществляют поиск и компьютерную обработку, которая должна помочь выявить сигналы — возможно — искусственного происхождения. В то время как с помощью телескопа в Голдстоуне выполняется прослушивание сигналов на миллионах радиочастот, в Аресибо изучаются сигналы от приблизительно 1000 ближайших звезд типа нашего Солнца. За год поисков им удалось обнаружить 25 сигналов, которые потребовали специального изучения. Ни один из них не был признан сигналом внеземной цивилизации.

Защитники проекта обвиняют конгрессменов в том, что программа поиска сигналов от ВЦ стала козлом отпущения для Конгресса, демонстрирующего свою неспособность справиться с американским госбюджетом. “Горько видеть, как из-под нас выбивают опору из чисто политических целей. Какой печальный комментарий к состоянию американского управления,” — сказал Дрейк.

Следует, правда, отметить, что в попытке добиться от Конгресса денег на программу НАСА занялось настоящим мелким жульничеством. Еще при утверждении бюджета в 1992 году американские законодатели отказались выделить средства на программу. В результате в обсуждаемом проекте бюджета та же программа фигурировала под новым названием: “К другим планетным системам — Микроволновой поиск с высоким разрешением”. Как только попытка обойти “закон, принятый Конгрессом и подписанный Президентом”, была обнаружена, жесткая реакция последовала незамедлительно, и не было уже важно, о чем именно идет речь.

Ученые пытаются найти частные источники финансирования для продолжения программы на ограниченной основе, но, как сообщил журналистам Дрейк, найти их пока не удается.


ПРЕДПРИЯТИЯ. УЧРЕЖДЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИИ

США. “Мартин Мариетта” приобретает космические проекты фирмы “Дженерал Дайнэмикс”

8 октября. Франс Пресс. Газета “Аэроспэйс дейли” сообщила в пятницу о соглашении, предусматривающем передачу всех космических проектов фирмы “Дженерал дайнэмикс” фирме “Мартин Мариетта”. Последняя отказалась прокомментировать это сообщение.

“Дженерал дайнэмикс” производит ракеты-носители семейства “Атлас”. Начиная с прошлого года, фирма сокращает масштабы своей деятельности в связи с уменьшением объема военных заказов. “Мартин Мариетта”, производящая носители “Титан” и ряд космических аппаратов, ведет сокращение персонала. Тем не менее в апреле текущего года фирма приобрела космическое подразделение фирмы “Дженерал электрик”.


СОВЕЩАНИЯ. КОНФЕРЕНЦИИ. ВЫСТАВКИ

Конференция “Профессиональная деятельность космонавтов и пути повышения ее эффективности”

6 октября. Москва. ИТАР-ТАСС. Оценить современный уровень исследований и практических результатов в области подготовки и профессиональной деятельности космонавтов, определить направление их дальнейшего совершенствования — такова основная задача открывшейся сегодня в Звездном городке международной конференции.

В течение двух дней специалисты из различных стран будут обмениваться информацией по этим проблемам, рассматривать возможные целесообразные направления совместных работ. Не исключено и установление прямых контактов в дальнейшей деятельности, сообщили корреспонденту ИТАР-ТАСС в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина, на базе которого проходит нынешний форум.

Менее чем за четыре десятилетия с момента начала космической эры в мире созданы и используются различные по конструкции и назначению автоматические и пилотируемые космические аппараты. С каждым годом расширяется число государств, включившихся в сферу космической деятельности. Огромная роль в исследовании и использовании космоса отводится космическим аппаратам с человеком на борту. Поэтому специалисты считают, что генеральное направление развития космонавтики — космонавт, максимально использующий автоматические устройства.


ЛЮДИ И СУДЬБЫ
США. Погиб астронавт Карл Хенице

8 октября. АП. Астронавт НАСА Карл Хенице погиб при восхождении на Джомолунгму. Согласно сообщению Космического центра имени Джонсона, это произошло 5 октября. Хенице умер вследствие нарушения дыхания, связанного с подъемом на большую высоту.

66-летний ученый участвовал в экспедиции, проводимой британской исследовательской группой “Хай Эдвенче БВИ” (High Adventure BVI). В середине первого дня восхождения, 4 октября, у Карла Хенице появились трудности с дыханием. После того, как дыхание кислородом не улучшило положение, группа прекратила подъем и доставила Хенице в британский лагерь на китайской стороне Джомолунгмы. На следующий день, во сне, Карл Хенице скончался. По его собственной просьбе он был похоронен здесь же, в лагере.

Карл Гордон Хенице родился 17 октября 1926 года в Цинциннати, штат Огайо. В Виргинском университете он получил степени бакалавра по математике в 1947 и магистра по астрономии в 1948 году. В 1954 году в Мичиганском университете он защитил докторскую диссертацию по астрономии. С 1954 по 1956 год Хенице работал в обсерватории Маунт-Вилсон, затем в Смитсоновской астрофизической обсерватории. В это время он руководил программой оптических наблюдений первых искусственных спутников Земли. С1959 стал ассистентом профессора в Северо-Западном университете в Эванстоне, Иллинойс. Там же в 1964 году Хенице стал профессором.

