НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ №12 - 2004

ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ

Новая лунная программа:
первые контракты

П.Павельцев. «Новости космонавтики»

1 сентября NASA выдало первые 11 контрактов на выполнение предварительных исследований по темам, связанным с объявленной в январе 2004 г. Космической инициативой президента Джорджа Буша. Каждый контракт выдан сроком на 6 месяцев (с 1 сентября 2004 г. по 28 февраля 2005 г.) с возможностью продления еще на 6 месяцев. Решение о продлении контрактов будет принято с учетом нескольких факторов - качества работы по базовому контракту, финансовых ограничений и общей поддержки инициативы Буша, официально называемой Vision for Space Exploration (VSE).

Восемь компаний получили контракты на проработку и уточнение предварительной концепции исследования Луны человеком и корабля CEV для таких исследований. Каждый исполнитель получит 3.0 млн $ за базовый контракт и еще 3.0 млн в случае его продления. В этом списке - фирмы Andrews Space Inc. (г. Сиэттл), Draper Labs (г.Кембридж, Массачусеттс), Lockheed Martin Corp. (г. Денвер), Northrop Grumman Corp. (г. Эль-Сегундо), Orbital Sciences Corp. (г. Даллес, Вирджиния), Schafer (г. Челмсфорд, Массачусеттс), The Boeing Co. (г. Хантингтон-Бич) и t-Space (г. Менло-Парк, Калифорния).

Еще три компании получили контракты только на предварительную концепцию исследования Луны человеком стоимостью 1.0 млн $ на основном этапе и 1.0 млн $ на дополнительном. Это Raytheon (г. Тусон, Аризона), SAIC (г. Хьюстон) и Spacehab Corp. (г. Вебстер, Техас). Таким образом, суммарная стоимость 11 базовых контрактов - 27 млн $, и столько же может быть выделено на втором этапе работ.

Новая программа освоения космоса представляется ее создателям в виде спирали, стержнем которой являются новые технологии. Программа поделена условно на четыре этапа, или витка спирали:
Spiral 1 - 2005-2014 гг. Активное освоение

околоземного пространства
Spiral 2 - 2010-2020 гг. Начало освоения Луны
Spiral 3 - 2015-2025 гг. Более интенсивное

освоение Луны и подготовительные

работы для полетов на Марс
Spiral 4- 2020-2035 гг. Подготовка и пилотируемый

полет на Марс. Развитие марсианской

инфраструктуры
(Впрочем, пока еще нет единого мнения ни о количестве «спиралей», ни о датировке и наполнении этапов)

О реальном содержании предстоящей работы можно судить по выпущенному 3 сентября пресс-релизу компании Boeing. Ее цель - «помочь NASA определить общие требования к архитектуре [космических систем] для осуществления в 2015-2020 гг. лунных экспедиций». Boeing сосредоточит свои усилия на двух направлениях. Первое - это предварительная концепция исследования Луны человеком, основанная на подходе «система систем» (system of systems). Второе - это основные «движущие» идеи проекта корабля CEV, соображения о способе запуска, интеграции ракеты-носителя, а также оценка рисков, сопряженных с задачей выполнения в 2014 г. первого пилотируемого полета. Кроме того, будут исследованы безопасность, надежность, техническая и финансовая осуществимость программы, возможности ее расширения и эволюции.

«Для Boeing это первый шаг к определению того, как нам следует идти в космос, чтобы достичь целей VSE, - говорит менеджер программы и «главный архитектор» систем исследования космоса этой фирмы Даллас Биенхофф (Dallas Bienhoff). - Мы поможем определить пути исследования космоса, приемлемые для нас как нации».

«Наш приоритет, - добавляет вице-президент Boeing и менеджер программы систем исследования космоса Чак Ален (Chuck Allen), - выдвинуть лучшие, наиболее перспективные идеи, чтобы помочь NASA лучше определить CEV и системные требования».

Контр-адмирал в отставке Крейг Стейдле, который возглавляет директорат исследовательских систем NASA и одновременно является заместителем администратора агентства, считает, что выдача этих контрактов отражает стремление NASA привлечь для совместной работы наиболее квалифицированные силы вне агентства. «Мы разрабатываем устойчивую и приемлемую пилотируемую и беспилотную программу для исследований в Солнечной системе и за ее пределами, - говорит он. - Мы сделаем это с той же изобретательностью и неуклонной решимостью, которая дала успех программе Apollo».

Полезные нагрузки и средства выведения для освоения Луны, предложенные компанией Boeing:
TLS - ступень для перелета к Луне (Translunar Stage); ТМ - танкер-заправщик (Tanker/Refueling Modules); С - грузовой контейнер (Cargo carrier); MM - пилотируемый модуль (Mission Module); НМ - жилой модуль (Hab Module); LM - лунный посадочный модуль (Lunar Module).
Носители:
20 т (на низкую орбиту) - очевидно, Delta 4M;
40-50 т-Delta 4H;
60-80 т - какая-то разновидность Shuttle-C;
100 т - гипотетический свехтяжелый носитель
«Холодный душ» от Конгресса
В начале сентября Бюджетное управление Конгресса (СВО) провело независимую оценку программы VSE и пришло к выводу, что в период до 2020 г., когда по планам NASA состоится первая с 1972 г. высадка людей на Луну, на программу будет израсходовано примерно 127 млрд $. Это на треть выше собственной оценки NASA, которая равна 95 млрд $ и составляет, в свою очередь, почти треть бюджета агентства за предстоящие 15 лет (271 млрд $). Эксперты СВО также обнаружили, что в оценку NASA не входит стоимость последующих миссий и лунной базы. Следовательно, стоимость инициативы Буша в целом будет еще выше, и намного.

