Рис.1. Ракета-носитель “Циклон-2”. Рисунок НК. |
Пресс-центр ВКС. 20 декабря 1995 г. в 03:52:14.119 ДМВ (00:52:14 GMT — Ред.) с правой пусковой установки 90-й площадки космодрома Байконур боевыми расчетами ВКС произведен пуск ракеты-носителя “Циклон-2” (11К69 — Ред.) с искусственным спутником Земли “Космос-2326”.
Спутник запущен в интересах Министерства обороны Российской Федерации и выведен на орбиту с параметрами:
— наклонение орбиты 65.0°;
— минимальное удаление от поверхности Земли 415 км;
— максимальное удаление от поверхности Земли 435 км;
— начальный период обращения 92.7 мин.
(Согласно сообщению Мирового центра данных по ракетам и спутникам, космическому аппарату “Космос-2326” было присвоено международное регистрационное обозначение 1995-071 А. Он также получил номер 23748 в каталоге Космического командования США — Ред.)
ИТАР-ТАСС. Нынешний пуск ракеты-носителя “Циклон” — 100-й с 1969 года, когда “Циклон” стартовал с Байконура в первый раз. Она была создана в КБ “Южное” (Днепропетровск) академиком Михаилом Янгелем на базе боевой межконтинентальной ракеты Р-36, а сейчас производится в Днепропетровском ПО “Южмаш” в кооперации с российскими предприятиями. “Циклон” — исключительный пример абсолютной надежности космических ракет: все ее пуски были успешными.
“Циклон-2” — единственный из космических носителей, эксплуатируемых ВКС, предназначен для вывода на околоземную орбиту только военных спутников, рассказали корреспонденту ИТАР-ТАСС в пресс-центре ВКС. Однако на этот раз на борту космического аппарата установлен комплекс научной аппаратуры “Конус-А” массой 131 кг, предназначенный для исследований всплесков гамма-излучений. Гамма-спектрометр, гамма-детектор и ориентируемый малый телескоп будут использоваться для решения фундаментальных задач астрофизики.
Подобный опыт двойного назначения спутников был получен в 1969-78 годах, когда на военных космических аппаратах наблюдения “Гектор”, летавших под “кодовым” названием “Космос”, устанавливались контейнеры с научной аппаратурой.
Комментарий М.Тарасенка НК.
“Космос-2326” представляет собой очередной КА для системы морской космической разведки и целеуказания (СМКРЦ). КА данного типа изготовляются производственным объединением “Арсенал” (Санкт-Петербург) и предназначены для обнаружения и пеленгации электромагнитных сигналов, излучаемых кораблями военно-морских сил потенциального противника. Это позволяет отслеживать местоположение военно-морских группировок и выдавать целеуказания для систем противокорабельного оружия. С запуском “Космоса-2326” орбитальная группировка системы МКРЦ приобрела законченную штатную конфигурацию с тремя работающими аппаратами в одной орбитальной плоскости. Предыдущие два аппарата, “Космос-2293” и “Космосу-2313”, были запущены 2 ноября 1994 г. и 8 июня 1995 г. соответственно.
В штатном режиме орбита каждого КА СМКРЦ поддерживается частыми включениями двигателей малой тяги и обеспечивает точное повторение наземной трассы через каждые трое суток. Кроме того, орбиты разных аппаратов, входящих в рабочую группировку, фазируются так, чтобы все аппараты двигались вдоль одной и той же трассы со сдвигом в 1 сутки друг от друга. Ввиду частых корректирующих включений бортовых двигателей, основной величиной, лимитирующей срок активного существования КА СМКРЦ, представляется бортовой запас топлива. Практическая продолжительность активного существования у последних аппаратов составляет 1.5 года, поэтому при нормальных обстоятельствах штатная конфигурация системы должна сохраниться примерно до мая 1996 г., после чего может потребоваться замена “Космоса-2293”.
Табл. 1. Состав орбитальной группировки КА СМКРЦ
|
Эксперимент “Конус-А”, проводимый на борту “Космоса-2326” наряду с решением основной задачи, состоит в исследовании всплесков космического гамма-излучения. В состав экспериментального комплекса (общей массой 131 кг) наряду с детекторами гамма-излучения входит оптический телескоп, который получает изображения тех же участков неба, откуда регистрируется гамма-излучение. Это должно облегчить последующую идентификацию источников гамма-вспышек.
Эксперимент “Конус-А” поставлен Физико-техническим институтом имени А.Ф.Иоффе РАН (Санкт-Петербург) и разработан совместно с КБ “Арсенал”. В научном плане он является продолжением экспериментов “Конус”, проводившихся в 1970-х и 1980-х годах на АМС “Венера”.
С другой стороны, эксперимент “Конус-А” является первой реальной демонстрацией возможности размещения побочной аппаратуры на КА специального назначения, разработанных КБ “Арсенал”. КБ “Арсенал” предлагает услуги по установке дополнительной ПН заказчика на своих КА или же запуску попутных КА совместно с основным, по крайней мере с 1992 г. (программы “Эскорт” и “Попутчик” соответственно). Возможно, первая практическая реализация этих предложений облегчит дальнейшее развитие этого направления деятельности.
Пресс-центр ВКС. 28 декабря 1995 г. в 09:45:18.436 ДМВ (06:45:18 GMT — Ред.) с 6-й пусковой установки 31-й площадки космодрома Байконур боевыми расчетами ВКС произведен пуск ракеты-носителя “Молния-М” (8К78М — Ред.) с разгонным блоком 2БЛ. Ракета вывела на орбиту индийский искусственный спутник Земли IRS-1C и российско-американский малый спутник “Skipper”.
Параметры орбиты блока 2БЛ в момент отделения от него аппарата IRS-1C составляли:
— наклонение орбиты 98.59°;
— минимальное удаление от поверхности Земли 808.7 км;
— максимальное удаление от поверхности Земли 839.7 км;
— начальный период обращения 101.1 мин.
(Согласно сообщению Мирового центра данных по ракетам и спутникам, космическому аппарату IRS-1C было присвоено международное регистрационное обозначение 1995-072А. Он также получил номер 23751 в каталоге Космического командования США. КА “Skipper” получил регистрационное обозначение 1995-072В и номер 23752 — Ред.)
М.Тарасенко. НК.
IRS-1C — третий крупный КА дистанционного зондирования, разработанный Индийской организацией космических исследований (ИСРО). Первые два аппарата серии IRS (Indian Remote Sensing) IRS-1A и IRS-1B, запущенные в 1988 и 1991 гг., оснащались оптической аппаратурой с 4-мя спектральными каналами и ПЗС-приемниками линейного типа, содержащими по 2048 элементов. Сканер LISS-I обеспечивал наземное разрешение 72 м в полосе 148 км, а два датчика LISS-IIA и IIВ обеспечивали наблюдение с разрешением 36 метров в полосе суммарной шириной 145 км. Эти характеристики соответствовали параметрам аппаратуры ТМ (Thematic Mapper) американских КА ДЗЗ “Landsat”.
IRS-1С оснащен усовершенствованной аппаратурой, которая по разрешению и спектральным характеристикам соответствует параметрам французских КА SPOT или даже превосходит их.
Выход Индии”на передовые позиции в области дистанционного зондирования Земли из космоса наглядно проявляется в том, что американская компания “Eosat”, являющаяся уполномоченным оператором и исключительным распространителем данных от системы “Landsat”, после потери КА “Landsat-6” в 1993 г. заключила с Индией соглашение о получении информации от ныне действующих КА IRS-1B и IRS-P2, а впоследствии, и от новых IRS-1C и IRS-1D (IRS-1D, аналогичный IRS-1С, планируется к запуску в 1997 г.)
Табл.1. Характеристики оптической аппаратуры КА IRS-1C
Примечание: Полоса Б1 (0.45-0.52 мкм) использовалась в аппаратуре LISS КА IRS-1A и IRS-1B |
Комплекс аппаратуры ДЗЗ КA IRS-1C включает три системы для наблюдения в видимом к ближнем инфракрасном диапазонах: линейный самосканирующий изображающий сенсор (Linear Imaging Self-Scanning Sensor, LISS), панхроматический сенсор (PAN) и широкополосный сенсор (Wide Field Sensor, WiFS). Характеристики систем приведены в таблице.
Конструктивно КА IRS-1C представляет собой прямоугольный корпус, внутри которого находятся служебные системы, а на боковой поверхности смонтированы блоки оптической аппаратуры. На двух других боковых поверхностях установлены раскладываемые панели солнечных батарей.
От редакции.
На спутнике имеется система поддержания ориентации с помощью гиромаховиков, двигательная установка коррекции, радиосистема для приема команд и передачи на Землю информации с научной аппаратуры.
Масса IRS-1C — 1.25 т. Расчетный срок активною существования КА — 3 года. Аппарат должен быть принят в эксплуатацию примерно через три недели.
IRS-1C, как и два предыдущих индийских КА ДЗЗ, был запущен российской ракетой-носителем. Подготовку к запуску индийского космического аппарата осуществляло НПО имени С.Л.Лавочкина. Это третья за последние семь лет коммерческая сделка фирмы в рамках совместных российско-индийских космических программ”. IRS-1A стал первым иностранным космическим аппаратом, запущенным СССР на коммерческой основе. Полученные за тот пуск 7.5 млн $ пошли на модернизацию технического комплекса космодрома Байконур и строительство нового гостиничного комплекса.
Соглашение о запуске было заключено между Главкосмосом СССР и ISRO в 1991 г. и предусматривало выведение КА на солнечно-синхронную орбиту в течение 1994-1995 гг. Согласно сообщению ИТАР-ТАСС, стоимость контракта — 60 млрд руб.
