НОВОСТИ | Том 8 №7 (174) 7 — 20 марта 1998 | В НОМЕРЕ |
Издается под эгидой РКА Учрежден АОЗТ «Компания ВИДЕОКОСМОС» и компанией «R.&K.» при участии, постоянного представительства Европейского космического агентства в России и Ассоциации музеев космонавтики. Генеральный спонсор издания — ГКНПЦ им. М.В.Хруничева Редакционный совет: С.А.Горбунов — пресс-секретарь РКА С.А.Жильцов — начальник отдела ГКНПЦ Н.С.Кирдода — вице-президент АМКОС А.И.Киселев — генеральный директор ГКНПЦ Ю.Н.Коптев — генеральный директор РКА И.А.Маринин — главный редактор П.Р.Попович — Президент АМКОС, Дважды Герой Советского Союза, Летчик-космонавт СССР. Б.Б.Ренский — директор «R.& K». В.В.Семенов — генеральный директор АОЗТ «Компания ВИДЕОКОСМОС» А.Н.Филоненко — технический редактор ЕКА Т.Л.Суслова — помощник главы представительства ЕКА в России А.Фурнье-Сикр — глава Представительства ЕКА в России Редакционная коллегия: Главный редактор Игорь Маринин Зам. главного редактора Олег Шинькович Обозреватель Игорь Лисов Редакторы: Игорь Афанасьев, Максим Тарасенко, Сергей Шамсутдинов Специальные корреспонденты: Евгений Девятьяров, Мария Побединская Литературный редактор Вадим Аносов Дизайн и верстка Вячеслав Сальников Корректоры: Алла Синицына, Тамара Захарина Распространение: Валерия Давыдова Компьютерное обеспечение: Компания «R.& K» © Перепечатка материалов только с разрешения редакции. Ссылка на НК при перепечатке или использовании материалов собственных корреспондентов обязательна. Журнал «Новости космонавтики» издается с августа 1991 г. Зарегистрирован в МПИ РФ 10 февраля 1993 г. №01110293 Адрес редакции: Москва, ул.Павла Корчагина, д.22, корп.2, комн.507. Тел./факс: (095) 742-32-99. E-mail: icosmos@dol.ru Адрес для писем: 127426, Россия, Москва, «Новости космонавтики», до востребования, Маринину И.А. Тираж 5000 экз. Подписано в печать 7.04.98 г. Журнал издается на технической базе рекламно-издательского агентства «Грант». Отпечатано в типографии «Q-Print OY» (Финляндия). Цена свободная. Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Ответственность за достоверность опубликованных сведений, а также за сохранение государственной и других тайн несут авторы материалов. Точка зрения редакции не всегда совпадает с мнением авторов. |
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
Полет орбитального комплекса «Мир»
М.Побединская. НК Продолжается полет экипажа 25-й основной экспедиции в составе командира экипажа Талгата Мусабаева, бортинженера Николая Бударина и бортинженера-2 Эндрю Томаса на борту орбитального комплекса «Союз ТМ-27» — «Мир» — «Квант» — «Квант-2» — «Кристалл» — «Спектр» — СО — «Природа» — «Прогресс М-37» |
7-8 марта. Международный экипаж орбитального комплекса «Мир», как и все россияне, отдыхал. Тем не менее, утром в субботу 7 марта российские космонавты завершили работы, связанные с профилактическим обслуживанием оборудования и систем орбитального комплекса. В частности, они провели плановую профилактическую замену блока кондиционирования воздуха (БКВ-3) в системе «Воздух». Эта работа была начата еще в среду, 4 марта, и продолжилась в пятницу и в субботу. Эндрю Томас в это время проводил эксперименты в рамках программы NASA.
После того, как все обязательные работы были завершены, настало время отдохнуть. На вечер субботы и на 8 марта никаких работ для экипажа запланировано не было. Для Талгата Мусабаева, Николая Бударина и Эндрю Томаса были организованы телевизионные сеансы связи космонавтов и астронавта с семьями, в которых они поздравили своих близких с праздником.
9 марта. У всех россиян был еще один выходной день, но Талгат Мусабаев и Николай Бударин сегодня работали — проводили профилактику системы воздуховодов модуля «Квант» и базового блока. Иными словами, пылесосом, а потом влажной тряпкой убирали пыль с сеток вентиляторов воздуховодов.
10 марта. В первой половине дня Мусабаев и Бударин перестыковывали кабель-вставки модулей «Квант-2» и «Природа». Томас в это время обрабатывал пробы клеток для эксперимента COCULT. Затем в течение часа все члены международного экипажа дружно занимались физическими упражнениями.
После обеда Талгат заменил блоки в системе ориентации солнечной батареи (СОСБ) модуля «Кристалл», а затем протестировал аппаратуру «Алиса». Николай в это время был занят проверкой целостности электронагревателей патрона Ф-2 блока очистки воздуха от микропримесей (БМП). Кроме того, во второй половине дня Мусабаев, Бударин и Томас провели исследование биологической активности сердца в состоянии покоя.
Специалистами ЦУПа была дистанционно протестирована аппаратура «Курс» на ОК «Мир» в рамках ее подготовки к стыковке с ТКГ «Прогресс М-38», намеченной на 17 марта.
11 марта. Всю первую половину дня командир и бортинженер были заняты монтажом дополнительной системы «Воздух». После обеда Талгат проверил объем запасов питьевой воды в «Кристалле», а Николай занимался подготовкой геофизического эксперимента «Ионозонд». Вечером космонавты протестировали аппаратуру «Мотомир», предназначенную для определения силы мышц.
12 марта. Экипаж прошел всестороннее медицинское обследование. Его результаты показали, что все трое членов экипажа здоровы и чувствуют себя хорошо. Талгат Мусабаев и Николай Бударин продолжали монтаж дополнительной системы «Воздух».
По сообщению Криса ван ден Берга, 10 марта введен в строй блок кондиционирования воздуха БКВ-3 на борту станции, благодаря чему температура в Базовом блоке снизилась с 35° до 28°C. Через БКВ-3 также фильтруется часть конденсата, собранного поглотителем углекислого газа «Воздух». Чтобы это стало возможным, «Воздух» в Базовом блоке был дооснащен осушителем. |
13 марта. В рамках совместного российско-американского проекта «Мир/NASA» экипаж провел очередную серию исследований по космическому материаловедению, биологии и биотехнологии. Кроме того, космонавты занимались и экспериментами по определению коэффициента диффузии расплавленных металлов, выращиванию в условиях микрогравитации клеток биологических культур с заданными свойствами, исследованию состава микрофлоры в жилых отсеках комплекса.
Эндрю Томас дал интервью американской телевизионной компании NBC. Он поделился с журналистами секретом, как бороться с чувством изоляции, которое одолевает астронавтов во время длительного космического путешествия. Очень хорошо, считает Эндрю Томас, помогает музыка, просмотр видеофильмов, чтение книг. Эндрю рассказал журналистам, что на станции есть даже гитара и похвастался тем, что он уже «имеет определенный успех», обучаясь игре на ней.
14 марта. В первой половине дня Талгат Мусабаев и Николай Бударин собрали и проверили систему ТОРУ. Затем около часа все — россияне и американец — занимались физкультурой.
После обеда командир и бортинженер уложили в космический грузовик «Прогресс М-37» отработанное оборудование, снимая процесс укладки на видео. После запуска очередного космического грузовика, намеченного на завтра, «Прогресс М-37» будет отстыкован от станции и сведен с орбиты.
Вечером Мусабаев и Бударин проверили герметичность стыковочного узла (СУ) «Прогресса М-37» перед завтрашней расстыковкой.
15 марта. Воскресенье. У экипажа заслуженный день отдыха. С утра космонавтам сообщили, что в 01:45 ДМВ с космодрома Байконур стартовал долгожданный транспортный космический корабль «Прогресс М-38». Одним из основных грузов на его борту является выносная двигательная установка ВДУ. Она будет установлена на 14-метровой металлической ферме «Софора» взамен старой, у которой почти закончилось топливо.
12 марта. «Интерфакс». Ближайший выход российских космонавтов в открытый космос намечен на 16:20 ДМВ 1 апреля. Об этом сообщил «Интерфаксу» заместитель руководителя полетом Виктор Благов. По его словам, в течение предстоящих трех-четырех выходов Талгат Мусабаев и Николай Бударин должны демонтировать старую выносную двигательную установку (ВДУ) на ферме «Софора», в которой уже заканчивается топливо, и установить новую, полностью заправленную. Имеющаяся установка не была рассчитана на столь длительную эксплуатацию станции, поэтому дозаправка ее не предусматривалась. По мнению В.Благова, на разработку дозаправляемой ВДУ нет средств, поэтому проще по отработанной технологии изготовить копию первой установки. Укрепление стержня солнечной батареи на модуле «Спектр», поврежденной во время столкновения грузового корабля «Прогресс М-34» 25 июня 1997 г., по сообщению Благова, отложено на более поздний срок. 13 марта. В.Романенкова. ИТАР-ТАСС. Талгат Мусабаев и Николай Бударин «привели в исходное положение» заклинивший при попытке выхода 3 марта замок, теперь он должен легко открыться при следующей попытке космонавтов выбраться наружу, сообщил сегодня в интервью ИТАР-ТАСС заместитель руководителя полетом Виктор Благов. (Как стало известно 20 марта, решить проблему космонавтам удалось за счет того, что они были без скафандров и смогли приложить большие усилия — Ред.) Благов подчеркнул, что капризный замок, пытаясь открыть который, Мусабаев и Бударин сломали три ключа, вопреки первоначальным предположениям специалистов, оказался исправен и его не нужно заменять на новый. Космонавты нашли на станции еще один ключ и с его помощью «поставили замок в нужное положение». Неоткрывшийся замок — один из 10 дополнительных «запоров», установленных на выходном люке. В так называемой «штатной ситуации» люк должен закрываться на один основной замок, но в нем еще в прошлом году обнаружилась неисправность и пришлось прибегнуть к дополнительным замкам. Ими космонавты будут пользоваться, пока не отремонтируют основной. Однако с дополнительными запорами, как оказалось, также не все в порядке. Сейчас действуют лишь девять замков, в том числе и неоткрывшийся у Мусабаева и Бударина. Последний, десятый, уже несколько месяцев сломан и снят с люка. На его месте планируется установить новый замок, который грузовой корабль «Прогресс» привезет 17 марта. |
Командир и бортинженер имели сегодня вечером счастливую возможность поговорить по телефону с семьями.
