ИСКУССТВЕННЫЕ СПУТНИКИ ЗЕМЛИ
США-ЕКА. Запущен “Echostar 2”

С.Головков по сообщениям “Arianespace”, ИТАР-ТАСС, Рейтер, ЮПИ. 11 сентября 1996 г. в 00:01 GMT (10 сентября в 21:01 по местному времени) со стартового комплекса ELA-2 Гвианского космического центра произведен пуск РН “Ариан-4” с телекоммуникационным спутником “Echostar 2”. Через 20 мин спутник был выведен на переходную к стационарной орбиту высотой 199.8x35923 км с наклонением 6.97° (расчетная орбита — 199.8x35958 км, 7.00°).

Согласно сообщению Секции оперативного управления Центра космических полетов имени Годдарда NASA, космическому аппарату “Echostar 2” было присвоено международное регистрационное обозначение 1996-055А. Он также получил номер 24313 в каталоге Космического командования США.

Спутник принадлежит компании “Echostar Communications Corp.” и изготовлен “Lockheed Martin Astro Space” на основе базовой платформы AS-7000. Стартовая масса КА, по разным сообщениям, составляла 2865 или 2885 кг, он оснащен 16 ретрансляторами диапазона Ku мощностью по 130 Вт. Спутник предназначен для непосредственного теле-и радиовещания и передачи данных в пределах континентальной части США. Стоимость спутника, запуска и страховки составила 225 млн $.

“Echostar 2” станет частью спутниковой системы “Dish Network” компании “Echostar Communications Corp.”, в которую также входит запущенный 28 декабря 1995 г. китайской РН CZ-2E “Echostar 1” (“НК” №26, 1995, стр.27). “Echostar 2” планируется ввести в эксплуатацию в ноябре 1996 г. и использовать в течение как минимум 10 лет. Через два аппарата, размещенные в одной точке стояния, должны передаваться около 200 телевизионных каналов, которые можно принимать на антенну диаметром 46 см. Передачи с КА “Echostar” используют так называемую технологию “V-chip”, благодаря которой пользователи смогут блокировать просмотр каналов или программ, где показаны насилие и секс и используется ненормативная лексика.

“Мы видим, как стремительно растет непосредственное спутниковое вещание в Северной Америке, — сказал президент “Echostar” Чарли Эрген (Charlie Ergen) в интервью Рейтер. — Наша цель — поставить “тарелку” в каждый дом, в каждую школу и каждое учреждение Америки.”

Спутник предполагалось запустить китайским носителем семейства CZ-3, но после февральской катастрофы заказчик принял решение выполнить запуск на европейской ракете. Главный управляющий и исполнительный вице-президент “Arianespace” Фрэнсис Аванзи специально подчеркнул “динамический подход в управлении риском”, проявившийся в этом решении “Echostar”. “Arianespace”, в свою очередь, смогла предоставить “Echostar” девятый коммерческий пуск в 1996 г. без нарушения своего графика и обязательств на этот год.

В 91-м запуске ракет семейства “Ариан” в 10-й раз использовалась ракета “Ariane 42Р”. Это 62-я из 86 заказанных РН класса “Ариан-4”. Следующий пуск запланирован на 7 ноября 1996 г. со спутниками “Arabsat 2B” и “Measat 2”.

США. Запущен “Navstar 2-27”

С. Головков по сообщениям Военно-морской обсерватории США, Р.Лэнгли, Т.Молчана и Дж.Мак-Дауэлла. 12 сентября 1996 г в 04:48 EDT (08:48 GMT) с пусковой установки А стартового комплекса LC-17 Станции ВВС “Мыс Канаверал” выполнен пуск РН “Дельта-2” (модель 7925) со спутником “Navstar 2-27” Глобальной навигационной системы GPS. Ступень РН “Дельта-2” была зарегистрирована на орбите с наклонением 35.5° и высотой 471x609 км. КА был успешно выведен на переходную орбиту с наклонением 35.06°, высотой 182x20310 км и периодом 354.8 мин. После выхода на орбиту аппарат получил официальное наименование USA-128. Между 22:36 GMT 14 сентября и 01:29 GMT 15 сентября с помощью твердотопливного двигателя “Star 37” спутник был переведен на орбиту дрейфа с наклонением 54.77°, высотой 19892x20129 км и периодом 710.98 мин, вдоль которой двигался в расчетную точку. Не позднее 21 сентября “Navstar 2-27” был застабилизирован на, по-видимому, рабочей орбите с наклонением 54.51°, высотой 20161x20289 км и периодом 719.69 мин.

Согласно сообщению Секции оперативного управления Центра космических полетов имени Годдарда NASA, космическому аппарату “Navstar 2-27” (USA-128) было присвоено международное регистрационное обозначение 1996-056А. Он также получил номер 24320 в каталоге Космического командования США.

*12 сентября 1996 г. от КА MSX была отделена излучающая эталонная сфера. Это уже вторая мишень, отделенная от MSX. Космическое командование США не регистрирует эти объекты.

“Navstar 2-27” является 18-м КА “Navstar” серии “Block НА”. Он имеет серийный номер SVN-30 и код сигнала PRN-30. Спутник должен заменить в позиции 2 плоскости. В КА “Navstar 2-07”, запущенный 26 марта 1990 г. и вышедший из строя 10 мая 1996 г. в связи с потерей 3-осной стабилизации. Этот аппарат переводится в позицию В5.

Следующий запуск КА системы GPS планируется на 13 января 1997 г. Это будет первый спутник серии “Block MR”. Кроме того, пока не запущен аппарат серии “Block IIА” номер SVN-38.

JCSat-5 будет запущен на “Ариан”

13 сентября. С.Головков по сообщениям Франс Пресс, ЮПИ. Европейский консорциум “Arianespace” объявил сегодня о том, что достигнуто соглашение о запуске японского телекоммуникационного спутника JCSat-5 на РН “Ариан”.

Спутник принадлежит японской компании “Japan Satellite Systems Inc.”. После вывода в точку стояния над Тихим океаном JCSat-5 будет обеспечивать связь и передачу данных между Японией, Гавайями и в пределах всего Азиатско-тихоокеанского региона.

Запуск запланирован на конец 1997-начало 1998 г. Это будет 12-й японский спутник, запущенный “Arianespace”, и второй для “Japan Satellite Systems Inc.”. Вместе с ним консорциум имеет теперь заказы на запуск 41 спутника.


РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ. РАКЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ
США. “Boeing” спасает и испытывает SSME

27 августа. С.Головков по сообщению “Boeing Co.”. Программа испытаний на подтверждение концепции новой РН фирмы “Boeing” в рамках проекта EELV ВВС США (“НК” №10, 1996, стр.41-42) успешно завершилась сегодня огневыми испытаниями двигателя SSME.

Двигатель SSME 2107, установленный в прототипе двигательного отсека первой ступени EELV, был дважды сброшен с крана в воду канала в Космическом центре имени Стенниса NASA. Эта процедура имитировала спасение двигателя на парашюте после окончания работы первой ступени. После осмотра двигатель был поставлен на испытательный стенд и включен на 360 секунд. Во время испытания двигатель работал по циклограмме, предложенной для использования в EELV, развивал тягу до 170 тс и дросселировался в пределах 65-100%. Предварительный анализ показал, что все системы двигателя работали нормально.

Испытания проводила совместная группа “Boeing”, NASA и “Rockwell”, которые являются субподрядчиками “Boeing” в работе по программе EELV. Это был 51-й запуск двигателя 2107. Под обозначением 2007 этот экземпляр двигателя использовался в пяти первых полетах “Колумбии” в 1981-1982 гг. После модификации, уже под обозначением 2107, двигатель использовался в полетах STS-33, STS-31, STS-41, STS-37 и STS-43.

SSME — единственный производимый в США двигатель многоразового использования, a “Boeing” — единственная из четырех участвующих в программе EELV компаний, предлагающая повторное использование двигателей. Если этот вариант EELV будет утвержден к реализации, “Boeing” будет использовать двигатели SSME на 1-й ступени не менее чем по 25 раз.

Все цели демонстрационной программы “Boeing” выполнены, заявил менеджер программы EELV в фирме “Boeing” Тим Уайт. Успешные огневые испытания продемонстрировали, что избранный “Boeing” подход позволит за счет многократного использования двигателей сократить на миллиарды долларов расходы американских налогоплательщиков на запуск космических аппаратов Министерства обороны и других ПН правительства США.

КНР. Причины аварии CZ-3B

11 сентября. С.Головнов по сообщению Франс Пресс. Агентство Синьхуа со ссылкой на Китайскую промышленную компанию “Великая стена”, изготовитель ракет-носителей семейства CZ, объявило сегодня причину аварии РН CZ-3B при запуске 15 февраля 1996 г. (“НК” №4, 1996).

Причиной ухода с расчетной траектории названа неполадка системы управления, точнее — “изменения инерциальной системы отсчета(?)” (скорей всего что-нибудь с гироскопами, ответственными за поддержание ИСО — Ред.). Причина была установлена после серии испытаний и анализа данных.

По данным неназванного иностранного эксперта, когда стало ясно, что система управления отказала, из центра управления была подана команда на аварийное уничтожение ракеты. Но, по утверждению того же источника, выдача команды была задержана до выхода ракеты за пределы космодрома, и было уже поздно. Под обломками ракеты, только по официальным данным, погибло 6 человек и было ранено 57.

“Старт” поехал в Свободный

18 сентября. О.Шинькович по материалам ИТАР-ТАСС и НТЦ “Комплекс”. Конверсионная ракета-носитель “Старт-1”, пусковая установка для нее и другое вспомогательное оборудование будут отправлены сегодня вечером специальным эшелоном из Плесецка на космодром Свободный (Амурская область). Столь странный, на первый взгляд, пункт отправки эшелона объясняется просто. Полный комплект необходимых технических средств разбросан “по площади”. Часть пускового оборудования находилась в Плесецке и выгоднее было сформировать эшелон именно здесь. На северный полигон пригнали поезд из Воткинска и отдельно из Москвы.

