вернёмся в список?
Желательно смотреть с разрешением 1024 Х 768

11
1997
НОВОСТИ
КОСМОНАВТИКИ



Журнал Компании “Видеокосмос”




Том 7 №11/15219 мая — 1 июня 1997
НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ

Журнал издается с августа 1991 года
Зарегистрирован в МПИ РФ №0110293

© Перепечатка материалов только с разрешения редакции. Ссылка на “НК” при перепечатке или использовании материалов собственных корреспондентов обязательна.
Адрес редакции: Москва, ул. Павла Корчагина, д. 22, корп. 2, комн. 507
Тел/факс:
(095) 742-32-99


E-mail:
cosmos@space.accessnet.ru

Адрес для писем и денежных переводов:
127427, Россия, Москва, “Новости космонавтики”, До востребования, Маринину И.А.
Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Ответственность за достоверность опубликованных сведений несут авторы материалов. Точка зрения редакции не всегда совпадает с мнением авторов.
Банковские реквизиты
ИНН-7717042818, “Информвидео”, р/счет 000345619 в Межотраслевом коммерческом банке “Мир”, БИК 044583835, корр. счет 835161900.
Учрежден и издается
АОЗТ “Компания
ВИДЕОКОСМОС”
при участии: ГКНПЦ им. М.В.Хруничева, Постоянного представительства Европейского космического агентства в России и Ассоциации Музеев Космонавтики
Генеральный спонсор -
ГКНПЦ им. М.В.Хруничева
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
С.А.Жильцов
Н.С.Кирдода
К.А.Лантратов
Т.А.Мальцева
И.А.Маринин
П.Р.Попович

В.В.Семенов
А.Н.Филоненко
А.Фурнье-Сикр
— нач. отдела по связям с общественностью ГКНПЦ
— вице-президент Ассоциации музеев космонавтики
— руководитель группы по связям с СМИ ГКНПЦ
— главный бухгалтер АОЗТ “Компания ВИДЕОКОСМОС”
— главный редактор “НК”
— президент AMКОС, дважды Герой Советского Союза, Летчик-космонавт СССР
— генеральный директор АОЗТ “Компания ВИДЕОКОСМОС”
— Технический редактор представительства ЕКА в России
— Глава представительства ЕКА в России
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
Игорь Маринин

Владимир Агапов
Вадим Аносов
Валерия Давыдова
Алексей Козуля
Игорь Лисов
Юрий Першин
Мария Побединская
Артем Ренин
Максим Тарасенко
Олег Шинькович
— главный редактор

— компьютерная связь
— литературный редактор
— менеджер по распространению
— доставка
— редактор по зарубежной космонавтике
— редактор исторической части
— редактор по российской космонавтике
— компьютерная верстка
— редактор по военному космосу и ИСЗ
— зам. главного редактора
Номер сдан в печать: 15.07.97





Том 7 №11/152
19 мая — 1 июня 1997
НОВОСТИ
КОСМОНАВТИКИ

Содержание:

Пилотируемые полеты
Россия. Полет орбитального комплекса “Мир”
США-Россия. Полет “Атлантиса” по программе STS-84 (Окончание)

Бортовая пресс-конференция

Итоги полета
Космонавты. Астронавты. Экипажи
Экипаж Шеперда: закончен этап подготовки
А господин Шавив — против... израильского космонавта
Коити Ваката назначен на сборку МКС
Новости из ВКС
Сокращение орбитальной группировки
Автоматические межпланетные станции
В просторах Солнечной системы

“Mars Pathfinder”

“Mars Global Surveyor”

NEAR
Искусственные спутники Земли
Норвегия-США. В полете “Thor 2”
США-Россия. В полете “Telstar 5”
КНР. “Дунфанхун-3” выведен в расчетную точку
КНР. Сведения о запуске не подтвердились
Норвегия. “Telenor” заказывает спутник у “Hughes”
Первый тайваньский спутник изготовлен
Ракеты-носители. Ракетные двигатели
Россия. Пуск “Протона” был безвреден
РФ-Украина. Аварийный запуск РН “Зенит”
Япония успешно испытала LE-7A
США. Смотр проекта Х-34
США. Ионный двигатель доставит людей на Марс
Наземное оборудование
Россия. Станция космической связи на Алтае
Международная космическая станция
Россия. Еще раз о Контрольном совете по МКС
Директор NASA верит России
По МКС будет заключено многостороннее соглашение
Смена экипажей на МКС: как это будет
Россия. Начато изготовление “Союза” для МКС
На токийском совещании по МКС
Международное сотрудничество
Заявление о российско-украинском сотрудничестве
Проекты. Планы
США. Испытание нового теплозащитного материала
США. План создания космической кинокамеры
Совещания. Конференции. Выставки
Конференция в Звездном
Космическая биология и медицина
США. Метод изучения воздействий на сердце астронавта
Планета Земля
Спутник отследил снежные кометы
Планетология
Телескоп Хаббла определяет погоду на Марсе
США. “Galileo” о Европе и Каллисто
Юбилеи
10 лет первому пуску “Энергии”
Видеотека
Видеоархив компании “Видеокосмос” доступен всем
Календарь памятных дат
Космические дневники генерала Н.П.Каманина

Короткие новости
12, 20, 26, 29, 32, 35, 36, 44,

ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ

Россия. Полет орбитального комплекса “Мир”

Продолжается полет экипажа 23-й основной экспедиции в составе командира экипажа Василия Циблиева, бортинженера Александра Лазуткина и бортинженера-2 Майкла Фоула на борту орбитального комплекса “Союз ТМ-25” — “Мир” — “Квант” — “Квант-2” — “Кристалл” — “Спектр” — СО — “Природа” — “Прогресс М-34”.

23 мая. С.Головков по сообщениям NASA. На борту российской станции “Мир” космонавты Василий Циблиев и Александр Лазуткин помогают новому бортинженеру-2 Майклу Фоулу освоиться и распаковывают оборудование для ремонта систем станции.

“Экипаж шаттла, — заявил журналистам руководитель программы “Шаттл-Мир” с американской стороны Фрэнк Калбертсон, установил, что “Мир” находится в хорошем состоянии. Судя по сообщениям астронавтов и видеоизображению, там проделана огромная работа по устранению технических проблем. Думаю, что миссия Фоула на борту станции пройдет хорошо.”

Не беспокоится и жена Фоула Ронда, прожившая два последних года в Звездном городке. “Я живу со всеми этими астронавтскими делами с тех пор, как мы встретились. Я изрядно волновалась перед первым полетом, но после поняла, что обо всем этом все время беспокоиться нельзя — можно просто заболеть.”

Установка нового передатчика системы связи через спутник-ретранслятор на станции отложена до доставки одного из компонентов на следующем “Прогрессе”. “Прогресс М-35” должен быть запущен 22 июня и состыковаться со станцией 24 июня. Поэтому телефонная связь и получение телевизионной “картинки” с борта вплоть до начала июля будет возможно только во время зон связи с наземными станциями. Еще один компонент этой системы был доставлен “Атлантисом”.

Еще в период совместного полета командир и бортинженер ввели в строй контур КОБ-2 в Базовом блоке. Контур ВГК в модуле “Квант” остался последним, в котором еще не ликвидирована течь. Ремонт планируется осуществить в течение следующих двух недель. Как только ВГК будет введен в строй, в “Кванте” будет установлена новая установка для производства кислорода “Электрон”, доставленная “Атлантисом”. Кроме того, после восстановления ВГК будет обеспечено охлаждение установки удаления углекислого газа “Воздух”, которая уже больше месяца работает без охлаждения.

Благодаря большому количеству кислорода, доставленному на “Атлантисе”, Циблиев и Лазуткин по инструкции российского ЦУПа отключили на три ближайших недели работающую установку “Электрон-Д” в модуле “Квант-2”.

На борту “Мира” продолжается биологический эксперимент “Жук” по исследованию суточных ритмов 64 жуков-чернотелок. Экипаж должен раз в неделю проводить проверку систем экспериментальной установки и вентилировать ее.

27 мая. ИТАР-ТАСС. На сегодня запланированы астрофизические исследования в области мягкого гамма-излучения, измерения характеристик атмосферы вблизи орбитального комплекса, определение параметров набегающего потока, контроль радиационной обстановки в околоземном космосе.

Российские космонавты в ходе дня будут заниматься ремонтно-восстановительными работами с оборудованием системы терморегулирования.

Американский астронавт в рамках программы “Мир/NASA” проведет контрольные медицинские эксперименты, будет работать на биологической установке “Оранжерея”, где продолжается изучение особенностей развития высших растений в условиях космического полета.

По результатам врачебного контроля, Василий Циблиев, Александр Лазуткин и Майкл Фоул здоровы, их самочувствие хорошее.

30 мая. ИТАР-ТАСС. В течение прошедшей рабочей недели, которая заканчивается в пятницу [30 мая], космический экипаж выполнил геофизические, астрофизические и технологические эксперименты, провел медицинское обследование и занимался профилактическим ремонтом оборудования и систем орбитальной станции.

В пятницу космонавты должны пройти всестороннее исследование сердечно-сосудистой системы под воздействием отрицательного давления на нижнюю часть тела, прикладываемого с помощью пневмовакуумного костюма “Чибис”. Они также выполнят ряд ремонтно-восстановительных работ на оборудовании внутреннего гидроконтура системы терморегулирования модуля “Квант”.

Американский астронавт начнет исследования по программе “Мир/NASA”. В их число входят биологические эксперименты и психологический опросник.

Российские космонавты и американский астронавт чувствуют себя хорошо.

