США. Подготовки к полетам продолжаются

И.Лисов по сообщениям Центра Кеннеди.

STS-71. “Атлантис”

13 февраля в 1-м высоком отсеке здания вертикальной сборки на подвижной стартовой платформе MLP-3 была начата сборка твердотопливных ускорителей RSRM-45 для миссии STS-71. Эта работа была закончена 6 марта.

В лаборатории “Спейслэб-Мир” успешно завершились испытания интерфейса между экспериментальными стойками и системами модуля. 15 февраля было установлено, 16 февраля проверено высокоскоростное устройство записи данных. 15 февраля в центральном проходе “Спейслэба” установили велоэргометр и нагрузочное устройство (treadmill). Последнее через несколько дней пришлось извлечь для устранения неисправности, и вновь оно было установлено лишь 24 февраля.

27 февраля была проведена окончательная проверка систем и экспериментальной аппаратуры. На следующий день астронавты провели ознакомление и осмотр модуля “свежим взглядом”.

В корпусе подготовки орбитальных ступеней 13-14 февраля была выполнена установка на “Атлантис” тормозного парашюта. 14-15 февраля производилась установка колес основного шасси и их покрышек.

Установка основных двигателей была выполнена 20 февраля (двигатели №1 и №3) и 21 февраля (двигатель №2). 21 февраля закончилась установка запасного теплообменника, после чего проводилась подготовка теплообменника и линий теплоносителя.

К 6 марта была выполнена проверка положения центра тяжести ODS, закончена подготовка к установке туннельного адаптера, велись проверки ПН перед их установкой. 7 марта проводились проверка гидросистемы орбитальной ступени и систем управления. 7 и 8 марта была выполнена установка в грузовой отсек туннельного адаптера. 9 марта ODS была доставлена в OPF, и 10 марта началась непосредственная подготовка к установке ее на “Атлантис”.

STS-67. “Дискавери”

Во 2-м отсеке OPF 11 февраля начата подготовка “Дискавери” к полету по программе STS-70, который в настоящее время планируется на 22-30 июня 1995 г.

Послеполетный осмотр “Дискавери” показал, что количество поврежденных плиток теплозащиты было близким к среднему (125), причем количество крупных повреждений (1 дюйм и крупнее) было меньше обычного (14).

14 февраля были открыты створки грузового отсека корабля и проведены их функциональные испытания. 15 февраля состоялась заключительная выгрузка некритичных ко времени экспериментов из модуля “Спейсхэб”. 15-17 февраля проводились проверки наличия токсичных испарений вблизи вспомогательных силовьйс установок APU.

20 февраля из грузового отсека были извлечены лаборатория “Спейсхэб” и спутник “Spartan”. 21-22 февраля проводилась очистка грузового отсека для слива высококипящих компонентов топлива бортовых двигателей. Были выполнены также испытания навигационной системы TACAN. Один блок хранения данных бортовых ЭВМ был снят для срочной установки на “Индевор”.

23 февраля началась подготовка к снятию основных двигателей. 24 февраля снимали их теплозащиту. Снятие самих двигателей планировалось па 3 марта и к 6 марта было выполнено. 7 марта был снят дистанционный манипулятор. Проводились проверки на отсутствие утечек из основной двигательной установки и вспомогательных силовых установок, функциональные испытания системы орбитального маневрирования и названных выше систем.

США-Россия. План подготовки “Атлантиса”

9 марта. Сообщение Центра Кеннеди. Два основных элемента оборудования для полета STS-71 готовы к установке на орбитальную ступень “Атлантис”. Корабль готовится в 3-м отсеке корпуса подготовки орбитальных ступеней (OFF) к полету и первой стыковке с российской орбитальной станцией “Мир”.

13 марта в передней части грузового отсека “Атлантиса” должен быть установлен стыковочный отсек ODS (Orbiter Docking System). В состав ODS входят шлюзовая камера, опорная ферменная структура, база стыковочного узла и сам андрогинно-периферийный стыковочный узел АПСС/APDS. ODS будет соединен с внутренней шлюзовой камерой орбитальной ступени через спейслэбовский туннельный адаптер.

Спустя несколько дней, 17 марта, в хвостовой части грузового отсека будет установлен лабораторный модуль “Спейслэб”, официально обозначаемый как “Спейслэб-Мир”. В ходе полета STS-71 лабораторный модуль будет выполнять двойную функцию исследовательской лаборатории и склада оборудования. Модуль и стыковочный отсек будут соединены между собой спейслэбовским туннелем.

В качестве лаборатории модуль “Спейслэб-Мир” будет нести экспериментальное оборудование для исследований в области космической медицины и биологии. С его помощью будут сниматься медицинские показатели трех членов экипажа, возвращающихся с “Мира”, включая Нормана Тагарда, а также двух космонавтов, которые перейдут с шаттла на станцию. В “Спейслэбе” будут размещены доставляемые на “Мир” оборудование, образцы и другие предметы.

Во время стыковки со станцией узел АПСС на “Атлантисе” будет соединен с узлом соответствующей конструкции на модуле “Кристалл”. Члены экипажа “Атлантиса” и “Мира” смогут переходить из корабля в станцию и обратно во время совместного полета.

Установка ODS и лабораторного модуля даст возможность проведения дальнейших работ в Центре Кеннеди. 21 марта члены экипажа STS-71 будут проводить в OPF проверку точности установки одной из телекамер, которые будут использованы в процессе стыковки. В этот день экипаж сможет впервые взглянуть на собранные вместе элементы полезной нагрузки. На 29 марта планируется полное испытание с имитацией стыковки. Экипаж в это время будет находиться в кабине “Атлантиса”, причем роль стыковочного модуля “Кристалла” будет исполнять изготовленный в России пассивный экземпляр АПСС, закрепленный на кране OPF.

Перевоз “Атлантиса” в здание вертикальной сборки (VAB) в настоящее время планируется на 19 апреля. 26 апреля космическая транспортная система должна быть доставлена на стартовый комплекс LC-39A. Запуск STS-71 ожидается в конце мая-начале июня.

Подготовкой “Атлантиса” к полету руководит Конрад Нейджел (Conrad Nagel).


НОВОСТИ ИЗ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ
Заседание правительства по проблемам отечественной космонавтики

2 марта. Москва. ИТАР-ТАСС. Состояние дел в отечественной космонавтике было в центре внимания на заседании правительства России, прошедшем сегодня под председательством первого вице-премьера Олега Сосковца. С основным докладом выступил генеральный директор Российского космического агентства Юрий Коптев.

Накануне заседания в интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС Ю.Н.Коптев заявил, что отечественная пилотируемая программа может погибнуть уже через три-четыре месяца, а гражданские исследования со спутников — через год-полтора. Основная причина состоит в том, что по уровню финансирования космической деятельности Россия оказалась позади не только США, Франции, Японии, Китая, Германии, но даже Бразилии. В прошлом году отрасль получила лишь 51% предусмотренного в бюджете финансирования, и только 12% необходимых средств было выплачено из бюджета гражданскому космосу.

По словам Юрия Коптева, число работников на космических предприятиях сократилось на 30 прочетов, а научных кадров — в два раза. РКА было вынуждено закрыть или приостановить сроки реализации 34 тем из 70, предусмотренных федеральной космической программой. Задержки в создании перспективных космических систем составили 7-10 лет. 70 процентов космических аппаратов на орбитах функционируют с превышением гарантийных сроков их эксплуатации. Практически не происходит обновления орбитальной группировки, процесс старения которой в 1995 году может стать необратимым.

На сегодняшний день “доедается” неприкосновенный запас космических аппаратов и ракет-носителей. Сейчас осталось лишь 24 процента положенных по норме спутников и 61 процент носителей легкого класса. Ракет же среднего класса типа “Союз”, используемых для пилотируемых полетов, практически не осталось.

Если срочно не начать сооружение двух новых стартовых комплексов на Байконуре, то в 1996 году Россия перестанет запускать тяжелые ракеты-носители “Протон”.