Явно учитывая эти исследования, 21 сентября Комитет по ассигнованиям Сената Конгресса США проголосовал за законопроект, устанавливающий размер финансирования NASA в 2005 финансовом году на уровне 15579.5 млн $. Это на 201.25 млн $ больше, чем в 2004 ф.г., заканчивающемся 30 сентября, но на 664.5 млн $ меньше, чем запросила в феврале администрация Джорджа Буша (НК №3, 2004). На новый пилотируемый корабль CEV для лунной программы Буша Комитет согласился выделить лишь 268 млн $ вместо запрошенных 428 млн $, мотивируя свое решение недостаточной ясностью возможностей будущего корабля и отсутствием адекватного финансового плана работ. Без таких исходных данных стоимость новой программы оценить невозможно, и ее может ждать судьба МКС, расходы на которую превысили первые оценки в несколько раз.

Напомним, что 22 июля аналогичный комитет Палаты представителей сделал еще более существенные сокращения, «урезав» запрос Белого дома с 16244.0 до 15149.4 млн $.

Если рекомендации комитетов будут одобрены палатами Конгресса в полном составе, то окончательную сумму назовет согласительная комиссия, и, скорее всего, она попадет «в вилку» между двумя уже утвержденными. Таким образом, финансирование в 2005 г. «инициативы Буша» в запрошенном объеме почти невероятно.

Осторожность Конгресса перед президентскими выборами, назначенными на 2 ноября, понятна. Вполне вероятно, что законодатели протянут с утверждением бюджета до выборов и окончательный вариант будет переписан в зависимости от их исхода.

По материалам NASA, Boeing и Конгресса США

Большая часть исполнителей по контрактам от 1 сентября - знаменитые фирмы, опыт которых в пилотируемом космосе измеряется десятилетиями. Широко известны и такие «новички» в аэрокосмической сфере, как Spacehab или Orbital Sciences. Кто же помимо «грандов» получил возможность предложить сценарий новой лунной программы?

Andrews Space базируется в Сиэтле и ведет разработку космических транспортных средств, включая РН Falcon и средство доставки CAV для межконтинентальных ударов. Во главе ее стоят президент Джейсон Эндрюс и главный технолог Дейна Эндрюс, а также председатель правления и главный исполнительный директор Мэриан Джох и вице-президент по космическим системам Ливингстон Холдер. Бывший военный астронавт Холдер с 1988 по 2002 г. работал в компании Boeing - старшим менеджером перспективных информационных, космических и связных систем в подразделении Boeing Phantom Works, менеджером программы и главным инженером подразделения по авиационным информационным системам, возглавлял исследования по будущим космическим транспортным средствам, был менеджером программы Sea Launch и отвечал за подготовку требований к системам экипажа в подразделении по Космической станции.

Компания Schafer давно и тесно связана с Минобороны США и в настоящее время обеспечивает работы по целому ряду проектов в области противоракетной обороны, а также исследования в области контроля над космосом и создания военного космоплана (Military Spaceplane, MSP).

Draper Labs, или Лаборатория имени Дрейпеpa, в течение десятилетий занимается системами навигации и управления. Она была основана Чарлзом Старком Дрейпером и с 1973 г., после выделения из состава Массачусеттского технологического института, имеет статус некоммерческой корпорации для исследований и разработок.

Основанная в 1969 г., SAIC (Science Applications International Corp.) ориентирована на НИОКР в области перспективных технологий, в первую очередь информационных. Эта «народная компания» (находится в собственности своих сотрудников) регулярно консультирует по различным проектам NASA и Министерство обороны США и выполняет разработки в их интересах. В частности, SAIC работает по контракту стоимостью 280 млн $ по технической поддержке программ Space Shuttle и МКС. Специалистами компании созданы мультиспектральные и гиперспектральные датчики для ряда военных и экспериментальных проектов.

t-Space - это сокращенное название фирмы Transformational Space Corp., цель которой - «обеспечить быстрый, недорогой, безопасный и постоянный доступ на Луну наибольшему количеству американцев» как лично, так и посредством телеприсутствия. Компанию возглавляет президент Дэвид Гамп, а ее программным менеджером является Гэри Хадсон - признанный лидер усилий по коммерческому доступу в космос в американском бизнес-сообществе. В «команду» t-Space входят такие известные люди, как Берт Рутан, разработчик частного космического самолета SpaceShip-Опе, ведущий специалист по робототехнике из Университета Карнеги-Меллона Уилльям Уиттикер, а также бывшие астронавты Филлип Чапман и Джеймс Восс.