МЕЖПЛАНЕТНЫЕ СТАНЦИИ |
О планах полета на Луну Индийская организация по космическим исследованиям ISRO (Indian Space Research Organisation) объявила три года назад. В 2001 г. началась соответствующая исследовательская программа, приостановленная «для последующего рассмотрения» в конце 2002 г.
Миссия, названная «Чандраяан Пратхам» (Chandrayaan-1 – «Первое путешествие на Луну»), предусматривает выведение аппарата массой 525 кг на полярную окололунную орбиту высотой 100 км. АМС будет запущена модернизированным вариантом индийской ракеты-носителя полярных спутников PSLV (Polar Satellite Launch Vehicle).
ISRO планирует запустить в 2006 г. спутник RISAT (Radar Imaging Satellite) всепогодного и круглосуточного наблюдения с радиолокатором. КА, имеющий ресурс 5 лет, предусматривает расширение программы дистанционного зондирования для поддержки сельского хозяйства и служб мониторинга стихийных бедствий. Как иронически отметил американский независимый аналитик Роберт Кеннеди, «если RISAT — спутник ДЗЗ, то и война — стихийное бедствие…». |
Научно-консультативная группа, рекомендовавшая миссию, считает, что целью полета может стать получение карты химических элементов всей лунной поверхности, а также создание трехмерного атласа наиболее интересных районов, использующего данные дистанционного зондирования с высоким разрешением в видимых, ближних инфракрасных, низко- и высокоэнергетических рентгеновских областях электромагнитного спектра.
По мнению специалистов ISRO, снимки в рентгеновских лучах, стереофотографии и наблюдения с поверхностным разрешением 5 м дадут новое представление о процессах, происходящих на Луне. Среди областей, отобранных для более тщательного изучения, – северные и южные полярные регионы и Южнополярный бассейн Эйткена (South Pole-Aitken Basin) – область древнего ударного кратера диаметром 2500 км и глубиной 12 км. На дне этого гиганта существуют много меньшие кратеры, которые, как считают ученые, никогда не видели солнечного света и могут содержать водяной лед.
В конце миссии, которая будет продолжаться 2 года, ISRO рассчитывает обеспечить международное научное сообщество улучшенной моделью гравитационной карты Луны, полученной с использованием высокоточных измерений топографии лазерным дальномерным инструментом и цифровых трехмерных снимков с помощью топографической стереофотокамеры.
Заявление индийского премьер-министра многие наблюдатели склонны рассматривать как демонстрацию новых возможностей страны в области ракетно-космических технологий. «Эта миссия обеспечит уникальную возможность для научных исследований, – говорится в пояснительном тексте, подготовленном ISRO. – Предполагается, что [АМС] будет предшественницей более амбициозных планетарных миссий в следующие годы, включая посадку роботов на Луну и полеты индийских КА к другим планетам Солнечной системы».
Для Индии запуск межпланетной станции – это, прежде всего, вопрос престижа. До сих пор на Луну летали АМС только трех стран – СССР, США и Японии. В ближайшие недели к ней полетит европейская станция, а в течение 3 лет подобный полет планирует осуществить КHР. У индийской лунной (как, впрочем, и всей космической) программы есть и стойкие противники, которые утверждают, что научная ценность полета к Луне невысока, а 80–100 млн $ (именно в такую сумму оценивают эксперты миссию Chandrayaan-1) правительство страны может потратить и на другие нужды, в частности на борьбу с голодом и на образовательные программы.
По материалам www.space.com, www.tribuneindia.com, www.reuters.com
Китайский робот полетит на Луну в 2020 году |
Такое весьма скромное «расписание», подчеркнул корреспондент AFP, резко контрастирует с гораздо более амбициозными заявлениями, опубликованными в китайской государственной прессе ранее, где сообщалось, в частности, о пилотируемых миссиях на Луну и Марс.
Это сообщение — пример грубого искажения первоисточника, тем более странного, что China Daily издается на английском языке, и домыслы и неверные акценты AFP нельзя списать даже на ошибки перевода.
В действительности в статье подтверждается принятый в марте 2003 г. и опубликованный ранее трехэтапный план исследования Луны «Проект Чанъэ» (НК №5, 2003, с.35) и называется срок его полной реализации — середина 2020-х годов.
На первом этапе запускается спутник Луны, который будет исследовать ее поверхность и географию. Второй этап — это посадка приборов на Луну, после чего последует отправка робота. В Китайской национальной космической администрации уже создана научная группа по исследованиям Луны, в которую, в частности, вошли специалисты АН КНР.
Со ссылкой на Е Пэйцзяня, который возглавляет исследовательскую работу по проекту «Чанъэ» в Китайской академии космической техники, газета сообщает о «новых крупных достижениях» в расчете траектории перелета и орбиты спутника, его конструкции, в разработке систем связи, электропитания и терморегулирования. Газета также цитирует президента Академии Юань Цзяцзюня, который пообещал обеспечить запуск спутника «как можно скорее».
И все же второй и третий этап описаны в China Daily очень туманно. По мнению обозревателя китайской межпланетной программы Паоло Уливи (Paolo Ulivi), на ближайшие годы КНР планирует следующие миссии:
— 2006-2007 гг. — лунный орбитальный аппарат и аппарат для жесткой посадки на базе спутника DFH-3;
— 2008 г. — аппарат для мягкой посадки;
— 2010 г. — луноход;
— 2015-2020 — аппарат для возвращения образцов грунта.