КНР. В полете геостационарный метеоспутник

И.Лисов по сообщениям ЮПИ, Синьхуа. 10 июня 1997 г. в 12:01 GMT (20:01 по пекинскому времени) из космического центра Сичан был выполнен пуск РН CZ-3 с метеорологическим спутником “Фэнъюнь 2” (Feng Yun 2, “Ветер и облако”). Через 23 мин после старта спутник отделился от последней ступени РН и был выведен на близкую к расчетной, переходную к геостационарной орбиту с наклонением 28.2°, высотой 296x36078 км и периодом 636.7 мин.

Согласно сообщению Секции оперативного управления Центра космических полетов имени Годдарда NASA, KA “Фэнъюнь 2” присвоено международное регистрационное обозначение 1997-029А. Он также получил номер 24834 в каталоге Космического командования США.

“Фэнъюнь 2” — геостационарный метеорологический спутник, отнесенный Китаем к аппаратам второго поколения. Аппарат разработан главным образом в Шанхайском исследовательском институте аэрокосмической технологии в составе Китайской аэрокосмической корпорации. Аппарат имеет массу 1380 кг. Спутник оснащен сканирующим радиометром, информационной системой для наблюдения облачного покрова, и системой передачи данных. “Фэнъюнь 2” призван улучшить средне— и долгосрочный прогноз погоды и опасных природных явлений. Расчетный срок работы КА “Фэнъюнь 2” — три года, точка стояния — 105° в.д.

10 июня спутник был переведен на околостационарную орбиту с наклонением 1.25° и периодом 1401.4 мин. Для управления спутником “Фэнъюнь 2” задействованы сианьский центр управления и китайские корабли слежения.

По сообщению Синьхуа, член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК и вице-председатель Центральной военной комиссии Лю Хуацин находился на космодроме и наблюдал за подготовкой к запуску. Премьер КНР Ли Пэн очень беспокоился о запуске и несколько раз спрашивал о ходе подготовки, а на следующий день после успешного пуска прибыл в Сичан, встретился с участниками запуска и поздравил их от имени ЦК КПК и Госсовета КНР. “Успешный запуск спутников “Дунфанхун 3” и “Фэнъюнь 2” менее чем за один месяц имеет большое экономическое и политическое значение,” — заявил Ли Пэн.

Таким образом, Китай стал пятой страной после США, Японии, Европы (“Eumetsat”) и России, запустивший геостационарный метеоспутник. Два аппарата первого поколения “Фэнъюнь 1” были запущены 6 сентября 1988 и 3 сентября 1990 г. на солнечно-синхронные орбиты носителями CZ-4A с космодрома Тайюань. Первый аппарат второго поколения “Фэнъюнь 2” был утрачен в результате пожара, возникшего при заправке спутника в Сичане 2 апреля 1994 г. (“НК” №8, №9,1994).

Россия-США. Дата запуска КА “Early Bird”

26 мая. А.Бакина, ИТАР-ТАСС. Определена окончательная дата запуска с российского космодрома Свободный (Амурская область) американского спутника дистанционного зондирования Земли “Early Bird”, который должен быть выведен на орбиту ракетой-носителем “Старт-1”. Он отправится в космос 30 июля.

Как сообщил сегодня корреспонденту ИТАР-ТАСС Сергей Зинченко, директор Научно-технического центра “Комплекс-МИТ”, разработчика ракеты, первоначально запуск должен был состояться 27 июня, однако его пришлось отложить, так как американский спутник еще не был готов. Сейчас у НТЦ “Комплекс-МИТ” уже имеется уведомление от американской стороны о том, что космический аппарат готов к полету. На конец июня запланирована доставка на космодром спутника и технологического оборудования. Чтобы доставить ракету-носитель, российским специалистам понадобится две недели.

Россия-США. Началась подготовка к пуску КА “Iridium”

2 июня. В.Романенкова, В.Гриценко. ИТАР-ТАСС. Семь американских спутников связи системы “Iridium” будут запущены одной российской ракетой “Протон” 18 июня. Подготовка к этому старту началась на космодроме Байконур, сообщили сегодня корреспондентам ИТАР-ТАСС в пресс-центре ВКС РФ. Запуск, цена которого составляет около 60 млн $, будет вторым из восьми коммерческих пусков “Протонов”, запланированных на нынешний год. Благодаря этим коммерческим стартам, а также запускам по российской космической программе, космодром Байконур в 1997 году будет работать с большой нагрузкой. Основанный ровно 42 года назад, сейчас он является крупнейшей в мире стартовой площадкой для ракет легкого, среднего и тяжелого класса. По количеству запускаемых аппаратов Байконур занимает второе место в мире, уступая лишь российскому космопорту — Плесецку.

* Американская компания “McDonnell Douglas” имеет шесть твердых заказов на запуски КА носителем “Delta-Lite”: FUSE, “MS'98 Orbiter” и “Deep Space 1” в 1998, “MS'98 Lander”, “Stardust” и ЕО-1 с субспутником SAC-C в 1999 г. Контракт с NASA, подписанный в феврале 1996 г., предусматривает также восемь опций.


Байконур создавался для испытаний боевых межконтинентальных баллистических ракет, пусков которых с 1957 года было проведено более 1200. Однако со временем он в основном стал решать космические задачи. С Байконура стартовали 1094 ракеты, которые вывели на орбиты 1098 различных космических аппаратов, включая пилотируемые корабли. С 1994 года Россия арендует Байконур у Казахстана. На сегодняшний день подписано 22 межгосударственных документа, регламентирующих отношения сторон. Еще несколько соглашений находятся в разработке. С их принятием должны быть решены проблемы гарантированного электроснабжения Байконура и обеспечения правопорядка в его “столице”.

США. “MightySat 1” на испытаниях

13 июня. “AirForce News service”. Военно-исследовательский спутник “MightySat 1” Военно-воздушных сил США проходит серию термоиспытаний в Лаборатории Филлипса на авиабазе Кёртлэнд (Нью-Мексико).

В ходе проводившихся 11-13 июня испытаний имитировались циклические тепловые нагрузки от попеременного нахождения спутника на Солнце и в тени и исследовалось их воздействие на солнечные элементы спутника. Позже состоится серия испытаний, имитирующих вращение аппарата на орбите и качество передачи и приема информации через его антенны.

На спутнике имеется оборудование для проведения пяти экспериментов, поставленных Лабораторией Филлипса. Это, в частности, опробование новых солнечных элементов, испытание перспективных композиционных материалов, регистрация попаданий микрочастиц, а также спутник несет комплект микромеханических устройств и малопотребляющей электроники. На аппарате созданы одинаковые условия для размещенных на нем обычных и радиационно-защищенных схем с тем, чтобы можно было сравнить их поведение.

“MightySat 1” — пробный проект стоимостью 6 млн $ для отработки средств проведения дешевых космических экспериментов. Головным подрядчиком по КА является компания “СТА Space Systems”, изготовившая служебный борт. Интеграцию полезных нагрузок и испытания обеспечивает компания “Jackson and Tull”, а “Aerospace Corp.” консультирует проект. Пятисуточные функциональные испытания спутника планируется провести в течение второй недели июля, а затем аппарат будет отправлен в Центр космических полетов имени Годдарда NASA.

Спутник массой 61 кг планируется запустить в июле 1998 г. в ходе попета шаттла по программе STS-88. Расчетный срок работы аппарата — один год. Управление аппаратом будет осуществлять Директорат испытаний и оценок Центра космических и ракетных систем на авиабазе Кёртлэнд.

Менеджер программы майор Эрик Пейн ожидает, что за этим аппаратом последует серия относительно дешевых спутников для испытаний и быстрой оценки новых космических технологий.

РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ. РАКЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ

Россия. Готова ракета для “Прогресса М-35”

13 июня. В.Романенкова, В.Гриценко. ИТАР-ТАСС. Ракета-носитель “Союз-У”, которая должна быть использована для запуска в начале июля грузового корабля для снабжения орбитальной космической станции “Мир”, была отправлена сегодня специальным поездом из космического центра “ЦСКБ-Прогресс” на Байконур.

Эшелон должен прийти на Байконур 18 июня, где немедленно начнется подготовка к запуску, сообщили корреспонденту ИТАР-ТАСС в Российском космическом агентстве.

Тот факт, что носитель “Союз-У” не был готов, явился причиной неоднократных переносов запуска грузового корабля “Прогресс М-35”, который первоначально планировался на ноябрь 1996 г. Недостаточное государственное финансирование привело к тому, что поставщики не могли своевременно поставить необходимые компоненты для ракет “Союз-У”, которые производятся в Самаре. А так как эти носители используются для запуска на орбиту как грузовых, так и пилотируемых кораблей, задержки пусков стали хроническими. В то время как несколько лет назад запускалось от 6 до 8 грузовых кораблей в год, теперь это число не превосходит трех.

