Журнал АО “ВИДЕОКОСМОС” |
1-14 ЯНВАРЯ 1995 | 1(90) |
“Новости космонавтики” Адрес редакции: 127427, Россия, Москва, ул. Академика Королева, д. 12, строение 3, комн. 8. Телефон: 217-81-47 Факс: (095)-215-93-79 |
Новый год на орбите
Второй год полета Валерия Полякова
Эксперимент по стыковке
“Мое измерение”
“Королев. Факты и мифы”
“Введение в аэрокосмическую технику”
Продолжается полет экипажа 17-й основной экспедиции в составе командира Александра Викторенко, бортинженера Елены Кондаковой и врача-космонавта Валерия Полякова на борту орбитального комплекса “Союз ТМ-20” — “Мир” — “Квант” — “Квант-2” — “Кристалл” — “Прогресс М-25” |
В.Истомин.
1 января — первый день нового 1995 года. Уже в 10:30 Поляков поговорил со своей семьей, а в 11:57 и остальные члены экипажа поздравили свои семьи с Новым годом. Поздравил космонавтов и В.Джанибеков.
Но даже в этот праздничный день не обошлось без нештатных ситуаций на борту: в 18:09 ДМВ произошла авария датчика угловых скоростей “Омега”, в результате станция перешла в индикаторный режим и только в 20:46 удалось восстановить ориентацию используя датчики “Орт”. В этот день дважды выключался вентилятор периферийного модуля обмена.
2 января в гости к “Витязям” приходили Афанасьев и Усачев. Они пообщались с космонавтами в ТВ-сеансе, но качество сигнала со станции было плохое, и пришлось организовывать еще один сеанс.
3 января космонавты продолжали отдыхать. В этот день в гости к космонавтам пришел Эдуард Успенский с друзьями из передачи “В нашу гавань заходили корабли”. И даже задержка связи на 19 минут не испортила настроение ни космонавтам, ни гостям.
Из неприятностей: пришлось убирать воду в районе установки “Электрон”. Космонавты попросили включать эту работу в график полета один раз в неделю на 2-3 часа всем трем членам экипажа. ЦУП сообщил космонавтам, что из-за циклирования аккумуляторных батарей (АБ) выключена установка “Электрон” на модуле “Кристалл” (ЦМ-Т). Через сутки ее можно будет включить.
4 января — первый рабочий день в этом году. Кондакова и Поляков провели обследование гемодинамики при воздействии отрицательного давления в нижней части тела (МК-4), а Викторенко начал суточное обследование биоэлектрической активности сердца (МК-44-4).
Экипажем проведена регламентная замена фильтра твердотопливного генератора кислорода (ТГК).
Приходил на связь с экипажем, первый раз в этом году, корреспондент “Новостей космонавтики” Константин Лантратов. Лена общалась с дочерью, позвонив ей домой, а муж, Валерий Рюмин, приходил в этот день в ЦУП.
4 января. К. Лантратов. НК.
— Добрый день, “Витязи”. С наступившим вас Новым годом.
— Спасибо, Костя. Тебя также.
Так начался мой первый в Новом году разговор с экипажем станции “Мир”. У “Витязей” было прекрасное настроение. Причин для этого было много. Это — и любимый всеми тремя космонавтами праздник, и заработавший буквально перед 31 декабря бортовой компьютер “Салют-5Б”, и восстановленная ориентация комплекса, и начавшиеся сеансы через спутник-ретранслятор, и поздравления родных, друзей, знакомых и незнакомых, прозвучавшие за это время. 29 декабря я тоже смог на чуть-чуть “вклиниться” в один из сеансов связи, чтобы передать новогодние поздравления.
Теперь времени было побольше, а обстановка на станции спокойнее. Можно было не торопясь рассказать обо всем, произошедшем в конце 1994 года, хотя новостей было не так уж и много. Сами понимаете — праздники, везде рождественское и новогоднее затишье. Хотя российский космический год заканчивался неким, с позволения сказать, “авралом”. За четыре дня в конце декабря (с 26-го по 29-е) были проведены четыре запуска ракет-носителей, которые вывели на орбиты девять спутников. В результате этого рывка впервые за последнее десятилетие кончилось сокращение годового количества запусков.
Очень заинтересовал “Витязей” запущенный 26 декабря спутник “Радио-РОСТО”. Ведь радиолюбительские пристрастия всех “Витязей”, а в особенности — Валерия Полякова, известны. Рассказал я космонавтам и о последних зарубежных запусках.
А после новостей разговор опять пошел о приятном — о Новом годе.
— Интересно узнать, как у вас проходила встреча Нового года? Что запомнилось прежде всего?
Первым слово взял командир Александр Викторенко:
— Новый год мы встретили над Северной Африкой. Поздравили друг друга. Потом поздравили родных. Послушали приветствие руководителя нашего государства.
— А самое, пожалуй, запоминающееся событие было то, — уточнил Валерий Поляков, — что впервые за последние несколько лет такой высокий руководитель, как председатель Межгосударственной комиссии Владимир Леонтьевич Иванов со своими коллегами поздравил нас с этим праздником, пожелал удачи и здоровья. Это было очень приятно.
— Валерий Владимирович, это было прямо в полночь?
— Нет, накануне. Но это оставляет след надолго.
— А вот вы с Александром Степановичем уже по второму разу встречали Новый год в космосе. Не появились в связи с этим у вас какие-нибудь традиции? — поинтересовался я.
— Скорее — выявились отличия от прошлого раза, — засмеялся Валерий Владимирович. — Самое главное для меня лично в том, что в этот раз я встречал Новый год с Дедом Морозом и Снегурочкой.
— И у меня самое большое впечатление от того, что Новый год втроем встречали, — поддержал врача командир.
— Лена, а для тебя были какие-нибудь сюрпризы, что-то интересное, необычное?
— Ну, конечно, — откликнулась Кондакова. — Тем более это первый мой Новый год на орбите. Мы его встречали с той же сменой, что и сейчас работает. С Икрем Мухаммедовичем (И.М.Канеев — сменный руководитель полета — К.Л.). Это его смена, первая. И так получилось, что у нас связь была где-то с половины двенадцатого до половины первого ночи. То есть весь Новый год мы встречали в содружестве с ребятами из ЦУПа. Это было необычно.
С представителями этой смены мне удалось поговорить до сеанса связи. Мнение операторов свелось к тому, что, конечно, хорошо было сделать подарок космонавтам, однако самому персоналу ЦУПа не только пришлось проводить всю ночь вдали от дома, от семьи, но и даже во время полуночного боя курантов на Спасской башне дежурная смена вовсю работала, обеспечивая “новогодний” сеанс связи.”Поздравить друг друга удалось только ближе к часу ночи,” — сокрушенно вздохнул один из операторов.
Сами же “Витязи” в ночь на 1 января смотрели праздничную программу НТВ. Телеканал на этот раз был односторонним. Передавать “картинку” с борта космонавты не захотели, ограничившись только радиосвязью с Землей.
Разговор с дежурной сменой дал мне еще некоторые интересные околоновогодние факты. Некоторые из них я взялся уточнить непосредственно у космонавтов:
— Лена, до меня тут дошли слухи, что ты недельки две назад, когда в Москве еще стояли морозы, сказала, что на Новый год дождь будет. Я думаю, тебе за точный прогноз все уже спасибо сказали. А как с дальнейшими предсказаниями?
— Ну в данном случае я основывалась на опыте встречи Нового года предыдущих лет, — засмеялась бортинженер станции. — Ведь, как правило, если за неделю-две до Нового года у нас стоят морозы, то 1 января или уже 31 декабря начинает идти дождь.
