НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ № 1 — 2001

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Д. Востриков.
«Новости космонавтики»
Фото Н.Семенова


«Луноходу» — 30 лет

10 ноября 1970 г. стартовала автоматическая станция «Луна-17», на которой был установлен «Луноход-1». 17 ноября в 6 часов 46 минут станция достигла поверхности Луны, а в 9 часов 17 минут была дана команда «10 метров вперед».

17 ноября 2000 г. исполнилось 30 лет с того момента, когда уникальная самоходная исследовательская лаборатория «Луноход-1» сошла с унифицированной посадочной платформы станции «Луна-17» на поверхность Луны в Море Дождей. В этот день в НПО им. С.А.Лавочкина состоялась пресс-конференция. В ней приняли участие те, кто работали над проектом, готовили программу, разрабатывали логику, управляли аппаратом и получали уникальную информацию, ради которой был запущен «Луноход».

Началась встреча в заводском музее НПО. Среди летных образцов межпланетных станций была организована импровизированная «сцена», на которой разместились приглашенные гости и президиум, в который вошли Станислав Данилович Куликов, руководитель НПО им. С.А.Лавочкина, генеральный конструктор; Владимир Петрович Сенкевич, президент Российской академии космонавтики, начальник комплекса научных отделений ЦНИИмаш; Станислав Гаврилович Кравченко, представитель Росавиакосмоса; Гари Николаевич Роговский, руководитель работ проекта «Е-8»; Владимир Степанович Губарев, журналист, один из тех, кто освещал запуск и работу «Лунохода»; Вячеслав Петрович Довгань, кандидат военных наук, председатель комиссии Федерации космонавтики, водитель «Лунохода».

Ветераны автоматического освоения Луны, 30 лет спустя:
сидят: О.Г.Ивановский (главный конструктор по лунной тематике в 1970 г.), Ю.П.Дельвин (ведущий конструктор в то время), В.А.Коровкина (конструктор), С.Д.Куликов (гендиректор НПО им. С.А.Лавочкина), Г.Н.Роговский (зам. ген. директора НПО);
стоят В.М.Хапранов (оператор остронаправленной антенны «Лунохода-1»), В.И.Чубукин (водитель «Лунохода»), Т.Н.Курышева (конструктор), В.Н.Сморкалов (руководитель группы управления «Луноходом»), Н.Я.Козлитин (опера­тор остронаправленной антенны), В.Г.Самаль (штурман «Лунохода»), К.К.Давидовский (штурман), В.П.Довгань (води­тель «Лунохода»), А.П.Гончаров (руководитель группы управления).

Станислав Куликов, открывая встречу, напомнил о том, как работало предприятие в 70-е годы, сколько внимания уделялось космической промышленности в нашей стране и какие бурные работы проводились в то время. Рассказал о разработках, предшествовавших «Луноходу», о станциях, которые были запущены ранее (автоматические станции «Луна-1», «Луна-3», -10, -11 и т.д.).

Затем Владимир Сенкевич рассказал о работе в ЦУПе во время запуска и работы «Лунохода». Он поздравил присутствующих от имени Академии космонавтики, от Института машиностроения и подарил музею НПО фотографию-панораму первой борозды, которую оставил «Луноход» на поверхности Луны.

Конференцию продолжил Вячеслав Довгань: «Я очень рад снова видеть всех, с кем пришлось работать над этим проектом». Он поделился воспоминаниями о том, как проходил набор в экипаж «Лунохода»:

«В июне 1966 г. в обстановке полной секретности из военных было отобрано 45 человек – кандидатов для обучения управлением «Луноходом», о котором на тот момент мы ничего не знали; как всегда, это была закрытая тема. После прохождения медицинской комиссии нас осталось 14. Позднее мы познакомились с главным конструктором проекта Георгием Николаевичем Бабакиным, и только после этого нам впервые сказали, чем предстоит заниматься. Когда нас спросили, кто хочет управлять луноходом (на расстоянии 400000 км), было замешательство, потом робкое поднятие рук. Переписали наши фамилии, после чего Георгий Николаевич взял второй список и сказал: «Вот вы все уже и записаны, 7 человек». То есть после того, как прошли тестовые испытания, руководство уже определило, кто чем должен заниматься».

