Бюллетень АО “ВИДЕОКОСМОС” |
18-31 декабря 1993 | 26(63) |
ISBN 5-851-82-028-4. | “Новости космонавтики” Адрес редакции: 127427, Россия, Москва, ул. Академика Королева, д. 12, строение 3, комн. 8 Телефон: 217-81-47 Факс: (095)-217-81-45 |
Коллектив редакции бюллетеня “Новости космонавтики” и АО “Видеокосмос” поздравляют Вас с Новым 1994 годом!
Желают успехов в делах, преодоления всех трудностей, исполнения надежд и оптимизма в Новом году.
Несмотря на огромные экономические трудности и отсутствие спонсоров бюллетень регулярно выходит, освещая космические события в нашей стране и за рубежом благодаря Акционерному обществу “Видеокосмос”, возглавляемому Владимиром Семеновым, а также бескорыстной поддержке Военно-космических сил, Российского космического агентства, Центра подготовки космонавтов им.Ю.А.Гагарина, Центрального ЦНИИ Машиностроения, НПО “Энергия” и Летно-исследовательского института.
Без настоящих энтузиастов космонавтики выпуск бюллетеня был бы практически невозможен. Редакция благодарит за самоотверженную работу нештатных сотрудников бюллетеня — референта по иностранной периодике Игоря Лисова, редактора по ИСЗ Владимира Агапова, верстальщика Артема Ренина, а так же Максима Тарасенко, Бориса Есина, Тамару Разумову, Олега Волкова, Владимира Павлюка, Гумара Гибадулина и многих многих других.
Редакция благодарит, также, Андрея и Марину Ивановых и весь коллектив Гильдии мастеров “Русь”, осуществляющих тиражирование бюллетеня.
Коллектив редакции сделает все возможное, чтобы в новом году бюллетень поднял престиж отечественной космонавтики на более высокий уровень и стал еще более информативным и всеохватывающим.
Продолжается полет экипажа 14-й основной экспедиции в составе командира Василия Циблиева и бортинженера Александра Сереброва на борту орбитального комплекса “Союз ТМ-17” — “Кристалл” — “Мир” — “Квант-2” — “Квант” |
18 декабря космонавты отдыхали. Несмотря на выходной космонавты выполнили влажную уборку станции, а вечером “сходили в баню”. По каналам связи российские космонавты передали поздравление на английском языке американским астронавтам, которые 25 лет назад на КК “Аполло-8” впервые в мире совершили полет к Луне с выходом на ее орбиту.
19 декабря. Второй выходной день. В рамках подготовки к возвращению на Землю космонавты провели тренировку в костюме “Чибис”. Остальное время экипаж отдыхал. На резерв магнитного подвеса (РМП) самопроизвольно переходил второй силовой гиродин модуля “Э” (СГ2Э), но ЦУПу без вмешательства экипажа удалось перевести его обратно. СГ1Э тоже перешел на РМП, но перевести его обратно в этот день не удалось. Эту работу запланировали провести на следующий день.
20 декабря. Космонавты выполнили замену блока управления (БУРД) в модуле “Квант-2” (ЦМ-Д). Эта замена профилактическая — старый блок был еще в работоспособном состоянии, но он исчерпал свой ресурс.
Другая работа, хотя и отняла у экипажа много времени, но требуемого результата пока не дала. “Сириусы” пытались снять исправный редуктор с неисправного гиродина. Но это им сделать не удалось, несмотря на большие физические усилия, которые были потрачены.
Вечером космонавты извлекли из печи “Галлар” кристалл арсенида галлия. Процесс его выращивания прошел штатно, получен добротный на вид кристалл.
В ходе дня два раза переходил на резерв магнитного подвеса гиродин СГ-2Э в модуле “Квант”. По указанию ЦУПа экипаж перевел его в основное положение. Это достаточно частый отказ в работе гиродинов, который устраняется или экипажем, или командами из ЦУПа. Система управления комплексом состоит из нескольких одновременно работающих гиродинов и временный отказ одного из них не влияет на работу остальных. Тем более, что при переходе на резерв, гиродин работает в прежнем режиме.
Во время одного из сеансов связи по техническим причинам со станцией отсутствовала телефонная связь в течение 3,5 мин.
Космонавты рассказали как вчера вышла из строя система регенерации воды из конденсата (СРВ-К). В ней сломался насос откачки конденсата (НОК) и вода полилась из блока кондиционирования воды (БКВ). Экипажу пришлось собирать воду вручную. Как полагают космонавты это произошло из-за засорения магистрали откачки конденсата (МОК). При очистке магистрали экипаж достал из нее желеобразную массу длиной 1,5 м. По предварительным данным это грибок, не опасный для здоровья человека. Подобную массу экипаж спустил на Землю в августе на возвращаемой баллистической капсуле. “Сириусы” попросили выйти на связь специалистов по системе СРВ-К. ЦУП сообщил, что на очередном “грузовике” придет новая прозрачная магистраль откачки конденсата.
Наша справка: Система регенерации воды из конденсата служит для сбора влаги из атмосферы станции. После ее очистки, вода делится на питьевую и техническую. Техническая вода используется затем в установках “Электрон” для получения кислорода. Наличие этой системы значительно сокращает количество “привозной” воды, доставляемой с Земли грузовыми кораблями.
21 декабря. С утра на связь с космонавтами пришли специалисты по ремонту гиродинов. Они проанализировали вчерашнюю ситуацию и выдали рекомендации, как снять редуктор. На этот раз все прошло удачно. После снятия, редуктор был установлен на новый исправный гиродин. Эта работа заняла время до обеда.
