вернёмся в список?

Желательно смотреть с разрешением 1024 Х 768

НОВОСТИ
КОСМОНАВТИКИ



Журнал АО “ВИДЕОКОСМОС”



В ПОЛЕТЕ — СПУТНИК «ЛУЧ»
3-16 ДЕКАБРЯ
1994
25(88)

Журнал “НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ”
Издается с августа 1991 года
Учредитель и издатель: Акционерное общество
“ВИДЕОКОСМОС”
Спонсоры:
Акционерный промышленно-инвестиционный банк
“АЛЕКСАНДРОВСКИЙ”
Военно-страховая компания
Издательство: Фирма “ITI”
Заказ №
Адрес типографии:
121108, Москва, а/я 144
Журнал зарегистрирован
в Министерстве печати и информации РФ.
Регистрационный номер 0110293.
“Новости космонавтики”
Адрес редакции: 127427, Россия,
Москва, ул. Академика Королева,
д. 12, строение 3, комн. 8.
Телефон: 217-81-47
Факс: (095)-215-93-79

№ 25

3-16 декабря 1994

НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ



Выпуск подготовили:
Главный редактор: И.А.Маринин
Ответственный выпуска: К.А.Лантратов
Литературный редактор: В.В.Давыдова
Редакторы по информации:
В.М.Агапов, М.В.Тарасенко,
С.Х.Шамсутдинов
Редактор зарубежной информации: И.А.Лисов
Компьютерная верстка: А.А.Ренин
Телефон редакции 217-81-47
© “НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ”.
Перепечатка материалов только с разрешения редакции. Ссылка на “НК” при перепечатке или использовании материалов собственных корреспондентов обязательна.
Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Ответственность за достоверность опубликованных сведений несут авторы материалов. Точка зрения редакции не всегда совпадает с мнением авторов.


В НОМЕРЕ:

Пилотируемые полеты
Россия. Полет орбитального комплекса “Мир”
Поля — налево, поля — направо... (Разговор с экипажем станции “Мир”)
Россия. “Мир” в 1996-97 годах
США-Россия. Отправка модулей солнечных батарей
США. Подготовка полетов шаттлов
США. О полете лаборатории LMS
Новости из РКА
Россия-США. Подробности программ “Мир-Шаттл” и “Мир-НАСА”
Новости из ВКС
Россия. Введен встрой новый ОКИК
Новости из НАСА
США. 15-й набор астронавтов НАСА
США. Назначен экипаж STS-72
США. Отставка Роберта Криппена
США. Новый директор Центра Кеннеди
Автоматические межпланетные станции
Россия-Франция. Испытания марсохода в Тулузе
США. Ко льдам Меркурия или в другие места?
Искусственные спутники Земли
Россия. Запущен ИСЗ “Молния-1T”
Россия. Осуществлен запуск КА “Луч”
США. Запуск РН “Титан 4” отложен
Ракеты-носители
Испытания компонентов РН “Ариан-5”
Космодромы
Россия. Новые горизонты Плесецка
Международное сотрудничество
Совещание Межгосударственного совета СНГ по космосу
Россия-США. Визит А.Гора в Москву
Проекты. Планы
Космические планы Китая
Бизнес
“ПанАмСат” будет запущен “Протоном”
Предприятия. Учреждения. Организации
США. Полигон Кваджалейн
Космическая биология и медицина
Россия. Разговор с испытателями “марсолета”
Новости астрономии
Галактики молодой Вселенной
Науки о космосе: последние результаты
На Марсе было тепло и влажно
Самая маленькая звезда
Планета Земля
Гамма-вспышки и атмосфере Земли
Мировой океан наступает
Исследования лаборатории SRL
Люди и судьбы
Умер Стюарт Руса
Талгат Мусабаев (немного о себе)
Космические издания
“Потерянная Луна”
“Бледно-голубая точка”
Юбилеи
Вековой юбилей завода “Прогресс”
Торжества в Самаре
Письма читателей
“Клюква” от компании “Информконсалт”
Космические дневники генерала Н.П.Каманина
Короткие новости 31, 55
Исправления и дополнения

ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ

Россия. Полет орбитального комплекса “Мир”

Продолжается полет экипажа 17-й основной экспедиции в составе командира Александра Викторенко, бортинженера Елены Кондаковой и врача-космонавта Валерия Полякова на борту орбитального комплекса “Союз ТМ-20” — “Мир” — “Квант” — “Квант-2” — “Кристалл” — “Прогресс М-25”

В.Истомин. 3 декабря космонавты отдыхали, занимались влажной уборкой, физкультурой. Тепловые процедуры принимать не стали: решили экономить электроэнергию. “Вы это зря,” — сказали специалисты ЦУПа.

4 декабря должны были состоится переговоры с участниками эксперимента HUBKS в ГЦМБП, но уровень телефонного сигнала при работе через спутник-ретранслятор был низким, и сеанс не состоялся. И в этот день космонавты не пошли и баню, хотя ЦУП им предлагал. “Умерла так умерла,” — заявили “Витязи”

В автоматическом режиме работала научная аппаратура СММК, “Рябина”, ЭРЭ, “Букет”, “Мария”. Аппаратура работает, ЦУП получает с нее информацию каждый день без замечаний, и поэтому в хронике о ней упоминания крайне редки.

5 декабря космонавты занимались регламентными работами (выполнили замену пульта абонента телефонно-телеграфной связи) и инвентаризацией. Лена поговорила с семьей.

Космонавты информировали ЦУП, что в “Роднике” модуля “Квант-2” осталось 40 л воды. “Витязи” также попросили ускорить работу по выдаче рекомендаций по ремонту компьютера ЕКА. Педро Дуке из Кельна передал, что пришлет методику.

6 декабря Валерий Поляков проводил эксперименты “Монимир”1 и “Оптоверт”2 . Александр Викторенко в это время устанавливал рабочее давление в газовой полости компенсатора наружного гидроконтура охлаждения. Потом он провел инвентаризацию блоков системы электропитания, а перед обедом выполнил тренировку по исследованию эффективности режимов физтренировки (МК-108). После обеда Александр Степанович вместе с Леной привел замену блока колонок очистки в системе регенерации воды из конденсата (СРВ-К).

1 Исследование влияния невесомости на позные и установочные реакции.

2 Исследование взаимодействия сенсорных систем в условиях оптический и кинетической стимуляции.

Сегодня в гости к Лене Кондаковой пришла обозреватель журнала “Мир женщины”. Интересным был ответ Лены о загруженности ее работой на борту: “Дочь, муж, дом, дача отнимают гораздо больше времени и изматывают сильнее, чем работа на станции, хотя я по ним скучаю”. Она также ответила, что пользуется российским травяным шампунем. Американская астронавтка предлагала ей попробовать американский, но наш оказался не хуже.

Попытки запустить пакетную радиолюбительскую связь в этот день не увенчались успехом. ЦУП послал космонавтам радиограмму об установке на преобразователи тока аккумуляторных батарей (ПТАБ) новых защитных реле УЗ-1, которые препятствуют полному разряду батарей. Завтра космонавты должны приступить к этой работе.

7 декабря не прошло два сеанса связи через СР. ЦУМ заподозрил потерю ориентации станции и в сеансе связи в 17:44 это подтвердилось. Оказывается, при установке новых УЗ-1 космонавты, не прочитав полностью радиограмму, отключили все ПТАБ, как было указано в начале ее, что привело к “провалу” электроэнергии и торможению гиродинов. Космонавты сразу же уменьшили потребление электроэнергии.

Затем они приступили к демонтажу кабель-вставки REM и вернулись к старой схеме управления детектором REM через командные цепи аппаратуры “Репер”. В 20:53 было подано питание на этот детектор. Если информация с детектора будет поступать без замечаний, то причина в новой кабель-вставке, если же нет, то причина в блоке электроники REM.

8 декабря космонавты проводили профилактические работы со средствами вентиляции, а также заменили блок фильтров в газоанализаторе углекислого газа. Валерий Поляков провел исследование системы кровообращения при дозированной физической нагрузке. Состоялся разговор “Витязей “ с радиокомментатором Владимиром Беляевым.

ЦУП провел закладку базы для раскрутки гиродинов. Раскрутка намечена на завтра.

9 декабря космонавты провели измерения магнитных полей в станции и сообщили, что “Родник” в ЦМ-Д пустой. ЦУП выполнил раскрутку гиродинов и ввел их в контур управления. Были раскручены СГ-1Э, —2Э, —4Э, — 5Э, — 6Э в модуле “Квант” и СГ-2Д, —3Д, —5Д, —6Д в модуле “Квант-2” (итого 9 гиродинов). На построение ориентации при раскрутке гиродинов было израсходовано 24 кг топлива.

10 декабря космонавты отдыхали, занимались влажной уборкой станции, физкультурой (у Лены с дозированной нагрузкой), принимали сауну, разговаривали с участниками эксперимента HUBES. Лена вечером поговорила с домом по телефону. Она также имеет возможность разговаривать с семьей по любительской радиосвязи — дома у Рюмина установлен передатчик. Вот только разговору сильно мешают помехи от Останкинской телебашни.

11 декабря — второй день отдыха космонавтов. Со своими семьями поговорили Александр Викторенко и Валерий Поляков. Поляков также передал на Землю информацию с кардиокассеты, на которой была сделана запись во время тренировки Викторенко. ЦУП провел один сеанс работы с комплексом “Рентген-1”.