Хотя к старту российско-американского экипажа, намеченного на 14 марта с космодрома Байконур, все технические вопросы решены, дальнейшее обеспечение полета, в частности подготовка и запуски грузовых кораблей, вызывает сомнение, заявил корреспонденту ИТАР-ТАСС Генеральный директор ракетно-космической корпорации “Энергия” Юрий Семенов. Он объяснил это запаздыванием в государственном финансировании пилотируемой программы. Так, в 1994 году правительство России недоплатило 128 миллиардов рублей, положенных для выполнения программы “Мир-Шаттл”. В настоящее время практически все ресурсы, необходимые для реализации космических программ, израсходованы, сказал Ю.Н. Коптев. Поэтому при сохранении существующего подхода к финансированию и организации работ именно 1995 год станет тем рубежом, за которым произойдет необратимый развал российской космонавтики. Если Россия не будет поддерживать собственную космонавтику, тогда, например, для обеспечения связи и телевизионного вещания ей придется обращаться за помощью к зарубежным странам. Но их услуги обойдутся в миллиарды долларов.

Для спасения российской космонавтики необходима государственная поддержка, безотлагательное принятие и реализация комплекса мер. По мнению Ю.Н. Коптева, Россия должна более активно пробиваться на международный космический рынок. В настоящее время на международном рынке космических услуг образовалась настоящая очередь из нескольких десятков спутников, которые должны быть выведены на орбиты на коммерческой основе. Коптев подчеркнул, что задача Министерства иностранных дел РФ и Российского космического агентства — воспользоваться данной ситуацией, настойчивее предлагая свои услуги. Таким образом, считает глава РКА, Россия не только сможет занять место на рынке, но и заработать значительные средства, которые вполне смогут облегчить нынешний финансовый кризис отечественной космонавтики.

Очередь в космос образовалась из-за того, что в 1994 — начале 1995 г. зарубежную космонавтику постигла серия аварий, включая аварию европейской РН “Ариан” 1 декабря и китайской CZ-2E 26 января. Кроме того, США из-за технических неполадок многократно откладывали запуск тяжелой ракеты-носителя “Титан”. Так что теперь надежность иностранных носителей вызывает обоснованные опасения.

В то же время российская космическая техника пользуется заслуженным авторитетом как весьма надежная. Так, за все годы космической эры только 6% запусков ракет (с учетом испытательных) были неудачными, а на нерасчетные орбиты было выведено всего два процента космических аппаратов.

Что касается конкретных предложений, то китайский носитель среднего класса CZ (“Великий поход”) аналогичен российским “Союзу” и “Молнии”; японский M-3S легкого класса — “Космосу-3М” и “Циклону-3”. Тяжелые же ракеты “Ариан” и “Титан” по классу соответствуют отечественному “Протону”. Однако “Протон” выводит космические аппараты сразу на геостационарную орбиту, а западные проделывают эту операцию в два этапа. Кроме того, он более надежен: в прошлом году Россия осуществила 13 запусков “Протонов”, все они были успешными. Из восьми же запусков “Ариан” два закончились авариями.
КОРОТКИЕ НОВОСТИ

* 10 марта 1995 г. сведен с орбиты спутник “Космос-2280”, запущенный 28 апреля 1994 г.

2 марта на заседании правительства рассмотрен проект постановления правительства, который позволит несколько улучшить ситуацию в космической отрасли. Генеральный директор РКА Ю.Н.Коптев сообщил корреспондентам ИТАР-ТАСС, что он доволен результатами: проект постановления одобрен и в течение недели будет представлен на подписание в доработанном виде. Этот документ предусматривает ряд льгот в налогообложении предприятий, связанных с космосом, а также закрепляет дальнейшее финансирование космонавтики отдельной, защищенной строкой бюджета.

НОВОСТИ ИЗ ЦПК

Россия. Экипаж STS-74 в ЦПК

К.Лантратов. HK. 3 марта в Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина прибыли пять астронавтов — членов экипажа шаттла “Атлантис”, которые готовятся к полету по программе STS-74: командир Кеннет Камерон, пилот Джеймс Хэлселл, специалисты полета Джерри Росс, Уилльям Мак-Артур и канадец Крис Хэдфилд.

Программа полета шаттла предусматривает запуск 26 октября 1995 года. 28 октября “Атлантис” должен пристыковаться к орбитальной станции “Мир”. Двое суток астронавты будут выполнять совместную программу вместе с экипажем “Мира”. Основная задача миссии STS-74 — доставка на станцию российского стыковочного модуля.

Утром 3 марта экипаж STS-74 встретился с начальником ЦПК генерал-лейтенантом Петром Климуком. Затем астронавты познакомились с командиром основного экипажа 20-й экспедиции на станцию “Мир” Юрием Гидзенко и бортинженером Сергеем Авдеевым. Вместе с этими двумя космонавтами по программе ЭО-20 предстоит работать еще европейскому астронавту. К этому полету готовятся швед Кристер Фуглесанг и немец Томас Райтер.

Вместе с Гидзенко и Авдеевым экипаж STS-74 осмотрел тренажеры ЦПК. Особый интерес у американцев и канадца вызвал тренажер орбитального комплекса “Мир”.

Во второй половине дня астронавты посетили музей Звездного городка и офис НАСА. Это был ознакомительный визит экипажа STS-74 в ЦПК. Позже в этом году астронавты прибудут сюда для более детального изучения станции “Мир”.


НОВОСТИ ИЗ НАСА

США. Основные полезные нагрузки шаттлов по программе “Мир-НАСА”

К.Лантратов. НК. Появилась некоторая ясность с планируемыми полезными нагрузками для полетов шаттлов по программе “Мир-НАСА”.

Как уже сообщалось, в июне 1995 года состоится первый полет по программе SL-M (Spacelab-Mir), во время которого “Атлантис” состыкуется со станцией “Мир”. Шаттл STS-71 будет нести в отсеке полезной нагрузки (ОПН) стыковочный отсек ODS (Orbiter Docking System), переходной тоннель и модуль “Spacelab”. В модуле будет выполняться медицинская программа исследований, близкая к программам SLS-1 и SLS-2 (SLS — Spacelab Life Sciences). По некоторым данным, именно полет по программе SL-M заменил планировавшийся в свое время полет SLS-3. Надобность в третьем полете по программе изучения организма человека в невесомости отпала, когда подобные исследования, причем большей длительности, стало возможным провести на “Мире”.

Во время миссии STS-74 (S/MM-02; S/MM — Shuttle/Mir Mission) в октябре 1995 года в передней части ОПН разместится ODS, соединенный с кабиной экипажа орбитальной ступени. В хвостовой части грузового отсека будет закреплен российский стыковочный модуль с двумя андрогинными стыковочными узлами и парой солнечных батарей.

Для третьего полета “Атлантиса” к “Миру” по программе STS-76 (S/MM-03) в марте 1996 года за отсеком ODS в отсеке полезной нагрузки шаттла будет установлен герметичный модуль “Spacehab-SM” (SM — Single Module). Это обычный вариант “Spacehab'a”, в котором разместятся доставляемые с Земли на “Мир” и обратно грузы и оборудование. Выбор между “Spacelab'oM” и “Spacehab'oM” в пользу второго объясняется удобством перевозки в нем грузов. В “Spacehab'e” эксперименты и грузы размещаются в относительно небольших секциях. “Spacelab” же предназначен для проведения научных экспериментов в космосе. Для этого в модуле устанавливается набор стоек, которые в зависимости от задач полета можно менять на Земле. Подобные стойки планируется использовать на станции “Альфа”. Однако орбитальный комплекс “Мир” сам является местом для исследований, причем значительно более длительных, чем на “Spacelab'e”. В полете S/MM-03 планируется также провести выход в открытый космос в целях подготовки к сборке станции “Альфа”. Выходы по этой программе получили обозначение EDFT. Первый такой выход был проведен во время полета STS-63 в феврале 1995 года. При полете STS-76 будет выполнен выход EDFT-4. Его планируется провести во время полета “Атлантиса” в состыкованном состоянии с “Миром”. Во время EDFT-4 астронавты смогут перенести из ОПН и установить снаружи российской станции малые полезные нагрузки.

В трех последующих полетах — STS-79 (S/MM-04, август 1996), STS-81 (S/MM-05, декабрь 1996) и STS-84 (S/MM-06, май 1997) — полезная нагрузка “Атлантиса” будет состоять из ODS и модуля “Spacehab-DM” (DM — Double Module). DM будет образован из двух “Spacehab'oв”. Есть сведения (неофициальные) , что для создания DM будут использованы один летный экземпляр “Spacehab'a” и изготовленный в свое время технологический прототип модуля. Также вполне возможно, что в состав DM войдут оба летных “Spacehab'a”. Первый летал недавно в полете STS-63, второй должен использоваться в миссии STS-77 в апреле 1996 года. В пользу последнего говорит то, что в период проведения миссий с STS-79 до STS-84 не планируется других полетов “Spacehab'oв”, кроме как на “Мир”. Так или иначе, но “сиамские близнецы” позволят существенно увеличить герметичный объем на шаттле. Соединены “близняшки” будут подобием тоннельного адаптера. После экспедиции STS-84 “сиамцев” разделят, и уже в полете STS-90 (апрель 1998) в ОПН шаттла вновь появится “нормальный” модуль “Spacehab”.