М.Тарасенко.
В отличие от IRS-1A и IRS-1B, которые запускались 3-ступенчатыми ракетами-носителями “Восток-М” (8А92М), запуск IRS-1C был осуществлен 4-ступенчатой РН “Молния-М” (8К78М), поскольку выпуск РН 8А92М уже прекращен и последняя, по-видимому, была использована как раз для запуска IRS-1В.
РН “Молния-М”, также как и “Восток-М”, изготовляются Самарским заводом “Прогресс” и их первые две ступени практически идентичны. Ракетные блоки 4-й ступени (блоки Л) изготовляются НПО имени С.А.Лавочкина (г.Химки).
Для РН “Молния-М” это был первый запуск на солнечно-синхронную орбиту. В связи с этим выведение происходило по нестандартной, никогда ранее не использовавшейся схеме. В отличие от обычной для “Молнии” схемы, когда третья ступень выводит блок Л с полезной нагрузкой на опорную орбиту, а затем блок Л обеспечивает довыведение ПН на конечную орбиту, при запуске спутника IRS-1С третья ступень вывела блок Л и ПН на суборбитальную траекторию с высотой апогея 808 км, а включение блока Л обеспечило довыведение на орбиту, близкую к солнечно-синхронной.
Другая особенность запуска состояла в том, что он должен был осуществляться с космодрома Байконур, поскольку только оттуда проложена действующая трасса для выведения на солнечно-синхронные орбиты (вопрос об отводе трассы для запусков на ССО с Плесецка все еще находится в стадии согласования). Однако, РН “Молния-М” с космодрома Байконур не запускались уже 10 лет, с 1985 г., поэтому обеспечение запуска данной РН было связано со значительными дополнительными организационными издержками, как то: командированием с космодрома Плесецк боевого расчета в полном составе и т.п.
От редакции. Поскольку носитель 8К78М впервые использовался для запуска КА на солнечно-синхронную орбиту с Байконура, мы сочли необходимым дать подробную циклограмму выведения РН и другую информацию.
Запуск производится с полигона Байконур в южном направлении, азимут стрельбы 193.28°. Московское декретное время прохождения основных операций на участке выведения КА IRS-1C на рабочую орбиту приведено в таблице:
Этапы полета | Время, с | Высота, км | Скорость, м/с |
КП (старт) | 0 | 0 | 0 |
Разд.1 и II ступеней РН | 119.62 | 60 | 1620 |
Сброс ГО | 218.86 | 210 | 2009 |
Разд. II и III ступеней РН | 242.28 | 252 | 2209 |
Отделение ГБ от РН | 485.34 | 604 | 5225 |
КЗ IV (зажигание ДУ IV) | 721.33 | 798 | 4834 |
ГК IV (выключение ДУ IV) | 893.21 | 804 | 7458 |
Отделение КА IRS-1C | 901.22 | 804 | 7460 |
Отделение КА “Skipper” | 1501.22 | 804 | 7458 |
Три ступени РН выводят головной блок (блок 2БЛ + спутник) на незамкнутую падающую траекторию с параметрами:
а=4536.26км
е=0.58305
i=97.94°
Hmax=808.0 км
Точка падения третьей ступени находится вблизи берегов Сомали в акватории Индийского океана.
Длительность активного участка блока 2БЛ 171.9 секунд, приращение кажущейся скорости 2652.37 м/с. Блок 2БЛ выводит полезную нагрузку на рабочую орбиту с параметрами:
Расчетные начальные параметры рабочей орбиты: (гринвичская система координат, фиксированная на момент старта)
|
На российскую сторону возложено определение параметров орбиты спутника и передача параметров орбиты индийской стороне в течение первых трех суток полета. Для определения параметров орбиты выведения используются измерения текущих навигационных параметров блока 2БЛ (4-й ступеии РН) в течение первых двух витков орбиты с ОКИК-14 Щелково), 17 (Якутск), 18 (Воркута) и траекторные измерения спутника IRS-1C со станции “Медвежьи Озера”. Именно поэтому в официальном сообщении о запуске даны параметры орбиты блока 2БЛ, а не спутника.
Для наблюдения за спутником IRS-1C индийская сторона использует наземные станции в Бангалоре, Лакноу, на острове Маврикий (Индия), а также в Вальтхайме (ФРГ), Фэрбенксе (США).
М.Тарасенко.
КА Skipper (название которого дословно означает “попрыгунчик”, от “to skip” — скакать), разработан совместно Университетом штата Юта и Московским авиационным институтом. Стоимость контракта, по опубликованным данным, составляет 2.4 млн $, заказчиком проекта является Организация по противоракетной обороне МО США (BMDO — Ballistic Missile Defense Organization).
Основной задачей эксперимента “Skipper” является изучение ультрафиолетового излучения, возникающего при входе тела в плотные слои атмосферы. (Использование УФ-излучения в системах обнаружения боеголовок баллистических ракет представляется одним из перспективных направлений развития средств ПРО.) Для проведения экспериментов “Skipper” после выхода на исходную орбиту и завершения проверок должен понизить перигей своей орбиты сначала до 150 км, а затем понижать его высоту дальше шагами по 10 км. При этом КА будет периодически “нырять” в плотные слои атмосферы и проводить измерения возникающего при этом излучения. После отработки всех запланированных режимов (или после выработки топлива в бортовой КДУ) “Skipper” окончательно сойдет с орбиты и прекратит существование. (По данным различных источников, это произойдет через 25-28 суток после запуска — Ред.)
По некоторым сообщениям, сход предусматривается осуществить в районе атолла Кваджалейн, на котором BMDO проводит испытания перспективных комплексов ПРО. В этом случае каждый волей домысливать, не намерена ли BMDO получить от “Skipper'a” максимум пользы и использовать падающий аппарат в качестве мишени для испытания какого-нибудь из разрабатываемых комплексов (Обычно в качестве мишеней используются МБР “Минитмен”, запускаемые с Западного полигона в Калифорнии.)
Конструктивно КА “Skipper” состоит из отсека экспериментальной аппаратуры и служебного отсека и имеет форму цилиндра диаметром 0.8 метра и длиной 1.3 метра. Масса аппарата — 257 кг. Экспериментальная аппаратура поставлена американской стороной, а служебный модуль и системы разработаны российской.
С российской стороны в работах непосредственное участие принимали специалисты НПО имени С.А. Лавочкина. В частности, специально для этого аппарата в НПО Лавочкина была разработана двигательная установка, которая впоследствии может быть использована и на других малогабаритных КА для осуществления маневров и коррекций орбиты.
Рис.2. Китайский носитель CZ-2E. Рисунок НК. |
И.Лисов по сообщениям АП, ИТАР-ТАСС, Франс Пресс и Дж.Мак-Дауэлла. 28 декабря 1995 г. в 19:50 по местному времени (11:50 GMT) с космодрома Сичан (провинция Сычуань, КНР) произведен пуск РН CZ-2E с американским спутником “Echostar 1”. CZ-2E вывела аппарат на низкую околоземную орбиту, откуда при помощи твердотопливного двигателя РКМ он был переведен на переходную орбиту с наклонением 24.4° и высотой 222x35081 км. В дальнейшем с помощью бортового жидкостного двигателя спутник будет переведен на стационарную орбиту.
Согласно сообщению Мирового центра данных по ракетам и спутникам, космическому аппарату “Echostar 1” было присвоено международное регистрационное обозначение 1995-073А. Он также получил номер 23754 в каталоге Космического командования США.
Аппарат принадлежит американской компании “Echostar Satellite Corp.” и предназначен для создания системы непосредственного телевизионного вещания на Соединенные Штаты. Спутник сделан компанией “Lockheed Martin” на основе базовой конструкции AS7000. Масса аппарата — 3288 кг. Он оснащен 16 ретрансляторами диапазона Ku. Расчетный срок работы аппарата — 12 лет.
Запуск КА “Echostar 1”, в отличие от состоявшегося 28 ноября запуска КА “Asiasat 2”, был показан в прямом репортаже по национальному телевидению КНР.
В течение следующих 3 месяцев КНР должна запустить еще два иностранных спутника американского производства. Как заявил представитель “China Aerospace Corp.”, KA “Intelsat 708” должен быть запущен в середине февраля 1996 г. на новом носителе CZ-3B. На середину марта намечен запуск КА “Apstar 1А”.
Как утверждает Президент “China Aerospace Corp.” Лю Цзиюан (Liu Jiyuan), КНР требует за запуск спутника на 15% меньшую сумму, чем ее европейский или американские конкуренты.
И.Лисов по сообщениям НАСА, АП, ИТАР-ТАСС, “USRA Quarterly” и Дж.Мик-Дауэлла. 30 декабря 1995 г. в 08:48 EST (13:48 GMT) со стартового комплекса LC-17A Станции ВВС “Мыс Канаверал” был выполнен пуск РН “Дельта-2” с исследовательским спутником ХТЕ. Аппарат был выведен на околокруговую орбиту с наклонением 22.98°, высотой 565.0x579.0 км и периодом 95.94 мин.
Согласно сообщению Мирового центра данных по ракетам и спутникам, космическому аппарату ХТЕ было присвоено международное регистрационное обозначение 1995-074 А. Он также получил номер 23757 в каталоге Космического командования США.
КА ХТЕ (X-Ray Timing Explorer — Исследователь временных характеристик рентгеновских источников) разработан в Техническом директорате Центра космических полетов имени Годдарда (GSFC) НАСА с целью исследования переменности излучения рентгеновских источников со средним спектральным разрешением. Приборы спутника, перекрывающие непрерывный диапазон энергий 2-250 кэВ, должны исследовать события, временной масштаб которых простирается от микросекунд до месяцев.