После прибытия на место назначения начнется заключительный этап подготовки к первому запуску с дальневосточного космодрома. Такое решение приняла 17 сентября Государственная комиссия по проведению летных испытаний многоцелевых ракетно-космических комплексов семейства “Старт”. Хотя практически все технические вопросы подготовки ракеты к старту решены, пока точно не определена дата старта. Первоначально предполагалось, что первым пуском “Старта-1” со Свободного будет выведен КА дистанционного зондирования Земли “Early Bird” американской компании “Earth Watch Inc.” Но как сообщил нам заместитель генерального директора НТЦ Виктор Андрюшин, партнеры задерживают изготовление спутника. Возникли проблемы с оптическим инструментом аппарата. По этой причине запуск этого ИСЗ будет не раньше апреля 1997 года.

Для РН, которая сегодня уйдет в Свободный, будет другая полезная нагрузка, своеобразный запасной вариант. Курсантами Военной инженерно-космической академии имени А.Ф. Можайского был спроектирован спутник “Зея” (он же “Можаец”) в интересах Министерства обороны РФ. Название аппарата происходит от реки, протекающей рядом с дальневосточным космодромом. Сроки поставки отечественного аппарата с завода-изготовителя (НПО прикладной механики) пока неопределенны, также расплывчата и дата запуска — ноябрь-декабрь. Для американского пуска изготовят новый носитель, контрактные условия тем самым не будут нарушены.

Как подчеркнул председатель Госкомиссии Юрий Яшин, в любом случае первый запуск из Свободного будет необычным. Ракета “Старт-1”, созданная на основе военного мобильного комплекса “Тополь” (SS-25), выведет спутник на солнечно-синхронную орбиту.

До сих пор подобные запуски осуществлялись только с Байконура носителями “Молния” и “Зенит” с падением отработанных ступеней в Узбекистан. Из Плесецка такие пуски практически невозможны, поскольку траектория выведения на первом этапе должна проходить над многими населенными пунктами, а также над США и Канадой. При старте же из Свободного трасса пролегает над практически безлюдными территориями, что обеспечит максимальную безопасность.


МЕЖДУНАРОДНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ
Сформирована группа “Альфа”

И.Маринин. НК. Исторически так сложилось, что задолго до начала летно-конструкторских испытаний новой пилотируемой космической техники в ЦПК формируется группа космонавтов, начинающая подготовку по новой программе. Ближайшая новая пилотируемая программа — это полеты на Международную космическую станцию (МКС) “Альфа”. И конечно стал вопрос о составе группы космонавтов.

Как и прежде, инициатором формирования новой группы стал Центр подготовки космонавтов ВВС. После согласования с заинтересованными организациями, в частности с РКК “Энергия”, состав группы был утвержден. Первоначально в группу вошли от ВВС:

1. Анатолий Соловьев — Герой Советского Союза, космонавт 1-го класса. Именно он назначен командиром первого корабля “Союз ТМ”, который доставит на “Альфу” первый экипаж. Видимо он и возглавит группу.

2. Юрий Маленченко — Герой Российской Федерации, космонавт 2-го класса.

3. Юрий Гидзенко — Герой Российской Федерации, космонавт 2-го класса.

4. Юрий Онуфриенко — Герой Российской Федерации.

5. Салижан Шарипов — космонавт-испытатель.

От РКК “Энергия”:

1. Сергей Крикалев — Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации, космонавт 1-го класса. Именно он назначен бортинженером первого экипажа МКС”Альфа”.

2. Михаил Тюрин — космонавт-испытатель.

В сентябре в этот список были внесены изменения. Вместо Юрия Гидзенко, назначенного (официального назначения до сих пор не было) командиром первого экипажа ЭО-24, в группу включен Валерий Корзун, совершающий свой первый космический пролет. Кроме того, в группу включен опальный Герой Российской Федерации Владимир Дежуров из отряда ЦПК и космонавт-испытатель РКК “Энергия” Надежда Кужельная.

Таким образом на конец сентября группа космонавтов на “Альфу” имеет следующий состав:

1. В.НДежуров

2. В.Г.Корзун

3. С.К.Крикалев

4. Н.В.Кужельная

5. Ю.И.Маленченко

6. Ю.И.Онуфриенко

7. А.Я.Соловьев

8. М.И.Тюрин

9 С.Ш.Шарипов

Когда группа приступит к регулярным занятиям по новой программе пока не ясно. И если по кораблю “Союз ТМ” тренировки можно начинать в любое время (он не претерпит существенных изменений до начала эксплуатации по программе “Альфа”), то тренировки по первым модулям невозможны. Дело в том, что в ЦПК нет ни одного соответствующего тренажера, более того, в ГКНПЦ им.М.В.Хруничева и в РКК “Энергия” нет средств на изготовление этих тренажеров. И если РКА хочет не упустить один из последних приоритетов и сохранить хотя бы часть подготовки космонавтов для МКС в России, то надо срочно искать средства.


ПРЕДПРИЯТИЯ. УЧРЕЖДЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИИ
АО “Красногорский завод имени С.А.Зверева”

И.Маринин. НК. Продолжаем знакомить читателей с предприятиями и организациями России, внесших существенный вклад в освоение космического пространства.

В этот раз речь пойдет о знаменитом Красногорском механическом заводе, известном каждому жителю нашей страны и за рубежом своими универсальными любительскими фотоаппаратами “Зоркий” и “Зенит”, а также кинокамерами “Красногорск”.


АО “Красногорский завод им. С.А.Зверева”.
Фото И.Маринина.

Какое же отношение имеет АО КМЗ к космосу? Дело в том, что еще на заре космической эры, в 1958 году, “Главный теоретик космонавтики” М.В.Келдыш задумал с помощью легкого космического аппарата получить фотоснимки невидимой стороны Луны. Идею поддержал Главный конструктор ОКБ-1 С.П.Королев, который взялся за разработку межпланетной станции. А фотоаппарат, который бы смог сфотографировать поверхность Луны, был заказан на Красногорском механическом заводе. Конструкторы КМЗ успешно справились с задачей, создав фотоаппарат АФА-Е1. Этот фотоаппарат в автоматическом режиме сфотографировал невидимую землянам лунную поверхность. Затем пленка была проявлена прямо на борту и полученное изображение передано на Землю с помощью фототелевизионной аппаратуры “Енисей” по телевизионному каналу.

С тех пор деятельность КМЗ неразрывно связана с космосом.

Свою историю АО КМЗ ведет с 1905 года, когда в Риге были открыты филиалы оптических фирм “Карл Цейс” и Терц”. В 1915 году филиалы были переведены в Петроград, где послужили основой первого в России оптического завода. В годы Гражданской войны завод был эвакуирован из Петрограда и после скитаний по стране нашел временное пристанище в подмосковном Подольске. Только в 1926 году развивающийся завод получил свободные площади бывшей ткацко-прядильной фабрики вблизи поселка Баньки Павшинсксй Волости Московского уезда, ставшей в последствии Красногорском. Через год стал функционировать новый оптический завод. В 1941 году завод, работавший исключительно на оборону, был эвакуирован а Новосибирск.


Фотоаппарат АФА-Е1. Фото И.Маринина.

Но уже в феврале 1942 г. в Красногорске на освободившихся площадях завода имени Ленина создано новое оптико-механическое предприятие — Государственный Союзный завод №393. Именно с этого времени КМЗ ведет свое летоисчисление.

И в послевоенные годы завод продолжал выпускать продукцию оборонного значения: артиллерийские и танковые прицелы, в том числе и инфракрасные приборы.

В 1956 г. на заводе для разработки гражданской продукции: кинотеодолитов, фотограмметрической аппаратуры и кинотехники было создано специальное КБ.

В 1958 году на Брюссельской выставке высшей награды “Гран-при” был удостоен набор фотографических объективов, а Диплома Почета и золотой медалью удостоены электронный микроскоп ЭМ-5, высокоскоростная киносъемочная камера ФП-22, а так же камера для исследования полярных сияний С-180. В дальнейшем не раз изделия КМЗ получали высшие международные награды.

В пятидесятые годы КМЗ начал работы по новому направлению — разработка аэрофотоаппаратуры. Это направление началось с серийного производства аэрофотоаппаратов АФА-33 и — 33М. Именно с этого фотоаппарата началась история регулярного наблюдения территории вероятного противника.

Первый шаг из атмосферы в космос сделал фотоаппарат АФА-39. Он был установлен на высотной ракете и в 1957 году впервые был получен снимок Земли из космоса. Следующий шаг — фотография обратной стороны Луны с борта AMС “Луна-3” (АФА-Е1) в октябре 1959 г.

В это время в ОКБ-1 на базе пилотируемого КК “Восток” была разработана серия спутников “Зенит-2” для комплексного наблюдения за территорией вероятного противника. Разработка фотоаппаратуры для него была поручена специализированному КБ КМЗ. К 1961 году было начато производство фотографической аппаратуры “Фтор”, которая устанавливалась на первых “Зенитах-2”. В состав фотокомплекса входило два фотоаппарата СА2-В2 и один СА1-В2. С их помощью проводилась съемка в интересах Министерства обороны исследования природных ресурсов Земли. Отснятые на первых “Зенитах-2” кассеты с фотопленкой возвращались на Землю в сферическом спускаемом аппарате, но когда до земли оставалось несколько километров они отстреливались в специальном контейнере и приземлялись отдельно от СА на собственном парашюте. Это было необходимо для более мягкой посадки. Именно по такой схеме проходила посадка Юрия Гагарина и других пилотов КК “Восток”.

Первая попытка запуска фотокомплекса “Фтор” на КА “Зенит-2” (11Ф61 № 1) 11 декабря 1961 года закончилась аварией РН при выведении. Первый фоторазведчик вышел на орбиту 26 апреля 1962 г. Он получил название “Космос-4”. (Подробнее см. “НК” № 10 1996, стр.65, и “Авиация и космонавтика” №3, 1993, стр.41).