12 декабря после отдыха космонавты продолжили измерения магнитных полей в станции. Точки были те же самые, для набора статистики. Все космонавты в течение дня проводили эксперимент “Ритм-1”1.

В 11:40 не прошла солнечно-звездная коррекция, и ЦУП попросил космонавтов провести солнечно-магнитную коррекцию. Однако в бортовую машину она не попала. В результате станция лишний виток летала в режиме текущего положения, не отслеживая Солнце.

13 декабря у космонавтов был день медицинских экспериментов: они работали с австрийскими приборами. Все без исключения провели эксперимент “Когимир”2, а Викторенко провел еще и эксперименты “Микровиб”3 и “Пультранс”4. Космонавты сообщили, что при проведении этих экспериментов часто зависал компьютер “Датамир”.

1 Изучение особенностей адаптационно-приспособительной деятельности организма мужчины и женщины в суточном цикле.

2 Исследование устойчивости высших психических, познавательных функций.

3 Исследование биомеханических свойств кожи и мышц методом вызванных микровибраций.

4 Исследование адаптации и функциональных резервов сердечно-сосудистой системы.

Состоялись переговоры с корреспондентом “Видеокосмоса” Константином Лантратовым, которые не удались 7 декабря из-за остановки гиродинов. А вот специалист по физической тренировке на переговоры не пришел, и Валерий Поляков решил исследование гемодинамики с фиксированной дозированной нагрузкой пока не делать. По договоренности с группой медконтроля тренировку перенесли на 15 декабря.

Выходил на связь заместитель руководителя полетом Виктор Благов. Он сообщил экипажу изменения в программе. Выхода в марте Александра Викторенко и Владимира Дежурова во время пересменки не будет, ближайший выход пройдет в рамках уже ЭО-18 в мае. Благов попросил поздравить завод “Прогресс”, которому исполняется 100 лет, что и было проделано в сеансе в 18:331.

1 Завод изготавливает носители “Союз”.

Поля — налево,
поля — направо...
(Разговор с экипажем станции “Мир”)

13 декабря. К.Лантратов. НК. Очередная радиовстреча с “Витязями” должна была пройти 7 декабря во время сеанса через спутник-ретранслятор (СР) “Альтаир”. Но сеанс не состоялся. Не прошел в тот день и второй сеанс через СР в 17:44. Только потом стало известно, что в тот день была потеряна ориентация станции.

Поговорить с экипажем удалось лишь неделю спустя — 13 декабря. Сеанс проходил через улан-удинский и камчатский НИПы, которые, в отличии от “Альтаира”, работают практически “как часы”.

По заведенной традиции сначала был устный выпуск “Новостей космонавтики”. Потом — небольшая просьба к космонавтам:

— К нам в “Видеокосмос” на прошедшей неделе приезжали депутаты из Перми. Они рассказывали о варварских вырубках лесов в районе поселка Очёр, который расположен чуть западнее Перми. Но это 58°. Виден вам этот район?

— А мы же сейчас ночью летаем над Союзом, — уточнила Лена Кондакова, — поэтому нам пока не видно.

— Но, в принципе, 58° вам доступны?

— Под большим углом, — ответил Александр Викторенко. — Плоховато и далековато.

— Понятно, — разочаровано вздохнул я. — Но у меня к вам есть и еще вопросы: очень часто в отчетах о вашей работе Володи Истомина мы читаем, что Лена занимается измерениями магнитных полей внутри станции. Для чего нужны эти измерения? Где эти поля самые большие, а где — самые маленькие?

Ответила сама Лена:

— Мы делаем эти измерения по просьбе Земли. Но вот есть такая интересная закономерность: наиболее большой уровень этих полей у нас в каютах, где мы обитаем ночью. Самыми безопасными местами по результатам замеров оказались в модуле “Дмитрий” (“Квант-2” — К.Л.) ШСО (шлюзовой специальный отсек — К.Л.) и ПНО (приборно-научный отсек — К.Л.).

— А как же вы, после таких измерений, в каютах спите-то?

— Так и продолжаем спать — стоя, — рассмеялась Кондакова.

— Я сейчас все объясню, — перекрывая смех Лены, подключился к разговору Валерий Поляков. — Понимаешь, Кость, эта история длится уже несколько лет. И сейчас проявляют большой интерес к определению влияния электромагнитных волн на организмы животных и человека. Особенно — влияние на операторскую деятельность. И прослеживается все это вплоть до генетического уровня. Сейчас есть косвенные данные о неблагоприятном влиянии электромагнитных полей на людей, которые живут вблизи источников излучений, как-то: радиолокационные установки, приборы и прочее. Здесь на станции много аппаратуры, которая излучает. К тому же мы летаем над всей Землей, а Земля тоже местами излучает. Вот мы и стараемся понять, есть здесь это влияние, или нет, где оно локализовано. Поэтому Лена и занята этим очень кропотливым трудом, чтобы найти такие источники. А обрабатывать информацию мы будем уже после посадки. Вместе со специалистами исследуем производимые биологические эффекты. Тут полностью будут рассматриваться наши биологические срезы, такие, как кровь, наши поведенческие реакции, неврология и все такое прочее. Но всему основой те комплексные исследования, которыми сейчас занимается Лена. Она делает это с огромным удовольствием.

С орбиты опять раздался ленин смех. Похвала и внимание всегда приятны...

— Валерий Владимирович, ходят слухи, что вы именно из-за низких полей и выбрали для сна модуль “Кристалл”?

— Во всяком случае, когда Сан Саныч Серебров — мой давний друг — передавал мне это спальное место, он сказал: “Валера, здесь и тише, и самый низкий уровень электромагнитных волн. Я лично замерял”. Но он еще для страховки окружил меня отработавшими аккумуляторными батареями. Их сейчас там штук десять. Не знаю, меньше или нет там поля, но вспышек в глазах я там практически не вижу.

— Но специалистов почему-то модуль “Тимофей” (“Кристалл” — К.Л.) абсолютно не интересует, — сообщила Лена. — У них вопросы только по базовому блоку и частично по “Дмитрию”.

Поляков сокрушенно вздохнул:

— Вот видишь, стоит уйти за 50 лет вправо, и сразу перестаешь интересовать специалистов.

— Понятно. У нас 20 секунд до конца связи. Я с вами прощаюсь, “Витязи”. Всего вам доброго, удачного полета. В следующий раз постараюсь вам еще что-нибудь интересненькое рассказать.

— Спасибо, Кость. Заложи в “грузовик” ваши выпуски, а то мы соскучились, — напомнил уже в который раз врач-космонавт.

— Обязательно. А я сейчас по “пакету” постараюсь вам последний номер передать.

— Ждем по пакету. Счастливо, — попрощались “Витязи”.

В.Истомин. 14 декабря эксперименты “Микровиб” и “Пультранс” проводила Лена, Валерий Владимирович помогал ей и выполнил также исследование эффективности режимов физтренировки.

ЦУП готовился провести коррекцию орбиты 15 декабря, чтобы поднять ее, и поэтому попросил космонавтов отстыковать от системы управления комплексом двигатели причаливания и ориентации (ДНО) “грузовика” и подстыковать вместо них двигатели станции. Помимо этой работы, космонавты отключили от командных цепей аппаратуру REM и подстыковали аппаратуру “Репер”. При помощи датчиков “Репер” ЦУП хочет провести измерения динамических характеристик станции, в частности, быстроту затухания вызванных колебаний. Для проведения этого эксперимента была разработана математическая вставка, которая будет управлять работой двигателей, раскачивающих станцию.

В 17:38 ЦУП провел динамический тест системы управления движением (СУД) и убедился, что двигатели станции подключены. В 20:46 был запущен эксперимент “Репер”, а в 20:47:20 прошел сигнал “Проверь СУД” с отключением системы управления движением. Гиродины начали тормозиться. Стало ясно, что разработанная для эксперимента “Репер” программная вставка содержала в себе какой-то подвох, а вот какой, еще предстоит разобраться. Специалисты уверяли, что вставка отработана на программном макете станции. Владимир Безяев (комментатор “Маяка”) в этот традиционный для его бесед с экипажем “Мира” день — четверг — на связь прийти не смог: уехал в Чечню. Космонавты же нашли время, чтобы еще раз поздравить завод “Прогресс” — для хороших людей ничего не жалко.

15 декабря эксперименты “Пультранс” и “Микровиб” проводил Поляков, а Викторенко и Кондакова выполнили эксперимент “Когимир”, только на этот раз с тубусом. Валерий Владимирович провел исследование гемодинамики с дозированной физической нагрузкой, а Лена передала в ЦУП информацию по эксперименту “Сон”.

Космонавты отключили аппаратуру “Репер” и подстыковали аппаратуру REM. Теперь работа с аппаратурой “Репер” будет возможна только после официального заключения о причинах, повлекших аварию СУД, а это не так скоро. ЦУП же, не откладывая дело в долгий ящик, принял решение раскручивать гиродины 16 декабря, а коррекцию орбиты провести 19 декабря. Пока в этот день была заложена база и построена ориентация на двигателях. Космонавтам рекомендовали сжечь 3 шашки ТГК1, т.к. установка по получению кислорода методом гидролиза воды “Электрон” отключена для экономии электроэнергии.

1 Твердотопливный генератор кислорода.