К настоящему времени орбитальные рентгеновские обсерватории открыли тысячи источников, многие из них — с экзотическими свойствами. Особенный интерес представляют источники с неправильной переменностью с очень короткими характерными временами — до миллисекунд и менее. Основная цель программы ХТЕ — исследовать именно это явление. Спутник должен исследовать динамическое поведение приблизительно 1000 самых ярких источников. С ХТЕ будут наблюдаться самые экзотические астрофизические объекты — белые карлики, нейтронные звезды и кандидаты в черные дыры, квазары. Ожидается, что ХТЕ позволит исследовать динамику аккреции в рентгеновских парах и внутреннюю структуру нейтронных звезд.
На спутнике установлены два направленных (РСА и НЕХТЕ) и один обзорный (ASM) инструмент.
Набор пропорциональных счетчиков РСА (Proportional Counter Array) создан в Лаборатории астрофизики высоких энергий GSFC и предназначен для регистрации излучения в нижней части энергетического диапазона ХТЕ (2-60 кэВ). РСА (как и НЕХТЕ) оснащен коллиматором, дающим относительно низкое пространственное разрешение (полная ширина 1° на половине максимума) и включает пять пропорциональных счетчиков с общей собирающей площадью 6500 см2. РСА обладает чувствительностью 0.1 мКраб, временным разрешением 1 мксек и энергетическим разрешением лучше 18% при энергии 6 кэВ. Он предназначен для наблюдения относительно ярких источников. Научный руководитель инструмента и всего проекта ХТЕ — д-р Джин Суонк (Jean H. Swank).
Аппаратура слежения за рентгеновским излучением высоких энергий НЕХТЕ (High Energy X-ray Timing Experiment) разработана, изготовлена и испытана в Центре астрофизики и наук о космосе Университета Калифорнии в Сан-Диего и перекрывает “верхнюю” часть диапазона (15-250 кэВ). Предшественником этого инструмента явился прибор А-4 рентгеновской обсерватории НЕАО-1 (1977). НЕХТЕ должен исследовать временные характеристики компактных объектов Галактики и Магеллановых облаков, измерять высокоэнергетические спектры активных галактических ядер и выполнить проверку теорий происхождения диффузного рентгеновского фона.
НЕХТЕ имеет два набора из четырех сцинтилляционных счетчиков (Nal-Csl) каждый, которые могут качаться под прямым углом друг к другу с амплитудой от 1.5 до 3°, чтобы обеспечить точные измерения фона. Таким образом, хотя детекторы НЕХТЕ и РСА нацелены в одном направлении, на половину рабочей области НЕХТЕ подается фоновое излучение из близкой окрестности наблюдаемого объекта. Общая собирающая площадь прибора — 1600см2. НЕХТЕ имеет чувствительность 10 мКраб, временное разрешением 10 мксек и энергетическое разрешение лучше 18% при энергии 60 кэВ. Научный руководитель эксперимента — д-р Ричард Ротшилд (Richard E.Rothschild).
Глобальный монитор неба ASM (All Sky Monitor) создан в Центре космических исследований Массачусеттского технологического института (МгТ). Его основная цель — быть часовым, то есть обнаруживать вспышки в рентгеновском диапазоне для оперативного перенацеливания двух других приборов, а также отслеживать долгопериодические изменения яркости. Прибор состоит из трех широкоугольных теневых камер (поле зрения каждой — 6x90°) с кодированной маской и ксеноновыми пропорциональными счетчиками общей собирающей площадью 90см2. Пространственное разрешение ASM — 3x15', чувствительность — 30 мКраб.
ASM должен обозревать 80% неба в диапазоне 2-10 кэВ на каждом витке, отслеживая события с временным масштабом порядка 100 мкн и более. Каждая из трех камер сканирует полосу 10x90° в течение 100 сек. Научный руководитель эксперимента — д-р Хейл Брадт (Hale V. D. Bradt).
Данные с РСА, НЕХТЕ и ASM обрабатываются на борту в системе обработки экспериментальных данных EDS (Experiment Data System), также разработанной в MIT под руководством Х.Брадта. EDS состоит из 8 анализаторов, из которых 6 предназначены для работы с РСА и 2 — с ASM. Каждый анализатор имеет процессор 80286 и соответствующую память. Анализаторы программируются независимо и поддерживают многочисленные режимы обработки и представления данных. Данные НЕХТЕ обрабатываются собственной системой.
ХТЕ дает возможность вести очень разные типы наблюдений. С его помощью можно исследовать быстрые и сверхбыстрые вариации рентгеновской переменности для относительно ярких источников. В диапазоне 2-200 кэВ его приборы дают 15000 отсчетов в секунду от Крабовидной туманности, фиксируя события с точностью до микросекунд. При наблюдениях активных ядер галактик на энергиях свыше 10 кэВ уровень фона детекторов достаточно низок для того, чтобы фиксировать источники с интенсивностью в 0.2 мКраб.
Аппарат предполагается использовать как для плановых наблюдений, так и для исследования вновь обнаруженных источников и явлений. ХТЕ может быть направлен в любую точку, удаленную не менее чем на 30° от Солнца, но для большинства целей на каждом витке существуют 15-30 минутные интервалы в наблюдательном времени, связанные с экранированием источника Землей и влиянием Бразильской магнитной аномалии.
ХТЕ — первый рентгеновский спутник НАСА после космической обсерватории “Эйнштейн”, запущенной в 1978.
Первоначально ХТЕ предполагалось разработать на базе платформы “Explorer”. Но реально был спроектирован и изготовлен намного более совершенный аппарат. Так, вместо пленочных магнитофонов для записи телеметрических данных на ХТЕ установлены твердотельные ЗУ емкостью 1 Гбит, с которых телеметрия может считываться с различной скоростью. В систему связи включены две остронаправленные антенны, позволяющие вести почти непрерывную передачу непосредственно на Землю или через спутники-ретрансляторы TDRS в режиме многопользовательского доступа. Ориентация осуществляется с помощью двух звездных ПЗС-датчиков, что позволяет одновременно отслеживать до пяти звезд на датчик. Мощная бортовая система управления SDS берет на себя многие функции наземной группы управления.
Аппарат имеет форму параллелепипеда с двумя панелями солнечных батарей, способными вращаться и отслеживать Солнце.
Масса спутника — 3040 кг. В течение первого месяца полета будут вестись его испытания, проверка и калибровка инструментов. Затем начнутся регулярные наблюдения.
Гарантированный срок работы ХТЕ — два года, однако исследователи надеются использовать его в течение как минимум пяти лет. Управлять аппаратом будет Центр Годдарда. Планирование работ и обработка данных будут вестись в Научном центре управления ХТЕ, включающем комплексы научных исследований SOF (управление орбитальной обсерваторией) , комплекс приглашенных исследователей GCF (научное обслуживание исследователей) и центр научных данных XSDC (обработка, распределение и архивирование информации). Впервые на исследовательском аппарате НАСА все 100% времени наблюдений будут выделяться на конкурсной основе — даже для научных руководителей приборов. Стоимость программы — 195 млн $.
Запуск спутника ХТЕ на ракете “Дельта” модели 7920-10 №230 оказался одним из рекордных по числу переносов. После частично успешного запуска КA “Koreasat-1” 5 августа пуск “Дельты” с ХТЕ был отсрочен с конца августа не ранее чем на 12 октября. ХТЕ был далее вынужден “уступить очередь” канадскому КА “Radarsat-1”, запуск которого был привязан ко времени года. Из-за задержки уже этого пуска ХТЕ переносился последовательно на 26 октября, 9 ноября, 20 ноября, 2 декабря. Свой вклад в отсрочку также внесли обнаруженные проблемы с авионикой носителя.
Более твердым план стал после успешного запуска “Radarsat'a” 4 ноября. Около 15 ноября носитель вывезли на старт, 17 ноября к нему пристыковали спутник. До конца ноября проводились проверки “Дельты” и наземных систем. При имитации пуска 25 ноября была обнаружена неисправность привода положения верньерного двигателя 1-й ступени, который пришлось заменить. Из-за этого пуск был перенесен вновь: с 4 на 10 декабря. 2 декабря была проведена последняя проверка аппаратуры спутника.
10 декабря пуск планировался между 09:36 и 11:01 EST. Предстартовый отсчет начался 6 декабря в 06:36 EST. Попытки пуска 10, 11 и 12 декабря были последовательно отменены из-за недопустимо сильного ветра. Последовал перерыв на пуск “Атласа” с “Galaxy 3R”. Запуск ХТЕ не состоялся и 17 декабря, вновь из-за сильного ветра. В понедельник 18 декабря ветер наконец стих, и в 10:01 EST была предпринята первая попытка запуска. Однако она была прервана уже после включения двигателя RS-27 первой ступени РН “Дельта”, за 2.5 сек до зажигания твердотопливных ускорителей и подъема. Персонал стартового расчета сработал четко, обеспечив безопасность заправленной ракеты и спутника.
Как было установлено, клапан окислителя двигателя 1-й ступени не открылся, что повлекло автоматическую остановку пуска. Было объявлено о переносе как минимум на неделю, но в итоге пуск состоялся лишь 30 декабря в 13:48 GMT. Циклограмма пуска приводится по данным Дж.Мак-Дауэлла.