После обеда, в рамках программы контроля микроэкосферы среды обитания, Василий Циблиев собрал пробирки с выращенной на борту в течение 7 дней плесенью и произвел подсчет колоний плесени и проанализировал их цвет. Затем он сообщил результаты осмотра в ЦУП. Александр Серебров в это время готовил установку “Оптизон” к плавке кристалла кремния, которая была запланирована на 22 декабря.
Затем космонавты провели оптическое измерение деформации связки “базовый блок — модуль “Кристалл” во время занятия физкультурой на тренажере “Бегущая дорожка” в “Кристалле”. Амплитуда колебаний составила меньше одной угловой минуты. Это очень незначительная амплитуда, лежащая в пределах погрешности прибора измерения. Жесткость станции оказалась достаточно высокой даже при больших возмущениях внутри ее.
В ходе дня “Сириусы” сообщили об очень сильном свечении на горизонте, которое распространялось от полюса почти до экваториальной области и о наблюдении ими серебристых облаков.
22 декабря. В ходе дня космонавты продолжили ремонтные работы. В частности они установили резервный вентилятор в скафандре “Орлан ДМА” №15, взамен старого. После ремонта этот скафандр стал пригоден к выходу в космос. Однако по мнению представителей завода “Звезда”, где разрабатываются и изготавливаются скафандры, ресурс этого “Орлана” по воде в системе терморегулирования закончится в марте 1994 года. Следующие же выходы намечены на сентябрь (перенос солнечных батарей с модуля “Кристалл” на “Квант”) и ноябрь (перенос стыковочного конуса в переходном отсеке базового блока перед стыковкой с модулями “Спектр” и “Природа”) следующего года. Судя по всему, во время этих работ в открытом космосе космонавты будут работать в “Орланах ДМА” №18 и №25, хотя в середине 1994 года планируется доставить на станцию еще один скафандр.
Кроме этого космонавты провели замену мочеприеника в туалете и произвели забор проб воздуха. Для исследования содержания микропримесей на Земле экипаж уложил поглотители в спускаемый аппарат “Союза ТМ-17”.
Затем “Сириусы” провели плавку кристалла кремния в установке “Оптизон”. Этот кристалл из тугоплавкого материала имел достаточно большую площадь поперечного сечения. Поэтому специалисты по данному эксперименту не тешили себя радужными надеждами расплавить весь кристалл. И действительно — расплавились лишь две его грани из четырех. Александр Серебров после завершения эксперимента предложил ряд усовешенствований к процессу плавки и подготовки образца. Теперь специалисты изучают эти предположения.
Затем был проведен плановый эксперимент по определению динамических характеристик комплекса “Мир” при выполнении прыжков и бега по определенной программе. Информация регистрировалась датчиком резонансных ускорений. Кроме этого для дополнительных измерений экипаж включал аппаратуру “Микроакселерометр”.
В течение дня на связь с “Сириусами” выходил руководитель службы подготовки космонавтов НПО “Энергия” космонавт Александр Александров. Космонавты пожаловались ему на перегруженность программы полета на заключительном этапе и попросили планировать работы так, чтобы у экипажа после обеда был час отдыха. Кроме этого они попросили включить в состав медицинского оборудования станции гастроскоп.
Из замечаний к системам орбитального комплекса можно отметить следующие: из-за аварии магнитного подвеса затормозился гиродин СГ-3Д в модуле “Квант-2”. Принято решение о проведение теста этого гиродина. Кроме этого опять произошли неприятности с системой регенерации воды из конденсата СРВ-К. Сборник конденсата оказался переполнен и газожидкостная смесь из блока кондиционирования воды (БКВ) не проходила через фильтр газовой смеси в системе. Вода переполнив сборник конденсата вышла в жилой объем станции в районе установки поглотителя углекислого газа. ЦУП заверил космонавтов, что это не страшно, и попросил отключить БКВ, насос откачки конденсата (НОК), и собрать воду. Было рекомендовано перейти на откачку воды из БКВ в емкость с отжимом (СОТ), минуя штатную схему СРВ-К. Однако, экипаж никак не смог найти переходник для СОТ.
23 декабря. С утра космонавты заменили блок управления в блоке кондиционирования воздуха (БКВ-3). Блок еще работал, но закончился его ресурс.
На связь с космонавтами выходил руководитель полета Владимир Соловьев. “Сириусы” пожаловались ему на отказ СРВ-К и на то, что специалисты по системе не выходят на связь с рекомендациями. Поэтому космонавтам приходится “крутиться” с этой системой в одиночестве.
После обеда экипаж провел медицинскую тренировку: с помощью костюма “Чибис” космонавты создавали отрицательное давление на нижнюю часть тела. Это делается в рамках подготовки к возвращению на Землю для тренировки сосудов.
Александр Серебров собрал схему для проведения эксперимента с измерительным зондом TES на технологической установке “Кристаллизатор”. Целью эксперимента является определение термофизических свойств переохлажденных металлических расплавов, находящихся в метастабильном состоянии. Заказчик и постановщик этого эксперимента — Германия.
Как всегда по четвергам на связь с космонавтами пришел радиокомментатор “Маяка” Владимир Безяев. Он рассказывал о политической обстановке в стране после выборов.
Во время радиосеансов с Землей “Сириусы” попросили присылать на “Мир” побольше кофе и чая, а то кофе уже кончился. Космонавты передали поздравление Службе управления полетом, которой исполнилось 20 лет.
В ходе дня возник ряд замечаний к системам орбитального комплекса. Во-первых, во время сеанса связи через спутник-ретранслятор “Альтаир” из-за неверной коммутации наземных каналов в течение первых 15 мин отсутствовала связь “борт-ЦУП”. Во-вторых, опять забарахлила система регенерации воды из урины (СРВ-У): четыре попытки космонавтов запустить дисцилляцию воды оказались безуспешными.