Точное время запуска “Прогресса М-35” пока не установлено, но планируется, что он будет запущен в первую декаду июля. Транспортный корабль должен доставить российско-американскому экипажу, работающему на станции “Мир”, еду, воду, одежду, посылки от родных, кислород, аппаратуру и материалы для научных исследований.

США. Испытания Х-38 начнутся в июле

4 июня. Сообщение NASA. Первый опытный экземпляр космического аппарата Х-38, предназначенный для атмосферных испытаний, сегодня отправлен из Космического центра имени Джонсона в Летно-исследовательский центр имени Драйдена NASA для подготовки к беспилотным летным испытаниям.

Космический аппарат Х-38 разрабатывается для решения нескольких задач. Во-первых, он рассматривается как летающая лаборатория для отработки технологий перспективных космических кораблей. Первая возможность потенциального использования аппарата — штатный корабль-спасатель для Международной космической станции, рассчитанный на возвращение экипажа до 6 человек. Х-38 будет доставляться к станции шаттлом.

Наконец, после принятия в эксплуатацию в качестве спасателя, Х-38 может быть легко дооборудован в легкий транспортный корабль на линии Земля-орбита, который может эксплуатироваться в течение следующих 20 и более лет. В частности, рассматривается вариант создания совместного американо-европейского транспортного КК, выводимого на орбиту европейским носителем “Ariane 5”.

Концепция корабля восходит к экспериментальному аппарату с несущим корпусом Х-24А ВВС США Х-38 должен сходить с орбиты с помощью специального сбрасываемого двигательного модуля, тормозиться в атмосфере подобно шаттлу и выполнять заключительное снижение и посадку в бездвигательном режиме на парашюте-крыле.

Стоимость Х-38 составляет лишь долю от стоимости пилотируемых кораблей предыдущих поколений. Его разработчики старались в максимальной степени (до 80% проекта) использовать имеющееся оборудование и технологии. Однако, как признает менеджер проекта Х-38 Джон Мьюрейтор, они стоят перед несколькими серьезными проблемами. Так, на Х-38 впервые для аппаратов с несущим корпусом реализуются полностью электрическая система управления и впервые применяется развертываемый парашют-крыло (parafoil). Его создатели уверены, что им удастся научить Х-38 летать.

Экземпляр для атмосферных испытаний, получивший обозначение изделие 131, является первым из трех масштабных опытных экземпляров, изготавливаемых, главным образом, в Центре Джонсона. Испытания 131-го начнутся в Центре Драйдена с полетов на подвеске на самолете-носителе NASA B-52, которые пройдут в июле и начале августа 1997 г. Первый сброс аппарата на высоте 7.6 км запланирован на конец августа 1997 г., и такие сбросы будут проводиться периодически до конца 1999 г. На весну 2000 г. запланирован испытательный космический полет Х-38 на борту шаттла.

США. Исполнители по проекту “Bantam”

9 июня. Сообщение NASA. Центр космических полетов имени Маршалла отобрал фирмы “Universal Space Lines, Inc.” (Ньюпорт-Бич), “Summa Technology, Inc.” (Хантсвилл), “Aerojet-General Corp.” (Сакраменто) и “Pioneer Rocketplane” (Блейдвуд) для переговоров и выдачи контрактов на начальную разработку экспериментального аппарата для отработки технологий дешевых систем ракет-носителей (проект “Bantam”).

Заключение контрактов планируется позднее в этом месяце. Ожидаемая сумма государственного финансирования проекта в 1997 финансовом году составит 8 млн $.

В течение следующих шести месяцев отобранные компании будут анализировать рынок малых полезных нагрузок, разрабатывать концепцию системы дешевого запуска и бизнес-план коммерческой эксплуатации этой системы.

Новая технология займет нишу запусков небольших исследовательских аппаратов, проекты которых зачастую не реализуются только из-за высокой стоимости запуска. Таким образом, этот проект сможет кардинально увеличить количество проводимых в космосе исследований. Также от недорогого доступа в космос извлекут пользу и коммуникационные компании, используя в качестве полезного груза спутники связи.

Проект “Bantam” будет адаптировать общепромышленные технологии и имеющееся в наличии оборудование для разработки новых технологий и создания экспериментального изделия. Цель — разработать ракету-носитель, способную вывести на орбиту полезный груз весом до 180 кг при затратах в 1.5 млн $. Сегодня такой запуск обходится в 8 млн $, или примерно 45000 $ за килограмм.

Проект “Bantam” является одним из элементов Программы по усовершенствованию космического транспорта, задуманной NASA для уменьшения стоимости космических запусков и разработки новых технологий в течение следующих 25 лет.

Украина. О запусках РН “Циклон” с космодрома Куру

6 июня. “Air et Cosmos”. Первый коммерческий запуск модернизированного украинского носителя “Циклон-3К” с космодрома Куру (Французская Гвиана) может состояться в конце 2000 г.

Носители типа “Циклон” со стартовой массой около 180 тонн в двух— и трехступенчатом вариантах запускались с 1969 г. более 200 раз. Для Куру планируется разработать специальный трехступенчатый вариант, получивший название “Циклон-3К”, который сохраняет конструкцию и двигательные установки “Циклона-3”, но оснащается новой системой управления на базе разработанной для РН семейства “Ariane”.

“Циклон-3К” с грузоподъемностью 3500 кг при выводе на низкую околоземную орбиту (вероятно, солнечно-синхронную — Ред.) будет находиться между двумя коммерческими вариантами “Союза” (“Союз-Икар” — 2500 кг, “Союз-Фрегат” — 5000 кг) при запусках их с Плесецка и Байконура. В 1997-2007 г.. ожидается запуск приблизительно 1800 спутников на такие орбиты. Коммерческая эксплуатация носителя “Циклон-3К” будет естественным дополнением к услугам по запускам КА на переходные к геостационарной орбитам носителями “Ariane 4” и “Ariane 5”.

Этот проект начался с предварительного исследования, выполненного германской фирмой DASA в период с осени 1996 г. и показавшего принципиальную возможность запусков модернизированного “Циклона” с Куру. В этом месяце начинается вторая стадия проекта, имеющая целью начало полномасштабных работ по программе в течение шести месяцев и создание до конца 1997 г. совместного предприятия по коммерческой эксплуатации “Циклонов”.

Проект возглавляет германская DASA в лице директора проекта Петера Бамберга. В работе намерены участвовать украинское НПО “Южное” (собственно носитель), французская “Matra Marconi Space” (система управления и интерфейс с “наземкой”), германская MAN (наземное оборудование) и консорциум “Ananespace” (коммерциализация и эксплуатация носителя).

Запуски предполагается осуществлять со стартового комплекса ELA-1; выведенного из эксплуатации в 1989 г и частично демонтированного. Использование площадки ELA-2, откуда в настоящее время производятся запуски РН “Ariane 4”, оказалось невозможным, так как эксплуатация этих носителей, очевидно, не закончится в 2000 г., а продлится до 2002-2003 гг. На площадке ELA-1, расположенной к северо-западу от ELA-2, оборудование стартового комплекса в основном демонтировано, однако имеются бетонное стартовое сооружение с газоотводами, резервуары долгохранимого топлива и бункер управления CDL-1.

Основными направлениями модернизации “Циклона” станут разработка новой системы управления и электросистемы носителя, а также наземных систем — центра управления, средств телеметрии и безопасности. “Matra Marconi” уже выполняла подобную работу в рамках нереализованного проекта Европейского малого носителя ESL (European Small Launcher). При этом планируется обеспечить максимальное сходство с существующими системами “Ariane”.

Официальное объявление проекта может состояться на авиасалоне в Ле-Бурже. На второй его стадии будут уточнены детали проекта и выполнены все необходимые требования. Так, DASA и его партнеры должны получить разрешение французского Национального центра космических исследований CNES на использование космодрома Куру и официальную поддержку Европейского космического агентства. Необходимо получить экспортную лицензию правительства Украины и согласие французского правительства принять на себя обязательства по возмещению ущерба третьим лицам. Наконец, исследования рынка нужно довести до стадии бизнес-плана, который позволит привлечь необходимый капитал. Участники проекта должны согласовать доли расходов и схему распределения доходов. DASA оценивает общие капиталовложения в проект (носитель и наземные системы) в 100 млн $, а стоимость пуска — в 20-30 млн $. В 1996 г. было объявлено о создание совместного предприятия НПО “Южное” и “Rockwell Aerospace” для коммерческой эксплуатации РН “Циклон”. Однако, как заявляет DASA, это СП планирует запустить только 15 “Циклонов” в период до 2000 г., причем только с Плесецка и Байконура.

США. Исследуются жидкостные ускорители для шаттла

3 июня. И.Лисов по сообщению NASA, ЮПИ. Два исследовательских контракта стоимостью 1 млн $ каждый были выданы в мае компаниям “Lockheed Martin” и “Boeing Co.” для углубленного изучения и определения концепции жидкостных ускорителей Космической транспортной системы “Space Shuttle”, самостоятельно возвращающихся к месту старта. Эта концепция получила название LFBB (Liquid Fly-Back Booster).