30 мая. С.Головков по сообщениям NASA. На прошедшей неделе все три члена экипажа продолжили ремонт внутреннего гидроконтура ВГК модуля “Квант” и провели несколько его испытаний. Окончание этой работы (а окончанием должно стать заключение российского ЦУПа об исправности контура) и начало установки “Электрона” в модуле “Квант” возможны уже 3 июня.

Экипаж также провел обычное обслуживание контура обогрева КОБ-2 в Базовом блоке и системы регенерации воды из конденсата (СРВК). Все остальные системы “Мира” работают нормально. Проводя на прошедшей неделе видеоэкскурсию по станции, Фоул сказал, что он участвует в ремонтных работах с большим удовольствием именно потому, что эти работы — совместные, можно поговорить и пошутить.

Фоул разместил жуков-чернотелок и закончил сборку оранжереи “Свет”, установив новый газообменник и корневые модули, и подготовил ее к посадке горчицы. В последний раз с оранжереей работал Джон Блаха. Теперь Фоул вместе с Лазуткиным готовятся провести уникальный эксперимент — трехкратный полный цикл развития растений от семени до семени. На каждую посадку уйдет почти неделя, но Фоул (“я никогда не был фермером... я физик”) относится к этому эксперименту с величайшим интересом.

На будущей неделе Фоул будет готовить “перчаточный ящик” в модуле “Природа” для серии испытаний в области физики жидкости и материаловедения. Все трое в течение будущей недели продолжат наблюдения Земли для слежения за погодой и геологическими явлениями и наблюдаемыми изменениями.

Сегодня 110-й день полета Циблиева и Лазуткина и 14-й день работы Фоула в качестве члена экипажа ОК “Мир”.

Как и его предшественники, Фоул живет в модуле ЦМ-О. “В “Спектре” два окна, но ни через одно из них нельзя посмотреть. Очень большая российская камера загораживает 10-дюймовое окно. “Возможно, это хороший блок (защита — Ред.) от космической радиации... — рассказывал Фоул. — За панелями находятся два двигателя приводов солнечных батарей... и можно слышать их ночью, когда спишь. Это место очень трудно воспринимать как комнату... задняя панель имеет одну ориентацию с так называемым полом Базового блока, но боковые стены расположены под 45°. Здесь, в углу, привязан мой спальный мешок, и большое количество экспериментов проходит в этом углу. Саша Лазуткин проводит в дальнем углу эксперимент по инерциальной навигации с помощью GPS. Каждый свободный дюйм, каждая панель используется для хранения. Сейчас у меня есть одна свободная ячейка, но я, кажется, знаю, что я туда прямо сейчас положу... Я чувствую себя так, как будто живу в гараже.”

Запуск “Прогресса М-35” ожидается в конце июня 1997 г. На корабле планируется доставить прибор MAPS для измерения загрязнения воздуха, а конкретно — для измерения глобального загрязнения окисью азота. Этот прибор уже четыре раза работал на шаттлах. Теперь он будет вынесен экипажем на внешнюю поверхность станции, где будет работать в течение одного года.

Венди Лоренс, следующий американский член экипажа “Мира”, вернулась и продолжает подготовку в ЦПК после цикла подготовки в Хьюстоне. Дэвид Вулф, который сменит ее в январе 1998 г., и его дублер Энди Томас, завершают цикл подготовки в Хьюстоне и вернутся в Звездный городок на будущей неделе.


США-Россия. Полет “Атлантиса” по программе STS-84

Хроника полета


(Окончание)

И.Лисов по материалам NASA, Центра Джонсона, Центра Кеннеди, ESA, сообщениям ИТАР-ТАСС, Рейтер, Франс Пресс, ЮПИ.

18-19 мая,
воскресенье-понедельник. День 5

Третий рабочий день на борту комплекса “Мир-Атлантис” начался в разное время — на шаттле в 21:08 EDT/04:08 ДМВ (здесь и до расстыковки даются два времени — восточное летнее США и декретное московское), а на “Мире” на час позже. Сигналом подъема на шаттле был французский гимн — “Марсельеза”.

Чарлз Прекурт и Айлин Коллинз установили оборудование для забора проб воздуха и радиационные датчики CREAM в четырех запланированных точках станции.

Жан-Франсуа Клервуа и Елена Кондакова главным образом работали в модуле “Spacehab” на европейской установке “Biorack”. Кроме того, Лена взяла образцы горячей и холодной воды из “водопровода” “Мира” для последующего анализа на Земле на чистоту. Эдвард Лу выполнил фотообзор станции.

Линенджер сдавал вахту Фоулу и, как сказал в интервью ИТАР-ТАСС заместитель руководителя полета Виктор Благов, был самым счастливым человеком на борту. “Он буквально прыгает от радости, насколько это возможно в невесомости.”

Остальные члены двух экипажей занимались переносом грузов. Карлос Норьега перетащил дьюар с кристаллами протеинов со станции на корабль. К вечеру было выполнено 76% работ по переносу, или 188 пунктов из 249. По грузам, переносимым на “Мир”, было выполнено 87%, в обратном направлении, в модуль “Spacehab”, были перенесены 59% американских и 71% российских возвращаемых грузов. В их число входит сгоревшая 23 февраля кислородная шашка. Это вещественное доказательство возможного производственного брака, и потому она тщательно упакована в многослойную изоляцию. Здесь же: “Электрон-Э” в неремонтопригодном состоянии, 23 коробки из-под пленок, 44 легких, объемных и дорогостоящих контейнера для пищи, которые планируется использовать повторно, акустическая гитара, которая будет заменена новым электроинструментом, два неисправных радиопередатчика и т.д.

На Землю отправляется множество неисправного оборудования — кое-что для внимательного изучения специалистами, а часть просто как мусор, который загромождает станцию — от поломанных приборов до упаковочного материала. Американцы уже успели осознать, что за 11 лет барахла на станции скопилось много, его нужно вывозить, а шаттл — очень удобный мусоровоз. Жаль только, если все это закончит свой путь на свалке Центра Кеннеди — космический хлам вполне можно было бы толкнуть с аукциона для фанатов космонавтики.

В понедельник экипажи предложили сбросить через штатную систему сброса жидкости шаттла около 270 кг атмосферного конденсата, собранного на “Мире” и хранящегося в специальных и приспособленных для этого контейнерах. Эту идею подал кто-то из наших, видевших такой сброс жидкости с шаттла. Тем более, что “Атлантис” все равно должен был дважды выполнить сброс своей отработанной воды, (ближайший — 20 мая в 23:07 EDT.) Почему бы не спустить за борт вместе с американской и российскую воду, высвободив часть емкостей и контейнеров? Хьюстон взял время на размышление.

В 03:07/10:07 Прекурт зачитал поздравительную телеграмму 4-му воздушному экспедиционному крылу ВВС США по случаю 50-летия ВВС США и окончания боевого дежурства этой части в Катаре. Он также сбросил на Землю видеоматериал по торжественному обеду, который два экипажа провели после стыковки.

В 07:26/14:26 Прекурт, Циблиев, Коллинз, Лу, Фоул и Линенджер участвовали в интервью с американским каналом C-SPAN и обсудили ход полета и состояние станции “Мир”.

19-20 мая, понедельник-вторник. День 6

День начался так же, как и предыдущий, с той разницей, что на “Атлантисе” исполнялся перуанский гимн. Перенос груза происходил быстро, деловито и без особых разговоров, и к вечеру работа была завершена на 87%.

На станцию перенесли еще две 100-фунтовые емкости с водой в дополнение к семи переданным ранее. Десятая и последняя емкость должна быть перенесена завтра.

Прекурт и Коллинз несколько раз включали двигатели системы реактивного управления “Атлантиса” для сбора данных по оценке динамики конструкции “Мира”, и в частности, солнечных батарей (эксперимент MiSDE).

Василий Циблиев и Александр Лазуткин занимались работами по восстановлению функционирования резервного контура системы терморегулирования станции. Российские космонавты также знакомили Майкла Фоула с особенностями эксплуатации научной аппаратуры комплекса “Мир”.

Вечером группа управления полетом NASA отклонила план сброса конденсата со станции через шаттл, хотя экипаж уже провел необходимую подготовку. Кей Хайэр, сидевшая в эту смену на связи, передала на борт, что перенос контейнеров с “Мира” на шаттл отменяется. “Они заполняли емкости, как сумасшедшие,” — пожаловался Чарли Прекурт. Американцы отметили, что процедура по этой операции не была полностью определена (в переводе на русский: где же вы раньше были?) и перегружать экипаж шаттла в последний день совместного полета было нежелательно (перегружать можно только русских?). Как сказал руководитель программы “Мир-Шаттл” с американской стороны Фрэнк Калбертсон, на сброс нужно 6-8 часов, а их взять неоткуда. Далее, американские специалисты опасались, что пластмассовые емкости могут лопнуть или протечь и повредить электронику “Атлантиса”, а также возможного загрязнения трубопроводов шаттла или повреждения теплозащитных плиток на внешней поверхности при сбросе воды с примесью этиленгликоля. В общем, отболтались. NASA согласилось только взять образец такой воды, чтобы можно было определить, возможна ли ее качественная регенерация на борту “Мира”, и если нет — воду можно будет сбросить в следующем полете.

В этот день пришлось отключить “Электрон-Д” в модуле “Квант-2”. Одна установка не могла справиться с обеспечением кислородом такого количества людей и потребляла слишком большую мощность. Обеспечение кислородом взял на себя шаттл.

Около 08:00/15:00 с экипажами разговаривал корреспондент CNN. Фоул сказал, что он был приятно удивлен состоянием станции после всех случившихся на ней за последние три месяца отказов, и хорошо ладит с Циблиевым и Лазуткиным.

