16 1996 | НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ |
Журнал Компании “Видеокосмос” |
Том 6 №16/131 | 28 июля — 11 августа 1996 |
Журнал издается с августа 1991 года Зарегистрирован в МПИ РФ №0110293 © Перепечатка материалов только с разрешения редакции. Ссылка на “НК” при перепечатке или использовании материалов собственных корреспондентов обязательна. |
Адрес редакции: Москва, ул. Павла Корчагина, д. 22, корп. 2, комн. 507 Тел/факс: (095) 282-63-66 E-mail: cosmos@space.accessnet.ru Адрес для писем и денежных переводов: 127427, Россия, Москва, “Новости космонавтики”, До востребования, Маринину И.А. |
Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Ответственность за достоверность опубликованных сведений несут авторы материалов. Точка зрения редакции не всегда совпадает мнением авторов. |
Банковские реквизиты ИНН-7717042818, “Информвидео”, р/счет 345619 в Межотраслевом коммерческом банке “Мир”, МФО 994194, уч.S1 Для иногородних — ИНН-7717042818, “Информвидео”, р/счет 345619 в МКБ “Мир”, корр.счет 835161600 уч.ЕЕ в ЦОУ при ЦБ РФ, МФО 44531835. |
Учрежден и издается АОЗТ “Компания ВИДЕОКОСМОС” при участии: ГКНПЦ им. М.В.Хруничева. Мемориального музея космонавтики и Ассоциации Музеев Космонавтики. | ||
Генеральный спонсор — ГКНПЦ им. М.В.Хруничева | ||
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
| ||
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
| ||
Номер сдан в печать: 09.09.96 |
Том 6 №16/131 28 июля - 11 августа 1996 г. | НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ |
“Прогрессы” передают смену
В целях дальнейшего развития телекоммуникационных технологий, использования научно-технического и производственного потенциала оборонных отраслей промышленности, предоставления конкурентоспособных телекоммуникационных услуг в интересах социально-экономического развития и обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также расширения международного сотрудничества в области телекоммуникационных систем постановляю:
1. Провести проектные работы по созданию многофункциональной космической телекоммуникационной системы Российской Федерации.
2. Возложить на открытое акционерное общество “Корпорация “Компомаш” разработку и создание многофункциональной космической телекоммуникационной системы Российской Федерации с представлением в 1996 году соответствующих технических предложений.
Считать целесообразным участие в разработке технических предложений предприятий и организаций Российского космического агентства, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства связи Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Министерства оборонной промышленности Российской Федерации, межгосударственной акционерной корпорации “Вымпел” и других предприятий и организаций.
3. Российскому космическому агентству, Министерству обороны Российской Федерации, министерству связи Российской Федерации, Федеральному агентству правительственной связи при Президенте Российской Федерации, Комитету при Президенте Российской Федерации по политике информатизации выдать в 2-недельный срок исходные данные на разработку технических предложений.
4. Министерству финансов Российской Федерации обеспечить финансирование разработки технических предложений за счет средств федерального бюджета на 1996 год (по разделу “Прочие расходы”) в размере 9 млрд рублей.
5. Правительству Российской Федерации в 2-месячный срок после разработки технических предложений:
— организовать рассмотрение материалов, определить государственных заказчиков и порядок проведения дальнейших работ по созданию многофункциональной космической телекоммуникационной системы Российской Федерации;
— определить организационно-финансовую структуру для реализации проекта создания системы с учетом предложений открытого акционерного общества “Корпорация “Компомаш” и финансовой компании “Кора”.
Президент Российской Федерации | Б.Ельцин |
1. Принять предложение Миноборонпрома России, РКА и открытого акционерного общества “Корпорация “Компомаш”, согласованное с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, об освоении новых ракетных технологий на основе применения экологически чистой топливной пары — жидкий кислород и сжиженный природный газ и создании на первом этапе ракетно-космического комплекса “Рикша”.
2. Определить головным разработчиком ракетно-космического комплекса “Рикша” Государственный ракетный центр “КБ имени академика В. П.Макеева”, головным разработчиком двигателей — научно-производственное объединение “Энергомаш” имени академика В.П.Глушко.
3. РКА включить работы по созданию ракетно-космического комплекса “Рикша” в Федеральную космическую программу России на период до 2000 года.
Финансирование работ производить за счет внебюджетных источников.
4. Поручить открытому акционерному обществу Корпорация “Компомаш” в установленном порядке разработать и согласовать с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти программу работ и схему финансирования создания ракетно-космического комплекса “Рикша”.
5. Миноборонпрому России совместно с заинтересованными федеральными органами, открытым акционерным обществом “Корпорация “Компомаш” и Государственным ракетным центром “КБ имени академика В.П.Макеева” провести в установленном порядке переговоры с иностранными фирмами о маркетинге и привлечении инвестиций для создания ракетно-космического комплекса “Рикша”, образовании совместных предприятий и проведении соответствующих работ. Открытому акционерному обществу “Корпорация “Компомаш” и Государственному ракетному центру “КБ имени академика В.П.Макеева” по достижении договоренности подписать соответствующие контрактные документы и выполнить работы, предусмотренные контрактными обязательствами.
При проведении переговоров и работ по созданию и эксплуатации ракетно-космического комплекса “Рикша” обеспечить строгое выполнение действующего законодательства и международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения ракетных технологий и космической деятельности, защиту интеллектуальной собственности и интересов Российской Федерации, а также соблюдение положений Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений
6. Разрешить организациям, учреждениям и войсковым частям Минобороны России принять участие на договорной основе в работах, связанных с обеспечением испытаний и коммерческих пусков ракетно-космического комплекса “Рикша”.
7. МИДу России, МВЭСу России, РКА совместно с Миноборонпромом России оказывать содействие в решении международно-правовых вопросов разработки и коммерческого использования ракетно-космического комплекса “Рикша”.
18 июля 1996 г. №1155-р г. Москва | В.Черномырдин |
Продолжается полет экипажа 21-й основной экспедиции в составе командира экипажа Юрия Онуфриенко, бортинженера Юрия Усачева и космонавта-исследователя Шеннон Люсид на борту орбитального комплекса “Союз ТМ-23” — “Мир” — “Квант” — “Квант-2” — “Кристалл” — “Спектр” — СО — “Природа” — “Прогресс М-31” |
30 июля. ИТАР-ТАСС. 21-я основная космическая экспедиция в составе россиян Юрия Онуфриенко и Юрия Усачева, а также американки Шеннон Люсид продолжает работу на борту орбитального комплекса “Мир”. Научная часть программы полета экипажа в минувшие два дня включала в себя геофизические, астрофизические и медико-биологические исследования. Проводились фотосъемки и спектрометрирование отдельных участков земной суши и акватории Мирового океана, измерения потоков элементарных заряженных частиц космического происхождения, эксперименты с высшими растениями в оранжерее “Свет”.
Сегодня космонавты проведут ряд контрольных геофизических экспериментов с использованием установленного на модуле “Природа” инфракрасного локатора “Алиса”, выполнят очередную серию исследований по программе “Мир-НАСА”. Запланированы также работы с экспериментальной установкой обеззараживания воздуха и регламентно-профилактическое обслуживание отдельных бортовых систем комплекса.
По результатам медицинского обследования, состояние здоровья российских космонавтов и астронавта хорошее. Полет проходит нормально.
Пресс-центр ВКС. 31 июля в 23:00:05.877 ДМВ (20:00:06 GMT) с 1-й площадки космодрома Байконур сотрудниками КБТМ РКА совместно с боевыми расчетами ВКС произведен запуск ракеты-носителя “Союз-У” (11А511У — Ред.) с транспортным грузовым кораблем “Прогресс М-32” (11Ф615А55 №232).
ТКГ запущен с целью доставки на орбитальный комплекс “Мир” расходуемых материалов и грузов. ТКГ выведен на орбиту с параметрами:
— наклонение орбиты 51.65°;
— минимальное удаление от поверхности Земли 192.9 км;
— максимальное удаление от поверхности Земли 247.4 км;
— начальный период обращения 88.60 мин.
Бортовая аппаратура ТКГ “Прогресс М-32” функционирует нормально.
Согласно сообщению Мирового центра данных по ракетам и спутникам, космическому аппарату “Прогресс М-32” было присвоено международное регистрационное обозначение 1996-043А. Он также получил номер 24071 в каталоге Космического командования США.
* Летная станция Уоллопс НАСА выдала компании “AlliedSignal” контракт на сумму 28.7 млн $ на поставку автономных терминалов LEO-T для слежения за спутниками на орбитах ниже 960 км. |
От редакции. Как мы уже сообщали в №14-15, 26 июля была выявлена необходимость замены ракеты-носителя, с которой была произведена попытка запуска “Прогресса” в ночь с 24 на 25 июля. Эта работа была выполнена с опережением сроков, и 29 июля запуск был назначен вместо 1 августа на 31 июля в 23:00:10 ДМВ.
Замена носителя и выполнение пуска в течение 6 суток после первой неудачной попытки вызвала неподдельное восхищение западных экспертов.