— Кость, Лена ведь в личных вещах зонтик взяла, — многозначительно заметил Валерий Поляков. — Она уже при старте спрогнозировала, что 22 марта в районе джезказганского аэропорта будет дождик лить.
— Неправда, Валер, — с наигранной обидой в голосе возмутилась Лена, — я солнышко заказала.
И на орбите раздался заразительный смех.
Помня о радиолюбительской страсти Валерия Полякова, следующий вопрос я адресовал непосредственно ему:
— По радиолюбительской связи вас поздравляли?
— А как же, — довольно ответил врач-космонавт. — Вот чему мы у радиолюбителей научились, так это правилам хорошего тона. Очень задолго радиолюбители всего мира начали поздравлять нас, желая, как они пишут, “Merry Christmas” — “Веселого Рождества”. Ну а дальше они стали плюсовать: “Веселого Рождества и счастливого Нового года”. Буквально накануне было “Happy New Year”, a сейчас идет просто “В Новом году...”.
— Валерий Владимирович, а вы их тоже к хорошему тону приучайте, чтобы они вас с православным Рождеством поздравляли.
— Да, понимаешь, что тут удручает и что неудобно: поздравлений большое-большое количество, — сокрушенно вздохнул Поляков.
— И если мы возьмемся отвечать хотя бы на десятую часть приветствий в духе хорошего тона, то, ей Богу, можно бросать всю работу, а заниматься только этим. Поэтому мы иногда в пакете сбрасываем “Всем. Всем, кто нас поздравил, мы желаем от всего сердца...” ну и так далее. Хватает дня на два-три. А потом приходится по новой возобновлять.
Затем мы обсудили тему космических рекордов. Очень неплохо обсудили, не забыв ни о ком. А, главное, космонавты сошлись на мнение, что рекорды эти для них — дело последнее. Прежде всего — работа. И все же, что ни говори, такие вещи на фоне будничной, немного однообразной жизни на “Мире” играют не последнюю роль для хорошего настроения экипажа. Так, 29 декабря из-за ограниченного времени сеанса связи я не успел поздравить Валерия Полякова с очередным его достижением. Пришлось исправиться через неделю:
— Мы под Новый год занялись космической статистикой. Вы, Валерий Владимирович, наверное, в курсе, что по требованиям Международной авиационной федерации для регистрации нового космического рекорда необходимо превысить предыдущий на 10%. Так вот, выяснилось, что 4 ноября вы превысили по абсолютной величине рекорд суммарного космического налета Мусы Манарова, а 28 декабря около половины шестого накрутились и положенные 10%. Так что я поздравляю вас не только с попаданием в Книгу рекордов Гиннесса, где регистрируются просто абсолютные величины, но с официальным признанием этого рекорда.
(Правда, для официальной регистрации необходимо представить в Астронавтическую комиссию ФАИ рекордное дело. Будем надеяться, что это не забудут сделать. — К.Л.)
— Спасибо огромное, — отозвался смущенным голосом Валерий Владимирович. — Я тебе тогда подскажу еще один рекорд, который можно зарегистрировать: 20 октября был перекрыт рекорд нахождения на одном борту смешанного экипажа.
— А ведь эта женщина тоже устанавливает очень крупный мировой рекорд, — переключился я на Елену Кондакову. — 10% ведь уже давно превышено и по длительности одного полета и по суммарному налету. Даже не знаю, когда эти рекорды будут теперь перекрыты?
— А у нее каждые два-три дня идет превышение на 10%, и можно регистрировать рекорд, — пошутил Поляков. Сама же Лена вышла с оригинальным предложением:
— Кость, я тут подумала: мне надо было действовать, как Сергей Бубка. Ведь он устанавливал свои рекорды по прыжкам с шестом, прибавляя высоту на сантиметр-два. Нет чтобы прибавить сразу на 10-15, зато потом очень долго никто бы его не превышал. Вот и мне надо было бы так же — каплями.
— Ну теперь когда еще тебя догонят?, — заметил я.
— Да-а уж, — мечтательно согласилась Лена.
— Но у вас ведь еще ожидаются рекорды. С ними мы вас отдельно поздравим...
— Кость, а вы, конечно, в курсе — у Валерия Владимировича 8 января — год, — поинтересовалась Кондакова.
— О чем и речь.
— А сколько будет год плюс 10%?
— 10% — это очень просто: одна десятая от високосного года — 36.6 суток. Ведь Титов и Манаров летали високосный год. Так что это будет где-то 15 февраля (точный расчет показал, что это произойдет 15 февраля в 10:25:08). Думаю, Муса вас тоже поздравит. Он ведь тоже заядлый радиолюбитель.
— Со связью-то у нас имеются определенные трудности, — с сожалением заметил Валерий Поляков, — из-за того, что живем на Хованке. Сказывается влияние телебашни, окруженной целым ореолом из радиоволн. А Муса приходил поздравить нас с Новым годом. Естественно, мы подняли эту тему в разговоре. И я ему честно, от всей души сказал, что дело не в рекорде. А особенно тогда, когда дорогу перед тобой твой друг проложил. Идти тогда легко и просто. К тому же я с ним вместе летал, и он делился своим опытом, обо всем рассказывал. Да и все это делается, скажу еще раз, не ради рекордов, а ради дальнейшей работы. Для более молодого поколения, а может быть для детей, внуков, которые пойдут по нашим стопам уже на Марс.
А потом разговор у меня с “Витязями” пошел уже совсем домашний:
— Тут меня еще просили поздравить вас с Новым годом все наши ребята из “Видеокосмоса”. Не знаю как вам 30 декабря икалось — не икалось, когда мы все вместе отмечали Новый год. За вас и ваши успехи был поднят не один тост.
— Вообще-то, скажу честно, начиная уже где-то с середины декабря до сего времени почему-то каждое утро нос чешется, — признался Валерий Поляков. — Наверное, кто-то постоянно поднимает за нас бокалы, желает нам успехов. Но мы мысленно с вами.
— После посадки можно будет и не мысленно, — предложил я. — Мы, как всегда, после посадки вручаем на первой встрече с экипажем комплекты “Новостей космонавтики” за весь полет и видеокассеты с записями подготовки и старта. Думаю в этот раз ко всему этому прибавится и по бутылочке хорошего шампанского. Кстати, как Валерий Владимирович будет уносить свой комплект за год с лишним, я не знаю.
— Маленькую тележечку захватите, — посоветовала Елена Кондакова.
К сожалению в это время оператор связи напомнил мне, что до конца сеанса связи — одна минута. Я стал прощаться с “Витязями”. В самом же конце сеанса Валерий Поляков в который раз мне напомнил:
— Кость, пришли на “Прогрессе” ваши “Новости космонавтики”. И клади больше, пусть даже старые номера. А уж хотя бы обложки мы на Землю точно спустим.
В.Истомин.
5 января Викторенко закончил, а Лена начала обследование МК-44-4. Все трое выполнили биохимическое исследование крови. На установке “Экзек” (регистрация сбоев в микросхемах) уровень неисправностей по-прежнему 1%.
Этот день был посвящен инвентаризации элементов системы жизнеобеспечения (СЖО). Не удалось найти первичных преобразователей газоанализаторов (ГА), но космонавты не теряют надежды их отыскать.
В работе систем были отмечены следующие замечания: 17-й фильтр ТГК оказался с техническим браком — несоосность крепежа и бойка; вновь пропало питание на вентиляторе периферийного модуля обмена (ПМО).
Космонавты попросили прислать на “грузовике” твердый точильный камень и ворсовую ткань.
ЦУП проводил тесты “Омеги”. Результаты анализируются.