Рабочий день на борту закончился в 13:08/20:08.

20-21 мая. вторник-среда. День 7

“Мы работаем от гимна и до гимна,” — шутили в 1950-е годы на фирме Королева. Последний день совместного полета начался на шаттле в 21:08/04:08 с российского гимна — “Патриотической песни” Глинки. Это был 96-й день работы Василия Циблиева и Александра Лазуткина на “Мире”.

В 01:30/08:30 Линенджер и Фоул провели “экскурсию” по станции для телевидения NASA, показав все модули, закоулки и достопримечательности, места расположения американских экспериментов, показали, где и как возник и был потушен февральский пожар, где лежали противогазы, которые спасли жизнь шестерым членам экипажа. “Можно было разглядеть свои пальцы, если как следует присмотреться, — вспоминал Линенджер. — Дым был очень, очень плотный. Интересный опыт, но не из тех, которые хотелось бы повторить.”

А несколькими часами позже началась бортовая пресс-конференция для корреспондентов США, Европы и России.

Бортовая пресс-конференция

21 мая. И.Маринин, И.Лисов. НК. Сегодня в 13:38 ДМВ состоялась международная пресс-конференция с экипажами ЭО-23 “Мира” и STS-84 “Атлантиса”.

Все десять космонавтов и астронавтов находились в базовом блоке комплекса “Мир”. Связь проходила с помощью американских средств через хьюстонский ЦУП. Слышимость была ничуть не лучше, чем через наши НИПы, а изображение транслировалось только с борта станции.

Настроение у международного экипажа было приподнятое, веселое. Они были удовлетворены пятидневной совместной работой.

Пресс-конференция была построена таким образом, что первые 17 минут с экипажами вели разговор из хьюстонского ЦУПа, следующие 17 минут задавали свои вопросы российские корреспонденты, затем столько же времени мучили экипаж европейские журналисты из своего Центра.

Американская пресса больше всего вопросов задавала Джерри Линенджеру, завершившему вахту на “Мире” и Майклу Фоулу, пришедшему ему на смену. Оба с оптимизмом отозвались о проведенной и предстоящей работе. Их не пугают технические трудности и они уверены, что все будет нормально. На вопрос о том, как скажется отказ американской стороны стравить накопившуюся на “Мире” техническую воду через системы шаттла за борт Василий Циблиев заявил, что в общем-то они и не рассчитывали на шаттл. Вода будет использована на установках “Электрон” для получения кислорода, а от лишней, как обычно, можно избавиться с помощью “Прогресса”.

Здесь требуется небольшое пояснение. Дело в том, что из-за того, что обе установки “Электрон”, разлагающие воду на кислород и водород не функционировали, скопилось много технической воды. Часть из нее очищалось и после этого использовалось космонавтами, остальная вода накапливалась. Ее скопилось слишком много и возникла проблема: куда ее деть? Экипаж предложил перекачать ее на шаттл, где есть система сброса воды за борт, но американцы отказались от незапланированного эксперимента.

Наши журналисты интересовались более конкретными вещами. Например, возник вопрос: почему российско-американская команда сидит на фоне красного флага с Георгием Победоносцем? На это Василий Циблиев ответил, что это флаг Москвы и его привезли на шаттле американцы в честь ее 850-летия.

Александр Лазуткин отметил, что атмосфера на станции в настоящий момент — нормальная. С шаттла ее наддули кислородом, что позволило в целях экономии электроэнергии отключить “Электрон-Д”.

На вопрос корреспондента “НК” о свободном времени командир шаттла Чарли Прекурт сказал, что они вечерами пели, играли на гитаре. А сегодня состоялся международный прощальный обед на борту “Мира”. Международный потому, что в составе экипажей не только представители России, США и ЕКА, но и русские, француз, американцы английского, французского, китайского, перуанского происхождения. Чарли продемонстрировал меню всем телезрителям, а Лена Кондакова рассказала, что оно составлено на разных языках и содержит блюда кухонь всех национальностей. Зачитать перечень блюд она отказалась, пообещав сделать это для “Новостей космонавтики” в первом интервью на Земле.

Василий Циблиев охарактеризовал общую обстановку на борту, как теплую и дружественную. “Обычно у нас деловая, рабочая обстановка — отметил он, — и подготовка к сеансу телевидения немного выбила нас из обычной колеи и заняла много времени. Но это были приятные заботы”.

Он же отметил, что за время, прошедшее с его первого полета он не заметил каких-либо изменений на Земле в худшую сторону с точки зрения экологии. “Земля как всегда прекрасна, — сказал он, — и требует заботы от каждого жителя планеты независимо от государственной принадлежности.”

Прекурт еще хотел рассказать о символической деятельности. Он достал какую-то планшетку с фотографиями и еще какие-то предметы, но оператор Хьюстонского ЦУПа передал связь ЦУПу европейскому, и Чарли пришлось на время отказаться от затеи и положить все на стол. В эфире зазвучала, кроме английской, немецкая и французская речь. В общем сеанс прошел на высшем уровне. Все стороны — и космонавты, и корреспонденты — остались довольны.

Вскоре после окончания сеанса связи, когда Земля не могла подглядеть за тем, что происходит на борту, экипажи прощались. Остается догадываться как тяжело, а может быть и радостно было покидать “Мир” Лене Кондаковой. Почти полгода она жила в этих стенах. С каким чувством покидал этот “Мир” многострадальный Джерри Линенджер, отстоявший (а может отплававший?) 127 дневную вахту — знает только он. А Майкл Фоул, вероятно, чувствовал себя героем, оставаясь на “Мире” почти на четыре месяца.

Линенджер сказал, что он намерен выйти из шаттла самостоятельно, как Шеннон Люсид и Норман Тагард, а не как Джон Блаха, которого вынесли из корабля на носилках. Он назвал свой полет большим приключением (“дойти до края и выжить!”) и сказал на пресс-конференции, что у него есть только одно твердое намерение после возвращения — пойти половить рыбу. Очень хочется подставить лицо морскому ветру!

Фоул признался, что научную программу можно будет начать “когда пройдет ураган” — когда они останутся втроем (и если станция не выкинет очередной фортель). Лена Кондакова сказала, что она не ощутила разницы между полетами на российском и американском космических кораблях при взлете. Клервуа пожалел, что не получится остаться на станции подольше и подтвердил, что станция в хорошем состоянии и очень гостеприимна. А вид Земли из космоса для него — незабываемый спектакль.

Люки между “Атлантисом” и “Миром” были закрыты в 08:43/15:43, примерно на час позже, чем было запланировано. Задержка была вызвана консультацией одного из астронавтов с врачом. Кроме того, прежде чем закрывать люк, экипажи сверили перечни переносимых грузов и перенесли еще несколько грузов. Всего в обе стороны было перенесено 3419 кг, в т.ч. с шаттла на “Мир” 1755 кг (при плане 1730 кг) и с “Мира” на шаттл 1193 кг (план — 1109 кг). Наконец, американцы преподнесли экипажу станции подарки — майки.

Если Линенджеру больше всех хотелось домой, то Лене Кондаковой страшно хотелось остаться. Она даже понарошке спряталась в переходном тоннеле, когда Прекурт пересчитывал своих людей на борту шаттла. “До встречи, — пожелал экипажу станции Прекурт. — Как жалко закрывать люк...”

Затем экипаж “Атлантиса” установил в отсеке стыковочной системы ODS осевую камеру и, до отхода ко сну, в основном занимался бортдокументацией по разделу “Расстыковка”. Отход ко сну на шаттле был запланирован на 12:08/19:08, а спать предстояло только 7 часов.

21-22 мая, среда-четверг. День 8

В 19:08/02:08 Хьюстон передал на “Атлантис” песню французской певицы Мишель Йонаш по заказу Ж.-Ф.Клервуа. Экипаж станции уже был на ногах (а может на руках?), и сразу началась подготовка к расстыковке. Связка была переведена в режим дрейфа, и в 21:04/04:04, на 106-м витке, “Атлантис” оттолкнулся четырьмя пружинами и стал отходить от “Мира” в направлении местной вертикали, прямо к Земле. “Хьюстон, есть отделение,” — доложил Прекурт. Расстыковка произошла при восходе Солнца над Украиной, восточнее Киева.

С расстояния в 0.6 м Айлин Коллинз начала подрабатывать двигателями, чтобы набрать скорость. В отличие от пяти предыдущих полетов, шаттл не выполнял облета станции с фотографированием. Изменение программы было связано с экспериментом Европейского космического агентства по испытаниям средств определения дальности и относительной скорости. Поэтому “Атлантис” отходил прямо вниз до дальности 900-1000 м, сделав кратковременные остановки на дальностях в 27, 90 и 460 м. Как сообщило 26 мая ЕКА, эксперимент прошел успешно и будет продолжен в полете STS-86.

Дальше сработали уже законы небесной механики: оказавшись на более низкой орбите, шаттл начал уходить вперед. Станция осталась на орбите высотой (над сферой) 377.82x398.34 км с периодом 92.279 мин, а “Атлантис” перешел на орбиту 369.86x396.91 км с периодом 92.182 мин. Скорость расхождения составила 0.38°, или около 42 км за виток.

А пока “Атлантис” уходил от станции, оба экипажа под музыку “Мира” спели хором “Песню космонавтов”. “Просим простить нас, если мы слегка фальшивили,” — извинился Прекурт.

День расстыковки стал на “Атлантисе” заслуженным выходным. Правда, Лена Кондакова после ухода от станции работала на установке “Biorack”, а Джерри Линенджер упражнялся на бегущей дорожке на полу средней палубы корабля Прекурт контролировал его занятия и параметры.