Момент | Событие |
Т-2.5 сек | Включение верньерных двигателей. |
Т-2.5 сек | Включение основного двигателя 1-й ступени. |
Т-00 сек | Включение ускорителей GEM №№ 1, 2, 3, 7, 8, 9. Подъем. |
Т+1 мин 05 сек | Отключение и отделение первых шести ускорителей. Включение ускорителей №№ 4, 5, 6. |
Т+2 мин 11 сек | Отключение и отделение последних трех ускорителей. |
Т+4 мин 20сек | Отключение двигателя RS-27. |
Т+4 мин 29 сек | Отделение первой ступени. |
Т+4 мин 34 сек | Включение двигателя AJ-10-118K второй ступени. |
Т+4 мин 40 сек | Сброс головного обтекателя. Высота 143 км. |
Т+9мин 55 мин | Отключение двигателя второй ступени. Переходная орбита: 28.73, 157x613 км |
Т+68 мин 18 сек | Второе включение двигателя AJ-10-118K. |
Т+69 мин 49 сек | Выключение двигателя второй ступени. Круговая орбита. |
В 15:06 GMT KA отделился от носителя. Через 20 мин вторая ступень выполнила маневр ухода из окрестности ХТЕ, а в 15:34 четвертым включением двигателя AJ-10-118К ступень была переведена на орбиту с перигейной высотой 176 км, с которой она вскоре сойдет в результате естественного торможения. Этот маневр имеет целью избежать взрыва ступени и засорения околоземного пространства “космическим мусором”.
М.Тарасенко. НК.
Российская Федерация. Российский КА оптико-электронной разведки “Космос -2305” завершил свой полет. Согласно данным американских средств контроля космического пространства, “Космос-2305” был сведен с орбиты 18 декабря (19-го по ДМВ) и, по всей видимости, затоплен в акватории Тихого океана (По сообщению пресс-центра ВКС, “Космос-2305” сошел с орбиты 19 числа в 1:57 ДМВ и упал в 3750 км восточнее г.Велингтона, — Ред.).
“Космос-2305” был запущен 29 декабря 1994 г. (НК №26, 1994) и провел на орбите 354 дня. В составе российской орбитальной группировки остался один КА ОЭР, “Космос-2320”, выведенный на орбиту 29 сентября 1995 г.
США. С запуском КА USA-116 6 декабря США располагают тремя КА ОЭР, один из которых, по-видимому практически исчерпал ресурс и возможно будет сведен с орбиты вскоре после ввода нового КА в штатную эксплуатацию.
В настоящее время параметры орбит КА ОЭР США составляют:
Официальное название КА | USA-33 | USA-86 | USA-116 |
Международное обозначение | 1988-099А | 1992-083А | 1995-066А |
Дата запуска | 06.11.88 | 28.11.92 | 06.12.95 |
Драконический период, мин | 97.56 | 97.44 | 96.88 |
Наклонение,° | 97.82 | 97.85 | 97.87 |
Минимальная. высота, км | 281 | 287 | 270 |
Максимальная высота, км | 1002 | 1021 | 980 |
Аргумент перигея, ° | 334 | 90 | 111 |
Прямое восхождение восходящего узла и ИСК, ° | 59 | 110 | 108 |
Отметим, что USA-116 и USA-86 находятся почти в одной плоскости, причем угловое рассогласование между ними уменьшается со временем, поскольку новый USA-116 находится на несколько более низкой орбите. Плоскость орбиты старого USA-33 смещена на 51° к востоку от плоскости USA-86. Кроме того, аргумент перигея у USA-33 таков, что минимальная высота полета реализуется над южным тропиком, а не в Северном полушарии, где расположены все основные зоны наблюдения. Это можно считать свидетельством исчерпания запасов топлива, в результате чего коррекции положения линии апсид не проводятся, а наблюдения объектов в Северном полушарии проводятся в обзорном режиме — с большей высоты и с соответствующим снижением разрешения.
Франция. КА “Helios-1А” с октября 1995 г. находится в режиме штатной эксплуатации, которая по расчетам должна продлиться до 2000 г.
18 декабря. С.Головков по сообщению Рейтер. “Значительно больше дюжины” спутников привлекаются для обеспечения операции НАТО в Боснии, заявил командующий 14-й воздушной армией США генерал-майор Дэвид Веселы (David Vesely). Эти аппараты используются для решения задач связи, навигации, метеорологического обеспечения и получения разведывательной информации.
“В операцию вовлечены большое количество коммерческих и военных спутников [США] и, фактически, НАТО, — заявил Веселы на брифинге для прессы в Пентагоне. — И мы провели небольшое перемещение этих спутников.”
В последнем случае речь, очевидно, идет об одном или нескольких стационарных спутниках связи. Кроме них, значительную роль в боснийской операции должны играть аппараты глобальной системы определения местоположения GPS. Приемными устройствами этой системы будут оснащены не только грузовые и боевые самолеты, но и подразделения сухопутных сил США.
“Мы используем значительное количество изображающих систем, включая военные,” — сообщил Веселы. Он упомянул об использовании спутников для съемки в инфракрасном диапазоне, дающих детальные цифровые изображения поверхности. Однако не все потребности операции удалось удовлетворить с помощью национальных средств США — карты Боснии составляются на основе приобретенных данных французской системы дистанционного зондирования SPOT. Французские снимки удобны еще и тем, что распространяются без ограничений и могут применяться в многонациональной операции без тех ограничений, которые влекло бы использование информации с разведывательных ИСЗ США.
В Боснии по сути будут опробованы изменения, направленные на более активное использование средств космической связи, навигации, метеорологии и разведки, а также средства предупреждения о ракетном ударе, продиктованные опытом Войны в Заливе в 1991 г. С использованием новых систем интеграции информация будет доводиться до пилотов самолетов и командиров сухопутных подразделений значительно быстрее, чем это было во время освобождения Кувейта.
23 декабря. С.Головков. НК. История, которую мы хотим вам рассказать, началась 15 января 1995 г. пуском РН “Mu-3S2” с космодрома Танегасима в Японии (“НК” №2, 1995, стр.28-31). Полезным грузом японской ракеты был германский исследовательский аппарат “Express”, базовый блок которого был куплен у российского ГКНПЦ имени М.В.Хруничева и представлял собой доработанную орбитальную головную часть (ОГЧ), известную больше под западным наименованием FOBS.
* Как сообщает Дж.Мак-Дауэлл, стационарные спутники, запущенные в последнее время, выведены в следующие точки стояния: “Галс” №2 — 70.9°в.д., “Asiasat 2” — 100.5°в.д., “Telecom 2С” — 1.0°в.д., “Insat 2С” — 92.5°в.д. “Galaxy 3R” медленно дрейфует над 94.9°з.д. “UHF F/O 6” по окончании испытаний переведен в 105.3°з.д. “Intelsat 503” работает теперь в точке 157.0°в.д. В середине декабря выведены из точек стояния КА TDRS-1 (139.6°з.д.) и “DFS Kopernikus 1” (33°в.д.). |
Пуск, в ходе которого возникла неисправность 2-й ступени носителя, был признан неудачным. В день пуска японская сторона сообщила об установлении кратковременной связи с аппаратом через 90 мин после старта, и последующем падении его в Тихий океан. Но Космическое командование США отказалось регистрировать этот запуск. Оно заявило, что “Express” не проходил в зоне видимости американских средств контроля и, следовательно, не сделал ни одного витка. Российская система контроля космического пространства предпочла промолчать, и американская версия была молчаливо принята за истину.
И все же германо-японская версия событий (изложенная среди прочих в упомянутом номере “НК”) оказалась более верной, так как в действительности возвращаемый аппарат “Express'a” успешно приземлился в малонаселенном районе Ганы в Западной Африке. Как теперь установлено, аппарат сделал до окончательного входа в атмосферу и торможения 2.5 витка.
Спускающийся на оранжевом парашюте аппарат наблюдали местные жители, и событие даже удостоилось пары публикаций в местной газете. К изумлению ганцев, на парашюте они обнаружили надписи, сделанные... по-русски. И, надо сказать, поняли их (спасибо Университету дружбы народов имени П.Лумумбы!).
Итак, ганцы обратились в российское посольство, которое запросило РКА. Российское космическое агентство уверенно ответило, что никакие российские спутники в Африку не спускались, что в общем-то было правдой.
Дотошные ганцы на этом не успокоились и стали запрашивать все посольства по очереди. В какой-то момент их усилия пересеклись с работой Джеффри Перри (Geoffrey О. Perry) из знаменитой Кеттерингской группы, который не принял на веру заявление о том, что “Express” так и не вышел на орбиту, и правда об исходе запуска 15 января наконец стала известна соответствующим специалистам.
В середине декабря представители “Daimler-Benz Aerospace” прибыли в Гану, чтобы обследовать и эвакуировать аппарат. История с находкой потерянного “Express'a” была первоначально опубликована Дж.Перри в ноябрьском номере информационного бюллетеня Астрономического общества Западной Австралии, затем в “Worldwide Satellite Launches” британского исследователя Филлипа Кларка (Phillip S. Clark) за 7 декабря, и наконец, в “Aviation Week & Space Technology” за 14/21 декабря.
Мораль этой истории: “Express”, успешно вернувшийся на Землю в нештатной и довольно тяжелой ситуации, доказал, что русские орбитальные головные части были сделаны на редкость хорошо. Как нам стало известно из осведомленных источников, известие об обнаружении пропавшего спутника было удостоено специального объявления по местному радио в ГКНПЦ имени М.В.Хруничева. А вот пресс-центр фирмы почему-то не захотел использовать столь явное доказательство для пропаганды превосходства своих технических идей и их осуществления.