6 января Лена передала эстафету проведения биоэлектрической активности сердца (МК-44-4) Полякову. Викторенко провел обследование МК-4. Из работ по медицине можно отметить тестовую проверку аппаратуры VOG, которую провели Кондакова и Поляков. Космонавты отметили плохое качество звука передаваемых им новостей. Это объясняется изношенностью магнитофонов ЦПК, в обязанности специалистов которого входит запись и передача новостей на борт станции. Руководство ЦПК обещало решить эту проблему как можно скорее.
В 10.30 ЦУП решил вернуть в контур управления датчики “Омега”, т.к. на датчиках “Орт” уход ориентации выше, но при включении “Омеги” (1-й комплект) прошел сигнал аварии “Омеги” и 1-го комплекта “Орт”. Система управления движением (СУД) перешла в индикаторный режим с присвоением кватернионам положения единичных значений. В кватернионы были введены результаты последней коррекции и в этом же сеансе ориентация была восстановлена (на 2-м комплекте “Орт” с резервом на 1-м комплекте).
7 января утром дежурная смена поздравила космонавтов с православным Рождеством. В этот день они отдыхали.
“Витязей” пришли поздравить космонавты Валерий Кубасов и Талгат Мусабаев, у каждого из которых был сегодня день рождения. Кубасову исполнилось 60, Мусабаеву — 44. Выходил на связь и Валерий Рюмин. Затем на связь приехал бард В.Берковский. К сожалению, ТВ-сеанс через спутник-ретранслятор (СР) не получился из-за затенения антенны наведения на СР.
В этот день космонавты провели эксперимент “Ритм-1” (изучение особенностей адаптационно-приспособительной деятельности организма мужчины и женщины в суточном цикле), переговорили с семьями и сходили в “баню”.
8 января — второй день отдыха экипажа. К ним в ЦУП приходили семьи. Соловьев и Рюмин разговаривали с космонавтами по поводу теста системы сближения и стыковки “Курс”, который запланирован на 11 января. Была организована телефонная связь с В.Афанасьевым, находящимся в Брянске.
8 января. ИТАР-ТАСС. Путь от Земли до Марса вполне мог успеть совершить Валерий Поляков за тот срок, который он работает на станции “Мир”. Сегодня ровно год, как Валерий находится на орбите. И еще три месяца остается до завершения экспедиции, когда российский космонавт должен установить новый рекорд длительного пребывания человека в космосе.
Одной из задач космонавта-исследователя врача Полякова является как раз изучение различных аспектов межпланетного перелета, который, возможно, будет совершен через несколько лет. Как сообщил в беседе с корреспондентом ИТАР-ТАСС заместитель директора Госцентра медико-биологических проблем Валерий Богомолов, специалисты нуждаются в отработке мер, средств и систем медицинского обеспечения такого полета в реальных условиях. Таким образом, они получат уникальные данные о том, как поддерживать безопасность и работоспособность космонавтов.
Одной из приятных неожиданностей для специалистов на Земле стало состояние здоровья Валерия Полякова, которому в апреле исполнится 53 года. По словам Богомолова, врачи ожидали некоторых физиологических изменений в его организме, однако их нет, врач-космонавт чувствует себя прекрасно. Ученый считает, что период послеполетной реабилитации у Полякова вряд ли будет отличаться от программы возвращающихся вместе с ним Александра Викторенко и Елены Кондаковой. Он займет полтора-два месяца. Что касается психологического восстановления, то оно потребует больше времени. По мнению профессора Богомолова, лучшим “лекарством” будет смена деятельности, то есть возвращение Полякова на должность заместителя директора ГЦМБП.
Пока же космонавт-врач, совершающий свой второй полет, продолжает выполнять программу исследований. За время его пребывания на “Мире” сменилось уже три экипажа, и Поляков занят тем, чтобы выявить индивидуальные особенности адаптации космонавтов к невесомости. С помощью собранного материала специалисты смогут объяснить, почему каждый человек по-своему реагирует на космические условия.
Кроме того, Поляков выполняет на станции обязанности бортового врача, следит за здоровьем членов экипажа, отрабатывает средства профилактики изменений в организме при длительном полете.
В.Истомин. 9 января космонавты занимались укладкой отходов в ТКГ. После обеда во время каждого сеанса связи проводились тренировки с инструктором по проведению теста. Космонавты сообщили о мощном слое серебристых облаков в районе мыса Горн в 10:13. По мнению Валерия Полякова появление этого вида облаков предшествует каким-либо катаклизмам на Земле: землетрясениям, наводнениям, возобновлениям боевых действий.
Около 11:45 ДМВ Валерий Поляков превысил максимальную достигнутую до сего дня длительность космического полета В.Г.Титова и М.Х.Манарова в 1987-1988 гг. — 365 сут 22 час 40 мин.
10 января космонавтов разбудили в 7:30. В 9:00 начался тест СУД ТК, тест ручки управления и ведения связи средствами ТК. Затем внутри станции была установлена цветная телекамера, для проверки приема изображения на НИПе, который будет участвовать в тесте 11 января. Затем со стыка “Квант-1”/ТКГ космонавты сняли стяжки, закрыли переходной люк и провели проверку герметичности. Эти операции проводились, чтобы иметь возможность освободить стыковочный узел, если при тесте “Курса” не удастся пристыковаться на узел ПхО.
После обеда космонавты провели последние переговоры по тесту, уложили в ТК материалы на случай возможного невозвращения (на всякий случай) и в 20 часов отправились спать.
Из замечаний к работе систем можно отметить отказ насоса откачки конденсата (НОК). Космонавты прочистили входной штуцер НОК и воду начали качать.
11 января космонавты поднялись в 3:30 и в 4:20 состоялся первый сеанс связи. Им было рекомендовано перед уходом в ТК отключить всю связь в станции и отключить всю аппаратуру от бортрозеток. В сеансе 7:23 экипаж в последний раз поговорил с ЦУПом из станции и ушел в транспортный корабль. На витке в 8:55 космонавты доложили о ходе проверки герметичности люков.
11 января. И.Маринин. НК. В “Новостях космонавтики” (№22, 1994, стр.11) мы писали об испытаниях экипажем корабля “Союз ТМ-19” — Юрием Маленченко, Талгатом Мусабаевым и Ульфом Мербольдом — второго режима системы автоматической стыковки “Курс”. Напомним, что первый режим этой системы стал давать сбои, а второй не был испытан в реальном полете.
2 ноября 1994 г. после отстыковки “Союза ТМ-19” второй режим был успешно проверен при повторной стыковке к стыковочному узлу модуля “Кант”. Осталось проверить его работу при стыковке к стыковочному узлу переходного отсека базового блока комплекса “Мир”.
В том, как проходил эксперимент по испытанию нового режима стыковки, нам помог разобраться инструктор экипажей ЦПК Альбертас Версекис.
Для подготовки эксперимента экипажу “Витязей” пришлось сегодня подняться около 4-х часов утра. После обычных утренних процедур и раннего завтрака они вышли в 5:55 (здесь и далее указано декретное московское время, совпадающее с московским зимним — И.М.) на первый суточный сеанс связи. Через 15 минут, когда им были переданы необходимые инструкции и сеанс закончился, Александр Викторенко и Лена Кондакова расконсервировали свой транспортный корабль “Союз ТМ-20”, перевели его на автономное питание. Пока Александр Степанович проверял системы корабля, Валерий Поляков и Лена Кондакова перенесли в СА необходимые запасы пищи, поглотительные патроны систем жизнеобеспечения. Были уложены и результаты некоторых экспериментов, которые необходимо вернуть на Землю, если повторную стыковку выполнить не удастся.