4 апреля 1967 года в возрасте 40 лет Карл Хенице был отобран во вторую группу ученых-астронавтов НАСА (6 набор астронавтов НАСА), и 18 лет ждал своего полета. Он был членом экипажа поддержки и оператором связи при полете “Аполлона-15”, а затем входил в экипажи поддержки трех экспедиций на “Скайлэб”. Только в феврале 1983 он был назначен специалистом полета в экипаж космической лаборатории “Спэйслэб-2” и совершил полет на шаттле по программе STS-51F/SL-2 с 29 июля по 6 августа 1985 года. Выполняя свой первый полет в возрасте 59 лет, Хенице стал самым пожилым астронавтом мира.

В апреле 1986 года Хенице ушел из отряда астронавтов и продолжал работать в НАСА в качестве старшего научного специалиста отделения космической физики директората космической биологии в Космическом центре имени Джонсона. Он активно занимался проблемой космического мусора как угрозы для космической станции “Фридом”. Несмотря на свой возраст, Хенице оставался страстным альпинистом, и в 1991 году совершил восхождение на вершину Рэньер. Во время своей последней экспедиции Хенице находился в длительном отпуске из НАСА, За время своей работы в качестве астронома Хенице опубликовал 75 научных работ и внес в каталоги более 2000 звезд Южного полушария. В каталогах они отличаются первыми буквами “НЕ”, что означает, однако, не “HENIZE”, а Н(альфа)-эмиссию. Его научные труды отмечены Мемориальной наградой Роберта Гордона (1968) и медалью НАСА “За исключительные научные достижения” (1975).


ЮБИЛЕИ
20 лет полету “Союза-12”

НК. К.Лантратов. 27 сентября исполнилось 20 лет со дня старта космического корабля “Союз-12” с экипажем в составе командира Василия Лазарева и бортинженера Олега Макарова. Этот старт ознаменовал не только окончание более чем двухлетнего перерыва в советских пилотируемых полетах. Он прервал длинную полосу неудач, преследовавших нашу космонавтику. Ведь 1971-1973 годы можно вполне назвать “черными”. И до этого периода были и неудачи, и катастрофы, и гибель людей. Но таких “беспросветных” лет не было ни — до, ни — после.

1971 год начался для советской космонавтики с больших надежд: планировался первый запуск орбитальной станции, на ней должны были отработать две экспедиции; на второй квартал намечался очередной испытательный старт ракеты-носителя Н-1; в рамках отработки новой системы стыковки “Контакт” для лунного корабля Л-3 были запланированы полеты двух кораблей “Союз”. А там уже был не за горами старт и военной станции “Алмаз”.

Орбитальная станция “Заря” (ДОС-1, изд.17К №121), перед самым стартом переименованная в “Салют”, благополучно ушла на орбиту 19 апреля 1971 года, а уже 23 апреля с ней отправился “Союз-10” с В.Шаталовым, А. Елисеевым и Н. Рукавишниковым на борту. До стыковки все шло штатно. Но затем оказался поврежденным стыковочный узел корабля. На Земле решили — “первый блин комом”. Шаталову приказали расстыковаться и идти на посадку. Но “ком” нарастал: корабль отделиться от “Салюта” не смог. На Земле забеспокоились всерьез. Рассматривался даже вариант схода с орбиты целиком связки “Салют” — “Союз” и уже в атмосфере разделение отсеков транспортного корабля. Однако — обошлось, “Союз-10” все-таки отстыковался от станции и его спускаемый аппарат благополучно приземлился утром 25 апреля.

Следующими на “Салют” должны были лететь А. Леонов, В. Кубасов и П. Колодин. Но за два дня до старта уже на Байконуре медики обнаружили у Кубасова затемнение в легких. На “Союзе-11” 6 июня стартовали дублеры: Г. Добровольский, В. Волков и В.Пацаев. Они перешли на станцию и отработали на ней 24 дня.

Во время их полета 27 июня была предпринята третья попытка запуска РН Н-1. Два года ушло на то, чтобы оправиться от страшной аварии 69-го года, когда ракета рухнула на стартовую позицию и разрушила ее. Однако, и третий пуск прошел неудачно: через 48 секунд из-за возникшего непредвиденного момента по крену ракета разрушилась. Слава Богу, обошлось без жертв и на этот раз.

А через три дня после этого произошла настоящая трагедия: во время посадки “Союза-11” при разделении отсеков на высоте около 100 км в спускаемом аппарате открылся клапан выравнивания давления, вышел весь воздух. Космонавты погибли...

Ни о каких полетах в ближайшем будущем не могло быть и речи. Старт “Союза-12”, намеченный на 15-20 июля 1971 года, был отменен. Собиравшиеся на “Салют” Леонов, Кубасов, реабилитированный медиками, и Колодин опять остались на Земле. Комиссия, расследовавшая причину катастрофы, рекомендовала в дальнейшем все полеты космонавтов на корабле 7К-Т (“Союз”) проводить в скафандрах.