16 декабря утром космонавты всем составом осматривали состояние корпуса в модуле “Квант-2” (ЦМ-Д) в районе установок “Вика” и “Электрон”. После обеда Валерий Поляков выполнил эксперимент “Когимир” с тубусом и эксперимент “Дыхание”1. С врачом экипажа разговаривал Александр Викторенко.

ЦУП в 14:14 начал раскручивать гиродины — сначала СГ-1Э, -2Э на ЦМ-Э и СГ-2Д, -3Д на ЦМ-Д, а в 17:26 СГ-4Э, -5Э, -6Э и -5Д, -6Д. В 20:30 гиродины были введены в контур управления. Но радость была преждевременной: в 23:32 космонавты вышли на связь, когда их уже не ждали, и сообщили, что семь минут назад прошел сигнал “Авария ЦВМ-1” с отключением СУД.

Россия. “Мир” в 1996-97 годах

К.Лантратов. НК. Сколько еще просуществует на орбите станция “Мир”? В интервью, данном Валерием Рюминым автору статьи во время 50000-го витка “Мира” и опубликованном в 23-м номере “НК”, было сказано, что “лет пять-шесть можно из станции еще выжать”.

Уже сейчас разработана программа ее полета до конца 1997 года. Часть ее, относящаяся к 1995 году, была опубликована в НК2. Ниже приведена программа полета на 1996-97 годы.

Сразу оговорюсь, что составы российских экипажей, которые пока запланированы на предстоящие экспедиции, названы условно. Вполне вероятно, что к началу подготовки они изменятся. Сохранится, однако, схема прохождения подготовки экипажами. Сначала космонавты будут готовиться к полету во втором экипаже, затем — в резервном, и наконец — в основном.

25 декабря 1995 года на корабле “Союз ТМ-23” (11Ф732№72) стартует экипаж 21-й основной экспедиции на орбитальный комплекс “Мир” (ЭО-21). По этой программе будут готовиться: первый экипаж — Юрий Онуфриенко, Александр Полещук; второй — Василий Циблиев, Александр Лазуткин. 27 декабря “Союз” причалит к стыковочному узлу на ПхО3 базового блока “Мира”. Новый год космонавты встретят вместе с экипажем ЭО-20 — Юрием Гидзенко, Сергеем Авдеевым и космонавтом ЕКА.

1 Оценка изменения функционального состояния респираторной системы человека под влиянием длительной невесомости.

2 “НК” №22, 1994, стр.20-21.

3 ПхО — переходной отсек.

Судя по тому, что сейчас первым во всех документах стоит швед Кристер Фуглесанг, то именно он совершит полет по программе “ЕвроМир-95”. Немец Томас Райтер будет его дублером. Пересменка двух экспедиций продлится до 4 января, когда экипаж ЭО-20 вернется на Землю. Работа же на “Мире” экипажа по программе ЭО-21 рассчитана на 135 суток. На первом этапе полета космонавты примут и разгрузят два грузовых корабля: “Прогресс М-32” (11Ф615А55 №232), запуск которого намечен на 14 января, и “Прогресс М-33” (№233, запуск 1 марта). Предстоит экипажу ЭО-21 в конце января — начале февраля провести пять выходов в открытый космос. В двух первых космонавты перенесут со стыковочного модуля, доставленного на “Мир” в ходе полета STS-74, две солнечные батареи и установят их или на модуле “Кристалл”, или на модуле “Квант” (место установки батарей предстоит еще уточнить). Во время трех последних выходов на модуле “Квант” будет смонтирована ферменная конструкция, аналогичная выносным фермам автономных двигательных установок на научно-энергетической платформе станции “Альфа”.

На 20 марта 1996 года намечен запуск “Атлантиса” по программе STS-76. На третьи сутки он причалит к стыковочному модулю “Мира” и пробудет в состыкованном со станцией состоянии в течение 5 дней. На “Атлантисе” на “Мир” прибудет американский астронавт, который затем продолжит полет вместе с экипажем ЭО-21. Ко второй длительной экспедиции американского астронавта на “Мир” (Э-США-021 будут готовиться с 21 января 1995 года Шеннон Люсид и Джон Блаха. Кому-то из них вместе с экипажем ЭО-21 предстоит принять “Прогресс М-34” (№234; запуск 3 мая). После завершения работы с ним на Землю вернется возвращаемая баллистическая капсула ВБК-13.

1 Неофициальное обозначение.

А 3 июня 1996 года стартует “Союз ТМ-24” (№73) по программе ЭО-22. На нем на орбиту отправятся два российских космонавта и один французский. С российской стороны к этому полету будут готовиться Геннадий Манаков, Сергей Трещев (первый экипаж) и Сергей Кричевский, Александр Калери (второй экипаж). К полету по французской программе “Кассиопея” подготовку в ЦИК пройдут Клоди Андре-Деэ и Леопольд Эйяр. Учитывая сложившуюся традицию, когда дублер предыдущего французского космонавта становится основным кандидатом на следующий полет, на “Мир” отправится Андре-Деэ. В течение 12 суток на орбитальной станции будут работать четыре российских космонавта, французский космонавт и американский астронавт. Затем 17 июня на Землю вернется экипаж ЭО-21 и представитель Франции, а американский астронавт продолжит полет вместе с экипажем ЭО-22.

28 июня должен стартовать очередной “грузовик” “Прогресс М-35” (№235; без ВБК). А 31 июля к “Миру” опять отправится “Атлантис” (STS-79). Во время 5-суточного полета в состыкованном состоянии должен состояться выход двух астронавтов из шаттла для испытания аварийной системы автономного перемещения SAFER и, возможно, для установки снаружи орбитальной станции американского научного оборудования. Также на “Атлантисе” на “Мир” прибудет астронавт для третьего длительного полета (Э-США-03). К этой экспедиции в ЦПК с марта 1995 года будет готовится новая пара астронавтов. Астронавт же, проработавший вместе с экипажами ЭО-21 и ЭО-22 143 дня, вернется на шаттле на Землю.

На втором этапе полета экипажу ЭО-22 предстоит принять два грузовых корабля: “Прогресс М-36” (№236; запуск 23 августа; с ВБК-14) и “Прогресс М-37” (№237; запуск 15 октября; без ВБК). А на 20 ноября намечен запуск “Союза ТМ-25” (№74). В его первый экипаж войдут, судя по всему, Василий Циблиев и Александр Лазуткин, второй экипаж пока не определен. Предусмотрена возможность и полета на “Союзе ТМ-25” третьего члена экипажа. Будет ли это иностранный космонавт-исследователь или российский — пока неизвестно. Пока это “место” в корабле рассматривается лишь как “потенциальная возможность”, а уж претендентов на него будет, по-видимому, достаточно. Полет такого космонавта-исследователя стал возможен после того, как было достигнуто соглашение о доставке на борт “Мира” и возвращении на Землю американских астронавтов только с помощью шаттлов (кроме первого полета по программе ЭО-18). На 28 ноября намечена посадка “Союза ТМ-24” с экипажем ЭО-22, 178 суток проработавшем на орбите, и “потенциальным” космонавтом-исследователем, пробывшем на “Мире” 6 суток.

А через неделю, 5 декабря 1996 г., к российскому орбитальному комплексу в пятый раз отправится “Атлантис” (STS-81). На этот раз никаких операций, кроме замены астронавта на “Мире”, во время 5-суточного совместного полета не планируется. Кстати, по некоторым данным четвертую длительную экспедицию (Э-США-04) на “Мире” должен осуществить дублер астронавта второй экспедиции. То есть это будет или Шеннон Люсид, или Джон Блаха. Американский дублер будет назначен позже и приступит к подготовке в ЦПК с августа 1995 года. А16 декабря 1996 года после 138 суточного полета астронавт Э-США-03 на “Атлантисе” вернется на Землю.

В ходе ЭО-23 планируется запустить два грузовых корабля: “Прогресс М-38” (№238; старт 5 января 1997 года, без ВБК) и “Прогресс М-39” (№239; старт 1 марта 1997 года; без ВБК). В середине января 1997 года планируется осуществить выход в открытый космос по программе НАСА двух российских космонавтов или одного российского космонавта и одного американского астронавта. Во время этого выхода снаружи станции будут сняты образцы, установленные в предыдущих выходах (в том числе и во время полета STS-79).

На 20 апреля 1997 года намечен старт “Союза ТМ-26” (№75) с экипажем ЭО-24. Если к тому времени порядок подготовки космонавтов останется прежним, то к этой экспедиции в первом экипаже будут готовиться Сергей Кричевский и Александр Калери. О втором экипаже сейчас трудно что-либо сказать. Предусмотрена возможность включения в экипаж “Союза ТМ-26” и “потенциального” космонавта-исследователя для 8-суточной работы на орбите. 28 апреля он вместе с экипажем ЭО-23 (159 суток полета) вернется на Землю.

На начальном этапе короткой на первый взгляд 111-суточной экспедиции ЭО-24 будут проведены работы с “Прогрессом М-40” (№240; запуск 20 апреля; ВБК-15): 15 мая 1997 года к “Миру” отправится “Атлантис” по программе STS-84. В его отсеке полезной нагрузки будет находиться экспериментальная солнечная газотурбинная установка СГГУ. В экипаж шаттла войдет астронавт для последней — пятой — длительной экспедиции Э-США-05. К этому полету должен готовиться дублер астронавта, совершившего полет по программе Э-США-03. Второй астронавт для полета Э-США-05 начнет подготовку в ЦПК в январе 1996 года.