В 1962 г. в КМЗ на базе первого специализированного КБ было создано КБ-10, которому была поручена разработка специальной космической бортовой фотоаппаратуры. На базе этого КБ в 1967 году было создано 1-е тематическое направление космической аппаратуры и аэрофотосъемки.

Именно инженерами-конструкторами этого направления был разработан новый фотокомплекс, который и был установлен на последующих модификациях спутников-разведчиков. В него входили фотоаппарат СА-10 с фокусным расстоянием 0.2 м, а так же фотоаппарат СА-4Т (f=1 м). Фотопленка, отснятая аппаратом СА-4Т автоматически проявлялась и оперативно передавалась на Землю с помощью фототелевизионной установки “Байкал”. Проявленная пленка, а так же пленка, отснятая другим фотоаппаратом возвращалась на Землю в спускаемом аппарате, при этом фотообъективы и многие части фотоаппаратов использовались многократно.

“За создание и производство новой техники” в 1966 г. завод был награжден орденом Ленина.

И в дальнейшем фотоаппаратура совершенствовалась и модифицировалась. Со времени первого “Зенита” ни один советский (российский) фоторазведывательный спутник не обходится без оптической техники КМЗ.

Наверное, самым большим космическим фотоаппаратом Красногорского завода, работавшим на орбите, был фотокомплекс “Агат-1”. Он был установлен на орбитальных пилотируемых станциях конструкции В.Н.Челомея ОПС “Алмаз”, которые являлись как бы форпостами наблюдения за территорией вероятного противника. В открытой печати они носили название “Салют-2”, “Салют-3” и “Салют-5”. Космонавты Виктор Горбатко, Павел Попович, Борис Волынов и другие, работавшие с комплексом в реальном полете, дали “Агату” высокую оценку.


Фотокомплекс “Агат”. Фото И.Маринина.

В состав комплекса “Агат” входил большой широкопленочный фотоаппарат, оснащенный зеркально-линзовым объективом с фокусным расстоянием 7.2 метра для детального наблюдения за объектами, расположенными на земной поверхности, в акватории Мирового океана и в атмосфере Земли. Фотокомплекс с фотоаппаратом занимал место от пола до потолка станции. Проявочная машина для диффузной обработки фотопленки располагалась здесь же на станции. Космонавты, используя специальный световой стол, могли детально, с увеличением, рассмотреть только что проявленную фотопленку. Затем наиболее интересные и важные кадры считывались, кодировались и передавались на Землю по закрытому телевизионному каналу. Остальная фотопленка возвращалась на Землю в спускаемой капсуле.

Станция “Алмаз” с фото комплексом “Агат” после двух летно-конструкторских испытаний в реальных полетах так и не была принята на вооружение. Предпочтение было отдано автоматам.

В 1974 году завод стал головным в стране по разработке космической и аэрофотоаппаратуры. За ее внедрение в 1976 г. завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1966 г. на заводе была разработана и изготовлена уникальная высокоточная астрономическая установка ВАУ Максутова-Соболева для фотографирования космических объектов с целью определения координат и траекторий способом привязки к опорным звездам небесной сферы с большой точностью. Эта установка легла в основу отечественной системы контроля космического пространства. Ее вес был около 30 т. А уже в 1969 г. завод приступил к созданию сложнейшего оптико-электронного измерительного комплекса контроля космического пространства в реальном масштабе времени. В настоящее время завершается его отладка в поселке Зеленчук Ставропольского края. С его помощью специалисты смогут наблюдать и фиксировать перемещение самолетов в воздушном пространстве, а ночью объективы комплекса нацелены в космос. В автоматическом режиме комплекс обнаруживает спутники не только на низких орбитах, но и на геостационарной, высота которой около 36 тысяч километров, фокусирует на них объективы, автоматически обрабатывает полученные изображения. В результате математической обработки полученной информации без участия человека определяются параметры спутника, его тип и государственная принадлежность, а также параметры его орбиты.

В 1976 году Красногорский механический завод стал основой созданного Производственного объединения “Красногорский завод”, куда вошли Ростовский оптико-механический завод, завод “Юпитер” (в 1977), Валдай, Феодосийский оптический завод (1979).

В своих дальнейших работах производственным объединением создан и поставлен на снабжение ряд наименований фотоаппаратуры, решающей спектр проблем в интересах МО. Например: контроль стратегических объектов и локальных конфликтов, их крупномасштабное фотографирование; обнаружение и контроль развития и оценки последствий аварийных ситуаций и стихийных бедствий. Созданные в оборонных целях полностью автоматизированные высокоустойчивые к внешним воздействиям системы фотографирования поверхности Земли используются в настоящее время в землепользовании, геологии и георазведки, тематического картографирования, экологическом мониторинге, а так же в исследовании планет Солнечной системы. В процессе развития космические системы наблюдения прошли путь от простых фотокамер до сложнейших многофункциональных телескопов, оснащенных автоматическими системами адаптации к условиям наблюдения и космического полета со стабилизацией формы волнового фронта с точностью до 1/6 длины волны. Практически реализованы и проверены в эксплуатации системы сканирования земной поверхности и системы регистрации изображения, синхронизированные по скорости с точностью до 0.005%. Использование этого задела позволяет создавать системы высокой информационной емкости, обеспечивающие получение изображение в широкой полосе с высокой детальностью. По своим характеристикам она во многом превосходит изображения, получаемые в США с ИСЗ “Landsat” и во Франции ИСЗ “Spot”. В настоящее время по проекту “Рамос” создается мультиспектральный сканер, а по проектам “Ресурс-спектро” и “Алмаз В” многозональная аппаратура для конвергентной съемки.


Директор АО “Красногорский завод” А.И.Гоев. Фото автора.

Более десяти лет АО “Красногорский механический завод” возглавляет кандидат технических наук Александр Иванович Гоев. Он рассказал, что численность коллектива с 1989 года сократилась более чем в два раза. Тогда началась демилитаризация всего производства. Если до этого мы были действительно производственным объединением, то с тех пор мы потеряли Феодосийский оптический завод, на Валдае завод “Юпитер” и Ростовский оптико-механический завод Ярославской области. Не обеспеченные госзаказом эти фирмы приватизировались и стали самостоятельными. Единственным выходом из катастрофической ситуации для КМЗ тоже оказалась приватизация, которая и была проведена в 1993 году. У государства осталось 38% акций АО КМЗ. В следствие этого шага КМЗ получил возможность самостоятельного поиска заказчиков.

Направлениями деятельности АО КМЗ в настоящее время являются: фототехника и объективостроение; медицинские приборы, комплексы, диагностические центры; научное приборостроение и электронная микроскопия; оптикоэлектронные приборы круглосуточного наблюдения; аэрофотоаппаратура различного назначения. И конечно же основными направлениями деятельности АО КМЗ является создание аппаратуры для наблюдения и фотографирования земной поверхности из космоса и поверхности планет Солнечной системы, а так же системы наблюдения и фотографирования звездного неба, внешнетраекторных измерений.

В настоящее время АО КМЗ ведет разработки перспективных и выпускает серийно широкую номенклатуру различного типа современных оптико-фотографических и оптико-электронных приборов для дистанционного зондирования Земли:

— топографические аппараты высокого и среднего разрешения;

— высокоразрешающие панорамные аппараты с широкой полосой обзора;

— многоспектрапьные аппараты; высокоразрешающие аппараты с динамичным перебросом оси визирования и т.д.

Выпускаемая предприятием аэрофотоаппаратура позволяет обеспечить получение высококачественной, помехозащищенной и достоверной информации в широком диапазоне высот орбит и скоростей полета как пилотируемых, так и беспилотных КА. Фотокомплексы последних лет, установленные на космических аппаратах, позволяют производить боковую высокодетальную крупномасштабную съемку со средних и больших высот на дальностях до 100 км, панорамную и детальную съемку со средних и больших высот в полосе 6Н (Н — высота орбиты КА), детальную и обзорную панорамную съемку в полосе 10Н и более малогабаритными и сверхмалогабаритными системами, 4-х канальное спектрозональное высокодетальное одновременное картографирование в широком диапазоне высот. При минимальном государственном заказе, благодаря прямым контрактам с Китаем, Францией, США на заводе и в КБ удается сохранить ядро коллектива и стимулировать соответствующим образом труд хотя бы ведущих специалистов.

“Тот коллектив, — отметил Александр Гоев, — та команда, которая самоотверженно трудится несмотря на неимоверные трудности, позволяет держать наш корабль на плаву хоть и в притопленном состоянии, но не давая крена”.

Таким образом, АО “Красногорский механический завод”, несмотря на казалось бы непреодолимые трудности, остается ведущим предприятием в стране по разработке и оснащению фотоаппаратурой космических аппаратов различного назначения.


СОВЕЩАНИЯ. КОНФЕРЕНЦИИ. ВЫСТАВКИ
США. Астробиологическая конференция в Центре Эймса

11 сентября. А.Агуреев. ИТАР-ТАСС. Возможности поиска живых существ во Вселенной рассматривают участники первой “астро-биологической” конференции, открывшейся в научно-исследовательском центре НАСА неподалеку от Сан-Франциско.

Представителей самых различных областей знаний весьма вдохновили обнародованные в прошлом месяце свидетельства группы американских ученых, которые обнаружили доказательства существования в далеком прошлом на Марсе одноклеточных организмов.

Как подчеркнул Дэвид Моррисон, руководитель центра НАСА, “цель конференции способствовать расширению поисков жизни во Вселенной”. Моррисон призвал ученых объединить усилия в новой области — астробиологии, “области знаний, изучающей жизнь в космосе”.

Ученые назвали два пути для дальнейшего изучения этой проблемы. Во-первых, наблюдение за отдаленными планетами с помощью новейших приборов и, во-вторых, экспедиции на Марс для доставки проб грунта.


ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ
“Космический мусор” в Горном Алтае

9 сентября. С.Темеев, ИТАР-ТАСС. Госкомприроды Республики Алтай направил сегодня в Межведомственную комиссию Совета Безопасности РФ по экологической безопасности письмо с просьбой оценить последствия влияния продуктов сгорания и падения отработавших ступеней ракет-носителей, стартующих с космодрома Байконур, на окружающую среду Горного Алтая. Кроме того, в письме содержится просьба содействовать реализации существующих договоренностей между Правительством Республики Алтай и командованием Военно-космических сил об оказании финансовой помощи для проведения очистки территории и сбора токсичных отходов. В январе этого года, говорится в письме, в Горно-Алтайске была предана широкой огласке справка Госкомэпидемнадзора РФ об итогах научных исследований, проведенных на территориях пяти районов республики для установления истинных масштабов засорения космическим мусором этого региона. Из нее следовало что учеными здесь обозначено два района экологического воздействия последствий запусков ракет-носителей: один, площадью 2190 квадратных километров, охватывает земли четырех административных районов, расположенных на северо-востоке республики, другой, размером 5181 квадратных километров “накрывает” Улаганский район и часть территорий Хакасии и Тувы. Общая масса металлических остатков, упавших с неба в дни стартов, составила 1250 тонн.

“Миссия к планете Земля”: второй контракт

19 сентября. В.Романенкова, ИТАР-ТАСС. В августе 2000 года вместе с российским спутником “Метеор-3М” на РН “Зенит” будет запущен американский прибор для исследований озонового слоя Земли TOMS. Соответствующий контракт подписан между Российским космическим агентством и NASA, сообщил сегодня на брифинге заместитель генерального директора РКА Юрий Милов.

Как пояснил специалист, отвечая на вопрос корреспондента ИТАР-ТАСС, информация c TOMS'a будет поступать специалистам обеих стран. После совместной обработки данных они надеются более точно выяснить причины разрушения озонового слоя, определить вещества, влияющие на этот процесс, а в дальнейшем выработать практические рекомендации по ликвидации озоновых дыр.

Подписание контракта стало результатом деятельности рабочей группы PKA-NASA “Миссия к планете Земля”, образованной в 1992 году. Это уже второй договор в рамках данного проекта. Первый — предусматривает вывод на орбиту другого американского прибора — SAGE. Он будет запущен вместе со спутником “Метеор-3М” в 1998 году, причем тоже в августе, поскольку это время наиболее активного разрушения озонового слоя.

Работы по программе “Миссия к планете Земля” финансируются из бюджетов России и США. Российская сторона оплачивает свой спутник и ракету, американская — прибор, систему его адаптации к носителю и запуск. В общей сложности Россия получит от двух контрактов 8.2 млн $.

“NASA важно иметь контакты с Россией, у которой такие великолепные возможности в космосе, — сказал сопредседатель рабочей группы от NASA Рей Робертс — Наше сотрудничество идет на очень высоком техническом уровне и должно принести важные научные и практические результаты”.

ЛЮДИ И СУДЬБЫ

Ушел из жизни Историк космонавтики


22 сентября 1996 г. ушел из жизни Историк космонавтики, прекрасный человек
ВАДИМ ЕВГЕНЬЕВИЧ МОЛЧАНОВ


Родился Вадим 8 февраля 1947 г. во Владивостоке, где служил в военно-морской авиации его отец. В 1948 году Вадим переехал в Евпаторию по месту новой службы своего отца. Там же он закончил среднюю школу и был призван в армию. Воинскую службу он проходил в г.Алуксне Латвийской ССР в Ракетных войсках стратегического назначения. После демобилизации приехал в Тулу, где устроился слесарем-эксплуатационщиком газовых сетей. Этой работой Вадим занимался всю жизнь. Последние годы он был мастером газовой службы АОЗТ “Тула-теплосеть”.

Что же общего у слесаря-газовщика с космонавтикой? Когда Вадиму было 14 лет, в космос полетел Юрий Гагарин. В то время о космонавтах писали много и в то же время мало, о дублерах не писали ничего. Кто были те люди, которые вместе с Гагариным, Титовым и другими символами наших успехов готовились к полетам в космос, но так и не стали Героями? Ведь они, наверное были не хуже, а может и лучше тех, кто поднялся в космос. Начались поиски, сбор материалов, переработка “тонн словесной руды”. Начали выявляться неизвестные имена, страницы истории, победы и трагедии советской космонавтики. Благодаря Вадиму Молчанову десятки сломанных судеб нелетавших космонавтов, долгие годы засекреченных, стали известны миру. Он был первым. По крупицам выбирал Вадим информацию из не всегда честных и объективных публикаций официальной прессы, из личного общения с участниками космических событий. В ущерб бюджету семьи Вадим вел огромную переписку с исследователями космоса не только Советского Союза, но и других стран, совершал дальние поездки в Москву, Ленинград, Центр подготовки космонавтов, где встречался с космонавтами.

Результаты его исследований публиковались во многих периодических изданиях разных стран. В октябре 1990 г. в издательстве “Знание” вышла брошюра “О тех, кто не вышел на орбиты”, которая заняла особое место в истории нашей космонавтики наряду с публикацией Ярослава Голованова “Космонавт №1”. В этой маленькой книжке Вадим Молчанов приподнял завесу над судьбами многих дублеров, так и не получивших благодарность государства за самоотверженный труд. При подготовке материала Вадим познакомился со всеми космонавтами-героями своего рассказа, а со многими его связала крепкая дружба.

Вадима Молчанова знали не только у нас в стране, но и за рубежом. Статьи, которые Вадим готовил на английском языке для журнала Британского межпланетного общества “Spaceflight”, впервые открыли целый пласт истории российской космонавтики для иностранных, да и российских читателей. Были его материалы и на страницах нашего журнала. Вадим был другом редакции, и каждый из нас в душе называл его другом. И не могло быть иначе среди единомышленников.

Смерть Вадима с болью отозвалась в сердце каждого.

“...И красный орден на груди”

Ю.Першин. НК. Бурное развитие ракетной и космической техники в середине 50-х годов возвело космонавтику в ранг приоритетных направлений и вывело на передний край науки. Заниматься космосом стало престижно. Журналисты с умилением писали о мешках писем, в которых не только школьники, но и убеленные сединами маститые академики просили зачислить их в команду первого, непременно первого, отлетающего космического корабля с человеком на борту. Принадлежность к космосу, кроме того давала и какие-то блага, как материальные, так и моральные, тем более, что последние были не менее важны в социалистическом обществе, где материальное, как известно, не очень-то было в почете. Естественно, не обошло это стороной и космонавтов.

Как известно, во время первого пилотируемого полета приказом Министра обороны Малиновского Юрию Гагарину было присвоено звание майор. При этом он сразу перескочил через ступеньку капитана. Но Хрущеву этого показалось мало и на трибуне Мавзолея 14 апреля он зачитал Указ о присвоении Юрию звания Героя Советского Союза с вручением медали Золотая Звезда и высшей награды страны — ордена Ленина. Не умаляя подвига первооткрывателя Вселенной, тем не менее отмечу, что это придало еще больше эйфории всему происходящему, и разгоряченный Хрущев стал щедро раздавать награды.
Награды летчиков-космонавтов
СССР и России