Сегодня же поисково-спасательная служба вышла на руководство полетом с предложением рассмотреть вопрос о переносе витка посадки экипажа ЭО-14 на КК “Союз ТМ-17” с 1 суточного витка 14 января на 2 суточный виток. Это предложение вызвано близким расположением расчетной точки посадки к железнодорожному полотну. Если бы это предложение было принято, то в случае нештатной ситуации на корабле перед посадкой или неблагоприятной погоде на Земле космонавтам пришлось бы летать лишние сутки в ограниченном объеме корабля. Перенесению посадки на более удобное время 15 января (три посадочных витка) мешает окончание расчетного ресурса топливной системы двигательной установки корабля. Возможно продление ресурса после специального заключения комиссии.
Окончательное решение о дате посадки будет принято руководителем полета, летчиком-космонавтом Владимиром Соловьевым в ближайшие дни.
24 декабря. В этот день дошло время и до проведения научных экспериментов. Космонавты провели измерения микроускорений на станции, замерили на ней магнитные поля, выполнили 12-часовой эксперимент на установке “Кристаллизатор”.
Во время утреннего сеанса связи через спутник-ретранслятор “Альтаир” 5 раз выдавалась команда “Экипаж на связь”, но ни одна из них на борт “Мира” не прошла. Сразу после выхода экипажа на связь пропал звук, космонавты не слышали ЦУП, а ЦУП — экипаж. При анализе ситуации повторилась вчерашняя ситуация с неправильной коммутацией наземных каналов.
После обеда должна была состояться тренировка по спуску, но космонавты, сославшись на большую загрузку, попросили перенести тренировку на январь. По указанию ЦУПа “Сириусы” смонтировали схему сбора конденсата в СРВ-К от блока кондиционирования воды БКВ через шланг к емкости с отжимом СОТ. За один день в СОТ набирается 3 литра воды, ее емкость рассчитана на 15 литров, то есть через 5 дней космонавтам придется менять старый СОТ на новый. Такая система будет продолжаться до прихода следующего транспортного корабля, на котором будут доставлены новые фильтры для СРВ-К и 200 литровая емкость для сбора конденсата.
Вечером космонавты сходили в “космическую баню”. ЦУП после проведения тестов ввел в контур управления гиродин СГ-3Д на модуле “Квант-2”.
25 декабря. У космонавтов день отдыха. На встречу с ними пришли их семьи. Но программа научных экспериментов заставила экипаж работать с полной нагрузкой. Они выполнили программа измерений микро-ускорений на станции. Затем разгрузили печь “Кристаллизатор”. На печи “Галлар” “Сириусы” провели промер температурного профиля печи для капсул с теллуридом кадмия, которые будут доставлены ближайшим “грузовиком”. Кроме этого экипажу была запланирована работа по замене колонок очистки системы СРВ-К, от которых исходил сильный запах.
26 декабря. На встречу с космонавтами приходил Муса Манаров, а в оставшееся время “Сириусам” через спутник-ретранслятор показали телевизионную запись их встречи с Тамарой Глоба. Дело в том, что когда неделю назад она приходила в ЦУП, состоялся только телефонный разговор, а телеизображение не удалось передать. Тамара Михайловна является доброй знакомой семьи Сереброва, а теперь познакомилась и с Циблиевым и космонавты попросили перегнать на борт их встречу.
ЦУП передал экипажу необходимые материалы для подготовки “Урока из космоса”, последнего в этом году. Космонавты пожаловались, что в ящике №759 нет 20 наименований продуктов. “Он аж гремит от малого объема продуктов,” — сказали они.
Были в ходе дня замечания и к экипажу. Космонавты не разобрались с радиограммой по поздравлению с католическим Рождеством через радиолюбительскую связь. Поздравление не состоялось.
27 декабря. На станции “Мир” началась новая рабочая неделя. С утра космонавты провели биохимическое исследование своей мочи. После завтрака они выполнили работы по измерению микроускорений на станции и провели тренировку в костюме “Чибис”. Была проведена проверка телефонно-телеграфных средств связи в рамках которой космонавты перешли на резервный комплект средств. На нем они будут работать до конца января.
Экипаж взял пробы воздуха для определения содержания фреона. В системах кондиционирования воздуха и воды на “Мире” используется фреон. Один раз был выброс его в атмосферу станции и теперь в конце каждой экспедиции берутся такие пробы на всякий случай. Был проведен традиционный еженедельный “Урок из космоса”.
Из передатчика системы “Антарес” экипаж демонтировал клистрон (усилитель мощности) и этот передатчик готовится к возвращению на Землю. Специалисты хотят разобраться в причинах его отказа. Во время сеанса связи через спутник-ретранслятор “Альтаир” уровень несущего сигнала с передатчика “Антарес” был меньше номинала в 4 раза. Удалось провести только телефонный разговор с экипажем, “снять” телеметрическую информацию в ЦУПе не смогли. Предполагаемая причина — выход передатчика из строя. ЦУП перешел на другой комплект передатчика, который имеет ограничения в работе. Руководство полета к вечеру приняло решение ограничить число сеансов через “Альтаир” одним в сутки, до прибытия на станцию нового передатчика.
28 декабря. Космонавты провели проверку работы средств связи на резервном комплекте передатчика системы “Антарес”. Затем они выполнили эксперимент по отстрелу из шлюзовой камеры станции контейнера и следили за ним с помощью различных средств наблюдения до потери видимости. “Сириусам” удалось проследить контейнер до удаления от станции на 1 км.
Кроме того, космонавты пытались “заставить” работать кран в контуре охлаждения модуля “Квант-2” (ЦМ-Д). Однако он работать “отказался” при подаче на него напряжения от бортовой розетки. Эта неисправность не влияет на успешную работу контура в целом, а только приводит к изменению порядка управления им.