И.Маринин. НК. Наконец-то состоялся долгожданный запуск невезучего “Прогресса”. Трудно сказать, кто его ждал с большим нетерпением. Конечно, в его грузах очень нуждались космонавты 21-й основной экспедиции Юрий Онуфриенко, Юрий Усачев и Шеннон Люсид, у которых близятся к концу запасы расходуемых материалов и продуктов. С нетерпением ждали запуска и специалисты Французского космического агентства КНЕС и космонавт Франции Клоди Андре-Деэ. Ведь от успешного запуска “Прогресса” зависело выполнение программы “Кассиопея”, для которой большинство научного оборудования доставляется на “Мир” именно этим грузовиком. Ну и конечно ждали производители РН “Союз” в Самаре и пусковики Военно-космических сил в надежде, что этим стартом кончится полоса неприятностей с ракетами этой серии и конечно же сделали все зависящее, чтобы запуск прошел успешно.
И их надежды оправдались. ТКГ “Прогресс М-32” стартовал безо всяких задержек и вышел на орбиту близкую к расчетной.
Масса корабля при запуске составила 7130+5 кг., в том числе полезный груз составлял 2402.8 кг. Из них топливо для ОДУ “Мира” — 399.1 кг. А в собственных баках ТКГ топлива в этот раз было 872.9 кг. Этого количества с запасом должно хватить и на дорогу к “Миру” и на коррекцию орбиты комплекса.
Кроме того, на борту ТКГ 290 кг пищи, 300 кг воды, 46 кг кислорода, 334 кг российского и французского оборудования для дальнейшего осуществления международной космической программы, а также 80 кг личных вещей космонавтов.
Есть в списке грузов и личная почта космонавтов, среди которой последние номера журналов “Новости космонавтики” и письмо от “Видеокосмоса”.
1 августа в 02:45:40 ДМВ (31 июля 23:45:40 GMT) по командам с Земли ТКГ сориентировался в пространстве и выдал импульс длительностью 73.6 с, который дал приращение скорости 30.67 м/с.
Второй корректирующий импульс величиной 29.56 м/с и длительностью 70.3 с был выдан в тот же день в 3:32:35 (00:32:35 GMT). На два импульса было израсходовано 173 кг и масса корабля оказалась равной 6957 кг.
Корабль продолжил полет по орбите с параметрами:
— наклонение орбиты 51.67°;
— минимальное удаление от поверхности Земли 291.99 км;
— максимальное удаление от поверхности Земли 349.6 км;
— начальный период обращения 90.66 мин.
После удачного выведения на орбиту ТКГ “Прогресс М-32” настало время готовить для него причал, который с 7 мая занимает предыдущий грузовик “Прогресс М-31”. Юрий Онуфриенко и Юрий Усачев задраили люк в “мусоровоз”, проверили герметичность люка и 1 августа в 19:44:54 (16:44:54 GMT) ТКГ “Прогресс М-31” покинул стыковочный узел на переходном отсеке базового блока, освободив его для следующего грузовика. Кроме обычных бытовых отходов в уходящий ТКГ были уложены аккумуляторные батареи от системы автономного энергопитания модуля “Природа”. Они представляли определенную опасность для экипажа своими испарениями и поэтому каждая из батарей была завернута в специальный целлофановый мешок. Таким образом, опасный груз покинул станцию. Масса ТКГ перед расстыковкой составила 6673 кг.
ТКГ “Прогресс М-31” отошел от комплекса на несколько метров под воздействием пружинных толкателей, затем сработала автоматика. В 19:49:30 ДМВ двигатели корабля выдали импульс 0.45 м/с длительностью 10 сек и он покинул окрестности комплекса и вышел на орбиту с параметрами:
— наклонение орбиты 51.67°;
— минимальное удаление от поверхности Земли 375.8 км;
— максимальное удаление от поверхности Земли 404.7 км;
— начальный период обращения 92.17 мин.
В тот же день ТКГ “Прогресс М-31” сориентировался в пространстве, в 22:44:30 ДМВ выдал импульс 98.0 м/с длительностью 221.9 с на торможение, и вошел в плотные слои атмосферы, где и разрушился. Несгоревшие обломки упали в 23:33:03 ДМВ (20:33:03 GMT) в районе Тихого океана с координатами 41.1°ю.ш., 140.4°з.д.
А ТКГ “Прогресс М-32” продолжил свой путь к ОК “Мир”. Третий корректирующий импульс величиной 1.81 м/с и длительностью 4.2 с был выдан 2 августа в 00:12:33 ДМВ. В результате ТКГ перешел на орбиту с параметрами:
наклонение орбиты — 51.67°;
минимальное удаление от поверхности Земли — 297.6 км;
максимальное удаление от поверхности Земли — 350.1 км;
начальный период обращения — 90.72 мин.
В конце этого же дня, было выполнено еще два корректирующих импульса:
время (ДМВ) | вели- чина | дли- тельн. | |
4-й импульс | 22:54:57 | 113.81 м/с | 32.5 с |
5-й импульс | 23:37:30 | 114.33 м/с | 33.6 с |
После коррекций ТКГ “Прогресс М-32” оказался в нескольких километрах от комплекса. Вступила в работу система сближения и стыковки “Курс” и 3 августа в 01:03:40 ДМВ (2 августа 22:03:40 GMT) состоялась стыковка ТКГ с орбитальным комплексом. Грузовик пристыкован к стыковочному узлу на переходном отсеке базового блока. Это была юбилейная 100-я стыковка с орбитальным комплексом.
1 августа. Н.Ермаков. ИТАР-ТАСС. Созданный французской фирмой “Aerospatiale” экспериментальный модуль “Алис-2” будет доставлен на борт орбитальной станции “Мир” до прибытия туда французской астронавтки Клоди Андре-Деэ. Модуль находится на транспортно-грузовом корабле “Прогресс М-32”, который сегодня вывела в космос ракета-носитель “Союз-У”
Этот модуль будет использован для проведения 6 экспериментов во время совместного российско-французского космического полета уже в текущем месяце. Полученные результаты могут быть использованы впоследствии при создании различных жидких смесей, полимеров, сплавов, магнитных систем и в ряде других областей.
Над разработкой “Алис-2” работали специалисты из Франции и Нидерландов.
2 августа. Сообщение НАСА. В течение 19-й недели своего полета Шеннон Люсид продолжала научные исследования и готовила аппаратуру для третьего длительного полета американского астронавта на “Мире”.
Шеннон закончила эксперимент CFM, посвященный изучению горения свечи в невесомости, и уложила аппаратуру для ее возвращения на Землю. Она также ответила на вопросы постановщиков эксперимента. Детальные записи Люсид были переданы им для использования в будущих экспериментах.
Заменив фильтры в “перчаточном ящике”, Люсид подготовила к работе эксперимент по распространению пламени под действием воздушного потока FFFT (Forced Flow Flamespread Test). Шеннон провела первые измерения во вторник 30 июля и закончила их в четверг 1 августа. Были использованы 4 целлюлозных и 4 полиэтиленовых образца. Одновременно с работой по FFFT шел сбор данных по ускорениям на аппаратуре SAMS и EDLS.
Космонавт-исследователь продолжал наблюдения Земли и съемки отдельных районов США, Европы и Азии.
29 июля экипаж открыл, а на следующий день закрыл пробозаборник SSAS для улавливания летучих органических соединений в атмосфере комплекса. Исследователи будут искать, в частности, корреляцию между данными SSAS и графиком выполненных экспериментов. Люсид сбросила данные по радиации со счетчика ТЕРС в российский ЦУП.
Онуфриенко, Усачев и Люсид продолжили эксперимент “Оранжерея”. Специалисты по планированию на Земле смогли решить проблему с нехваткой мощности. Для включения установки “Свет” космонавты протянули кабель от системы энергопитания модуля “Спектр”. Поскольку начало эксперимента было задержано, космонавтам пришлось высушить корневой модуль, чтобы убедиться, что в нем нет роста грибков или микробов. Сейчас экипаж увлажняет корневой модуль, готовясь к высаживанию растений в начале будущей недели.
На прошедшей неделе экипаж выполнил ремонтные работы на станции “Мир”. Космонавты заменили вакуумный клапан в системе удаления углекислого газа и теперь она работает штатно. Система генерации кислорода с 26 июля работала спорадически и требует ремонта. 1 августа экипаж задействовал запасную кислородную систему. Кислород прибудет на “Прогрессе М-32”; кроме того, как последнее средство, на “Мире” имеются кислородные шашки. Проблема не представляет угрозы для экипажа и выполнения программы полета.
9 августа. ИТАР-ТАСС. Российские космонавты Юрий Онуфриенко и Юрий Усачев и астронавт НАСА Шеннон Люсид продолжают совместные работы на борту орбитального комплекса “Мир”.
Программа полета экипажа на этой неделе включала в себя геофизические, астрофизические и медико-биологические исследования. Проводились фото— и видеосъемки отдельных участков земной суши и акватории Мирового океана, эксперименты с высшими растениями в оранжерее “Свет”. В рамках международного проекта “Мир-НАСА” выполнена серия экспериментов по определению коэффициента диффузии расплавленных металлов в условиях микрогравитации.
В минувшие дни космонавты произвели также регламентно-профилактическое обслуживание силовых гироскопических стабилизаторов, установленных в модуле “Квант-2”, заменили выработавшие свой ресурс блоки системы регенерации воды из атмосферной влаги.
На сегодня для экипажа запланированы медико-биологические исследования по российско-американской программе и очередная плавка на установке “Кристаллизатор”
На “Мире” все здоровы. Полет проходит нормально.
9 августа. Сообщение НАСА. Сегодня у Шеннон Люсид был 140-й день в космосе. Она продолжает исследования и готовит аппаратуру для следующего американского астронавта.