В 08:44 EDT (здесь и далее — восточное летнее время США) были запланированы переговоры Клервуа и его коллег по экипажу с учащимися в Центре запусков консорциума “Arianespace” в Куру и слушателями французского радио. Через полчаса на связь с Норьегой должны были выйти перуанский президент Альберто Фухимори и американский посол в Перу. Наконец, интервью с Норьегой заказала испаноязычная служба CBS в Майами.

22-23 мая, четверг-пятница. День 9

Посадка в Космическом центре имени Кеннеди была запланирована на 24 мая в 07:52 EDT. Прогноз был относительно благоприятным, хотя в районе посадочной полосы мог пойти ливень. Посадка на запасном комплексе на базе Эдвардс не планировалась.

“С утра” (а подъем был в 21:08) Прекурт, Коллинз и Норьега выполнили проверку аэродинамических поверхностей орбитальной ступени и двигатели Системы реактивного управления. Как обычно в последний день полета, экипаж заканчивал эксперименты в модуле “Spacehab” (ответственные: Клервуа, Кондакова) и занимался укладкой оборудования, а также снял образовательный видеосюжет.

В интервью NBC в 05:38 Линенджер сказал, что огромной радостью для него будет встреча с женой и сыном и еще раз подтвердил, что намерен выйти из шаттла самостоятельно. “Это моя личная цель, — сказал Джерри и добавил: — Но я думаю, что мой сын будет ходить лучше меня.” Когда Линенджер стартовал в январе, Джон едва ходил. Теперь все будет по-другому, говорит Кэтрин Линенджер. “Скучать ему не придется. Я буду сидеть и говорить — смотри, во-он Джон! И пусть Джерри сам за ним побегает.” В последние месяцы Кэтрин умудрялась присматривать за сыном Джоном, носить второго ребенка (он должен родиться 27 июня) и следить за медицинской программой своего мужа. Кроме Джерри, в передаче участвовали Прекурт, Коллинз и Кондакова.

Команда Прекурта ушла спать в 13:08. Перед этим Лу и Кондакова убрали антенну связи через орбитальные ретрансляторы, а Линенджер провел последнюю серию физических упражнений.

23-24 пая, пятница-суббота. День 10 и посадка

В 22:08 на “Атлантисе” был подъем. По традиции, музыкальной темой этого утра было “Звездно-полосатое знамя”. В предшествующие дни при подъеме на борт были переданы гимны всех стран, где родились члены экипажа “Атлантиса” — России, Франции, Британии, Перу и США.

После завтрака экипаж отключил модуль “Spacehab” (по плану — в 02:08) и около трех часов утра начал подготовку ко сходу с орбиты. Около четырех астронавты закрыли створки грузового отсека. Как только минуло пять утра, они надели высотно-компенсационные костюмы и около шести заняли места в креслах по-посадочному. Как и его предшественники, Линенджер разместился на специальном кресле на средней палубе.


Джерри Линенджер (справа) принимает сувениры от Д.Голдина. Фото NASA.

Включение двигателей системы орбитального маневрирования на торможение планировалось на 06:47, но в сеансе связи за 20 минут до этого руководитель посадочной смены Уэйн Хейл разрешения на сход с орбиты не дал — над Центром Кеннеди была плотная облачность. До последней минуты не было ясно, возможна ли посадка со второй попытки, но ветер быстро разгонял облака, и за несколько минут для торможения Прекурт получил разрешение.

В 08:22 Прекурт и Коллинз включили двигатели корабля. Тормозной импульс на высоте 407 км над Индийским океаном длился 3 мин 14 сек. Примерно через 30 мин, севернее Гавайских островов, “Атлантис” прошел условную границу атмосферы на высоте 122 км. Пролетев над Соединенными Штатами — от северо-западных штатов через Великие равнины на юго-восток — “Атлантис”, преследуемый самолетом метеоразведки NASA, коснулся полосы 33 Посадочного комплекса шаттлов в 09:27:44 EDT (13:27:44 GMT). Носовое колесо опустилось в 09:27:52, пробег закончился в 09:28:35. “Мы бы хотели поздравить вас с безупречным полетом, и специально приветствовать Джерри,” — передал из Хьюстона капком Доминик Гори. “Чувствую себя отлично и рад быть дома,” — отозвался Линенджер.

Это была восьмая посадка шаттлов во Флориде подряд, четвертая в 1997 г. и 37-я с начала программы.

После того, как посадочная команда убедилась, что вокруг “Атлантиса” нет ядовитых газов и подстыковала средства вентиляции и охлаждения, экипаж смог выйти из корабля. Поначалу NASA не хотело уточнять, вышел ли Линенджер сам, или его выносили. “Я хочу, чтобы пресса не превращала это во что-то вроде спортивного соревнования,” — заявил на послепосадочной пресс-конференции Ф.Калбертсон. Астронавтам будет неприятно, если о каждом будет известно, шел он сам или нет. Но всего через 6 часов после посадки, во время интервью телевидению NASA, Линенджер стоял все пять минут, держал на руках сына и подтвердил, что вышел самостоятельно. “Я чувствовал себя намного лучше, чем ожидал... Физически полет не отличался от кратковременного. Это меня поразило. Я думал на самом деле, что будет намного труднее.”

Директор NASA Дэниел Голдин закупил по просьбе Линенджера букет желтых и пурпурных тюльпанов, чтобы астронавт мог подарить их жене (“не мог же он сходить в магазин в космосе”), мишку в НАСАвской кофточке для сына и погремушку для второго ребенка. Полет Линенджера стал рекордным по длительности для американских мужчин-астронавтов: 132 сут после 115 сут Нормана Тагарда и 126 сут Джона Блахи. Линенджер вышел теперь на второе место в США после Шеннон Люсид, но до ее рекорда — 188 сут — им всем одинаково далеко.

ИТОГИ ПОЛЕТА

STS-84 — 84-й полет по программе “Space Shuttle”

Космическая транспортная система: ОС “Атлантис” (Atlantis OV-104 с двигателями №2032, 2031, 2029 (все “Phase II”)) — 19-й полет, внешний бак ЕТ-85, твердотопливные ускорители: набор RSRM-60/BI-087.

Старт: 15 мая 1997 в 08:07:48.076 GMT (04:07:48 EDT, 11:07:48 ДМВ)

Место старта: США, Флорида, Космический центр имени Дж.Ф.Кеннеди, стартовый комплекс LC-39A, подвижная стартовая платформа MLP-2

Стыковка с ОК “Мир”: 17 мая 1997 в 02:33:20 GMT (22:33:20 EDT 05:33:20 ДМВ) к Стыковочному отсеку

Отстыковка от ОК “Мир”: 22 мая 1997 в 01:04 GMT (21:04 EDT, 04:04 ДМВ)

Посадка: 24 мая 1996 в 13:27:44 GMT (09:27:44 EDT, 16:27:44 ДМВ)

Место посадки: США, Флорида, Космический центр имени Кеннеди, Посадочный комплекс шаттлов, полоса №33

Длительность полета корабля: 9 сут 05 час 19 мин 56 сек, посадка на 144-м витке

Длительность полета Джерри Линенджера на КК “Атлантис” (STS-81), ОК “Мир” и КК “Атлантис” (STS-84) — 132 сут 04 час 00 мин 21 сек.

Орбита (15 мая, 1-й виток, высоты над эллипсоидом): i = 51.656, Нр = 158.37 км, На = 297.81 км, Р = 88.981 мин

Задание: Шестой полет со стыковкой к ОК “Мир”, замена американского астронавта для длительного полета в составе ЭО-23/ЭО-24, доставка оборудования и расходуемых материалов на станцию, возвращение оборудования и результатов экспериментов на Землю.

ЭКИПАЖ:

Командир:

полковник ВВС США Чарлз Джозеф Прекурт (Charles Joseph Precourt), 3-й полет, 289-й астронавт мира, 81-й астронавт США
Пилот
подполковник ВВС США Айлин Мэри Коллинз (Eileen Marie Collins), 2-й полет, 321-й астронавт мира, 203-й астронавт США
Специалист полета-1, бортинженер и руководитель работ с полезной нагрузкой:
Жан-Франсуа Клервуа (Jean-Francois Clervoy), 2-й полет, 319-й астронавт мира, 4-й астронавт ЕКА
Специалист полета-2:
майор Корпуса морской пехоты США Карлос Исмаэль Норьега (Carlos Ismael Noriega), 1-й полет, 358-й астронавт мира, 225-й астронавт США
Специалист полета-3:
д-р Эдвард Цан Лу (Edward Tsang Lu), 1-й полет, 359-й астронавт мира, 226-й астронавт США
Специалист полета-4:
Елена Владимировна Кондакова, 2-й полет, 317-й астронавт мира, 80-й космонавт СССР/России
Специалист полета-5, бортинженер-2 ЭО-23/24
(от старта до стыковки)
д-р Колин Майкл Фоул (Colin Michael Foale), 4-й полет, 268-й астронавт мира, 168-й астронавт США
Специалист полета-6, бортинженер-2 ЭО-22/ЭО-23
(от стыковки до посадки)
кэптен (капитан 1-го ранга) медицинской службы ВМФ США Джерри Майкл Линенджер (Jerry Michael Linenger) 2-й полет, 314-й астронавт мира, 198-й астронавт США

* Запуск первого коммерческого спутника дистанционного зондирования компании “Space Image Eosat” планируется на 1 декабря 1997 г. с авиабазы ВВС США Ванденберг на РН LMLV-2. Аппарат даст разрешение 1 м в черно-белом изображении и 4 м в цвете и должен вступить в строй в феврале 1998 г. Второй аналогичный спутник может быть запущен в сентябре 1998 г.