Во время 5-суточного полета в состыкованном состоянии должны быть также осуществлены один или два выхода двух российских космонавтов из шлюзового отсека модуля “Квант-2” и двух американских астронавтов из стыковочного отсека ODS. Они перенесут СГТУ из отсека полезной нагрузки “Атлантиса” на модуль “Кристалл”, где и закрепят ее.

26 мая “Атлантис” вернется на Землю. На нем приземлится астронавт, совершивший 172-суточный полет па программе Э-США-04. Это пока самый длительный планируемый полет американца на “Мире”.

После ухода шаттла экипажу ЭО-24 и астронавту Э-США-05 предстоит принять грузовой корабль “Прогресс М-41” (№241: запуск 20 июня, без ВБК). А в июле двум российским космонавтам предстоит провести три выхода в открытый космос для развертывания на “Кристалле” солнечной энергоустановки. Об участи в работах по развертыванию СГГУ американского астронавта речи пока не идет.

Существует, правда, и вариант графика, в котором СГТУ будет доставлена на “Мир” во время полета STS-86. В этом случае совместные российско-американские выходы состоятся в сентябре 1997 года, и выполнять их будут экипажи ЭО-25 и STS-86. Выходы для развертывания СГГУ осуществят в ноябре 1997 года космонавты ЭО-25.

Последняя экспедиция, которой придется работать на “Мире” вместе с американским астронавтом — ЭО-25 — стартует 1 августа 1997 г. на “Союзе ТМ-27” (№76). На этом корабле также предусмотрено место для “потенциального” космонавта-исследователя. 9 августа он вернется на Землю вместе с космонавтами ЭО-24.

Экипаж ЭО-25 примет за время экспедиции два “грузовика”: “Прогресс М-42” (№242; запуск 15 августа; без ВБК и “Прогресс М-43” (№243; 5 октября; без ВБК). Между этими полетами к “Миру” прибудет “Атлантис” по программе STS-86 (старт 11 сентября). Это будет последнее из планируемых пока посещений шаттлом российской орбитальной станции. Он заберет с “Мира” последнего “длительного” астронавта, проведшего в космосе 130 суток.

А на 16 декабря запланирован запуск еще одного “Союза” (ТМ-28; №77). В его экипаже будут два или три космонавта. На этот раз космонавт-исследователь сможет остаться на “Мире” на всю 26-ю экспедицию, а не только на время пересменки. Есть также неофициальная информация, что третье кресло в этом “Союзе” будет отдано французскому космонавту. Российские же космонавты, которые будут готовиться к 26-й экспедиции в первом и вторим экипажах, пока не определены. 24 декабря должен совершить посадку спускаемый аппарат “Союза ТМ-27”. Длительность же работы на “Мире” ЭО-26 пока не известна.

Все вышеизложенные данные обобщены в Табл. 1-3.

Табл. 1. План работ основных экспедиций на ОК “Мир” на 1996-1997 годы

ЭОККСтартПосадкаДлит.Экипажи
основнойдублирующий
ЭО-21“СоюзТМ-23”№7225.12.9517.06.96175Онуфриенко
Полещук
Циблиев
Лазуткин
 “Прогресс М-32”№23214.01.9602.96   
 “Прогресс М-33”№23301.03.9604.96   
 “Прогресс М-34”№23403.05.9605.96 ВБК-13 
ЭО-22“Союз ТМ-24”№7303.06.9628.11.96178
14
Манаков
Трещев
(Франция)
Кричевский
Калери
(Франция)
 “Прогресс М-35”№23528.06.9608.96   
 “Прогресс М-36”№23610.96  ВБК-14 
 “Прогресс М-37”№23715.10.9611.96   
ЭО-23“СоюзТМ-25”№7420.11.9628.04.97159
8
Циблиев
Лазуткин
КИ
?
?
КИ
 “Прогресс М-38”№23805.01.9702.97   
 “Прогресс М-39”№23901.03.9703.97   
ЭО-24“СоюзТМ-26”№7520.04.9709.08.97111
8
Кричевский
Калери
КИ
?
?
КИ
 “Прогресс М-40”№24020.04.9706.97 ВБК-15 
 “Прогресс М-41”№24120.06.9707.97   
ЭО-25“Союз ТМ-27”№7601.08.9724.12.97145
8
?
?
КИ
?
?
КИ
 “Прогресс М-42”№24215.08.9709.97   
 “Прогресс М-43”№24305.10.9712.97   
ЭО-26“Союз ТМ-28”№7716.12.97  ?
?
КИ
?
?
КИ

Табл. 2. Выходы в открытый космос

ДатаЭОЗадача
01.9621Установка СБ
01.9621Установка СБ
02.9621Установка “Ферма-3”
02.9621Установка “Ферма-3”
02.9621Установка “Ферма-3”
08.96STS-79Выход астронавта США из шаттла
01.9723Выход в интересах США
05.9724
STS-84
Установка энергомодуля (Выход двух астронавтов США из шаттла и двух российских космонавтов из ШСО) (вариант: 09.97; ЭО-25 и STS-86)
07.9724Монтаж энергомодуля (вариант: 11.97; ЭО-25)
07.9724Монтаж энергомодуля (вариант: 11.97; ЭО-25)
07.9724Монтаж энергомодуля (вариант: 11.97; ЭО-25)

Табл. 3. План работ американских экспедиций на ОК “Мир” на 1995-1997 годы

Э-СШАЭОСтартККПосадкаККДлит.Экипаж
ОснДуб
011814.03.95СТМ-2121.06.95STS-7199ТэгардДанбар
0221/2220.03.96STS-7610.08.96STS-79143США3США4
0322/2331.07.96STS-7916.12.96STS-82138США5США6
0423/2405.12.96STS-8126.05.97STS-84172США4США7
0524/2515.05.97STS-8422.09.97STS-86130США6США8

Пилотируемая эксплуатация “Мира” продлится, судя по всему, до того момента, когда станет возможна работа космонавтов на российском сегменте МКС “Альфа”. Две станции Россия, по видимому, не сможет поддерживать на орбите в пилотируемом режиме. Пока первая экспедиция на “Альфу” планируется на май 1998 года после входа в состав станции российского служебного модуля. С этого момента завершится пилотируемый полет станции “Мир”. Если же сборка “Альфы” станет затягиваться, а бортовые системы “Мира” смогут обеспечить пребывание на его борту космонавтов, то экспедиции на орбитальный комплекс “Мир” будут продолжаться. Возможно, тогда будет пересмотрена и программа “Мир-НАСА” в сторону увеличения числа американских длительных экспедиций и стыковок шаттлов.

После прекращения пилотируемых полетов на “Мир”, станцию планируется оставить на орбите”для ресурсных испытаний (также как и в свое время “Салют-7”). Неизвестно, насколько долго они смогут продолжаться. Однако на этом этапе не исключены инспекционные посещения “Мира” для оценки его состояния. И уж тем более неизвестно, как будет осуществляться сход с орбиты 150-тонного “Мира”. Это уже “совсем другая история”.

США-Россия. Отправка модулей солнечных батарей

16 декабря. Сообщение НАСА. Летные экземпляры американо-российских модулей солнечных батарей, предназначенные для установки на российской станции “Мир”, отправлены в Россию двумя партиями в ноябре и декабре 1994 г.

НАСА и РКА разрабатывают “кооперативные” солнечные батареи для российской станции “Мир” с целью заменить часть существующих батарей, характеристики которых ухудшились за время ее полета, и увеличить мощность системы электропитания станции. Электроэнергия “кооперативной” батареи и одной батареи российского производства позволит продлить срок эксплуатации станции и обеспечить проведение на ней американских экспериментов.

Совместная разработка объединяет усовершенствованные американские фотоэлементы и отработанные российские механические системы. С американской стороны проектом руководит Исследовательский центр имени Льюиса НАСА. Участниками проекта являются “Lockheed”, отделение “Rocketdyne” фирмы “Rockwell Inlernational” и РКК “Энергия”. Первая “кооперативная” СБ мощностью 6 КВт будет доставлена на станцию “Мир” шаттлом “Атлантис” (STS-74) в октябре 1995 г.

В каждую поставку входят 45 модулей — панелей размером 1295x432 мм. Один модуль содержит 80 солнечных элементов и имеет выходную мощность около 80 Вт. Каждый модуль должен быть соединен с изготовленной в России механической основой, и 84 модуля соединены при помощи петель в 42 пары. После этого готовые части солнечной батареи будут вновь отправлены в США для испытаний.

Вторая партия модулей солнечных батарей была отправлена с предприятия фирмы “Lockheed Missiles and Space Company” в Саннивейле, Калифорния, 16 декабря 1994 г. Первая была направлена в Россию в середине ноября. Прототипы батарей были отправлены в мае 1994 г.1 для проверки проектных решений и сборочных процедур.

1“НК” №10-11, 1994, стр.50-51.



США. Подготовка полетов шаттлов

И.Лисов по материалам НАСА


STS-63. “Дискавери”

Во втором отсеке корпуса подготовки орбитальных ступеней (OPF) продолжается подготовка “Дискавери”. В 3-м отсеке здания вертикальной сборки (VAB) на подвижной стартовой платформе MLP-1 установлены твердотопливные ускорители RSRM-42 и внешний бак ЕТ-68.

5 декабря были закончены контрольные интерфейсные испытания полезных нагрузок лаборатории “Спейсхэб-3” и ПН ODERACS и GLO. Выполнялись электрические соединения замененного 3-4 декабря привода канала рысканья основного двигателя №2.