29 декабря. Основной работой экипажа в ходе дня был демонтаж телевизионных приемника и передатчика из моноблока ЩА-003. Эти блоки будут спущены на Землю для ремонта. Тест внешней телекамеры, которая используется при стыковке, прошел нормально.
Во время сеанса связи через спутник-ретранслятор наблюдались сбои по приему телеметрической информации из-за меняющейся произвольным образом мощности передатчика “Антарес”. При проведении 2-го сеанса через спутник проблем не было.
30 декабря. С утра оказались включенными все динамики на станции. Поэтому во время сеанса связи ЦУП “заговорил” с экипажем изо всех помещений “Мира”. Динамики замолчали только после многократного повторения экипажем команды “Отключение звука”. Причина происшедшего выясняется.
Космонавты провели тренировку в костюме “Чибис” и выполнили съемку свечения ночного горизонта Земли в ультрафиолетовом диапазоне с помощью аппаратуры “Фиалка”.
По сообщению “Сириусов” в 13:03 послышался глухой удар по корпусу в шлюзовом отсеке модуля ЦМ-Д (между 3-ей и 4-ой плоскостью). Его причину установить не удалось. Космонавты кроме этого передали информацию о новых пятнах на Солнце.
После обеда на телевизионный сеанс связи пришли семьи космонавтов. Вечером космонавты “сходили в баню”, смыли “годичную грязь”, чтобы Новый год встретить “обновленными и посвежевшими”. А тем временем ЦУП с целью экономии ресурса передатчика “Антарес”, отменил один сеанс связи через спутник-ретранслятор.
31 декабря. В последний день уходящего года космонавты отдыхали. Во время телевизионного сеанса связи их пришли поздравить с Новым Годом Генеральный конструктор НПО “Энергия” Юрий Семенов, его заместитель космонавт Валерий Рюмин и командующий Военно-космическими силами России Владимир Иванов.
В следующем сеансе экипаж принимал поздравления от своих коллег-космонавтов: Валерия Кубасова, Александра Иванченкова, Александра Александрова, Геннадия Стрекалова, Александра Калери и Александра Полещука. От Центра подготовки космонавтов поздравления экипажу с Новым Годом передал Александр Волков.
После обеда настала очередь директора Института медико-биологических проблем Анатолий Григорьева и известного путешественника Юрия Сенкевича. Перед Новым годом “Сириусы” поздравили свои семьи.
После наступления Нового 1994 года в течение часа из ЦУПа на борт “Мира” передавалась телепередача 1 канала Останкино. В общем это был радостный, хотя и хлопотный день. Руководство и друзья стремились скрасить встречу Нового года космонавтам. Ведь из-за финансовых трудностей прилет 3-х космонавтов следующей экспедиции был перенесен почти на 2 месяца и Новый 1994 год праздновали на борту космонавты ЭО-14 Василий Циблиев и Александр Серебров, а не новая экспедиция ЭО-15.
Шаттл “Индевор”, вернувшийся 13 декабря из ремонтного полета к Космическому телескопу имени Хаббла, помещен в первый отсек корпуса обслуживания орбитальных ступеней в Космическом центре имени Кеннеди. Начата подготовка корабля к следующему полету — STS-59, который планируется осуществить в начале апреля 1994 года.
Полезной нагрузкой “Индевора” в полете STS-59 станет Космическая радарная лаборатория (Space Radar Laboratory, SRL-01), оснащенная антенной с фазированной решеткой размерами 6x12 метров. С ее помощью планируется получить изображения и данные геофизических измерений на территории общей площадью 78 млн кв.км. Будут изучаться топография, растительность, деградация почв и исчезновение лесов, динамика океана, распределения волн и ветров, вулканические и тектонические явления. Центр имени Лэнгли НАСА размещает на SRL-01 дополнительный эксперимент MAPS для измерения концентраций окиси углерода в средней тропосфере в глобальном масштабе.
SRL-01 является совместным проектом космических агентств Германии и Италии. Основными подрядчиками по проекту являются фирмы “Дорнье” и “Алениа Спацио”. 14-16 декабря в здании контрольно-испытательной станции Центра Кеннеди выполнен 50-часовой прогон экспериментов SRL для проверки функционирования аппаратуры. На 4 января запланирован перевод SRL-01 на стенд комплексных испытаний полезной нагрузки, где будет подтверждена готовность к интеграции лаборатории и корабля. В середине февраля SRL-01 будет доставлена в корпус обслуживания ОС и установлена в грузовой отсек шаттла. В течение первой недели марта “Индевор” планируется вывезти на старт.
178-й выпуск компьютерного журнала Дж.Мак-Дауэлла, полученный редакцией “НК”, позволил уточнить некоторые детали полета, завершившегося 13 декабря “Индевора”. Необходимые поправки приведены ниже.
“Хаббл” был захвачен манипулятором шаттла 10 декабря в 02:44 EST (7:44 GMT).
Николлье поднял КТХ из грузового отсека в 02:56 EST. Крышка входной апертуры телескопа была открыта в 04:37 EST. Отделение телескопа зафиксировано в 05:26:50 EST. Первый маневр увода корабля последовал немедленно, второй был выполнен в 05:57.
После схода с орбиты в 23:14 EST 12 декабря “Индевор” вошел в плотные слои атмосферы в 23:54 EST. Основное шасси шаттла коснулось посадочной полосы в 00:25:33 EST (05:25:33 GMT) 13 декабря. Как известно, единственная посадочная полоса в Космическом центре имени Кеннеди, расположенная северо-западнее здания вертикальной сборки, имеет двойное обозначение: №15 при заходе с северо-запада и №33 при заходе с юго-востока. Мак-Дауэлл сообщил о приземлении шаттла на полосу 33. Описание захода “Индевора” на посадку на полосу 15 в “НК” №25 было основано на предварительной информации из пресс-релиза Центра Джонсона за 12 декабря. Автор приносит читателям “НК” извинения за непреднамеренное искажение информации.