Запуск ТКГ «Прогресс М-38»
А.Владимиров. НК.
15 марта 1998 г. в 01:45:55.038 ДМВ (14 марта в 22:45:55 UTC) с 5-й пусковой установки 1-й площадки 5-го Государственного испытательного космодрома Байконур совместными боевыми расчетами КБОМ РКА и космических средств РВСН был выполнен пуск РН «Союз-У» (11А511У) с транспортным грузовым кораблем «Прогресс М-38» (11Ф615А55 № 240).
В 01:54:44.3 ДМВ ТКГ «Прогресс М-38» отделился от 3-й ступени носителя и вышел на орбиту с начальными параметрами:
— наклонение орбиты 51.650°;
— минимальное расстояние от поверхности Земли 193.1 км;
— максимальное расстояние от поверхности Земли 249.2 км;
— период обращения 88.629 мин.
Интересно отметить, что параметры начальной орбиты 240-й машины крайне незначительно отличаются от начальной орбиты «Прогресса М-37» в декабре 1997 г. Высоты над земным эллипсоидом совпали с точностью до сотен метров, период — до 0.001 мин.
ИТАР-ТАСС в своем сообщении о запуске привел несколько отличающиеся значения высот начальной орбиты — 192 x 245 км.
Согласно сообщению Секции оперативного управления Центра космических полетов им. Годдарда NASA, КА «Прогресс М-38» присвоено международное регистрационное обозначение 1998-015A. Он также получил номер 25256 в каталоге Космического командования США.
При предстартовой подготовке корабля, во время накатки головного обтекателя, было обнаружено, что шарнирный разъем обзорной антенны (с широкой диаграммой направленности) системы «Курс» установлен с перекосом. Во время электрических испытаний этот дефект выявлен не был.
Боевой расчет и разработчики корабля оказались в сложной ситуации. Просто снять разъем и поставить его правильно было нельзя: после этого нужно проводить повторные электроиспытания, а на заправленном корабле этого делать ни в коем случае нельзя. Значит, потребовалось бы сливать компоненты топлива, проводить разборку, сборку, повторные испытания, повторную заправку — в общем, пуск сдвинулся бы на месяц. К счастью, был найден обходной вариант: на борт можно заложить уставку, позволяющую провести облет орбитального комплекса перед стыковкой на большем расстоянии, чем обычно — на пределе дальности остронаправленной антенны. Именно этот вариант и был реализован.
Целью запуска корабля является доставка на борт пилотируемого комплекса «Мир» выносной двигательной установки, расходуемых материалов и различных грузов. Стартовая масса «Прогресс М-38» составила 7007 кг. По данным телеметрической информации, бортовые системы грузового корабля работают нормально. Стыковка с ОК «Мир» запланирована на 17 марта в 03:30 ДМВ.
Утром 15 марта «Прогресс М-38» выполнил первый двухимпульсный маневр. Включения двигателя были выполнены в 05:27:54 (продолжительность работы 56.8 с, величина импульса 24 м/с) и в 06:19:45 ДМВ (47.8 с, 20.3 м/с).
Расстыковка ТКГ «Прогресс М-37»
А.Владимиров. НК.
15 марта 1998 г. в 22:13 ДМВ была выдана команда и в 22:16:01 ДМВ (19:16:01 UTC; секунды по информации Криса ван ден Берга) произошло отделение ТКГ «Прогресс М-37» от орбитального комплекса «Мир». Расстыковка проходила в автоматическом режиме, космонавты вместе с ЦУПом контролировали этот процесс.
После расстыковки должен был проводиться эксперимент «Релаксация» с целью исследования степени загрязнения отработанными компонентами и продуктами сгорания атмосферы вокруг станции.
Согласно плану этого эксперимента, комплекс находится в орбитальной системе координат. Через 170 с после расхождения на 10 с включаются два двигателя ДПО вдоль оси +X. Через 24 мин после расхождения на 1.5 с включается на разгон сближающе-корректирующий двигатель. Экипаж наблюдает за кораблем, проходящим в это время над станцией, и снимает его аппаратурой «Фиалка».
16 марта в 01:14:30 ДМВ (время расчетное) двигательная установка корабля «Прогресс М-37» была включена на торможение. Корабль перешел на траекторию спуска, вошел в плотные слои земной атмосферы и прекратил существование над южной частью Тихого океана приблизительно в 02:04 ДМВ.
М.Побединская. НК.
16 марта. В первой половине дня экипаж ЭО-25 готовился к приему грузового корабля «Прогресс М-38» и занимался проведением научных экспериментов. У Эндрю Томаса была взята кровь на анализ.
Так как стыковка с «Прогрессом» планировалась на ночь, сразу после обеда (15:00 ДМВ) космонавты отправились спать. Подъем планировался на 1:30 ночи.
Стыковка ТКГ «Прогресс М-38»
17 марта. Сегодня в 03:31:17 ДМВ (00:31:17 UTC) осуществлена стыковка грузового космического корабля «Прогресс М-38» с модулем «Квант» космического комплекса «Мир».
Планировалось, что этот процесс будет проходить под управлением автоматической системы сближения и стыковки «Курс», а система ТОРУ будет находиться в «горячем резерве». Экипаж наблюдал за движением «грузовика» с помощью нескольких систем: монитора системы ТОРУ, видеокамеры LIV, камеры на борту грузовика и визуально, в иллюминатор. Талгат Мусабаев был готов вмешаться в процесс в любой момент.
18 марта. В.Романенкова. ИТАР-ТАСС. Американский астронавт Дэвид Вулф, который жил на станции «Мир» с сентября прошлого года по январь нынешнего, признался, что со столь опытными космонавтами, какими являлись его российские коллеги Анатолий Соловьев и Павел Виноградов, ему было совершенно не страшно работать на стареющей и часто ломающейся станции. «С такими, как Толя и Паша, нигде не страшно», — сказал он сегодня во время сеанса связи со станцией «Мир». Вулф вспомнил, как Соловьев и Виноградов «быстро и хорошо все делали», и особенно восхищался тем, насколько профессионально они восстанавливали старое оборудование на станции. Американец, который приехал в Москву, чтобы встретиться со всеми, кто организовал его полет, пожелал нынешнему экипажу удачи и пригласил сыграть в футбол, когда они вернутся на Землю. На встрече с сотрудниками ЦУПа Вулф поблагодарил всех за помощь и поддержку и сказал, что ему очень понравился «Мир» и хотелось бы еще раз побывать на станции. |
С 03:00 комплекс вошел в зону связи с ЦУПом через спутник-ретранслятор. В 03:15 зона связи СР закончилась и началась зона связи УКВ. Внешне все шло штатно, но с расстояния свыше 500 м специалисты ЦУПа отметили неполадки в работе системы «Курс». Отклонения постепенно нарастали, но, как сообщил потом заместитель руководителя полетом Виктор Благов, отклонение было в пределах допустимого коридора и можно было «идти в автомате». Однако ЦУП «перестраховался», и на дальности 40 м было принято решение о переходе в режим ТОРУ. По команде руководителя полета Владимира Соловьева в 03:29 Николай Бударин переключил режим причаливания, а Талгат Мусабаев на дальности 20 м и скорости 0.2 м/с взял управление кораблем на себя. Дальнейшие операции по причаливанию и стыковке выполнялись командиром экипажа вручную.
После того, как Талгат Мусабаев успешно завершил стыковку, все находящиеся в ЦУПе специалисты вздохнули с облегчением. Напряженность в центре управления полетами во время стыковки грузового корабля со станцией «Мир» вполне объяснима — все последние неприятности на станции «Мир» связаны с «Прогрессами».
Причина сбоя автоматики пока не ясна. Руководитель полетом Владимир Соловьев сообщил, что «создана специальная комиссия для выяснения причин сбоя». Необходимо изучить записи телеметрии, чтобы понять, где произошел сбой: на корабле или на станции. На это может уйти несколько недель. А президент РКК «Энергия» Юрий Семенов поздравил и поблагодарил экипаж за успешную стыковку.
Сразу после стыковки командир экипажа и бортинженер провели контроль герметичности стыковочного узла, установили «небыстросъемные» стяжки стыка, открыли люк «грузовика» и провели очистку его атмосферы.
ТКГ доставил на комплекс около 2500 кг грузов. Это новая ВДУ массой 900 кг, которая войдет в состав системы ориентации и управления движением станции, запасы пищи и воды, научная аппаратура, инструменты, в том числе четыре запасных замка и комплект ключей для открытия и закрытия замков внешнего люка при выходе в открытый космос. Кроме того, на комплекс прибыли продукты, письма и посылки от родных.
С половины седьмого утра до половины четвертого дня космонавты спали. После подъема их не стали загружать работой, а дали время войти в нарушенный режим. Тем не менее, с 17:40 до 19:00 экипаж разгружал доставленное оборудование, а затем Мусабаев разобрал схему ТОРУ.