ФамилияДатаНаграда
01Гагарин Ю.А.1961 В-1ГСС, ОЛ
02Титов Г.С.1961 В-2ГСС, ОЛ
03Николаев А.Г.1962 В-3
1970 С-9
ГСС, ОЛ
ГСС
04Попович П.Р.1962 В-4
1974 С-14
ГСС, ОЛ
ГСС, ОЛ
05Быковский В.Ф1963 В-5
1976 С-22
1978 С-31
ГСС, ОЛ
ГСС, ОЛ
ОЛ
06Терешкова В.В1963 В-6ГСС, ОЛ
07Комаров В.М1964 ВХ-1
1967 С-1
ГСС, ОЛ
ГСС
08Феоктистов К.П.1964 ВХ-1ГСС, ОЛ
09Егоров Б1964 ВХ-1ГСС, ОЛ
10Беляев П.И.1965 ВХ-2ГСС, ОЛ
11Леонов А.А.1965 ВХ-2
1975 С-19
ГСС, ОЛ
ГСС, ОЛ
12Береговой Г.Т1968 С-3ГСС, ОЛ
13Шаталов В.А.1969 С-4
1969 С-8
1969 С-10
ГСС, ОЛ
ГСС
ОЛ
14Волынов Б.В.1969 С-5
1976 С-21
ГСС, ОЛ
ГСС, ОЛ
15Елисеев А.С.1969 С-5
1969 С-8
1969 С-10
ГСС, ОЛ
ГСС
ОЛ
16Хрунов Е.В.1969 С-5ГСС, ОЛ
17Шонин Г.С.1969 С-6ГСС, ОЛ
18Кубасов В.Н.1969 С-6
1969 С-19
1969 С-38
ГСС, ОЛ
ГСС, ОЛ
ОЛ
19Филипченко А.В.1969 С-7
1969 С-16
ГСС, ОЛ
ГСС, ОЛ
20Волков В.Н.1969 С-7
1977 С-24
ГСС, ОЛ
ГСС, ОЛ
21Горбатко В.В.1969 С-7
1969 С-11
1980 С-37
ГСС, ОЛ
ГСС, ОЛ
ОЛ
22Севастьянов В.И.1970 С-9
1975 С-18
ГСС, ОЛ
ГСС, ОЛ
23Рукавишников Н.Н.1971 С-10
1974 С-16
1979 С-33
ГСС, ОЛ
ГСС, ОЛ
ОЛ
24Добровольский Г.Т.1971 С-11ГСС, ОЛ
25Пацаев В.И.1971 С-11ГСС, ОЛ
26Лазарев В.Г.1973 С-12
1975 С-18А
ГСС, ОЛ
ОЛ
27Макаров О.Г.1973 С-12
1975С-18А
1978 С-27
1980 Т-3
ГСС, ОЛ
ОЛ
ГСС, ОЛ
ОЛ
28Климук П.И.1973 С-13
1975 С-18
1978 С-30
ГСС, ОЛ
ГСС, ОЛ
ОЛ
29Лебедев В.В.1973 С-13
1982 Т-5
ГСС, ОЛ
ГСС, ОЛ
30Артюхин Ю.П.1974 С-14ГСС, ОЛ
31Сарафанов Г. В.1974 С-15ГСС, ОЛ
32Демин Л.С.1974 С-15ГСС, ОЛ
33Губарев А.А.1975 С-17
1978 С-28
ГСС, ОЛ
ГСС, ОЛ
34Гречко Г.М.1975 С-17
1978 С-26
1985 Т-14
ГСС, ОЛ
ГСС, ОЛ
ОЛ
35Жолобов В.М.1976 С-21ГСС, ОЛ
36Аксенов В.В.1976 С-22
1976 Т-2
ГСС, ОЛ
ГСС, ОЛ
37Зудов В.Д.1976 С-23ГСС, ОЛ
38Рождественский В.И.1976 С-23ГСС, ОЛ
39Глазков Ю.Н.1977 С-24ГСС, ОЛ
40Коваленок В.В1977 С-25
1978 С-29
1981 Т-4
ОЛ
ГСС, ОЛ
ГСС, ОЛ
41Рюмин В.В.1977 С-25
1979 С-32
1980 С-35
ОЛ
ГСС, ОЛ
ГСС, ОЛ
42Романенко Ю.В1978 С-26
1980 С-38
1987 ТМ-2
ГСС, ОЛ
ГСС, ОЛ
ОЛ
43Джанибеков В.А.1978 С-27
1981 С-39
1982 Т-6
1984 Т-12
1985 Т-13
ГСС, ОЛ
ГСС, ОЛ
ОЛ
ОЛ
ОЛ
44Иванченков А.С.1978 С-29
1982 Т-6
ГСС, ОЛ
ГСС, ОЛ
45 Ляхов В.А.1979 С-32
1983 Т-9
1988 ТМ-6
ГСС, ОЛ
ГСС, ОЛ
ОР
46Попов Л.И.1980 С 35
1981 С-40
1982 Т-7
ГСС, ОЛ
ГСС, ОЛ
ОЛ
47Малышев Ю.B.1980 Т-2
1984 Т-11
ГСС, ОЛ
ГСС, ОЛ
48Кизим Л.Д.1980 Т-3
1984 Т-10
1986 Т-15
ГСС, ОЛ
ГСС, ОЛ
ОЛ
49Стрекалов Г.М.1980 Т-3
1983 Т-8
1984 Т-11
1990 ТМ-10
1995 ТМ-21
ГСС, ОЛ
ОЛ
ГСС, ОЛ
ОР
ЗЗПО 3ст
50Савиных В.П.1981 Т-4
1985 Т-13
1988 ТМ-5
ГСС, ОЛ
ГСС, ОЛ
ОЛ
51Березовой А.Н.1982 Т-5ГСС, ОЛ
52Серебров А.А.1982 Т-7
1983 Т-8
1990 ТМ-8
1994 ТМ-17
ГСС, ОЛ
ОЛ
ОР
ОД
53Савицкая С.Е.1982 Т-7
1984 Т-12
ГСС, ОЛ
ГСС, ОЛ
54Титов В.Г.1983 Т-8
1988 ТМ-4
1995 Д-20
ОЛ
ГСС, ОЛ
55Александров А.П.1983 Т-9
1987 ТМ-3
ГСС, ОЛ
ГСС, ОЛ
56Соловьев В.А.1984 Т-10
1986 Т-15
ГСС, ОЛ
ГСС, ОЛ
57Атьков О.Ю.1984 Т-10ГСС, ОЛ
58Волк И.П.1984 Т-12ГСС, ОЛ
59Васютин В.В.1985 Т-14ГСС, ОЛ
60Волков А.А.1985 Т-14
1989 ТМ-7
1992 ТМ-13
ГСС, ОЛ
ОР
ОДН, ОО
61Лавейкин А.И.1987 ТМ-2ГСС, ОЛ
62Викторенко А.С.1987 ТМ-3
1990 ТМ-8
1992 ТМ-14
1995 ТМ-20
ГСС, ОЛ
ОР
ОДН
ЗЗПО 3ст.
63Манаров М.Х.1988 ТМ-4
1991 ТМ-11
ГСС, ОЛ
ОР
64Левченко А.С.1987 ТМ-4ГСС, ОЛ
65Соловьев А.Я.1988 ТМ-5
1990 ТМ-9
1993 ТМ-15
1995 Атл-14
ГСС, ОЛ
ОР
ОДН
ЗЗПО 3ст.
66Поляков В.В.1989 ТМ-6
1995 ТМ-18
ГСС, ОЛ
ГРФ
67Крикалев С.К.1989 ТМ-7
1992 ТМ-12
1994 Д-18
ГСС, ОЛ
ГРФ, ОДН, ОО
68Баландин А.Н.1990 ТМ-9ГСС, ОЛ
69Манаков Г.М.1990 ТМ-10
1993 ТМ-16
ГСС, ОЛ
ОДН
70Афанасьев В.М.1991 ТМ-11
1994 ТМ-18
ГСС, ОЛ
ЗЛМ
71Арцебарский А.П.1991 ТМ-12ГСС, ОЛ
72Аубакиров Т.О.1991 ТМ-13ОР
73Калери А Ю.1992 ТМ-14
1996 ТМ-22
ГРФ
в полете
74Авдеев С.В.1993 ТМ-15
1996 ТМ-22
ГРФ
ЗЗПО 3ст.
75Полещук А.Ф.1993 ТМ-16ГРФ
76Циблиев В.В.1994 ТМ-17ГРФ
77Усачев Ю.В.1994 ТМ-18
1996 ТМ-23
ГРФ
нет инф.
78Маленченко Ю.И.1994 ТМ-19ГРФ
79Мусабаев Т.А.1994 ТМ-19ГРФ
80Кондакова Е.В.1995 ТМ-20ГРФ
81Дежуров В.Н.1995 ТМ-21ГРФ
82Бударин Н.М.1995 Ат-14ГРФ
83Гидзенко Ю.П.1996 ТМ-22ГРФ
84Онуфриенко Ю.И.1996 ТМ-23нет инф.
85Корзун В.Г.1997 ТМ-24в полете

Сокращения: ГСС — Герой Советского Союза, ГРФ — Герой Российской Федерации, ЗЗПО — За заслуги перед Отечеством, ЗЛМ — За личное мужество, ОДН — орден Дружбы народов, ОД — орден Дружбы, ОЛ — орден Ленина, ОР — орден Октябрьской Революции, ОО — орден Орла.

Вот что пишет писатель и журналист Ярослав Голованов в своей книге “Королев”: “Наградить решили не только Гагарина, но и еще не летавших космонавтов. Заочно и досрочно. Титов был представлен к ордену Красного Знамени. Но Хрущев распорядился дать ему орден Ленина, а всем остальным ребятам из первого отряда (кроме погибшего Валентина Бондаренко) — ордена Красной Звезды... Еще на приеме в Кремле Никита Сергеевич поинтересовался, чем награждена жена первого космонавта. Ему сказали, что ее начальник Евгений Анатольевич Карпов, у которого она работает лаборанткой, представил ее к медали “За трудовую доблесть”.

— Это в корне не верно! — страшно закипятился Хрущев.

Валентине Ивановне был вручен орден Ленина. Надо отдать должное ее скромности, представлениям о собственных заслугах: она не надевала этот орден ни разу в жизни...”.

Случай с награждением дублера, да и всего отряда космонавтов стал единственным в отечественной пилотируемой космонавтике.

Позже установился негласный порядок: вне зависимости от выполнения программы полета космонавту присваивается звание Героя Советского Союза с вручением медали Золотая Звезда и ордена Ленина. К примеру, в 1968 году Георгий Береговой на корабле “Союз-3” не сумел состыковаться с беспилотным кораблем “Союз-2” из-за вестибулярного расстройства. Несмотря на это ему дали вторую Золотую Звезду и орден. Похожая неудача состоялась в 1969 году, когда уже два пилотируемых корабля не смогли состыковаться между собой — “Союз-7” и “Союз-8” из-за нарушений в работе автоматики. Вообще практически все последующие срывы программ были связаны с нестыковкой. Впрочем, общественные массы об этом не знали, убаюканные традиционными сообщениями ТАСС об “успешном выполнении программы полета”.

Порядок награждения за первый полет Золотой Звездой сохранился до распада Советского Союза, то есть до 1992 года. Но и после этого он, по сути дела, лишь видоизменился применительно к наградам России.

Как известно, из всех правил бывают исключения. В октябре 1977 года Коваленок и Рюмин, летевшие в первый раз, не сумели состыковаться со станцией “Салют-6”. Брежнев, всегда считавший, что все неудачи надо скрывать, был раздражен. Трудно скрыть неудачу, тем более, что заранее была объявлена цель полета — работа на борту “Салюта-6”. По-видимому, с подачи Глушко В.П. космонавтам были вручены только ордена Ленина.

Второй аналогичный случай произошел в 1983 г. Экипаж “Союза Т-10”: Титов, Стрекалов, Серебров — не состыковался со станцией “Салют-7”. Титову за его первый полет вручили орден Ленина.

Третье исключение было в 1991 году. Последним космонавтом, получившим звание летчик-космонавт СССР, был Токтар Аубакиров. За свой первый космический полет он не получил Золотую Звезду, так как к тому времени он уже был Героем Советского Союза, получив это звание за работу летчиком-испытателем в КБ Микояна. За этот полет ему вручили орден Октябрьской Революции.