Как известно, система “Space Shuttle” использует твердотопливные ускорители SRB, приводняющиеся в океане и используемые повторно по частям. Поиск, эвакуация, послеполетное обслуживание и повторная сборка ускорителей является длительным и дорогостоящим процессом. Сами же SRB обладают относительно низкими характеристиками и опасны в применении: прогар ускорителя по межсекционному стыку был непосредственной причиной гибели в 1986 г. корабля “Челленджер” с семью членами экипажа.

Жидкостная первая ступень многократного использования была элементом первоначального проекта шаттла Отделения космических систем “Rockwell International”, ныне входящего в состав “Boeing”, однако в целях экономии средств и времени была заменена твердотопливными ускорителями. В рамках “Постоянной программы совершенствования шаттлов” в Центре космических полетов имени Маршалла выполнено исследование возможности замены существующих ускорителей жидкостными. Предполагается, что ускорители будут отделяться на высоте около 60.4 км, примерно на 40 сек позже, чем сейчас SRB. После сброса ускорители будут совершать баллистический полет в течение 9 минут до высоты 8-10 км. Затем на каждом будут запущены воздушно-реактивные двигатели, и ускорители возвратятся к месту запуска под управлением бортового компьютера и приземлятся по-самолетному на Посадочном комплексе шаттлов Космического центра имени Кеннеди.

Фирмы-подрядчики должны представить предложения по конфигурации стартовых ускорителей и используемым на них двигателям в рамках предложенной концепции, выполнить анализ и оценку, изготовить модели и провести их испытания в аэродинамической трубе. Срок каждого контракта — 7.5 месяцев; первоначальные результаты исследований должны быть представлены в сентябре, а заключительный отчет — в декабре 1997 г. По результатам исследований NASA примет в начале 1998 г. решение о проведении предварительной, а затем — полномасштабной разработки.

В случае, если предложенная концепция будет реализована (а независимые наблюдатели выражают сомнение в том, что она пройдет дальше стадии исследований), новые жидкостные ускорители заменят существующие твердотопливные. Остальные основные элементы транспортной системы — орбитальная ступень, основные двигатели и внешний бак — не претерпят существенных изменений. Первый полет шаттла с жидкостными ускорителями может состояться в 2002 г.

Шаттл с жидкостными ускорителями будет обладать повышенной грузоподъемностью, что особенно необходимо для доставки тяжелых грузов на орбиту Международной космической станции, а также для вывода на низкую околоземную орбиту тяжелых грузов для будущих лунных и межпланетных миссий. Кроме того, стоимость эксплуатации системы “Space Shuttle” удастся сократить на 400-500 млн $ в год.

Судя по комментарию, который сделал в интервью агентству ЮПИ 12 июня директор программы LFBB фирмы “Boeing” Айра Виктор, жидкостные ускорители будут дросселируемыми и форсируемыми и менее чувствительными к отказам двигателей. По-видимому, предполагается оснастить каждый ускоритель несколькими ЖРД, причем выход на орбиту остается возможным при отключении одного из двигателей на каждом из ускорителей. Соответственно, с меньшей вероятностью потребуется аварийное прекращение полета. Однако в выборе двигателей пока нет никакой ясности, и в “Aviation Week & Space Technology” за 2 июня в качестве кандидатов называются F-1 с РН “Saturn 5”, аэроджетовский AJ26-800 и энергомашевский РД-180.

Ускорители LFBB будет можно выключить в более серьезной аварийной ситуации, в отличие от используемых сейчас SRB. Спасение корабля и экипажа при аварии на этапе работы твердотопливных ускорителей SRB считается невозможным.

Журналисты были впервые ознакомлены с работами “Boeing” по проекту LFBB в штаб-квартире Отделения космических систем 21 мая 1997 г. NASA официально сообщило об этих работах 3 июня.

Вторая “Ariane 5” отправлена в Куру

4 июня. С.Головков по сообщениям “Arianespace”. Второй летный экземпляр нового европейского носителя “Ariane 5” был отправлен морем из Гавра в Куру двумя рейсами, 31 мая и 2 июня 1997 г. Ранее на космодром был доставлен приборный отсек носителя.

Предстартовую подготовку планируется начать 16 июня, а пуск запланирован на 16 сентября. Эти даты должны быть подтверждены на совещании руководителей от ЕКА и CNES 10 июня. На борту “Ariane 5” в полете 502 будут два макета коммерческих спутников “Maqsat”, новый радиолюбительский спутник “Phase 3D”, изготовленный в Германии, и малый научный спутник “Teamsat”. Общая масса полезной нагрузки — 5180 кг.

Франция. Двигатель “Ariane 5” будет заменен

14 июня. Рейтер. Французская фирма-производитель двигателей SEP решила заменить двигатель ракеты “Ariane 5”, с которым она должна была стартовать во второй раз в середине сентября (полет 502)

Во время испытаний одного из двигателей 1-й ступени “Vulcain” был отмечен дефект некоего серебряного элемента, входящего в двигатель. А так как для двигателя второй “Ariane 5” этот элемент поставил тот же производитель, то было решено поставить на нее двигатель, сделанный для последующего пуска (полет 503), соответствующий элемент которого был поставлен другим производителем.

Замена двигателя займет около 15 дней, что, вероятно, скажется на сроке запуска. Однако, после прошлогодней аварии (при пуске 501 4 июня 1996 г. “Ariane 5” взорвалась вскоре после старта не по вине двигателя) участвующие в запуске компании предпочитают проявлять крайнюю осторожность. Второй запуск “Ариан 5” и так уже откладывался несколько раз.

Еще об аварии “Зенита”

И.Маринин. НК. В НК №11.97 мы писали об аварии РН “Зенит”, происшедшей 20 мая этого года. Со времени выхода этого материала нам удалось узнать некоторые подробности этого происшествия.

19 мая утром РН с КА вывезли из МИКа на стартовый комплекс. Вскоре, во время предстартовой подготовки возникли довольно серьезные проблемы. Вначале это касалось системы питания стартового оборудования. Как известно, практически вся подготовка РН к запуску проходит автоматически по командам вычислительной машины. Эта машина питается постоянным напряжением 27 В, которое часто пропадало. Приходилось перезапускать программу и частично повторять предстартовые операции.

Другое осложнение произошло во время подъема РН. Произошел сбой готовности установщика, которая вызвала задержку на два часа. В течение этого времени стартовая команда искала и нашла причину сбоя, и циклограмма была запущена вновь. Во время подъема вновь отключилось электропитание на всем наземном комплексе и установку ракеты пришлось осуществлять минуя автоматическую систему. Ракета словно не хотела лететь и искала причины отказаться от задания, чувствуя свою гибель. Тем не менее все сбои были преодолены в тот же день, и было принято решение осуществить запуск во вторник, 20 мая, в назначенное время.

РН стартовала точно по графику. Пламя из всех четырех камер сгорания было ровным. Примерно на 20 с она ушла в облака.

На 48 секунде прозвучало по громкой связи, что произошло аварийное отключение двигателей по превышению углов. Затем из облаков вывалилась 1 ступень с дымящимся, как сигарета, хвостом, вторая ступень падала рядом и немного в стороне — космический аппарат. Они упали на землю на расстоянии 9 км от стартового стола (все другие публикуемые данные не верны, — Ред.) и взорвались. Воронки имели вид канав глубиной около 3 м и длиной примерно соответствовали длинам ступеней. Обломки ступеней были размером не более трех метров. От взрывов никто не пострадал, только большое количество керосина пролилось на землю.

На расстоянии 4 км от старта был обнаружен обломок хвостового отсека, а вблизи него — еще три детали этого отсека. В 6 км были найдены две камеры сгорания, причем одна из них была сильно повреждена и закопчена. Другие две камеры сгорания обнаружили на месте падения 1-й ступени. По их обломкам нельзя было определить первопричину взрыва. Все четыре камеры были прогревшими, трубопроводы повреждены взрывом во многих местах. Сильно пострадал и газогенератор. Телеметрия показала мгновенный рост давления и температуры в хвостовом отсеке.

На расстоянии около 6,5 км от старта был обнаружен космический аппарат. Он отделился от аварийной РН и упал на землю, сплющился, но не взорвался.

На следующий день на место аварии прибыл представитель Комического агентства Казахстана. Он потребовал захоронить обломки и провести рекультивацию почвы, которая и была проведена сразу после сбора необходимых для выяснения причин неудачного запуска обломков.