18 марта. Утром состоялся телефонный разговор экипажа «Мира» с Дэвидом Вулфом, у которого Эндрю Томас в феврале этого года принял вахту на орбите. Затем космонавты продолжили перенос грузов из «Прогресса» на орбитальный комплекс «Мир», одновременно проводя инвентаризацию.
Сегодня же состоялась беседа Эндрю Томаса со своими соотечественниками, в которой он очень эмоционально описал свои впечатления от вчерашней ручной стыковки: «Это была красивая работа, командир выполнил стыковку безупречно! Мы почувствовали только легкий толчок и легкую вибрацию, когда грузовик пристыковался к станции — это было совершенно безопасно».
На вопрос, хотел бы он поработать на борту МКС, Эндрю Томас заметил, что сначала надо завершить текущий полет, а потом уже отвечать на этот вопрос.
Свою работу на «Мире» Эндрю считает очень интересной, и прежде всего потому, что она очень разнообразна и дает уникальный опыт пребывания в ограниченном пространстве в условиях невесомости в течение длительного времени. Эндрю Томас подчеркнул, что он получил много ярких впечатлений во время своего уже двухмесячного пребывания вне Земли.
19 марта. В первой половине дня командир экипажа был занят ремонтом блока очистки от микропримесей, а бортинженер переносил грузы из грузовика на станцию и проводил инвентаризацию переносимого оборудования. Бортинженер-2 занимался подготовкой и инвентаризацией возвращаемого оборудования. Затем — час физкультуры для всего экипажа и обед. Во второй половине дня Талгат Мусабаев ремонтировал аппаратуру «Оптизон», а Николай Бударин продолжил переноску грузов и занимался установкой рабочего давления в системе терморегулирования.
Руководитель полета Владимир Соловьев сообщил 20 марта, что все причины сбоя аппаратуры «Курс» при стыковке 17 марта выяснены. Это позволит в дальнейшем избежать подобных отказов. |
20 марта космонавты проводили плановое профилактическое обслуживание системы терморегулирования станции, выполняли эксперимент «Спорт» по определению оптимальных режимов физических тренировок. Эндрю Томас проходил медицинское обследование с целью изучения иммунных свойств организма человека в условиях длительного космического полета.
После прибытия автоматического корабля «Прогресс М-38» экипаж занимался разгрузкой доставленного оборудования, проводил исследования по совместному проекту «Мир/NASA». Выполнено, в частности, несколько серий технологических экспериментов по определению особенностей физических процессов в расплавленных металлах в невесомости, измерению спектров космического излучения и уровней шума в жилых отсеках комплекса.
В рамках отечественной программы геофизических исследований были продолжены эксперименты «Океан», целью которых является дальнейшее изучение районов интенсивного образования внутренних волн. Для этого проводились видеосъемки и спектрометрирование заданных участков акватории Мирового океана, регистрировались температурные характеристики и вертикальный профиль атмосферы над этими районами.
Телемост с ЭО-25
20 марта.
В.Романенкова. ИТАР-ТАСС.
В космосе так же хорошо, как и на Земле, но там нет ничего живого, кроме космонавтов, заявили сегодня члены российского экипажа «Мира» во время телемоста между станцией и шестью странами Европы. В каждой стране для разговора с космонавтами был выбран один школьник. Молодых людей из Москвы, Будапешта, Праги, Варшавы, Вены, Ганновера особенно интересовало, есть ли жизнь в космосе. «К сожалению, нет, кроме нас самих, ничего живого», — ответил командир экипажа Талгат Мусабаев.
В этой связи заместитель руководителя полетом Виктор Благов вспомнил один «жуткий» случай, произошедший на орбитальной станции в 1975 г., когда в космосе работали Петр Климук, ныне генерал-полковник и начальник Центра подготовки космонавтов, а также Виталий Севастьянов, ныне депутат Госдумы. Тогда Севастьянов «потерял» своего командира, который сидел в закрытом корабле «Союз» при погашенном свете и наблюдал за Землей. Севастьянов не на шутку испугался, посчитав, что командира похитили инопланетяне. Проплыв в невесомости по всей станции, он решил постучать в закрытую дверь пристыкованного корабля.
Каков же был ужас Климука, когда, сидя в полной темноте, он сначала услышал стук из космоса, а затем в ярком, залитом светом окне входного люка появилась голова Севастьянова. «Они оба долго потом не могли прийти в себя», — сказал Благов корреспонденту ИТАР-ТАСС.
Во время сегодняшнего телемоста Мусабаев также рассказал студентам, что Земля из космоса выглядит «маленькой и голубой» и вообще сверху все кажется лучше, чем есть на самом деле.
План выходов «Кристаллов»
20 марта.
В.Романенкова. ИТАР-ТАСС.
NASA поручило ученым Университета Висконсина в Мэдисоне провести исследование на тему: как происходит взаимодействие операторов Центра управления полетом в критической ситуации на этапе запуска, орбитального полета и посадки? Ассистент профессора Мэри Уоллер и профессор Барретт Колдуэлл должны установить, как в минуты кризиса меняется «картина связи» в ЦУПе Центра Джонсона и как сделать общение между группами специалистов более эффективным. По сообщению Университета Висконсина от 19 марта, на проводимую в течение трех лет работу выделен грант на 0.46 млн $. |
Для российских космонавтов Талгата Мусабаева и Николая Бударина, работающих на орбитальной станции «Мир», апрель будет самым напряженным и сложным периодом за всю полугодовую экспедицию. На этот месяц запланировано пять выходов в открытый космос, которые будут проводиться каждые пять дней, сообщил сегодня в интервью ИТАР-ТАСС заместитель руководителя полетом Виктор Благов.
Первый выход намечен на 1 апреля. В течение почти шести часов (с 16:20 до 22:10 ДМВ) космонавты будут укреплять солнечную батарею на модуле «Спектр». Эту работу Мусабаев и Бударин должны были выполнить еще 3 марта, но тогда они не смогли открыть люк и выйти за пределы станции.
6 апреля Мусабаев и Бударин начнут заниматься заменой выносной двигательной установки. С 14:30 до 20:00 ДМВ им предстоит снять старую ВДУ. Ее просто «выбросят» в космос, и со временем ВДУ войдет в плотные слои атмосферы, где и сгорит.
10 апреля (12:05–17:25 ДМВ) и 15 апреля (10:10–16:10 ДМВ) космонавты продолжат работы с ВДУ: им нужно будет укрепить новую установку.
Последний, пятый апрельский выход в открытый космос запланирован на 20-е число. В этот день Мусабаев и Бударин с 08:10 до 14:00 ДМВ будут заниматься выполнением научной программы полета — устанавливать аппаратуру на внешней стороне станции. До начала серии выходов в открытый космос экипаж «Мира» завершит ремонтные работы, ведущиеся более полугода с момента июньской аварии. «Сейчас мы добиваем мелочи. Обычная рутинная работа, ничего интересного», — пояснил Благов.
Завершается подготовка к полету STS-90
19 марта.
И.Лисов. НК.
Вступила в заключительную стадию подготовка полета «Колумбии» по программе STS-90 со специализированной лабораторией для изучения нервной системы человека в невесомости Neurolab.
Сроки этой подготовки оказались весьма сжатыми. 5 декабря «Колумбия» вернулась из полета по программе STS-87 и около 14:00 EST (19:00 UTC) была поставлена в 3-й отсек Корпуса подготовки орбитальных ступеней OPF. По результатам послеполетного осмотра было решено заменить 94 плитки теплозащиты, еще 39 были запланированы к замене еще перед полетом STS-87.
Утром 10 декабря были открыты створки грузового отсека, и утром 12 декабря из него извлечены полезные нагрузки USMP-4 и Spartan 201. В специальном контейнере полезных нагрузок они были увезены в Корпус подготовки вертикальных ПН. 13–14 декабря с корабля сняли три основных двигателя.
11 декабря была обнаружена течь в батарее топливных элементов FC-1, которую было решено заменить. Вечером 15 декабря был закончен слив остатков криогенных компонентов бортовой системы электропитания.
21–23 декабря «Колумбию» законсервировали на период рождественских праздников. Работа возобновилась в понедельник 5 января: вновь открыли створки грузового отсека, проверили антенну диапазона Ku, установили шины колес передней и основных стоек шасси.
6–7 января были заменены батареи топливных элементов FC-1 и FC-3: первая вследствие обнаруженной в декабре неисправности, вторая по ресурсу. 9 января из грузового отсека убрали дистанционный манипулятор RMS. В полете STS-90 он не будет нужен. 12-13 января заменили иллюминатор № 6 в кабине экипажа. Очень долго — с 13 января до 2 февраля — шла замена светильников № 1 и №5, а затем № 3 в грузовом отсеке.
В течение 19–23 января в грузовой отсек «Колумбии» был установлен туннельный адаптер — герметичный переходник между шлюзовой камерой и лабораторным модулем.
В течение декабря и января были выполнены проверки ключевых систем орбитальной ступени: двигательной установки, системы орбитального маневрирования OMS, переднего блока системы реактивного управления RCS, вспомогательных силовых установок APU, системы хранения и распределения компонентов СЭП. Потребовалось заменить два протекающих клапана ДУ и предохранительный клапан APU № 2 (до 2 февраля).
26–27 января были обнаружены признаки течи в одной из магистралей правого блока OMS. Поиск и устранение ее причины задержали на несколько дней планировавшуюся на 30 января установку в хвостовой отсек «Колумбии» основных двигателей, а в грузовой отсек — лабораторного модуля. 28–29 января были заменены три двигателя правого блока системы RCS, завязанные по гидропневмосхеме с правым блоком OMS. Новые проблемы с точками крепления тепловой изоляции хвостового отсека в местах установки основных двигателей в начале февраля сорвали график работ вновь. Запуск «Колумбии» пришлось отложить со 2 на 16 апреля.