Сегодня экипаж “Атлантиса” отдыхает в Центре Кеннеди, а завтра вернется в Хьюстон. Там Линенджеру предстоит пробыть несколько недель под надзором медиков, следящих за реадаптацией, и контролем технических специалистов, запланировавших многочисленные доклады и беседы.

А “Атлантис” отбуксировали в 3-й отсек Корпуса подготовки орбитальных ступеней OPF и в 18:45 установили в нем для межполетного обслуживания. Стоявший там “Индевор” накануне временно отвезли в Здание сборки системы VAB. По первой оценке, теплозащита “Атлантиса” пострадала меньше обычного. К 30 мая было установлено, что крепления блоков пирозарядов в хвостовом отсеке шаттла, установленные перед пуском (“НК” №10, 1997), находятся в хорошем состоянии, и отверстия под болты деформированы в минимальной степени.


КОСМОНАВТЫ. АСТРОНАВТЫ. ЭКИПАЖИ
Экипаж Шеперда: закончен этап подготовки

21 мая. С.Головков по сообщениям NASA, ЮПИ. Сегодня в Космическом центре имени Джонсона состоялась пресс-конференция первого экипажа МКС — Уилльяма Шеперда, Юрия Гидзенко и Сергея Крикалева — по случаю окончания месячного этапа подготовки в Соединенных Штатах.

Экипаж, официальным руководителем которого является У.Шеперд, должен отправиться на станцию на российском “Союзе” в январе 1999 г. и проработать на ней 4-5 месяцев. Экипаж начал подготовку к полету в 1996 г., но пока она состоит главным образом из лекций по технике и брифингов по оперативным вопросам. Однако уже в конце 1997 года команда надеется начать работу на достоверных тренажерах и получить объем знаний о системах МКС и их эксплуатации, достаточный для сборки первых компонентов в обитаемую и продуктивную лабораторию.

Первый экипаж МКС должен стать крайне дисциплинированной и гибкой двуязычной командой. Как сказал Шеперд, все они очень беспокоятся о том, чтобы установить хороший прецедент жизни и работы на станции и проложить путь для постоянной интеграции американской и российской пилотируемых программ. “Еще до этого назначения... мы чувствовали, что представляем не улицу, не город и даже не страну, а являемся представителями человечества,” — сказал Сергей Крикалев.

Шеперд выразил надежду, что сама МКС и программа ее строительства получит вскоре подходящее название. (Следует отметить, что название “Альфа” не является официальным и широко применялось только в эпоху последнего пересмотра проекта в 1993 г. как дополнительное название варианта А строительства станции.) “Нам нужно какое-то продуктивное обозначение,” — сказал Шеперд.

В следующий раз экипаж Шеперд-Гидзенко-Крикалев прибудет на подготовку в США осенью 1997 г.

А господин Шавив — против... израильского космонавта

Л.Розенблюм, по материалам газет “Едиот ахронот” и “Вести” (Тель-Авив).

Недавно средства массовой информации сообщили о том, что полковник А., начальник одной из военно-воздушных баз страны, станет первым израильским космонавтом, который полетит на американском шаттле. Речь идет об опытном военном летчике и инженере, личные качества которого соответствуют всем требованиям НАСА.

Проект участия израильского космонавта в одной из миссий шаттла разрабатывается Израильским космическим агентством (Israel Space Agency, ISA) в тесном сотрудничестве с НАСА. Соглашение о таком сотрудничестве было подписано двумя агентствами в октябре 1996 г.

Хотя основные расходы, связанные с подготовкой космонавта, взяли на себя ВВС и средства для этого будут выделены из военного бюджета Израиля. Проект, тем не менее, вызвал серьезную критику со стороны ученых, работающих в областях, имеющих отношение к ISA (которые, кстати, финансируются из весьма скудного бюджета Министерства науки).

Профессор Гиора Шавив (Giora Shaviv), руководитель Института космических исследований в хайфском Технионе, известный своим крайне негативным отношением к пилотируемому проекту, заявил, что план посылки израильского летчика в космос не прибавляет Израилю ни обороноспособности, ни престижа. Поэтому выделяемые на него деньги лучше было бы использовать для научных исследований, на которые не находится средств в рамках израильско-американского сотрудничества. В качестве примера таких исследований Шавив привел свою разработку детектора космических рентгеновских лучей. Достоинства этого детектора оказались столь велики, что американцы пожелали установить несколько тысяч таких детекторов на одном из двух гигантских телескопов, которые в ближайшем будущем будут выведены на орбиту для изучения рентгеновского излучения галактик и звезд. “Речь идет о проекте масштаба телескопа Хаббла, — сказал профессор Шавив, — а у нас не хватает полумиллиона долларов для завершения работ”.

В ответ на просьбу оценить затраты на полет израильского космонавта Шавив привел следующие данные: “Подготовка одного космонавта стоит около 10 млн.$. В то же время весь годовой бюджет основного исследовательского фонда израильской Академии наук составляет около 20 млн. Этот фонд призван финансировать научные исследования во всех университетах страны. К его скромным средствам добавляются еще небольшие гранты двух совместных фондов — “Израиль-США” и “Израиль-Германия”. Эти 20 млн.$ вместе с грантами двух упомянутых фондов поднимают нашу науку до того уровня, когда по количеству научных публикаций в пересчете на душу населения Израиль оказывается на одном из первых мест в мире”. Профессор Шавив добавил: “Представьте себе, что можно было бы сделать, получи мы еще 10 миллионов, которые Вооруженные силы выбросят теперь на подготовку космонавта!”.

Отвечая на эту критику, руководитель ISA Ави Хар-Эвен (Avi Har-Even) подчеркнул: “Наше агентство не вкладывает в проект ни одного шекеля. И нелепо считать те деньги, которые находятся в чужих карманах, в данном случае — в армейских; все равно мы из них ничего не получим. Но ученые правы, требуя дополнительного финансирования фундаментальных исследований”.

Коснувшись деятельности своего агентства, Хар-Эвен перечислил ряд относительно дешевых проектов, которые будут разрабатываться в Израиле совместно с НАСА. Важнейший из них, по его мнению, — это установка узла связи НАСА в одном из университетов, что позволит израильским ученым участвовать в широком международном исследовании земных ресурсов, ведущемся сейчас с помощью системы научных спутников. Эта область может иметь много экономически важных ответвлений, вроде более точного предсказания погоды, исследования морей и пустынь, оценки возможностей сельского хозяйства и т.п. Намечено сотрудничество и в других областях: в разработке новых методов локализации местонахождения судов и самолетов с помощью спутников; в создании в Израиле системы для наблюдений за сдвигом тектонических плит Земли (что должно помочь в предсказании землетрясений); в создании приборов для оценки уровня загрязненности водных бассейнов и воздуха при участии Океанографического института в Хайфе и Университета им. Бен-Гуриона в Беэр-Шеве.

В целом, по мнению Хар-Эвена, расходы на сотрудничество с НАСА в деле посылки в космос израильского космонавта в лихвой окупятся развитием совместных научно-исследовательских проектов.

21 мая в ходе состоявшегося заседания комиссии Кнессета (парламента) по вопросам науки и техники, стало известно, что запуск первого израильского космонавта на американском корабле будет стоить Израилю около миллиона долларов.

Руководитель ISA Ави Хар-Эвен сообщил на заседании комиссии о необходимости подготовки дублера. Это означает, что к полету одновременно должны готовиться два человека.

Тренировки будущих израильских космонавтов пройдут в США и будут финансироваться из бюджета НАСА. Однако все расходы, связанные с пребыванием израильтян в Соединенных Штатах в течение 9 месяцев, и эксперименты, которые им предстоит провести на борту шаттла, будет финансировать Израиль. В итоге запуск космонавта обойдется государственной казне в сумму, примерно равную миллиону долларов.

Коити Ваката назначен на сборку NKC

2 июня. Сообщение NASA. Японский астронавт Коити Ваката полетит в составе STS-92, третьей по счету экспедиции шаттла для сборки МКС в январе 1999 года на “Атлантисе”. Об этом назначении объявили сегодня в Токио руководитель NASA США Дэниел Голдин и руководитель японского Управления по науке и технологии Риитиро Тикаока.

Ваката был отобран в отряд астронавтов в 1992 году и летал в качестве специалиста полета в составе STS-72 в январе 1996 года на борту “Индевора”. В составе STS-92 он будет главным оператором дистанционного манипулятора RMS, который будет использован при сборке станции во время четырех выходов в открытый космос.

STS-92 будет пятым полетом, предназначенным для сборки станции. Перед ним состоятся американские и российские полеты, начиная с запуска функционального грузового блока ФГБ, который ожидается в июне 1998 года. До прибытия “Атлантиса” (STS-92), на орбите уже будут следующие элементы станции: ФГБ, Node 1 с двумя герметичными адаптерами, Служебный модуль и различные грузы, которые будут доставлены на борт второй сборочной экспедицией шаттла в декабре 1998 года.

Остальные члены экипажа STS-92 будут названы позднее.


НОВОСТИ ИЗ ВКС
Сокращение орбитальной группировки

24 мая. А.Юркин, ИТАР-ТАСС. Орбитальная группировка Военно-Космических Сил России сокращена, сообщил сегодня корреспонденту ИТАР-ТАСС командующий ВКС генерал-лейтенант Валерий Гринь. Он пояснил, что эта группировка выполняет задачи по информационному обеспечению государственных структур, отвечающих за национальную безопасность. При этом генерал добавил, что сокращение не нанесет ей ущерба. “Мы вынуждены были выработать приоритетные направления, в том числе по созданию и поддержанию орбитальной группировки. Эти приоритеты утвердили на самом высоком государственном уровне, чтобы не распылять средства,” — отметил генерал.