Поэтому история о прибытии “Express'a” в Гану рассказана со слов Джеймса Оберга, изложившего для всеобщего сведения статью из AW&ST, и Филлипа Кларка, уточнившего реальную последовательность публикаций.
И.Лисов. НК. Запуск трех КА “Ураган” (“Глонасс”) 14 декабря 1995 г. явился 7-м и последним в текущем году и 236-м в общем списке пусков носителей 8К82 “Протон” и 8К82К “Протон-К” в 2— и 3-ступенчатом вариантах, а также с различными разгонными блоками в качестве 4-й ступени.
Всего три месяца остаются до первого коммерческою пуска РН “Протон-К” со спутником “Astra IF”. В связи с этим большой интерес представляет статистика пусков и данные по надежности РН “Протон-К”. К сожалению, в известных автору публикациях приводится лишь общее отношение числа успешных к полному числу пусков и не проводится разделение причин неудачных пусков на отказы трех первых ступеней (к которым, собственно, относится обозначение “Протон-К” и которые производятся на Заводе ракетной техники ГКНПЦ имени М.В.Хруничева) и разгонных блоков (4-х ступеней) производства Завода экспериментального машиностроения РКК “Энергия”.
Табл.1. Статистика пусков РН “Протон” и “Протон-К” в 1965-1995
|
В результате статистика искажается в сторону занижения надежности как РН “Протон-К” (когда не считаются успешными пуски, при которых первые три ступени в действительности отработали успешно), так и разгонных блоков (поскольку при авариях первых ступеней разгонный блок фактически не используется и такие пуски не должны учитываться при оценке его надежности). Настоящая публикация призвана заполнить указанный пробел.
Основой для этой статьи послужила опубликованная пресс-центром ВКС статистика пусков РН “Протон-К” с разбивкой по годам и типам разгонных блоков за 1967-1995 гг. Табл. 1 представляет собой несколько переработанный и дополненный результатами последних пусков материал пресс-центра ВКС. Для полноты в нее также включены 4 пуска РН “Протон” в 2-ступенчатом варианте. В графах таблицы приведено количество успешных, частично успешных и аварийных пусков соответствующего типа носителя в сочетании с РБ в каждом году.
Из общего числа в 236 пусков РН “Протон” и “Протон-К” успешными явились 205, частично успешными — 8, аварийными — 23.
Табл.2. Рост надежности трех ступеней РН “Протон-К” за период эксплуатации
|
Из 4 пусков двухступенчатой РН 8К82 “Протон” с одноименными научными спутниками, выполненных в 1965-1966 гг, успешны были три, один закончился аварией на этапе работы 2-й ступени.
Из 27 пусков трехступенчатой РН 8К82К “Протон-К” без разгонных блоков, выполненных в 1968-1995 гг., успешными были 24, аварийными — 3. Один из успешных пусков — 17 августа 1970 г. — был выполнен по суборбитальной траектории.
Еще в 205 пусках ракета 8К82К “Протон-К” оснащалась разгонными блоками шести различных типов. Из этих пусков, выполненных в 1967-1995 гг., в 188 случаях три ступени РН 8К82К отработали штатно, в 17 случаях авария произошла на этапе работы трех первых ступеней.
Таким образом, три ступени 8К82К “Протон-К” запускались в общей сложности 232 раза. 212 раз они отработали штатно, 20 — аварийно. Средняя надежность РН 8К82К за исключением разгонных блоков 4-й ступени за период 1967-1995 гг. составляет 91.4 %. Последняя авария РН 8К82К произошла 27.05.1993.
Следует отметить при этом, что надежность РН “Протон-К” в настоящее время гораздо выше приведенной средней величины. Так, за период 1991-1995 гг. она составляет 97.7%. Соответствующие данные приведены в Табл.2, где указано не только количество успешных, частично успешных и аварийных запусков, но и количество раз, когда успешно отработали три первые ступени, а также надежность РН в целом и трех первых ступеней в частности.
При составлении Табл.2 учитывалось, что во всех пусках, признанных частично успешными, три ступени РН “Протон-К” отработали успешно, а невыполнение задачи пуска было вызвано отказом разгонного блока. Кроме того, в двух случаях пуски были аварийными вследствие отказа РБ при первом включении которого аппарат должен был довыводиться на опорную низкую орбиту (пуски лунных станций Е-8-5 и Е-8-5М 14.06.1969 и 16.10.1975).
Разгонный блок 11С824 “Блок Д”, по уточненным данным, использовался в 1967-1976гг. в 40 пусках. Из них 25 пусков прошли успешно, в 6 отказал РБ, а в 9 — одна из трех первых ступеней РН. Таким образом, надежность РБ 11С824, пересчитанная на 31 случай его фактического использования, составляет 80.6%.
Варианты этого блока 11С824М и 11С824Ф использовались 10 и 2 раза соответственно в 1978-1989 гг. Все 12 запусков прошли успешно.
Разгонный блок 11С86 “Блок ДМ” использовался в 1974-1990 гг. в 66 пусках. Из них 60 пусков прошли успешно, в одном отказал РБ, в 5 — одна из первых трех ступеней. Таким образом, надежность РБ 11С86, пересчитанная на 61 случай его фактического использования, составляет 98.4%.
Разгонный блок 11С861 “Блок ДМ-2” используется с 1982 г. по настоящее время. Проведено 85 пусков РН 8К82К с этим РБ, из которых 79 были успешными, в 3 пусках отказал разгонный блок, в 3 — одна из трех первых ступеней РН. Таким образом, надежность РБ 11С861, пересчитанная на 82 случая его фактического использования, составляет 96.5%. Последний отказ РБ 11С861 имел место в 1988 г.
Разгонный блок 11С861-01 “Блок ДМ-2М” использовался в 2 пусках в 1994 г. (“Экспресс” №1, “Галс” №1). Оба пуска прошли успешно. В печати, в том числе и в “НК”, несколько раз сообщалось об использовании РБ 11С861-01 в других пусках (“Электро”, “Галс” №2 и др.). В действительности, как нам стало известно из информированных источников, были использованы доработанные РБ 11С861, грузоподъемность которых увеличена на 150-200 кг по сравнению с обычным РБ 11С861.
Табл.3. Суммарные данные по пускам РН семейства “Протон” с различными РБ
|
В Табл.3 для каждого из вариантов указаны общее количество пусков, количество успешных пусков, надежность варианта РН, количество отказов ступеней РН 8К82 и 8К82К и разгонных блоков, надежность РБ.
19 декабря. Ю.Першин. НК. Так уж совпало, что в течении недели было запланировано произвести три запуска: РН “Протон” со спутниками системы “Глонасс”, РН “Циклон-2” со спутником “Космос” и РН “Союз” с “Прогрессом М-30”. В промежутках между вывозами и стартами было время оглядеться и осознать чем живет и дышит первый космический город. Но обо всем по порядку.
Байконур в эти дни переживал непривычный для него в это время года мороз — до минус 30 градусов Цельсия, что однако, не помешало вовремя осуществить запуск РН “Протон” со спутниками навигации, которые завершали формирование орбитальной группировки.
Вернемся в город Ленинск. Внешне он ничем не отличается от обычного провинциального российского городка, за исключением, пожалуй, заложенных кирпичом окон первых этажей многих домов. Бомжей как, к примеру в Москве, не увидишь. Но по словам старожилов, при населении города около 60 тысяч людей, около 15 тысяч проживают без прописки. Наличие коммерческих ларьков никого уже не удивляет. Магазины недостатка в товарах также не испытывают. Расчет в любой форме: хочешь в рублях, а хочешь в теньге (курс 1 теньге=75 рублей). Менялы встречают на дальних подступах к рынкам. Хотя некоторые похоже смутно понимают что же они меняют: “Меняю “баксы” на доллары!”. Непривычны машины с российскими номерами нового образца с кодом 94. Так что, если вы увидите на улицах своего города автомобиль с таким кодом, то знайте, что он приехал из Ленинска.
Теперь отправимся на “двойку”. Вывоз РН “Союз” с кораблем “Прогресс” состоялся по старой традиции в 07:00 по местному времени. Кстати, существует еще одна традиция. Автомобильная дорога пересекает железнодорожную ветку к стартовой позиции. Так вот, пока
* Как сообщила газета “Красная звезда” от 26 декабря, Указом президента Казахстана Нурсултана Назарбаева город Ленинск Кзыл-Ординской области переименован в город Байконыр. При этом подчеркивается, что принятие данного указа не затрагивает положений договоров и соглашений с Россией по городу Ленинску. |
17 декабря проходили выборы в государственную Думу России. Ленинск был приписан к Одинцовскому избирательному округу Московской области. Прикомандированным тоже была предоставлена возможность проголосовать, хотя и здесь не обошлось без курьезов. Голосование производилось в местном госпитале. Голосовавшим пришлось упорно бегать за урной, обычно это происходит наоборот. Нашли ее в психиатрическом отделении, что дало пищу для острот.
Впервые журналисты были допущены на стартовую позицию РН “Циклон-2”. Вывоз РН осуществляется за 15 часов до старта (в Плесецке “Циклон-3” вывозится за 2-3 часа до старта). Однако стартовать носителю в назначенное время не пришлось, “Циклон” вернули и МИК. Была ли неисправность связана с носителем или со спутником, так и не удалось узнать. Стартовики же благодарили бога, что ракету не успели заправить. “Циклон-2” стартовал на следующий день.