4 февраля в открытом конце туннельного адаптера установили люк D. 5 февраля адаптер и люк прошли проверку на герметичность, а вслед за ними и кабина экипажа. К 9 февраля в грузовой отсек установили переднее расширение переходного тоннеля.
Подготовка лабораторного модуля Spacelab по программе Neurolab началась задолго до прибытия «Колумбии». Еще в июле–сентябре 1997 г. в корпусе OCB проводилась приемка научной аппаратуры и ее установка в стандартные стойки. К 16 сентября была закончена инспекция конструкции модуля. Сборка стоек была закончена 30 сентября, и до 3 октября они были установлены на пол лаборатории.
Контрольные интерфейсные испытания научной аппаратуры закончились 23 октября. После контрольного прогона плана полета 29–31 октября стали возможны установка пола со стойками в модуль Spacelab (11 ноября) и установка конического днища модуля (17 ноября). В декабре проводились испытания на совместимость экспериментов с лабораторным модулем и модуля в целом, а также укладка грузов для экипажа. 8–9 января модуль «принял» экипаж Сиэрфосса.
3 февраля в OCB прошла автономная проверка лабораторного модуля. 4 февраля Spacelab был помещен в транспортный контейнер и был готов к транспортировке в OPF.
Последней проблемой, мешавшей этому, оказался дефект изоляции на одном из трубопроводов в 7-м отсеке средней части корпуса «Колумбии», обнаруженный 10 февраля. После того, как это замечание было устранено, 12 февраля около 06:00 EST лабораторию привезли в OPF и в то же утро установили в грузовой отсек. Контрольные интерфейсные испытания модуля прошли 16–18 февраля. 23 февраля в грузовой отсек «Колумбии» установили переходный туннель, соединяющий модуль с туннельным адаптером.
25–26 февраля, после многократных отсрочек, на «Колумбию» установили три основных двигателя. А в Здании сборки системы VAB к двум твердотопливным ускорителям набора RSRM-65, собранным на подвижной стартовой платформе MLP-2, 26 февраля был пристыкован внешний бак ET-91.
А так вывозили на старт «Колумбию» в ноябре 1981 года при подготовке полета STS-2 |
26 февраля экипаж «Колумбии» провел осмотр корабля и грузового отсека с лабораторией, а 6 марта створки грузового отсека были закрыты до полета. После ремонта правого внутреннего элевона «Колумбии» 13 марта были выполнены измерения массы и положения центра тяжести «Колумбии», а 14 марта орбитальную ступень поставили на транспортер. В понедельник 16 марта с 10:50 до 11:33 EST «Колумбию» перевезли в 3-й высокий отсек VAB.
В этот же день «Колумбию» подняли в вертикальное положение и состыковали с баком. Вечером 17 марта при отводе траверсы произошел инцидент, описываемый в сообщениях Центра Кеннеди по-разному. 18 марта было объявлено, что хвостовая часть траверсы «имела контакт» с кораблем вблизи левой точки крепления его к внешнему баку, в результате чего повреждена система теплозащиты и необходимо снять плитки теплозащиты и убедиться, что повреждений металлического корпуса корабля нет. Однако в сообщении от 19 марта говорится, что имел место скользящий удар по левому борту корабля, «плитки» не повреждены, содрано только «одеяло» теплозащиты, которое сегодня же будет закреплено на месте. Предполагается, что интерфейсные испытания компонентов Космической транспортной системы возобновятся 19 марта, и этот инцидент не повлечет отсрочки вывоза «Колумбии» на старт, который запланирован на 23 марта.
«Колумбия» должна стартовать 16 апреля с экипажем в составе Ричарда Сиэрфосса, Скотта Альтмана, Ричарда Линнехана, Дэфидда Уилльямса, Кэтрин Хайэр, Джея Баки и Джеймса Павелчика. Если хватит расходуемых материалов, полет продлится около 17 суток.
КОСМОНАВТЫ. АСТРОНАВТЫ. ЭКИПАЖИ
|
ЗАПУСКИ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ
Запуск спутника военной связи
М.Тарасенко. НК.
16 марта 1998 г. в 16:32 по времени Восточного побережья США (21:32 UTC) с Космического стартового комплекса 36A Военно-воздушной станции «Мыс Канаверал», шт.Флорида, осуществлен запуск ракеты-носителя Atlas 2 (AC-132) со спутником связи ВМФ США UHF F/O F8. Запуск осуществлен персоналом фирмы Lockeed Martin при участии специалистов фирмы Hughes и 3-й космической пусковой эскадрильи 45-го Космического полка ВВС США.
Согласно сообщению Секции оперативного управления Центра космических полетов им.Годдарда NASA, КА UHF F/O F8 присвоено международное регистрационное обозначение 1998-016А. Он также получил номер 25258 в каталоге Космического командования США.
1. Запуск и выведение
Это был третий пуск ракеты серии Atlas в этом году, а также 10-й и последний пуск носителя типа Atlas 2. В дальнейшем будут использоваться только более мощные варианты 2A, 2AS, 2AR и 2ARS.
Стартовое окно для данного запуска продолжалось 80 мин, с 21:22 до 22:42 UTC, однако внутри этого окна имелась еще 5-минутная «перегородка» с 22:04:40 до 22:09:32 UTC, когда запуск не мог быть произведен из-за возможности столкновения с российской орбитальной станцией «Мир».
За 8 мин до старта, намечавшегося на 16:22, во время 15-минутной встроенной задержки предстартового отсчета на отметке Т-5 мин, произошел сбой центрального компьютера космодрома. Встроенная задержка была продлена на 10 мин, компьютер перезагружен, и в 16:32 запуск состоялся.
Выведение КА осуществлялось по стандартной для РН Atlas 2 схеме с двухимпульсным выведением на переходную высокоэллиптическую орбиту. При первом включении два кислород-водородных двигателя разгонного блока RL-10A4-1 отработали 6 мин 41 сек, обеспечив выведение РБ и КА на промежуточную низкую околоземную орбиту. 14 мин спустя состоялось второе включение длительностью около 93 сек, в результате чего РБ и КА вышли на переходную орбиту с высотой апогея около 21000 км и наклонением около 27°. Через 30 мин 56 сек после старта прошло отделение КА от разгонного блока Centaur. После этого управление КА взяла на себя группа фирмы Hughes, которая в течение 9 дней должна осуществить серию маневров для довыведения КА на геостационарную орбиту. Предполагается, что для этого придется выполнить три перигейных включения двигателя и четыре апогейных.
Пуски РН типа Atlas 2 | ||
Дата | Номер | ПН |
7.12.91 10.02.92 2.07.92 19.07.93 28.11.93 28.01.95 31.05.95 22.10.95 25.07.95 |
AC-102 AC-101 AC-103 AC-104 AC-106 AC-112 AC-116 AC-119 AC-125 |
Eutelsat DSCS 3 DSCS 3 DSCS 3 DSCS 3 UHF F4 UHF F5 UHF F6 UHF F7 |
2. Система ULTRA HIGH FREQUENCY FOLLOW-ON
Разработчиком системы является фирма Hughes Space and Communications, которой был выдан единый контракт на изготовление 10 спутников с доставкой их на орбиту.
Спутники UHF F/O разработаны на основе базового блока HS-601. На всех КА установлен комплект связной аппаратуры УВЧ-диапазона c 11-ю твердотельными усилителями, которые обеспечивают 39 каналов связи с суммарной полосой пропускания 555 кГц; 21 узкополосный канал шириной по 5 кГц (достаточной для речевой связи), 17 ретрансляционных каналов с шириной полосы по 25 кГц и канал флотского вещания с шириной полосы 25 кГц. Аппараты начиная с F4 оборудованы также ретрансляционным комплексом для связи в диапазоне чрезвычайно высоких частот (Extremely High Frequencies, EHF). Диапазон ЧВЧ обеспечивает более помехоустойчивую связь за счет меньшей длины волн и соответственно меньшей расходимости пучка, а также более широкого спектра частот. Дооснащение всего ВМФ США системами связи ЧВЧ-диапазона было вызвано растущей важностью использования этого диапазона для операций, в которых задействованы различные виды вооруженных сил. Начиная с UHF F/O F7, запущенного в 1996 г., спутники оборудуются усовершенствованным комплексом для связи в диапазоне ЧВЧ. Блок ЧВЧ-связи, установленный на UHF F/O F8, обеспечивает 11 первичных и 11 вторичных каналов связи с суммарной шириной полосы пропускания 2 ГГц, центр которой находится на частоте 44.5 ГГц. (Комплекты, установленные на КА F4, F5 и F6, обеспечивали по 11 каналов.)
Наиболее существенным отличием нынешнего аппарата является то, что он впервые в дополнение к комплексам связи УВЧ-и ЧВЧ-диапазонов оснащен комплектом так называемой «Службы глобального вещания» GBS (Global Broadcast Service). Эти комплекты, устанавливаемые на трех последних аппаратах серии UHF F/O, состоят из 4 ретрансляторов мощностью по 130 Вт, работающих в «военной» полосе частотного диапазона Ka (30/20 Ггц) и обладающих пропускной способностью 24 Мбит/с. Таким образом, комплект GBS на одном спутнике обеспечивает передачу 96 Мбит/с.
С помощью системы GBS Министерство обороны США сможет оперативно передавать снимки разведывательных спутников, карты, сообщения и сигналы предупреждения о ракетных атаках войсковым подразделениям, оснащенным приемными антеннами диаметром 56 см и портативными компьютерами.