В сеансе связи в 7:23-7:41 космонавты доложили, что все операции по расконсервации прошли штатно. Затем Поляков и Кондакова заняли свои места в СА и Викторенко в 7:30 закрыл люк между БО корабля и ПхО станции. После этого экипаж провел проверку герметичности.
Во время третьего суточного сеанса связи (8:55-9:16) “Витязи” приняли уточненные данные по перестыковке. Планировалось:
10:30:00 — запуск бортового цифрового вычислительного комплекса (БЦВК) “Чайка”.
11:29:00 — начало тест системы “Курс”.
11:57:00 — расстыковка.
Причаливание — по указанию Земли. Расчетное время — 12:17.
Затем экипажу передали откорректированные по результатам наземного комплексного стендового моделирования методики стыковки. Моделирование показало, что после расстыковки возможны закрутки по крену со скоростью 0.5 град/с, о чем и предупредили экипаж.
После сеанса Александр Степанович и Лена с удовольствием съели завтрак, который приготовил Валерий Владимирович в БО корабля.
В 10:26 командир доложил о готовности к перестыковке, затем провел сверку времени и коррекцию бортового глобуса. В 10:30 в точном соответствии с планом Викторенко запустил БЦВМ “Чайка” и контролировал весь процесс. Все шло по штатной программе.
Ожидаемый в 11:22:00 сеанс связи через СР начался с опозданием на две с половиной минуты. Как только связь наладилась Викторенко доложил: “После включения “Курса” напряжение 25 В, идет длинный тест первого комплекта. Информация пока старая, ничего нового нет”.
Напряжение в сети электропитания корабля 25 В несколько ниже среднего значения, но все же находится в допустимых пределах и поэтому никаких действий это сообщение не вызвало. Кроме того, напряжение больше не снижалось, несмотря на то, что все потребители электроэнергии были включены.
В 11:33 завершился тест первого комплекта аппаратуры “Курс” — все прошло без замечаний. Ход проверок отражался на бортовом дисплее, изображение с которого транслировалось на мониторы ЦУПа через СР.
На вопрос оператора, привыкли ли в тесноте корабля, Александр Викторенко сказал:
— Тесноватенько тут конечно, дома лучше.
— Дом — это где?
— На станции, конечно.
— Вам там ничего не мешает, ручки там всякие? — спросил оператор, имея, видимо ввиду, коммутатор включения РУД, из-за которого Циблиев и Серебров год назад протаранили станцию.
— Все нормально, Володя.
В 11:49:15 зажглись транспаранты “Причал” и “Перестыковка”.
В 11:50 Викторенко доложил, что с пульта ввели признак причала, то есть условное обозначение стыковочного узла. Затем Лена проконтролировала все транспаранты. Не горел только транспарант “Люк закрыт”, что вызвало некоторое замешательство на Земле, но потом выяснилось, что в этом режиме он и не должен гореть. Достаточно того, что он горел после проверки герметичности. Далее Викторенко вел репортаж о ходе расстыковки:
— 11:54 — контролируем акселерометр...
— Принято.
— Через 40 сек выдаю команду “Крюки открыты”.
— Принято.
В 11:55 Викторенко выдал команду на расстыковку.
— Открытие крюков в 11:57:00, “Переходной люк закрыт” загорелось, “Выбор ДПО-Б” есть.
— А вот “Крюки открыты/Крюки закрыты” транспаранты чего делают? — вмешался в репортаж командира руководитель полета Владимир Соловьев.
— “Крюки закрыты” — не горит транспарант, — ответила Лена Кондакова.
— А “Крюки открыты”?
— Тоже не горит.
— Все штатно, — прокомментировал Викторенко, — индикаторный режим, 11:59:02.
— Принято.
— Фильтр перестал мигать.
— Принято.
— Есть погасание “Механ.соединения”, — доложила Лена.
— Пока расхождения нет, сейчас должно... — продолжал репортаж Александр Степанович.
В 11.59:40 (08:59:40 GMT) на пульте управления корабля погас транспарант “Сцепка”. Викторенко доложил, что в 12:00:22 началось расхождение.
Под действием пружинных толкателей корабль со скоростью 0.12 м/с стал медленно отходить от комплекса.
— Расхождение устойчивое, есть немножечко уход по рысканью, где-то полградуса в секунду, Володь.
— Вращение по крену есть? — уточнил Соловьев.
— По рысканью.
— По рысканью?
— Да, по рысканью уходит.
— Саш, а вращение по крену есть?
— Да, есть вращение по крену.
— Объясняют, что этот уход из-за вращения по крену, — успокоил Соловьев.
На расстоянии 40 м (“Курс” показывал 20 м. Рассогласование между визуальной дальностью, определяемой командиром по клеточкам визира и показаниями автоматического дальномера на этом участке работы “Курса” допустимы. Они должны исчезнуть после выдачи команды на стыковку. — И.М.) автоматически сработали двигатели причаливания и ориентации (ДПО-Б) и увеличили скорость расхождения до 0.60 м/с. На удалении 60 м от комплекса, чтобы не дать автоматике с помощью двигателей ДПО-Б (всего на корабле двигателей ДПО двадцать шесть, 14 из них — ДПО-Б) направить корабль на облет комплекса к другому стыковочному узлу, Лена Кондакова по команде Викторенко включил ручку управления движением (РУД).
Когда расстояние от комплекса достигло 100 м (по показателю “Курса” — 150м), Земля приняла решение выполнить зависание и передала соответствующую команду Викторенко.
— Есть захват, — доложил Викторенко, — тормозим (12:09:20).
Зависание планировали выполнить на расстоянии 135 м, и только сейчас возник вопрос: какую информацию, Викторенко или системы “Курс”, принять за основу. Пока решали, корабль продолжал удаляться. Наконец, в 12:09:40 зависание было выполнено, но не на 135 м, а на 190 (по “Курсу” — 161 м), что, в общем, не играло особой роли.”Курс” по прежнему показывал меньшую дальность, чем фактическая.
Затем Лена отключила РУД. В 12:11:45 сработали двигатели по оси -Z и по X, поддерживая зависание.
Затем с Земли передали, а Лена набрала на пульте признак стыковочного узла, расположенного на ПхО базового блока.
(Хитрость операции заключается в том, что во время выполнения программы автоматической перестыковки с одного узла на диаметрально противоположный используется признак второго стыковочного узла. Если же необходима повторная стыковка на тот же самый узел, необходимо остановить выполнение программы в момент зависания, когда еще не начался облет, ввести признак того стыковочного узла, от которого только что отстыковались, и вновь включить автоматику. — И.М.).
В назначенное время по команде с Земли признак узла был введен, заработала автоматика. Но корабль, вместо того чтобы пойти на стыковку к ПхО, пошел в облет к СУ на “Кванте”. В 12:15, когда корабль отошел от оси комплекса на 14°, Викторенко взял управление на себя и остановил смещение корабля от оси X комплекса. Затем по команде Соловьева Елена Кондакова вновь ввела признак узла, расположенного на ПхО. Тест “Курса” завершился успешно, появился признак “Захват”. Это значит, что программа восприняла признак стыковочного узла и началось причаливание.
Причина того, что автоматика пoвeлa корабль к другому стыковочному узлу, пока не ясна. На повторный ввод признака узла потребовалось дополнительное время и стало ясно, что “Витязи” не успеют состыковаться до завершения сеанса связи.