Вертолетный облет стартовых позиций РН “Союз” со стоящей на старте ракеты с кораблем “Прогресс”, площадок РН “Протон” и РН “Энергия” дополнил остроту впечатлений. Грустно выглядит стартовая позиция РН “Энергия”. Особенно остро это воспринимается на фоне полученного известия о том, что 28 декабря военные покидают стартовый комплекс “Энергии”. Не понятно, зачем тогда покрасили недавно одну из стартовых мачт? По принципу: “Выкрасили — выбросили”? Сиротливо стоят полузанесенные снегом в количестве 7 штук уникальнейшие тепловозы серии 3МУ62П для вывоза “Энергии” на стартовую позицию. Уникальность их заключается в том, что партия этих тепловозов была изготовлена специально для вывоза РКК “Энергия-Буран”. Установщики носителя также благополучно заносятся снегом на площадке перед МИКом.
Таким вот предстал город Ленинск и космодром Байконур в конце декабря 1995 года. Тем не менее создается впечатление, что космодром уже пережил свои худшие годы. И сейчас он медленно, но уверенно возрождается, пусть с меньшими силами, но на более качественном уровне.
Отдел информации ГКНПЦ. 9 декабря 1995 года во время проведения Государственном космическом научно-производственном центре имени М.В.Хруничева испытания на герметичность была повреждена часть корпуса летного изделия Функционально-энергетического блока (ФГБ). Это повреждение первого элемента Международной космической станции затронуло внутреннее днище и элементы трех передних секций герметизированного инстументального модуля.
Расследования произошедшего показали, что ошибка оператора, проводившего испытания, привела к перепаду давления между передней частью герметического адаптера и герметического модуля. Возникший перепад давления произошел в результате ошибки оператора, проводившего испытания, и не является, таким образом, недостатком в разработке конструкции блока. Подобный перепад давления не произойдет на ФГБ при функционировании на орбите, сама конструкция блока этого не позволит. Космический центр имени Хруничева принял технические меры к предотвращению подобного в последующих испытанных на герметичность. Представители российского предприятия и компании “Boeing” приняли решение присутствовать при доработке и повторных испытаниях по ФГБ.
В настоящее время полностью заменена на новую поврежденная часть герметичной оболочки ФГБ. Приварена основная часть кронштейнов, необходимых для установки оборудования. Все технологические операции строго контролируются и документируются, тщательной проверке подвергаются все выполненные работы: осуществлен дополнительный рентгеноконтроль и контроль методов вихревых токов качества герметичного корпуса. Новые металлические части корпуса для замены имелись в наличии. Сам процесс доработки сертифицирован и на нашем предприятии уже имелся опыт подобных работ.
Поврежденные части корпуса в последующем будут использованы при изготовлении стендовых изделий, к которым не предъявляются требования по герметичности.
Официальные представители Космического центра имени Хруничева подтверждают, что происшествие не повлияет на график выполнения работ по разработке ФГБ, в связи с тем, что па момент происшествия его изготовление шло с опережением на 2 месяца. Окончательно готовый корпус летного изделия фирме “Boeing” будет предъявлен точно в установленный контрактом срок, 15 апреля 1996 года. А сам запуск ФГБ ракетой-носителем “Протон” в рамках программы создания Международной космической станции запланирован на 27 ноября 1997 года.
Отдел информации ГКНПЦ. С 11 по 16 декабря 1995 года в г.Эль-Сегундо, Калифорния, прошла третья встреча рабочей группы по интерфейсам в рамках программы “PanAmSat”. В течении недели технические специалисты Государственного космического научно-производственного центра имени М.В.Хрукичева, совместного предприятия ILS (International Launch Services), американской компании Hughes Space and Communications вели переговоры, итогом которых аало подписание предварительного соглашения по документу контроля интерфейсов (ДКИ). Этот документ устанавливает требования к интерфейсам и конструкции, а также излагает соглашения, заключенные между ILS, предоставляющей услуги по запуску РН “Протон”, и фирмой “Hughes” — разработчика космического аппарата HS-601HP для компании “Pan AmSat”. Тем самым были зафиксированы все соглашения по физическим, функциональным, внешним и операционным интерфейсам в областях, включающих требования к проектированию, анализу, аппаратному и программному обеспечению, компоновке системы, испытаниям, эксплуатации и производственным объектам. Одним словом, был принят документ, который определил технические требования для дальнейшей работы по осуществлению программы “PanAmSat-5”.
Напомним, что по этой программе на орбиту должен быть доставлен спутник РAS-5, который является космическим аппаратом с трехосевой стабилизацией и предназначен для обеспечения связи в С и Ku диапазонах в районе Атлантического океана.
Его запуск запланирован на второй квартал 1997 года. Спутник будет выведен на оптимизированную геостационарную переходную орбиту.
PAS-5 станет первым спутником компании “PanAmSat”, запущенный с помощью РН “Протон”. А всего американская компания планирует осуществить при помощи “Протона” запуски еще двух спутников PAS-8 и PAS-9. Правда, здесь необходимо уточнить, что оба эти запуска должны быть подтверждены американской стороной соответственно до апреля и до июля 1996 года.
Прошедшая в Эль-Сегундо встреча показала, что интерес, проявляемый к российскому Космическому центру имени Хруничева со стороны американской компании “Hughes”, не ограничивается работой по программам “Astra-1F” и “PanAmSat-5”. В настоящее время “Hughes” создает спутники связи “Astra-1G”, “Astra-1H”, “Astra-1HR” и “Asiasat-3”. Запуски всех этих спутников запланированы на 1997 год и среди ракет-носителей, которые рассматриваются американской стороной для этих целей фигурируют РН “Протон” и “Ариан”.
Что же касается программы “PanAmSat-5”, то следующим важным этапом ее осуществления станет защита эскизного проекта, которая пройдет в Москве в период с 11 по 15 марта 1996 года.
28 декабря. С.Головков по сообщениям АП, ИТАР-ТАСС. Сегодня Президент Клинтон по рекомендации Министра обороны Уилльяма Перри наложил вето на принятый Конгрессом закон о разрешении финансирования Министерства обороны в 1996 ф.г. Президент заявил, что он в особенности возражает против включенного в текст закона положения, принуждающего его построить и развернуть систему противоракетной обороны космического базирования к 2003 г.
Введенный в текст закона политический пункт требует, чтобы американские военные построили систему для защиты территории США от потенциальной атаки баллистическими ракетами.
Билл Клинтон заявил, что строительство обороны в настоящее время противоречит условиям советско-американскою Договора по ПРО 1972 г. и может негативно сказаться на усилиях по контролю за вооружениями.
Закон “недопустимым образом ограничивает мои возможности обеспечивать задачи национальной безопасности нашей страны и существенно мешает исполнению ключевых программ национальной обороны,” — сказал Б.Клинтон, поскольку требует “истратить десятки миллиардов долларов и вынудить США преждевременно связать себя следовать конкретному технологическому решению”.
Отвергнутый закон разрешает расходование в 1996 ф.г. около 265 млрд $, что на 7 млрд $ выше запрошенной у Конгресса суммы. Преодоление вето Конгрессом маловероятно.
18 декабря. О.Шинькович по сообщениям АП, Hughes, Boeing и Space News. Сегодня состоялось подписание контракта между консорциумом Hughes Space and Communications и международной компанией Sea Launch на выведение по крайней мере 10 своих спутников в течение 5 лет с помощью строящегося плавучего стартового комплекса (см. “НК” №18, 1995).
Контракт, финансовая сторона которого пока остается неизвестной, подписали президент Hughes Space and Communications Стивен Дорфман (Steven D. Dorfman) и президент Sea Launch Co. Рональд Олсон (Ronald Olson).
Sea Launch — это совместное предприятие, документ об образовании которого был подписан 4 мая 1995 года президентом Boeing Commercial Space Джеймсом Ноблиттом (J.Noblitt), президентом норвежской судостроительной компании Kvaerner AS. Дитрихом Шнитлером (Deitrich Schnitler), президентом РКК “Энергия” Юрием Семеновым и двумя генеральными директорами НПО “Южное” Юрием Алексеевым и Станиславом Конюховым.
Рис. 1. Общий вид корабля управления проекта “Sea Launch”. Рисунок из материалов |
Вклад каждой фирмы в общее дело выглядит так:
Компания “Boeing” будет осуществлять общее руководство проектом, заниматься маркетингом, давать гарантии и брать на себя обязательства перед заказчиками, а также обеспечит практически полное финансирование проекта (по оценкам — 400-500 млн $). Собственно для космической транспортной системы “Boeing” изготовит два варианта головных обтекателей — для одиночных (L=8.4 м) и тандемных запусков (L=15 м) согласно западным стандартам с внутренним диаметром 3.9 метра, плюс адаптер связи спутника с носителем.
Рис.2. Плавучая стартовая платформа. Рисунок из проспекта “Sea Launch”. |
Средство выведения — двухступенчатую РН “Зенит” — будет поставлять НПО “Южное” из Днепропетровска. “Зенит” — относительно молодая в мировом ракетном парке, с хорошей надежностью и полностью автоматическим циклом предстартовой подготовки как нельзя кстати подходит для специфических условий морских пускса.
Разгонным блоком, или третьей ступенью, будет “Block DM” производства РКК “Энергия”. Как написано в проспекте СП “Sea Launch” — “Блок ДМ обеспечит вашей миссии надежность в 97%. Определяющей особенностью конструкции является высокая степень автоматизации управления к многократность включения двигателя в полете.”
Норвежская судостроительная компания “Kvaerner A.S.” обязуется переоборудовать свою самоходную плавучую нефтяную платформу массой в 28000 тонн и длиной 131 метров в стартовый стол с пусковой установкой и необходимыми приспособлениями для перегрузки ракеты.