В ходе войны в Персидском заливе войска антииракской коалиции широко применяли спутники военной связи, но, как выяснилось, имевшиеся системы были неспособны обеспечить своевременное доведение снимков спутников-разведчиков, разведывательных сводок и сигналов оповещения о ракетных атаках до фронтовых командиров. Приказы о нанесении воздушных ударов приходилось доставлять на авианосцы ВМФ с помощью самолетов, поскольку во многих случаях имевшиеся спутники связи были не в состоянии своевременно передать их. Новые три спутника, первым из которых является UHF F/O F8, должны решить эту проблему. С их помощью время, необходимое на передачу плана атаки ракетами Tomahawk (наводящимися по цифровым картам местности), может быть сокращено с 16 мин до доли секунды.
Запуски КА серии UHF F/O | ||||
№ | Дата пуска | Офиц.назв | РН | Точка стояния |
F1 F2 F3 F4 F5 F6 F7 F8 |
25.03.93 03.09.93 24.06.94 29.01.95 31.05.95 22.10.95 25.07.96 16.03.98 |
USA-98 USA-95 USA-104 USA-108 USA-111 USA-114 USA-127 — |
Atlas 1 Atlas 1 Atlas 1 Atlas 2 Atlas 2 Atlas 2 Atlas 2 Atlas 2 |
(1) 72° в.д. 177° з.д. 72° в.д. 105° з.д. (23° з.д.) д.б. размещен в 172° з.д. |
Примечания (1) — вышел на нерасчетную орбиту |
Снимок с разведывательного спутника, позволяющий отслеживать перемещения войск противника, может быть передан в руки командирам на поле боя за 8 сек вместо нескольких часов.
По мнению представителей ВМФ США, эти аппараты «революционизируют боевые возможности вооруженных сил США и их способность побеждать в войне с любым противником». «[UHF F/O F8] даст США и их союзникам явное преимущество в том, что касается понимания ситуации и доминирования на поле боя, — заявил Стив Арчер (Steve Archer), руководитель проекта со стороны компании Hughes Space and Communications. — Он может даже предотвратить возникновение такой битвы, если наши противники осознают превосходство, которое мы будем иметь в результате [наличия] этих спутников».
КА UHF F/O F8 на заводе-изготовителе |
Конструктивно КА UHF F/O F8 состоит из прямоугольного корпуса, включающего модули служебных систем и полезной нагрузки, и раскладываемых панелей солнечных батарей и антенн. Размеры корпуса составляют 2.7 x 2.2x2.6 м, размах солнечных батарей достигает 26 м, а размер по раскрытым антеннам — 6.7 м. Из-за установки комплекта GBS и дополнительной секции солнечных батарей на каждой из двух панелей стартовая масса аппарата увеличилась примерно на 180 кг по сравнению с предыдущим и составляет около 3200 кг.
Из-за большей массы КА орбита его выведения ниже, чем у предыдущих, и процесс довыведения на геостационарную орбиту потребует несколько большего времени и числа включений бортового двигателя. После того как в течение первых 9 суток полета UHF F/O F8 будет выведен на ГСО, двое следующих суток уйдут на последовательное развертывание панелей солнечных батарей и антенн. К 13-м суткам полета начнется тестирование служебных систем, по завершении которого служебный модуль будет принят в эксплуатацию. Примерно на 17-й день начнется тестирование полезной нагрузки, которое по плану должно продлиться до 35-х суток полета. Тестирование будет производиться в промежуточной точке стояния над Тихим океаном. После завершения проверок с 1 по 9 мая планируется «передвинуть» спутник в точку его постоянного позиционирования над 172° в.д. Сдача спутника в эксплуатацию ВМФ США планируется на 1 июня. При этом UHF F/O F8 должен заменить все еще используемый спутник FleetSatCom 4.
Расчетный срок активного функционирования спутников UHF F/O составляет 14 лет, хотя гарантия в рамках контракта между Hughes и ВМФ США дается на 10 лет.
Общая стоимость программы изготовления и запуска десяти КА UHF F/O достигла 1.9 млрд $ с учетом 150 млн $, дополнительно уплаченных ВМФ за установку на трех последних аппаратах комплектов GBS.
Оставшиеся спутники F9 и F10 планируется запустить осенью 1998 и весной 1999 гг. и разместить соответственно над Атлантическим и Индийским океанами.
НОВОСТИ ИЗ ЕКА
Великобритания поможет ЕКА финансами 16 марта. С.Головков. НК. Из этой суммы 8.1 млн будут израсходованы в течение двух лет на обеспечение работы европейского спутника радиолокационного зондирования ERS-2. Британские исследователи используют данные ERS-2 о климате, океанским течениям и атмосфере для понимания, оценки и прогнозирования долгосрочных изменений состояния окружающей среды в большем объеме, чем любая другая страна, так что такой вклад выглядит вполне уместным. Кстати, до 31 мая ЕКА принимает предложения по полному использованию потенциала КА Envisat 1, который будет запущен в 1999 г. и представляет собой новое поколение европейских КА дистанционного зондирования. Еще 6.7 млн фунтов пойдут на финансирование в течение трех лет работ в рамках программы ARTES-3. Эта программа перспективных исследований по телекоммуникационным системам (ARTES — Advanced Research in Telecommunications Systems) направлена на разработку спутниковых технологий «информационной супермагистрали», которые не только предоставят новые возможности для бизнеса, но и позволят реализовать такие концепции, как телеобразование и телемедицина. Британия уже участвует в нескольких элементах программы ARTES, включая работы над глобальной навигационной системой. И, наконец, 6.4 млн фунтов будут вложены в течение пяти лет в Подготовительную программу наблюдений Земли EOPP, а именно — на разработку в Великобритании инструментов для новых спутников наблюдения Земли. |
АВТОМАТИЧЕСКИЕ МЕЖПЛАНЕТНЫЕ СТАНЦИИ В просторах Солнечной системы
|
ИСКУССТВЕННЫЕ СПУТНИКИ ЗЕМЛИ
|
СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ
РКК «Энергия» и НПО ПМ поставят новые спутники связи
12 марта.
М.Тарасенко. НК.
Российское космическое агентство и Государственный комитет Российской Федерации по связи и информатизации объявили итоги конкурса на поставку космических аппаратов для системы фиксированной спутниковой связи и вещания России.
Конкурсная комиссия, возглавляемая заместителем Генерального директора РКА Ю.Г.Миловым, в состав которой входили представители РКА, Госкомсвязи, подведомственных им организаций, а также ФАПСИ, Министерства обороны, Службы внешней разведки, ФСБ и Министерства экономики, приняла решение заказать 3 КА «Тройка» по проекту НПО прикладной механики, 2 КА «Ямал-200» и 2 КА «Ямал-300» по проекту РКК «Энергия» и ОАО «Газком».
Итоги конкурса не стали сюрпризом, так как почти за месяц до этого один из участников конкурса, ОАО «Газком», уже сообщил именно о таком разделении заказа [1]. Тем не менее, состоявшаяся в РКА пресс-конференция прояснила многие детали этого уникального в российской, а может быть, и в мировой практике проекта.
Первый открытый конкурс
Открытый тендер на поставку спутников связи и вещания для замены ныне используемых КА «Горизонт» и «Экспресс» в 10 российских точках геостационарной орбиты был объявлен РКА и Госкомсвязи 18 сентября 1997 г. Для российской космической программы это был первый случай выбора проекта на открытом конкурсе (до этого РКА проводило только закрытый конкурс по выбору проекта КА дистанционного зондирования Земли в 1996 г.).
Кроме того, конкурс проходил в условиях, когда отечественная промышленность из-за технологического отставания была не в состоянии изготовить спутники связи, сравнимые с современными западными образцами по пропускной способности и долговечности, а государственные ведомства России не располагали достаточными средствами для заказа требуемого количества спутников.
В связи с этим российским предприятиям, участвующим в конкурсе, во-первых, разрешалось привлекать к работам зарубежных производителей, а во-вторых, и это главное, разработка и изготовление спутников должны осуществляться без бюджетного финансирования. Иными словами, подрядчик должен не только представить проект, удовлетворяющий техническим требованиям, но и сам изыскать средства для его реализации.
Со своей стороны государство в лице РКА и Госкомсвязи обязуется предоставить для каждого спутника скоординированную точку стояния на геостационарной орбите и обеспечить доставку спутника в эту точку. За свое участие государство должно получить часть (около 1/3) связных ретрансляторов на каждом спутнике, а остальные (около 2/3) останутся в распоряжении подрядчиков или их инвесторов, которые вольны использовать их на коммерческой основе, чтобы окупить вложенные в проект средства.
Такая необычная схема в принципе могла бы вызвать обвинения в «торговле природными ресурсами», т.е. выделенными России орбитальными позициями и частотами. Однако, если сравнить эту схему с возможными альтернативами — тиражированием устаревших спутников, требующих частой замены и, как следствие, значительных расходов на РН, закупкой иностранных спутников, на что просто нет денег, или просто сдачей точек в аренду иностранцам (как Королевство Тонга), — то нельзя не признать выбранный подход единственно верным в нынешней ситуации.
Остальные условия были более обычными:
— параметры КА должны соответствовать мировому уровню (количество ретрансляторов на КА не менее 30, гарантийный срок службы свыше 10 лет);
— характеристики КА должны соответствовать выделенным частотным диапазонам и обеспечивать работу существующих сетей, ныне использующих КА «Горизонт» и «Экспресс» в полном объеме;
— первый КА должен быть готов к запуску не позднее 1-го полугодия 1999 г., последующие — с интервалом не более 9 месяцев;
— КА должны выводиться на орбиту российскими средствами выведения;
— управление КА должно обеспечиваться техническими средствами, находящимися на территории России и обслуживающимися российским персоналом;
— должна быть обеспечена информационная безопасность каналов связи и защита от несанкционированного доступа в канал управления КА.