Комиссия, созданная для выяснения причин аварии, рассматривала несколько версий случившегося. Одна из них — заправка РН некондиционным керосином. При его захолаживании до -19° во время заправки в него могла попасть вода, которая затем попала и в двигатель. Но эта версия не оправдалась после проверки оставшегося керосина и документации по проведению операций с ним. Воды в керосине не оказалось. Еще одна версия — соударение РН со стартовой опорой. После просмотра записей по углам отвода опор выяснилось, что одна из них отошла с опозданием и появилось предположение, что камера сгорания и задержавшаяся опора могли удариться друг о друга. Видеозапись не разъясняла этого вопроса. После математических расчетов выяснилось, что на 1,5 с, за которые убирается опора, РН поднимается всего на 9 см. Поэтому никакого соударения быть не могло. Других претензий к стартовому оборудованию не было. Не оказалось претензий и к стартовой команде, которой руководили от части — заместитель командира части по вооружению подполковник Шмалей и от управления — подполковник Щиголев. Именно Владимир Иванович Щиголев отвечал за техническую сторону подготовки РН к пуску. Несмотря на то, что он руководил подготовкой и пуском впервые, ошибок в его действиях не обнаружено.

2 июня. В.Романенкова. ИТАР-ТАСС. “Нештатная работа” двигателей первой ступени ракеты “Зенит-2” стала причиной аварии, происшедшей 20 мая при запуске военного спутника. Такой вывод сделала Межведомственная комиссия, разбиравшая причины катастрофы. Об этом корр. ИТАР-ТАСС сообщили сегодня в пресс-центре Военно-Космических Сил РФ. Специалисты проанализировали телеметрическую информацию, кино-, фото— и видеодокументы процессов подготовки и запуска носителя, а также исследовали собранные обломки. Теперь они проведут проверки на предприятиях, разрабатывающих и изготавливающих ракеты “Зенит-2”, чтобы исключить в дальнейшем возможные недоработки.

Примечание: на фотографиях изображены обломки ракеты “Зенит”.


КОСМОДРОМЫ
Монтаж морского старта начат

3 июня. В.Романенкова, В.Гриценко. ИТАР-ТАСС. Российские специалисты приступили к оборудованию уникального плавучего космодрома “Си Лонч” (“Морской старт”), открытие которого планируется ровно через год, в июне 1998 года, запуском ракеты “Зенит-3” с коммерческим спутником. На Выборгском судостроительном заводе начат монтаж пусковой установки для носителя, размещаемой на морской платформе “Одиссей”.

Стоимость программы составляет 500 миллионов долларов, 200 миллионов из которых будут предоставлены различными коммерческими банками под гарантии Всемирного банка.

Общее руководство и финансирование проекта осуществляет “Боинг”. “Кварнер” предоставляет для нового космодрома “площадку” — морскую платформу “Одиссей” длиной 131 и шириной 78 метров, несколько лет назад использовавшуюся в качестве буровой установки в Северном море.

* Американские астронавты возобновили свои занятия в ЦПК имени Ю.А.Гагарина Венди Лоренс заканчивает подготовку и позже летом вернется в Космический центр имени Джонсона. Дэвид Вулф и его дублер Эндрю Томас также возобновили тренировки. Неделю с 9 по 13 июня Лоренс и Вулф провели на тренировках по приводнению на Черном море, а Томас продолжал обучение русскому языку и занятия с инструкторами по системам станции “Мир”

После ремонта на одной из норвежских верфей “Одиссей” самостоятельно добрался до Выборга, где до марта следующего года платформа будет оснащена российской пусковой установкой, аналогичной имеющейся на Байконуре, и другим необходимым оборудованием.

“Южное” будет поставлять под запуски с “Си Лонч” двухступенчатые ракеты “Зенит”, а “Энергия” — разгонные блоки, с помощью которых спутники можно будет выводить на геостационарную орбиту.

Спутник связи, который намечено запустить первым с морского старта, принадлежит американской компании “Хьюз”. Его вывод на орбиту обойдется заказчику в 90 миллионов долларов. Всего “Хьюз” зарезервировал для себя 10 запусков ракет с “Си Лонч”. Кроме того, у совместного предприятия уже подписан контракт с другой американской фирмой, “Лорал”, на пять запусков ее аппаратов. Эксперты считают, что через несколько лет морской старт будет иметь 17 процентов рынка коммерческих запусков.

Международный банк реконструкции и развития поддержал “Си Лонч”

5 июня. А.Шитов. ИТАР-ТАСС. Крупнейший международный аэрокосмический проект “Морской старт”, для участия в котором России и Украины Международный банк реконструкции и развития предоставил на днях две кредитные гарантии на сумму 100 млн долларов каждая, будет успешно реализован и принесет большие выгодны всему мировому сообществу. Уверенность в этом выразили представители руководства МБРР, которые провели в среду [4 июня] в его вашингтонской штаб-квартире специальный брифинг для журналистов.

Сомнения относительно судьбы проекта, в котором участвуют также США и Норвегия, родились в связи с тем, что первые ступени ракет-носителей для него должны будут изготавливаться украинской фирмой “Южное”. В прессе США на днях появились сообщения о том, что Вашингтон якобы считает производство ракет на Украине несовместимым с участием этой страны в международном режиме контроля за нераспространением ракетных технологий. Соблюдение же этого режима — обязательное условие участия в “Морском старте”. Министерство транспорта США все еще рассматривает вопрос о выдаче участникам проекта во главе с американской аэрокосмической корпорацией “Боинг” лицензий на осуществление пусков космических летательных аппаратов

Отвечая на вопрос корр. ИТАР-ТАСС, насколько велика уверенность в том, что официальный Вашингтон не станет чинить препятствий реализации смелого замысла, вице-президент Всемирного банка по Европейскому и Центрально-Азиатскому региону Йоханнес Линн сказал: “Мы исходим из того, что проект будет продолжаться, иначе мы бы не вынесли его на рассмотрение своего совета директоров. На заседании совета США недвусмысленно поддержали его, и мы полагаем, что они не собираются вставать на его пути”. “Конечно, мы не можем гарантировать, что со временем не возникнут какие-то накладки, — добавил вице-президент МБРР. — Такое может случиться в любом проекте, связанном с коммерческими и межправительственными взаимоотношениями. Но мы надеемся, что этого не произойдет, тем более что речь идет о предприятии, выгодном не только его участникам, но и всему миру, испытывающему нехватку телекоммуникаций”.

По проекту на орбиту должны выводиться только невоенные спутники — прежде всего для поддержания связи и передачи информации. Приняты строгие меры контроля за перемещением технологии — как в рамках самого консорциума, так и за его пределы. Очень жесткими были и критерии экологической безопасности.

Й.Линн признал, что Франция выступала на совете директоров МБРР против “Морского старта” под предлогом возможной утечки военных секретов. Вместе с тем многие государства-заемщики, по его словам, поддержали проект как свидетельство того, что Всемирный банк готов выходить за рамки таких традиционных сфер, как сельское хозяйство или инфраструктура, и поддерживать усилия развивающихся стран в тех отраслях, где эти страны конкурентоспособны. Позиция Франции, как отмечали журналисты, могла быть продиктована нежеланием обострения конкуренции на рынке, где она успешно выступает со своими ракетами “Ариан”.

Согласно распространенному на брифинге пресс-релизу, компания “Си Лонч” уже получила контракты на 18 пусков от двух американских клиентов: “Хьюз спейс энд коммьюникейшн” и “Спейс системз/Лорал”. “Хьюз” приобрел также право на размещение дополнительных заказов. Первый запуск намечен на осень 1998 года.

Предполагается, что реализация проекта принесет России и Украине примерно 2 млрд долларов в виде дополнительных доходов от экспорта, а также позволит сохранить до 30 тысяч квалифицированных рабочих мест.

Об урегулировании спора между Республикой Саха (Якутия) и Министерством обороны

3 июня. В.Романенкова. ИТАР-ТАСС. Новый договор между Минобороны России и правительством Якутии об использовании части территории республики под район падения ступеней космических ракет должен быть подписан до 15 июля — за две недели до намеченного на 30 июля второго запуска с дальневосточного космодрома Свободный. Об этом на переговорах в Якутске договорились представители сторон.

Однако представители МО РФ и правительства Якутии пока пришли к согласию лишь по общим вопросам будущего договора — необходимости эпизодического использования части территории республики, проведения на ней регулярного экологического мониторинга. Наиболее острые финансовые вопросы пока остались открытыми. Они переданы на рассмотрение в правительство РФ, которое должно будет вынести окончательный вердикт, подчеркнули в пресс-центре ВКС.

Дело в том, что Якутия настаивает на выплатах ей определенного процента от стоимости коммерческих запусков иностранных спутников из Свободного, два из которых могут быть произведены в нынешнем году. Правда, при этом республика соглашается на бесплатное предоставление своей территории для падения ступеней ракет, выводящих на орбиты российские военные и гражданские аппараты.

Прежний договор был подписан с Якутией в 1996 году на основании постановления правительства РФ. Он, как и другие аналогичные документы с субъектами Федерации, чьи территории используются под так называемые районы падения, уже предусматривал определенную денежную компенсацию республике.