Первым (и очень осторожным) шагом России стало предложение использовать в проекте года еще американской станции “Freedom” в качестве аппарата обеспечения экстренного возвращения экипажа станции (Assured Crew Return Vehicle, ACRV) российский многократно испытанный “Союз-ТМ”. Соглашение об исследовании возможности такого его применения было достигнуто в июне 1992 года. Два “Союза-спасателя” могли бы вернуть на Землю шесть членов экипажа станции при возникновении нештатной ситуации. Затем, в свете программы “Мир-Шаттл”, американцы заинтересовались системой стыковки АПАС-89. Именно этот агрегат они выбрали для стыковки шаттлов с комплексом “Мир”. В дальнейшем планировалось на его основе создать стыковочный узел для новой станции.
Первое предложение об участии России в программе создания международной орбитальной станции (МОС) на правах равноправного партнера появилось в марте 1993 года. Оно исходило от директора РКА Юрия Коптева и генерального конструктора НПО “Энергия” Юрия Семенова. В то время в Конгрессе США в очередной раз обсуждался вопрос о сокращении финансирования проекта “Freedom”. Россия предложила совместить две национальные программы — “Мир-2” и “Freedom” (позднее ставший “Альфой”) - и совместно с Европой, Японией и Канадой, входивших в кооперацию по “Freedom”, разработать и создать международную орбитальную станцию. К 26 августа 1993 года совместными группами, созданными для работы над этим проектом, был представлен отчет руководителям РКА Юрию Коптеву и НАСА Дэниелу Голдину. В отчете предлагались возможный план развертывания МОС (табл.2) и ее конфигурация на начальном (рис.3) и конечном этапах (рис.4).
Рис. 3. Конфигурация МОС к концу первой фазы сборки (по состоянию проекта на 26 августа 1993) |
Проект МОС совместил в себе практически целиком последние варианты перспективных орбитальных станций “Мир-2” и “Alpha”. Вот как об этом проекте рассказывал Юрий Коптев на пресс-конференции 5 октября в РКА: “Одна из исходных концепций, вокруг которой идет обсуждение, продемонстрированная в Вашингтоне при подписании документов (имеется в виду подписание документов 2 сентября — К.Л.), предусматривает начало строительства международной станции с запуска российского базового блока, создаваемого сейчас для станции “Мир-2”, затем дооснащение его стыковочными модулями, системой энергопитания нового типа, американским лабораторным модулем и специальным устройством для стыковки “Спейс Шаттла”. Такая конфигурация дает возможность обеспечить постоянное присутствие человека в космосе и начать выполнение программы наблюдения за Землей, микрогравитационных исследований, а также целого ряда научных исследований. Эта первичная ячейка развивается в крупную международную станцию, в которой сохраняется предусмотренное ранее в проекте “Freedom” японское, европейское и канадское присутствие. При этом мы исходим из того, что Россия является равноправным партнером. Она не только продает свои услуги, а прежде всего участвует в этом проекте, имеет доступ к ресурсам этой станции и выполняет на ней свою национальную космическую программу, как компонент общей программы такой станции.”
Проект МОС явился взаимным компромиссом двух национальных космических агентств. Объединение всего самого лучшего, что создано и наработано во всех странах-участниках проекта, позволит значительно повысить уровень станции и выполняемых на ней исследований и экспериментов. Как заявил директор НАСА Дэниел Голдин: “У России и США есть взаимодополняющие друг друга возможности. В более широком смысле Россия имеет крупнейшие достижения в металлургии, химии, в области двигателестроения, инженерного конструирования. В Соединенных Штатах есть значительные достижения в электронике, вычислительных системах и системном построении. Нам следует исходить не из того у кого что лучше, а посмотреть что может быть взаимодополняемо использовано для улучшения возможностей. И когда наши усилия сведем вместе для совместных работ, мы создадим дополнительные возможности для разработки.”
За пять месяцев (с марта по август) не ставилась задача разрешить все имеющиеся технические и технологические проблемы. Созданные для работы над программой МОС совместные комиссии провели лишь анализ различных вариантов станции, позволяющих создать большую орбитальную международную лабораторию при максимальном использовании имеющихся у стран-участниц проекта заделов (как уже имевшихся в “металле”, так и существовавших в виде различных разработок и идей). Чтобы все это увязать в единый комплекс, чтобы этот комплекс давал большую научную отдачу, конечно же потребовались новые, компромиссные решения.
Примером таких компромиссов может служить, прежде всего, выбор орбиты для МОС. Так в свое время для станции “Freedom” была выбрана орбита с наклонением 28.5°. на которую многоразовый транспортный космический корабль (МТКК) может доставлять максимальную полезную нагрузку. На данный момент запуски шаттлов производятся на орбиты с наклонениями до 57°, но в этом случае груз, выводимый в его грузовом отсеке, легче примерно на 23% по сравнению с массой объектов, выводимых на орбиту с наклонением 28.5°.
Рис. 5. Последний вариант российской перспективной орбитальной станции "Мир-2" |
В проекте же “Мир-2” для новой российской станции рассматривалась орбита с наклонением 65°, которая позволяла обозревать большую территорию России, ее северные районы. При использовании старого наклонения (51.6°) наблюдением охватывалось лишь 7% Российской Федерации. Такое наклонение было еще нужно и в случае предполагаемого перевода пилотируемых запусков из Байконура в Плесецк. Однако, на орбиту с таким наклонением без маневра на активном участке траектории шаттл выйти не может. По той же причине для российских аппаратов не подходит орбита с наклонением 28.5°. После рассмотрения различных вариантов российские и американские эксперты предложили использовать орбиту с наклонением 51.6°, используемую сейчас для российских пилотируемых полетов и энергетически приемлемую для МТКК.