Многие программы в то время были пересмотрены, переоценены. В октябре 1971 года официально была закрыта программа “Контакт”. Большинство космонавтов, готовившихся по этой программе, были переведены на ДОС (“Салют”).

По решению комиссии корабль 7К-Т был модернизирован. На нем установили новую систему жизнеобеспечения с аварийно-спасательными скафандрами “Сокол К”. Из-за этого численность экипажа корабля снизилась до двух человек. Новая модификация корабля была испытана в “автомате” в конце июня 1972 года под названием “Космос-496”.

После этого можно было возобновлять пилотируемые полеты. На начало третьего квартала 1972 года был намечен следующий запуск станции “Салют” — ДОС-2 (изд. 17К №122). Планировалось провести на ней две-три экспедиции. К работе на станции начали готовиться четыре экипажа (А. Леонов — В.Кубасов, В.Лазарев — О.Макаров, А.Губарев — Г.Гречко, П.Климук — В.Севастьянов). Но 29 июля 1972 года при запуске станции отказала вторая ступень “Протона”. ДОС “ушел за бугор”.

Однако, к тому времени были уже готовы корабли для доставки на станцию космонавтов. На них вполне можно было провести автономный полет, испытать новые скафандры. Поэтому в августе того же года два “ДОСовских” экипажа начали подготовку по новой программе. Полет корабля 7К-ОК №34 планировался на конец августа-сентябрь 1972 года. Через месяц подготовки космонавты успешно сдали экзамены. Но, то ли руководство страны посчитало такой полет несвоевременным, то ли конструкторы не были уверены в технике, — полет так и не состоялся. В очередной раз космонавты перешли в “режим поддержания формы”.

23 ноября 1972 года вновь была предпринята попытка запуска ракеты Н-1. Но и четвертый (и как потом оказалось — последний) старт суперносителя также был неудачным: через 107 секунд при переходе двигателей на промежуточный режим тяги перед их выключением взорвался двигатель.

Тем временем был готов к запуску первый “Алмаз” — ОПС-1 (изд.11Ф71 №101-1). С сентября 1972 года выполнению на ней программы в интересах министерства обороны СССР готовились четыре экипажа (П.Попович — Ю Артюхин, Б.Волынов — В.Жолобов, Г.Сарафанов — Л.Демин, В.Зудов — В.Рождественский). Станция ушла на орбиту 3 апреля 1973 года под названием “Салют-2”. Но через 13 суток полета, когда космонавты прибыли уже на космодром, на ОПС произошла разгерметизация отсеков. “Алмазовские” экипажи постигла судьба “салютовцев”.

Уже через месяц в очередной раз судьба сыграла злую шутку с группой космонавтов ДОС. 11 мая 1973 года на орбиту вышла ДОС-3 (изд.17К №123). Но на первых витках возникли автоколебания станции, на устранение которых был израсходован весь запас топлива двигателей ориентации. Поэтому ТАСС объявил о запуске не “Салюта-3”, а очередного “Космоса-557”.

Все планы пилотируемых полетов рассыпались как “карточные домики”. Стрит ли говорить, что руководство СССР было крайне недовольно такой ситуацией. И тогда было принято решение об автономном полете корабля “Союз” для испытания в пилотируемом режиме новой системы жизнеобеспечения. К подготовке в июле 1973 года приступили два экипажа (В.Лазарев — О.Макаров, А.Губарев — Г.Гречко, стоявшие первыми в “очереди на орбиту” А.Леонов и В .Кубасов в мае 1973 перешли на программу ЭПАС).

И вот, наконец, 27 сентября 1973 года Василий Лазарев и Олег Макаров на “Союзе-12” отправились на орбиту. В ходе полета космонавты специально разгерметизировали корабль для испытания скафандров “Сокол К”. Через двое суток спускаемый аппарат благополучно доставил экипаж на Землю. Но полет “Союза-12” стал еще и большой моральной поддержкой для создателей и эксплуатационников космической техники, для отряда космонавтов.

36 лет Первому спутнику

“НК” И.Сафронов. 4 октября исполнилось 36 лет со времени запуска первого искусственного спутника Земли — советского “ПС” (“простейшего спутника”), положившего начало космической эры. Спутник, созданный в ОКБ-1 под руководством академика С.П.Королева, был выведен на околоземную орбиту со стартовой площадки №2 космодрома Байконур ракетой-носителем (РН) “Спутник”, созданной на базе боевой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7А. С тех пор эта РН неоднократно модифицировалась и теперь продолжает исправно нести свою службу в вариантах “Союз” и “Молния”, показывая пример завидного долголетия.

За прошедшие 36 лет в Советском Союзе-России было проведено более 2500 запусков ракет космического назначения (РКН), из которых большая часть приходится на РН, созданные на базе Р-7А.


КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛАТЕЛИЯ
К IX конгрессу Ассоциации участников космических полетов

8 октября. Ю.Квасников по информации Ассоциации. Через несколько дней впервые в Нижней Австрии начнется необычное мероприятие, участниками которого будут


Австрийский и российский штемпели, посвященные IX конгрессу Ассоциации.

только совершившие полеты космонавты и астронавты. Ассоциация участников космических полетов проведет ежегодную встречу своих членов с 10 по 17 октября 1993 года в Везендорфе под Веной. Хозяином, принимающим своих коллег, на этот раз будет космонавт из Нижней Австрии Франц Фибек (Franz Viehbock). Для подготовки этого конгресса 12-15 марта 1993 в Везендорфе состоялась встреча ветеранов космических полетов из России, США и Венгрии. В ней приняли участие президент ассоциации Джон Фабиан (John Fabian), Майкл Кац (Michel Coats), Олег Макаров, Игорь Волк и Владимир Коваленок, а также единственный венгерский космонавт Берталан Фаркаш, Вместе с Фибеком они обсудили вопросы подготовки конгресса. Во время этой встречи 41 письмо было направлено прямо из Везендорфа на орбитальную станцию “Мир”. Эти письма были подписаны вышеперечисленными космонавтами и астронавтами. Погашенные на станции бортовыми штемпелями, они будут возвращены в Везендорф к началу конгресса.

К настоящему времени Ассоциация насчитывает около 250 членов. Президент Дж. Фабиан ожидает приезда от 70 до 80 астронавтов и космонавтов. Для встречи в Европе это будет рекордный показатель. Только в Вашингтоне в прошлом году собралось больше участников (99). Фабиан отметил, что это стало возможным только благодаря большому числу американских астронавтов, многие из которых заезжали лишь на один день. В Берлине в 1991 было лишь 60 участников. Девиз конгресса этого года “Космос для жизни”.

Открытие конгресса запланировано 11 октября в 9 часов выступлением вице-канцлера Австрийской республики Эрхарда Бузека. С приветствием к участникам обратятся также Герман Бонди (Hermann Bondi), Дж.Фабиан и Олег Макаров. Отметим, что 13 октября в 10:30 запланирована пресс-конференция в Министерстве науки. 14 октября — “День общения”, во время которого участники, разбившись на группы, поедут в Вену, Грац, Линц и Иннсбрук, проведут встречи в университетах, школах и в других местах.

Запланирована также филателистическая программа. Австрийская почта подготовила два специальных штемпеля. 11 октября будет штемпель с текстом на немецком и английском языках, с изображением “Шаттла”, а 12 октября с текстом на немецком и русском языках, с рисунком “Бурана” и станции “Мир”. На обоих штемпелях также эмблема Ассоциации — гермошлем. К конгрессу Ассоциация выпустила специальный конверт. В дни его работы будет осуществляться продажа различных видов конвертов со спецгашением, как просто погашенных, так и заказных, прошедших почту, а также конвертов с автографом хозяина мероприятия — Фибека, по цене от 20 до 70 шиллингов. Продажа конвертов возместит часть расходов на проведение конгресса.

Специально для филателистов, собирающих коллекции по космонавтике, будут подготовлены официальные и пронумерованные конверты с автографами всех участников конгресса. Тираж ограничен: 300 комплектов по 8 конвертов, при этом в продажу поступят 200 комплектов. Конверты многокрасочные, с текстом на 4 языках. На каждом конверте, помимо марок и штемпелей, находятся 9 автографов. К каждому конверту прилагается фотокопия, поясняющая, кто из космонавтов и астронавтов на нем расписался и в каких космических полетах они принимали участие. Продажа будет вестись только комплектами, при этом комплекты с номерами 1 — 100 будут переданы в качестве подарка участникам конгресса. Стоимость комплекта будет между 2700 и 3000 шиллингов, в зависимости от числа участников.

И наконец, будут продаваться письма, о которых шла речь выше, адресованные на станцию “Мир” и погашенные на ней. Стоимость такого письма будет зависеть от спроса, но не менее 500 долларов США.

Следующий конгресс предполагается провести в России.


БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА ИЗ АРХИВА “ВИДЕОКОСМОС”
Члены экипажа КК “Колумбия” по программе СТС-58
(подготовлено В.Молчановым)

Командир Джон Элмер Блэйха

(John Elmer Blaha)

212 астронавт мира

123 астронавт США

Джон Блэйха родился 26 августа 1942 года в форте Сем-Хьюстон возле г.Сан-Антонио, штат Техас. Поскольку его отец был офицером ВВС, детство Джона прошло на различных авиабазах. В 1960 году он окончил среднюю школу “Гренбай” в Норфолке, Вирджиния. В июле 1965 года при окончании академии военно-воздушных сил США Джону Блейха была присвоена степень бакалавра по инженерным наукам. В январе 1966 года он защитил в университете Пардью степень магистра по астронавтике. Джон Блейха стал летчиком ВВС в 1967 году, пройдя летную подготовку на авиабазе Вилльямс в Аризоне. В 1968-1968 года он в качестве пилота был откомандирован в 4454-ю школу подготовки боевых экипажей на авиабазе Дейвис-Монтан, штат Аризона. В качестве строевого летчика он пилотировал самолеты А-37, F-4, F-102, F-106. В 1968-1969 годах Блэйха служил в 604-й эскадрилье специальных операций на авиабазе Бьен-Хоа в Южном Вьетнаме, и совершил 361 боевой вылет. Следующие два года он был летчиком 460-й эскадрильи истребителей-перехватчиков в Кинглифилд в штате Орегон.