В последнем планируемом полете к “Миру” по программе STS-86 (S/MM-07, сентябрь 1997) за обычным для программы “Мир — НАСА” ODS'oм в ОПН разместится солнечная газотурбинная установка СГТУ, именуемая американцами Energy Module. Во время этого же полета намечена внекорабельная совместная деятельность двух космонавтов и двух астронавтов. Они перенесут СГТУ из ОПН и установят ее на модуле “Кристалл”. Для этого потребуется один или два выхода. В программе полетов шаттлов эта операция обозначена как EDFT-6.

Майкл Бейкер — координатор НАСА

10 марта. Сообщение НАСА. Новым координатором подготовки астронавтов НАСА в России назначен астронавт Майкл Бейкер, кэптен (капитан 1-го ранга) ВМС США.

Должность “директора операций НАСА” в России занимается на основе частой ротации, и Бейкер будет уже четвертым представителем НАСА.

В его обязанности будет входить обеспечение подготовки и тренировок американских астронавтов в ЦПК. Бейкер будет осуществлять связь между НАСА и руководством ЦПК и координировать все работы в Звездном городке, в которых участвует персонал НАСА или его подрядчиков. Он также пройдет персональную подготовку с целью ознакомления с вопросами эксплуатации российских аппаратов и тренажеров.

Передача полномочий от Роналда Сиги, выполняющего эти обязанности в настоящее время, назначена на 14 марта, день запуска Нормана Тагарда на корабле “Союз” к станции “Мир”.

Шеннон Люсид проживет пять месяцев на “Мире”

10 марта. И.Лисов по сообщению НАСА. В конце пресс-релиза НАСА № 95-025, посвященного, судя по заголовку, назначению Майкла Бейкера (см. выше), содержатся следующие слова:

“Бейкер присоединится к астронавтам д-ру Шеннон Люсид и полковнику ВВС США в отставке Джону Блахе, которые проходят подготовку в Звездном городке с февраля 1995 г. как основной и запасной член экипажа для 5-месячного полета на “Мире”. Люсид будет запущена с миссией STS-76 “Атлантиса” весной 1996 г. Это будет третья миссия шаттла со стыковкой с российской космической станцией.”

Насколько нам известно, здесь НАСА впервые называет основного и запасного астронавта во второй американской паре. Таким образом, второй в 1990-х годах для США длительный космический полет, длительность которого на два месяца превысит продолжительность предстоящего полета Нормана Тагарда, выполнит женщина и мать троих детей. Вызывает удивление тот факт, что информация об этом оказалась запрятана в конец пресс-релиза, посвященного другому, значительно менее важному вопросу.


АВТОМАТИЧЕСКИЕ МЕЖПЛАНЕТНЫЕ СТАНЦИИ
США. Начинается создание АМС “Лунар Проспектор”

28 февраля. По сообщениям НАСА, JPL, АН. Проект лунного орбитального аппарата “Лунар Проспектор” (Lunar Prospector) выбран для осуществления в рамках программы малых межпланетных станций “Дискавери”.

В задачи аппарата, старт которого намечен на июнь 1997 г., входят составление химиче­ской карты лунной поверхности, картографирование глобального магнитного и гравитаци­онного поля Луны с более высокой детальностью, чем при любой из предшеству­ющих миссий. Еще одним заданием является поиск водяного льда в затененных околопо­лярных кратерах, обнаружение которою мог­ло бы сыграть ключевую роль в будущем осво­ении Луны человеком.

Станция, диаметр которой составит чуть бо­лее 1.2 м, будет оснащена тремя спектромет­рами.

Проект, стоимость которого оценена в 59 млн $, был признан достаточно зрелым для того, чтобы приступить к полномасштабной разработке. Станция будет изготовлена “Lock­heed Missiles and Space Co.” и запущена раке­той LLV этой же фирмы. Научным руководителем проекта является д-р Алан Байндер (Alan Binder) из “Lockheed”. Техническая поддержка проекта и изготовление одного из научных приборов возложены на Исследова­тельский центр имени Эймса НАСА.

Еще три из 28 предложений по станциям второй очереди программы “Дискавери” вы­браны для детальной проработки в течение 6-9 месяцев, после чего осенью 1995 г. одно из них будет выбрано для осуществления.

Целью проекта “Стардаст” (Stardust, “Звез­дная пыль”) является пролет через хвост ак­тивной кометы Вильда-2, забор образца кометного вещества и доставка его для исследования на Землю. Во время пролета бу­дет также выполнена съемка кометы. Задача изучения солнечного ветра и возвращения на Землю образцов частиц солнечной материи возлагается на станцию “Сьюсс-Юри”, пол­учившую свое имя в память о двух выдающих­ся специалистах в области физики Солнца — Хансе Сьюссе (Hans E. Suess) и Гарольде Юри (Harold С. Urey). Проект многозондовой экс­педиции к Венере (Venus Multiprobe Mission, VMM) предусматривает сброс 16 малых зон­дов в атмосферу Венеры для изучения ее цир­куляции.

Техническое руководство проектами будет осуществлять Лаборатория реактивного дви­жения НАСА (JPL), которая в течение лета проведет совместно с партнерами в промыш­ленности, учебных и научных кругах изуче­ние трех концепций.

Дополнительная информация о проектах

приведена в Табл. 1.

Табл.1.
ПроектStardustSuess-UreyVMM
Научный руководительД-р Доналд Браунли (Donald E. Brownlee), Университет Вашинг­тона, СиэттлД-р Доналд Бёрнетт (DonaldS. Burnett), Калифорнийский тех­нологический инсти­тутД-р Ричард Гуди (Richard Goody), Гарвардский универ­ситет
Технический руководитель (JPL)Д-р Пол Суонсон (Paul Swanson)Д-р Фируз Надери (Flrouz Naderi)Уиллис Микс (Willis Meeks)
Подрядчик“Martin Marietta Astronautics”“Martin Marietta Astronautics”“Hughes Space and Communications Group”
Дата запускаФевраль 1999Август 1999Июнь 1999
НосительMed-LiteMed-LiteDelta 2
Расходы НАСА (млн $, включая РН)208214202

Программа, финансирование по которой начато с 1994 ф.г., предусматривает создание малых АМС с конкретными научными задачами, которые могут быть изготовлены не более чем за 36 месяцев и стоят (без носителя) не более 150 млн $ в долларах 1992 г. Осуществляются два проекта — миссия NEAR к астероиду Эрос (запуск в феврале 1996, выход на орбиту спутника Эроса в январе 1999) и станция “Марс Пасфайндер”.

28 предложений по второй очереди программы были поданы в октябре 1994 г. в соответствии с объявленным в августе конкурсом. НАСА планирует объявлять очередные конкурсы проектов раз в 18 месяцев, но конкретные даты будут зависеть от объема бюджета НАСА и стоимости ранее выбранных проектов.

“Полеты “Дискавери” намного менее дороги, чем любые ранее выполненные планетарные миссии, — сказал, представляя выбранные проекты, заместитель директора НАСА по наукам о космосе д-р Весли Хантресс-мл. (Dr. Wesley Т. Huntress Jr.), — и тем не менее они обещают отличные научные результаты.”

США. “Галилео” перепрограммировали на лету

10 марта. По сообщению “JPL Universe”. Основное программное обеспечение станции “Галилео” — операционная система — было полностью заменено в период с 30 января до 24 февраля 1995 г.

Новое программное обеспечение системы команд и данных (CDS) и системы ориентации и исполнительных органов (AAS) позволит “Галилео” выполнить первую фазу исследования системы Юпитера, используя для передачи данных широконаправленную антенну низкого усиления (LGA).

Загруженные на “Галилео” программы предназначены для повседневного, почасового, поминутного (и так далее) управления системами станции и отработки последовательностей выдаваемых с Земли команд. Иначе говоря, периодически передаваемые на борт последовательности команд говорят системам CDS и AAS, что сделать, а имеющиеся на борту программы “знают”, как это сделать. Система CDS, в сущности, является центральным компьютером станции. Система AAS ориентирует аппарат и поворотную платформу и управляет двигательной установкой.