Тем не менее, после первого запуска из Свободного 4 марта нынешнего года Якутия в одностороннем порядке расторгла этот договор, ссылаясь на экологическую небезопасность падающих на ее территории ступеней ракет и настаивая на дополнительных выплатах за подобный ущерб. Представителей республики не убедили даже результаты независимой экологической экспертизы, не обнаружившей ни самой ступени носителя, ни тем более какого-либо урона, якобы нанесенного ей.

В Минобороны опасаются того, что в случае положительного решения финансового вопроса в правительстве РФ, будет создан прецедент. Тогда республики Алтай, Тува, Хакасия, Архангельская, Амурская, Томская, Тюменская и Новосибирская области будут также вправе потребовать дополнительных денежных компенсаций за использование их территорий под районы падения.

9 июня. О.Емельянов. ИТАР-ТАСС. Договор между ВКС (имеется ввиду МО РФ, — Ред.) и правительством Якутии о предоставлении земельных участков на территории северной республики под район падения вторых ступеней ракет “Старт” в июне подписан не будет. Об этом заявил сегодня на брифинге заместитель председателя правительства Якутии Егор Борисов.

По его словам, рассмотренный на заседании правительства проект договора не вызвал принципиальных разногласий, Однако он требует “доработки”. Аналогов подобным договорам на территории России нет, поэтому многие вопросы пока остаются без ответа. В первую очередь, это касается безопасности космической деятельности, экологической чистоты проекта и участия северной республики в распределении доходов от коммерческих запусков ракет с космодрома Свободный, число которых в ближайшие два года составит 60 процентов. Комитет охраны природы Якутии, между тем, отклонил предоставленные московскими учеными материалы оценки воздействия космической деятельности от запуска ракеты “Старт-1” как выполненные формально и неконкретно и требует проведения совместной экспертизы.

НАЗЕМНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

О совместном использовании евпаторийского Центра дальней космической связи

5 июня. Л.Рябчиков. ИТАР-ТАСС. Совместное использование центра дальней космической связи в Евпатории открывает новые перспективы в его развитии, заявил журналистам начальник Национального космического центра Украины Виктор Дурасов. Соответствующая договоренность достигнута в Киеве на встрече президентов России и Украины. Центр был создан на заре космической эры.

В результате совместной деятельности ученых двух стран улучшится финансовое положение центра, а следовательно, появятся возможности в оснащении его новейшим оборудованием, полагает Виктор Дурасов,

Достигнутое соглашение, по словам руководителя НКЦ, ускорит также реализацию украинско-российских проектов по освоению космического пространства, которые на сегодняшний день зависли в воздухе”. Сейчас в центре идет работа только над одним из этих проектов — изучается влияние “солнечного ветра” на магнитное поле Земли.


МЕЖДУНАРОДНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ
Россия. С МКС нет проблем?

10 июня. С.Головков по сообщению ИТАР-ТАСС. У России нет проблем с выполнением своей части проекта Международной космической станции, заявил сегодня в интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС заместитель генерального директора РКА Борис Остроумов. Служебный модуль, третий компонент МКС, будет готов к запуску в период 15-20 декабря 1998 г., сообщил Остроумов.

Что касается финансирования, то в середине мая была получена первая часть вексельного кредита российского правительства. Векселя были распределены между российскими предприятиями, работающими над проектом, которые должны получить по ним деньги в четырех банках (“Еврофинансы”, “Международный индустриальный банк”, “Московский национальный банк” и “Собин-банк”). При этом ГКНПЦ имени М.В.Хруничева было выделено 218 млрд руб, а РКК “Энергия” — 300 млрд руб.

Теперь российское правительство должно выделить последние 700 млрд рублей из общей суммы кредита в 1.5 трлн руб. Кредит гарантирован государством и будет возмещен из федерального бюджета. Эти 700 миллиардов будут выплачены через те же банки.

Остроумов сказал, что вексельный кредит будет продлен и на 1998 г., причем векселя будут выпущены на большие суммы, поскольку российская часть проекта будет расширяться. Заместитель генерального директора РКА выразил уверенность в том, что разрешившаяся в апреле проблема с финансированием была последней.

США. А денег нужно все больше...

12 июня. Рейтер. Перерасход средств в проекте МКС достиг 219 млн $, что втрое выше уровня, имевшего место в апреле 1996 г. Такой вывод сделан в распространенном сегодня отчете Главного счетного управления американского правительства, подготовленном по запросу сенатора Дейла Бамперса. За тот же период размер средств, необходимых для возвращения проекта в график возрос примерно на 50% и достиг 129 млн $.

В отчете названы две основные причины роста стоимости проекта и отставания от графика — финансовые проблемы России и “ухудшающиеся показатели” основного американского подрядчика по МКС, фирмы “Boeing Со.”

Бамперс заявил (в очередной раз), что проект МКС должен быть прекращен, а выделенные на него средства пойти на финансирование Национального института здравоохранения и Национального научного фонда, а также на покрытие федерального бюджета. “Принятие России в программу было бы похвальным, если бы российская экономика не была в хаосе... Решение, принятое NASA в 1993 г., сделать Россию партнером в проекте было циничной уловкой, чтобы получить политическую поддержку проекту, который шел к вполне заслуженному прекращению.”

Пресс-конференция в РКА

13 июня. М.Побединская. Сегодня в Российском космическом агентстве состоялась пресс-конференция, посвященная итогам встречи в мае-июне с.г. в Космическом центре Цукуба (Япония) глав космических агентств, участвующих в программе Международной космической станции. Это была первая подобная встреча после апреля 1994 года. На встрече глав агентств и заседании многостороннего комитета по координации программы руководство РКА предоставило партнерам по МКС развернутую информацию о финансировании и ходе работ по элементам российского сегмента МКС.

Как заявил проводивший пресс-конференцию заместитель генерального директора РКА Борис Дмитриевич Остроумов, необходимость данной пресс-конференции обусловлена в том числе и тем, что в последнее время в прессе появились многочисленные неодобрительные отклики относительно хода работ по элементам российского сегмента МКС, а также по поводу недавних событий на станции “Мир”.

Относительно ситуации на станции “Мир” Борис Дмитриевич сообщил, что в настоящее время большинство неприятностей удалось устранить, “температура комфортная, работа успешно продолжается”. Это, по словам Остроумова, подтверждают не только российские космонавты, но и находящийся в настоящее время на борту станции “Мир” астронавт США Майкл Фоул.

Заместитель генерального директора РКА рассказал также о состоянии дел в национальных программах МКС и представил график последовательности сборки станции, согласно которому начало развертывания МКС будет положено запуском американско-российского модуля ФГБ в июне 1998 г., и будет продолжено запусками американского узлового модуля Node 1 в июле 1998 г и российского служебного модуля в декабре 1998 г.

Остается только добавить, что в 1997 г. на программу МКС России необходимо 1.5 триллиона рублей, а в 1998 г. — 1.8 триллиона. В целом вклад России в М КС оценивается в 35 процентов, а США — 45 процентов. И если экипаж станции будет доведен до семи человек, Россия сможет претендовать в нем на три места. Отставание от графика выполнения работ есть у всех сторон — участниц программы.

Отвечая на вопросы журналистов, касавшихся в основном состава первого экипажа МКС и схемы будущего питания на борту с учетом присутствия представителей различных национальностей, (Об этом НК подробно писали ранее. — Ред.) Борис Остроумов сказал, что решение о включении в состав первого экипажа Уилльяма Шеперда и Сергея Крикалева было принято в Вашингтоне еще в начале 1996 года. Третьим членом экипажа был предложен позднее Анатолий Соловьев, который, по словам Остроумова, затем отказался лететь вместе с Шепердом и был заменен на не занятого в других программах Юрия Гидзенко. Как заявил Борис Дмитриевич Остроумов: “У нас есть время подготовить и воспитать экипаж Международной космической станции”.

*Уже в сентябре-октябре 1997 г. Россия может стать полноправным членом проекта Международной космической станции, заявил 13 июня Б.Остроумов. Соответствующее приглашение было направлено России в сентябре 1994 г. и принято Россией. Однако вплоть до настоящего времени статус России не был четко определен. Теперь он будет закреплен подписанным премьер-министрами стран-участниц соглашением, в котором будет оговорена роль каждой страны. Затем их космические агентства подпишут меморандум, уточняющий вклад каждого из них, в частности, финансовый. Ожидается, что Россия вложит 3.5 млрд $, или около 35%.

* В конце августа или сентябре 1997 г. собранный в ГКНПЦ Служебный модуль МКС будет перевезен из Филей в Подлипки для электрических испытаний.


МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

О сотрудничестве Китая и Украины

3 июня. М. Абулхатин. ИТАР-ТАСС. Китай и Украина будут укреплять сотрудничество в области исследования и освоения космического пространства. Договоренность об этом, как пишет сегодня пекинская “Чайна дейли”, была достигнута в ходе завершившегося визита в КНР первого заместителя директора Национального космического агентства Украины Валерия Комарова.

В ходе переговоров была достигнута договоренность о закупках Китаем на Украине оборудования, необходимого для осуществления китайской космической программы. Пекин и Киев будут также сотрудничать в сфере создания систем спутникового контроля и мониторинга.

В ходе пребывания Валерия Комарова в Пекине состоялось заседание китайско-украинской комиссии по исследованию космического пространства в мирных целях, действующей в рамках межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Соглашение о сотрудничестве в области космоса между Китаем Украиной было подписано в ходе визита в Пекин в декабре 1995 г. Леонида Кучмы, который, как известно, в советские времена возглавлял “Южный машиностроительный завод” (Днепропетровск) и был техническим руководителем испытаний на космодроме Байконур, Украинские газеты, в частности, сообщали о намерении Китая приобрести электронную систему стыковки, выпускаемую на киевском радиозаводе.

“Интерспутник” образует СП с “Lockheed Martin”

23 мая. С.Головков по сообщениям “Lockheed Martin”, “Интерспутник”, БТА. 20-23 мая 1997 г. в Софии (Болгария) состоялась 14-я сессия комиссии Международной организации спутниковой связи “Интерспутник”.

Представители Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Германии, Кубы, Киргизии, Польши, России и Чехии одобрили протокол, в котором Совету “Интерспутника” предлагается утвердить проект “Интерспутник-8” для совместного предприятия с американской компанией “Lockheed Martin” под названием “Lockheed Martin Intersputnik” (LMI). СП организуется с целью создания еще одной глобальной системы спутниковой связи. Штаб-квартира LMI будет находиться в Лондоне, а отдел маркетинга — в Москве. Сообщается, что “Интерспутник” будет иметь 17.5% в уставном капитале СП и внесет в него свой многолетний опыт оператора на рынке бывших социалистических стран. Очень похоже, что помимо опыта “Интерспутник” дорог американскому партнеру как владелец 15(!) точек стояния, зарегистрированных за этой организацией.

В рамках проекта в конце 1998 г. в точку стояния 75° в.д. будет выведен на российской РН “Протон” современный спутник связи LMI-1, изготовленный американским партнером на основе базовой конструкции А2100. С его помощью будет осуществляться телефонная связь, телевещание и передача данных на терминалы VSAT для пользователей в СНГ, Восточной Европе, Южной Азии и Африке. В последующие годы предполагается запустить еще три спутника такого типа (один в 1999 и два в 2000 г.). Ожидается, что к 2001 г. годовая прибыль СП достигнет 300-500 млн $.

* 12 июня из Центра космических полетов имени Годдарда автотранспортом в Космический центр имени Кеннеди доставлен для предстартовой подготовки исследовательский КА АСЕ. Спутник изготовленный по заказу NASA Лабораторией прикладной физики Университета Джона Гопнинса, будет нести девять приборов для исследования солнечных явлений, образования солнечной короны, солнечных вспышек и ускорения солнечного ветра. Запуск АСЕ носителем “Delta 2” запланирован на 21 августа 1997 г. в 14:54 GMT.


БИЗНЕС

Первый коммерческий контракт “Рокота”

12 июня. Сообщение “Eurockot Launch Services GmbH”. Сегодня американская фирма “E-Sat”, принадлежащая “Echostar” и “DBS Industries”, заключила контракт с “Eurockot Launch Services GmbH” (Бремен, ФРГ) на запуск шести своих спутников российскими носителями “Рокот”.

Подписанный контракт является продолжением соглашения о резервировании запусков от 12 марта 1997 г., гарантирующего возможность осуществления запусков начиная с четвертого квартала 1998 г. Президенты “E-Sat” Фред Томпсон и “Eurockot” Гюнтер Штамерйоханнс выразили удовлетворение тем, что программа “E-Sat” станет хорошим началом деятельности обеих компаний.

Контракт предусматривает два запуска, при каждом из которых на низкую околоземную солнечно-синхронную орбиту будет выводиться три спутника. Промежуток между запусками составит около 6 месяцев. Как отметил господин Штамерйоханнс, теперь первый запуск “Рокота” с Плесецка будет готовиться специально для “E-Sat”.

Орбитальная группировка из 6 спутников “E-Sat” будет использоваться различными телекоммуникационными службами, но первоначальной задачей системы будет передача данных в интересах газовой и электрической промышленности. Новое в этой системе — то, что спутники “E-Sat” позволят считывать данные с труднодоступных измерительных приборов. Такой, более эффективный по потреблению энергии способ съема данных позволит уменьшить затраты энергетических компаний и пользователей.

Г-н Томпсон заявил, что реакция со стороны американской энергетической промышленности на замысел “E-Sat” была чрезвычайно обнадеживающей, и уже заключен ряд договоров на использование этих услуг. Это стало главной причиной того, что контракт с “Eurockot” было решено подписать именно сейчас. Компания “E-Sat” ожидает получить летом 1997 г. лицензию Федеральной комиссии по связи (FCC) США на эксплуатацию спутниковой системы.

* 4 июня впервые за 40 лет истории предприятия забастовал коллектив НПО прикладной механики (Красноярск-26), выпускающего 70% российских спутников связи. Предприятие получило только 16% от стоимости работ, выполненных им в 1996 г. Как заявил первый заместитель генерального директора НПО В.Ганженко, 92% этих средств приходится на налоговые льготы и освобождения и векселя, которыми нельзя ни оплатить оборудование, ни выплатить зарплату. Зарплата сотрудникам НПО ПМ не выплачивалась с декабря 1996 г.

* Офицерское собрание Отдельного командно-измерительного комплекса в закрытом поселке Звездный вблизи Улан-Удэ направило министру обороны письмо, в котором выражается возмущение недавним заявлением высших должностных лиц государства о якобы состоявшейся выплате денежного содержания военнослужащим. Когда люди находятся на грани физического истощения и теряют сознание на боевом дежурстве, они могут расценивать подобные заявления только как насмешку. В случае, если обращение офицеров будет положено под сукно, они намерены прекратить управление всеми коммерческими спутниками, сообщила 12 июня телекомпания НТВ.

* Национальное космическое агентство Украины готовится подписать пакет документов для создания украино-российского совместного предприятия для изготовления космических ракет-носителей на базе боевого ракетного комплекса SS-18 “Satan” (Р-36М2 — Ред.), сообщил 5 июня в интервью агентству УНИАН первый заместитель генерального директора НКАУ Валерий Комаров. По его словам, роль Украины в данном проекте весьма значительна, так как ракета SS-18 была создана в КБ “Южное” и выпускалась на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске.

* Израильские официальные представители посетят 3 июня с ознакомительной целью Станцию ВВС “Мыс Канаверал”. В Израиле рассматривается возможность пусков отсюда легкой РН “Shavit”, для чего предполагается создать совместное предприятие с одной из флоридских компаний. Несколько месяцев назад подобный визит был запрещен американскими властями.


Еще четыре контракта “Arianespace”

12 июня. Компания “Arianespace” объявила на выставке “Asia Telecom” в Сингапуре с заключении четырех контрактов на запуски спутников связи.

“Arianespace” запустит спутник прямого телевещания “Sirius 3” для шведской фирмы “Nordiska Satellitaktiebolaget” (NSAB) в течение третьего квартала 1998 г. Это четвертый шведский спутник, запускаемый “Arianespace”. Летом 1997 г. будет запущен “Sirius 2”.

“Sirius 3” изготавливает американская фирма “Hughes Space & Communications”. Сделанный на платформе HS-376HP, спутник будет весить около 1450 кг и оснащен 14 ретрансляторами диапазона Ku. Он будет обеспечивать цифровое телевещание на страны Скандинавии.

Фирмы “Space Systems/Loral” (SSL) и “Arianespace” подписали контракт на запуск спутника “Telstar 6”. Запуск спутника на РН “Ariane 5” с Европейского космодрома в Куру (Южная Америка) планируется на четвертый квартал 1998 г.

“Telstar 6” изготавливается американской фирмой SSL. Многоцелевой спутник связи создан на основе базовой платформы FS-1300 и оборудован 52 мощными ретрансляторами диапазонов С и Ku. Его стартовая масса составит около 3600 кг. Спутник будет работать в точке стояния 93° з.д. и обеспечивать телевещание и услуги по сбору новостей для телестанций.

“Arianespace” и “Space Systems/Loral” также объявили о продлении своего долговременного соглашения, подписанного в мае 1996 г., до 2001 г. Этот контракт обеспечивает одному из ведущих мировых производителей спутников надежный доступ в космос на РН “Ariane 5” в период ожидаемого большого спроса на услуги по запускам.