Отделение компании “Kvaerner Govan” уже заложило Корабль управления и обеспечения (Assembly & Command Ship) массой в 30000 тонн и длиной 198 метров на своей верфи в Глазго.
Судно будет нести в своих трюмах РН, спутник и обтекатель, запасы топлива, на его борту разместится центр управления запуском и будут созданы все условия для работы и отдыха 50-ти человек стартовой команды и представителей заказчика. Под “условиями для отдыха” подразумевается также наличие на борту бассейна, театра (?!) и даже сауны. После же удачного старта представители заказчика насладятся короткой морской прогулкой под парусом до ближайших островов и полетом домой.
Кстати о ближайших островах. При запусках на низкие и полярные орбиты стартовый комплекс размещается в акватории чуть северо-восточнее Гавайских островов, а при пусках на геостационарную и переходные к ней орбиты — из района острова Киритиматк (о-в Рождества) около 150-го западного меридиана. Примечательно, что недалеко располагается подводная гора Гагарина.
Какие возможности у нового стартового комплекса? В таблице №1 показано, на какую орбиту какая ПН может быть выведена ракетой “Zenit-3SL”.
Хорошей информативностью обладают и таблицы №2 п №3 — циклограмма работы РН и таблица ожидаемых погрешностей основных параметров орбит.
|
Вернемся к заключенному контракту. Компания “Hughes” — ведущий мировой производитель коммерческих спутников связи, в ее цехах изготовлено 40% всех действующих сейчас в космосе аппаратов этого класса. В очередь на орбиту стоит еще 41 аппарат и “Hughes” в последнее время заключает много контрактов на запуск своих ИСЗ.
Услуги “Sea Launch” для “Hughes” более чем выгодны. Во-первых, конкурентноспособные цены — порядка 90 млн $. Во-вторых, “Нам нет необходимости лететь в Южную Америку, Китай, Россию или даже во Флориду, чтобы запускать спутники, мы можем просто спуститься по улице к гавани Лонг-Бич,” — так сказал Стивен Дорфман, президент “Hughes”. Действительно, Boeing планирует сделать портом приписки плавучего комплекса Лонг-Бич, конкретней — скорей всего верфь военно-морских сил США, рядом с заводом в Эль Сегундо (El Segimdo). Это сократит затраты на перевозку и увеличит надежность аппаратов.
Табл.2. Примерная циклограмма выведения
|
|
“Sea Launch” позвольт запускать самые большие спутники “Hughes” серий HS-601 и HS-702 на всевозможные орбиты вплоть до стационарных.
Начало эксплуатации системы и первый старт намечены на второй квартал 1998 года.
С.Голотюк. НК. В конце декабря председатель государственного комитета РФ по оборонным отраслям промышленности Владимир Константинович Глухих подписал приказ об упорядочении структуры Госкомитета. Согласно этому приказу, в состав центрального аппарата Госкомоборонпрома создаются Департамент ракетно-космической промышленности, Департамент авиационной промышленности и еще 6 отраслевых департаментов, а также ряд функциональных департаментов, управлений и отделов.
Департамент ракетно-космической промышленности образован на основе двух подразделений Госкомоборонпрома — Управления ракетно-космической техники и Управления гарантийного надзора и утилизации оружия и военной техники, остальные отраслевые департаменты — на основе соответствующих отраслевых управлений (которые до ноября 1995 года были Главными управлениями).
Начальником Департамента ракетно-космической промышленности назначен Николай Иванович Шунков, до этого бывший начальником Управления гарантийного надзора и утилизации оружия и военной техники.
Департамент РКП подчинен заместителю председателя Госкомоборонпрома Геннадию Петровичу Воронину.
Преобразования проведены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года №1094 “О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти”.
23 декабря. В.Романенкова. “Тяжело в ученье — легко в бою”, — посчитали специалисты Института медико-биологических проблем и решили создать как можно больше проблем для испытателей, “репетирующих” космический полет на земле. Сегодня, после двух бессонных суток, трем “космонавтам”, с октября работающим на макете станции “Мир”, предстоит принять “корабль” “Союз” с экспедицией посещения.
Главное условие эксперимента, названного “ЭКО-ПСИ-95”, заключается в том, что экипаж должен жить и работать 90 суток в условиях, максимально приближенных к космическим, в изоляции от внешнего мира. Его цель — изучение психологической совместимости, конфликтных ситуаций и умение выходить из них. Поэтому специалисты намеренно создают трудности для “космонавтов”. Нынешняя нештатная “стыковка” — уже вторая, были устроены и многие другие “неприятности”.
“Такое исследование крайне важно и актуально, поскольку в настоящих полетах, несмотря на специальный психологический отбор, не всегда удается избежать проблем, — сказал в беседе с корр. ИТАР-ТАСС директор ИМБП Анатолий Григорьев. — После наземного эксперимента ученые смогут дать необходимые “рецепты” и рекомендации”.
Впрочем, испытатели продемонстрировали, что могут сосуществовать довольно мирно, хорошо ладят друг с другом и не теряют чувства юмора. У них даже появитесь шутливые прозвища, например, Мечта марсианки и Гроза пространства. В определенной степени специалисты связывают такие положительные результаты с наличием в экипажах журналистов: корреспондент газеты “Красная звезда” Александр Андрюшков — командир основной экспедиции, а спецкорр. телепрограммы “Вести” Андрей Филиппов — командир экспедиции посещения.
* 21 декабря на научно-техническом совете министерства обороны (НТС МО) был единогласно принят эскизный проект разгонного блока “Бриз-М”. КБ “Салют” уже выдало рабочую документацию на производство РБ. В 1996 году должен быть готов первый экземпляр летного “Бриза-М”, а не позднее 1997 года должны пройти летные испытания. * Одной из причин переноса пуска РН “Протон” с ИСЗ “Горизонт” в канун Нового года явилась нештатная работа системы управления носителя во время предыдущего старта “Протона” 14 декабря. Из трех параллельных (дублирующих друг друга) каналов системы один отказал при старте, второй “загнулся” в начале полета, третий же на честном слове все-таки помог вывести ракету. У операторов была полная уверенность, что “Ураганы” уйдут “за бугор”. Последним “Горизонтом” решили не рисковать. * 28 декабря 1995 г. отметил пятую годовщину работы КА “Ураган”, запущенный 8 декабря 1990 г. под именем “Космос-2111”. Два дня спустя он превысил рекордный до того срок работы КА “Космос-1987” (запущен 10 января 1989 г., эксплуатировался с 1 февраля 1989 по 3 февраля 1994). Третье место по длительности работы в системе принадлежит одному из самых первых “Ураганов” (“Космос-1491”, запуск 10 августа 1983, эксплуатация с 31 августа 1983 по 9 июня 1988 г.). * 20 декабря 1995 г. Палата Представителей и Сенат Конгресса США утвердили разведывательный бюджет на 1996 ф.г. Бюджет Национального разведывательного управления (спутниковая разведка) был сокращен на 1 млрд $ (в т.ч. 0.3 млрд из средств 1995 ф.г.) вследствие скандала с секретным фондом этой организации. По разным оценкам, бюджет NRO в 1996 ф.г. составит от 6 до 8 млрд $. * Проект Уведомления о совместной разработке по 2-й фазе проекта экспериментального аппарата Х-33 (производство и летные испытания, “НК” №25, 1995) содержит пункт, запрещающий использование в нем иностранных частей за исключением того случая, когда оно дает явное преимущество перед американскими. Эксперты считают, что это положение вполне может быть отнесено к использованию на Х-33 двигателей российского производства. |
1. “Красная звезда”. 20.12.95. Н.Бенедиктов, “Бразилия намерена вступить в космический клуб”.
2. “Красная звезда”, 20.12.95. А.Иванов, фото А.Гусев, “Как разделывают ракеты. Факт из нашей жизни”.
3. “Правда”. 21.12.95. “Прогресс” с “Миром”.
4. “Сегодня”. 21.12.95. М.Чернышов, ““Бермудские треугольники” российского происхождения. Космическая система спасения несовместима с отечественным “менталитетом””.
5. “Красная звезда”. 22.12.95. записал В.Бабердин. фото Ю.Пирогова, “Краснозвездовец Александр Андрюшков: “В этом земном космолете мы работаем на тех, кто пойдет на “Альфу””.
6. “Красная звезда”. 22.12.95. В.Макашин, “Из ВКС Новогодние посылки космонавтам”.
7. “Российская газета”. 22.12.95. А.Валентинов, “Диалог через космос — ждите ответа”.
8. “Труд”. 23.12.95. В.Захарченко, “Верить — не верить. Звездные карты на хлебных полях”.
9. “Красная звезда”. 23.12.95. А.Ладин, “Байконур: второе дыхание космодрома-ветерана”.
10. “Красная звезда”. 23.12.95. Полковник А.Андрюшков, “Экспедиция “ЭКО-ПСИ-95”: Пуд соли на троих. Наш спец. корр. передает с борта земного “космолета””.
11. “Красная звезда”. 26.12.95. А Ладан. “Ленинск стал Байконыром”.
12. “Финансовые известия”. 26.12.95. ““Бритиш аэроспейс” может стать лидером европейской авиаиндустрии”.
13. “Красная звезда”. 27.12.95. А.Долинин, “Конференция ветеранов РВСН”.
14. “Деловой Мир”. 27.12.95. М.Гельман, “Оборонка пытается преодолеть хаос экономики”.
15. “Сегодня”. 28.12.95. М.Чернышов, “Самый “таинственный” предновогодний запуск Главкосмоса”.