“Мы пошли на сокращение орбитальной группировки. Однако, чтобы не потерять возможность получения информации всеми звеньями государственного управления и другими ее потребителями, стали работать с космическими аппаратами не до окончания гарантии, как это было раньше, а до полного использования ресурсов. Если он многофункциональный, то работаем пока не вышел из строя,” — подчеркнул В.А.Гринь.

Для сокращения расходов стали использовать космические аппараты, работающие в интересах народного хозяйства. Налажен и обмен информацией с заинтересованными структурами России. “Впервые в практике стали зарабатывать средства, оказывая услуги при запуске аппаратов невоенного назначения по международной, научной или народно-хозяйственной программам. Участвуют наши боевые расчеты, используются наши стартовые комплексы. Есть утвержденные нормативные документы, согласно которым организации-пользователи производят оплату. Эти деньги направляем на восстановление стартовых, технических комплексов, развитие инфраструктуры, на социальные нужды, в том числе и на приобретение жилья для офицеров,” — отметил генерал В.Гринь.

АВТОМАТИЧЕСКИЕ МЕЖПЛАНЕТНЫЕ СТАНЦИИ

В просторах Солнечной системы


(Состояние межпланетных станций)

И.Лисов по сообщениям JPL и групп управления КА.

“Mars Pathfinder”

23 мая. Станция “Mars Pathfinder” успешно продолжает полет к Марсу. Единственным существенным событием за прошедшую неделю было проведение её ориентации на Землю. Кроме того, возобновлено почти круглосуточное слежение за AMС средствами Сети дальней связи NASA. На Земле проведен шестой многодневный смотр оперативной готовности — ORT-6. Во время этих испытаний предполагалось проверить аварийные сценарии работы при низком уровне энергопитания или при неработающих аккумуляторных батареях, а также изменения, сделанные по результатам ORT-5. Тест сопровождался отказами обеспечивающего оборудования из-за которых перезагружался компьютер макета станции и поневоле приходилось отрабатывать методику выхода из нештатной ситуации. Были замечания и к камере IMP. Лишь с “третьих суток на Марсе” неприятности с наземкой кончились и операторы смогли “прогнать” по-новой два первых дня. Испытания признаны успешными, устранение замечаний будет проверено в ходе ORT-7.

30 мая. Наиболее важным событием прошедшей недели было начало подзарядки аккумуляторной батареи станции. За время, прошедшее после ее установки на аппарате, было использовано около 22 А-час из начального заряда в 56 А-час. За полгода перелета батарея частично деградировала, но, как ожидалось, ее все же можно зарядить до 40 А-час. Фактически за двое суток подзарядки было накоплено 7 А-час, и группа управления оценивает безопасность дальнейшей подзарядки.

Закончены изменения бортового программного обеспечения (ПО) и идут их испытания на аналоге станции. На следующей неделе исправления в ПО будут загружены на борт.

Персонал Сети дальней связи закрыл последнее замечание по точности измерений дальности, которое было проблемой в течение последних месяцев. Причиной оказался дефектный блок электроники на станции Голдстоун. В настоящее время измерения соответствуют заложенной в проект точности.

По состоянию на 30 мая станция находилась в 140 млн км от Земли и 17 млн км от Марса. До прибытия на планету остается 35 суток.

“Mars Global Surveyor”

23 мая. На протяжении последней недели станция оставалась в защитном режиме (“НК” №10, 1997). Группа управления фирмы “Lockheed Martin Astronautcs” в Денвере готовится к сеансам связи, в которых станция будет возвращена в нормальное состояние. Эта работа продлится с пятницы 23 мая до субботы 25 мая.

Состояние всех подсистем КА и научной аппаратуры, кроме отключившегося 13 мая гироскопа №2, нормальное.

27 мая. Вскоре после 21:00 PDT в субботу 24 мая (25 мая в 07:00 GMT) станция Голдстоун приняла сигнал MGS на скорости 2000 бит/с. Это означало, что станция вернулась в нормальный режим перелета. В защищенном режиме, в котором MGS находился в течение 17 суток, скорость передачи данных была ограничена величиной 250 бит/с.

Возвращение в нормальный режим — многоступенчатый процесс. В первую очередь группа управления дала команды резервному бортовому компьютеру использовать нормальное летное ПО, а не ограниченный набор программ защитного режима. Затем резервному компьютеру было передано управление аппаратом, и та же процедура применена к основному компьютеру. Следующим шагом было восстановление звездной навигации. В защитном режиме станция “считает”, что может ориентироваться только по Солнцу. Чтобы подключить звездный датчик, станция была на несколько часов переведена в “конусообразное” вращение вокруг оси, направленной на Солнце, и звездный датчик отнаблюдал навигационные звезды.

Способность к автономной ориентации была восстановлена вечером 24 мая. После этого станции была дана команда перейти в режим ориентации на Землю, в котором на нас “смотрит” антенна станции.

В начале следующей недели будут внесены изменения в бортовое ПО станции, предотвращающие зависание бортового компьютера в бесконечном цикле.

После 201 суток полета станция находится в 124.64 млн км от Земли и 27.15 млн км от Марса. Гелиоцентрическая скорость станции составляет 22.89 км/с.

NEAR

30 мая. Состояние станции NEAR штатное. 28 мая проведена репетиция маневра ТСМ-6.

Группа управления составила детальную циклограмму пролета у Матильды 27 июня. Закончена подготовка к очередной репетиции пролета “Shamtilly 5”, которая запланирована на сегодня. 1-3 июня пройдут испытания наземных средств.


ИСКУССТВЕННЫЕ СПУТНИКИ ЗЕМЛИ
Норвегия-США. В полете “Thor 2”

И.Лисов по сообщениям “McDonnell Douglas”, Рейтер, Франс Пресс. 20 мая 1997г. в 22:39 GMT (18:39 EDT) с пусковой установки А площадки LC-17 Станции ВВС “Мыс Канаверал” был выполнен пуск РН “Delta 2” с норвежским телекоммуникационным спутником “Thor 2”. Аппарат был успешно выведен на переходную к стационарной орбиту с наклонением 19.6°, высотой 1281x36595 км и периодом 668.2 мин.

Согласно сообщению Секции оперативного управления Центра космических полетов имени Годдарда NASA, KA “Thor 2” (в некоторых источниках — “Thor 2A”) присвоено международное регистрационное обозначение 1997-025А. Он также получил номер 24808 в каталоге Космического командования США.

Спутник был заказан в ноябре 1995 г. и изготовлен американской фирмой “Hughes Space & Communications Co.” для норвежской компании “Telenor International” на основе базовой модели HS-376HP. Спутник предназначен для непосредственного телевизионного вещания, оснащен 15 ретрансляторами диапазона Ku и способен передавать 75 телевизионных программ. Расчетный срок службы аппарата — 11 лет, стоимость — 150 млн $.

“Thor 2” — первый телекоммуникационный спутник, сделанный специально для Норвегии. Он будет работать в точке 0.8°з.д Расчетный срок службы аппарата — 11 лет. Название дано спутнику в честь знаменитого норвежского путешественника Тура Хейердала.

В настоящее время “Telenor” эксплуатирует аналогичный спутник “Thor 1”, запущенный 18 августа 1990 г. под названием “Магcopolo 2” и приобретенный в 1992 г. у британской компании “British Sky Broadcasting”. Этот аппарат обслуживает 75% пользователей спутниковых антенн в стране. “Thor 2A” планируется ввести в эксплуатацию в июле 1997 г.

Запуск КА “Thor 2” планировался на 11 мая, однако был отсрочен после того, как при запуске пяти КА “Iridium” 5 мая было преждевременно израсходовано рабочее тело системы ориентации последней ступени РН, и назначен на 18 мая в 22:39 GMT (18:39 EDT). В этот день запуск не состоялся по метеоусловиям (высокая скорость ветра на больших высотах и плотная облачность), был отменен около 19:20 EDT и перенесен на понедельник 19 мая. В этот день он также не состоялся из-за грозы в районе космодрома и был отложен до 20 мая.


1 — Командно-телеметрическая антенна, 2 — Фиксированная передняя солнечная батарея, 3 — Невращающаяся секция ретрансляторов, 4 — Усилители мощности (30), 5 — Аккумуляторные батареи (8), 6 — Развертываемая задняя солнечная батарея, 7 — Апогейный двигатель, 8 — Бак горючего (4), 9 — Управляющие двигатели (4), 10 — Радиатор СТР, 11 — Антенные кабели, 12 — Отражатели антенн

Для запуска был использован носитель модели 7925 с разгонным блоком PAM-D. Вторая ступень носителя осталась на опорной орбите с наклонением 26.3°, высотой 653x1673 км и периодом 108.6 мин, а разгонный блок — на орбите, близкой к орбите спутника. Перевод в точку стояния будет осуществлен с помощью бортового апогеиного двигателя “Star 30В”.

Это был первый пуск РН “Delta 2” с мыса Канаверал после аварии 17 января, нанесшей ущерб стартовому комплексу на сумму 22 млн $. Непосредственной причиной январской аварии была трещина в корпусе стартового ускорителя, однако причина ее возникновения пока не установлена. Согласно сообщению журнала “Aviation Week & Space Technology”, в качестве одной из причин рассматривается акт саботажа — выстрел по ускорителю из огнестрельного оружия.