Экипаж “Мира” был занят разгрузкой ТКГ “Прогресс М-32”, в особенности выгрузкой и размещением пищи и аппаратуры.
Эксперимент “Оранжерея” проходит хорошо. В течение прошлой недели космонавты увлажнили субстрат. Исследователи на Земле пришли к выводу, что установка готова, и в понедельник 5 августа космонавты высеяли семена. Экипаж проводит ежедневные измерения влажности субстрата, чтобы убедиться, что все готово для роста растений. Во вторник 6 августа экипаж сбросил на Землю первые данные “Оранжереи”, которые были переданы постановщикам. Космонавты будут сбрасывать информацию ежедневно.
Эксперимент рассчитан на 150 суток — образцы растений должны быть возвращены на борту “Атлантиса” в полете STS-81. Научные данные, полученные в эксперименте “Оранжерея”, будут использованы для создания более совершенных установок на Международной космической станции.
9 августа. Сообщение НАСА. В бассейне гидроневесомости Центра космических полетов имени Маршалла недавно проведена отработка процедур и вспомогательной аппаратуры для Международного эксперимента по космической сварке.
В ходе этого эксперимента, запланированного на полет STS-87 в октябре 1997 г., планируется провести сварку 61 образца с помощью сварочного инструмента, разработанного Институтом электросварки имени Патона (Киев, Украина). Основная цель эксперимента — продемонстрировать, что этот или подобный инструмент может дать возможность проводить ремонт Международной космической станции и других спутников на орбите.
Отработка проводилась в бассейне NBS (Neutral Bouyancy Simulator). В ходе работ астронавты оценивали средства перемещения, фиксации ног и поручни для рук, необходимые для проведения эксперимента в грузовом отсеке шаттла. Группа испытателей также оценила эффективность нового оборудования, включая камеру и рабочую станцию, на которой может работать астронавт любого роста.
“Мы провели очень успешные испытания, которые приблизили нас на шаг к цели — полету этого эксперимента на шаттле будущей осенью,” — говорит научный руководитель эксперимента от Центра Маршалла Каролин Расселл (Carolyn Russell). “Опыт показал, что, вне зависимости от роста, астронавт сможет видеть, иметь доступ и работать со всем оборудованием, необходимым для сварки,” — подтвердил руководитель отработки Стив Холл (Steve Hall). Кроме того, сказал он, испытания позволили упростить фиксаторы для ног и сократить циклограмму работ при проведении эксперимента. Подтверждено выполнение всех требований, обеспечивающих успешное проведение эксперимента в полете.
О.Шинькович. НК. В прошлых номерах мы упоминали о проблемах с предстоящим стартом корабля “Союз ТМ-24”, о смене носителя и дефиците массы КК. В результате понижена орбита комплекса, а на земле предусмотрен ряд мер по снижению массы корабля. Именно об этих мерах мы и хотим рассказать нашим читателям.
Итак, прекращение эксплуатации “синтиновых” ракет привело к дефициту массы корабля 11Ф732 №73 в 275 кг. Чтобы все-таки добраться до станции “Мир” РКК “Энергия” рассматривалось четыре варианта выхода из положения.
Первый, наиболее утопический, подразумевает сокращение экипажа до двух человек. Это ведет к срыву контракта с CNES, что, понятно, недопустимо.
Второй вариант — снятие резервного комплекта аппаратуры сближения и стыковки “Курс”. Можно долго говорить о снижении вероятности стыковки или об увеличении общей величины риска при этом варианте, риск растет во всех случаях. Но дело в том, что эта мера не решает проблему полностью, выигрыш по массе составляет всего около 35 кг.
Вариант третий — полная компенсация дефицита массы за счет резервного топлива. Эта мера может привести к невыполнению программы полета в случае нештатной ситуации на любом интервале маневрирования, на участке автономного сближения и причаливания.
За основу был принят четвертый вариант, предусматривающий отказ от повторного сближения в случае неудачи при первом. Оставшийся дефицит массы выбирается за счет дополнительных мероприятий по ракете-носителю.
Сам “Союз ТМ-24” планируется облегчить (с 7190 до 6940 кг) следующим образом:
— будет снят иллюминатор бытового отсека, на его место установят заглушку, для наблюдений останется иллюминатор блистера;
— Исключается из балласта масс полезный груз, кроме личных вещей космонавтов (4.5 кг) и доставляемого по контракту с CNES груза массой 22.7 кг, включая французскую автономную телекамеру;
— будут исключены из состава изделия два спальных мешка для российских космонавтов, сохранив один для Клоди Андре-Деэ; а также: резервные перчатки, резервный шлемофон (при выходе из строя одного шлемофона используются оставшиеся два), приспособление для сушки перчаток (т.е. допускается отказ от сушки), куртки ТЗК (эти куртки для зимней посадки предполагается доставить на грузовом корабле).
— из состава бытового отсека будет исключен полный комплект резервных средств ручного сближения, отказавшись от дублирующего ручного управления процессом сближения из БО (лазерный дальномер, прибор ВНУК-К, ручка управления и др.), а также элементы фиксации этих средств и космонавта на рабочем месте и голографический экран ВСК. Т.е. резервного управления ручной стыковкой из БО на случай нештатной ситуации не будет.
Также на орбите не будут проводиться работы по проверке в полете ручного сближения без применения системы “Курс”, т.к. это связано с дополнительными затратами топлива и расходных материалов СОЖ.
Состав расходуемых компонентов для системы обеспечения жизнедеятельности (СОЖ) определен из расчета: рацион питания — на 3 суток, запас воды — на 4 суток, запас воздуха — на 5.2 суток. Расчетное время автономного полета составляет 5.2 суток (по запасу воздуха).
Корректирующая двигательная установка (КДУ) будет заправлена исходя из ресурсов СОЖ и с учетом других факторов — снижение орбиты станции, снижение стартовой массы корабля и т.д.
Всякое возможное увеличение выводимой массы “Союза ТМ-24” за счет дополнительных мероприятий по ракете будет использовано для увеличения заправки топлива КДУ.
Эти самые мероприятия подразумевают наличие скрытых резервов у РН “Союз-У”. Среди них:
— технологическое облегчение ракеты, может дать увеличение грузоподъемности на 20 кг. Было бы крайне интересно узнать что именно выкинули из носителя для снижения его массы. Из технологических мероприятий известно что одно лишь точное центрирование двигателей первой и второй ступеней относительно центра масс РН может дать существенный прирост в массе полезного груза;
— применение в качестве топлива керосина с плотностью не ниже 0.818 г/см3, что даст увеличение грузоподъемности на 10 кг;
— проведение перед заправкой захолаживания керосина с обеспечением его температуры перед контактом подъема —5°С, что даст увеличение грузоподъемности до 25 кг.
Весь этот комплекс мер должен обеспечить успех экспедиции “Союза ТМ-24”, правда нет никаких гарантий, что перечень мероприятий, приведенных выше, исчерпывающий и не будет изменен до старта корабля.
* Международная организация спутниковой связи “Интерспутник” объявила об образовании компании “Интерспутник 8” с участием иностранных инвесторов. Эта компания будет зарегистрирована вне Российской Федерации и будет приобретать и управлять группировкой спутников связи иностранного производства. Уже подписаны меморандумы о взаимопонимании с консорциумом производителей (“Aerospatiale”, “Space Systems/Loral”, “Deutsche Aerospace”) первых двух спутников, которые должны быть запущены в 1998-1999 г. Спутники будут нести ретрансляторы диапазона С для региональной и глобальной связи и диапазона Ku с точечными лучами. Система обеспечит покрытие всей суши. “Intercosmnos 8” будет обеспечивать главным образом непосредственное телевещание на домашние приемники, работу международных бизнес-сетей и региональных сетей с терминалами VSAT. |
7 августа. Е.Савельева специально для НК. Российская космическая рекордсменка Елена Кондакова, проработавшая на станции “Мир” 169 суток, намерена совершить еще один космический полет, но уже на американском Шаттле.
Идея пригласить Елену Кондакову принадлежит американцам. Окончательно это решение было принято на июльской встрече в Москве крестных отцов российско-американского космического сотрудничества Альберта Гора и Виктора Черномырдина.
На подготовку к полету Елена Кондакова должна вылететь 20 августа в качестве специалиста по полезной нагрузке. Она будет готовиться в экипаже, старт которого планируется на май будущего года. Все расходы по подготовке к полету берет на себя американская сторона, и как уточнил сегодня в разговоре со мной космонавт, один из руководителей РКК “Энергия” Валерий Рюмин и муж Елены Кондаковой, это решение не является компенсацией в связи с продлением полета на 1.5 месяца на “Мире” американки Шеннон Люсид. Напомню, что старт Шаттла по техническим причинам перенесен с 1 августа на 12 сентября. Там возникли проблемы с твердотопливным ускорителем. Подобное 10 лет назад привело к гибели “Челенджера”. Экипаж “Атлантиса”, в составе которого значится Елена Кондакова будет так же стыковаться по станции “Мир”. Так что ей удастся еще раз побывать в родном космическом доме. Совместный полет продлится 5 дней. Планируется большая научная программа.
Как заметил космонавт Валерий Рюмин — его жена — космонавт Елена Кондакова не исключение в их большой космической братии. На мой вопрос — одобрит ли он выбор Лены, Валерий Викторович заметил: “Бесполезно — одобряй не одобряй. Мы все чёкнутые. 99% уже летавших космонавтов все время после полета думают, как бы снова полететь. И она тоже не исключение”. Рюмин горько заметил, что у него уже возможности снова полететь, к сожалению, нет. Так что остается провожать и встречать.