Конструкция МОС также является рациональным использованием наработок обеих стран. По предложенному 26 августа этого года варианту в ней планировалось использовать следующие элементы станции “Мир-2” (рис.5):
базовый блок (1);
три унифицированных стыковочных модуля (2);
стыковочный отсек, служащий одновременно шлюзовой камерой (3);
три целевых модуля (технологический, биотехнологический и экологический) (4);
служебный модуль (5);
часть научно-энергетической платформы с размещенными на ней солнечными газотурбинными установками и гиродинами (6);
две солнечные газотурбинные установки (СГТУ) (7);
транспортные корабли “Союз ТМ”, “Прогресс М” (8);
возвращаемые баллистические капсулы “Радуга” (на рис. не показана).
Из проекта “Alpha” в состав МОС должны войти:
американский лабораторный модуль (1);
американский жилой модуль (2);
японский лабораторный модуль JEM (3);
лабораторный модуль ЕКА АРМ “Колумбус” (4);
два американских узловых модуля (5);
американский ресурсный модуль (6);
канадский манипулятор (7);
американская ферма для установки солнечных батарей, радиаторов, выносных двигательных установок, научной аппаратуры (8);
три пары солнечных батарей с их системами терморегулирования (9).
Рис. 6. Один из последних вариантов американской перспективной орбитальной станции “Alpha” |
1P | 10/96 | Базовый модуль “Мир” |
2P |   | “Союз-спасатель” №1 |
(постоянное присутствие 3 членов экипажа) | ||
3P |   | Стыковочный модуль “Мир” №1 |
4P |   | Стыковочный модуль “Мир” №2 |
5P |   | Воздушный шлюз “Мир-Шаттл” |
1A | 12/96 | Узловой модуль |
6P |   | Ферма №1 (гиродины) |
7P |   | Стыковочный модуль “Мир” №3 |
8P |   | ферма №2 (солнечные концентраторы или третья солнечная батарея) |
2A | 1/97 | Лаборатория США |
3A | 4/97 | Ферма |
4A | 7/97 | Ферма |
1K | 7/97 | Манипулятор |
5A | 10/97 | Ферма |
6A | 1/98 | Ферма, солнечная батарея №1 |
7A | 4/98 | Ферма, солнечная батарея №2 |
9P |   | Служебный модуль |
8A | 7/98 | Лабораторное и другое оборудование |
9A | 10/98 | Узловой модуль |
10A | 1/99 | Ферма, солнечная батарея №3 |
1Я | 4/99 | Японский модуль |
2Я | 7/99 | Оснащение для японского модуля |
1E | 10/99 | Европейский модуль |
2E | 1/00 | Оснащение для европейского модуля |
10P |   | Исследовательский модуль №1 |
11A | 7/00 | Жилой модуль США |
3Я | 4/00 | Японская платформа |
11P |   | “Союз-спасатель” №2 |
(постоянное присутствие 6 членов экипажа) | ||
12A | 10/00 | Оснащение жилого модуля |
12P |   | Исследовательский модуль №2 |
13P |   | Исследовательский модуль №3 |
В подписанном Виктором Черномырдиным и Альбертом Гором 2 сентября Заявлении “О развитии сотрудничества в области космоса” было заявлено о поддержке идеи создания “подлинно международной орбитальной станции”. В этом же заявлении РКА и НАСА было поручено до 1 ноября 1993 года разработать детальный план работ по МОС. В основу его и лег вариант станции от 26 августа. За два месяца состоялись три встречи руководителей агентств, практически постоянно работали российско-американские комиссии. В ходе обсуждения рассматривались вопросы концепции, конфигурации, этапности работ, вкладов и условий взаимодействия Российской Федерации и Соединенных Штатов по МОС. Возникали и проблемы технического, финансового и, конечно же, политического плана.
Так, например, в первоначальной конфигурации российская сторона предлагала уже на первой фазе развертывания установить на МОС две СГТУ по 10 кВт. Однако эксперты НАСА высказали сомнение в реальности сроков создания таких установок. Они считали, что при такой мощности СГТУ будет значительно осложнен сброс тепла от их турбин. Поэтому они предложили ограничиться агрегатами с мощностью 2-3 кВт. Но для установок такого класса выгода от их применения появляется при больших мощностях. Это и отметили российские специалисты. Хотя при таких мощностях и потребуются большие размеры радиаторов для сброса тепла от турбин, но эта проблема в принципе разрешима. Окончательно вопрос о использовании СГТУ на станции так и не решен. Многое должны разъяснить эксперименты с аналогами этих установок в рамках программы “Мир-Шаттл”. Пока же СГТУ остались в окончательном варианте проекта станции, но, чтобы свести к минимуму риск задержки при создании установок, решено их запуск перенести на самый конец строительства МОС и установить СГТУ на большой ферме.
При работе над окончательным вариантом проекта произошли изменения и в российской части МОС. По просьбе американской стороны вместо двух стыковочных модулей в состав МОС должен войти так называемый “энергетический блок ФГБ” (FGB Energy Block). За его основу был взят разработанный еще в 70-е годы функционально-грузовой блок (ФГБ) транспортного корабля снабжения. Американская сторона высоко оценила его возможности при использовании в качестве космического буксира и танкера (по словам Юрия Коптева, энергетические характеристики ФГБ на 30% превышают соответствующие параметры аналогичного по назначению аппарата, предлагавшегося фирмой “Локхид”). Однако, такой блок не планировалось создавать в рамках программы “Мир-2”. Поэтому НАСА будет вынуждено изыскать дополнительные 250 млн $ для оплаты создания ФГБ Центром им. Хруничева.