США-Россия. В полете “Telstar 5”

Пресс-центр ВКС. 24 мая 1997 г. в 20:00:00.025 ДМВ (17:00:00 GMT) с 23-й (левой) пусковой установки 81-й площадки 5-го Государственного испытательного космодрома Байконур боевыми расчетами ВКС был выполнен пуск РН “Протон-К” (8К82К — Ред.) с американским спутником непосредственного телевизионного вещания “Telstar 5”. С помощью разгонного блока ДМ4 через 6 час 40 мин после старта спутник был успешно выведен на переходную к геостационарной орбиту с параметрами:

— Наклонение орбиты 17.5°;

— Минимальное расстояние от поверхности Земли 6716 км;

— Максимальное расстояние от поверхности Земли 35799 км;

— Период обращения 12 час 42 мин.

Пуск произведен в соответствии с коммерческим контрактом совместного предприятия “International Launch Services”, представленного Государственным космическим научно-производственным центром имени М.В.Хруничева, с американской компанией “American Telephone & Telegraph” (AT&T).

И.Лисов. НК. С использованием материалов ИТАР-ТАСС и ГКНПЦ. Состоявшийся пуск является третьим коммерческим запуском западного спутника на ракете космического назначения “Протон”, в состав которой входит трехступенчатый носитель тяжелого класса 8К82К производства ГКНПЦ имени М.В.Хруничева и разгонный блок производства РКК “Энергия” имени С.П.Королева. В 1996 г. “Протоны” успешно вывели на орбиты европейский спутник непосредственного телевещания “Astra 1F” и спутник международной системы морской связи “Inmarsat 3 F2”.

Этот пуск стал первым после аварии разгонного блока 11С824Ф (Д-2) при запуске российской AMС “Марс-96” 16 ноября 1997 г., точные причины которой установить не удалось. В марте предполагалось, что первым пойдет российский аппарат серии “Космос”, но, как потом выяснилось, этот пуск состоится позже.

“Telstar 5” доставили на Байконур для предстартовой подготовки 21 апреля, после легкого переполоха, вызванного незаконченным оформлением документов на ввоз. Носитель с производственным номером 380-02 уже был там. Тогда же, в середине апреля, назначили дату пуска — 24 мая — и безукоризненно выдержали ее. Резервная дата (25 мая) не потребовалась.

О всех деталях того, как в привычно-критической обстановке был обеспечен своевременный пуск, мы рассказывать не будем. Одна лишь деталь: на Байконуре бастуют казахстанцы из железнодорожного батальона. Зарплату им не платили с февраля. В результате тепловозы с “изделиями” водят “штрейкбрехеры” — российские прапорщики из ВКС. Так было и при вывозе ракеты с КА “Telstar 5” — долго ждали тепловоз, чтобы тащить спецпоезд из МИКа на старт. Но не только у нас бывают неприятности — заправка носителя на старте была задержана на два часа из-за того, что в США сгорели два маршрутизатора и оборвался информационный канал с американскими партнерами.

20 мая носитель был вывезен из монтажно-испытательного корпуса на 92-й площадке и после транспортировки по железной дороге установлен на стартовый комплекс 81-й площадки. В оставшиеся до пуска дни специалисты ВКС провели на РН заключительные подготовительные операции, включая заправку ракеты топливом. Все работы по подготовке к пуску проводились под руководством Государственной комиссии, которую возглавляет Владимир Леонтьевич Иванов. Согласно сообщению Секции оперативного управления Центра космических полетов имени Годдарда NASA, КА “Telstar 5” было присвоено международное регистрационное обозначение 1997-026А. Он также получил номер 24812 в каталоге Космического командования США.

Схема выведения КА “Telstar 5” сходна с использованной 9 апреля 1996 г. для выведения КА “Astra 1F” (схема приведена ниже).

Трехступенчатый “Протон-К” вывел космическую головную часть — разгонный блок и спутник — на низкую опорную орбиту с наклонением 51.59°. На этой орбите остались 3-я ступень РН “Протон-К” и средний переходник разгонного блока. В результате первого включения РБ ДМ4 (официальное обозначение разгонного блока — ДМ4.0000-0, индекс изделия установить не удалось) вблизи восходящего узла была достигнута переходная орбита с высотой апогея около 35800 км. Вторым включением двигателя РБ в апогее было достигнуто значительное уменьшение наклонения орбиты с одновременным существенным подъемом перигея.

Циклограмма выведения КА “Telstar 5”

ВремяСобытие
Полет РН 8K82K
0.0Контакт подъема, включение систем РКС и СОБ 1
126.73Отделение 1-й ступени
334.56Главная команда на выключение ДУ2
335.12Отделение 2-й ступени
342.32Команда на выход МД3 на главную ступень.
342.72Команда на сброс ГО
344.2Cбрoc ГО
589.124Команда на выключение РД 3-й ступени и на отделение ОБ
589.147Конец активного участка РН, отделение ОБ
Полет разгонного блока
616.0Включение УРМД СОЗ 4-й ступени
644.0Начало сброса среднего переходника
653.147Сброс среднего переходника
660.0Начало 1-го разворота
982.0Конец 1-го разворота и переворота РБ
1004.0Начало переворота +В1 и разворота РБ по Т
1822.0Конец переворота +В1 и разворота РБ
3319.0Начало переворота -В2 и совмещения осей РБ и ТГС
4137.0Конец переворота -В2 и совмещение осей ТГС и РБ в положении Д1
4160.0Запуск РМД СОЗ
4459.0Запуск МД 4-й ступени
4460.0Выключение РМД и УРМД СОЗ
4852.0Выключение МД 4-й ступени, включение УРМД СОЗ
4921.0Начало 2-го разворота РБ в положение номинальной засветки СБ
5243.0Конец 2-го разворота РБ в положение номинальной засветки СБ
5680.0Начало переворота +В3 и разворота осей РБ по Т
6498.0Конец переворота +В3 и разворота осей РБ по Т
8947 0Начало переворота осей ТГС (-В4) с разворотом осей РБ по каналу Т
9765.0Конец переворота осей ТГС (-В4) с разворотом осей РБ по каналу Т
10525.0Начало 3-го переворота осей ТГС на +180 с разворотом осей РБ
11343.0Конец 3-го переворота осей ТГС на +180 с разворотом осей РБ
118920Начало переворота осей ТГС +В5 с разворотом осей РБ
12710.0Конец переворота осей ТГС +В5 с разворотом осей РБ
14627.0Начало разворота осей ТГС -В6 с разворотом РБ по Т
15445.0Конец разворота осей ТГС -В6 с разворотом РБ по Т
17362.0Начало разворота осей ТГС +В7 с разворотом РБ по Т
18180.0Конец разворота осей ТГС +В7 с разворотом РБ по Т
20096.0Начало разворота осей ТГС -В8 с разворотом РБ по Т
20914.0Конец разворота осей ТГС -В8 с разворотом РБ по Т
21749.0Начало разворота 4 осей ТГС и РБ для 2-го включения
22149.0Конец разворота 4 осей ТГС и РБ для 2-го включения
22501.0Запуск РМД СОЗ
22800.0Запуск МД 4-й ступени
22801.0Выключение РМД и УРМД СОЗ
22910.0Выключение МД 4-й ступени и включение УРМД СОЗ
23049.0Начало 5-го разворота осей ТГС и РБ в положение для отделения КА
23851.0Конец 5-го разворота осей ТГС и РБ в положение для отделения КА
24108.5Выключение УРМД СОЗ
24111.0Разделение 4-й ступени и КА

* По данным независимых наблюдателей, российский разведывательный спутник “Космос-2343” запущенный 15 мая, переведен на рабочую орбиту высотой 216x338 км.


“Протон” впервые использовался для запуска столь тяжелого коммерческого спутника — масса аппарата составила 3600 кг. “Inmarsat 3” был “Протону” откровенно мал — настолько, что он легко затащил его прямо на стационар. “Astra” была потяжелее, и дело ограничилось переходной орбитой, с тем же наклонением, которое обеспечивают европейские носители серии “Ariane 4”, но со значительно более высоким и потому выгодным перигеем. При практически тех же возможностях носителя и разгонного блока для еще более массивного “Telstar'a” удалось обеспечить менее выгодное наклонение (17.5° вместо 7.5°) и меньшую высоту в перигее (6700 км вместо 12100 км)

Однако и для КА такого класса выведение на “Протоне” оказалось практически столь же эффективным, как на “Ariane 4”: наклонение переходной орбиты в 2.5 раза выше, что требует расхода бортового топлива на поворот плоскости, зато значительная высота перигея позволяет это топливо сэкономить.

“Telstar 5” изготовлен американской компанией “Space Systems/Loral” на основе базовой конструкции FS-1300 и предназначен для непосредственного телевизионного вещания на территорию США, Канады, Мексики и стран Карибского бассейна. Аппарат оснащен 28 ретрансляторами диапазона Ku и 24 — диапазона С и считается наиболее мощным коммерческим спутником связи США. Стоимость пуска, включая носитель, оценивается в 200-250 млн $. Аппарат оснащен солнечными батареями мощностью 8 кВт и размахом 36.6 м; диаметр антенн Ku-диапазона составляет 8.5 м.

Спутник прибудет в расчетную точку стояния — 97°з.д. — приблизительно через неделю после запуска. Спутник будет эксплуатироваться компанией “Loral Skynet”, унаследовавшей спутниковую систему “Skynet” у AT&T. В число пользователей спутника входят американские компании ABC, “Fox”, PBS и др.