Можно с уверенностью сказать, что Елене Кондаковой просто повезло. Это был единственный шанс, чтобы еще раз полететь. Ведь известно, что в Российской космонавтике женщинам намного сложнее пробиться в экипаж, в отличие от тех возможностей, которые есть у американок. Думается, что опыт 169-суточного полета пригодится Елене Кондаковой во время ее подготовки в США.
8 августа. А.Краснов. ИТАР-ТАСС. Такао Дои станет первым японским астронавтом, который в октябре следующего года совершит выход в открытый космос во время полета американского космического корабля многоразового использования “Колумбия”. О существовании таких планов сообщил сегодня на пресс-конференции в Вашингтоне начальник Научно-технического управления Японии Хидэнао Накагава.
Такао Дои станет четвертым японским астронавтом, который совершит полет на американском космическом челноке и первым иностранцем, который выйдет в открытый космос.
41-летний Дои — токиец. Он получил специальность инженера аэронавтики, учась в Токийском университете. В 1985 году Дои поступил в отряд астронавтов Национального управления по исследованию космического пространства Японии (NASDA). В 1991 году он прошел полный курс подготовки к космическому полету на корабле многоразового использования “Атлантис”
1 августа. Сообщение JPL. Станция “Галилео” продолжает передавать изображения и другие научные данные, полученные во время пролета Ганимеда, а также результаты наблюдений Юпитера, Ио и Европы.
В прошедшие выходные (27-28 июля — И.Л ) на станцию был передан исправленный кусочек программы инструмента NIMS, и сегодня с использованием исправленной программы начнется передача данных NIMS, полученных у Ганимеда.
Продолжается исследование “аномалии” в работе NIMS, случившейся через день после сближения с Ганимедом и сделавшей невозможной съемку этим прибором в конце пролета. Пока нет никаких намеков на то, что произошло. NIMS работает нормально после перезагрузки программного обеспечения. Рассматривается вариант запрограммированной перезагрузки в ключевые моменты при пролете G2 (второй пролет Ганимеда 6 сентября 1996 г.), чтобы обеспечить плановое автономное восстановление NIMS и избежать последствий повторения “аномалии”. 25 июля аппарат выполнил штатно профилактику записывающего устройства. Теперь эта процедура стандартизирована и выполняется не реже одного раза в 30 суток. Кроме того, на 1-ю дорожку был записан новый маркер начала дорожки. Он стал последним записанным в рамках стратегии оптимизации и сохранения работоспособности сбойного механизма.
Идет разработка процедур управления, которые позволят обойти программную ошибку, вызывающую аварийный сигнал по высокому напряжению на детекторе энергичных частиц EPD. Эти команды будут переданы в режиме реального времени перед G2 и войдут в состав командной последовательности EPD до тех пор, пока будет проведено исправление программного обеспечения.
По состоянию на 1 августа “Галилео” находится в 645.9 млн км от Земли и в 9.1 млн км от Юпитера. Станция движется со скоростью около 1.5 км/с относительно планеты. Аппарат находится в режиме двойного вращения.
1 августа. Сообщение JPL. На прошлой неделе группа Кассини” приняла от “Lockheed Martin Aerospace” летный экземпляр двигательной подсистемы станции.
В Лаборатории реактивного движения (JPL) приближается окончание сборки станции, а в сентябре там же начнутся термовакуумные испытания. Для их проведения на аппарат будут установлены летные экземпляры всех научных приборов.
В JPL изготавливаются “выкройки” для изготовления одеял тепловой изоляции, которые защитят станцию во время межпланетного путешествия. Технический макет аппарата служит “манекеном” для примерок теплоизоляции.
Группа сборки, испытаний, запуска и управления получила большие части программного обеспечения системы ориентации и управления AACS. Проведены испытания программ для управления коррекциями орбиты.
Зонд “Гюйгенс” Европейского космического агентства, близок к завершению и к заключительным испытаниям. “Гюйгенс” прошел важные тепловые, ударные и вибрационные испытания. В 1997 г. “Гюйгенс” будет передан НАСА для стыковки с “Кассини”. Тем временем успешно проведены акустические испытания антенны высокого усиления Итальянского космического агентства.
В последнюю неделю июля в Калифорнийском технологическом институте проведена 14-я встреча научной группы “Кассини”. Достигнуто соглашение о разработке орбитальной части полета “Кассини”, во время которой будут проведены около 40 близких пролетов Титана и пяти других спутников, с возможностью сокращения или увеличения их количества через год после выхода на орбиту спутника Сатурна в зависимости от запаса топлива и других оперативных соображений.
16 июля. И.Лисов по сообщениям JPL и ЕКА. Недавние наблюдения Сатурна, его колец и спутников помогают международной группе исследователей уточнить стратегию исследования системы Сатурна с космических аппаратов “Кассини” и “Гюйгенс”.
Программа “Кассини” выполняется совместно силами НАСА, ЕКА и Итальянского космического агентства (ASI). НАСА изготавливает орбитальный аппарат “Кассини”, ЕКА — посадочный зонд “Гюйгенс”, a ASI — телекоммуникационную систему “Кассини” с антенной высокого усиления, играющую одновременно роль радиолокатора с построением изображения для съемки закрытой облачной дымкой поверхности крупнейшего спутника Сатурна Титана.
Автоматические межпланетные станции на заводе “Dornier Satellitensisteme GmbH”. Фото DASA. |
“Кассини” имеет массу 2150 кг, “Гюйгенс” — 343 кг. Вместе с более чем 3000 кг топлива и переходником станция “тянет” примерно на 5800 кг. Это самый тяжелый автоматический межпланетный аппарат, который запустят США, и, возможно, последняя станция такого класса. На “Кассини” используется ряд новых технических решений. Это твердотельное записывающее устройство. Это новое семейство интегральных микросхем для главного бортового компьютера, включая высокоскоростные интегральные схемы VHSIC и специальные прикладные схемы ASIC. Это твердотельные переключатели в системе энергопитания, которые служат существенно дольше своих предшественников.
“Кассини” должен быть запущен с мыса Канаверал ракетой “Титан-4” с разгонным блоком “Центавр” 6 октября 1997 г. Станция прибудет к Сатурну 26 июня 2004 г. и выйдет на орбиту его спутника 1 июля. (В НК” №3, 1996, год прилета был указан с очевидной ошибкой.) 6 ноября при приближении к Титану с “Кассини” будет сброшен зонд “Гюйгенс”, который совершит парашютный спуск в атмосфере спутника 27 ноября 2004 г. Данные с “Гюйгенса” будут записаны на “Кассини” и затем переданы на Землю. Орбитальный аппарат будет исследовать Сатурн, его кольца. спутники и магнитосферу в течение четырех следующих лет.
На “Кассини” будут установлены 12 научных приборов, а на “Гюйгенсе” — 6 (Табл.1).
Tabl. 1. Научная аппаратура АМС “Кассини”/“Гюйгенс”
Наименование | Назначение |
“Кассини” | |
Imaging science subsystem (ISS) Изображающая научная подсистема | Фотографирование в видимом, близком УФ и в ИК-диапазоне |
Cassini radar (RADAR)\ Радар “Кассини” | Картографирование поверхности Титана и измерение высоты деталей поверхности |
Ion and neutral mass spectrometer (INMS) Ионный и нейтральный масс-спектрометр | Исследование нейтральных и заряженных частиц, входящих в атмосферы и ионосферы Сатурна, Титана и остальных спутников |
Visible and infrared mapping spectrometer (VIMS) Видимый и инфракрасный изображающий спектрометр | Определение химического состава поверхностей, атмосфер и колец |
Radio science subsystem (RSS) Радиосистема | Поиск гравитационных волн, изучение атмосферы, колец и гравитационных полей Сатурна и спутников |
Composite infrared spectrometer (CIRS) Композиционный инфракрасный спектрометр | Исследование температуры и состава поверхностей, атмосфер и колец по их ИK-излучению |
Cosmic dust analyzer (CDA) Анализатор космической пыли | Изучение ледяных и пылевых частиц в окрестностях системы Сатурна |
Radio and plasma wave spectrometer (RPWS) Спектрометр радио— и плазменных волн | Исследование плазменных волн, природных радиоизлучений и пыли |
Cassini plasma spectrometer (CPS) Плазменный спектрометр “Кассини” | Изучение плазмы внутри и вблизи магнитного поля Сатурна |
Ultraviolet imaging spectrograph (UVIS) Ультрафиолетовый изображающий спектрограф | Исследование структуры, химии и состава атмосфер и колец по их УФ-излучению |
Magnetospheric imaging instrument (MIMI) Прибор для картирования магнитосферы | Построение изображений магнитосферы Сатурна и исследование взаимодействия солнечного ветра с магнитопаузой |
Dual technique magnetometer (MAG) Двойной магнитометр | Изучение магнитного поля Сатурна и его взаимодействия с солнечным ветром, кольцами и спутниками |
“Гюйгенс” | |
Descent imager and spectral radiometer (DISR) Десантная камера и спектральный радиометр | Получение изображений и измерение температур частиц в атмосфере Титана и на поверхности |
Huygens atmospheric structure instrument (HASI) Прибор для исследования строения атмосферы “Гюйгенса” | Исследование строения и физических свойств атмосферы Титана |
Gas chromatograph and mass spectrometer (CGMS) Газовый хроматограф и масс-спектрометр | Измерение химического состава газов и взвешенных частиц в атмосфере Титана |
Aerosol collector pyrolyzer (ACP) Аэрозольный коллектор и пиролизер | Изучение облаков и взвешенных частиц в атмосфере Титана |
Surface science package (SSP) Поверхностный научный комплект | Исследование физических свойств поверхности Титана |
Doppler wind experiment (DWE) Допплеровский ветровой эксперимент | Изучение ветров Титана по движению зонда в атмосфере |
Планирование научной программы 250 учеными из США и 16 стран Европы достигло “промежуточного уровня детальности”, говорит научный руководитель проекта “Кассини” в Лаборатории реактивного движения д-р Деннис Мэтсон (Dennis Matson). Установлены в основном цели и задачи по Сатурну, его магнитосфере, кольцам, Титану и ледяным спутникам — Энцеладу, Мимасу и Япету. Сейчас идет работа над планированием орбитального тура” — траектории полета и серии встреч со спутниками Сатурна, обеспечивающих проведение ключевых наблюдений с правильных позиций и в правильные моменты времени. Этому посвящены серия совещаний в США и в Европе.