В 12:18:25 экипаж ввел признак режима автоматического контроля и разрешил причаливание. Началось автоматическое сближение по штатной программе. Когда до конца сеанса связи осталось около минуты, руководитель полета Владимир Соловьев отдал последние инструкции командиру:
— Саш, теперь как договорились: сейчас пока держим в автомате. Если у нас что-то не дай Бог происходит, сразу переходи на ручное сближение, — и после кратковременной потери связи, вызванной помехой, продолжил. — У нас уже не хватает времени в зоне, чтобы вы долетели в автомате. Тем более — инструкция “Повышенный расход” и дело может кончиться негативно. (Это транспарант на дисплее сигнализировал о повышенном расходе топлива двигателями ДПО. — И.М.). Если что-то проистекает, переходишь в ручной режим и стыкуешься. Тень наступит в 34 минуты. (Хорошо бы состыковаться до тени. — И.М.).
Приняв рекомендации Соловьева, Викторенко продолжил репортаж:
— Ресурс 15 кг... скорость сближения 0.97 м/с, подходим... станция ведет себя устойчиво... мишень наблюдаю слева, полклеточки... (12:20:41). Дальность порядка 125 м.
— Саш, еще раз повторяю, нам зоны не хватит, чтобы состыковаться, — еще раз для надежности решил повторить Соловьев. — Осталось только три минуты, если “Повышенный расход” приведет к каким-то авариям, то переходишь в РУОК и стыкуешься. Тень в 34 минуты.
— Принято, — подтвердил Викторенко и продолжил, — сейчас ресурс у меня 13.8, дальность 72 м по прогнозу, визуально оцениваю дальность порядка 100 м (12:21:39). Визуально скорость сближения около 0.3 (м/с]. Мишень находится влево полклетки и ниже одна клетка. Крен около нуля.
— Устойчиво подходим, без колебаний, — оценил обстановку командир на дальности 37 м.
— Подходим, дальность порядка 21 м, расхождения по углам минимальные, центр мишени находится правее 3/4 клеточки. Визуально оцениваю скорость: 0.25. Сильная помеха, ничего не слышу...
— На 11 метрах будет раскачка, — предупредил Соловьев, но из-за помехи его вряд ли услышали.
— Дальность около 12 м, есть разворот по крену. (12:24:15). Есть колебания по крену.
Дальность сейчас около 8 м. Мишень слева выше центра на полклетки... (12:24:40).
На этих словах Александра Викторенко кончился сеанс связи. Скорость корабля относительно станции составляла 0.22 м/с, а до комплекса оставалось всего 12 метров.
Между сеансами связи мы встретились со специалистом РКК “Энергия”, доктором физико-математических наук Владимиром Николаевичем Бранецом, который рассказал нам следующее:
— Проверить работу системы стыковки со стороны переходного отсека базового блока нам необходимо, так как именно к этому узлу 30 марта мы будем стыковаться пилотируемым кораблем, а потом, в мае мы будем стыковаться большим модулем “Спектр”. Тест этот очень важен и задуман он был именно по той же методике, что и в ноябре. Надо было проверить, как сработает автоматика. Как вы помните, во время стыковки “Союза ТМ-20” были дополнительные замечания к режиму стыковки: выявились не только большие колебания по крену, но и по углам визирования со стороны пассивной информации. Почему, собственно, экипаж и перешел на режим ручной стыковки.
Сейчас методика эксперимента была такова: мы перешли на второй полу комплект аппаратуры “Курс” (на корабле — И.М.), сделали как бы облет, ушли с центра узла, потом вернулись, и дальше прошла автоматическая нормальная стыковка, которая повторила полный штатный процесс стыковки. Мы ожидали сбоев на расстоянии 12 м и перед самой стыковкой. В самом конце зоны мы те самые злополучные колебания по крену увидели, но они были значительно меньше при новом методе управления. По визуальной картинке и по докладу экипажа процесс стыковки до конца зоны шел штатно, что нас радует. Теперь этот режим, бывший резервный, мы можем рекомендовать как штатный для всех кораблей, включая “Спектр”. Предыдущий ТКГ “Прогресс М-25” использовал именно этот режим.
Следующий сеанс связи в 13:35 задержался на 5 минут — подвел Санкт-Петербургский НИП. Викторенко доложил, что стыковка прошла штатно, отклонения по крену составляли всего 0.5° (допустимо 3-4°).
Позже было установлено, что стыковка была произведена в 12:27:55 ДМВ (9:27:55 GMT).
После выполнения стыковки в корабле осталось 421 кг топлива. На всю операцию перестыковки отводилось 77 кг, но реально было израсходовано только 50 кг.
В.Истомин. После стыковки были проведены операции расконсервации ББ, ЦМ-Э, ЦМ-Т, ЦМ-Д, а консервацию ТКГ ЦУП разрешил выполнить завтра.
12 января еще до завтрака Викторенко и Кондакова провели открытие ТКГ и провели его консервацию.
В этот день дошло время и до научных экспериментов. Был проведен запуск технологической установки “Галлар” для промера ее температурного профиля. Печку запустили в 13:30. Необходимо было дважды провести такой промер. Первый раз все прошло удачно, но затем в 18:30 отказал вентилятор обдува печи и установка отключилась из-за перегрева корпуса. Космонавты проложили воздуховод от вентилятора и приготовились завтра повторить промер — столь велико желание выполнять научную программу.
Зато подготовка к работе с портативным гамма-спектрометром СПИН-6000 прошла успешно: были найдены сам прибор и телеметрический разъем для подключения к борту для сброса информации, кроме того провели его испытание. Остальная аппаратура работала штатно.
13 января утром космонавты провели тест стойки телеоператорного режима (ТОРУ) ББ и ТКГ без воздействия на двигатели. Замечаний нет. Проведен тест ТОРУ по включению телевидения — на сей раз появились замечания к бортовой документации.
Затем космонавты провели эксперимент по регистрации гамма-квантов двумя комплектами аппаратуры СПИН, а вечером накопленную информацию передали на Землю по телеметрическому каналу.
Работать с “Галларом” экипажу не разрешили — не хотелось выключать “Электрон”, чтобы сэкономить кислородные шашки. А их осталось всего на 24 дня вместо положенных 56 дней.
Остальное время космонавты собирали влагу с элементов конструкции.
14 января космонавты отдыхали с тряпкой в руках, проведя влажную уборку. Кроме того они занимались физкультурой, а результаты записывали на телеметрию. В ТВ-сеансе космонавты встретились с семьями. В этом же сеансе они поздравили участников эксперимента “Нивеус” и засвидетельствовали, что и в Новый год и сейчас из ЦУПа идет устойчивая телевизионная картинка. А вот Рюмин их немного расстроил: рассказал, что старта нового “грузовика” 15 февраля не будет — не успевают с носителем.
4 января. К.Лантратов. НК. То, что многие космонавты на станции “Мир” — заядлые радиолюбители, не секрет. Не стал исключением и нынешний экипаж. Но вот что странно, знают о радиостанции на орбитальной станции и связываются с “Миром” в основном иностранные любители. Может, российские об этом просто не знают?
О радиолюбительской связи с орбитальной станцией “Мир” рассказал вашему корреспонденту сотрудник РКК “Энергия” Сергей Самбуров (индивидуальный позывной RV3DR). Кстати, интересная подробность: Сергей — правнук К.Э.Циолковского. Самбуров был одним из инициаторов установки любительской радиостанции (РЛС) на “Мире”. Теперь он сверх основной работы исполняет еще и обязанности так называемого QSL-менеджера. В обязанности Сергея входит оформление официальных подтверждений для радиолюбителей, которые связывались с российской орбитальной станцией.
Есть два варианта радиолюбительской связи с “Миром”. Во-первых, можно непосредственно поговорить с экипажем.”Мировская” радиостанция работает в диапазоне 144-146 МГц, ее позывной — R0MIR. А врач-космонавт Валерий Поляков еще с времен своего первого космического полета даже имеет индивидуальный позывной U3MIR, однако такая связь с экипажем — вещь редкая. Ведь у космонавтов на борту работы хватает. Радиолюбительские сеансы они проводят в свободное время.