16. “Красная звезда”. 29.12.95. В.Бабердин, “ВКС. Российской ракетой на орбиту выведены американский и индийский спутники”.
17. “Красная звезда”. 29.12.95. В.Макашин. “ВКС. Постановление правительства по Байконуру медленно, но выполняется”.
18. “Деловой Мир”. 30.12.95. ИТАР-ТАСС, “На Земле и в космосе”.
19. “Воздушный транспорт”. №52.12.95. В.Бурдаков. “Космос начинается с детства”.
20. “Правда”. 15 — 22.12.95. Ф.Белелюбский, “Космос в конском хомуте”.
21. “Финансовые известия”. №101 —12.95. Джеф Нэйрн.ФТ, “Маленькие спутники завоевывают космическое пространство”.
22. “Инженерная газета”. №129.12.95. Б.Коновалов, “Энергия выживания”.
П.Михеев.
“Звучавшие методично, с завидной периодичностью” в период с 1989 по 1992 год с высоких трибун и с телеэкрана крики о бесполезности космоса достигли своей цели, — считает Петрович. Хотя абсолютно ясно, что финансирование космических программ и высочайших технологий — это основа нашего завтрашнего благополучия. Но вот наступило завтра. Благополучия — нет. Космос, лишенный былого романтического ореола, изо всех сил старается сохранить профессионалов, технику, престиж. Конечно, долгие годы в нашей космонавтике очень многое было неоправданно засекречено. Но тем не менее телевидение, прочно вошедшее в нашу повседневную жизнь, просто невозможно на таких просторах без применения спутников, так же как и связь. Правда нам еще предстоит научиться работать в космосе рачительно, по-хозяйски. Ведь американцы на каждый доллар, вложенный в космос, получают не менее четырех, а вот сколько мы — тайна за семью печатями.” (Интересно, знает ли об этой тайне руководитель Российского космического агентства (РКА) г-н Юрий Коптев?).
“Знаешь почему до сих пор не зачахла наша космонавтика?” — спрашивает меня Петрович и сам же отвечает. “Исключительно благодаря военным”. Из разговора с моим собеседником я понял, что у него какое-то “благоговейное”, можно сказать, отношение к военным. “Почему?” — спросил я. И услышал в ответ то, что и меня заставило взглянуть на военного, а тем более офицера Военно-Космических Сил как-то по-новому. “Так уж сложилось, что впервые с офицерами я столкнулся сразу же после окончания ФЗУ (потом они стали называться ПТУ, а сейчас все больше по-модному — лицей), когда попал на завод, на котором работаю до сих пор. Это были представители заказчика или военпреды, как все их называли. Каким должен быть профессионал я узнал благодаря им. А они были профессионалами “экстра-класса”, досконально знавшими не только конструкцию “изделия”, но и технологию его производства. Не случайно наши западные компаньоны признают лишь отечественные изделия, отмеченные штампом военной приемки, который приравнивается ими к международному знаку качества.
Потом, когда пришло время служить в армии (а служили тогда три года и не дискутировали, как сейчас, много это или мало), мне, имевшему отсрочку, повезло, я попал на Байконур, где готовил к пуску ракеты, которые собирали на моем родном заводе. Здесь, на космодроме, я увидел воочию сколь тяжел ратный труд офицера-испытателя ракетно-космической техники. Зимой и летом, в стужу и в зной проходила подготовка техники к испытаниям. А сколько предложений по совершенствованию техники вносили военные испытатели! И конечно же в армии мне привили чувство ответственности, которое у меня осталось на всю жизнь.
Распад Союза не прошел бесследно. Разрушились создававшиеся годами кооперационные связи. Производство РКТ чахло, но тем не менее ВКС произвели в 1993 году 48, а в прошлом году даже 49 пусков РН. Такую интенсивность пусков удалось сохранить во многом благодаря наличию запасов космических носителей и спутников в военных арсеналах.
После распада СССР Байконур оказался за границей и в октябре 1991 года был объявлен собственностью Казахстана. Именно тогда начался массовый отток специалистов с космодрома, а его объекты подверглись безжалостному разграблению. Правда, поняв, что обслуживание космодрома собственными силами степной республике не по плечу, летом 1993 года президент Н.Назарбаев выдвинул идею создания здесь международной космической компании, которая занималась бы эксплуатацией космодрома, но без участия российских военнослужащих, благодаря нелегкому труду не одного поколения которых Байконур был построен и функционирует поныне. Кстати, эта идея была поддержана и руководителем РКА Юрием Коптевым. Правда, не успев родиться, она лопнула как мыльный пузырь: без ВКС России космодром не только не сможет справляться с космическими запусками, но и вообще перестанет функционировать. К сожалению, некоторые в руководстве РКА не хотят этого понять и усиленно стремятся к “выдавливанию” ВКС с Байконура. Это стремление заметно усилилось после разделения сфер ответственности на космодроме между ВКС и РКА. И хотя пока еще все пуски с Байконура проводят боевые расчеты ВКС, но отдельные подготовительные операции, в частности, на “гагаринском старте” (площадка № 1) уже проводят гражданские специалисты. С нового года они должны будут проводить отсюда и пуски. Правда, похоже никто не задумывается над тем к каким, не исключено, трагическим последствиям может привести форсирование перехода всего цикла подготовки к пуску из рук военных в руки гражданских.
За примерами далеко ходить не надо. Вот самый свежий, свидетелем которого я был на космодроме во время последней командировки. И из-за чего столь удрученный оттуда вернулся.
27 сентября в 15:50 на стартовом комплексе 1-й площадки при проведении работ гражданским персоналом, в основном из московского КБ общего машиностроения произошло столкновение транспортно-установочного агрегата весом более 100 т с железнодорожной
* Усилия американских энтузиастов по спасению авианосца “Hornet”, на борт которого были доставлены после приводнения экипажи “Алоллона-11” и Аполлона-12”, увенчались успехом. Им удалось собрать средства для выкупа судна, проданного на металлолом за 150 тыс $. Корабль планируется превратить в музей II Мировой войны и космоса. |
(По информации, имеющейся в редакции, транспортировщик столкнулся с пустой цистерной и рядом цистерны были тоже пустыми, — Ред.)
Попутно замечу, что при сложившейся годами эффективной системе контроля у военных подобное исключается.
Или другой пример. Провели тогда же гражданские специалисты генеральные испытания и доложили о готовности ракеты “Союз” к заправке. К счастью, заправку пока проводят военнослужащие ВКС, которые перед выполнением операции все проверили. И обнаружили короткое замыкание! Что было бы, не сделай они этого?! Затем несколько часов потратили, чтобы найти “коротыш”. Нашли и устранили. Вот это ответственность!
Мне же стыдно за своих гражданских коллег, которые имеют в отличие от военных и нормированный рабочий день, и получают значительно больше. Горько все это осознавать!
С содроганием думаю о том времени, когда выполнение всех операций при подготовке ракеты к пуску будут производить исключительно гражданские... Кстати, многие генеральные конструкторы, например, Юрий Семенов, против ухода военных. Правда, руководство РКА при всем этом умудряется сохранять ничем не подкрепленное чувство оптимизма, заявляя устами Бориса Остроумова (это один из заместителей г-на Коптева — Ред.), что гражданских потребуется в два раза меньше, чем военных, а получать они будут значительно больше военных”.
Но забывает этот г-н, что ни за какие деньги нельзя купить ни многолетние традиции, ни практического опыта, которые присущи воинским коллективам, формировавшимся годами.
И, наконец, последнее.
Больше года целый ряд ракетно-космических предприятий, в том числе и наше, подчиняются не Госкомоборонпрому, а РКА. Правда, до сих пор агентство не предложило какой-нибудь программы выхода отрасли из кризиса. Самих же руководителей РКА чаще можно наблюдать в дальнем зарубежье, а не на предприятиях отрасли. Колоритная фигура руководителя РКА г-на Коптева свидетельствует сегодня не о мощи, а о немощи российской космонавтики.
Вот такой разговор вышел у меня с Петровичем.
Наш журнал писал об аукционе российских космических реликвий, проведенном Аукционным домом “Сотби” 1993 года (“НК” №9, 1995г.), а так же о неточностях и ошибках, которые были допущены составителями каталога, таблицы итогов распродажи и переводчиками (Ю.Квасников “НК” №16-17, 1995 г.) Но, к сожалению, закрывать эту тему оказалось рано. Директор Мемориального музея космонавтики Юрий Соломко передал в редакцию письмо от президента компании Space Ccommerce Corporation (Хьюстон) Артура М.Дюлы от 1 февраля 1994 г пришедшее на имя вдовы С.П.Королева Нины Ивановны. В письме Дюла сообщает: “... наручные часы Сергея Павловича Королева, которые Вы любезно предоставили, были приобретены господином Фаранетта из офиса НПО “Энергия” в США. Г-н Фаранетта приобрел эти часы из своих средств и планирует организовать небольшой музей памяти Вашего супруга в помещении офиса. К огромному сожалению, в процессе подготовки каталога аукциона была допущена досадная ошибка, лунный грунт, выставленный Н.С.Королевой (Дочь Сергея Павловича. — Ред.), был упомянут под Вашим именем. Этот факт вызывает у меня столь же сильное чувство огорчения и досады. Примите мои искренние заверения, что эта ошибка была совершена неумышленно, и единственным объяснением может быть ограниченное время на подготовку, а так же трудности, связанные с переводом с русского языка на английский...” Редакция “НК” в свою очередь приносит Нине Ивановне глубочайшие извинения, за то, что журнал оказался невольным распространителем недостоверной информации. |