Следующим коммерческим пуском “Протона” станет запуск группы из семи КА “Iridium”, запланированный на 18 июня. Запуск спутника PAS-5 компании “PanAmSat” планируется на 20 июля. Всего на 1997 г. запланированы 8 коммерческих пусков “Протонов” — с 6 спутниками связи на стационарную орбиту и 14 спутниками низкоорбитальной системы связи “Iridium”.

КНР. “Дунфанхун-3” выведен в расчетную точку

С.Головков по сообщениям Синьхуа, Франс Пресс. 20 мая 1997 г. в 07:01 GMT (15:01 по пекинскому времени) китайский КА “Дунфанхун-3” (“Dongfanghong 3”, DFH-3) был успешно выведен в точку стояния 125°в.д.

Аппарат был запущен 12 мая носителем CZ-3A из Сичана (“НК” №10, 1997). За восемь суток полета спутник неоднократно ориентировался и выполнил три коррекции орбиты. В процессе работы со спутником, выполняемой специалистами Сианьского центра испытаний и управления спутниками, впервые использовалась новая система слежения и управления, совместимая с международными стандартами. В испытании и управлении КА было задействовано океанское судно слежения и испытаний “Юаньван” (“Yuanwang”).

В течение почти 30 лет, прошедших со дня его создания, сианьский центр работал с 48 спутниками, запущенными китайскими носителями и РН других стран. Центр находится на мировом уровне в части разработки программно-математического обеспечения для слежения и управления, компьютерного моделирования, определения орбит и точности средств управления. Благодаря усилиям Центра, КНР стала третьей страной, решившей задачу возвращения спутников с орбиты.

После испытаний спутника на орбите в течение нескольких недель он будет сдан в эксплуатацию Китайской вещательной спутниковой корпорации CBSC и должен работать в течение 8 лет.

Государственный Совет КНР и Центральная военная комиссия направили сегодня телеграмму Государственному комитету по науке, технике и промышленности национальной обороны и Китайской аэрокосмической корпорации с поздравлением всем товарищам, участвовавшим в исследованиях и разработке, запуске, слежении и управлении спутником, а также в обеспечении” работ по запуску КА “Дунфанхун 3”. В телеграмме указывается, что разработка и запуск DFH-3 символизирует выход технологии китайских спутников связи на новую ступень, и выражается надежда на то, что “вы будете добросовестно накапливать опыт, приумножать достижения, продвигаться в пионерском духе и постоянно вносить новый вклад в ускорение мероприятий по модернизации нашей страны”.

КНР. Сведения о запуске не подтвердились

27 мая. М.Абулхатин, ИТАР-ТАСС. Китай успешно осуществил запуск спутника Земли, предназначенного для проведения серии специальных научных экспериментов в военных целях. Как стало сегодня известно пекинскому корреспонденту ИТАР-ТАСС из информированных источников, запуск был произведен в конце прошлой недели (19-25 мая — Ред.) с космодрома Сичан (юго-западная провинция Сычуань).

В соответствии с утвержденной правительством КНР программой освоения космического пространства, в ближайшие годы предусмотрено проведение в космосе более тысячи научных экспериментов. Некоторые из них будут осуществляться в интересах обеспечения обороноспособности страны. Как заявил на одном из совещаний по вопросам развития военной науки и техники заместитель председателя Центрального военного совета КНР генерал-полковник ЛюХуацин, Китай будет активно продолжать разработку и производство систем ракетного оружия, необходимого для обеспечения национальной безопасности страны.

В настоящее время в НИИ космической промышленности Китая ведутся работы, связанные с программой запуска небольших космических аппаратов, создания новых мощных ракет-носителей, космических станций и системы возвращения космических аппаратов на Землю. Китайские конструкторы продолжают разработку новой ракеты-носителя, способной выводить на орбиту летательные аппараты весом до 20 тонн.

Программа развития китайской космической промышленности, в которую включены и военные разработки, рассчитана до 2001 года и на ее реализацию государство ассигновало 10 млрд юаней.

В течение ближайших 10-15 лет Китай намерен осуществить запуски примерно 30 спутников, в том числе “Asiasat 1”, “Asiasat 2”, “Asia Pacific”.

В будущем месяце запланирован запуск спутника “Фэнъюнь-2” (“Fengyun 2”), предназначенного для выполнения программы по прогнозированию землетрясений и погоды.

27 мая. Франс Пресс. Китай опроверг сегодня информацию о том, что он секретно запустил спутник оборонного назначения после успешного запуска спутника связи в середине мая.

“Такого запуска не было. Это сообщение не имеет оснований,” — заявил в ответ на запросы иностранных средств массовой информации представитель Китайской аэрокосмической корпорации (CASC). Корпорация контролирует гражданские запуски в Китае и не связана напрямую с военными, но ее представитель сказал, что опровержение тем не менее имеет силу. “Мы не делаем заявлений такого рода с легкостью, — сказал он. — Никакого запуска оборонного спутника не было.”

Сообщения о запуске китайского спутника военного назначения “примерно через неделю после DFH-3” появились со ссылкой на источники в промышленности.

Норвегия. “Telenor” заказывает спутник у “Hughes”

19 мая. “Business Wire”. Норвежская компания “Telenor” вчера объявила о том, что она заключит контракт на спутник с “Hughes Space and Communications International Inc.” (HSCI) Новый спутник называется “Thor 3”. Он будет использоваться для непосредственного телевещания на страны Скандинавии, Центральную и Восточную Европу. “Hughes” доставит спутник на орбиту в точку стояния 1°з.д. в августе 1998 года. “Thor 3” будет изготовлен на базе HS-376HP и оснащен 14 приёмоответчиками диапазона Ku (14/11 ГГц), каждый мощностью 47 Вт. Солнечные батареи будут вырабатывать 1400 Вт. Срок службы “Thor 3” составит 11.5 лет. “Thor 3” — это уже 51-й спутник модели HS 376 и третий, владельцем которого будет “Telenor” (см. статью “В полете Thor 2A”). “Hughes” обеспечит запуск и страховку спутника, реконструкцию норвежского центра управления и обучение персонала. Переговоры по контракту продолжаются, но “Telenor” дала “Hughes'y” разрешение начать работы, чтобы изготовить спутник к сроку. Заключённое соглашение включает опцию на один дополнительный спутник. Финансовые условия контракта не были объявлены.

Первый тайваньский спутник изготовлен

19 мая. С.Головков по сообщениям Центрального агентства новостей Тайваня, Франс Пресс и “Business Wins”. Американская компания TRW 16 мая доставила на Тайвань первый заказанный им спутник “ROCSat-1”.

Спутник был доставлен транспортным самолетом в Международный аэропорт Чан Кайши, а оттуда — в расположенный примерно в 80 км промышленный центр Синьчжу, где располагается Управление национальной космической программы Тайваня (NSPO — National Space Program Office). Двумя предыдущими транспортами, первый из которых планировался на 27 апреля, на остров доставили аппаратуру для наземных испытаний.

“ROCSat-1” представляет собой малый спутник модульной конструкции массой около 400 кг. Аппарат состоит из трех модулей — служебных систем, подсистемы реактивного управления и полезной нагрузки. Спутник предназначен для проведения научных экспериментов Тайваня в области космической физики, океанографии и связи. Эти эксперименты включают исследование электродинамики ионосферной плазмы, цветную съемку океана с низким разрешением для исследования выноса материала реками, загрязнений и поиска фитопланктона, эксперименты по ретрансляции радиосигналов Ка-диапазона.

Аппарат был разработан и изготовлен специалистами “TRW Space & Electronics Group” в рамках выданного в 1994 г. сроком на 4 года контракта на сумму 61 млн $. TRW также провела подготовку по разработке КА 28 инженеров NSPO, которые в течение 3 лет работали на полных правах в группе разработчиков спутника и тесно сотрудничала с фирмами Республики Китай (официальное самоназвание Тайваня — Ред.) в передаче знаний и технологических навыков. В результате ряд бортовых компонентов изготовили тайваньские фирмы: бортовой компьютер — “Acer Sertek Inc.”, интерфейсный блок — “TranSystem Inc.”, всенаправленную антенну диапазона S и радиоаппаратуру связи — “Victory Industrial Corp.”, солнечные батареи — “Shihlin Electric and Engineering Corp.”. TRW заявила о том, что она “гордится этим вкладом в космическую программу” Тайваня. Наземную станцию управления строит “Allied Signal Technical Service Corp.”.

Теперь стажировавшиеся в США специалисты NSRO установят на служебный борт спутника полезную нагрузку и выполнят заключительные системные испытания и интеграцию КА. Затем спутник будет вновь отправлен в Штаты для запуска ракетой LMLV-1 компании “Lockheed Martin” в начале 1999 г., который обойдется в 19 млн $.

В 1996 г. “Lockheed” заявила, что запуск может закончиться взрывом на 15-й секунде из-за резонансных колебаний солнечной батареи. Однако после частичного пересмотра методики расчетов, в марте 1997 NSPO объявило, что этой опасности можно избежать без переделки системы. Однако время было потеряно, и запуск пришлось перенести с 1998 на 1999 г.

К 2003 г. Тайвань планировал запустить три спутника. Однако сейчас первоначальный 15-летний план стоимостью 544 млн $ был пересмотрен, и было решено запустить только “ROCSat-1” и серию мини-спутников.

“TRW Space & Electronics Group”, являющаяся производственной структурой “TRW Inc.”, изготовила более 190 связных, научных и оборонных КА, разработала более 200 приборов для КА и поставила на КА около 550 экспериментов. Объем продаж “TRW Inc.” в 1996 г. составил около 10 млрд $.

далее