6 декабря начались контрольные интерфейсные испытания ПН Spartan 204. Была выявлена неисправность линии связи между автономным спутником и кабиной корабля, вызванная несоответствием разъема со стороны спутника. Эта линия используется при проверке аппарата перед его отделением от корабля. Испытания, проведенные 8 декабря, показали возможность восстановления связи при изменении конфигурации разъема со стороны заднего поста летной палубы “Дискавери”. Эти изменения были выполнены 9 декабря. 12 декабря повторная проверка подтвердила восстановление связи, и 14 декабря спутник был допущен к полету.

10 декабря состоялась проверка оборудования корабля экипажем. 12-13 декабря “Спейсхэб” был допущен к полету. Тем временем прошла проверка гидросистемы орбитальной ступени и аэродинамических поверхностей. Была проверена антенна связи диапазона Ku (14/11 ГГц). Наконец, 15 декабря состоялась окончательная “приборка” грузового отсека, были приняты радиаторы, расположенные с внутренней стороны его створок, и в ночь на 16 декабря створки были закрыты до доставки корабля на старт.

6 декабря с “Дискавери” был снят иллюминатор №8. Установка нового иллюминатора состоялась 14 декабря.

6 декабря в OPF был доставлен и 7 декабря установлен на “Дискавери” левый блок двигателей орбитального маневрирования OMS. Затем проводились контрольные интерфейсные испытания OMS, перекрестные соединения магистралей левого и правого блоков, а 16 декабря выполнялись контроль отсутствия утечек в OMS и проверка органов управления.

В результате инспекции вспомогательной силовой установки (APU) №2 9 декабря была выявлена возможность наличия трещин в стенке сопла. 12 декабря было принято решение заменить установку. APU №2 была снята 14 декабря. Запасная APU проходила проверку.

14-16 декабря выполнялась рентгеноскопия и внутренний осмотр с помощью бороскопа сопла основного двигателя №1.

15 декабря запланированное время запуска было перенесено с 00:51 на 00:49 EST1 4 февраля 1995 г.

“Дискавери” предполагается перевезти в VAB 4 января. Собранная транспортная космическая система должна быть вывезена на стартовый комплекс LC-39B 11 января. Загрузка экспериментов в модуль “Спейсхэб” будет выполнена в два приема 23 и 31 января.

STS-67. “Индевор”

“Индевор” проходит подготовку в 1 -м отсеке OPF, а в 1-м отсеке VAB'a на стартовом столе MLP-2 к 12 декабря была закончена сборка ускорителей RSRM-43.

5 декабря проводились проверки приводов по каналу рысканья двигателей №2 и №3. Была проведена проверка напряжения топливных элементов. Выполнялась загрузка программного обеспечения в запоминающее устройство №2. 5-6 декабря проводились проверки электросистем для предстоящей установки полезных нагрузок.

6 декабря выполнялась установка линий криогенных компонентов к блоку обеспечения увеличенной продолжительности полета EDO. 7-12 декабря проводились контрольные испытания основной двигательной установки. 7 декабря были выполнены опытное заполнение гидросистемы с проверкой органов управления и проверки системы управления носовым колесом.

12 декабря начались работы по замене вспомогательной силовой установки APU №1. Установка новой APU была выполнена к 19 декабря.

Испытания ПН ASTRO-2 в контрольно-испытательном корпусе (ОСВ) были закончены 9 декабря. Затем выполнялись подпитка криогенных емкостей для охлаждения УФ-телескопов лаборатории ASTRO-2 и окончательная подготовка теплоизоляции. 13 декабря ПН ASTRO-2 была подготовлена к перевозке, утром 14 декабря доставлена в OPF и вечером того же дня установлена в грузовой отсек “Индевора”. 14-15 декабря выполнялись ее электрические подключения.

В последнюю неделю перед рождественскими каникулами2 предполагалось установить на “Индевор” основные двигатели.

1 Восточное зимнее время, EST — GMT — 5 час — ДМВ — 8 час

2 Во время рождественских каникул (23 декабря-3 января) работы с орбитальными ступенями в Центре Кеннеди не были запланированы.

Запуск “Индевора” предполагается выполнить 2 марта 1995 г. в 01:37 EST.

STS-71. “Атлантис”

Подготовка “Атлантиса” к полету к станции “Мир” в июне 1995 г. ведется в 3-м отсеке OPF. Сборка ускорителей RSRM-45 выполняется в 3-м отсеке VAB.

5 декабря из грузового отсека “Атлантиса” были извлечены лаборатория ATLAS-3 и автономный спутник CRISTA-SPAS. Первый был перевезен в контрольно-испытательный корпус ОСВ для разборки. Второй был помещен в ангар AM, где 6 декабря с него были сняты две пленки с записанными данными исследований, а затем начались работы по съему научных приборов с платформы ASTRO-SPAS и отправке их постановщикам экспериментов. Платформа будет отправлена “Deutsche Aerospace” около 1 января, 6 декабря из ГО “Атлантиса” был выгружен прибор SSBUV.

При анализе прибора MAS, отказавшего в ходе полета STS-66, была обнаружена неисправная микросхема.

5-6 декабря было проведено функциональное испытание переднего блока RCS. Готовится замени двигателя R3R хвостового блока RCS, в котором неисправен инжектор топлива.

8 декабря с “Атлантиса” был снят дистанционный манипулятор RMS.

С 8 до 12 декабря выполнялись проверка состояния конструкции орбитальной ступени, контрольные проверки основной двигательной установки. 14-16 декабря выполнялись работы по снятию трех APU. 15 декабря проводился слив остатков высококипящих компонентов топлива OMS и RCS. Блоки двигателей OMS будут заменены.

Продолжались работы по поиску причин неисправностей двух двигателей RCS и компьютера общего назначения GPC №1 (он будет заменен), антенны связи диапазона Ku. Планируется заменить иллюминаторы №1 и №2.

К 7 декабря в VAB был выполнен первый осмотр стыковочного отсека ODS и начались его электроиспытания. 14 декабря началась подготовка электрических цепей передней стенки грузового отсека корабля для его установки.

9 декабря закончились испытания систем лабораторного модуля “Спейслэб”, предназначенного для установки на “Атлантис”. Были закончены контрольные испытания интерфейсов экспериментальных установок со стойками и проходила проверка отдельных экспериментов. Стойки вместе с полом должны быть помещены в модуль 6 января.

По результатам проведенной 30 ноября тренировки с участием членов экипажа внесены изменения в программное обеспечение эксперимента LBNP.

США. О полете лаборатории LMS

13 декабря. Сообщение НАСА. НАСА начало планирование новой многоцелевой программы исследований в полете лаборатории “Спейслэб” LMS на борту орбитальной ступени “Колумбия”. 16-суточный полет STS-78 планируется осуществить в середине 1996 г. (По имеющимся у “НК”данным, запуск планируется на 27 июня 1996 г.— Ред.)

Экипаж из 7 астронавтов будет участвовать в проведении 21 эксперимента, пятнадцать из которых — медико-биологические и шесть — технологические.

Медико-биологическая программа посвящена продолжению исследований изменений и механизмов адаптации живых систем — растений, животных и человека — в условиях невесомости. Будут изучаться изменения в скелетно-мышечной (ухудшение состояния костей и мышц), нейровестибулярной системе (нарушения чувства равновесия), дыхании и кровообращении, изменения физиологических функций (химия, жидкостная регуляция, иммунная система).

Программа технологических исследований включает эксперименты по кристаллизации протеинов, физике жидкости и материаловедению. Будут исследоваться вопросы электрогидродинамики, физики поверхности жидкости, высокотемпературного направленного отверждения многофазных материалов. В состав лаборатории войдет также аппаратура для детального измерения вибрации, нарушающих состояние невесомости.

Программой LMS руководит центр космических полетов имени Маршалла по заданию Управления медико-биологических и технологических исследований и приложений НАСА. Менеджер программы в Отделе проектов полезных нагрузок Центра Маршалла — Марк Будро (Mark Boudreaux). Руководитель научной программы — д-р Джеймс Дауни (James P. Downey), Лаборатория наук о космосе. Выбранные к настоящему времени постановщики экспериментов представляют США, Италию, Канаду, Швейцарию, Швецию и Японию.

НОВОСТИ ИЗ РКА

Россия-США. Подробности программ “Мир-Шаттл” и “Мир-НАСА”

К.Лантратов. НК. В НК №24 мы сообщали о российско-американских консультациях на уровне руководителей космических агентств. Результатами их стали планы полетов шаттлов по программам STS-63, STS-71 и STS-74 в 1995 году, уточнения по дальнейшим полетам шаттлов к российскому орбитальному комплексу и по экспедициям американских астронавтов на “Мир”. Все эти планы вошли в документ под названием “Рассмотрение совместной программы “Мир-НАСА”. Этап 1”, который подписали 9 ноября с российской стороны Главный конструктор первого этапа проекта Валерий Рюмин (РКК “Энергия”) и с американской стороны руководитель первого этапа проекта Томми Холлоуэй (НАСА). Приведенная ниже информация основана как на этом документе, так и на некоторых других материалах РКА и НАСА.

Как и планировалось ранее, первым совместным российско-американским космическим мероприятием в 1995 году будет полет “Дискавери” по программе STS-63. В экипаж этого шаттла вошел российский космонавт Владимир Титов. В программе полета “Дискавери” появились некоторые изменения по сравнению с тем, о чем рассказывал сам Титов во время посещения Звездного городка в июле 1994 года1.