План работы предусматривал резерв времени для проведения загрузки и проверки нового ПО до 13 марта с началом работы на нем с 14-го. “Учитывая невероятную сложность, разумно было ожидать проблем и существенных задержек, — говорит менеджер проекта Билл О'Нейл (Bill O'Neil). — Страшно подумать, что группа безошибочно загрузила эти компьютеры с точностью до дня от номинальною плана. Все, кто участвовали в работе, заслуживают самых высоких похвал.”

Новый программный код составили в отделе разработки “Галилео”. Инженерная группа по орбитальному аппарату вместе с группой последовательностей команд скомпоновала командные посылки и протестировала их на наземном аналоге. Разработка новых программ заняла меньше времени, чем оригинальных.

Отправка новой последовательности команд на “Галилео” запланирована на 13 марта.

Новые программы будут работать вплоть до марта 1996 г. В это время, когда “Галилео” будет совершать первый виток вокруг Юпитера и данные по прибытию будут уже переданы, на станцию будет загружена еще одна переработанная версия программного обеспечения. С нею аппарат будет способен выполнять компрессию данных и другие специальные функции, что должно дать максимальный научный выход.

США. “Улисс” Проходит перигелий

10 марта. Сообщение НАСА. Автоматическая станция “Улисс” приближается к точке минимального удаления от Солнца и перемещается из его южного в северное полушарие. Гелиоцентрическая скорость станции составляет 32.5 км/с, что соответствует 0.8° солнечной широты в сутки.

В течение последнего месяца станция вела сбор научных данных по экваториальной области Солнца. Эта работа будет продолжаться еще в течение месяца, после чего “Улисс” сможет начать изучение северной полярной области.

Все служебные системы и научные приборы станции работают нормально. В настоящее время “Улисс” проходит за Солнцем с точки зрения земных наблюдателей. 22 февраля был включен передатчик диапазона S. Вместе с передатчиком диапазона X он будет использоваться для определения электронной концентрации в короне Солнца путем исследования особенностей принимаемых сигналов. Эксперимент продлится до 15 марта.

КА “Улисс” пройдет на минимальном расстоянии в 200 млн км от Солнца 12 марта 1995 г. в 11:40 GMT. В это время станцию будут отделять от Земли 346 млн км. 4-месячный пролет северной полярной области начнется 19 июня при достижении 70° северной широты. КА достигнет максимальной широты (80.2°) 31 июля 1995 г.


ИСКУССТВЕННЫЕ СПУТНИКИ ЗЕМЛИ
Россия. Год полета “КоронаС-И”

2 марта. Москва. ИТАР-ТАСС. Сегодня исполняется ровно год, как Военно-Космическими Силами (ВКС) РФ с космодрома Плесецк был произведен пуск ракеты-носителя “Циклон-3”, которая вывела на орбиту научный спутник “КоронаС-И”.

Этот космический аппарат — плод сотрудничества российских и украинских ученых — был создан в НПО “Южмаш” (г.Днепропетровск) и предназначен для изучения солнечно-земных связей. Научный руководитель проекта — директор Института земного магнетизма и распространения радиоволн (ИЗМИРАН) Владимир Ораевский. За прошедший год получены уникальные снимки поверхности Солнца в различных диапазонах рентгеновского центра, а также накоплен большой объем научной информации по электромагнитному излучению Солнца в различных диапазонах волн. Об этом сообщил, заместитель директора отделения космической электродинамики ИЗМИРАН Сергей Пулинец. Он также сказал, что результаты исследований, согласно предварительного договора, были переданы специалистам США, Германии и Японии и получили их высокую оценку.

Как сообщили в пресс-центре ВКС, спутник совершил 5535 оборотов вокруг Земли. Специалистами Центра управления полетами космических аппаратов научного и народно-хозяйственного назначения (Москва) проведено свыше 500 сеансов связи. “Хотя срок гарантированного функционирования аппарата — один год, мы надеемся, что он прослужит более длительное время,” — сказал С.Пулинец. В настоящее время готовится к старту очередной космический аппарат “КоронаС-Ф”, запуск которого уже дважды переносился из-за отсутствия финансирования.

Сергей Пулинец отметил, что “если по-прежнему не будет средств, намеченный на конец этого года запуск также может быть сорван”.

Россия. Спускаемый аппарат “Фотона” приземлился

По сообщениям ИТАР-ТАСС и пресс-центра ВКС. 3 марта 1995 г. завершился полет КА “Фотон” №10. Тормозная двигательная установка спутника была включена на 234-м витке в 11:04:34 ДМВ (08:04:34 GMT). Спускаемый аппарат успешно приземлился в 11:34:40 ДМВ (08:34:40 GMT) на территории Российской Федерации в 135 км восточнее г.Оренбурга в точке с координатами 57° 12' в.д., 51°18' с.ш.

Капсула массой 2300 кг доставила из космоса научную аппаратуру России, Европейского космического агентства (БКА) и Франции. Полученные в ходе 15-суточного орбитального полета результаты исследований и экспериментов, проведенных в условиях микрогравитации, доставлены на Землю для научной обработки.

15-суточный полет этого аппарата проходил в точном соответствии с намеченной программой. Управление спутником осуществлялось из Центра управления полетами космическими аппаратами научного и народно-хозяйственного назначения ВКС (Москва). Специалисты ЦУПа провели около 200 сеансов связи с космическим аппаратом. Отсюда также была выдана “команда” на посадку.

Поиск и обнаружение спускаемого аппарата обеспечивались силами Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при Министерстве обороны Российской Федерации. К месту посадки были доставлены российские и французские специалисты, участвующие в научной программе полета ИСЗ “Фотон”.

7 марта. Париж. ИТАР-ТАСС. Неудачно завершилась совместная российско-франко-европейская космическая миссия, в ходе которой проводился ряд научных экспериментов на борту российского технологического спутника “Фотон-10”. Об этом стало известно сегодня из источников во французском Национальном центре космических исследований (КНЕС) и Европейском космическом агентстве (ЕКА).

15-суточный полет и посадка 3 марта в 135 км от Оренбурга были успешны. Однако в субботу 4 марта вертолет, выполнявший доставку СА от места посадки к оренбургскому аэропорту, попал в грозу и был вынужден сбросить спускаемый аппарат с находившимся в нем оборудованием. Установленные в нем французские и европейские приборы повреждены или пришли в негодность, результаты большинства экспериментов утрачены.

Французский экспериментальный комплекс “Ibis” разрушен, но около 50 из 64 кассет с результатами опытов удалось спасти. Насколько пострадало их содержимое, пока неизвестно, отмечают специалисты КНЁС. Аппарат “Biobox” ЕКА и результаты выполнявшихся на нем экспериментов утрачены для науки.

Как стало известно в Париже, российская сторона, начавшая расследовать причины происшествия, предложила французским и европейским партнерам, у которых есть в запасе аналогичное оборудование, повторный полет.

11 марта. ИТАР-ТАСС. В понедельник 13 марта в Российском космическом агентстве состоится заседание госкомиссии, которая продолжит выяснение причин аварийного сброса спускаемого аппарата технологического спутника “Фотон” №10.

“Это первая в таких перевозках за всю историю российской космонавтики неудача”, — сказал в эксклюзивном интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС председатель госкомиссии по проведению летных испытаний космического комплекса “Фотон” Виктор Козлов.

По словам В.Козлова, спускаемый аппарат совершил мягкую посадку в Оренбургской области. После приземления “шарик” спускаемого аппарата поместили, как положено, в специальную сетку, прикрепленную к вертолету, взявшему курс на Оренбург. И когда до приземления оставались считанные минуты, вертолет, по предварительной версии, попал в сильный туман. Экипаж оказался в нештатной ситуации, груз начал раскачиваться, тем самым разбалансировав вертолет. Это представляло угрозу для жизни экипажа и специалистов, находившихся на борту. Летчики решили сбросить груз, что и было сделано на высоте около 100 метров.

Виктор Козлов подчеркнул, что в договоре о совместных исследованиях на “Фотоне”, заключенном РКА, ЕКА и КНЕС, не предусматривается каких-либо экономических санкций на случай подобных неудач.

К.Лантратов. НК. Программой полета “Фотона” предусматривалось, что аппаратура “Biobox” ЕКА и “Ibis” КНЕС должна была быть демонтирована на месте посадки и передана представителям ЕКА и Франции. Как сообщили корреспонденту “НК” в пресс-центре ВКС, посадка СА произошла в предгорьях Южного Урала, и к месту посадки смог прибыть только один вертолет. Поэтому было принято решение о перевозке спускаемого аппарата в Оренбург.