Приборы “Кассини” смогут заглянуть глубоко в водородно-гелиевую оболочку Сатурна. Ученые рассчитывают узнать об атмосферной активности на разных глубинах, пронаблюдать развитие и исчезновение ураганов, вскрыть силы, которые движут мощными ветрами и ураганами Сатурна.
Недавние наземные наблюдения колец Сатурна помогли убедиться в том, что на расчетной траектории “Кассини” отсутствуют области опасной концентрации частиц, связанных с внешними кольцами.
В научные задачи “Кассини” входит выполнить по крайней мере 4 пролета мимо наиболее интересных спутников. Среди них — Энцелад, состоящий почти исключительно из водяного льда и имеющий всего несколько метеоритных кратеров. “Кассини” должен определить, имеет ли этот спутник внутренний источник тепла, который расплавляет лед и уничтожает кратеры. Будет проведен поиск небольших гейзероподобных вулканов, которые как подозревают некоторые ученые, существуют на Энцеладе. Если это так, вулканы могут выбрасывать ледяные частицы, которые затем захватываются Сатурном и входят в систему его колец. Большой интерес представляет двуликий Япет, задняя половина которого бела как снег, а передняя черна как асфальт. “Кассини” должен определить поверхностный состав этого странного спутника и выяснить природу и источник (внутренний или внешний) темного вещества, представляющего собой, возможно, некую органику
На Титане, который немного больше Меркурия, имеется по крайней мере один континент. Недавняя съемка Титана Космическим телескопом имени Хаббла и с наземных телескопов показала четкие границы между двумя типами поверхности, которые могут образовываться соответственно скальными породами и озерами жидкого этана и метана.
“Мы направили зонд “Гюйгенс” на одну из этих границ между светлыми и темными областями, что должно дать нам хороший шанс исследовать оба типа поверхности, — говорит Д.Мэтсон. — Изображения “Хаббла” говорят нам, что мы хорошо сделали, выбрав эту точку.”
Титан имеет атмосферу с буроватой облачной дымкой. Атмосфера Титана богата азотом и органическими соединениями и может по многим характеристикам соответствовать первичной атмосфере Земли.
Зонд “Гюйгенс” — автономная лаборатория для исследования облаков, атмосферы и поверхности Титана. Похожий по многим деталям на атмосферный зонд станции “Галилео”, он “живет” всего несколько часов, питаясь от химических батарей. Аппарат входит в атмосферу спутника на скорости 5.5 км/с. От перегрева его спасает лобовой щит диаметром 2.7 м. Аппарат начинает измерения в слое дымки над облаками. “Гюйгенс” будет снижаться сначала на основном парашюте, а затем на вытяжном, для стабилизации, в течение двух часов. Инструменты будут измерять температуру, давление, плотность и энергетический баланс в атмосфере.
После прохождения через облака камера будет снимать панораму Титана, а другие инструменты — исследовать дистанционно свойства поверхности. Емкость батарей рассчитана на 2.5 часа работы аппаратуры. “Гюйгенс” сделан плавучим — на случай приводнения в углеводородное озеро. Если зонд перенесет посадку, аппаратура SSP продолжит измерения на поверхности и передачу данных на “Кассини” вплоть до захода последнего за горизонт и прекращения радиоконтакта.
“Гюйгенс” собран и испытывается под руководством Европейского центра космических технологий и исследований ESTEC. Батареи зонда (как и на зонде “Галилео”, на паре литий/диоксид серы) и два научных прибора поставляются из США. И наоборот, на “Кассини” ЕКА ставит блок обеспечения зонда PSA (Probe Support Avionics), который принимает и обрабатывает сигналы с “Гюйгенса”.
И.Лисов по сообщениям ТАСС, Франс Пресс и Дж.Мак-Дауэлла. 8 августа 1996 г. в 22:49 GMT (19:49 по местному времени) со стартового комплекса ELA-2 Гвианского космического центра выполнен пуск РН “Ариан-4” с итальянским и французским телекоммуникационными спутниками. Третья ступень, переходник “Stretched Mini SPELDA” и спутники были доставлены на переходную к стационарной орбиту с наклонением 5.3° и высотой 260x36877 км.
Согласно сообщению Мирового центра данных по ракетам и спутникам, космическим аппаратам “Italsat F2” и “Telecom 2D” были присвоены международные регистрационные обозначения 1996-025А и 025В. Они также получили номера 24208 и 24209 в каталоге Космического командования США.
Общая масса полезной нагрузки “Ариан-4” составила 4738 кг, из которых 4250 кг пришлось на два спутника. “Italsat F2” имеет массу 2000 кг. Спутник изготовлен фирмой “Alenia Spazio” для Итальянского космического агентства. Итальянский спутник имеет ретрансляторы диапазона Ка (20-22 ГГц) и в течение последующих 7 лет будет обеспечивать телефонную связь, передачу данных и работу цифрового телевидения на всей территории Апеннинского полуострова. Эксплуатацию спутника осуществляет “Telecom Italia”.
Французский спутник рассчитан на 10 лет работы. Аппарат изготовлен фирмой “Matra Marconi Space” на базе платформы “Eurostar 2000”. “Telecom 2D” находится под совместным управлением “France Telecom” и Министерства обороны Франции.
Оба спутника переводятся на стационарную орбиту при помощи бортовых жидкостных двигателей R-4D. “Italsat F2” выполнил первый маневр 10 августа, уменьшив наклонение до 2.4° и подняв перигей до 9200 км. “Telecom 2D” к 11 августа оставался на переходной орбите.
Это был 89-й запуск РН семейства “Ариан-1..Ариан-4”, однако из имеющихся данных неясно, был ли он официально обозначен
V89 или V90 (с включением в эту нумерацию задним числом пуска 501 РН “Ариан-5”). В 21-й раз использовалась РН “Ариан-4” в наиболее грузоподъемной конфигурации 44L с 4 жидкостными ускорителями PAL. Запуск был первоначально назначен на 7 августа, но отложен на сутки из-за проблем с предохранителем в системе аварийного подрыва. Предохранитель, изготовленный немецкой компанией DASA, был заменен.
Следующий пуск “Ариан-4” запланирован на 10-11 сентября с американским спутником связи “EchoStar”.
25 июля. Сообщение НАСА. Данные о повышении уровня океана, полученные в результате обработки данных специализированного спутника “TOPEX/Poseidon” придется пересмотреть из-за обнаруженной недавно ошибки в программном обеспечении обработки данных.
По предварительным данным, опубликованным в декабре 1994 г., уровень Мирового океана в течение двух лет увеличивался на 3 мм в год. С получением дополнительных данных были опубликованы новые оценки — 5 мм в год и более.
Недавно, однако, была обнаружена программная ошибка — неверный учет естественного дрейфа осциллятора, задающего ход бортовых часов. Эта ошибка накапливалась со временем.
* 31 июля космическое агентство Японии NASDA подтвердило, что пуск японской РН Н-2 №4F со спутником ADEOS планируется на 17 августа 1996 г. * К 14 августа 1996 г. Космическое командование США зарегистрировало еще 165 фрагментов, связанных со взрывом 4-й ступени РН “Pegasus” (“НК” №14-15, 1996). Фрагменты получили международные обозначения от 1994-029FA до 1994-029MW и номера 24103-24207 и 24212-24271. |
Уточненная оценка по данным измерений с декабря 1992 г. до апреля 1996 г. дает скорость роста уровня 0.1-0.3 мм в год. Эти данные ученые считают более достоверными, так как теперь данные американского высотомера на борту КА хорошо согласуются с данными французского высотомера, а также с данными наземных измерителей океанских приливов.
В любом случае, отметил участник проекта д-р Стив Нерем (Steve Nerem), полученный набор данных совершенно недостаточен для однозначного определения тенденций изменения уровня океана вследствие изменений климата.
И.о. заместителя директора НАСА по Управлению “Миссия к планете Земля” Уилльям Таунсенд подчеркнул, что ошибка при обработке данных по уровню никак не связана с решением основной задачи КА “TOPEX/Poseidon” — точным описанием глобальной океанской циркуляции. Эта часть программы выполнена со значительно большей точностью, чем предусматривалось заданием. Американо-французский спутник провел измерения этой циркуляции с абсолютной погрешностью 45 мм при заданном уровне 150 мм.