На конкурс было подано 5 заявок от НПО прикладной механики им. М.Ф.Решетнева, РКК «Энергия» им. С.П.Королева, НПО им.С.А.Лавочкина, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и АО «Аркосат».
КА «Экспресс-К1» на базе спутниковой платформы «Spacebus 3000B» компании Aerospaciale КА «Экспресс-К2» на базе спутниковой платформы «Экспресс 2000» НПО Прикладной механики |
Квалификационная комиссия отвергла предложения НПО им. Лавочкина, ГКНПЦ им. Хруничева и АО «Аркосат», мотивируя отказы отсутствием заявленных инвесторов (НПОЛ, ГКПНЦиХ) и лицензий на осуществление деятельности в области создания спутников связи, а также конкретных наработок по проектам (ГКПНЦиХ и «Аркосат»). Таким образом, к участию в конкурсе были допущены только два претендента.
Проект «Тройка»
В рамках этого проекта предлагается использовать КА двух типов. КА типа «Экспресс-К2» будут изготовлены НПО ПМ на основе новой спутниковой платформы «Экспресс-2000», разрабатываемой НПО ПМ при участии Aerospatiale и Alcatel с использованием современных зарубежных технологий.
Для того чтобы уложиться в заданный срок поставки первого спутника, составляющий всего 18 месяцев от начала конкурса, предложено в качестве первого спутника использовать КА «Экспресс-К1», изготовляемый на основе уже готовой платформы фирмы Aerospatiale Spacebus-3000.
Спутники «Экспресс-К1» и «Экспресс-К2» будут оснащены каждый 52 ретрансляторами, работающими в диапазонах С и Ku и перекрывающими все частотные полосы, выделенные для российской системы фиксированной связи. На спутнике «Экспресс-К1» из 32 ретрансляторов диапазона С 27 оснащаются твердотельными усилителями мощностью по 20 Вт, а 5 — усилителями на лампах бегущей волны мощностью по 60 Вт. На спутнике «Экспресс-К2» планируется уменьшить количество 20-ваттных ретрансляторов до 20, а остальные 12 оснастить ЛБВ мощностью по 80 Вт. В Ku-диапазоне используются ЛБВ мощностью 135 Вт. Кроме того, на спутниках «Экспресс-К2» возможно размещение передатчика диапазона L (1.5/1.6 ГГц) для обеспечения преемственности системы морской связи, использующей соответствующие ретрансляторы КА «Горизонт».
Характеристики спутников серии «Экспресс-К» [2] | ||
Название | Экспресс-K1 | Экспресс-K2 |
Масса сухая Масса топлива Количество ретрансляторов в том числе C-диапазона Ku-диапазона Срок активного существованияМощность в конце САС | 1690 кг (1) 1800 кг (1) 52 32 20 15 лет 8500 Вт |
2260 (2) 250 (2) 52 32 20 15 лет 10950 Вт |
Примечание: (1) — на переходной к геостационарной орбите (2) — на геостационарной орбите |
Общая стоимость проекта, включая стоимость создания трех спутников без учета стоимости запуска, таможенных пошлин и НДС, оценивается в 529 млн $. При этом себестоимость одного ретранслятора на протяжении 15-летнего срока активного существования составит 248 тыс $/год. В качестве оплаты государству за услуги по запуску и предоставлению точки стояния предлагается передать по 15 ретрансляторов и отчислять по 15% прибыли от коммерческой эксплуатации остальных ретрансляторов. Конкретные инвесторы для осуществления проекта названы не были, но западные партнеры НПО ПМ (Aerospatiale и Alcatel) взяли на себя обязательство найти необходимые средства.
Проект «Ямал»
КА «Ямал-200» представляет собой развитие технического задела, полученного при создании КА «Ямал-100». Хотя КА «Ямал-200» имеет большую размерность, для сокращения сроков его разработки заимствуется ряд бортовых систем КА «Ямал-100», а для корпуса и солнечных батарей используются стандартные панели, изготовляемые с помощью имеющейся оснастки.
КА «Ямал-300» использует тот же базовый блок, что «Ямал-200», но на нем для увеличения располагаемой электрической мощности напряжение бортовой сети увеличивается с 28 до 100 В. В связи с тем, что такая переделка системы энергопитания требует довольно большого времени, для обеспечения заданных сроков поставки вначале предусматривается запустить 2 КА «Ямал-200» (в середине и конце 1999 г.), а два КА «Ямал-300» могли бы быть запущены в середине и конце 2000 г.
Спутники «Ямал-200» и «Ямал-300» оснащаются одинаковым комплектом ретрансляторов С-диапазона, включающим 10 ретрансляторов с усилителями на лампах бегущей волны мощностью по 60 Вт и 18 ретрансляторов с твердотельными усилителями мощностью по 20 Вт. Для работы в Ku-диапазоне «Ямал-200» имеет 16 ретрансляторов на ЛБВ мощностью по 120 Вт. На КА «Ямал-300» вследствие модернизации системы энергопитания мощность, выделяемая на ретрансляционный комплекс, увеличится с 6 до 8 кВт. За счет этого мощность усилителей Ku-диапазона увеличена до 170 Вт, а их количество — до 18.
Характеристики спутников серии «Ямал» [3] | ||
Название | Ямал-200 | Ямал-300 |
Масса Количество ретрансляторов в том числе C-диапазона Ku-диапазона |
2570 кг 44 28 16 6000 Вт не менее 12 лет |
2870 кг 46 28 18 8000 Вт 15 лет |
Общий вид спутника «Ямал-200» в рабочем положении |
В качестве субподрядчиков по проекту «Ямал» наряду с установившейся внутрироссийской кооперацией привлекаются фирмы DASA (ФРГ), NEC (Япония), Space Systems/Loral (США), Alenia Spazio (Италия).
В проекте «Ямал» в роли инвестора выступает само ОАО «Газком» совместно с РАО «Газпром» и «Газпромбанком».
Оба проекта хороши...
По словам Ю.Г.Милова, «проекты совпали с точностью до 10%», поэтому и было решено выбрать оба. Решение комиссии разделить заказ между обоими претендентами породило определенное недовольство сторонников каждого из проектов. Однако, учитывая кризисную ситуацию с отечественными спутниками связи и амбициозность проекта, нацеленного на скачкообразное преодоление технологического отставания в этой сфере, трудно упрекнуть заказчиков в нежелании класть все яйца в одну корзину. Во-первых, не так-то просто найти одного инвестора, способного вложить сразу не менее миллиарда долларов для развертывания группировки из целых семи аппаратов, распределенных по дуге от Атлантики до Тихого океана. Если обратиться к мировой практике, то наиболее типичными являются единовременные заказы на 1 — 2 спутника связи такого класса, как «Экспресс-К» или «Ямал-200/300», и только такие гиганты, как Intelsat, Inmarsat могут позволить себе заказывать сразу по полдюжины спутников.
К тому же, учитывая неизбежный технический и финансовый риск при реализации такого масштабного проекта, трудно ожидать, чтобы РКА и Госкомсвязи решились бы поставить на кого-то одного из претендентов, рискуя остаться ни с чем, если этот один провалит проект. При разделе же заказа его «куски» становятся более «удобоваримыми», а если даже один из поставщиков не сможет выполнить свои обязательства, успеха второго будет достаточно, чтобы решить наиболее насущные проблемы поддержания федеральной системы связи. Кроме того, если по ходу дела станет ясно, что один их проектов срывается, можно будет заказать дополнительные аппараты второму поставщику.
Еще одним аргументом, который открыто не высказывался, но, без сомнения, сыграл немалую роль, было стремление РКА экономически поддержать оба предприятия, чтобы в максимальной степени способствовать выживанию отечественной космической промышленности.
Сравнивая проекты со стороны, можно отметить, что проект НПО ПМ выглядит более эволюционным в плане технической реализации, тогда как проект «Энергии» выглядит более «российским». В нем ниже видимый уровень кооперации с иностранными партнерами, и основной инвестор является российским. Таким образом, когда спутники «Ямал» окупятся, а срок окупаемости проектов оценивается в 3–5 лет, прибыль от их последующей эксплуатации останется в России, тогда как при наличии иностранного инвестора часть прибыли от использования КА «Экспресс-К» будет уходить за границу.
На это можно возразить, что, если у «Газпрома» или других российских компаний достаточно денег, чтобы профинансировать создание всех 7 спутников, ничто не мешает поделить эти инвестиции между РКК «Энергия» и НПО ПМ и таким образом гарантировать сохранение всех потенциальных будущих прибылей в России. Если же в России недостаточно инвестиционных ресурсов, а проблема именно в этом, то лучше получать 15% отчислений, предусмотренных проектом «Тройка», чем не иметь ничего.
По итогам конкурса, производители, РКА и Государственное предприятие «Космическая связь» должны подписать контракты, а РКА и соответствующие инвесторы — инвестиционные соглашения. Многие детали контрактов, которые должны быть подписаны в течение 20 дней, т.е. до 2 апреля, еще неясны и находятся в стадии согласования. Это касается, например, точных цифр разделения ретрансляторов на каждом спутнике, санкций за просрочку поставки спутника со стороны поставщика либо ракеты со стороны РКА и т.п.