В 1992 году было учреждено звание Героя Российской Федерации с вручением медали Золотая Звезда, но без какого-либо ордена. По традиции его стали присваивать за первый полет. Это правило соблюдается и поныне. По статусу второй раз медалью Золотая Звезда не награждаются.

Вернемся в глубины истории. В 1967 году настало время, когда в космос стали летать повторно. Брежнев был не менее Хрущева подвержен эйфории. Поэтому было решено продолжить традицию награждения Золотой Звездой и орденом Ленина. Первым космонавтом, совершившим свой второй полет, стал Комаров В.М., для которого, к сожалению, он был и последний. Посмертно он награжден второй Золотой Звездой, но без ордена Ленина. Вручать, понятно, было некому.

В череде повторных награждений периода 1967-1988 гг также не обошлось без исключений. Космонавты Шаталов и Елисеев, совершив свои вторые полеты в 1969 году, получили по второй Золотой Звезде, но без ордена Ленина. То же самое произошло и с Андрианом Николаевым — в 1970 году он получил вторую Звезду, но без ордена Ленина. Генерал Каманин в своих дневниках раздраженно писал 22 октября 1969 г: “... мы просили им (Шаталову и Елисееву — Ю.П) орден Ленина, а они получили по второй Звезде...”.

Случай с невручением за второй полет медали Золотая Звезда произошел в апреле 1983 г. “Союз Т-8” не состыковался со станцией “Салют-7”, и Стрекалов с Серебровым за свои вторые полеты получили только по ордену Ленина.

В большинстве остальных случаев традиции все-таки неукоснительно придерживались.

Но во второй половине 1988 года, лишь чуть раньше распада Союза, и эта практика была нарушена. Тогда руководство во главе с Горбачевым решило, что звание “Дважды Герой Советского Союза” есть филологический нонсенс и постановили больше одного раза Золотую Звезду и орден Ленина не вручать. Эта два знака отличия заменил орден, стоящий вторым в иерархии советских — орден Октябрьской Революции. Так вместо второй Золотой Звезды и ордена Ленина орден Октябрьской Революции получили: Волков. А., Викторенко А., Соловьев А., Манаров М.

После 1988 года горбачевская “установка” нарушалась дважды. Это произошло в 1992 году для Крикалева и в 1995 году для Полякова. Учитывая сложность их вторых полетов, Президент России счел нужным наградить космонавтов Золотой Звездой. Тем более в статусе о звании Героя Российской Федерации ничего не сказано о том, что нельзя награждать Золотой Звездой, если представленный к награде уже имеет звание Героя Советского Союза. Надо отметить, что Крикалев кроме этой награды получил еще две: орден Дружбы народов и экзотический орден Орла. Справедливо, надо сказать, наградили.

С 1992 года за второй полет стали также награждать одним из немногих оставшихся от СССР орденов — орденом Дружбы народов.

В 1994 году было принято Положение о государственных наградах России. По этому положению космонавт Афанасьев В.М. получил орден “За личное мужество” После этого единственного случая за второй полет стали награждать орденом “За заслуги перед Отечеством 3-й степени”.

Опять шаг назад. Времена, когда стали летать по третьему разу, не заставили себя долго ждать. И опять это были Шаталов и Елисеев. Что же делать? Как! Три Звезды?! Больше чем у дорогого Леонида Ильича (тогда у него было только две)? Не дай Бог! Вот вам по ордену Ленина. Тем более что задание полета вы не выполнили. Правда народ этого не знал, но нас не проведешь.

Так за третий и, в последствие, четвертый полеты стали награждать орденом Ленина. Опять же до 1989 г., когда он был заменен орденом Октябрьской революции.

Исключение было все с тем же Геннадием Стрекаловым. За третий полет Стрекалов получил Золотую Звезду и орден Ленина, Таким образом, у него второй и третий полеты как бы поменялись местами. Сереброву же повезло меньше — за третий полет уже в 1990 году он получил только орден Октябрьской революции,

Горестный осадок остается, вспоминая последний пятый полет Владимира Джанибекова в 1985 году. Пожалуй это был наиболее сложный полет в истории отечественной космонавтики. За него он получил только орден Ленина и генеральские лампасы. Как в фильме “Офицеры”: “... и награждается красными революционными штанами”. Космонавт Гречко с горечью говорил об этом полете Джанибекова: “... если бы был жив Брежнев, то он бы получил и шестую и седьмую звезды...”. Что и говорить, Крикалеву в 1992 году и Полякову в 1995 году повезло больше.

В 1975 году состоялся совместно советско-американский полет по программе “Союз-Аполло”. Наши космонавты по традиции получили то, что им причиталось. Американцы же не были удостоены никакими нашими наградами.

Что же касается международных полетов на наших кораблях, которые начались с 1978 года, то здесь картина изменилась. Сначала стартовали космонавты из социалистических стран, а затем и капиталистических. Порядок награждения был стандартный. Слетавший космонавт получал звание “Героя Советского Союза” с вручением медали Золотая Звезда и ордена Ленина. Дублер награждался орденом Дружбы народов. В 1982 году полетел представитель Франции Жан-Лу Кретьен. Заминки не было. Брежнев к этому времени раздавал награды направо и налево. Ну и что, что француз? Пуркуа бы, и не па? Кстати вспомнили летчиков “Нормандии — Неман”. В годы Второй Мировой войны многим из них присвоили звание “Героя Советского Союза”. Кретьен получил традиционную Золотую Звезду. За второй полет ему вручили орден Трудового Красного Знамени. С началом коммерческих полетов, а именно с 1991 года, иностранных космонавтов, как слетавших, так и дублеров стали награждать орденом Дружбы народов (с 1994 года — орден Дружбы). Французский космонавт Эньере за свой полет получил орден “За личное мужество”. А орден Дружбы он получил ранее как дублер Тонини.

В заключение хотелось бы остановиться на нетипичных случаях. Отдельно стоит эпизод, имевший место в 1975 году. Экипаж в составе: Лазарев — Макаров стартовали к станции “Салют-4”. Но не сработала третья ступень носителя. Они совершили суборбитальный полет. Космонавты перенесли бешеную перегрузку в 20g. Не она ли явилась, хотя бы и косвенной причиной преждевременной смерти Лазарева В.Г.? За эту попытку старта они получили по ордену Ленина. Другой произошел в 1983 году: сработала САС корабля “Союз Т-10/1” с космонавтами Титовым и Стрекаловым. Никаких наград они не получили.

*“McDonnell Douglas Corp.” объявила 17 сентября о том, что бывший астронавт Брюс Мелник назначен на должность вице-президента подразделения этой компании в Космическом центре имени Кеннеди. Он будет отвечать за наземную подготовку ряда дорогих полезных нагрузок. Мелник стал астронавтом NASA в 1987 г. и участвовал в полетах STS-41 и STS-49. В мае 1992 г. он ушел в отставку и к настоящему времени являлся вице-президентом-директором по шаттлам в “Lockheed Martin Space Operations”.

За полеты на американских шаттлах Крикалев и Титов наград не получили. Тем не менее чиновники всех рангов в 1995 году получили различные награды за реализацию программы “Мир-шаттл”. Почему же при этом забыли об участниках этой программы на начальном этапе?

Награды, полученные нашими космонавтами, приведены в предлагаемой ниже таблице. Из 84, совершивших к 1 октября 1996 года (на момент сдачи статьи в номер нет информации по Онуфриенко Ю., но думается здесь не будет исключения), 83 за свои космические полеты имеют звания Героя Советского Союза или Героя Российской Федерации. За исключением только Токтара Аубакирова. 34 носят звание “Дважды Герой Советского Союза”. 2 носят звание и Героя Советского Союза и Героя РФ: Крикалев С. и Поляков В. Даже поверхностный обзор таблицы приводит к выводу о несовершенстве системы награждения как существовавшей, так и существующей. Ну еще бы, достаточно было космонавтам совершить полеты в разное время, как они получали разные награды. Как отмечалось выше, с 1988 года решено не награждать одним и тем же орденом дважды. И что же получается: соверши, допустим, свой десятый полет, Владимир Джанибеков получил бы только медаль “За спасение утопающего”? Пожалуй пора учредить какую-то ведомственную награду, которая была бы свободна от недостатков существующей системы. Тем более пример есть: награды НАСА. Общероссийские награды при этом, следовало бы вручать за исключительные по своей сложности космические полеты.

Вклад Н.Г.Чернышева в развитие ракетно-космической науки.

К 90-летию со дня рождения

В.Давыдова. НК. 9 сентября исполнилось 90 лет со дня рождения основоположника ракетного топлива, доктора технических наук Николая Гавриловича Чернышева. Чернышев относится к плеяде тех имен, которые внесли неоценимый вклад в развитие отечественной ракетно-космической науки и техники, работавших в предвоенные и военные годы в ГИРДе, ГДЛ, РНИИ, КБ-7, НИИ-3 и НИИ-1. Опираясь на труды и идеи основоположников теории ракетного движения — Э.К.Циолковского, Ф.А.Цандера, Ю.А.Кондратюка и др., они своим самоотверженным творческим трудом, энтузиазмом и одержимостью в работе внесли основополагающий вклад в создание научно-технического потенциала по жидкостному ракетному двигателестроению и ракетостроению, обеспечив независимость развития отечественной ракетной техники и космонавтики.

Но, к сожалению, эти люди долгое время оставались в тени, а их плодотворный труд не получил до сих пор должного отражения в литературе по теории развития отечественной ракетной техники.

Приоткрывая завесу забвения, мы впервые опубликовали сведения из трудовой биографии Н.Г.Чернышева, соратника С.П.Королева, именем которого назван один из кратеров на Луне (“НК” №25, 1995). Отдавая должное талантливому ученому — пионеру ракетной техники и космонавтики Н.Г.Чернышеву и в связи с 90-летием со дня его рождения, мы, используя архивные материалы и воспоминания его соратников, знакомим читателей с одним из тех людей, которые своим личным творческим трудом помогали С.П.Королеву прокладывать путь к высоким достижениям.