В будущем предполагается продолжить измерения КА “TOPEX/Poseidon” в ходе новой американо-французской программы “Jason 1”.
31 июля. И.Лисов по сообщениям НАСА, ИТАР-ТАСС, Рейтер, Франс Пресс и “McDonnell Douglas”. Четвертый испытательный полет экспериментальной ракеты с вертикальным взлетом и посадкой DC-XA “Clipper Graham” закончился аварией и потерей аппарата.
Четвертый полет DC-XA многократно откладывался. Первоначально он планировался на начало июля, однако было решено поставить на ракету новую вспомогательную силовую установку APU, с которой были определенные проблемы, и полет был перенесен на 12 июля в 13:30 MDT (19:30 GMT). Проблемы с компьютером и неблагоприятная погода не дали провести пуск, а плотный график работ на полигоне заставил отложить его до конца месяца.
Старт состоялся 31 июля в 13:15 MDT (19:15 GMT) на полигоне Армии США Уайт-Сэндз (штат Нью-Мексико). DC-XA выполнил чрезвычайно успешный полет в течение 2 мин 20 сек по заданной траектории: подъем с боковым смещением на 850 м, достижение высоты 1250 м. Аппарат выполнил намеченные маневры, включая наклоны на 60° от вертикали в противоположные стороны для оценки новых компонентов конструкции, и спуск в вертикальном положении с высоты 1250 м. Все системы ракеты работали нормально — за исключением одной посадочной опоры, которая время от времени высовывалась примерно на 1/4 и убиралась вновь.
А во время посадки, на высоте около 60 м, эта самая опора не вышла. В результате ракета приземлилась на три “ноги”, выключила двигатели, завалилась вбок, упала и загорелась. Наблюдатели, находившиеся в 5 км от места посадки, увидели затем густой черный дым и услышали звук взрыва. Когда дым рассеялся, около посадочной площадки были видны обгоревшие обломки. (Система пожаротушения не смогла полностью подавить пожар.) Из соображений безопасности исследование серьезно поврежденной DC-XA было отложено по крайней мере на 24 часа. (На DC-XA остались взведенными пирозаряды, используемые для выведения парашютов.) Представители НАСА и “McDonnell Douglas” сокрушенно признали, что ракета сгорела и больше не полетит, хотя какие-то ее элементы и могут быть восстановлены.
Непосредственное воздействие аварии на усилия НАСА по разработке одноступенчатых многоразовых РН оценивается наблюдателями как минимальное. “Мы решили наши технологические задачи для того, чтобы сделать следующий шаг в технологии многоразовых ракет,” — заявил менеджер программы от НАСА Дэн Думбакер. К тому же НАСА выбрало в начале июля в качестве прототипа одноступенчатой многоразовой РН альтернативный проект “Lockheed Martin”, а уже летающий DC-XA фирмы “McDonnell Douglas” оказался в положении тупиковой разработки.
DC-XA “Clipper Graham” являлся результатом существенной переделки экспериментального аппарата DC-X, изготовленного “McDonnell Douglas” на средства ВВС США и совершившего 8 полетов в период с августа 1993 по июль 1995 г. DC-XA выполнил еще 4 полета — 18 мая, 7 и 8 июня и 31 июля 1996г. Управление полетом вел бывший астронавт Чарлз “Пит” Конрад.
Основная программа предусматривала еще один полет DC-XA, в котором планировалось испытать новую легкую вспомогательную энергоустановку, в которой газообразный водород получается из жидкого и используется как рабочее тело в реактивной системе управления полетом, а также в новой вспомогательной силовой установке APU. К моменту аварии дата пятого полета не была объявлена, но сообщалось, что рассматривается возможность выполнения дополнительных испытательных полетов для ресурсных испытаний новых компонентов. Руководители программы отмечали, что каждый полет приносит много интересных результатов в интересах любого варианта многоразовой РН, а стоимость нескольких дополнительных испытаний весьма невелика.
5 августа. Комиссия по расследованию аварии DC-XA собралась сегодня на полигоне Уайт-Сэндз и должна в течение 2 месяцев подготовить окончательный отчет о ее причинах. Комиссию в составе 5 человек возглавляет бывший астронавт НАСА Вэнс Бранд, ныне помощник руководителя директората летных операций и руководитель отдела обеспечения шаттла и полетов Исследовательского центра имени Драйдена НАСА на авиабазе Эдвардс. Помощь комиссии оказывает консультативная группа из сотрудников центров Маршалла, Кеннеди и Драйдена, “McDonnell Douglas”, “Pratt & Whitney” и Лаборатории ВВС имени Филлипса.
8 августа. Комиссия Бранда практически закончила этап сбора данных и приступает к анализу. Были проведены осмотр DC-XA на месте аварии, картографирование картины обломков и повторный фотообзор. По крайней мере всю следующую неделю члены комиссии будут изучать все аспекты полета, чтобы определить, что и почему не сработало.
О.Шинькович. НК. В “НК” №3, 1996 мы публиковали некоторые подробности о планах создания перспективной РН “Русь” (“Союз-2”).
На сегодня появились новые данные, которые мы и хотим предложить нашим читателям. Информация взята частично из книги “Отечественные ракеты-носители” группы авторов: Ю.В.Павуницкого, В.А.Мазарченкова, М.В.Шиленкова и А.Б.Герасимова, а также со стенда КБ Химавтоматики на выставке “Двигателестроение-96”.
Как помнят внимательные читатели, модернизация существующей РН “Союз” делится на насколько этапов.
На начальном этапе предполагается заменить на “Союзе” систему управления аналогого типа на новую, основой которой будет бортовой вычислительный комплекс. Эта СУ построена на принципе терминального управления (с изменением плоскости наклонения в процессе выведения). Это позволит отказаться от азимутального прицеливания, уменьшит площадь падения отработавших ступеней (главным образом боковых блоков) до 40%, т.к. пуски будут осуществляться по одному начальному азимуту, а уж затем РН пойдет на заданную траекторию.
СУ будет троирована по всем каналам, будет иметь внутреннюю диагностику, масса ее снизится на 200 кг.
Модернизация двигателей первой и второй ступеней коснется камеры сгорания. Будут заменены двухкомпонентные струйно-струйные форсунки на новые однокомпонентные струйно-центробежные. Это даст прирост удельного импульса на 5 сек. для ДУ первой ступени и 7 сек. для второй. Напомним, что удельный импульс у существующего РД-107 равен 252/308 сек, а у РД-108 — 243/309 сек.
Следующий момент — изменения коснутся и телеметрической системы ракеты. Основой новой бортовой системы телеизмерений будет современная элементная база. Выигрыш в массе составит порядка 160 кг, согласитесь не мало.
Заключительным штрихом станет оснащение ракеты разгонным блоком с красивым названием “Фрегат” разработки НПО имени С.А.Лавочкина. РБ работает на высококипящих компонентах и обеспечивает выведение КА на всевозможные орбиты плоть до геопереходных и на межпланетные траектории. Правда в последнем случае правильнее будет назвать ракету “Молнией-2” вместо “Союза-2”
Глубокая модернизация РН заключается в установке на третью ступень ракеты (блок “И”) нового двигателя и некоторые изменения самого блока “И”. Вместо РД-0110 на нем будет установлен РД-0124, доводку и испытания которого заканчивают сейчас специалисты КБ Химавтоматики. Основные характеристики старого и нового двигателей представлены в таблице 1.
РД-0110 | РД-0124 | |
Тяга в пустоте, кН | 298.03 | 294.3 |
Удельный импульс в пустоте, с | 326 | 359 |
Давление в камере, МПа | 6.8 | 15.53 |
Время работы, с | 250 | 300 |
Масса двигателя, кг | 408 | 450 |
Габаритные размеры, мм | ||
длина | 1575 | 1575 |
макс. диаметр | 2240 | 2273 |
Новый четырехкамерный РД-0124 работает по замкнутой схеме с дожиганием генераторного газа (схема “газ-жидкость”), это позволило увеличить давление к камере сгорания в два с лишним раза. Соответственно удельный импульс вырос на 33 секунды. По утверждению специалистов из КБХА увеличение импульса на одну секунду дает прирост массы полезного груза на 33 кг. Не трудно подсчитать общую прибавку — 1089 кг, но по другим данным эта цифра несколько меньше — порядка 950 кг. Возможно последнее число учитывает некоторое увеличение массы ДУ и конструкции.
Тяга двигателя осталась на прежнем уровне, видимо с целью обеспечения преемственности. У РД-0124 исчезли рулевые сопла. Теперь управление по тангажу и рысканью будет осуществляться поворотными маршевыми камерами, закрепленными в шарнирных подвесах.
Сам блок “И” также претерпел некоторые изменения. Переход на замкнутую схему двигателя увеличил соотношение компонентов топлива с 2.2 до 2.6. За счет этого увеличился объем бака окислителя и уменьшился бак горючего. В отличие от старого блока “И” увеличился радиус кривизны нижнего днища бака горючего, что уменьшило длину бака и позволило увеличить бак окислителя за счет установки между его днищами цилиндрической обечайки большей длины.
Кроме того в баке окислителя теперь находятся шар-баллоны с гелием, необходимым для продувок двигателя РД-0124 и наддува баков.
Тем не менее модернизация блока “И” не приведет к существенным изменениям габаритов и массы, что позволит сохранить прежние эксплуатационные параметры носителя.
Заострять внимание на четвертой ступени пока нет необходимости, возможно о “Фрегате” будет отдельный разговор.