В качестве причин выбора фирмы “Arianespase” президент “Spase Systems/Loral” Роберт Берри назвал следующие; опыт, высокая надежность, соблюдение сроков запуска и первоклассный сервис.

“Arianespace” также подписало два контракта на запуски спутников связи с коммерческой фирмой, которая пока предпочитает не называть себя.

С учетом четырех новых контрактов количество заказов “Arianespace” составило 42.


ПРЕДПРИЯТИЯ. УЧРЕЖДЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИИ
Россия. Борис Ельцин на ЛОМО

6 июня. Ю.Андреева, А.Протасенко, ИТАР-ТАСС. Во время своего однодневного визита в город на Неве российский президент Борис Ельцин посетил крупнейшее в стране предприятие по производству оптических товаров — Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО).

Одно из старейших оптико-инженерных предприятий в России, основанное в 1914 г. ЛОМО в течение долгого времени специализировалось на производстве оборонной продукции. В последние годы, после проведенной в 1994 г. конверсии, доля военной продукции в общем объеме производства предприятия сократилась до 20-25%. Сейчас ЛОМО производит 185 наименований продукции, включая микроскопы, гибкие эндоскопы, спектральные и следящие приборы, фотографическое оборудование и потребительские товары.

Выросло также и значение ЛОМО как производителя медицинского оборудования. Оно стало первым российским предприятием, выигравшим в 1996 г. тендер на 1 млн $ на поставку 1144 микроскопов “Никмед-2” для российских медицинских учреждений. Компания рассчитывает выиграть и второй тендер на 1 млн $, на поставку эндоскопического оборудования, который будет проведен в июне

Российский президент ознакомился с работой комплекса, который производит космическое оборудование. Здесь ему были показаны последние разработки санкт-петербургских специалистов по программе конверсии.

“Мне очень нравится, как здесь организовано дело,” — сказал Ельцин после ознакомления с продукцией ЛОМО.

Россия. Проблемы НИИ “Источник“

11 июня. С.Гривенков, РИА “Новости”. Санкт-петербургский НИИ “Источник”, являющийся единственным в России разработчиком и производителем никель-кадмиевых аккумуляторных батарей для подводных лодок, средств специальной связи и, главным образом, для искусственных спутников Земли и орбитальных станций, может оказаться в ситуации, когда ему придется перейти на выпуск другой продукции.

Судьбе “Источника” было посвящено сегодняшнее заседание санкт-петербургского арбитражного суда. Как сообщил корреспонденту РИА “Новости” генеральный директор института Валерий Болотовский, контрольный пакет акций института — 50.6% — находится в руках нескольких акционеров, которые хотели бы переориентировать “Источник” на коммерческие проекты, не связанные с первоначальным профилем деятельности.

Предприятие было приватизировано в 1994 г, несмотря на то, что оно входило в список предприятий военно-промышленного комплекса, не подлежащих приватизации, и без уведомления генеральных заказчиков, Российского космического агентства, Министерства обороны и Министерства оборонной промышленности. На первой стадии, сообщил Болотовский, владельцы контрольного пакета намерены через арбитражный суд сменить руководство предприятия, чтобы затем изменить номенклатуру выпускаемой им продукции.

Сегодняшняя сессия суда была отложена до 17 июня, так как суд запросил стороны представить дополнительные документы.

Проблема, испытываемая институтом, может существенно повлиять на исполнение решений российского президента и правительства ускорить работу над созданием Международной космической станции, так как это предприятие является единственным поставщиком электрических аккумуляторных батарей для проекта, сказал Болотовский. В настоящей ситуации необходимо активное вмешательство государственных структур, вплоть до президента и премьер-министра, сказал он.


НОВОСТИ АСТРОНОМИИ


Очередные находки “Хаббла”

И.Лисов по сообщениям NASA.

9 июня. В процессе испытания новых приборов, установленных на него в феврале, Космический телескоп имени Хаббла наблюдает самые разные объекты и уже обнаружил много интересного. Научные руководители новых приборов — инфракрасной камеры NICMOS (д-р Роджер Томпсон) и изображающего спектрографа STIS (д-р Брюс Вудгейт) — сообщили о новых открытиях на 190-й сессии Американского астрономического общества в г.Уинстон-Салем (Северная Каролина).

Наблюдая близкую область звездообразования NGC 2264 (с туманностью Конус), NICMOS получил прямое подтверждение так называемого цепного звездообразования. В данном случае звездный ветер из высокоскоростных частиц, испускаемых молодой массивной звездой NGC 2264 IRS (также известной как источник Аллена) сжал окрестные газ и пыль до такого состояния, что в них началось образование шести значительно меньших и слабых звезд типа Солнца. Расстояние, на котором располагаются от родительского светила звездные “детки”, составляет лишь долю светового года.

STIS обнаружил первое прямое свидетельство того, что материал Сверхновой 1987А сталкивается с внешним кольцом газа которое было сброшено со звезды перед ее взрывом и движется медленнее. Наиболее быстрые части выброшенного материала имеют скорость, достигающую 1/20 скорости света.

Инфракрасная камера обнаружила необычное двойное ядро в пекулярной галактике Arp 220, а также пылевой диск диаметром 300 св.лет и другие сложные структуры вблизи центра. Ядро состоит из двух ярких и компактных звездных скоплений. Пока не ясно, что диск питает своим материалом — быстрый процесс звездообразования или сверхмассивную черную дыру.

STIS исследовал окрестности сверхмассивной черной дыры в ядре галактики NGC 4151. Этот прибор, уже показавший свои возможности в поиске черных дыр, теперь выявил внешние проявления “мощи” черной дыры. В одном наблюдении STIS измерил скорости сотен газовых “капель”, захваченных в биконическом выбросе излучения от черной дыры. Последующие наблюдения показали, что горячий газ исходит глубоко “из горла” выброса, из самых окрестностей дыры. Эти наблюдения помогают ученым картировать потоки масс вблизи уникального объекта. Поразительно сложное движение вещества может пролить свет на звездное “население” галактики и ориентацию выброса в прошлом. Возможно, будет также обнаружен обратный поток газа в центральную область конуса.

10 июня. Но не только NICMOS и STIS приносят новые открытия. Группа Уилльяма Блэра из Университета Джона Гопкинса пронаблюдала с помощью широкоугольной и планетарной камеры WF/PC-2 галактику NGC 6946, расположенную в 17 млн св.лет от нас в созвездии Цефея, и обнаружила в ней взаимодействующие, или сталкивающиеся, сверхновые.

NGC 6946 — спиральная галактика, примерно вдвое меньшая Млечного пути по массе и размеру. То, что в ней что-то не так, астрономы поняли на основе первых наблюдений на обсерватории Китт-Пик. За период с 1917 г. в галактике было обнаружено шесть сверхновых. Последующие исследования в рентгеновском диапазоне с борта германского спутника “Rosat” выявили, в частности, странный объект, который выглядел ярко, как “свежая” сверхновая, но соотношение элементов оказалось нестандартным, а скорость расширения — низкой. По этим параметрам объект казался намного более старым остатком сверхновой.

И вот теперь “Хаббл” позволил узнать правду. Картина сталкивающихся “обломков” являет собой космическую катастрофу, подобной которой мы никогда не видели. Взорвавшиеся звезды (две или, возможно, больше) располагались на расстоянии всего около 40 св. лет друг от друга, и их оболочки уже вошли в контакт. Но все столкновение длится не больше нескольких сот лет — мгновение на часах Вселенной. Это, пожалуй, самое удивительное — теоретически подобное явление известно давно, но всегда считалось маловероятным “остановить мгновенье”.

* Французская государственная компания “Aerospatiale” не заинтересована во вхождении в качестве младшего партнера в будущий альянс фирм “Matra Marconi Space” и DASA для производства спутников или боевых ракет, заявил 6 июня председатель “Aerospatiale” Ив Мишо. Он выступает за ассоциацию с фирмой “Thomson CSF” и одной из крупных телекоммуникационных фирм. Состоится ли планировавшееся прежним правительством объединение “Arospatiale” и “Dassault” после победы социалистов на парламентских выборах, пока неясно.

* При левом правительстве за французскую космическую программу будет отвечать новое Министерство образования, исследований и технологии, которое возглавил специалист в области физики Земли и Луны 60-летний Клод Аллегр, близкий друг премьера Лионеля Жоспена. Интересно, что Аллегр — один из немногих французских ученых, проводивших исследования лунного грунта.


ПЛАНЕТОЛОГИЯ

Юпитер: где влажно, где сухо...

5 июня. И.Лисов по сообщениям NASA, ЮПИ. Когда были расшифрованы данные атмосферного зонда станции “Galileo”, выполнившего 7 декабря 1995 г. первый спуск в глубины Юпитера, оказалось, что зонд обнаружил очень мало воды. Для объяснения этого факта было выдвинуто две основных гипотезы: либо зонд угодил в особо горячий и сухой район Юпитера, либо вся вода на этой планете сосредоточена в более глубоких слоях, чем достигнутые зондом.