Н.Г.Чернышев родился 9 сентября 1906 года в семье кубанского казака. Там же на Кубани он окончил среднюю школу. Высшее образование он получил в Ленинградском технологическом институте по специальности инженера-химика.

Свою трудовую деятельность Н.Г.Чернышев начал в 1933 году в ГДЛ в Ленинграде, где занимался изучением самовоспламеняющихся жидких ракетных топлив.

В 1934 году, при образовании РНИИ в Москве на основе слияния ГИРД и ГДЛ, он переехал из Ленинграда в Москву, где начал свою самостоятельную творческую деятельность. В РНИИ он выбрал направление, которому остался верен до конца жизни. Чернышев возглавил организованную им лабораторию по жидким ракетным топливам. Основой для развития творческой деятельности Чернышева в области жидкостного ракетного двигателестроения служили идеи и планы, рожденные в ГИРДе.

Исследования затрагивали такие проблемы, как создание кислородных ЖРД, беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов, внедрением в практику работ научных исследований и т.п.

О своем выборе творческого пути Н.Г.Чернышев говорил прямо и чистосердечно, что привело его к сотрудничеству с ведущими деятелями бывшего ГИРДа и неприязни со стороны руководства РНИИ того периода.

Тогда же в короткие сроки ему удалось создать в РНИИ научную химическую лабораторию, способную решать задачи, которые перед ней ставились ходом развития ЖРД.

Заложенное направление работ — “химия ракетных топлив” послужило впоследствии толчком для развития научного направления исследований по ракетной технике и космонавтике. Заслуга в этом принадлежит Н.Г.Чернышеву.

Другим показателем творческого вклада Н.Г.Чернышева в период работы в РНИИ явилось создание им в рамках химической лаборатории специальной керамической лаборатории, обеспечивавшей разработку новых огнеупорных материалов для теплозащиты камер кислородного ЖРД на основе применения плавленных окиси магния и окиси алюминия.

Благодаря этой керамической лаборатории удалось собрать в РНИИ в 1934-1935 гг. первые образцы конструкций кислородного ЖРД под индексом “ОР-2” и 12/К, применявшихся при осуществлении полетов крылатой ракеты, разработанной С.П.Королевым и ракеты “Авио-ВНИТО”, построенной в РНИИ в общественном порядке.

Большой заслугой Н.Г.Чернышева в этот период его работы в РНИИ является участие в создании моторной лаборатории для проведения на моделях ЖРД и на специальных установках научных исследований рабочих процессов, происходящих в ЖРД на разных топливах, в целях создания обоснованных научных предпосылок при проектировании ЖРД.

Исследования, проведенные в этой моторной лаборатории, позволили создать сторонниками ГИРДа азотно-кислотный ЖРД под индексом “РДА-1-150”, успешно применявшихся при осуществлении летных испытаний ракетоплана РП-318 конструкции С.П. Королева, положившего начало развитию реактивной авиации в стране и пилотируемых летательных аппаратов с ЖРД.

Успеху развития работ по ракетной технике в РНИИ способствовали также усилия Н.Г.Чернышева по привлечению к исследованиям крупных советских научных организаций и ведущих ученых: Н.Н.Семенова, П.Л.Капицу, Бардина И.П.

Но руководство РНИИ того периода отрицательно относилось к кислородной тематике, оценив ее как сомнительное направление в ракетной технике, мешающее развитию работ по пороховым PC и азотно-кислотным ЖРД. Работы Чернышева были прекращены. В знак протеста против действий руководства РНИИ Н.Г.Чернышев, как и ряд других сотрудников РНИИ — сторонников кислородных направлений, в 1936 году уволился из РНИИ и поступил на работу в КБ-7 НКБ.

КБ-7 являлась специализированной экспериментально-конструкторской организацией по кислородным ЖРД и ракетам. Она была создана в 1936 году по приказу М.Н.Тухачевского и была признана восполнить брешь в данном направлении исследований в результате прекращения работ по ним в РНИИ. Возглавлялось КБ-7 бывшими ГИРДовцами — Л.К.Корнеевым и А.И.Полярным.

Н.Г.Чернышев работал в КБ-7 в качестве начальника испытательной станции, обеспечивая стендовую отработку кислородных ЖРД и летные испытания ракет на полигонах. Несмотря на то, что поле творческой деятельности для Чернышева здесь было более узким, чем в РНИИ, перед ним открывались возможности для непосредственного участия в создании кислородных ракет, которым в будущем суждено летать в космос.

Что касалось работ в области химии ракетных топлив, то они в период работы в КБ-7 не прекращались, а были перенесены в стены научных библиотек и квартиры. В этот период им были написаны и опубликованы статьи о применении озона в ракетной технике.

Работа Н.Г.Чернышева в КБ-7 продолжалась до момента перевода его в систему РНИИ в 1940 году, когда в нем сменилось руководство, и он стал функционировать как НИИ-3 НКБ. Чернышев снова занялся научной деятельностью в химической лаборатории в качестве заместителя начальника лаборатории. На этом посту у него были более благоприятные возможности для самостоятельной работы.

Основным направлением в его работе являлось изыскание новых жидких ракетных топлив на основе тетронитрометана и подготовки материалов для написания книги по топливам для ЖРД. В поле его внимания были тогда и проблемы использования в ракетной технике жидкого водорода. Уже тогда он считал ошибочным отрицательное отношение к использованию водорода, проявлявшееся сотрудниками ГДЛ.

В период Великой Отечественной войны Чернышев ушел добровольцем на фронт. В 1942 году он был откомандирован в НИИ-3, когда НИИ-3 стал функционировать при СНК СССР и перед ним были поставлены новые задачи по ракетной технике, в частности, разработка и создание ЖРД с насосной подачей топлива многоразового действия, как основного двигателя ракетного самолета. Чернышев возглавил работу химической лаборатории, участвуя таким образом в развитии работ по ЖРД.

В результате успешных стендовых испытаний были созданы двигатели — однокамерный РД-2М и двухкамерный РД-2М3В — они явились первыми отечественными образцами ЖРД с ТНА и легли в основу развития отечественной конструкции ЖРД.

В военный период Чернышев активно занимался анализом трофейной (немецкой) ракетной техники, разработкой и проведением мероприятий по восполнению пробелов или отставаний, имевшихся в нашей ракетной технике в области жидкостного ракетного двигателестроения. Он был ярым противником преклонения перед немецкой ракетной техникой и принижения отечественного научно-технического потенциала. Он считал, что создание мощных образцов кислородных ЖРД типа ракеты “ФАУ-2” могло произойти в нашей стране раньше, чем в Германии, если бы этому направлению не создавали искусственных преград деятели из ГДЛ в предвоенный период.

Так в октябре 1949 года он в содружестве с М.К.Тихонравовым и Ю.А.Победоносцевым выступил в газете “Известия” с защитой приоритета советских ученых в области развития теоретических и практических работ по ракетной технике. В 1952 году Чернышев опубликовал в журнале “Вестник воздушного флота” статью под названием “Реактивный самолет Н.И.Кибальчича”, в которой он, развивая мысль о гениальности и мужестве русских ученых в разработке теории реактивного летания, иллюстрирует это проектом Кибальчича, относя его к национальной гордости русского народа.

Заботы и усилия Чернышева по созданию кислородных ЖРД на основе имеющегося отечественного потенциала не пропали даром и послужили толчком для принятия решения о разработке в НИИ-1 варианта мощного отечественного образца кислородного ЖРД для дальнобойных ракет.

Проект двигателя “Д-2” с тягой 100 тонн был разработан в 1947-1948 гг. в НИИ-1 МАП под руководством М.В.Келдыша и А.И.Полярного. Он получил высокую оценку со стороны С.П.Королева и видных советских ученых.

Беспокойный характер, смелость и прямота суждений Чернышева привели к тому, что он с возглавляемой им химлабораторией был переведен в 1945 году из НИИ-1 в филиал №2 НИИ-1, который был потом передан в НКБ. После года работы там был переведен с химлабораторией в НИИ системы Академии артиллерийских наук (ААН), в котором и проработал до дня своей кончины в 1953 году.

Работая в НИИ ААН с М.К.Тихонравовым, Чернышев своей неутомимой энергией и убежденностью в правоте идей помогал Тихонравову преодолеть трудности и преграды, возникшие на пути продвижения своих предложений по созданию у нас в стране искусственного спутника Земли. Эти предложения послужили С.П.Королеву исходным материалом для осуществления практических работ, предшествующих запуску спутника и для дальнейшего освоения космического пространства.

Последние годы жизни Чернышева были посвящены педагогической и общественно-пропагандистской работе. В 1948 году вышла в свет написанная им книга “Химия ракетных топлив” (Госэнергоиздат), которая долгое время являлась единственным пособием для ВУЗов по данной специальности.

В 1949 году ему была присвоена ученая степень доктора технических наук. (?)
области жидкостного ракетного двигателестроения.

За время своего творческого труда на посту руководителя химической лаборатории по жидким ракетным топливам в РНИИ, НИИ-3, НИИ-1 и других специализированных организациях Н.Г.Чернышев внес ценный вклад в развитие отечественного жидкостного двигателестроения и его перспективных направлений.

Своей неутомимой энергией он способствовал одновременно началу развития практических работ по космонавтике в нашей стране. За эти качества его ценил С.П.Королев.


ОБЗОР ПУБЛИКАЦИЙ
(подготовила Л. И. Меднова)

13.09.96. “Независимая газета”. М.Катыс, “”Желтые дети” и гептил”.

17.09.96. “Труд”. В.Головачев, “”Атлантис” спешит к “Миру””, В.Закревский, “НЛО под колпаком спецслужб”.

17.09.96. “Независимая газета”. М.Руденко, “Товарищ Мишин, Вы — большой ученый”.

17.09.96. “Российская газета”. Ю.Коноров, “Марсоход на Марс не полетит. Пока”, “Атлантис” устремился к “Миру”.