Пожалуй, наиболее острым вопросом является распределение точек стояния между поставщиками. С одной стороны, понятно, что Госкомсвязи надо обновить ретрансляторы во всех точках, причем предпочтительный порядок их заполнения будет зависеть от поведения ныне находящихся в них индивидуальных аппаратов. Кроме того, необходимо иметь возможность перемещать спутники между точками на случай, если какой-либо из них неожиданно выйдет из строя. Для инвесторов же точки далеко не равнозначны, т.к. их коммерческие потенциалы, определяемые зоной охвата, наличием спроса и конкуренции, существенно различаются. Соответственно, скорость возврата вложенных средств зависит от того, чей спутник, куда и когда будет запущен.
Все точки, которые предстоит занять, распадаются на 4 группы:
— 14° и 11° з.д.;
— 40° и 53° в.д.;
— 80°, 90°, 96.5° и 103° в.д.;
— 140° и 145° в.д.
По мнению Генерального директора и Генерального конструктора НПО ПМ А.Г.Козлова, наиболее коммерчески привлекательны точки над 90°, 96.5° и 103° в.д. (Из них обеспечивается оптимальный охват всей Юго-Восточной Азии и Австралии.) Дальневосточные же точки, насколько можно понять, не прельщают конкурсантов. Впрочем, наименее привлекательные точки могут быть заняты и чисто государственными спутниками.
Как пояснил на пресс-конференции заместитель председателя Госкомсвязи А.С.Батюшкин, для поддержания работоспособности орбитальной группировки планируется в течение 1998 г. запустить спутники «Экран М» и «Горизонт». Они должны позволить продержаться до того, как в 1999 г. будут завершены три спутника «Экспресс А», изготовляемые НПО ПМ на основе нынешнего «Экспресса», но с ретрансляционной аппаратурой фирмы Alcatel. С запуском этих спутников, а также началом развертывания КА «Ямал» и «Экспресс-К» к концу 2000 г. нынешнее кризисное состояние будет преодолено, и «мы сможем развиваться».
Действительно, в результате реализации проектов «Тройка» и «Ямал» к концу 2000 г. должно быть развернуто 336 ретрансляторов (156 на 3 КА «Экспресс-К» и 180 на 4 КА «Ямал»), что в 4 раза больше, чем имеется на ныне действующих спутниках «Горизонт» и «Экспресс». Около 100 ретрансляторов из этого числа, переданных государству, полностью обеспечат российских операторов спутниковой связи на период по крайней мере до 2010 г. (Спутники с ресурсом в 12–15 лет, запущенные в 1999–2001 году должны проработать до 2012–2015 гг.) Остальные 200 с лишним ретрансляторов будут использоваться для развития негосударственного сектора связи и вещания, в частности, обслуживания вновь создаваемых региональных сетей. По оценкам Госкомсвязи, внутренние потребности России в развитии систем связи способны обеспечить загрузку 270–280 ретрансляторов. Избыток ретрансляторов может быть использован для обслуживания стран СНГ и сдачи в аренду другим зарубежным пользователям. Отметим, что на этом пути операторам будущих спутников придется столкнуться с конкуренцией со стороны уже имеющихся операторов систем международной спутниковой связи, которые также строят планы освоения новых рынков (см. материал о планах СП Lockheed Martin Intersputnik).
Наряду с решением проблемы обновления нынешней орбитальной группировки, реализация рассмотренных проектов позволит поднять уровень российских космических технологий, и через 3–4 года Россия сможет производить спутники связи, не уступающие зарубежным.
Примечание: в НК № 4–5 по вине автора допущена ошибка. В отличие от КА «Ямал-100», спутники «Ямал-200» запускаются РН «Протон» по одному, а не по два.
Источники:
1. Новости космонавтики №4-5, 1998.
2. Материалы НПО ПМ по проекту «Тройка».
3. Материалы ОАО « Газком» по проекту «Ямал».
18-19 марта 1998 г. Государственное предприятие «Космическая связь» (ГП КС) провело в г. Дубне конференцию операторов и пользователей сети спутниковой связи и вещания. В конференции участвовали руководители около 50 научных, производственных и эксплуатационных компаний, работающих в области спутниковой связи: «Глобал один», ЗАО «ОРТ», НПО «Кросна», ГКНПЦ им. Хруничева, «НТВ Холдинг», НТВ, ОКБ МЭИ, Aerospatiale Vector Radio Company, France Telecom и др. Обсуждались вопросы перспективы развития спутниковых наземных средств ГП «Космическая связь», организации цифрового телевидения через ИСЗ, состояние и возможные услуги связи цифровой сети телепорта «Шаболовка», новые направления в развитии Центра космической связи «Дубна» в 1998 -1999 гг., адаптация антенных систем земных станций к условиям работы с новыми поколениями спутниковой связи, допуск пользователей к спутниковым сегментам в международных системах Intelsat, Intersputnik, Eutelsat и вопросы взаимодействия ГП КС с пользователями спутниковых систем связи. ГП «Космическая связь» имеет в хозяйственном ведении наземный и космический сегменты российской национальной спутниковой системы (12 спутников связи и 5 телепортов). |
Заменить утраченный Asiasat 3 поручено Hughes и «Хруничеву» 9 марта. М.Тарасенко. НК. По сообщениям Hughes и ИТАР-ТАСС. Asiasat 3, запущенный РН «Протон» 25 декабря 1997 г., был выведен на нерасчетную орбиту из-за отказа разгонного блока ДМ3. О намерении заказать Hughes новый спутник взамен утраченного Главный исполнительный руководитель AsiaSat Питер Джексон (Peter Jackson) заявлял на первой же пресс-конференции после аварии (см. НК № 26, 1997, с. 53). Нынешнее же заявление AsiaSat было, очевидно, связано с тем, что компания полностью получила страховую сумму в размере 200 млн $ за утраченный Asiasat 3 и теперь может использовать эти деньги для оплаты изготовления нового спутника, его запуска и страховки. Новый спутник Asiasat 3S будет точной копией своего предшественника. Он изготовляется на основе базового блока HS-601HP и будет оснащен 28 активными ретрансляторами диапазона С с усилителями на лампах бегущей волны мощностью по 55 Вт и 16 активными ретрансляторами диапазона Ku с УЛБВ мощностью по 138 Вт. Asiasat 3S планируется запустить в первом квартале 1999 г. и разместить в точке над 105.5° в.д., где сейчас находится Asiasat 1. Питер Джексон сказал, что выбор «Протона» был сделан после «удовлетворительных результатов расследования аварии». «Хотя окончательные результаты расследования не были преданы огласке, первоначальные указания таковы, что причины были установлены и «Протон» вскоре возобновит пуски... Мы уверены что эксперты по «Протону» предпримут все необходимые меры, чтобы обеспечить успешный запуск Asiasat 3S». Комментируя это решение, начальник пресс-центра ГКНПЦ им. М.В.Хруничева С.А.Жильцов заявил: «Мы признательны компании АСТ, которая уверена в нашей ракете». Жильцов пояснил, что по условиям контракта на запуск КА Asiasat 3 ГКНПЦ обязался в случае аварии предоставить возможность повторного (оплачиваемого) запуска в течение года. |
Планы Lockheed Martin Intersputnik М.Тарасенко. НК. В ходе 10-й сессии российско-американской комиссии по научно-техническому сотрудничеству вице-президент США Альберт Гор и премьер-министр России Виктор Черномырдин посетили завод фирмы Lockheed Martin в г. Саннивейл (Sunnyvale), шт.Калифорния, где им был продемонстрирован спутник LMI-1. Этот аппарат, представленный в качестве одного из примеров успешного российско-американского сотрудничества, изготовляется для совместного предприятия Lockheed Martin Intersputnik, учрежденного корпорацией Lockheed Martin и Международной организацией спутниковой связи «Интерспутник» (MOCS Intersputnik). МОКС «Интерспутник», основанная в 1971 г. как альтернатива социалистического лагеря Intelsat, после распада СССР был преобразован в межправительственную организацию, осуществляющую коммерческую эксплуатацию систем спутниковой связи. В настоящее время в нее входят 23 страны-участницы: бывшие социалистические страны и страны социалистической ориентации, страны СНГ, а также Германия. До настоящего времени «Интерспутник» использовал ретрансляторы на российских спутниках «Горизонт», «Галс» и «Экспресс» (до 36 ретрансляторов на 10 КА), однако в связи со старением российской орбитальной группировки принял решение о создании собственного космического сегмента. Это в конце концов и привело к созданию альянса Lockheed Martin Intersputnik. LMI-1, созданный на базе перспективной модели A2100, оборудован 44 ретрансляторами, работающими в частотных диапазонах С и Ku. Его планируется запустить во второй половине декабря 1998 г. на РН «Протон» и разместить в точке над 75° в.д., откуда он сможет обеспечивать услугами связи страны СНГ, Восточной Европы, Южной Азии и Африки. В перспективе LMI планирует создать систему с глобальным охватом, для чего намеревается использовать орбитальные позиции, предоставленные «Интерспутником». «Интерспутник» несколько лет назад подал в Международный союз электросвязи заявку на 15 орбитальных позиций, включающих, помимо 75° в.д., также точки над 17°, 27°, 59.5°, 64.5°, 67.5°, 114.5°, 153.5° в.д. и над 3°, 6°, 16°, 23°, 32.5°, 83° и 97° з.д. В ближайших планах LMI запуски еще трех спутников в 1999, 2000 и 2001 годах. Между тем уже первый запуск может привести к конфликту, поскольку в конце 3-го квартала 1998 г. в ту же точку над 75° в.д. планируется запустить два спутника «Ямал-100», работающих в том же частотном диапазоне, что и LMI-1. Особую пикантность назревающему конфликту придает то, что LMI-1 должен быть запущен РН «Протон» с разгонным блоком той самой РКК «Энергия», которая делает «Ямалы». С другой стороны, запуск «Протона» законтрактован через фирму ILS, где Lockheed Martin принадлежит 49%, а РКК «Энергия» — 17. Так что есть все основания ожидать, что в течение 1998 г. мы еще услышим о развитии данного конфликта. |