Россия. ИСЗ “Космос-2306” выведен на заданную орбиту

3 марта. Москва. Пресс-центр ВКС. В 16:00:00.676 ДМВ (13:00:01 GMT — Ред.) со 132-й площадки космодрома Плесецк боевыми расчетами ВКС был произведен запуск ракеты-носителя “Космос-3М” (11К65М — Ред.) с искусственным спутником Земли “Космос-2306”

Спутник запущен в интересах Министерства обороны и выведен на орбиту, близкую к расчетной, с параметрами:

— наклонение орбиты — 65.52°;

— минимальное удаление от поверхности Земли — 471.669 км;

— максимальное удаление от поверхности Земли — 519.161км;

— период обращения — 94.28 минуты.

М.Тарасенко: “Космос-2306” представляет собой очередной космический аппарат, предназначенный для калибровки радиолокационных станций системы ПРО. Как мы уже писали в “НК” (№22, 1994), для этих целей применяются КА нескольких типов. “Космос-2306” относится к числу тех, которые в ходе полета периодически отделяют группы эталонных объектов, которые могут использоваться для калибровки РЛС, а также для определения плотности верхних слоев атмосферы.

КА данного типа запускаются с 1976 г. (“Космос-816”). В 1976-1990 гг. их пуски проводились как правило один-два раза в год. Последний аналогичный аппарат был выведен на орбиту в 1990 г. под именем “Космос-2075” и просуществовал до 1992 г. Максимальное наблюдавшееся количество объектов, отделяемых от одного КА-носителя составляло 24 до 1983 г. и 28, начиная с 1984 г.

Первый сброс группы из четырех объектов с “Космоса-2306” был произведен 6 марта. Последующие сбросы обычно осуществляются по мере входа предыдущих объектов в атмосферу.

Россия. В полете спутники “Космос-2307, -2308, -2309”

Пресс-центр ВКС. 7 марта 1995 г. в 12:23:44 ДМВ (09:23.44 GMT — Ред.) с левой стартовой позиции 200-й площадки космодрома Байконур стартовала первая в этом году тяжелая ракета-носитель “Протон-К” (8К82К — Ред.). Запуск прошел успешно.

На 16:20:44 ДМВ было намечено отделение от разгонного блока ДМ-2 носителя трех космических аппаратов Глобальной навигационной спутниковой системы “Глонасс”.

Спутники “Космос-2307, -2308”, -2309” выведены на круговую орбиту с параметрами, близкими к расчетным и составляющими:

— наклонение 64.8°;

— минимальное удаление от поверхности Земли — 19113 км.

— максимальное удаление от поверхности Земли — 19150 км;

— период обращения 11 час 15 мин; Сейчас на орбите работают 16 космических аппаратов системы “Глонасс”. В этом году ВКС наметили довести их число до штатного количества — 24 спутников.

М.Тарасенко. “Космос-2307”, “Космос-2308” и “Космос-2309” представляют собой очередные КА типа “Ураган” для космической навигационной системы, известной под названием “Глонасс”.

Космическая навигационная система (КНС) “Глонасс” аналогична американской глобальной системе определения местоположения “Navstar/GPS”. В отличие от навигационных систем первого поколения (“Транзит”, “Цикада”), обеспечивающих определение двумерных (плоскостных) координат пользователя, системы “Глонасс” и GPS обеспечивают определение трех координат и трех компонент вектора скорости пользователя, а также высокоточную привязку к шкале единого времени. Табл.1. Состояние орбитальной группировки системы “Глонасс” (на 17 марта 1995 г.)

Название КАДата
запуска
Рабочая
плоскость
ПозицияНомер
канала
Примечания
К-210908.12.901  выведен из эксплуатации
К-211008.12.901  выведен из эксплуатации
К-211108.12.901523в эксплуатации
К-213904.04.913  выведен из эксплуатации
К-214004.04.913  выведен из эксплуатации
К-214104.04.913  выведен из эксплуатации
К-217711.02.921  выведен из эксплуатации
К-217811.02.92182в эксплуатации
К-217911.02.921123в эксплуатации
К-220430.07.9232124в эксплуатации
К-220530.07.923  выведен из эксплуатации
К-220630.07.923241в эксплуатации
К-223417.02.931  в эксплуатации
К-223517.02.931721в эксплуатации
К-223617.02.93125в эксплуатации
К-227511.04.9431810в эксплуатации
К-227611.04.9431724в эксплуатации
К-227711.04.943233в эксплуатации
К-228711.08.9421222в эксплуатации
К-228811.08.942149в эксплуатации
К-228911.08.9421622в эксплуатации
К-229420.11.941412в эксплуатации
К-229520.11.941321в эксплуатации
К-229620.11.941613в эксплуатации
К-230707.03.953(20)(1)ввод планируется 30.03.95
К-230807.03.953(22)(10)ввод планируется 02.04.95
К-230907.03.953(19)(3)ввод планируется 06.04.95

Примечания.

1. Таблица составлена по данным Координационного научно-информационного центра (КНИЦ) ВКС РФ.

2. Номер частотного канала определяет частоту несущей в полосах L1 и L2 соответственно:

F1 (к) — 1602.0 + 0.5625·к (МГц)

F2(k) — 1246.0+ 04375·к (МГц)

где к — номер канала

Это достигается за счет одновременного измерения запаздывания сигналов от четырех КА системы по отношению к эталонной шкале времени пользователя. Для того, чтобы в поле зрения пользователя постоянно находилось не менее четырех КА в близкой к оптимальной конфигурации, баллистическое построение системы предусматривает размещение 24 рабочих аппаратов на орбитах высотой около 19100 км (период 675.73 мин, наклонение около 64.8 град) в трех плоскостях, отстоящих друг от друга на 120 градусов по долготе восходящего узла.

Передача навигационного сигнала осуществляется на двух частотах в диапазонах 1597-1617 Мгц (полоса L1) и 1240-1260 Мгц (полоса L2). Каждый КА “Ураган” использует индивидуальный частотный канал, две несущие частоты которого находятся друг с другом в отношении 9:7, а для соседних каналов разнесены на 0.5625 (т.е. 9/16) МГц в диапазоне L1 и на 0.4375 (т.е. 7/16) МГц в диапазоне L2.

Головным разработчиком по системы в целом является НПО прикладной механики. КА “Ураган” разработаны КБ АКО “Полет” совместно с НПО ПМ и изготовляются АКО “Полет”.

Запуск 7 марта является 25-м с момента начала летных испытаний системы в 1982 г., а “Космос-2307, -2308 и -2309” соответственно 63-м, 64-м и 65-м КА типа “Ураган”, выведенными на орбиту. Нынешнее состояние орбитальной группировки КА “Ураган” показано в таблице. На 17 марта в ее составе находилось 16 эксплуатационных аппаратов и три новых готовились к вводу в систему, запланированному на 30 марта — 6 апреля.

(Отметим, что “Глонасс” — одна из самых многочисленных по составу космическая система. Из отечественных с ней может конкурировать разве что система специальной связи на основе малогабаритных низкоорбитальных спутников-ретрансляторов, а из зарубежных — аналогичная американская система “Navstar”, в которой, в отличие от “Глонасса”, развернуты уже все 24 аппарата).

Первая очередь системы “Глонасс” в составе 12 рабочих КА в плоскостях 1 и 3 была принята на вооружение 24 сентября 1993 г. Полное развертывание группировки из 24 рабочих аппаратов должно завершиться в этом году, для чего планируется еще два запуска.


РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ


Европа. 71-й запуск “Ариан” откладывается вновь

8 марта. Рейтер. Дата 71-го запуска европейского носителя “Ариан-4” откладывается с 15 марта как минимум на трое суток из-за утечки гелия на 3-й ступени ракеты. Об этом сообщило сегодня государственное телевидение Кайенны.

Запуск “Ариан” со спутниками “Hot Bird I” и “Brasilsat B2”, первый после аварии в декабре 1994 г., был отложен уже дважды.

США. Программа RLV: фирмы отобраны

8 марта. Сообщение НАСА. Отобраны компании, с которыми будут вестись переговоры о заключении контрактов на совместную разработку экспериментальной системы Х-33 и малого опытного носителя Х-34 (условия разработки описаны в “НК” №1,1995 — Ред.).