«Луноход-3», так и не побывавший на повехности Луны

В состав экипажа «Лунохода-1» вошли: Василий Чубыкин, Андрей Колинеченко, Валерий Сапранов, Николай Еременко, Габдухай Латыпов, Николай Иванов и Вячеслав Довгань. После отбора члены экипажа поехали в НИИтрансмаш – изучать шасси «Лунохода», как оно будет бороздить лунную поверхность. Аппарат долгое время испытывался на Земле. Проходили испытания шасси, испытания в термобарокамере. Серьезно готовился экипаж, который должен был управлять аппаратом, что не так уж просто (задержка в передаче команд – 2.5 сек). Под Симферополем была создана специальная площадка – «лунодром», на которой имитировался лунный ландшафт. В создании «лунодрома» принимали участие и члены экипажа, советовали, где и какие сделать кратеры и препятствия. Площадка была вымощена булыжником, один из которых Вячеслав Довгань подарил музею Лавочкина.

В то время космические разработки были особо секретными, и одним из немногих журналистов, которые были допущены освещать закрытые космические темы, был Владимир Губарев. «Нам, журналистам приходилось очень много писать о «Луноходе», две недели он отдыхал (в этот период – лунная ночь), а две недели работал, – вспоминает Владимир. – Мы писали об этом событии каждый день и даже поспорили, сколько тем можно придумать о «Луноходе». У нас получилось 56. Из них 36 принадлежало КБ им. С.А.Лавочкина, 10 тем – Ленинградскому танковому КБ, где были изготовлены шасси и 10 – Борису Непотронову, великому ученому (к сожалению, рано ушедшему).

Наряду с «Е-8», была гигантская программа строительства лунной базы, которую разрабатывали в ОКБ-1. Для ее сборки должны были полететь несколько человек. Для изучения Луны создавалась различная техника, на это работала вся космическая индустрия страны, и единственное КБ, которое выполнило поставленную задачу, – было КБ им. С.А.Лавочкина. Вообще «Луноход» был элементом большой лунной программы. Предполагалось, что он (вернее, одна из его модификаций. – Ред.) будет работать не только в автоматическом режиме, но и перевозить людей по Луне. Валерий Быковский сидел на луноходе, тренировался ездить на нем, надеясь, что он будет одним из первых советских лунопроходцев.

Это был великий проект. Его невозможно было осуществить, потому что экономическая мощь страны не позволяла этого сделать. Мы только сейчас это понимаем, но тогда мы все воспитывались на великом отношении к космосу; и «Луноход», бесспорно, стал одним из великих достижений».

Марсодром НПО им. С.А.Лавочкина и один из марсоходов

Многие выступающие отметили, что уровень разработок НПО им. Лавочкина повышается из года в год, благодаря опыту, который приобрело предприятие, разрабатывая первые межпланетные станции. Сегодня НПОЛ занимается не только военными программами, межпланетными станциями, разгонными блоками, но и программой «Спектр» в интересах РАН. Это сложная техника следующего уровня. В проекте есть разработки по доставке грунта с Фобоса (спутник Марса). Недавно осуществили запуски зарубежных спутников, спроектировали разгонный блок.

К сожалению, ценнейший опыт практически некому передать, потому что из-за плохого финансирования много молодых специалистов покинули предприятие. Однако несмотря на трудности коллектив НПО им. Лавочкина готов к новым работам, более сложным и наукоемким, готов выполнять требования сегодняшнего дня в науке и в технике.

Завершилась пресс-конференция вручением членам экипажа медалей, выпущенных к 100-летию со дня рождения С.А.Лавочкина, за большой вклад в развитие НПО.

Затем участники отправились на «марсодром», чтобы посмотреть на работу двух планетоходов с различными конструкциями шасси, которые передвигались по различным видам местности. Разработчики утверждают, что, «побывав на Луне», ученые гораздо лучше представляют, какие условия на других планетах и что необходимо для разработки современных планетоходов.