Проще же связаться с “почтовым ящиком” бортового компьютера “Мира”. Туда можно “бросить” свое сообщение и получить послание от космонавтов. Частота связи с “почтовым ящиком” — 145.550 МГц. Позывной в этом случае — R0MIR-1. Как рассказал Сергей Самбуров, экипаж, как правило, лазает в “ящик” один-два раза в день.
• 11 января исполнилось 35 лет со дня подписания главкомом ВВС К.А.Вершининым приказа об образовании Центра подготовки космонавтов ВВС. Однако Центр отметит юбилей в официально установленный День части — 12 апреля. • В Центральном музее Вооруженных сил РФ впервые открыта экспозиция Военно космических сил как рода войск. В число экспонатов входят спутник связи серии “Космос”, макеты КА “Глонасс”, “Тео-ИК”, “Метеор-3”, макеты РН “Циклон”, “Зенит”, “Протон”, радиостанция спутниковой связи. • По сообщению Пресс-центра ВКС, 9 января 1995 г. пришел в расчетную точку стояния (70° в.д.) запущенный 28 декабря 1994 г. спутник “Радуга”. • Система низкоорбитальной связи “Гонец” типа “электронная почта” успешно прошла демонстрационные испытания. Развертывание системы из 36 спутников должно завершиться в 1996 г. |
Радиолюбительская станция на “Мире” — не только еще одно хобби космонавтов. Это еще и резервный канал связи с Землей. 12 октября при аварии системы энергопитания на комплексе с экипажем удалось связаться как раз с помощью радиолюбительской станции, работающей на 12-вольтовых батареях и не зависящей от системы бортового электропитания. Таким способом на борт были переданы необходимые параметры на случай аварийной посадки.
Рассказал Сергей Самбуров и о планах использования низкоорбитальных радиолюбительских спутников в качестве ретрансляторов при связи с “Миром”. Для этого на станцию нужно доставить новый передатчик, рассчитанный на работу не только в двухметровом УКВ-диапазоне 144-146 МГц, но и на KB (29 МГц). Тогда радиолюбительская связь с орбитальном комплексом будет возможна в любое время. Сейчас таких спутников около 50 (в том числе и запущенный 26 декабря ИСЗ “Радио-РОСТО”). В будущем Международная организация радиолюбительской спутниковой связи рассчитывает ввести в строй целую низкоорбитальную систему AMSAT. Ее тоже можно было бы использовать для аварийной связи с российской орбитальной станцией.
Если вас интересует проблема радиолюбительской связи с “Миром”, вы можете обратиться к Сергею Самбурову по почте:
141070, Россия, Московская область, Калининград-10, п/я 73.
И еще информация для справки: любительские радиостанции продаются в России по цене 200-700 $ (в зависимости от мощности и сервисных функций). Автомобильный вариант, вполне пригодный для связи с российской орбитальной станцией, стоит порядка 500$. Только не забудьте зарегистрировать купленную станцию и получить право на радиопередачи!
В Космическом центре имени Кеннеди НАСА продолжается подготовка к первым трем полетам, запланированным на 1995 г.
Подготовка “Дискавери” к запуску 2 февраля 1995г вышла на финишную прямую. На борту корабля будут находиться лабораторный модуль “Спейсхэб” и отделяемый исследовательский спутник “Spartan 204”. Впервые шаттл будет выведен на орбиту с наклонением 51.6°, а и одной из задач полета будет сближение с российской орбитальной станцией “Мир”.
В ночь с 4 на 5 января орбитальная ступень “Дискавери” была перевезена из 2-го отсека корпуса подготовки орбитальных ступеней (OPF) в здание вертикальной сборки. Операция завершилась в 02:30 по восточному зимнему времени США (EST). 5-6 января в VAB были выполнены подъем корабля в вертикальное положение и стыковка с собранной ранее на подвижном стартовом столе MLP-1 системой из двух твердотопливных ускорителей RSRM-42 и внешнего топливного бака ЕТ-68.
8-9 января проводились контрольные интерфейсные испытания космической транспортной системы. Вывоз на стартовый комплекс LC-39B был запланирован на 08:00 11 января, но во второй половине дня 9 января в предварительном порядке было принято решение ускорить эту операцию на сутки. Причина состояла в следующем:
После подачи в VAB питания на орбитальную ступень было обнаружено резкое падение давления в трубопроводе окислителя хвостового правого блока двигателей системы орбитальной ориентации. Во время подготовки в OPF магистраль была наддута до 10.5 кг/см2, а при проверке в VAB обнаружилось, что давление упало до 1.05 кг/см2. Трубопровод обслуживает четыре двигателя правого блока. За одним из них (R3A) значилась небольшая утечка, с которой двигатель летал уже дважды. Поэтому предположение о том, что в падении давлении виновата утечка двигателя, казалось вполне оправданным. Ко всему прочему, в выходные (7-8 января) было холодно, и холод мог нарушить герметизирующее уплотнение двигателя.
Но оставлять надолго блок RCS в таком состоянии было опасно: могли высохнуть и стать негерметичными уплотнения других двигателей. Оборудование VAB позволяло произвести наддув только до 4.6 кг/см2, а штатное значение давления могло быть достигнуто только на стартовом комплексе. Вечером 9 января магистраль удалось наддуть до 4.6, что позволило подтвердить решение о вывозе “Дискавери” на старт 10 января в 11:30 EST. После этого следовало принять решение о возможной замене двигателя R3A.
Вывоз начался 10 января в 12:40 EST. Космическая транспортная система была зафиксирована на стартовом комплексе около 20:00.
После вывоза было решено заменить протекающий двигатель. Для этого гелиевый тест перенесли с 17 на 16 января, а на 17-е назначили замену двигателя R3A. Если эта работа будет выполнена в соответствии с планом, график подготовки к старту нарушен не будет.
11 января на старте продолжались контрольные интерфейсные испытания твердотопливных ускорителей, проверялась готовность стартового комплекса, велись работы со вспомогательной силовой установкой (APU) №2. 13 января состоялся смотр стартовой готовности.
Демонстрационный предстартовый отсчет назначен на 18-19 января.
“Индевор” готовится к запланированному на 2 марта запуску в 1-м отсеке OPF. Полет с астрономической лабораторией ASTRO-2 должен продолжаться пятнадцать с половиной суток.
Год начался с подготовки к установке основного двигателя №3 и к замене правого блока двигателей орбитального маневрирования OMS. Установка третьего основного двигателя была выполнена в пятницу 6 января. На следующей неделе, помимо работ с установленным двигателем, выполнялось обслуживание APU№1.
4-6 января велась проверка интерфейсных соединений между кораблем и полезной нагрузкой. 9 января выполнена проверка оборудования корабля экипажем. 11 января проверялись системы передачи данных и управления полезной нагрузкой ASTRO-2 — линий связи с ЦУПом в Хьюстоне и центром управления полезной нагрузкой в Хантсвилле. 13 января проводилась заключительная очистка грузового отсека.
Основной задачей “ Атлантиса” в полете STS-71 является первая стыковка шаттла с российской орбитальной станцией “Мир” с частичной заменой ее экипажа. Напомним, что в состав экипажа “Атлантиса” входят командир Роберт Гибсон, пилот Чарлз Прекурт, специалисты полета Эллен Бейкер, Грегори Харбо и Бонни Данбар. Кроме того, шаттл доставит на “Мир” экипаж 19-й основной экспедиции (почти наверняка это будут Анатолий Соловьев и Николай Бударин) и вернет на Землю экипаж 18-й (почти наверняка — Владимир Дежуров, Геннадий Стрекалов и Норман Тэгард).