Претерпела изменения и та часть научно-энергетической платформы “Мира-2”, которая в рамках программы МОС получила название просто энергетической фермы. Так как запуск СГТУ для станции был перенесен на более поздний срок, на ферме решено установить эквивалентные им по мощности две панели солнечных батарей. Они вместе с батареями на служебном модуле, называвшемся в проекте “Мир-2” базовым блоком, будут обеспечивать станцию электроэнергией на первом этапе полета. Энергетическую ферму МОС будут разрабатывать совместно Россия и Соединенные Штаты.
18 июля 1988 года Президент США Рейган выбрал для американской перспективной орбитальной станции имя — “Freedom” (“Свобода”). Однако, после кардинального пересмотра программы летом этого года, станцию решили переименовать. Судя по всему, чтобы долго не ломать голову ей присвоили временное название “Alpha” по первой букве греческого алфавита (или первой букве-флагу-сигналу Международного морского свода сигналов). Сейчас в США проходит конкурс на окончательное название МОС. Будут ли в этом конкурсе участвовать Россия и другие участники проекта — неизвестно.
Рис. 7. Конфигурация МОС к концу второй фазы сборки (по состоянию проекта на 1 ноября 1993) |
После завершения развертывания станции в октябре 2001 года (рис.7) она сможет активно функционировать как минимум 10 лет. На станции будут постоянно работать шесть человек, так как к МОС будут пристыкованы только два трехместных “Союза-спасателя”. Но во время прибытия к станции других “Союзов,” или шаттлов экипаж может возрастать до 9-13 человек. По предварительным оценкам масса станции (без дополнительных транспортных средств типа шаттлов, “Прогрессов” и т.п.) составит около 450 т, герметичный объем — 1200 куб.м, максимальная длина (большая ферма с солнечными батареями и газотурбоустановками) — 120 м, размах панелей солнечных батарей на большой ферме — 74 м. Полностью собранная система электропитания будет обеспечивать станцию электроэнергией мощностью 1200 кВт.
Рис. 8. Функционально-грузовой блок МОС |
Теперь — об отдельных элементах международной станции. Как уже писалось, первым элементом, который будет выведен на орбиту, станет российский ФГБ (рис.8). Основой его конструкции стал функционально-грузовой блок транспортного корабля снабжения ТКС для пилотируемых полетов к станции “Алмаз”. На основе ФГБ был создан буксир для первого модуля станции “Мир” — “Кванта”. Затем ФГБ послужил базой для модулей “Квант-2”, “Кристалл”, “Спектр” и “Природа”. В варианте для МОС функционально-грузовой блок будет играть роль буксира и танкера. В его баках можно будет хранить до 6 тонн топлива. Топливные баки можно дозаправлять, как это делается сейчас на станции “Мир”. Блок послужит и ядром для дальнейшего развития станции. Для этого на нем установят шесть стыковочных узлов: один — в хвостовой части, пять — на сферическом отсеке, аналогичном переходному отсеку базового блока станции “Мир”. По предварительным данным, по крайней мере на всех российских компонентах МОС будут применяться андрогинно-периферийные агрегаты стыковки типа АПАС-89. На борту ФГБ должна разместиться часть контрольной аппаратуры станции. Диаметр блока составит около 4.4 м, длина — 12.8 м, внутренний объем — 55 куб.м. Масса ФГБ оценивается примерно в 19.5 тонн.
Первая фаза | ||||
1 | 1Р | 5/97 | Россия/США | Энергетический блок ФГБ |
2 | 2Р | 6/97 | Россия/США | Воздушный шлюз/стыковочный узел для шаттла |
3 | 1А | 7/97 | США | Узловой модуль 1 |
4 | 3Р | 7/97 | Россия | Служебный модуль |
5 | 4P | 8/97 | Россия | Стыковочный модуль |
6 | 2А | 9/97 | Россия/США | Энергетическая ферма (часть 1), гиродины, аккумуляторные батареи |
7 | 5Р | 10/97 | Россия/США | Энергетическая ферма (часть 2), солнечные батареи, радиатор системы терморегулирования |
8 | 3А | 10/97 | США | Лабораторный модуль |
9 | 4А | 11/97 | США | Оборудование лабораторного модуля |
10 | 5А | 12/97 | США | Корневая часть большой фермы (часть S0), служебные системы |
Вторая фаза | ||||
11 | 6Р | 1/98 | Россия | “Союз-спасатель” №1 |
(постоянное присутствие 3 членов экипажа) | ||||
12 | 6А | 4/98 | США/ Канада | Большая ферма (часть Р1), радиатор системы терморегулирования правого борта, дистанционный манипулятора (Канада), антенны диапазонов S, Ku и UHF правого борта |
13 | 7А | 7/98 | США | Узловой модуль 2, купол, большая ферма (часть S5), специальный высокоподвижный манипулятор (Канада) |
14 | 8А | 10/98 | США | Большая ферма (часть S1), радиатор системы терморегулирования левого борта, антенны диапазонов S и UHF левого борта, площадка подвижного вспомогательного центра |
15 | 9А | 1/99 | США | Большая ферма (части Р3/Р4), солнечные батареи правого борта |
16 | 10А | 4/99 | США | Большая ферма (части S3/S4), внутренние солнечные батареи правого борта |
(постоянное присутствие 3 членов экипажа) | ||||
17 | 7Р | 6/99 | Россия | Вспомогательный модуль с системой жизнеобеспечения |
18 | 11А | 7/99 | США | Большая ферма (часть S6), внешние солнечные батареи правого борта |
19 | 1Я | 10/99 | Япония | Модуль JEM |
20 | 2Я | 1/00 | Япония | Оборудование для модуля JEM |
21 | 1E | 4/00 | Европа | Модуль АРМ “Колумбус” |
22 | 2Е | 7/00 | Европа | Оборудование для модуля АРМ “Колумбус” |
23 | 3Я | 10/00 | Япония | Выносное оборудование модуля JEM |
24 | 12А | 1/01 | США | Жилой модуль |
25 | 8Р | 2/01 | Россия | Исследовательский модуль 1 |
26 | 13А | 4/01 | США | Оборудование жилого модуля |
27 | 9Р | 5/01 | Россия | “Союз-спасатель” №2 |
(постоянное присутствие 6 членов экипажа) | ||||
28 | 14А | 7/01 | США | Доставка оборудования |
29 | 10P | 8/01 | Россия | Исследовательский модуль 2 |
30 | 11P | 9/01 | Россия | Исследовательский модуль 3 |
31 | 12P | 10/01 | Россия/США | Элементы солнечной динамической установки |
Настоящий текст представляет собой перевод пресс-релиза НАСА №№ 93-222.