Для переговоров по проекту Х-33 выбраны “Lockheed Advanced Development Co.” (отделение фирмы “Lockheed” в Палмдейле), “McDonnell Douglas Aerospace” (Хантингтон-Бич) и Отделение космических систем “Rockwell International Corp.” (Дауни). Все три фирмы располагаются в Калифорнии. Правительство и три фирмы совместно финансируют первую 15-месячную фазу определения и проработки концепции (доля правительства — 24 млн $).

Переговоры о создании легкого носителя X-34 будут проведены с “Orbital Sciences Corp.” (Даллес, Вирджиния).

На выпуск предложений о совместной разработке, представление предложений и выбор потенциальных подрядчиков было затрачено только два месяца.

Европа. Испытания “Ариан-5” продолжаются

Совместное сообщение ЕКА и КНЕС. 10 марта 1995 г. в 14:05 по парижскому времени (13:05 GMT) в Гвианском космическом центре в Куру выполнено шестое стендовое огневое испытание твердотопливного ускорителя Р230 ракеты-носителя “Ариан-5”. По предварительным данным, испытание прошло хорошо.

Это было первое квалификационное испытание ускорителя Р230. За него отвечала фирма “Europropulsion”, которой совместно владеют “BPD Difesa e Spazio” (Италия) и “Societe Europeenne de Propulsion” (Франция) . Разработал стенд и осуществлял испытание Национальный центр космических исследований Франции (КНЕС).

Ускоритель Р230 является частью носителя “Ариан-5”, обязанности головного подрядчика по которому ЕКА возложило на КНЕС. Дальнейшие квалификационные испытания ускорителей будут проведены на протяжении месяцев перед первым запуском “Ариан-5” (запуск 501). “Ариан-5” оснащается двумя ускорителями Р230, каждый из которых содержит 237 тонн твердого топлива и развивает тягу 540 тс. Ускоритель Р230 состоит их трех сегментов и имеет высоту 30 м.


ПРОЕКТЫ. ПЛАНЫ
Россия-Индия. Поставка криогенных двигателей

2 марта. Москва. По сообщениям ИТАР-ТАСС. В 1995 г. Россия поставит Индии первый двигатель для ракет космического назначения. Это предусмотрено контрактом между Главкосмосом и Индийской организацией космических исследований (ISRO), обновленным после нашумевшей истории с продажей Индии криогенных двигателей и технологии их производства.

Всего же, по документу, Индии будут предоставлены семь двигателей, два из которых — бесплатно, в качестве компенсации за отказ от предусмотренной старым соглашением (1991 г.) передачи технологии и оказания помощи в обучении специалистов. А продажа пяти остальных двигателей будет осуществлена в рамках ранее объявленной суммы в 220 млн$.

Эти двигатели необходимы Индии для производства собственной ракеты-носителя GSLV, предназначенной для вывода спутников на стационарную орбиту.

КОРОТКИЕ НОВОСТИ

* 19 астронавтов НАСА набора 1995 года и два представителя Японии и Канады начали 6 марта 1995 г. годичный курс общекосмической подготовки в Космическом центре имени Л.Б.Джонсона. Вечером того же дня в 9-м корпусе Центра состоялось представление кандидатов в астронавты журналистам.



БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА ИЗ АРХИВА “ВИДЕОКОСМОСА”

Члены экипажа КК “Колумбия” по программе STS-67

(Подготовлено В.Молчановым)
Командир экипажа
Стивен Скот Освальд (Stephen Scot Oswald)
262-й астронавт мира 165-й астронавт США

Стив Освальд родился 30 июня 1951 года в г.Сиэттл в штате Вашингтон, но считает Беллингем в том же штате своим родным городом. Там же в 1969 году он окончил среднюю школу. В июне 1973 года Освальд с отличием закончил Военно-морскую академию США и получил степень бакалавра наук по авиакосмическому машиностроению.

После академии Освальд прошел летную подготовку на авиабазе ВМС США Кингсвилл в Техасе и в сентябре 1974 года стал летчиком. Затем он был переучен на штурмовик А-7 “Корсар” и с 1975 по 1977 год летал на таком самолете с авианосца “Мидуэй” в западной части Тихого и Индийского океанах. В 1978 году он обучался в школе летчиков-испытателей ВМС США в Пэтьюксент-Ривер в штате Мэрилэнд. После ее окончания Стивен Освальд был направлен в морской летно-испыта-тельный центр, где до 1981 года проводил испытания летных качеств, эксплуатационных характеристик и силовых установок самолетов А-7 “Корсар” и F/A-18 “Хорнет”. После этого он служил летчиком-инструктором на самолетах F/A-18 на авиастанции ВМС Лемур и Калифорнии, а потом был офицером, отвечающим за катапультируемый взлет самолетов с борта авианосца “Корэл Си”. В апреле 1983 года коммандер ВМС США Стивен Освальд уволился с активной службы, но остался в резерве военно-морских сил. Был одним из командиров в частях резерва при космическом командовании военно-морского флота в Дал-грене в Вирджинии.

В 1983 — 1984 гидах Освальд проводил оценочные испытания различных систем вооружений в корпорации “Вестингауз Электрик”, включая радары самолетов F-16C и В-1В. В ноябре 1984 года он поступил в НАСА аэрокосмическим инженером и летчиком-инструктором. Он работал на базе ВВС Эллингтон возле Хьюстона.

В июне 1985 года Стивен Освальд был отобран НАСА кандидатом в 11-ю группу астронавтов и в июле 1986 года закончил общекосмическую подготовку. Затем он был представителем от отдела астронавтов в космическом центре Кеннеди во Флориде и проводил оценочные испытания оборудования в летной лаборатории интеграции шаттла в Хьюстоне. Стивен Освальд участвовал в доработке, модификации и испытаниях твердотопливных ускорителей в центре космических полетов им.Маршалла, штат Алабама. Также он был представителем летных экипажей при проработке возможности увеличения длительности полета ракетоплана и был оператором по связи с экипажами.

Свой первый полет в космос Стивен Освальд совершил 22 — 30 января 1992 года в качестве пилота “Дискавери” в полете STS-42 и провел в нем 199 часов 14 минут 45 секунд. Во втором космическом полете, STS-56, он снова был пилотом “Дискавери”. Полет состоялся 8 — 17 апреля 1993 года и длился 222 часа 8 минут 19 секунд.

STS-67 — третий полет Освальда в космос.

Стивен женат на Дайэн Кзй Колклош. В семье трое детей — Моник Мари, (24 апреля 1975), Джэнн Мэй, (5 сентября 1982) и Скотт Эндрю (31 июля 1986).

У Освальда каштановые волосы и голубые глаза. Его рост 188 см и вес 92 кг. Он увлекается охотой, рыбалкой, лыжами, рэкетболом и бегом.

Пилот
Уилльям Джордж Грегори (William George Gregory)
321-й астронавт мира 204-й астронавт США
Ранее опыта космических полетов не имел

Билл Грегори родился 14 мая 1957 года в г.Локпорт, штат Нью-Йорк. В этом же городе в 1975 году он окончил среднюю школу. В мае 1979 года получил с отличием степень бакалавра наук по машиностроению в военно-воздушной академии США в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо. По результатам выпуска он стал 15-м из 900 курсантов. В мае 1980 года Грегори защитил степень магистра наук по летным структурам и инженерной механике в университете Коламбии в г.Нью-Йорк.

После этого он прошел летную подготовку на авиабазе Вилльямс в Аризоне и в 1981 году стал летчиком ВВС США. В 1982-1985 годах летал на самолетах F-111D и F-lll F в качестве летчика и летчика-инструктора в составе 493-й эскадрильи тактических истребителей и 495-й эскадрильи тактических истребителей на базе Королевских ВВС Лэйкенхит в Англии. В мае 1984 года Грегори в государственном университете Трои защитил степень магистра по управлению. После службы в Англии он был откомандирован в 524-ю эскадрилью тактических истребителей на авиабазу Кэнион, штат Нью-Мексико, где в 1985-1986 годах служил летчиком-инструктором. В 1986 году окончил школу офицеров эскадрильи и заочный командно-штабной колледж ВВС США. В 1987 году Грегори окончил школу летчиков-испытателей ВВС США на авиабазе Эдвардс в Калифорнии и получил назначение в находящийся там же летно-испытательный центр. Там в качестве летчика-испытателя в 1988-1990 годах летал на самолетах F-4, A-7D и на всех пяти вариантах самолета F-15 в составе 6512-й и 6515-й испытательных эскадрилий.