Вся эта модернизация “семерки” не может не приветствоваться. Лозунг “быстрее, выше, сильнее” не так уж в общем-то плох. Вот только когда? При нашем эпизодическом финансировании результатов можно и не дождаться. По некоторым данным эксплуатация носителя (с новыми форсуночными головками) под пилотируемые корабли начнется не ранее чем через полтора года; возможно с “Союза ТМ-28” (№77).
* С 12 июня по 12 июля 1996 г. продолжался эксперимент в Космическом центре имени Джонсона. Добровольцы — командир группы Даг Минг, ведущий инженер проекта Джон Льюис, ведущий электроинженер проекта Пэт О'Риэр и специалист по тепловым системам КА Кэти Хёрлберт — жили в изолированной трехэтажной камере диаметром 6 м с экспериментальной СЖО, обеспечивающей возобновление кислорода из углекислого газа и воды из бытовой воды и мочи. В августе 1995 г. был проведен 2-недельный эксперимент с одним участником. На 1997 г. запланированы еще два испытания — 60 и 90-суточные, причем для регенерации воды и воздуха наряду с физиохимическими средствами будут использоваться растения. |
С.Головков по сообщениям “Boeing Co.”
17 июня. Сваркой шкафа оборудования шлюзовой камеры МКС закончилось изготовление конструкции последнего из пяти американских обитаемых модулей. Перед ШК изготовлены узловые элементы Node 1 и Node 2, лабораторный модуль и технологический (в оригинале — структурный) макет лабораторного модуля, который будет позднее переделан в жилой модуль. Вскоре шлюзовая камера будет направлена на горизонтальное фрезерование
Три астронавта НАСА впервые инспектировали модули на прошедшей неделе. Джерри Росс, Лерой Чиао и Дон Мак-Монейл осмотрели лабораторный и жилой модули, Node 1 и шлюзовую камеру. В течение всей недели группа находилась в Хантсвилле и обсуждала вопросы с членами рабочей группы “Boeing”.
24 июня. В первый и последний раз перед тем, как они будут собраны на орбите, четыре из пяти обитаемых модулей находились в одном месте. Отсутствовал лишь технологический макет узлового элемента, находящийся на испытательной станции Центра Маршалла. Сотрудникам “Boeing Defense & Space Group” было разрешено привести на экскурсию членов своих семей.
Макет сегмента Z1 фермы прошел успешные испытания в гидробассейне NBS Центра Маршалла. Группа астронавтов в сопровождении водолазов группы обеспечения в течение 3 недель отрабатывала способы работ во время сборки фермы, использование средств перемещения и фиксации и различного оборудования. Сегмент Z1 будет нести антенны, обеспечивать охлаждение оборудования лаборатории и электропитание. Испытания проводились специалистами “Rocketdyne”, которая отвечает за энергосистему Станции и связанные с ней ферменные конструкции.
1 июля. “Lockheed Martin Missiles & Space” начала тщательные испытания квалификационного экземпляра солнечной батареи станции, известной как E-Wing. Это “крыло” имеет длину 32.9 и ширину около 6 м, вдвое меньше ширины штатной батареи 11.6 м. Крыло состоит из мачты и двух “одеял”, “Одеяло” имеет 84 панелей, 82 из которых имеют по 200 солнечных элементов размером 8x8 см.
Сборка и первое развертывание батареи состоялось в июне на предприятии LMMS в Саннивейле. До сентября планируется выполнить 84 цикла развертывания и складывания батареи, и проверить индивидуальные электрические контуры, освещая соответствующие кусочки панели и измеряя выходную мощность. Первая летная батарея будет доставлена на Станцию в сентябре 1998 г. Общая мощность 8 батарей составит 246 кВт в начале и 185 кВт после 15 лет эксплуатации.
С “Rocketdyne” на Центр Хруничева отправлен прототип конвертора постоянного тока DDCU. Российские специалисты будут использовать это устройство для проверки разработанного ими американо-российского конвертора ARCU, который преобразует 120 В в сети американского сегмента в 28 В в сети российского.
* Профессор Реймонд Эскью (Raymond Askew) из Университета Теннесси назначен очередным “старшим ученым” для Международной космической станции. Этот титул означает, что Эскью будет служить представителем сообщества ученых-пользователей МКС перед ее разработчиками. Эскью являлся заместителем директора Института космической энергетики и директором одного из Центров коммерческих космических разработок. |
8 июля. Первые обработанные части сегмента Z1 фермы МКС были отправлены на завод “Rockwell” в Талсе (Оклахома) для окончательной сборки 28 июня. Компания Hydro-Mill Co” в Чатсуорте (Калифорния), кстати, возглавляемая женщиной, поставила их на 30 суток раньше срока.
15 июля. “Honeywell Satellite Systems Operations” в Глендейле (Аризона), работающая по контракту “McDonnell Douglas”, отправила в адрес Центра Хруничева первые два из 47 летных мультиплексора-демультиплексора (MDM) для установки на ФГБ. MDM предназначены для управления, контроля и обработки данных на ФГБ.
29 июля. На заводе в Хантингтон-Бич (Калифорния) специалисты “McDonnell Douglas” сварили три из четырех стыков герметичного адаптера РМА. После того, как корпус РМА будет сварен, пройдет рентгеноскопию и проверку на герметичность трассирующим веществом (все это по плану намечено на июль), он будет готов к дальнейшей обработке. Кольца для второго летного РМА также должны прибыть от поставщика в течение июля, после чего начнется их сварка. Тем временем разработчики РМА успешно прошли “критическое рассмотрение” проекта вторичных деталей конструкции РМА. Узловой элемент Node 1 и два РМА будут доставлены “Индевором” и состыкованы с ФГБ в начале декабря 1997 г. (полет STS-88/SSAF-2А).
На “Lockheed Martin” состоялось рассмотрение проекта узлов вращения солнечных батарей SARJ (Solar Alpha Rotary Joint) с целью “зафиксировать” проект. Конструкционный макет SARJ успешно прошел 2-месячные испытания, которые дали дополнительное подтверждение проекту. Продолжаются работы по изготовлению, сборке и испытаниям узлов вращения.
В Центре Маршалла продолжается окраска лабораторного модуля МКС. Уже выполнено около 80% внутренней окраски. После инспекции модуля он будет возвращен в сборочный корпус. Будут установлены люки, кольцо стыковочного механизма и иллюминатор для проведения бароиспытаний. Окончательная внутренняя окраска произойдет перед заключительной сборкой.
5 августа. К концу июня масса американского оборудования для Космической станции, изготовляемого подрядчиками в разных точках США, достигла 55300 кг. Первая производственная группа PG-1 (McDonnell Douglas) выпустила около 6300 кг, a PG-2 (Rocketdyne) и PG-3 (Boeing) — по 24500 кг каждая.
29 июля. С.Головков по сообщениям Франс Пресс. В 1997 г. Китай запустит два тяжелых телекоммуникационных спутника на новой ракете CZ-3B, сообщила сегодня официальная газета “China Daily”.
Со ссылкой на вице-президента Китайской промышленной компании “Великая стена” (GWIC) Лю Чжисюна (Liu Zhixiong) газета сообщила, что первым будет запущен спутник “Mabuhay”, изготовленный “Space Systems/Loral” для филиппинского телекоммуникационного концерна. Вторым станет спутник “Apstar 2R” изготовленный той же фирмой для гонконгской “Apstar Satellite Co.”. Аппарат предназначен для замены спутника “Apstar 2”, потерянного в результате взрыва РН CZ-2Е 26 января 1995 г.
Лю Чжисюн заявил, что вскоре будет опубликован, “несмотря на вмешательство со стороны американского правительства”, подробный отчет о причинах катастрофы первой РН CZ-3B в феврале 1996 г. Отчет был готов уже в мае, но “американские эксперты” хотели отсрочить его опубликование “без указания причин”, говорит представитель Китайской аэрокосмической промышленной компании Сун Шаолин.
К сентябрю 1997 г. американская “Lockheed Martin International” изготовит для Китая спутник “Zhong Wei 1”, что означает “China Satellite 1”, который также будет запущен РН CZ-3B. “Zhong Wei 1” будет иметь 48 ретрансляторов с шириной полосы 36 МГц. Зона обслуживания спутника — территория КНР и большая часть Азии. Аппарат будет эксплуатироваться государственной компанией “China Orient Telecom Satellite Co. Ltd.”, созданной при Министерстве почт и телекоммуникаций Китая. Таким образом, это первый случай заказа американского спутника со стороны правительства КНР.
По-видимому, в “НК” №7, 1996, сообщалось о плане запуска под названием “ChinaStar 1” в сентябре 1997 г. именно этого аппарата. Название “ChinaStar” представляется более логичным, так как под названием “ChinaSat” фигурирует другая серия спутников, изготовленных фирмой “Hughes”.
24 июня Президент США Билл Клинтон уведомил Конгресс о выдаче в порядке исключения разрешения на экспорт в КНР для запуска спутника мобильной связи АРМТ (“НК” №3,1996). Сингапуро-китайская компания “Asia Pacific Mobile Telecommunications Satellite” заказала “Hughes Space and Communications International” систему из 2 спутников типа HS-601 HP. Ракета-носитель для запуска второго спутника пока не выбрана.