В декабре 1971 года Блейха закончил школу пилотов аэрокосмических исследований на базе ВВС США Эдвардс в Калифорнии. Во время учебы в школе на исследовательском самолете NF-104 он достигал высоты 32 километра. После окончания школы он был оставлен в ней инструктором на F-104 и обучал курсантов как технике полетов, так и теоретическим дисциплинам. В 1973 году по программе обмена летчиками-испытателями Джон Блэйха был направлен в отдел экспериментальных самолетов и вооружений Королевских военно-воздушных сил в Боском-Даун, Великобритания. В течение трех лет в этой должности он проводил испытательные полеты на устойчивость, управляемость, на определение летных характеристик, на штопор и использование вооружений на самолетах “Ягуар”, “Бакканир”, “Хоук” и “Джет-Провост”. После возвращения в США в 1976 году Блэйха учился в авиационном командно-штабном колледже, который окончил с отличием в июне 1977 года. В июне 1978 года он заочно окончил промышленный колледж вооруженных сил. С 1977 по 1980 год он был помощником начальника отдела по анализу и проработкам в штаб-квартире ВВС США в Пентагоне. В этой должности Блэйха предоставлял результаты работ над истребителями F-15 и F-16 Министерству обороны, государственному департаменту и службам Конгресса США. Джон Блэйха имеет более 5 тысяч летных часов на 33 типах различных летательных аппаратов. У него есть права коммерческого, военного летчика и пилота НАСА.

В мае 1980 года подполковник ВВС США Блэйха был отобран НАСА кандидатом в 9-ю группу астронавтов. В мае 1981 года ему было присвоено звание полковника, а в августе того же года он закончил общекосмическую подготовку. С сентября 1981 по март 1983 года Блэйха был членом команды по отработке и оценке фаз и подъема шаттла. В этот период он руководил работами по разработке, модификации и введению в эксплуатацию системы дисплеев управления орбитальной ступени. С апреля 1983 по октябрь 1984 года Джон Блэйха работал оператором связи в Центре управления полетом во время семи полетов шаттла. Он был главным оператором по связи с экипажем при полетах STS-41D и STS-41G. В январе 1985 года Блэйха начал подготовку к космическому полету в качестве пилота “Колумбии” STS-61Н, который был запланирован на декабрь того же года. Однако, этот полет сначала был перенесен на июнь 1986 года, а после катастрофы “Челленджера” отменен вообще. В 1986 году он был направлен в качестве представителя отдела астронавтов в группу переоценки аварийного прекращения запуска и в группу переоценки систем орбитального маневрирования и управления. В сентябре 1987 года Блэйха был назначен в отдел проекта орбитальной ступени, где как представитель астронавтов входил в совет по пересмотру многих систем ракетоплана. Он внес значительный вклад в их модификацию. В этот же период он руководил разработкой процедур спасения экипажа и их отработкой на самолетах. Свой первый полет в космос полковник Блэйха совершил в марте 1989 года. Он был пилотом шаттла “Дискавери” в полете STS-29, в котором провел 119 часов 38 минут и 52 секунды. Его вторым полетом должен был стать полет “Колумбии” STS-40, где он также должен был быть пилотом. Однако, 29 июня 1989 года он получил назначение на должность пилота STS-33, заменив погибшего в авиакатастрофа Дэвида Григгса. Этот полет на борту “Дискавери” состоялся в ноябре 1989 гада и Блейха провел в нем 120 часов 6 минут и 46 секунд. Свой третий полет в космос Джон Блэйха совершил в августе 1991 года в качестве командира “Атлантиса” в полете STS-43. В этом полете он провел 213 часов 21 минуту и 25 секунд. STS-58 станет четвертым полетом полковника ВВС Блэйха в космос.

Джон женат на Бренде Блэйха, в девичестве — Уолтерс. В их семье растут трое детей: Джеймс, Стивен и Кэролайн.

У Джона Блэйха каштановые волосы и карие глаза. Его рост 175 см и вес 79 кг. Он увлекается гольфом и теннисом.

Пилот Ричард Алан Сирфосс
(Richard Alan Searfoss)
301 астронавт мира
189 астронавт США
Ранее опыта космических полетов не имел

Рик Сирфосс родился 5 июня 1956 года в Маунт-Клеменс, Мичиган, но считает г.Портсмут в Нью-Хэмпшире своим родным городом. В мае 1978 года при окончании академии военно-воздушных сил США (в Колорадо-Спрингс) получил степень бакалавра по аэронавтике. По результатам учебы в академии он стал первым среди 981 курсанта его курса.