Запуск “Дискавери” намечен на 05:49 GMТ2 2 февраля. В первые сутки полета планируется вывести металлические сферы ODERACS, предназначенные для калибровки наземных радаров, а также расконсервировать и задействовать системы модуля “Spacehab”, установленного в отсеке полезной нагрузки (ОПН). На вторые сутки должен быть “активирован” ориентируемый автономный астрономический спутник “Spartan”. Раньше его планировалось отделить в первый же день полета. На 4-е сутки полета намечено сближение с шаттла с ОК “Мир”. Будет выполнено зависание “Дискавери” в 10-30 метрах от модуля “Кристалл”, “Spartan” планируется вывести в двухсуточный автономный полет на 5-й день. На седьмой день полета “Spartan” должен быть “отловлен” и помещен в ОПН. В этот же день должен состоятся выход в открытый космос Бернарда Харриса и Майкла Фоула. В течение всех дней полета будут проводиться эксперименты в модуле “Spacehab”. За сутки до посадки (8-й день полета) астронавты законсервируют модуль. Через 8 сут 6 час 13 мин после запуска “Дискавери” должен приземлиться в Космическом центре имени Кеннеди на мысе Канаверал.

Подробности программы полета ЭО-18 были опубликованы в предыдущем номере “НК”. Единственно, что изменилось, так это дата посадки экипажа, сдвинутая с 17 на 21 июня.

Это связано с изменениями в программе полета STS-71 (S/MM-01)3 . Запуск “Атлантиса” по этой программе должен состояться 10 июня4. В отсеке полезной нагрузки “Атлантиса” будут установлены стыковочный отсек шаттла ODS5, переходной тоннель и модуль “Spacelab”. Первые двое суток полета отводится на маневры дальнего сближения шаттла со станцией. На третьи сутки намечена стыковка “Атлантиса” и “Мира”. Шаттл причалит отсеком ODS к приборно-стыковочному отсеку (ПСО) модуля “Кристалл”. Последующие пять дней отводятся на пересменку ЭО-18 и ЭО-19, а также на выполнение совместной российско-американской программы. Приоритет в ней отдан медицине. Исследования будут проводиться и на борту “Мира”, и на летной палубе “Атлантиса”, и в модуле “Spacelab”, установленном в ОПН шаттла. На 8 сутки полета шаттла запланирована расстыковка с ОС “Мир”. Последующие двое суток пять астронавтов “Атлантиса” и экипаж ЭО-18 будут продолжать выполнять совместную программу научных исследований на борту шаттла. Будет проведена и подготовка к возвращению на Землю: законсервирован модуль “Spacelab”, подготовлены “опрокидываемые” кресла экипажа ЭО-18 для оптимального (“лежачего”) положения тела при торможении и посадке проработавших три месяца в космосе космонавтов и астронавта. Плановая продолжительность полета “Атлантиса” по программе STS-71 — 10 суток 18 часов 54 минут. 21 июня шаттл должен сесть в Космическом центре имени Кеннеди.

1 НК №14, стр.41-43.

2 В некоторых источниках значится время запуска 05:51 GMT.

3 S/MM — Shuttle-Mir Mission.

4 В некоторых неофициальных источниках появилась дата 8 июня. По московскому времени оба стартовых окна приходятся уже на следующие сутки

5 ODS — Orbiler Docking System.

Последний в 1995 году полет по программе “Мир-НАСА” — STS-74 (S/MM-02) —должен начаться 26 октября. В отсеке полезной нагрузки “Атлантиса” на этот раз будет размещен отсек ODS и российский стыковочный модуль (СМ). Снаружи СМ будут закреплены две панели солнечных батарей. На вторые сутки полета СМ с помощью дистанционного манипулятора шаттла должен быть пристыкован к ODS. На третьи сутки намечена стыковка “Атлантиса” и “Мира”. Шаттл причалит стыковочным модулем к ПСО “Кристалла”. Один день отводится на совместную деятельность экипажей “Мира” и “Атлантиса”. Затем, на пятые сутки полета шаттл отстыкуется от станции. При этом СМ останется пристыкованным к “Кристаллу”, а ODS — на “Атлантисе”. Плановая длительность полета шаттла по программе STS-74 — шесть суток с предусмотренным продлением на одни сутки в случае штатной работы всех систем. Тогда 2 ноября “Атлантис” должен приземлиться в Космическом центре имени Кеннеди.

В дальнейшем все стыковки “Атлантиса” к “Миру” будут проводиться с помощью отсека ODS к СМ. Использование российского стыковочного модуля позволит, начиная с полета STS-74, отказаться от перестыковок модуля “Кристалл” на осевой стыковочный узел базового блока “Мира”. Пока нет официальных данных, что будет нести “Атлантис” в ОПН в полетах STS-76 (S/MM-03), STS-79 (S/MM-04), STS-81 (S/MM-05) и STS-86 (S/MM-07). В документах РКА фигурирует загадочный “носитель”. В материалах независимых западных аналитиков встречаются различные варианты Spacehab'oв и Spacelab'oв. В официальном манифесте НАСА от апреля 1994 года (где, кстати, еще стоят 10 стыковок шаттлов с “Миром”) значится так называемый “длинный модуль” LM1. Наиболее же вероятным представляется установка в ОПН шаттла в этих полетах все тех же ODS и “Spacelab'a”, соединенных переходным тоннелем.

1 LM — Long module.

В полете STS-79 и STS-84 планируются выходы в открытый космос американских астронавтов из шаттла во время полета в состыкованном состоянии с “Миром”. При полете STS-84 в качестве шлюзового отсека будет скорее всего использоваться стыковочный отсек ODS. Во время же полета по программе STS-79 все три люка ODS будут заняты: одним отсек будет соединен с кабиной экипажа шаттла, вторым — с переходным тоннелем в “Spacelab”, третьим — со стыковочным модулем на “Кристалле”. Поэтому, для выхода будет использоваться выходной люк тоннельного адаптера (ТА), который соединяет переходный тоннель “Spacelab” и ODS. Люк этого адаптера не использовался ни при одном полете герметизированного модуля “Spacelab”, но подобный ТА стоял во время полета STS-57 между кабиной экипажа и модулем “Spacehab”. Из его люка и выходили тогда астронавты в открытый космос. Второй раз выход астронавтов из ТА между кабиной экипажа и “Spacehab” будет выполнен в полете STS-63.

Больше определенности с полезной нагрузкой при полете по программе STS-84 (S/MM-06). Тогда “Атлантис” должен привезти на “Мир” экспериментальную солнечную газотурбинную установку (СГТУ). Она должна быть перенесена из ОПН шаттла на модуль “Кристалл” и там развернута для испытаний.

В некоторых неофициальных источниках полезные нагрузки полетов STS-84 и STS-86 поменялись местами. Официальных подтверждений этому пока не поступало.

Помимо исследовательских задач, в каждом полете 1996-97 годов “Атлантис” будет выполнять и транспортные функции. На его борту на “Мир” должны прибывать американские астронавты для четырех длительных полетов, на нем же планируется их штатное возвращение на Землю. Старт и посадка российских космонавтов на “Атлантисе”, за исключением полета STS-71, не планируется. В случае непредвиденных обстоятельств (задержки при запуске шаттла, невозможность его стыковки с “Миром” и т.п.) посадка на Землю американских астронавтов, работающих на станции “Мир” будет выполняться на корабле “СоюзТМ”.

Достигнута договоренность о снабжении с помощью шаттлов станции “Мир” водой. Начиная с STS-74, с шаттла будет перекачиваться на “Мир” порядка 590 кг воды. При этом планируется в этих целях использовать воду, вырабатываемую электрохимическими энергоустановками шаттла (топливными элементами). В настоящее время такая вода используется в полетах шаттлов и для технических нужд, и для питья астронавтов. Однако по просьбе российской стороны пробы такой воды, взятые после полетов STS-63 и STS-67, будут переданы для изучения в Россию. А еще шаттлы будут доставлять на “Мир” научную и служебную американскую и российскую аппаратуру.

Длительность всех полетов “Атлантиса” по программе “Мир-НАСА” в 1996-97 годах — 10+1 сутки, то есть 10 суток с продлением полета на сутки при штатной работе всех систем шаттла. Пять суток в каждом из этих полетов “Атлантис” будет находится и состыкованном состоянии с “Миром”.

Информация о полезных нагрузках при полетах по программе “Мир-Шаттл” и “Мир-НАСА” приведена в Табл.1 и 2. Эти данные взяты из “Рассмотрения совместной программы “Мир-Шаттл”. Этап 1”. Они хорошо согласуются с предположением, что в полетах S/MM-03 — S/MM-05 и S/MM-07 будет использоваться модуль “Spacelab”, названный в документе “герметизированный модуль”. Вызывает некоторое недоумение наличие некой массы в 400 кг российских грузов для материально-технического обеспечения в герметизированном модуле при полете STS-74. Ведь в этом полете модуля “Spacelab” на шаттле не будет. Эти 400 кг можно объяснить только размещением некой полезной нагрузки в стыковочном отсеке шаттла ODS, который не относится ни к средней палубе отсека экипажа, ни к негерметичному отсеку полезной нагрузки шаттла. Полет STS-71 в Табл.2 отсутствует, так как во время него доставка каких-либо грузов на “Мир” не планируется.