30 июля. С.Головков по сообщениям Рейтер, Франс Пресс. Первый сингапуро-тайваньский телекоммуникационный спутник ST-1 будет запущен в начале 1998 г. европейским носителем “Ариан”. Об этом объявили сегодня заказчики спутника — сингапурская “Singapore Telecom” и тайваньская “Chunghwa Telecom” — и подрядчик, “Matra Marconi Space”.
Председатель правления “Matra Marconi Space” Арман Карлье (Armand Carlier) и управляющий директор “Arianespace” Фрэнсис Аванзи (Francis Avanzi) подписали контракт в штаб-квартире “Arianespace” в Эври. Финансовые условия соглашения не объявлены.
Этот контракт стал первым для “Arianespace” после аварии первого экземпляра “Ариан-5” 4 июня 1996 г. В настоящее время консорциум имеет заказы на запуск 43 крупных спутников.
“Matra Marconi Space” получила контракт на изготовление ST-1 в апреле (“НК” №7, 1996). Спутник будет обслуживать регионы Азии и Ближнего Востока.
31 июля. И.Лисов по материалам НАСА, JPL и LMMS. Выбраны подрядчики по проекту крупной инфракрасной обсерватории НАСА SIRTF. 24 июня НАСА выдало три контракта на изготовление инфракрасной обсерватории SIRTF компаниям “Lockheed Martin Missiles & Space” и “Ball Aerospace & Technologies Corp.”.
Лаборатория реактивного движения ведет проект SIRTF со стороны НАСА по заданию Управления космической науки. “Ball” выдан контракт собственно на криогенный телескоп, a LMMS изготовит космический аппарат и выполнит системную интеграцию и испытания. Предпроектные работы и выработка технического задания будут проведены в JPL с участием представителей подрядчиков. Контракты оцениваются суммой 160 млн $, из которых 20 млн $ выделены на фазу В (уточнение проекта), которая рассчитана на 18 месяцев — с октября 1996 по март 1998 г. 140 млн $ будут выделены на работы по фазе C/D (проектирование и изготовление) при условии, что Конгресс выделит соответствующие средства на 1998 ф.г. Разделение контракта на три соответствует используемой в проекте концепции “интегририванной производственной группы”
Проект обсерватории SIRTF признан Национальной академией наук США самым высокоприоритетным проектом США в области астрономии на 1990-е годы и считается ключевым элементом астрофизической программы НАСА. Ее цель — изучение рождения и эволюции Вселенной, происхождения галактик, звезд и планет. Исследование Вселенной в ИК-диапазоне дополнит работы, проводимые на других Больших обсерваториях НАСА (Космический телескоп имени Хаббла HST, гамма-обсерватория GRO имени Комптона, рентгеновский телескоп AXAF). SIRTF будет вести одновременные скоординированные наблюдения с HST и AXAF. По чувствительности SIRTF превосходит предшествующие орбитальные ИК-телескопы “на порядки”.
Инфракрасные наблюдения выявляют относительно холодное вещество во Вселенной, в частности, межзвездные пылевые облака, в которых формируются звезды, и ледяные поверхности спутников планет и астероидов. В ИК-диапазоне становится возможным увидеть объекты, скрытые пылью от оптических наблюдений, как, например, центр Галактики. На относительно низких ИК-частотах лежат линии излучения и поглощения почти всех молекул и твердых тел, а также специфические детали спектра многих атомов и ионов. Наконец, благодаря красному смещению в ИК-диапазон смещаются видимые и даже ультрафиолетовые спектры наиболее далеких и потому молодых объектов Вселенной.
Проект обсерватории использует наиболее современные технологии как в части телескопа, так и в части датчиков, — результат многих лет исследований американских фирм.
В состав обсерватории войдет легкий криогенный телескоп фирмы “Ball” диаметром 0.85 м, целиком изготовленный из бериллия, и три научных прибора, способных выполнять съемку и спектроскопию в диапазоне 3-180 мкм. Новая система охлаждения телескопа позволяет уменьшить расход криогенного охладителя.
Три научных прибора SIRTF были выбраны на основе конкурса, объявленного НАСА в 1983 г. В 1984 г. была сформирована Рабочая группа по приборам SIRTF.
Инфракрасная матричная камера IRAC (Infrared Array Camera) обеспечит одновременную съемку областей размером 5'х5' на длинах волн 3.5, 4.5, 6.3 и 8 мкм с использованием матриц детекторов с 256x256 элементами. Научный руководитель прибора — Джованни Фацио (Giovanni Fazio) из Смитсоновской астрофизической обсерватории.
Инфракрасный спектрограф IRS (Infrared Spectrograph) обеспечит получение спектров умеренного разрешения в диапазоне 10-20 или 20-40 мкм за однократную экспозицию или спектров низкого разрешения в диапазоне 5-40 мкм в 4-5 экспозициях с помощью матрицы 128x128. Научный руководитель — Джим Хаук (Jim Houck) из Корнеллского университета.
Многополосный изображающий фотометр MIPS (Multiband Imaging Photometer) сможет проводить одновременную съемку области 0.5'х5' (13x128 пикселов) на волне 12 мкм, 4.5'х5' (110x128 пикселов) на волне 30 мкм, 2.7'х2.7' или 5'х5' на волне 70 мкм (32x32 пиксела) и 0.5'х5' (2x20 пикселов) на волне 160 мкм. Научный руководитель — Джордж Райке (George Rieke) из Университета Аризоны.
Обсерваторию планируется запустить в 2001 г. ракетой “Дельта-2” типа 7920 на уникальную орбиту спутника Солнца, следующего за Землей в ее движении. Это позволит не только лучше использовать возможности РН, но и получить обзор большей части неба, которое не будет то и дело закрывать Земля. Кроме того, отсутствие теплового излучения Земли позволит телескопу охладиться до низкой температуры и работать в стабильной температурной обстановке Телескоп будет работать в течение 2.5 лет. Антенна диаметром 1 м, закрепленная на днище аппарата, будет направляться на Землю дважды в сутки для того, чтобы сбросить результаты очередных 12 часов наблюдений на станции Сети дальней связи НАСА. При средней скорости передачи 45 кбит/с снимок с самой большой матрицы приборов SIRTF будет приниматься за 10 секунд.
Общая стоимость проекта — 443 млн $ — была значительно уменьшена в результате пересмотра проекта. Выбор подрядчиков для изготовления спутника и телескопа означает, что обсерватория действительно полетит.
8 августа. Франс Пресс. Американская венчурная компания “Worldspace Inc.”, которая планирует организовать глобальное спутниковое радиовещание, обратилась к японским производителям электроники в поисках производителя специализированных радиоприемников.
“Worldspace Inc.” основана в 1991 г. в столице США Вашингтоне и планирует запустить после 1998 г. три специализированных радиовещательных спутника. Максимальный объем вещания составит 288 каналов, перспективные районы вещания — Африка, Ближний Восток, Азия, Латинская Америка и Карибский бассейн.
Компания “Techno-Venture Co.”, один из инвесторов “Worldspace” и ее представитель в Японии, начнет переговоры с несколькими крупными японскими фирмами о сотрудничестве в производстве приемников. Эти аппараты будут иметь питание от солнечных батарей и будут способны принимать как обычные, так и спутниковые радиопередачи.
С.Головков по сообщениям АП и Австралийского космического управления. Австралийская компания “Space Transportation Systems Ltd.” (STS) готовит техническое обоснование, включая оценку экологических последствий и ущерба собственности, проекта космодрома на севере Австралии.
Азиатско-Тихоокеанский центр космических запусков предлагается построить в районе Ганн-Пойнт в 50 км северо-восточнее г.Дарвина. Отсюда планируется выполнять запуски с помощью российской РН “Протон” как на геостационарную, так и на низкие полярные орбиты. Первый запуск спутника связи может состояться в 2000 г.
Недавно в состав STS вошли и оказывают финансовую поддержку проекту крупная таиландская компания “United Communications Industry Public Co. Ltd.” (UCOM) и ее подразделение “Thai Satellite Telecommunications Company” (TSC), являющееся одним из учредителей проекта “Iridium”.
Как заявил председатель STS Майк Эхерн (Mike Ahern), бывший премьер провинции Куинслэнд, на полярные орбиты могут выводиться спутники глобальной системы мобильной телефонной связи компании “Motorola”. А грузоподъемность “Протона” на стационарную орбиту составит 7.4 тонны вместо 3.9 т с Байконура.
20 июня федеральное правительство Австралии дало проекту специальный “статус помощи” для крупных проектов, обеспечивающий быстрое прохождение этапов на федеральном и штатном уровнях. Общий объем капиталовложений оценивается в 640 млн $.
8 августа. Франс Пресс. Китай планирует превратить удаленный космодром в провинции Сычуань на юго-западе страны в один из центров международного туризма. Ведомство по туризму выявило в регионе еще 12 достопримечательностей, которые могут привлечь иностранных туристов.
Местные власти уже израсходовали 5.7 млн $ на развитие инфраструктуры в Сичане. Чтобы доставить туда туристов, ведется электрификация железной дороги Чжэньду-Куньмин и развитие сети шоссейных дорог. Работу планируется закончить в 1998 г.
Сичан — наиболее часто используемый космодром Китая, но он также известен несколькими космическими катастрофами. В феврале 6 человек погибли и 57 были ранены, когда ракета CZ-3B ушла с траектории и врезалась в землю. Годом раньше взрыв в полете ракеты CZ-2E убил шестерых и ранил 23 человека. В апреле 1994 г. взорвался китайский спутник, в результате чего погибли двое и были ранены 20 человек.