Дополнительное зондирование атмосферы Юпитера, выполненное в последующие месяцы приборами орбитального аппарата “Galileo”, показало, что справедлива первая гипотеза. Иными словами, неожиданные результаты атмосферного зонда являются следствием метеорологических явлений, но не космохимического строения планеты.

Теперь ясно, что Юпитер имеет влажные и сухие области, чем-то напоминающие тропики и пустыни Земли. Ученые исследовали так называемые горячие точки — области мощных нисходящих потоков — и окружающие их нормальные области. Концентрация водяного пара в нормальных областях оказалась в 100 раз выше, чем в горячих точках, сообщил д-р Роберт Карлсон из Лаборатории реактивного движения, постановщик эксперимента с изображающим спектрометром NIMS. По порядку величины это примерно та же разница, что и на Земле.

“Ветры поднимаются из глубин атмосферы и теряют воду и аммиак, — сказал один из междисциплинарных исследователей проекта “Galileo” д-р Гленн Ортон. — Наверху, когда они сходятся и опускаются вниз, не остается ничего, что могло бы сконцентрироваться в облака”. Так образуется просвет в облаках — горячая точка.

Эти точки могут расти и уменьшаться в размере, но, вероятно в силу общей картины атмосферной циркуляции на планете, присутствуют в одних и тех же местах. Горячие точки расположены главным образом в узкой полосе между 5° и 7° с.ш. Общая их площадь не превышает 1% поверхности планеты, и все-таки атмосферный зонд умудрился попасть как раз в такой просвет в облаках. Если бы зонд спускался в нормальном районе, на глубине 80 км от вершины облаков он должен был встретить молнии, грозы и дожди.

Д-р Эндрю Ингерсолл, профессор Калифорнийского технологического института, отметил, что, несмотря на относительное тепло и наличие воды, существование жизни в атмосфере Юпитера крайне сомнительно. Можно представить себе форму жизни, плавающей в атмосфере гигантской планеты, но пребиотические компоненты, по-видимому, не могли бы здесь уцелеть, и эволюция жизни представляется невозможной.

С “Галилео” получены также новые данные по полярным сияниям на Юпитере. Ранее они были известны по снимкам в ультрафиолете с Космического телескопа имени Хаббла и в инфракрасном диапазоне — с некоторых наземных телескопов. Теперь узкие полосы, вдоль которых заряженные частицы сталкиваются с атмосферой, сняты и с “Galileo” в видимом свете, причем впервые получены снимки полярных сияний на ночной стороне.

Д-р Скотт Болтон, соисследователь экспериментов по плазме и плазменным волнам, отметил, что полярные сияния Юпитера внешне похожи на земные, но дуги полярных сияний тонкие и клочковатые. Высота дуги полярного сияния оценивается в 300-600 км. В то же время механизм юпитерианских сияний отличается от земных.

* Космический центр имени Стенниса NASA выпустил 11 июня запрос к частным фирмам и другим внешним организациям с целью покупки “уникальных данных в области наук о Земле” в интересах программы “Миссия кпланете Земля”. Как известно, в бюджете NASA на 1997 финансовый год заложены 50 млн $ на приобретение таких данных. Предполагается, что искомая информация определенного качества может поставляться частными операторами коммерческих спутниковых систем. Центр Стенниса выступает в NASA в качестве головного по коммерческому дистанционному зондированию.


ЮБИЛЕИ

Геннадию Петровичу Аншакову — 60 лет

14 июня исполнилось 60 лет со дня рождения Геннадия Петровича Аншакова, первого заместителя Генерального директора — первого заместителя Генерального конструктора Государственного научно-производственного ракетно-космического центра “ЦСКБ — Прогресс”.

Геннадий Петрович Аншаков родился в семье служащих в городе Барнауле Алтайского края.

В 1955 году после окончания с золотой медалью железнодорожной школы №105 города Барнаула поступил в Куйбышевский авиационный институт на факультет “Самолетостроение”, который закончил в 1961 году с отличием и был направлен на работу в филиал №3 ОКБ-1 ГКОТ СССР (ныне ГНПРКЦ “ЦСКБ — Прогресс”), где начал свою трудовую деятельность в должности конструктора первой категории.

В 1967 году поступил в заочную аспирантуру МАИ, в 1969 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, а в 1983 году — доктора технических наук. Темы диссертаций посвящены решению вопросов управления сложными техническими системами.

В 1970 году утвержден в ученом звании доцента, а в 1986 году — профессора по кафедре “Динамика полета и системы управления летательными аппаратами” Куйбышевского авиационного института.

Г.П.Аншаков является основателем и с 1981 года председателем Самарской секции Научного совета РАН по проблемам управления движением и навигации.

В 1990 году избран академиком Российской и Международной инженерных академий, в 1991 году — членом-корреспондентом РАН, в 1996 году действительным членом Академии космонавтики имени К.Э.Циолковского. Является членом экспертного совета ВАК по “Авиационной и ракетно-космической технике”.

Неоднократно участвовал в международных симпозиумах и конференциях по вопросам микрогравитации (Бельгия, 1990, 1992 гг.), космического материаловедения (Япония, 1990 г.), маркетинга космических снимков (США, 1990 г.) и других.

Г.П.Аншаков — специалист в области автоматизированного управления большими распределенными системами дистанционного получения информации о состоянии объектов на поверхности Земли, принимает непосредственное, участие на всех стадиях создания ракетно-космической техники: проектировании, изготовлении, испытаниях и эксплуатации ракет-носителей и космических аппаратов. Под его руководством впервые в отечественной практике разработана АСУ космическими аппаратами, технической основой которой является многомашинный вычислительный комплекс, оснащенный высокоразвитым математическим обеспечением общесистемного и специального назначения. Г.П.Аншаковым осуществлен комплексный анализ задач, решаемых космическими аппаратами, систематизирована и проведена классификация требований к системам управляющих алгоритмов, которые в дальнейшем определили основные особенности разработки математического обеспечения систем управления космических аппаратов.

Поправка

В статье В.Бабердина “Спутники создают и эксплуатируют радиолюбители” (“НК” №9, 1997), неверно изложены обстоятельства запуска радиолюбительского спутника “Искра-2”, разработанного в СКВ “Искра” Московского авиационного института. В действительности спутник “Искра-2”, как и шестью месяцами позже “Искра-3”, был выведен с борта станции “Салют-7” экипажем в составе Анатолия Березового и Валентина Лебедева. Кроме того, в статье подчеркнут факт установки радиомаяка на радиолюбительских частотах на первом американском спутнике, но почему-то ничего не сказано о том, что и передатчик первого советского ИСЗ также работал в радиолюбительском диапазоне. Редакция благодарит директора музея МАИ В.И.Русланова, указавшего на эти неточности.


Г.П.Аншаков внес основополагающий вклад в создание и отработку методов испытаний изделий высшей категории сложности. Разработанный и примененный испытательный комплекс на базе управляющей вычислительной машины позволил автоматизировать процесс испытаний изделий, исключить субъективные факторы в оценке работоспособности систем, существенно повысить качество и достоверность проверки изделий и оперативность их подготовки к эксплуатации.

Производственную деятельность Г.П.Аншаков успешно сочетает с активной научной и педагогической работой, способствуя становлению и росту высококвалифицированных специалистов.

На базе предприятий и ведущих ВУЗов города Самары при участии Г.П.Аншакова организован межведомственный научно-технический центр “Наука” по проблемам механики, управления и информатики.

Г.П.Аншаков входит в состав Межведомственного совета Миннауки и РАН по региональной научно-технической политике и взаимодействию с высшей школой и является председателем Президиума Средне-Волжского регионального научно-координационного совета.

Показателем научного творчества Г.П.Аншакова является более 100 опубликованных работ и изобретений.

Выдающиеся заслуги Г.П.Аншакова отмечены высокими государственными наградами: в 1974 году орденом Трудового Красного Знамени, в 1979 году орденом Октябрьской Революции. В 1983 году ему присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали “Серп и Молот”. За разработку и освоение производства космических аппаратов в 1977 году присуждена Государственная премия СССР, а в 1988 году — Ленинская премия. В 1995 году награжден орденом “За заслуги перед Отечеством III степени”. Г.П.Аншаков награжден правительственными медалями, дипломами и медалями Федерации космонавтики.

* 6 июня директор NASA Дэниел Голдин утвердил Арнольда Никогоссяна в должности заместителя директора по Управлению биомедицинских и микрогравитационных наук и приложений. Нимогоссян, получивший степень доктора медицины в Тегеранском университете, в течение более 25 лет работает в NASA, в основном в области космической биологии и медицины. С мая 1996 г. он исполнял обязанности заместителя директора. Арнольд Никогоссян имеет множество ведомственных и научных наград, включая Медаль С.П.Королева от российской Федерации космонавтики.


назад