Сирфоссу было присвоено звание второго лейтенанта, и он продолжил свое образование в Калифорнийском технологическом институте. Там в июне 1979 года ему была присвоена степень магистра по аэронавтике. После получения этой степени он прошел летную подготовку на авиабазе Вилльямс в Аризоне и в 1980 году стал военным летчиком. С 1981 по 1984 год он пилотировал самолеты F-111F в составе 48-го полка тактических истребителей на базе Королевских военно-воздушных сил Лэйкенхит в Англии. Следующие три года он был конструктором на F-111A и офицером по вооружению в 391-й эскадрилье тактических истребителей на авиабазе Маунтин-Хоум в Айдахо. В это же время Сирфосс окончил школу офицеров эскадрильи по курсу вооружений истребителей. В рамках программы обмена между ВВС и ВМС в 1987-1988 годах он учился в школе летчиков-испытателей военно-морского флота в Пэтьюксент-Ривер, штат Мэрилэнд. После ее окончания Сирфосс был назначен летчиком-инструктором в школу летчиков-испытателей ВВС на авиабазе Эдвардс в Калифорнии. Он также был там заместителем начальника по оценке летных качеств.

Будучи старшим летчиком ВВС, Ричард Сирфосс налетал более 2100 часов на 52 типах летательных аппаратов.

НАСА отобрало капитана ВВС Сирфосса кандидатом в 13-ю группу астронавтов в январе 1990 года. В июле 1991 года он завершил общекосмическую подготовку.

Для майора ВВС США Ричарда Сирфосса STS-58 станет первым полетом в космос.

Рик женат на Джули Сирфосс, в девичестве — Мак-Гир. У них двое детей: Мегэн и Элизабет.

У Сирфосса каштановые волосы и голубые глаза. Его рост 181 см и вес 73 кг. Он увлекается бегом, футболом, радиоуправляемыми моделями самолетов, движением скаутов, туризмом, и классической музыкой.

Специалист полета Вилльям Сарлес Макартур-младший (William Surles McArthur, Jr.) 302 астронавт мира 190 астронавт США Билл Макартур родился 26 июля 1951 года в Лоринбурге, штат Северная Каролина, но считает г. Вакулла в том же штате своим родным. В 1969 году он окончил среднюю школу в г.Ред-Спрингс, Северная Каролина. В 1973 году после окончания Военной академии США Вест-Пойнт Макартуру была присвоена степень бакалавра по прикладным наукам и машиностроению.

После окончания Вест-Пойнта ему присвоено звание второго лейтенанта сухопутных сил США. После окончания общей школы рода войск в следующем году Макартур получил назначение в 82-й воздушно-десантный дивизион в Форт-Брэгг, Северная Каролина. В 1975 году он учился в авиационной школе сухопутных сил в Форт-Ракер, штат Алабама, и в июне 1976 года стал армейским летчиком, став лучшим выпускником своего летного курса. Кроме того, Макартур окончил курсы парашютистов сухопутных сил и командный колледж Генерального штаба. Затем он был командиром группы аэроразведки и командиром авиационной секции в 3-й бригаде 2-й пехотной дивизии в Южной Корее. В 1978 году он получил назначение в 24-й боевой авиационный батальон, базирующийся в г.Саванна, Джорджия, где был командиром роты, отряда и помощником офицера по проведению операций. В 1983 году в технологическом институте Джорджии Макартур получил степень магистра по аэрокосмическому машиностроению. В 1983-1986 годах он был ассистентом профессора на факультете механики в Вест-Пойнте. В 1987 году Билл Макартур закончил школу летчиков-испытателей военно-морского флота в Пэтьюксент-Ривер, штат Мэрилэнд, и стал экспериментальным летчиком-испытателем. В августе 1987 года Макартур был переведен в Космический центр им Джонсона в качестве инженера-испытателя по введению в эксплуатацию систем шаттла. Он отвечал за техническое взаимодействие операций по запуску и посадке шаттла и активно участвовал в испытаниях системы управления каждой орбитальной ступени перед ее запуском в космос. Он также был членом рабочей группы по аварийному покиданию орбитальной ступени и спасению экипажа.

Майор армии США Макартур был отобран НАСА в 13-ю группу астронавтов в январе 1990 года. В июле 1991 года он закончил общекосмическую подготовку. STS-58 будет его первым полетом в космос.

Билл женат на Синтии Кэтрин Макартур, в девичестве — Ловин. В их семье двое детей: Кэтрин Амелия и Маргарет Кэлли.

У Макартура каштановые волосы и голубые глаза. Его рост 185 см и вес 76 кг. Он увлекается баскетболом, бегом и фотографией.