Грегори имеет ранг старшего летчика в ВВС США. Он налетал более 3000 часов на более, чем 30 типах самолетов и 8 различных типов планеров.

Капитан ВВС США Уилльям Грегори был отобран НАСА кандидатом в 13-ю группу астронавтов в январе 1990 года и в июле 1991 года закончил общекосмическую подготовку.

STS-67 его первый полет в космос.

Грегори женат на Мэри Элизабет Харни. В семье двое детей — Уилльям Филипп (22 сентября 1987) и Кристина Мари (6 июня 1989).

Он шатен с карими глазами. Его рост 179 см и вес 68 кг. Грегори увлекается бегом на длинные дистанции, теннисом, лыжами, водными лыжами, парусным спортом.

Руководитель работ с полезной нагрузкой
Тамара Элизабет Джерниган (Tamara Elizabeth Jernigan)
251-й астронавт мира 156-й астронавт США

Тэмми Джерниган родилась 7 мая 1959 года в г.Чаттануга, штат Теннеси. Среднюю школу окончила в 1977 году в Санта-фе-Спрингс в Калифорнии. В университете Стэнфорда ей были присвоены степени бакалавра по физике и магистра по машиностроению соответственно в 1981 и 1983 годах.

После получения степени бакалавра Тамара Джерниган поступила на работу исследователем в дивизион космических наук исследовательского центра НАСА им.Эймса в Моффетфилд в Калифорнии. Здесь она работала до перехода в группу астронавтов. Ее исследования касались изучения биполярных потоков из районов звездных скоплений и разрядов гамма-лучей. В 1985 году в университете Калифорнии в Беркли ей была присвоена степень магистра по астрономии, а в 1989 году в университете Райе — степень доктора наук по космической физике и астрономии.

Тамара Джерниган была отобрана НАСА кандидатом в 11-ю группу астронавтов в июне 1985 года, а в июле 1986 года она завершила общекосмическую подготовку. После этого некоторое время она работала и летной лаборатории интеграции шаттла.

Свой первый полет в космос Джерниган совершила 5 — 14 июня 1991 года в качестве летного специалиста “Колумбии” в полете STS-40. Полет продолжался 218 часов 15 минут 14 секунд.

Во втором полете, STS-52, Джерниган снова была летным специалистом “Колумбии”. Полет состоялся 22 октября — 1 ноября 1992 года и длился 234 часа 55 минут.

STS-67 ее третий полет в космос.

Тамара Джерниган разведена, детей нет.

У нее каштановые волосы и голубые глаза. Ее рост 167 см и вес 57 кг. Она увлекается волейболом, рэкетболом, теннисом, софтболом и полетами.

Специалист полета
Джон Мэйс Грунсфелд (John Mace Grunsfeld)
322-й астронавт мира 205-й астронавт США
Ранее опыта космических полетов не имел

Джон Грунсфелд родился 10 октября 1958 года в г.Чикаго, штат Иллинойс. Среднюю школу закончил в 1976 году в г.Хайлэнд-Парк в Иллинойсе. В 1980 году в Массачусетсом технологическом институте получил степень бакалавра наук по физике.

В 1980-1981 годах Грунсфелд работал научным сотрудником в университете Токио и Институте космоса и астрономических наук. В 1981 -1985 годах он был старшим помощником исследователя в университете Чикаго. Там же в 1984 году защитил степень магистра по физике. В 1985-1987 годах был стипендиатом НАСА в университете Чикаго. Там же в 1988 году защитил степень доктора по физике. В 1988-1989 годах в этом же университете занимался экспериментальной физикой на стипендию В.Д.Грэйнджера. В 1989-1992 годах доктор Грунсфелд был старшим исследователем в Калифорнийском технологическом институте. Исследования Грунсфелда касались изучения рентгеновских лучей, гамма-астрономии и космических лучей высоких энергий. Он изучал рентгеновские пульсары в обсерватории НАСА гамма-излучений Комптон и Разработал новые методы по рентгеновской и гамма-астрономии.

Доктор Грунсфелд был отобран НАСА в 14-ю группу астронавтов в марте 1992 года и в 1993 году закончил общекосмическую подготовку.

STS-64 его первый полет в космос.

Джон Грунсфелд женат на Кэрол Шифф.

У него каштановые волосы и зеленые глаза. Его рост 175 см и вес 73 кг. Он увлекается альпинизмом, полетами, парусным, велосипедным спортом, музыкой.

Специалист полета, бортинженер
Венди Всррнсн Лоренс (Wendy Berrien Lawrence)
323-й астронавт мира 206-й астронавт США
Ранее опыта космических полетов не имела

Венди Лоренс родилась 2 июля 1959 года в г.Джексонвилл, штат Флорида. В 1977 году она окончила среднюю школу Форт Хант в г.Александрия в Вирджинии. В 1981 году получила степень бакалавра наук по морскому машиностроению в Военно-морской академии США.

После окончания академии Лоренс с отличием прошла курс летной подготовки и стала морским авиатором в июле 1982 года. Следующие три года она служила в 6-й эскадрилье вертолетов боевой поддержки, налетав на вертолетах Н-46 более 1000 часов, выполнила около 600 посадок на корабли, из них 100 ночью. Венди Лоренс была одной из первых двух женщин-пилотов вертолетов, несших длительную службу в Индийском океане в составе авианосной группы кораблей. В 1988 году в Массачусеттском технологическом институте она защитила степень магистра наук по морскому машиностроению. После этого она получила назначение в качестве специального офицера отдела “Альфа” в 30-й эскадрилье противолодочных легких вертолетов. В октябре 1990 года Венди Лоренс была откомандирована в Военно-морскую академию США, где преподавала физику и была наставницей женщин-новобранцев.

Лейтенант-коммандер ВМС США Лоренс была отобрана НАСА кандидатом в 14-ю группу астронавтов в марте 1992 года и в 1993 году завершила общекосмическую подготовку.

STS-67 — ее первый полет в космос.

Незамужняя. У нее каштановые волосы и голубые глаза. Ее рост 160 см, вес 55 кг. Увлекается бегом, велосипедным спортом, фотографией и садовыми работами.

Специалист по полезной нагрузке
Роналд Энтони Пэриз (Ronald Anthony Parise)
236-й астронавт мира 145-й астронавт США

Роналд Пэриз родился 24 мая 1951 года в г.Уоррен, штат Огайо. В 11 лет, под впечатлением полета Джона Гленна, он захотел стать астронавтом. В июне 1973 года получил степень бакалавра наук по физике, математике, астрономии и геологии в государственном университете Янгстаун.

После этого Пэриз один год преподавал физику и вводный курс электроники в Технологическом институте Огайо. Затем он продолжил свое образование в Университете Флориды. Параллельно в этом университете он читал вводные курсы по физике и астрономии. В 1977 году Пэриз получил степень магистра, а в 1979 году — доктора по астрономии. Потом он занимался разработкой электронных систем и планированием работы в полете ультрафиолетового телескопа (UIT), который по программе ASTRO-1 должен был лететь на борту шаттла. Дважды пытался поступить в группу астронавтов НАСА в качестве летного специалиста, но потерпел неудачу. Его научные изыскания касались околозвездных материалов в бинарных звездных системах и чередующихся возмущений хромосфер звезд. По поручению НАСА он проводил исследования с международным ультрафиолетовым спутником ШБ. Затем он был руководителем секции программы перспективной астрономии отделения научных систем в корпорации “Компьютер Сайенс” в Силвер-Спринг, штат Мэрилэнд.

В июне 1984 года НАСА объявило имена трех кандидатов на полет по программе “Астро 1”. Одним из них был Роналд Пэриз. Полет STS-61E должен был состояться на борту КК “Колумбия” в марте 1986 года. Однако из-за катастрофы КК “Чэлленджер” программа была отложена.

В ноябре 1988 года НАСА сообщило, что программа ASTRO-1 будет осуществлена во время полета STS-35, и что Пэриз является одним из специалистов по полезной нагрузке.

Полет STS-35 состоялся 2-10 декабря 1990 года. Роналд Пэриз пробыл в полете на борту “Колумбии” 215 часов 5 минут 7 секунд.

STS-67 — второй полет Роналда Пэриза в космос.

Он женат на Сесилии Сокол. В семье дети: Николас, род. в 1982 году, и Катерина, род. в 1984 году.

Увлекается каноэ, парусным спортом, прогулками и путешествиями, садоводством и приготовлением пищи. Он имеет права частного пилота и радиолюбителя.

