Уважаемая редакция!
В НК №10, 2000, с.65 опубликованы воспоминания В.Г.Перминова, озаглавленные «Советский грунт с Марса», где впервые в российской печати рассказывается о советском проекте доставки на Землю марсианского грунта. Автор начинает статью с истории зарождения идеи космического аппарата для доставки на Землю лунного грунта. Привожу некоторые детали, связанные с началом лунного проекта.
История создания автоматов второго поколения серий Е8-5 и Е8(8Е), известных как «Луна-15», -16, -17, и последующих за ними описана уже достаточно подробно.
Во-первых, задача передвижения космонавтов по лунной поверхности ставилась лишь в первоначальном варианте лунохода, разработку которого начал в ОКБ-1 отдел М.К.Тихонравова в 1961 г. [1]. В техническом же задании и договоре, который был заключен осенью 1965 г. между ОКБ-301 (так в то время называлось НПО им. Лавочкина) и ВНИИ-100 (так в то время назывался ВНИИтрансмаш) на проведение совместных работ по «Луноходу», никакого упоминания о возможности передвижения на нем космонавтов не было [2]. (Вернулись к этой идее в начале 1970-х годов. - Ред.)
В июле 1968 г. первый летный экземпляр шасси «Лунохода» был поставлен ВНИИ-трансмашем в ОКБ им.Лавочкина [3] и летом 1968 г. уже шла сборка летных экземпляров. 1968 г. завершился полной отработкой космического аппарата Е8 в КИСе... предприятия и отправкой объекта на космодром [4]. Так что перспективы у «Лунохода» были вполне определенные.
Во-вторых, летом 1968 г. полным ходом шла разработка аппарата Е8-5 для доставки на Землю лунного грунта. Первые проработки начались еще в 1967 г., «идея создания такой станции неоднократно рассматривалась на ряде встреч ученых и конструкторов...» [5]. После анализа результатов исследований АМС «Луна-13» на одной из таких встреч академик А.П.Виноградов изложил Г.Н.Бабакину свое мнение о том, что «одной из важнейших задач изучения Луны является лабораторное исследование лунного грунта» [6] и от имени АН СССР высказал просьбу «о доставке всего ста граммов лунного грунта» [7]. Это дало возможность сформулировать первоначальные технические требования на проектирование аппарата.
Последний лунный автомат Е8-5М в павильоне «Космос» |
Практически с самого начала проектирования предпочтение отдавалось унифицированному варианту. Г.Н.Бабакин высказывал мнение, что «комплекс обязательно должен быть многоцелевым... Это обязательное условие. Одна и та же система должна доставлять грунт на Землю и луноход на Луну. Иначе все получится очень дорого... Можно избежать этого, если посадочную ступень делать многоцелевой...» [8].
Однако проект станции не «завязывался» - уложиться в массу, определяемую возможностями ракеты-носителя УР-500К по полезной нагрузке, никак не удавалось вплоть до осени 1967 г., когда Юлий Давыдович Волохов предложил и обосновал метод старта возвратной ракеты с поверхности Луны, который он назвал «Специальный метод прицеливания в заданную точку на поверхности Земли» [9]. Этот метод не требовал наличия систем ориентации и коррекции и, как следствие, соответствующих запасов топлива на борту возвратной ракеты при перелете по траектории Луна-Земля. Суть его заключалась в том, что место посадки и время старта возвращаемого аппарата с поверхности Луны выбирались таким образом, чтобы лунная вертикаль в месте посадки в расчетный момент старта совпадала бы с начальным участком траектории полета к Земле. И для приземления в заданном районе земной поверхности оставалось только обеспечить точное время старта с Луны и отсечку стартового двигателя в расчетный момент времени.
Предложение Ю.Д.Волохова сдвинуло проект с мертвой точки, проектирование космического аппарата пошло быстрыми темпами. Предложение на создание ракетно-космической системы для доставки на Землю лунного грунта было подписано 10 января 1968 г., а 28 февраля 1968 г. был утвержден эскизный проект аппарата, получившего обозначение Е8-5 [9]. После этого началась выдача ТЗ соисполителям на создание отдельных систем - ДУ взлетной ступени, радиокомплекса, теплозащиты капсулы, системы поиска и спасения и т.д. Летом 1968 г. проект вступил в фазу разработки рабочей документации, изготовления и испытания отдельных систем и узлов лунного автомата нового поколения. До старта первого КА для доставки на Землю лунного грунта оставался один год.
Т. Варфоломеев
Литература
1. Н.Г.Бабакин, А.Н.Банкетов, В.Н.Сморкалов. «Г.Н.Бабакин. Жизнь и деятельность». М., Издательское товарищество «Адамант», 1996, с. 53.
2. Частная беседа автора с главным конструктором шасси «Лунохода», д.т.н., проф. А.Л.Кемурджианом, апрель 1993.
3. ВНИИтрансмаш - страницы истории. Под редакцией Э.К.Потемкина. СПб, 1999, с.263.
4. Н.Г.Бабакин, А.Н.Банкетов, В.Н.Сморкалов. «Г.Н.Бабакин. Жизнь и деятельность». М., 1996, с. 55.
5. М. Борисов. На космической верфи (Поиски и свершения). 2-е издание. М., «Машиностроение», 1979, с. 19.
6. М.Борисов. Кратеры Бабакина. М., «Знание», 1982, с.81.
7. Там же, с. 85.
8. М.Борисов. На космической верфи (Поиски и свершения). 2-е издание. 1979, с.20.
9. Частная переписка с ветераном НПО им.Лавочкина, сент.1992.