Табл. 1. Общие сведения о полетах

ПолетSTS-71
S/MM-01
STS-74
S/MM-02
STS-76
S/MM-03
STS-79
S/MM-04
STS-81
S/MM-05
STS-84
S/MM-06
STS-86
S/MM-07
Дата запуска10.06.9526.10.9520.03.9631.07.9605.12.9615.05.9711.09.97
Основная полезная нагрузкаSpacelabCMSpacelabSpacelab
+ВШК
SpacelabСГТУSpacelab
Продолжительность полета10+16+110+110+110+110+110+1
Продолжительность полета в состыкованном состоянии5255555
Численность экипажа доставляемого на орбиту/спускаемого на Землю экипажа:7/85/56/56/66/66/65/6
— из них астронавтов на “Мир”/ с “Мира”;0/1-1/01/11/11/10/1
— из них космонавтов на “Мир”/ с “Мира”;2/2------
Манипуляторнетестьнетнетнетнетнет
Вода для передачи на “Мир” (кг)0590590590590590590
Российские грузы — материально-техническое обеспечение (кг)-400850850850100450

Табл. 2. Оборудование шаттлов для полетов этапа 1 программы “Мир-НАСА” (кг)

ПолетSTS-71STS-76STS-79STS-81STS-84STS-86
Средняя палуба отсека экипажа:
оборудование для научно-технических исследований304280520357660362
уменьшение риска для МКСА605863163410
российские грузы — материально-технич. обеспечение00001000
оборудование для ВКД70482054836948
ПН управления по программе “Шаттл”700007070
ПН управления по связям с общественностью12200000
BCEГО6263867885681240480
Герметизированный модуль
оборудование для научно-технических исследований-146011421598-1562
уменьшение риска для МКСА 01800-0
российские грузы — материально-технич. обеспечение400850850850-450
оборудование для ВКД-000-0
ПН управления по программе “Шаттл”-000-0
ПН управления по связям с общественностью-000-0
BCEГО400231021722448-2012
Негерметичный отсек полезной нагрузки:
оборудование для научно-технических исследований0-20-123-
уменьшение риска для МКСА569-786-4545-
российские грузы — материально-технич. обеспечение4290-0-0-
оборудование для ВКД0-55-120-
ПН управления по программе “Шаттл”0-0-0-
ПН управления по связям с общественностью386-0-0-
BCEГО5245-861-4788-

Согласован и совместный план по внекорабельной деятельности в рамках программы “Мир-Шаттл”. Предусмотрены следующие работы в открытом космосе:

— во время полета “Атлантиса” по программе STS-79 (S/MM-04) в августе 1996 года запланирован выход двух американских астронавтов на участке полета шаттла в состыкованном состоянии с “Миром”. При этом должны быть проведены очередные испытания аварийной системы автономного перемещения SAFER, впервые испытанной в полете по программе STS-641.

1 “НК” №19, 1994, стр.24.

— между полетами STS-81 (S/MM-05) и STS-84 (S/MM-06) во время 4-й длительной экспедиции американского астронавта в январе 1997 года два российских космонавта или один российский космонавт и американский астронавт осуществят выход в открытый космос с американским экспериментальным оборудованием и установят его снаружи станции;

— во время полета STS-84 (S/MM-06) в состыкованном состоянии с “Миром” в мае 1997 года два российских космонавта выйдут в открытый космос из станции, а два американских астронавта — из шаттла дли переноса из ОПН “Атлантиса” и монтажа на “Кристалле” солнечной газо-турбинной установки СГТУ и демонтажа американского оборудования с поверхности станции. Возможно, что для этого понадобится два выхода. В случае “рокировки” полезных нагрузок STS-84 и STS-86 выходы будут проведены в сентябре 1997 года.

Стоит заметить еще и то, что НАСА по неофициальным данным рассчитывает провести все-таки 10 стыковок шаттлов с “Миром”. Уменьшение их количества до 7 было вызвано недостаточным финансированием для обеспечения всех запланированных полетов. Если первые стыковки 1995 года пройдут успешно, то американское космическое ведомство, судя по всему, поднимет вопрос о дополнительных средствах для еще как минимум трех полетов шаттлов к “Миру”.


НОВОСТИ ИЗ ВКС
Россия. Введен в строй новый ОКИК

6 декабря. “Красная звезда”. Боевыми расчетами Главного центра командно-измерительного комплекса Военно-космических сил осуществлен первый сеанс управления космическим аппаратом с вновь сформированного отдельного командно-измерительного комплекса (ОКИК). Он развернут в Краснодарском крае по приказу министра обороны РФ взамен частей, отошедших к Украине.

Как отметил начальник Главного центра генерал-майор А.Западинский, успешное выполнение первого сеанса управления космическим аппаратом с территории юга России стало возможным благодаря самоотверженному труду подчиненных подполковника В.Леванова, преодолевающих значительные трудности с обустройством на новом месте, но выполнивших главную задачу, поставленную министром обороны и командующим ВКС.


НОВОСТИ ИЗ НАСА
США. 15-й набор астронавтов НАСА

8 декабря. Сообщение НАСА. Объявлен список 19 кандидатов в астронавты НАСА, которые составят группу 1995 года.

Кандидаты были отобраны из числа 2962 претендентов. 122 из них были вызваны в Космический центр имени Джонсона НАСА для интервьюирования и медицинского обследования в течение июня-августа 1994 г. В марте 1995 г. кандидаты должны прибыть в Центр Джонсона для прохождения в течение одного года общекосмической подготовки. По окончании ее астронавты 15-го набора будут назначаться в экипажи шаттлов.

В состав группы 1995 года вошли 6 гражданских лиц и 13 офицеров вооруженных сил США: пятеро из ВВС, шестеро из ВМФ и двое из Корпуса морской пехоты. Из 19 членов группы 10 выбраны для подготовки в качестве пилотов, и 9 — в качестве специалистов полета. Двое из десяти кандидатов в пилоты и трое кандидатов в специалисты полета — женщины.

Вместе с набором 1995 года будут проходить подготовку иностранные астронавты, список которых пока не объявлен.

В Табл.1 приводится перечень кандидатов в астронавты набора 1995 года (в оригинальном и русском написании) с указанием категории (пилот — Р, специалист полета — MS), рода вооруженных сил и воинского звания (для военных), пола.

Табл.1

ИмяЗвание и род вооруженных силКатегорияПол
Scott D. Altman
Скотт Альтман
Lt.Commander,
USN Лейтенант-коммандер ВМФ
РМуж
Michael P. Anderson
Майкл Андерсон
Major, USAF
Майор ВВС
MSМуж
Jeffrey S. Ashby
Джеффри Эшби
Commander, USN
Коммандер ВМФ
РМуж
Michael J. Bloomfield
Майкл Блумфилд
Major, USAF
Майор ВВС
РМуж
Kalpana Chawla. Ph.D.
Д-р Калпана Чаула
Civilian
Гражд.
MSЖен
Robert L. Curbeam, Jr.
Роберт Кёрбим-мл.
Lt.Commander, USN
Лейтенант-коммандер ВМФ
MSМуж
Joe F. Edwards, Jr.
Джо Эдвардс-мл.
Lt.Commander, USN
Лейтенант-коммандер ВМФ
РМуж
Dominic L. Gorie
Доминик Гори
Commander, USN
Коммандер ВМФ
РМуж
Kathryn P. Hire
Кэтрин Хайэр
Civilian
Гражд.
MSЖен
Rick D. Husband
Рик Хазбанд
Major, USAF
Майор ВВС
РМуж
Janet L. Kavandi, Ph.D.
Д-р Дженет Каванди
Civilian
Гражд.
MSЖен
Steven W. Lindsey
Стивен Линдси
Major, USAF
Maйop ВBC
РМуж
Edward Т. Lu, Ph.D.
Д-р Эдвард Лу
Civilian
Гражд.
MSМуж
Pamela A. Melroy
Памела Мелрой
Major, USAF
Майор ВВС
РЖен
Carlos I. Noriega
Карлос Норьега
Major, USMC
Майор КМП
MSМуж
James F. Reilly
Джеймс Рейлли
Civilian
Гражд.
MSМуж
Stephen К. Robinson, Ph.D.
Д-р Стивен Робинсон
Civilian
Гражд.
MSМуж
Susan L. Still
Сьюзен Стилл
Lieutenant, USN
Лейтенант ВМФ
РЖен
Frederick W. Sturckow
Фредерик Стёркоу
Captain, USMC
Капитан КМП
РМуж

НК. И.Лисов 15-й набор астронавтов НАСА официально обозначен как группа 1995 года, хотя состав его объявлен в декабре 1994-го. Общее количество астронавтов, отобранных НАСА с 1959 по 1994 г., составляет теперь 233.

Совершенно необычно соотношение пилотов и специалистов в группе. Ни в одном из “смешанных” наборов для шаттла, начиная с 1978 г., кандидаты в пилоты не составляли большинства . Всего в 14 наборах 1959-1992 г. были отобраны 110 пилотов и 104 научных специалиста или специалиста полета. Отбор группы 1995 года в таком составе подчеркивает острую нехватку пилотов в отряде НАСА, где лишь один пилот набора 1992 г. еще не получил на данный момент назначения в экипаж.