Радиоастрономы и Motorola заключили договор 18 марта. С.Головков. НК. Радиоастрономы, эксплуатирующие гигантский радиотелескоп Аресибо в Пуэрто-Рико, достигли принципиально важного соглашения в борьбе за частотные диапазоны с операторами спутниковой системы связи Iridium. После пяти лет переговоров компания Motorola, Inc. и Национальный центр астрономии и ионосферы (NAIC) при Корнеллском университете, эксплуатирующий радиотелескоп Аресибо, заключили соглашение о том, что в течение восьми часов в сутки, с 22:00 до 06:00 EST (03:00 — 11:00 UTC) спутниковая система Iridium не будет создавать помех для приема радиоизлучения в линии гидроксила — 1612 МГц. Соглашением также предусмотрено, что радиоастрономам могут быть предоставлены свободные от радиопомех «окна» в другие часы, если в этом будет специальная научная необходимость. Директор NAIC Пол Голдсмит приветствовал соглашение, назвав его «хорошим компромиссом». Аналогичные оценки высказал директор по астрономии Национального научного фонда Хью Ван Хорн, а председатель Комиссии по радиочастотам Национального исследовательского совета Майкл Дэвис подчеркнул необходимость сохранения возможности наблюдений и на других радиотелескопах. О реакции на достигнутый компромисс представителей Motorola, Inc. в сообщении не говорится. |
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ. РАКЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ Прямоточный воздушно-реактивный двигатель из Воронежа И.Афанасьев. НК. Проблема снижения стоимости доставки грузов на орбиту является одной из наиболее актуальных задач разработчиков современной ракетно-космической техники. По мнению ряда специалистов, эту проблему можно решить, применив на нижних ступенях носителей воздушно-реактивные двигатели, которые позволят уменьшить расход топлива, используя для работы атмосферный кислород и снижая тем самым стартовую массу системы. С 1994 г. Конструкторское бюро химической автоматики проводит разработку экспериментального осесимметричного гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД) для исследования рабочего процесса при стендовых и летных испытаниях, которые должны проводиться на гиперзвуковой летающей лаборатории при скоростях, соответствующих числам М от 3 до 6,5 и высотах от 10 до 35 км. Двигатель может использоваться для исследования переходных процессов, тягово-экономических характеристик, работоспособности и отработки систем регулирования и пассивных систем теплозащиты. Работа ведется по договору и техническому заданию Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) им. Баранова. Двигатель (см.табл.) работает на жидком водороде с температурой ~30 К, который подается в тракт охлаждения камеры сгорания, а затем в регулятор, определяющий расход в зоне горения в зависимости от скорости полета. Камера сгорания кольцевая, многозонная паяно-сварная: в первой зоне (сразу за воздухозаборником) сгорание водорода происходит в дозвуковом потоке воздуха, в двух других — в сверхзвуковом. Система зажигания — электроискровая. Особенностью камеры сгорания этого ГПВРД является большая длина фрезерованных пазов по внутренней поверхности охлаждаемого корпуса (в отличие от ЖРД), что потребовало разработки нового оборудования и технологических процессов. Для прохода отверстий поясов подачи горючего и элементов форсунок используются электроэрозионная и электрохимическая обработка. Необходимо отметить, что для изготовления ГПВРД использовались жаростойкие материалы (в частности, входная часть воздухозаборника сделана из материала «Фехраль»). Детали сборочных единиц ГПВРД соединяются между со
бой традиционными для КБХА и других «ракетных» форм способами — пайкой в вакуумно-компрессионных агрегатах, электропечах сопротивления и специальных контейнерах, и аргонно-дуговой, гелиево-дуговой и электроннолучевой сваркой. Для измерения давления и температур в различных частях двигателя ГПВРД оснащен несколькими десятками датчиков, часть из которых спроектирована и изготовлена в КБХА. Опыт проектирования и изготовления экспериментального ГПВРД показывает, что используемые техпроцессы, оборудование и материалы позволяют осуществить создание более перспективных двигателей для КЛА — с плоскими воздухозаборниками и прямоугольными камерами сгорания, а преемственность технологий позволит сократить объем подготовки и удешевить производство. В начале февраля 1998 г. ГПВРД прошел огневые испытания на стенде в ЦИАМ. Летные испытания двигателя были проведены в рамках совместного российско-американского проекта на средства, полученные от NASA. Американские специалисты планировали использовать данные, полученные в результате стендовых и летных испытаний ГПВРД в программе создания суборбитального ракетоплана Hiper-X, первый полет которого запланирован на 2000 г. Американские специалисты (менеджер совместной программы — Джон Хикс (John Hicks)) провели компьютерное моделирование сценария полета и процессов в двигателе. 12 февраля ГПВРД был испытан в полете в составе летающей лаборатории «Холод» на территории полигона Сары-Шаган в Казахстане в присутствии небольшого контингента специалистов NASA. Модифицированная зенитная ракета С-200, в верхней части которой вместо боеголовки был установлен конический экспериментальный ГПВРД, стартовала при
Boeing работает над новыми носителями семейства Delta 12 марта. И.Афанасьев. НК. 6 марта на стенде в Плам-Брук в Кливленде, шт.Огайо, проведены первые огневые испытания второй ступени ракеты-носителя Delta III, состоявшие из нескольких этапов: имитации фазы запуска двигателя RL-10В-2 при полной подаче окислителя (жидкий кислород) и горючего (жидкий водород); фазы захолаживания турбонасосов; имитации первого включения продолжительностью 60 с и фазы ожидания (550 с) [в космосе] перед повторным включением. Осмотр, проведенный на следующий день, показал, что материальная часть ступени и стенда в полном порядке. По словам специалистов корпорации Boeing, отвечающей за разработку носителей семейства Delta (до 1987 г. разработкой и постройкой РН семейства Delta занималась компания McDonnell Douglas Aerospace — Ред.), испытания позволили оценить соответствие характеристик двигательной установки ступени проектным требованиям и стали кульминацией программы ее разработки. Работы по созданию кислородно-водородного двигателя RL-10В-2 для второй ступени ракеты Delta III начались в середине 1995 г. От прежней модификации RL-10A-3-3, широко применяемой на верхних ступенях Centaur носителей семейств Atlac-Centaur и Titan IV, двигатель отличается, прежде всего, раскладным сопловым насадком очень большой степени расширения, позволившим почти на 5% повысить удельный импульс тяги и, соответственно, экономичность ЖРД. Насадок длиной около 3 м изготавливается из композиционного материала типа «углерод-углерод» французской фирмы SEP. Сравнительные характеристики прежней и новой модификаций двигателя приведены в таблице.
По заявлению разработчиков, RL-10B-2 имеет самый высокий удельный импульс тяги в мире. Однако это утверждение справедливо лишь для двухкомпонентных ЖРД сегодняшнего дня. В конце 1970-х годов на стенде был испытан двигатель ASE (Advanced Space Engine) фирмы Rocketdyne с удельным импульсом 476 с, также имеющий раскладное сопло. В разработке находились двигатели, имеющие еще больший удельный
Наряду с новой криогенной второй ступенью, позволившей в большинстве случаев отказаться от применения твердотопливной третьей ступени, основными отличиями РН Delta III от предыдущей модификации являются твердотопливные ускорители увеличенной длины и новая компоновка бака горючего первой ступени. Все эти изменения конструкции позволили более чем вдвое увеличить массу полезной нагрузки (ПН), выводимой ракетой на геостационарную орбиту, доведя ее до 3810 кг. Delta III, которую корпорация Boeing разрабатывает для коммерческих целей на собственные средства, должна совершить в этом году два полета, первый из которых — 22 июня с телекоммуникационным спутником Galaxy X — станет первым из серии 13 пусков, осуществляемых по контракту компании Hughes Space and Communications. Кроме того, компания Space Systems/Loral имеет контракт на пять запусков Delta III. В 1998 г. запланированы 17 пусков носителей семейства Delta; к 12 марта три из них были успешно выполнены. Джей Уайтслинг (Jay Witzling), директор отделения компании, отвечающего за программы Delta II и Titan, заявил 12 марта, что манифест запусков на 1998 г. хорошо иллюстрирует процесс коммерциализации космоса, так как 11 из 17 пусков проводятся в интересах коммерческих заказчиков. Большое число коммерческих пусков отвечает потребностям расширяющейся индустрии телекоммуникаций. Будут также запущены четыре полезных нагрузки NASA и две — ВВС. «Будущее ракет семейства Delta никогда еще не представлялось нам столь прекрасным. Носитель Delta II уже стал «рабочей лошадью» в сфере запусков, Delta III вводится в строй в конце этого года, а разработка ракет серии Delta IV даст нашим заказчикам большие преимущества благодаря возрастающей надежности и снижению затрат на запуск», — добавил Уайтслинг. В начале этого года Delta II доставила на орбиту ИСЗ Skynet 4D, изготовленный фирмой Matra Marconi Space по заказу министерства обороны Великобритании. Это был 252-й запуск ракет семейства Delta. Далее последовали первые спутники глобальной системы связи Globalstar. Менее чем через неделю после этого Delta II вывела на орбиту пять спутников Iridium. Компания Boeing со своей РН Delta IV участвует в программе ВВС по созданию перспективного одноразового носителя EELV. Серия Delta IV включает три ракеты разной грузоподъемности, использующих в качестве образующего элемента общий блок первой ступени, именуемый «Единым центральным блоком» (Common Booster Core) длиной 38.13 м и диаметром 4.58 м. По размерам блок примерно соответствует широкофюзеляжным самолетам, выпускаемым корпорацией Boeing.
|