В первые числа нового года в 3-м отсеке OPF велись проверки основной двигательной установки “Атлантиса” и шла подготовка к снятию основных двигателей. 5 января была закончена установка в кабину пультов российского производства для управления стыковочным отсеком ODS. В конце следующей недели были выполнены небольшие ремонтные работы на ODS в здании вертикальной сборки.
Три основных двигателя корабля были сняты 9 января. В тот же день была снята батарея №2 топливных элементов. Ее функциональные испытания закончились к 13 января. 11 января снимались вспомогательные силовые установки APU.
Подготовка ведется с тем расчетом, чтобы перевести “Атлантис” из OPF в VAB в середине апреля 1995 г.
9 января. И.Маринин. НК. Французские космонавты Клоди Андре-Деэ (Claudie Andre-Deshays) и Леопольд Эйар (Leopold Eyharts) (вы помните, что французские фамилии читаются по-французски? — Ред.) прибыли в российский Центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина, где 10 января приступят к 18-месячной программе подготовки к космическому полету. 12 января в Белом зале штаба ЦПК состоялось их представление командованию и специалистам Центра.
Оба французских космонавта не новички в космонавтике, хотя Землю пока не покидали.
Основной претендент в первый экипаж — доктор медицины Клоди Андре-Деэ — в отряде космонавтов КНЕС с 1985 года, в 1991 году Клоди прошла трехмесячную подготовку в ЦПК, в 1992-93 гг. прошла полный курс общекосмической подготовки и подготовки в составе экипажа к полету по программе “Альтаир”. В июле 1993 г. она была дублером космонавта-исследователя КК “Союз ТМ-17” Жан-Пьера Эньерэ.
Второй кандидат в экипаж — Леопольд Эйар, военный летчик ВВС Франции, в отряде космонавтов КНЕС с 1990 года. Еще в октябре 1992 г. он прошел Главную медицинскую комиссию в России и был признан годным к космическому полету. В мае 1993 г. Леопольд прошел двухнедельный ознакомительный курс подготовки в ЦПК.
Клоди и Пьер были выбраны КНЕСом 11 июля 1994 г. для выполнения полета по программе “Кассиопея” в соответствии с Договором между КНЕС (Франция) и НПО “Энергия” (ныне РКК “Энергия”). Кому-то из них предстоит совершить 16-суточный полет на российском космическом корабле и орбитальном комплексе “Мир” в июне 1996 года. Это будет пятый российско-французский полет. За его осуществление КНЕС выплатит РКК “Энергия” 74 млн франков (13.7 млн $).
6 января, незадолго до отлета в Россию, Андре-Деэ и Эйар провели пресс-конференцию во французском Национальном центре космических исследований (КНЕС). Клоди Андре-Деэ заявила, что предстоящий совместный российско-французский полет по программе “Кассиопея” станет важным этапом в укреплении и дальнейшем развитии плодотворного сотрудничества двух стран в области изучения и освоения космического пространства.
В рамках программы “Кассиопея” КНЕС подготовил серию совершенно новых экспериментов в области космической медицины, микрогравитации, физики жидких тел, входе которых будет использовано совершенно новое оборудование. КНЕС выделил на разработку аппаратуры и экспериментов 100 млн франков. По соглашению, заключенному между КНЕС и РКК “Энергия”, аппаратура общей массой 300 кг будет отправлена в Россию в конце 1995 г. для доставки на “Мир” грузовым кораблем “Прогресс”. Французский космонавт сможет возвратить с собой на Землю 12 кг оборудования и результатов экспериментов.
Как обычно, сначала космонавты КНЕС пройдут общекосмическую подготовку с углубленным изучением русского языка — официального языка на борту орбитальной станции “Мир”, а в январе 1996 г. продолжат подготовку уже в составе экипажей вместе с российскими космонавтами Геннадием Манаковым, Сергеем Трещевым, Сергеем Кричевским и Александром Калери. (Состав экипажей и дата запуска были утверждены на МВК 1 апреля 1994 г. и до января 1996 года могут измениться. — Ред.)
Не обошлось и без некоторых казусов. Оказалось, что РКК “Энергия” вовремя не позаботилась заказать и оплатить квартиры в Звездном городке для французских космонавтов, а именно “Энергия” по договору с КНЕС должна обеспечивать и финансировать подготовку французов в ЦПК. Пока они разместились в профилактории, но есть надежда, что в ближайшее время вопрос о предоставлении космонавтам квартир будет решен.
• Британский Национальный центр дистанционного зондирования в Фарнборо составил на основе данных европейского ИСЗ ERS-1 наиболее точную модель поверхности океанов Земли. |
Видимо, по этой же причине прибытие американских астронавтов, намечавшееся на 21 января, планируется теперь на 25 января.
Тем временем, как сообщила газета “Space News”, Франция начала также переговоры с Россией об организации шестого совместного космического полета на станции “Мир” в конце 1997 — начале 1998 г. длительностью 2-4 недели.
13 января. НАСА. Астронавты НАСДА д-р Такао Дои и Канадского космического агентства д-р Дафидд Уилльямс пройдут подготовку в НАСА для получения квалификации специалиста полета (MS) вместе с астронавтами 15-го набора. Кандидаты прибудут в Центр Джонсона в марте 1995 г. и приступят к годичной общекосмической подготовке, а затем будут включены в отряд астронавтов НАСА на правах прикомандированных иностранных астронавтов и получат назначения на технические должности для дальнейшей подготовки к включению в летные экипажи шаттлов.
Биографические справки на астронавтов составлены на основе материалов НАСА, НАСДА и Канадского космического агентства.
Такао Дои (Takao Doi) родился 18 сентября 1954 г. в столице Японии Токио. В 1973 он окончил среднюю школу. В 1978 Такао Дои получил степень бакалавра по инженерным наукам в Токийском университете. Там же два года спустя он стал магистром по техническим наукам, а в 1983 защитил докторскую диссертацию по аэрокосмической технике. В 1983-1985 Дои работал исследователем в Институте космических и астронавтических наук Японии, а с 1985 — исследователем Национального исследовательского совета в Центре Льюиса НАСА.
В августе 1985 он был отобран в первую группу астронавтов НАСДА и с ноября являлся сотрудником ведущего космического агентства Японии. С апреля 1990 по 1992 г. готовился к полету по программе “Spacelab J” в качестве дублера специалиста по полезной нагрузке.
Такао Дои женат на Хитоми Абе из г.Тоукамачи (префектура Ниигата, Япония).
Дафидд, он же Давид, Рис Уилльямс (Dafydd (David) Rhys Williams) родился 16 мая 1954 г. в Саскатуне в провинции Саскачеван, Канада. Учился в средней школе в Биконсфилде, провинция Квебек, затем поступил в Университет Мак-Гилла в Монреале и окончил его в 1976 г. со степенью бакалавра по биологии. В 1983 г. Уилльямс получил степень доктора медицины, а также степени магистра по физиологии и хирургии в Университете Мак-Гилла. В июне 1992 Уильяме был отобран во вторую группу астронавтов Канадского космического агентства.
Жена Уилльямса, Кэти Фрэзер, родилась в Пуан-Клэр в Квебеке.