Как уже сообщали “НК”, общекосмическую подготовку для получения квалификации специалиста полета с набором 1995 года должен пройти астронавт НАСДА Такао Дои. Иностранные астронавты, прошедшие общекосмическую подготовку в НАСА, считаются прикомандиромннымм к отряду НАСА в качестве иностранных астронавтов (“International Astronauts”). В настоящее время такой статус имеют Коти Ваката (Япония), Марк Гарно (Канада), Жан-Франсуа Клервуа (ЕКА/Франция), Сергей Крикалев (Россия), Клод Николлье (ЕКА/Швейцария), Владимир Титов (Россия), Крис Хэдфилд (Канада), Маурицио Чели (ЕКА/Италия). Ваката, Гарно, Клервуа, Хэдфилд и Чели прошли подготовку с набором 1992 года. Клод Николлье и Уббо Окелс (ЕКА/Голландия) прошли ОКП с набором 1980 года; Окелс имеет статус бывшего иностранного астронавта. Титов и Крикалев отбирались для программы “Мир-Шаттл” с обязательным условием наличия опыта космического полета и ОКП как таковую в НАСА не проходили. НАСА согласует назначения в полет иностранных астронавтов с руководством соответствующих стран и организаций.

США. Назначен экипаж STS-72

12 декабря. И.Лисов по материалам НАСА. Пять американских и один японский астронавт назначены в экипаж для полета по программе STS-72, запланированного на осень 1995 года.

Командиром экипажа STS-72 назначен полковник ВВС США Брайан Даффи. Пилотом стал Брент Джетт-младший, лейтенант-коммандер1 ВМФ США. Лерой Чиао, д-р Дэниэл Барри, коммандер2 ВМФ США Уинстон Скотт и астронавт НАСДА Коити Ваката назначены специалистами полета.

По имеющимся у “НК” сведениям, полет STS-72 на корабле “Индевор” должен начаться 30 ноября 1995 г. и продлится 9 суток.

Программа полета STS-72, согласно сообщению НАСА, включает снятие с орбиты японского исследовательского спутника SFU, выведение и возвращение при помощи дистанционного манипулятора спутника для астрономических исследований “Spartan”, а также два выхода в открытый космос, которые выполнят Лерой Чиао и Дэниэл Барри. Выходы проводятся с целью оценки и лучшего понимания требований и техники сборки Международной космической станции.

Упоминание в этом перечне астрономического спутника “Spartan”, если только в планах НАСА не произошло внезапных изменений, явный анахронизм. Как уже сообщали “НК”3 в связи с переносом полета по программе STS-72 с 27 июля на 30 ноября “Spartan 201”, привязанный к пролету АМС “Улисс” над северной полярной областью Солнца, был передвинут на STS-69. Похоже, что сообщение о назначении экипажа STS-72 было готово еще летом, когда японцы пустили в печать соответствующую информацию4.

Брайан Даффи5 в первый раз назначен командиром экипажа шаттла. До этого он участвовал в качестве пилота в полетах STS-45 (“Атлантис”) и STS-57 (“Индевор”). Лерой Чиао6 был летом 1994 г. специалистом на борту “Колумбии” (STS-65). Остальные четыре члена экипажа прошли общекосмическую подготовку в НАСА в 1992-1993 гг. и отправятся в космос впервые.

1Капитан 3-го ранга.

2Капитан 2-го ранга.

3“НК” №19. 1994,стр. 22; “НК” №21, 1994, стр.23.

4“НК” №16, 1994, стр.27.

5“НК” №13, 1993, стр.62-63.

6“НК” №16, 1994, стр.53.

13 декабря. Франс Пресс. Участие японского астронавта в полете STS-72 находится под угрозой срыва. Правительство Японии заявило о несогласии с действующими в НАСА правилами возмещения ущерба, который может быть нанесен японским астронавтам в ходе выполнения космических программ НАСА.

НАСДА просило НАСА включить Коити Ваката в состав одного из экипажей шаттла, чтобы он получил опыт космического полета до начала осуществления проекта Международной космической станции с участием Японии.

Япония безуспешно настаивала на своем праве требовать компенсацию и, как сообщила на пресс-конференции в Токио руководитель Научно-технического управления при правительстве страны Макико Танака, полет японского астронавта может зависеть от исхода консультаций по этому вопросу. “Мы рады, что способности и усилия Вакаты были признаны, — заявила Танака, — но не дело одобрять выполнение программы, не решив проблему.” Представитель НАСДА сообщил, что “США могут отменить участие в миссии [STS-72) японского астронавта, если переговоры останутся в тупике”.

(Ваката, в отличие от Мори и Мукаи, назначен специалистом полета, что предполагает различный подход к компенсации в случае возможных неприятностей. Но вопрос о компенсации может не быть в действительности основной причиной конфликта. Судя по ряду сообщений агентств, НАСДА предполагало, что в программу STS-72 будет включена работа Коити Ваката в открытом космосе. Вопрос о выходе в космос, возможно, также остался несогласованным. Каждое из этих обстоятельств могло быть причиной задержки до декабря объявления экипажа, которое могло состояться еще в августе 1994 г. — И.Лисов, “НК”.)

США. Отставка Роберта Криппена

13 декабря. И.Лисов но сообщениям НАСА. Директор Космического центра имени Кеннеди Роберт Криппен объявил о своем предстоящем уходе из НАСА.

Он пришел в отряд НАСА в сентябре 1969 г. после трех лет подготовки в группе астронавтов военной орбитальной станции MOL. Входил в экипажи поддержки всех трех экспедиций на “Скайлэб” и полета “Союз-Аполлон”. Вместе с Джоном Янгом составил экипаж “Колумбии” при первом полете Многоразовой космической транспортной системы 12 апреля 1981 г. За шестнадцать месяцев — с июня 1983 по октябрь 1984 г. Криппен (в отряде за ним закрепилось прозвище “Крип”) командовал еще тремя шаттлами и стал одним из лидеров отряда астронавтов.

В октябре 1984 г. Криппен был назначен заместителем руководителя директората операций летных экипажей, но оставил эту должность год спустя, чтобы возглавить первый экипаж шаттла на полярной орбите при запуске с Западного полигона. Этому полету не суждено было осуществиться.

С конца 1986 г. Криппен, заместитель директора программы “Спейс шаттл” по эксплуатации транспортной системы, руководил в Центре Кеннеди (KSC) всеми работами по подготовке к возобновлению полетов шаттлов после катастрофы “Челленджера”. Три года спустя директор НАСА Роберт Трули назначил Криппена директором программы “Спейс шаттл” в администрации НАСА. С 1 январи 1992 г. Роберт Криппен возглавил Центр Кеннеди. Он участвовал в подготовке 41 полета шаттла, в том числе 22 в должности директора Центра.

“Боб Криппен — один из гигантов усилий нашего народа по освоению космоса... — сказал директор НАСА США Дэниэл Голдин. — Вклад Крипа в НАСА и программу “Шаттл” был огромен, от выполнения первого исторического полета шаттла до управления Центром Кеннеди. Мы желаем ему успеха и благодарим за его самоотверженную службу для НАСА и для Америки.”

“Я горжусь тем, что был частью НАСА и команды KSC, — заявил Криппен. — Я знаю, что они продолжат нашу традицию безопасных, успешных и эффективных запусков.”

Криппен, которому 11 сентября исполнилось 57 лет, оставит свой пост 21 января 1995 г. Он намерен искать должность в частном секторе, но на момент подачи заявлении об отставке конкретных планов не имел.

Внезапность отставки Криппена, неясность дальнейших планов, и те слова, которые он выбрал для напутствия своим подчиненным, свидетельствуют о вынужденном характере ухода Роберта Криппена. Как и в случае отставки заместителя директора НАСА по Управлению Пилотируемых полетов И.Пирсона менее месяца назад1, его решение связывают с глубокими и чересчур быстрыми сокращениями средств, выделяемых на осуществление пилотируемой программы. Многие руководители в НАСА считают невозможным сохранение в этих условиях высокого уровня безопасности полетов.

США. Новый директор Центра Кеннеди

15 декабря. Сообщение НАСА. Сегодня директор НАСА Д.Голдин назначил шестым директором Космического центра имени Кеннеди Джея Хоникатта2.

1“НК” №23, 1994.

2Jay F.Honeycutt.

“Я очень доволен тем, что Джей станет директором Центра после меня, — заявил оставляющий этот пост Роберт Криппен. — Он много сделал для Центра и Агентства... В частности, он в большой степени улучшил эффективность работы персонала системы “Шаттл”. Знаю, что он будет поддерживать традицию безопасности и совершенства KSC.”

Хоникатт начал свою карьеру в Редстоунском арсенале в Хантсвилле в 1960 г. С 1966 г. он перешел в НАСА и работал в Центре Джонсона и в центральном аппарате НАСА. В 1987-1989 гг. Хоникатт был заместителем менеджера программы “Спейс шаттл”, а с 1989 до настоящего времени — директором по управлению и эксплуатации шаттлов в KSC.

(Первым руководителем Отдела пусков ракет Редстоунского арсенала, Лаборатории пусков ракет Управления баллистических ракет Армии CШA, Директората стартовых операций Центра космических полетов имени Маршалла, Центра стартовых операций НАСА, Космического центра имени Кеннеди был Курт Дебус (1952-1974). После него должность директора KSC занимали Ли Шерер (1974-1979), Ричард Смит (1979-1986), Форрест Мак-Картни (1986-1991) и Роберт Криппен (1992-1995) — И.Л.).

далее