Специалист по полезной нагрузке
Сэмьюэл Торнтон Дарранс (Samuel Thornton Durrance)
237-й астронавт мира 146-й астронавт США
Ранее опыта космических полетов не имел

“Сэм Дарранс родился 17 сентября 1943 года в г.Таллахасси во Флориде, но считает своим родным городом Тампа в том же штате. После окончания средней школы он увлекся автогонками. Его способности в механике способствовали его участию в постройке первых 13 высококлассных гоночных автомобилей “Формулы-5”. В свободное время Дарранс конструировал и строил собственный гоночный автомобиль. Однажды во время кольцевой гонки во Флориде у его автомашины оторвался хвост, но это не остановило его. Сэм продолжал заниматься автогонками. Только несколько лет спустя он бросил гонки ради учебы.

В 1972 году в Университете штата Калифорния в Лос-Анжелесе Даррансу была присвоена степень бакалавра наук по физике. В 1974 году там же и в той же области он получил степень магистра наук В 1980 году в Колорадском университете он защищает степень доктора по астрогеофизике. После этого Сэмьюэл Дарранс работает научным сотрудником и исследователем в Университете Джонса Хопкинса на кафедре физики и астрономии.

Он интенсивно занимался ультрафиолетовыми телескопами. Работал над проектами “Пионер-Венера” и ШЕ. Дарранс разрабатывал специальную технику, необходимую для наблюдений объектов Солнечной системы с этого спутника. Он также участвовал в запуске трех высотных ракет с ультрафиолетовыми телескопами ипроводил наблюдения Венеры, Марса, Юпитера, Урана и спутника Юпитера Ио. В марте 1982 года он вместе с профессором Уорреном Мусом установил наличие свечения атмосферы Урана, что доказало наличие магнитного поля. Кроме того, он участвовал в разработке, конструировании, отработке и запуске ультрафиолетовых телескопов и спектрометров для космических аппаратов. Дарранс активно участвовал и в проекте ASTRO-1.

В июне 1984 года он был назван одним из трех кандидатов в специалисты по полезной нагрузке для участия в полете STS-61E/ASTRO-1. Полет должен был состояться на борту ракетоплана “Колумбия” в марте 1986 года. Но из-за катастрофы “Челленджера” программа была отложена.

В ноябре 1988 года НАСА сообщило, что Дарранс примет участие в проекте ASTRO-1 в полете STS-35.

Этот полет состоялся 2-10 декабря 1990 года. Сэм Дарранс был специалистом по полезной нагрузке “Колумбии” и провел в космосе 215 часов 5 минут 7 секунд.

STS-67 — его второй полет в космос.

Сэм Дарранс женат на Ребекке Таггл. У них сын Бенджамин.

Он увлекается полетами и бегом.

Альтернативный специалист по полезной нагрузке
Скотт Дуэйн Ванген (Scott Duane Vangen)

Скотт Ванген родился 12 декабря 1959 года в г.Грэнит-Фоллс, штат Миннесота. С детства мечтал стать астронавтом.

В 1982 году он получил степень бакалавра наук по электротехнике в школе горных работ и технологий Южной Дакоты. В 1986 году в технологическом институте Флориды ему была присвоена степень магистра по космической технологии.

С августа 1978 по май 1982 года он временно работал электроинженером в корпорации “Юнион Карбайд”, затем техником по радарам в Институте атмосферных наук и радиооператором-техником в компании “Джин Тэйлор Бродкастинг”. С 1982 года работает в директорате полезных нагрузок космического центра Кеннеди НАСА. В основном был занят в программах “Спэйслэб”, “Фридом” и ASTRO. Был оператором связи по полезной нагрузке в космическом центре Джонсона во время полетов STS-51F и STS-46. Те же обязанности исполнял в центре космических полетов Маршалла при полетах STS-35 и STS-45.

С 1985 года Скотт Ванген неоднократно пытался поступить в группу астронавтов НАСА, но каждый раз его кандидатура отклонялась.

В мае 1993 года НАСА отобрало его в качестве альтернативного специалиста по полезной нагрузке для полета STS-67/ASTRO-2. Он является дублером Роналда Пэриза и Сэмьюэла Дарранса.

Ванген холостяк. Он планерист и радиолюбитель. Увлекается электроникой, музыкой, горными лыжами, теннисом, парусным спортом, подводным плаванием и пляжными видами спорта.

КОРОТКИЕ НОВОСТИ

* 1 марта в Алма-Ате президент Казахстана Нурсултан Назарбаев вручил в своей резиденции высшие награды республики группе космонавтов и организаторов космических программ, которые были заняты подготовке и проведение 126-суточного полета по программе ЭО-16 на борту станции “Мир” в 1994 году. Среди представленных к награде — космонавты Талгат Мусабаев и Юрий Маленченко, астронавт Ульф Мербольд, командующий Военно-космическими силами РФ Владимир Иванов, начальник Центра подготовки космонавтов Петр Климук, генеральный директор Российского космического агентства Юрий Коптев, президент ракетно-космической корпорации “Энергия” Юрий Семенов.


КОСМИЧЕСКИЕ ДНЕВНИКИ ГЕНЕРАЛА
Н.П.КАМАНИНА

1962
(Продолжение. Начало в №№6-11, 14-26, 1994, №1-2, 1995)

27.4.62.

“Зенит” или “Космос-4” вышел вчера на орбиту. Все его характеристики близки к “Востоку”, но главная цель “Зенита” — фотографирование земной поверхности. Через четверо суток “Зенит” должен приземлится в районе восточнее Акмолинска.

Интересно, как будут реагировать на этот запуск американцы и что они знают о действительном назначении “Космос-4”.

Второй запуск “Зенита” состоится, по-видимому, не раньше 5-10 мая, а пуск двух кораблей “Восток”, если все отлично будет с “Зенитами”, может состоятся не раньше 20-30 мая.

Сегодня Николаев, Нелюбов, Попович и Быковский возвращаются из Феодосии, там они произвели парашютные прыжки в скафандрах на сушу и море и с тем же снаряжением подвесной системы, как и в космическом корабле. Прыжки прошли удачно. Главный конструктор Алексеев С.М. звонил мне из Феодосии и доложил об удовлетворительных результатах испытаний и тренировок.

Сегодня в “Правде” опубликована большая беседа Хрущева с американским издателем Коулсом. Несмотря на начало ядерных испытаний Америкой, ответы Хрущева Коулсу выглядят дружелюбно и мирно.

Ш/т Добрынина о программе пребывания Титова в США.

Ш/т Арутюняна из Канады о лидировщиках.

Программа:

1. Национальная академия наук планирует вечером 1-го мая прием для всех делегаций Коспар. Титов, конечно, приглашается.

5 мая поездки: Кейп Канаверал, Годдардский центр НАСА и Уоллопс Стейшен, штат Виргиния.

Вечером 3 мая Титов и Глен — совместная пресс-конференция.

6 мая один из американских астронавтов мог бы сопровождать Титова в экскурсии по Вашингтону. Экскурсия в Смитсоновский институт, самолеты бр.Райт, Линдберга, [капсула] Шепарда, поездка на катере по Потомаку и полет на вертолете над городом.

4 июня — Финляндия, день космонавтики международный праздник молодежи. Командировать Титова.

28.4.62.

Вчера узнал ошеломляющую новость: Епишева одним росчерком пера Хрущева с генерал-майора сделали генералом армии и начальником Главного политического управления. Голиков очень серьезно болен и больше уже не вернется к серьезной работе.

С Епишевым мы старые знакомые, в 1938-39 г. он был также внезапно выдвинут из рядовых армейских инженеров (подполковник) на должность первого секретаря Харьковского обкома. Вместе с ним мы были делегатами 18-го съезда партии. На фронте он был членом Военного Совета одной из армий 1 -го Украинского Фронта. Мы встречались на Букринском плацдарме. После войны он посол в Румынии, а последние годы был послом в Югославии. Головокружительная карьера!

Все готово к нашему отлету в Америку. Вчера получил телеграмму из Америки — просят разрешения послать в Москву 3-х — 4-х корреспондентов и операторов, чтобы заснять отлет Титова и делать съемки в пути. Только наши аналогичные организации проявляют полное равнодушие к событию, которое войдет в историю (первая встреча советского и американского космонавтов).

Маршал Руденко быстро скис, последние пять дней он позабыл о космосе и не проявляет к нашим делам ни малейшего внимания. Он, по-видимому, сильно переживает... (текст обрывается — Ред.).

(продолжение в следующем номере)

в начало
STS-70