НАСА и РКА согласовали план проведения до 10 полетов шаттлов к станции “Мир” с суммарным пребыванием американских астронавтов на ее борту в течение 24 месяцев, программу научных и технических исследований и план усовершенствования и продления срока работы станции “Мир” на период 1995-1997 гг. Этот план является первой частью трехэтапной программы сотрудничества в области пилотируемых космических по-летов, которое должно завершиться строительством Международной космической станции.
16 декабря Директор НАСА Дэниел Голдин и Генеральный директор РКА Юрий Коптев подписали в Москве протокол, расширяющий рамки Соглашения о сотрудничестве в области пилотируемых космических полетов 1992 года.
“Это очень важный шаг в расширении сотрудничества в области пилотируемых полетов с нашими российскими друзьями, — сказал Голдин. — Эти работы дадут ценный опыт для строительства и эксплуатации международной космической станции.”
Ниже следует обзор совместных работ, включенных в протокол:
Утвержден еще один полет российского космонавта на шаттле в составе миссии STS-63, планируемой на 1995 год. Основным российским космонавтом в полете STS-63 будет полковник В.Г.Титов, в настоящее время проходящий в Центре космических полетов имени Джонсона подготовку по программе STS-60 в качестве дублера. С.К.Крикалев, основной член экипажа STS-60, будет дублером В.Г.Титова в STS-63. В ходе полета STS-63 шаттл выполнит сближение со станцией “Мир”.
Шаттл выполнит сближение и первую стыковку со станцией “Мир” в октябре-ноябре 1995 года. В состав экипажа будут включены российские космонавты. На станцию будет доставлено оборудование, включая элементы систем электропитания и жизнеобеспечения. Экипаж вернется на Землю на том же корабле. Задание полета включает работу на борту “Мира” и, возможно внекорабельные работы по обновлению солнечных батарей комплекса.
После первого 3-месячного полета американского астронавта на “Мире” выбранные НАСА астронавты выполнят еще как минимум четыре полета на борту станции “Мир” общей длительностью в 21 месяц на протяжении 2 лет.
Шаттл выполнит до 10 стыковок со станцией “Мир”. Шаттлы будут использоваться для замены экипажей, технологических экспериментов, снабжения и возвращения материалов исследований. Некоторые полеты будут предназначены для доставки оборудования, необходимого для продления срока работы станции “Мир”.
Объединенная рабочая группа по научной программе разработает специальную программу технических и научных исследований, включая использование модулей “Спектр” и “Природа”, оснащенных американской аппаратурой для выполнения широкомасштабной исследовательской программы. Работы по этой программе расширят ведущиеся исследования в областях биотехнологии, материаловедения, медицины и биологии, наблюдений Земли и технологии.
В 1993 году НАСА и РКА начнут совместную разработку солнечно-динамической системы электропитания с испытательным полетом на борту шаттла и “Мира” в 1996 году, совместную разработку систем контроля среды и жизнеобеспечения, изучение возможности разработки единого скафандра, начиная с совместимости скафандров.
Будет начата программа медицинской поддержки экипажа в интересах членов экипажей обеих стран, включая разработку единых стандартов, требований, регламентов, баз данных и мер защиты.
31 декабря. Нью-Йорк. ИТАР-ТАСС. Завершен цикл первичных тестов систем орбитального телескопа “Хаббл”, который в начале декабря был отремонтирован экипажем космического корабля многоразового использования “Индевора”. Как заявил на брифинге для журналистов Дэвид Лекроун, ведущий ученый Центра пилотируемых космических полетов имени Годдарда, откуда проводились в течение трех недель проверки, “мы полностью удовлетворены тем, как работают бортовые механизмы и аппаратура”.
В ходе 11-суточного полета “Индевор” астронавты, совершив рекордное для программы “Шаттл” число выходов (пять) в открытый космос, сняли “подслеповатый и вибрирующий” телескоп с помощью механической “руки” с орбиты и поместили его в грузовой отсек корабля. Во время ремонтных работ были заменены 11 узлов уникального астрономического инструмента. В частности, установлены корректирующая оптика, новая широкоугольная камера для исследования планет, новые панели солнечных батарей, гироскопы, бортовой компьютер и некоторые другие элементы.
“Теперь, — пишет газета “Нью-Йорк таймс”, — ученые готовы к тому, чтобы начать пробную астрофотосьемку, чтобы определить, на сколько восстановилась острота “зрения” телескопа”. Результаты станут известны не ранее, чем через месяц. В Национальном управлении по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) их будут ждать с огромным волнением. Кроме всего прочего на карту поставлен и престиж космического ведомства США, который значительно пошатнулся в последнее время после целой серии неудач, в частности, потери межпланетной автоматической станции “Марс-Обсервер”.