Специалист полета
Маргарет Рэй Седдон
(Margaret Rhea Seddon)
163 астронавт мира
92 астронавт США

Рэй Седдон родилась 8 ноября 1947 года в Марфрисборо, штат Теннеси. Там же в 1965 году она окончила центральную среднюю школу. В январе 1970 года в университете Калифорнии в Беркли она получила степень бакалавра по физиологии. После получения медицинского образования Седдон хотела стать хирургом по пластическим операциям, поэтому прошла хирургическую практику и три года работала хирургом в Мемфисе, штат Теннеси. В декабре 1973 года в колледже медицины университета Теннеси она защитила степень доктора медицины. Во время подготовки докторской диссертации она также работала врачом скорой помощи в различных больницах в Миссисипи и Теннеси. И сейчас в свободное время она работает врачом скорой помощи в окрестностях Хьюстона. Она очень интересуется различными способами внутривенного поддерживания пациентов, которое она называет новейшей областью в медицине. Она также проводила клинические исследования эффектов радиационной терапии на пищеварение раковых больных. Доктор Седдон имеет права частного пилота одномоторных самолетов и имеет налет более 500 часов на легких самолетах и самолетах НАСА типа Т-38.

Рэй Седдон была отобрана НАСА кандидатом в 8-ю группу астронавтов в январе 1978 года. В августе 1979 года она закончила общекосмическую подготовку, после чего она работала над компьютерами в авиационной лаборатории интеграции шаттла, над медаптечкой ракетоплана и над документами по проверке готовности и анализу летных данных. Она была врачом на спасательном вертолете во время запуска и посадки, а также членом экипажа поддержки во время полета STS-6. Седдон входила в консультативный комитет НАСА по аэрокосмической медицине и была техническим помощником руководителя операций с летными экипажами. Свой первый полет Рэй Седдон совершила в качестве летного специалиста “Дискавери” в полете STS-51D в апреле 1985 года. В этом полете она провела 167 часов 55 минут 23 секунд. Свой второй полет в космос доктор Седдон совершила на борту “Колумбии” в полете STS-40 в июне 1991 года. И в этом полете она была летным специалистом. Полет продолжался 218 часов 14 минут 20 секунд. STS-58 будет ее третьим полетом в космос.

Рэй Седдон замужем за астронавтом Робертом Гибсоном. У них двое детей: Пол Седдон и Эдвард Дэнн.

Рэй Седдон блондинка с голубыми стазами. Ее рост 160 см и вес 50 кг., она увлекается садоводством, бегом, приготовлением изысканной пищи, теннисом, парусным спортом, вышиванием и чтением.

Специалист попета
Шэннон Веллс Льюсид
(Shannon Wells Lucid)
170 астронавт мира
99 астронавт США

Шэннон Льюсид, урожденная Матильда Шэннон Веллс, родилась 14 января 1943 года в Шанхае (Китай), но считает г.Бетани (Оклахома), своим родным городом. Там же в 1960 году она закончила среднюю школу. В августе 1963 года в университете Оклахомы она защитила степень бакалавра наук по химии. После этого Льюсид в течение года работала помощником преподавателя на факультете химии в том же университете. С 1964 по 1966 год она была старшим лабораторным техником в медицинском исследовательском фонде Оклахомы в г. Оклахома-Сити. Следующие два года она работала химиком в компании “Керр-Макги” в Оклахома-Сити. В 60-е годы Шэннон Льюсид несколько раз безуспешно пыталась найти работу в качестве коммерческого пилота. В 1969 году она поступила на работу на факультет биохимии и молекулярной биологии центра здоровья университета Оклахомы. В этом университете в мае 1970 года Шеннон получила степень магистра по биохимии и там же, в декабре 1973 года, стала доктором наук в той же области. С 1974 года она была научным работником в медицинском исследовательском фонде Оклахомы. Шэннон Льюсид имеет права коммерческого пилота и имеет налет более 2000 часов летного времени.

Доктор Льюсид была отобрана НАСА кандидатом в 8-ю группу астронавтов в январе 1978 года. В августе 1979 года она окончила общекосмическую подготовку, после чего работала в авиационной лаборатории интеграции шаттла. Позже она работала в группе сближения объектов в лаборатории летного программного обеспечения в Дауни (Калифорния). Она также была представителем отдела астронавтов в Космическом центре им Кеннеди во Флориде, где участвовала в испытаниях полезных нагрузок шаттла и имитациях стартового отсчета. С августа 1985 года Шэннон Льюсид была оператором по связи с экипажами в Центре управления полетами. Сейчас она руководит поддержкой полетов и связью астронавтов с общественностью. Свой первый полет в космос доктор Льюсид совершила в июне 1985 года в качестве летного специалиста “Дискавери” в полете STS-51G. В этом полете она провела 169 часов 38 минут 52 секунды. Второй свой полет в качестве летного специалиста “Атлантиса” Шэннон Льюсид совершила в полете STS-34 в октябре 1989 года. В этом полете она была 119 часов 39 минут 24 секунды. В третьем своем космическом полете она была летным специалистом “Атлантиса” в полете STS-43 в августе 1991 года. На этот раз длительность полета составила 213 часов 21 минуту 25 секунд. STS-58 станет ее четвертым полетом в космос.