17.09.96. “Красная звезда”. В.Бабердин, “Старт “Атлантиса”: очередная попытка оказалась успешной!”

18.09.96. “Независимая газета”. Д.Пайсон, “”Мир”-“Шаттл”: желе по воскресеньям”.

18.09.96. “Правда”. И.Байчурин, “Российские ракетчики покидают Казахстан”.

18.09.96. “Российская газета”. А.Шаров, “Куда поплывет космический флот?”

18.09.96. “Труд”. Н.Сетунский, “Одним безработным стало меньше”.

19.09.96. “Финансовые известия”. О.Подколзина, “Россия пытается соблюдать международные конвенции о защите озонового слоя”.

19.09.96. “Известия”. В.Филиппов, “НЛО прилетают на запуск ракет с Плесецкого космодрома”.

19.09.96. “Комсомольская правда”. В.Каркавцев, “Астрахань станет местом “посадки” космонавтов?”

19.09.96. “Труд”, “Газпром выходит в космос”.

19.09.96, “Сегодня”. В.Сергеев, “”Мир” пора переименовать в “Агасфер””.

21.09.96. “Правда”. А.Филиппов, “Взлет — с космодрома, возвращение — на космодром”.

21.09.96. “Независимая газета”. Д.Пайсон, “На “Мире” — Американские гости”.

21.09.96. “Правда”. И.Шедвиговский, “Он видел космос из светелки”.

* 15 сентября 1996 г. известный американский историк космонавтики г-н Джеймс Оберг предложил Российскому правительству подать в Международную авиационную федерацию исправленные данные по вопросу о регистрации космических рекордов Юрия Гагарина. Должны быть исправлены сознательная и преднамеренная ложь относительно географических координат места старта ракеты-носителя с кораблем “Восток” 12 апреля 1961 г. и некоторые другие ложные заявления, содержавшиеся в первоначальной заявке. В случае, если российская сторона не сочтет нужным внести такие поправки в течение года, г-н Оберг предполагает начать процесс официального аннулирования рекордов Юрия Гагарина как зарегистрированных на основании заведомо ложной информации.


КАЛЕНДАРЬ ПАМЯТНЫХ ДАТ

100 лет назад

12 сентября 1896 г. совершен первый в мире полет ракеты на бездымном порохе шведского изобретателя В.Унге.

45 лет назад

20 сентября 1951 г. обезьяна и 11 мышей благополучно перенесли полет на американской ракете “Aerobee” до высоты 71 км. Однако уже летом 1951 г. в СССР была выполнена программа из 6 пусков ракет Р-1Б с собаками на высоту свыше 100 км, причем уже во втором пуске двух собак — Дезика и Цыгана — удалось успешно вернуть на Землю.

40 лет назад

9 сентября 1956 г. родился летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Анатолий Павлович Арцебарский. Участвовал в одном космическом полете.

16 сентября 1956 г. родился астронавт США Кевин Ричард Крегел. К настоящему времени участвовал в двух космических полетах.

20 сентября 1956 г. стартовый расчет Редстоунского арсенала проводит запуск с мыса Канаверал первой экспериментальной ракеты “Jupiter С” Вернера фон Брауна, официально созданной для испытаний теплозащиты головных частей, но пригодной и для запуска малых спутников. Четвертая ступень с песком вместо топливного заряда достигает скорости 7.1 км/с, высоты 1100 км и дальности 5300 км. Ссылаясь на этот пуск как на попытку запуска спутника, С.П.Королев добивается решения о создании и запуске простейших ИСЗ ПС.

35 лет назад

13 сентября 1961 г. в США выполнен первый испытательный одновитковый орбитальный полет КК “Mercury” (MA-4) с манекеном на борту. Использовался повторно корабль №8, восстановленный после неудачного пуска МА-3 25 апреля. Полет продолжался 109 минут и прошел успешно, за исключением отказа системы радиосвязи над Австралией, утечки в кислородной системе и отказа инвертора в СЖО.

19 сентября 1961 г. директор NASA Джеймс Вебб объявил о предстоящем создании Центра пилотируемых космических кораблей NASA под Хьюстоном. Теперь это Космический центр имени Л.Б.Джонсона.

30 лет назад

12 сентября 1966 г. запущен КК “Gemini 11” с экипажем в составе Чарлза Конрада и Ричарда Гордона. Экипаж выполнил стыковку с мишенью GATV в конце 1-го витка 13 сентября Р.Гордон работал в открытом космосе на внешней поверхности корабля, а 14 сентября — высунувшись из люка. 14 сентября корабль временно переводился на орбиту с высотой апогея 1370 км, остававшейся рекордной до декабря 1968 г. В этот же день был проведен эксперимент по созданию искусственной тяжести в тросовой системе “Gemini 11/GATV, раскрученной до 55° в минуту. Выполнив 15 сентября повторное сближение с мишенью, астронавты приводнились в Атлантическом океане.

17 сентября 1966 г. начались в Калуге ежегодные чтения, посвященные К.Э. Циолковскому.

17 сентября 1966 г с Байконура был выполнен очередной испытательный пуск ракеты Р-36-Орб (8К69) с орбитальной головной частью. Большое количество фрагментов, оставшихся на орбитах высотой от 250 до 1300 км, были зарегистрированы американским средствам контроля космического пространства, и факт пуска был предан гласности.

20 сентября 1966 г. с Восточного испытательного полигона США ракетой-носителем “Атлас-Центавр” запущена лунная станция “Surveyor 2”, которая должна была выполнить мягкую посадку в Заливе Центральном. 21 сентября при попытке коррекции траектории не включился один из трех верньерных двигателей, началось вращение со скоростью до 146 об/мин. Остановить его не удалось, и 23 сентября “Surveyor 2” упал на Луну.

20 лет назад

15 сентября 1976 г. в СССР запущен КК “Союз-22” с экипажем в составе Валерия Быковского и Владимира Аксенова. В автономном полете производилась фотосъемка поверхности Земли с помощью аппарата МКФ-6. Для полета был переоборудован корабль типа 7К-ТМ (11Ф615А12), бывший до этого резервным в программе “Союз-Аполлон”.

5 лет назад

6 сентября 1991 г. АМС “Галилео” передала на Землю снимок Гаспры — первое изображение астероида, полученное с космического аппарата.

12 сентября 1991 г начался полет “Дискавери” по программе STS-48. 15 сентября экипаж Джона Крейтона вывел на орбиту спутник для исследования верхней атмосферы UARS.


* NASA США и NASDA Японии ведут переговоры о “бартерной сделке”, в рамках которой США не будут требовать от Японии полной компенсации за запуск японского модуля JEM Международной космической станции. В обмен производство модуля центрифуги САМ, самой центрифуги и связанного с ней оборудования для биомедицинских исследований, в частности, “перчаточного ящика”, будет перенесено из Исследовательского центра имени Эймса NASA в Японию. NASA рассчитывает получить на этом экономию средств в 100 млн $.

*5 сентября в Центре космических полетов имени Маршалла успешно завершились испытания опытного образца сверхлегкого внешнего бака для шаттла, который изготавливается из алюминиево-литиевого сплава После серии сертификационных испытаний, начатой в феврале, было проведено разрушающее испытание на определение фактической предельной нагрузки. Новый бак будет на 3400 кг легче существующего, и почти на такую же величину возрастет грузоподъемность шаттла.

* 19 сентября 1996 г. Федеральная авиационная администрация (FAA) США выдала лицензию первому частному коммерческому космодрому “The California Spaceport”. Этот объект занимает площадь 43 гектара на базе ВВС США Ванденберг в 240 км северо-западнее Лос-Анжелеса и арендуется у базы фирмой “Spaceport Systems International”, совместным предприятием “ITT Corp.” и “California Commercial Spaceport Inc “. Калифорнийский космопорт будет обслуживать организации, которым требуется единичный космический запуск типа университетов, заявил представитель FAA Фрэнк Уивер. Космодромы отпугивают таких заказчиков высокой стоимостью строительства и содержания специализированных зданий и сооружений. Такие сооружения будут предоставляться для подготовки КА по низкой стоимости.

* 10 сентября канадская фирма “Spar Aerospace” объявила о получении контракта на 4 млн $ от “Matra Marconi Space” на изготовление антенной системы для тайвано-сингапурского спутника ST-1. Аппарат должен быть запущен в начале 1998 г.

* Космический центр имени Джонсона NASA выдал хьюстонской фирме “TechTrans International, Inc.” контракт на 6 лет, в соответствии с которым подрядчик обеспечивает перевод и обучение русскому языку, а также услуги, в части программ пилотируемых космических полетов. Контракт стоимостью 39 млн $ разделен на базовый на срок 3 года и три годовых опции.

* В сентябре 1996 г. закрыто Астралийское космическое управление. Вместо него в Министерстве промышленности, науки и туризма создано подразделение по космической политике, в задачи которого входит координация предложений по космическим проектам на министерском и межминистерском уровнях и помощь в осуществлении коммерческих космических проектов.

* Д-р А.П.Дж.Абдул Калам, руководитель оборонных исследований в Индии, обвинил американскую компанию “Rockwell” и российскую “Туполев”, а также ряд других, в том, что они украли предложенную в Индии для одноступенчатой крылатой РН многократного использования “Hyperplane” концепцию сжижения кислорода в полете из атмосферного воздуха (Это обвинение выглядит достаточно вздорным, учитывая широкую известность идеи в течение по крайней мере 25 лет.) Абдул Калам также призвал ученых Организации по исследованиям и разработкам МО Индии, Индийской организации по космическим исследованиям и других принять “Hyperplane” в качестве национальной программы.

* В подмосковном Калининграде (г.Королев) поступил в продажу крепкий спиртной напиток — водка “50 лет РКК “Энергия”” производства московского завода “Кристалл”. На красочной этикетке изображены комплекс “Мир” и американский шаттл.


назад