• 3 января 1995 г. метеоспутник NOAA-14 передан Национальному управлению по океанам и атмосфере США. Аппарат проходит испытания. • Запуск индийского спутника дистанционного зондирования IRS-1С на российской РН “Молния” планируется на июль-август 1995 г. В 1996 г. предполагается запустить аналогичный аппарат IRS-1D. Спутники оснащаются черно-белой фотокамерой с разрешением 8 м, мультиспектральной камерой с разрешением 22 м, широкоугольным датчиком. • Выступая 6 января 1995 г. в комитете по науке Палаты представителей Конгресса США нового созыва, директор НАСА Д.Голдин заявил, что если ему будет еще раз предложено пересмотреть проект Космической станции, он предпочтет прекратить его. Голдин признал, что многие рабочие места в НАСА излишни и могут быть сокращены, но потребовал обеспечения стабильного бюджета агентства. |
1 декабря 1994 г. “Галилео” находился в соединении с Солнцем, пройдя в 0.2° от него. Связь при столь малом угле КА-Земля-Солнце была чрезвычайно затруднена из-за радиошумов Солнца. Аналогичные условия будут в декабре 1995 г., когда станция достигнет Юпитера. Поэтому в течение нескольких недель до и после соединения проводились проверки каналов связи на станцию и на Землю, показавшие удовлетворительные характеристики.
До 28 декабря производился сбор данных по характеристикам солнечного ветра. Эксперимент проводился с целью исследования области заряженных частиц в непосредственной окрестности Солнца. Измерялось влияние этих частиц на распространение радиосигнала.
После соединения “Галилео” возобновил передачу на Землю данных, полученных при столкновении фрагментов кометы Шумейкеров-Леви 9 с Юпитером. Были переданы данные ИК-спектрометра NIMS и изображения, относящиеся к фрагменту W. В январе передача этих данных будет продолжена. Затем будут переданы данные ИК-съемки и другая информация, относящаяся к фрагменту R, после чего передача данных по комете завершится.
“Галилео” стабилизирован вращением (около 3 об/мин) и продолжает нормально работать. Станция ведет передачу данных со скоростью 10 бит/с. По состоянию на 1 января 1995 г.”Галилео” находился в 884 млн км от Земли и 171 млн км от Юпитера.
К 1 января 1995 г. КА “Улисс” поднялся до 51° к югу от солнечного экватора и достиг гелиоцентрической скорости 29.6 км/с.
Все служебные системы и научные приборы “Улисса” работают нормально. Наземный персонал наблюдает состояние станции и бортовой системы управления, которая должна поддерживать стабилизацию и ориентацию на Землю несмотря на освещение осевой антенны Солнцем.
“Улисс” приблизится на минимальное расстояние к Солнцу (1.3 а.е.) 12 марта 1995 г.
КА “Вояджер-1” и “Вояджер-2” находятся в исправном состоянии и продолжают выполнять исследования солнечного магнитного поля, межпланетной среды, межзвездного “ветра”.”Вояджер-1” удалился от Земли на 8.8 млрд км и движется со скоростью 17 км/с.”Вояджер-2” находится в 6.7 млрд км от Земли и имеет скорость 16 км/с.
По материалам “JPL Universe” Лаборатории реактивного движения. Успешно продолжается подготовка экспедиции АМС “Кассини” для изучения системы Сатурна — атмосферы и магнитосферы планеты, ее колец и нескольких лун. Эти исследования могут дать ключи к пониманию происхождения Солнечной системы в целом.
В частности, большой интерес вызывает крупнейший спутник Сатурна — Титан. Наземные наблюдения показали, что на Титане имеются “континенты” и “океаны” из жидкого этана. Атмосфера спутника богата органическими соединениями и считается сходной с первичной атмосферой Земли.
Проект “Кассини” разрабатывается совместно НАСА, ЕКА, Итальянским космическим агентством и несколькими европейскими исследовательскими и промышленными организациями. ЕКА разрабатывает посадочный зонд “Гюйгенс”, который будет направлен в атмосферу Титана.
Выполненные в течение 1994 г. работы показали, что проект имеет достаточные запасы по графику работ, финансированию, массам, мощности системы электропитания станции, объему памяти и быстродействия бортового компьютера. Считается, что система будет обладать надежностью “мирового класса”.
В результате проведенных работ подтверждено использование для запуска тяжелой РН “Титан-4/Центавр”. Выполнены защиты технических проектов (“критические обзоры”) по подсистеме команд и данных, твердотельному записывающему устройству, подсистеме контроля ориентации, двигательной установке. Проведена защита рабочего проекта по конструкции космического аппарата.
В течение 1994 ф.г. было закончено проектирование обоих каналов картографического спектрометра видимого и ИК-диапазона (Visible Infrared Mapping Spectrometer, VIMS) и в мае 1994 проведена защита технического проекта. Инфракрасный канал VIMS разработан США (часть электроники — Францией), а видимый канал — Италией. В самом конце 1994 г. должны были начаться испытания комплекса фокальной плоскости. Этот комплекс представляет собой плотно “упакованный” набор детекторов с оптическими фильтрами и электроникой. Он будет последней устанавливаемой на летный аппарат сборкой. Не один раз за время разработки переносился срок запуска и менялась баллистическая схема экспедиции. В настоящее время запуск станции запланирован на октябрь 1997 г. Выполнив два гравитационных маневра у Венеры, один у Земли и один у Юпитера, “Кассини” в июне 2004 г. прибудет в систему Сатурна. “Кассини” совершит пролет планеты на высоте около 1/6 его диаметра и будет выведен на орбиту спутника Сатурна. Планируется, что станция будет вести исследования на протяжении 60 оборотов (около 4 лет).
По материалам “JPL Universe” Лаборатории реактивного движения. В 1994 г. проект “Быстрого пролета Плутона” (Pluto Fast Flyby; “HK” №4, 1993; №1, №8, №10-11, №12-13, 1994) подвергся пересмотру и получил новое наименование — “Плутон-Экспресс” (Pluto Express).
Проект будет стоить меньше и послужит испытательным полигоном для технологий, которые должны использоваться в приемлемых по стоимости проектах КА XXI века, направляемых к дальним планетам Солнечной системы.
Как сообщил менеджер предварительного проекта “Плутон-Экспресс” Роберт Стахле (Robert Staehle), в новом варианте плутоновские аппараты будут иметь массу менее 100 кг. В 1994 г. проведены испытания предварительных версий программного обеспечения, разрабатываемого под осуществление в большой степени автономного полета. Лаборатория реактивного движения и другие постановщики экспериментов подготовили прототипы научных инструментов. Их испытания подтвердили возможность решения научных задач полета с помощью объединенного инструмента, предназначенного для съемки в ультрафиолетовом, видимом и инфракрасном диапазонах и выполнения радиопросвечивания. Этот прибор будет иметь массу всего 7 кг, потреблять 6 Вт и стоить 30 млн $. (Два года назад, когда мы предлагали такие требования, нам смеялись в ответ, замечает Стахле.)
На КА “Плутон-Экспресс” могут быть установлены российские отделяемые зонды, если начатое обсуждение проекта с российскими специалистами приведет к соглашению.
Сейчас работающая над проектом группа из 30 сотрудников подготовила варианты решений, которые рационализируют проект, а управление НАСА оценивает их последствия.
Следует ли использовать более простую траекторию прямого перелета? Или лучше сократить его длительность за счет использования дорогостоящей верхней ступени? Нужно ли работать с русскими и использовать “Протон”, или подготовить станции к запуску на американской “Дельте”? На каждом ли аппарате следует устанавливать русский зонд? Эти вопросы пока не решены.
Вне зависимости от того, какие решения будут приняты, полномасштабная работа над проектом начнется в 1998, а запуск состоится в 2001 г.
1994-й не был простым годом для проекта. Но если год назад стоял вопрос “будем ли мы делать это?”, то теперь вопрос выглядит иначе — “когда мы будем это делать?”. Стахле уверен, что “Плутон-Экспресс” состоится.