Шэннон замужем за Майклом Льюсидом. В их семье трое детей: Кавай Даун, Шандара Мишель и Майкл Кермит.

У Шэннон Льюсид каштановые волосы и голубые глаза. Ее рост 175 см и вес 68 кг. Она увлечена полетами, отдыхом на природе, путешествиями и чтением.

Шеннон Льюсид станет самой пожилой женщиной астронавтом на момент последнего космического полета.

Специалист полета
Дэвид Александр Вулф
(David Alexander Wolf)
303 астронавт мира
191 астронавт США
Ранее опыта космических полетов не имел

Дэвид Вулф, имеющий прозвища “Блутс”, “Док”, “Вулфмэн”, родился 23 августа 1956 года в Индианаполисе, штат Индиана. Там же в 1974 году он окончил Северную центральную среднюю школу. В мае 1978 года в университете Пардью ему присвоена степень бакалавра по электронике.

С 1980 по 1983 год научным исследователем в Центре передовых исследовании Индианаполиса, где он работал над техникой числовых сигналов и обработкой изображений, определяющих состояние сверхзвуковых медицинских детекторов. В 1982 году в медицинской школе университета Индианы Вулф защитил степень доктора медицины. В том же году он окончил хирургические курсы в школе авиакосмической медицины военно-воздушных сил США на авиабазе Брукс в Техасе. После этого он специализировался на авиакосмической медицине.

С 1982 года он является хирургом в авиации Национальной гвардии штата Индиана и имеет звание майора. Во время летно-боевой подготовки в качестве офицера по системам вооружений он налетал на самолете F-4 “Фантом-2” более 500 часов. Вулф является опытным летчиком-пилотажником, летая главным образом на самолете “Питтс Спешиал”.

В 1983 году доктор Вулф поступил в дивизион научной медицины Космического центра им. Джонсона в Хьюстоне на должность аэрокосмического офицера-медика. Он отвечал за создание летного эхокардиографа, который обобщал медицинские исследовательские данные влияния факторов космического полета на сердечно-сосудистую систему астронавтов. Затем он был назначен главным инженером по разработке медицинских систем космической станции “Фридом”. В 1986 году ему поручили руководство разработкой космического биореактора в связи с раковыми исследованиями и применением тканевых культур, который использует изменения гравитационных условий. Он проводил также персональную экспертизу разработки системы управления синхронных компьютеров, биопереработки и аэрокосмической физиологии человека.

В январе 1990 года Вулф был отобран кандидатом в 13-ю группу астронавтов НАСА. В июле 1991 года он закончил общекосмическую подготовку. STS-58 будет его первым полетом в космос.

Дэвид Вулф холостяк. У него каштановые полосы и зеленые глаза. Его рост 178 см и вес 84 кг. Он увлекается воздушным пилотажем, подводным плаванием, гантболом, бегом и водными лыжами.

Специалист по полезной нагрузке
Мартин Джозеф Фиттман
(Martin Jozeph Fettman)
304 астронавт мира
192 астронавт США
Ранее опыта космических полетов не имел

Мартин Фиттман родился 31 декабря 1956 года в Бруклине, Нью-Йорк. После окончания средней школы он учился в университете Корнелл, где в 1976 году получил степень бакалавра по кормлению животных. Там же в 1980 году он защитил степень доктора ветеринарных наук и степень магистра по внутривенному питанию. В 1982 году Фиттман защитил степень доктора по физиологии в Университете штата Колорадо.

После этого он стал работать в этом университете помощником профессора по ветеринарной патологии. В 1983 году он стал работать по совместительству на факультете физиологии. В 1984 году американский колледж ветеринаров-патологов выдал Фитгману сертификат клинического ветеринара-патолога. В 1986 году он стал адъюнкт-профессором университета. Его основные интересы касались заболеваний, связанных с питанием и обменом веществ, которые вызывали патологию, с акцентом на физиологическую химию энергетического электролитного и жидкостного метаболизма. В 1989 году Мартин Фиттман в течение года работал приглашенным профессором отделения медицинской гастроэнтерологии в больнице королевы Елизаветы при университете Аделаиды. Там он проводил исследования в области рака толстой кишки, токсикологии и эпидемиологии.

6 декабря 1991 года НАСА сообщило, что для полета STS-58/IML-2 кандидатами в специалисты по полезной нагрузке были отобраны доктора наук Джэй Баки, Мартин Фиттман и Лоуренс Янг. Почти год спустя, 29 октября 1992 года, было сообщено, что главным кандидатом на этот полет отобран Фиттман. STS-58 станет его первым полетом в космос.

Фиттман холостяк. У него каштановые волосы, его рост 173 см и вес 62 кг. Он увлекается фотографией, стрельбой из пистолета, стрельбой из лука, подводным плаванием и велосипедом.

к началу