«Огонёк» 1925 год №47

ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ НА ЛУНЕ

Очерк проф. К.Л.Баева

Луна, наш вечный спутник, светило ночи, воспетое поэтами, находится от земли на очень большом расстоянии — 385 тысяч километров. На современном быстроходном самолете можно было бы, если лететь безостановочно, покрыть это расстояние в 41 с небольшим суток. Но между луной и луной находится почти пустое пространство, где нет воздуха и почти совершенно нет никакой другой материи. И в этой «пустоте» ровно и плавно, день за днем, двигается около солнца наша земля, а вокруг земли — луна.


«Пиккеринговские» существа, «обитающие» на луне.

Значит, совершить путешествие на луну на аэроплане нельзя и теперь многие выдающиеся ученые и изобретатели заняты разработкой проектов специальных аппаратов для путешествия на луну и даже на другие планеты.

Но, если нельзя долететь до луны, то, быть может, возможно разглядеть всякие мелкие подробности на луне в наши современные могучие телескопы. Увы, и телескопы, даже самые большие, не дали пока нам полного успеха в изучении удивительных тайн далекого лунного мира: многое, что мы видим на луне, мы знаем хорошо, но это еще не все. Твердо мы знаем вот что: луна в настоящее время — мир мертвый. Облаков и туманов там нет, дождей и снега тоже не бывает, т.-е. по крайней мере, мы, даже в лучшие телескопы, не видим ни больших облаков, ни туманов, ни площадей, покрытых ярким, белым, снегом. Если на луне действительно нет ни снега, ни облаков, значит, воздуха и воды там, очевидно, тоже не может быть. А какая же жизнь возможна без воды, без влаги. На земле, в пустынях, где дождей почти не бывает, и жизни почти нет никакой, чахлые низкорослые кустарники — и те скоро исчезают среди необозримых песков великих земных пустынь.


Ночь на луне

Если бы большие гряды облаков плавали в лунной атмосфере — мы бы эти облака очень хорошо видели: ведь видим же мы облака на Марсе, который от земли на гораздо более далеком расстоянии: 23-го августа прошлого года землю и Марс разделяло, например, самое меньшее расстояние в 55 миллионов 700 тысяч километров. И облака на Марсе и в августе, и в сентябре, и в октябре прошлого года не один раз замечались1)

1) См. книгу автора «Жизнь миров», главу III (изд-ство «Новая Москва» 1925 г.).

На луне мы легко бы заметили море, вроде нашего Черного или Каспийского. Но больших и маленьких водовместилищ на поверхности луны не замечено. Следовательно, луна — мир, действительно, не похожий на землю. Поверхность луны известна современным астрономам, пожалуй, лучше, чем поверхность центральной Африки. Мы так хорошо знакомы с различными образованиями на видимой лунной поверхности, что можем вполне ясно вообразить себе луну и в то время, когда на луне ночь, и в то время, когда на луне день. Левый нижний рисунок изображает как раз ночь на луне. Что же мы видим на этом рисунке?

На поверхности луны мы видим прежде всего глубокую трещину, в которую впадает другая трещина. Таких трещин на луне известно много. Затем, мы видим — какие-то словно круглые укрепления с горками внутри. Это — лунные «цирки» или «кольцевые» горы, отчасти похожие на наши земные вулканы, у которых всегда тоже имеются кратеры.

Значит, когда-то, вероятно, миллионы лет назад, на луне было много действующих вулканов, много лавовых озер, ныне потухших и застывших.


Рисунки В. Пиккеринга, изображающие одно и то же место на лунной поверхности

Каждая кольцевая гора на луне имеет вид, похожий на искусственное сооружение: вал, высокий, довольно крутой, замкнутый в виде почти точно очерченного кольца, с небольшой горкой внутри. Такими мы и видим их на том же рис. Кроме кольцевых гор и трещин мы видим на рисунке еще большую гору, вздымающуюся вверх. Никакой растительности художник, конечно, на поверхности луны не изобразил. Да и какая может быть растительность там, когда в течение долгой двухнедельной ночи температура на луне падает ниже 100 градусов холода! Верно изобразил художник и небо луны: оно черное, как бархат, даже днем; оно и ночью и днем усеяно бесчисленными сияющими звездами. Ночью на небе луны ярко блестит огромный диск земли, который меняет свои вид, т-е, имеет фазы, как и луна.

Недавно, известный американский астроном Вильям Пиккеринг наблюдал одну из лунных кольцевых гор — Эратосфен. В. Пиккеринг — наблюдатель весьма, опытный и наблюдал он кратер Эратосфен в хороший телескоп, под чудесным тропическим небом: в Мэндевилле, на острове Ямайке. Сначала он сделал с Эратосфена ряд снимков (как известно, фотография в астрономии имеет очень большое применение) и, сравнивая их между собой, обнаружил в этом кратере несомненные изменения. Затем он, совместно с другим астрономом, Гамильтоном, стал зарисовывать определенное местечко в юго-западном углу этого кратера. Рисунки делались в течение нескольких месяцев в 1923 году и затем тоже, тщательно между собою сравнивались.

В результате В. Пиккеринг пришел к очень интересному выводу, что некоторые темные пятна внутри Эратосфена, юго-западной его части, перемещаются с такой примерно скоростью, с какой у нас на земле перемещаются муравьи и саранча. Всматриваясь в эти рисунки, можно ясно заметить изменения в расположении темных пятен, а также в изменении их очертаний. Если мы примем, что выводы Пиккеринга о перемещении пятен вполне точны и правильны, то перед нами встанет задача: как же об'яснить подмеченные им перемещения темных пятен?

Пиккеринг выдвигает такое предположение: быть может, замеченные им темные пятна — скопления («рой») каких-нибудь насекомоподобных существ, живущих на луне, вроде саранчи или муравьев? Ведь, перемещаться с определенною скоростью могут именно живые существа, и между прочим — насекомые. Эту мысль свою Пиккеринг высказал в одном американском журнале («Популярная астрономия») и... пошла гулять по популярным журналам сказка о лунных муравьях и лунных насекомых!

Так разыгрывается фантазия у художников; разыгрывается она и у романистов. Вспомним гениальную сатиру Уэллса — «Первые люди на луне». Там лунные жители похожи из муравьев. Если же читатели заглянут в романы польского писателя Жулавского («На луне» и «Победитель»), то там лунные жители — крылатые, совершенно фантастические. Может быть, именно фантастические описания Жулавского и вдохновили художника, изобразившего лунных «жителей» тоже крылатыми. Надо ли, однако, давать волю воображению и фантазии в научных предположениях и выводах? Надо, но до определенного предела. Можно сколько угодно фантазировать о жизни на луне, — но точный ответ будет следующий: есть-ли на луне какие-нибудь живые существа мы пока совершенно не знаем, хотя, вероятно, когда-нибудь и разоблачим все тайны лунного мира.

Проф. К. Л. Баев.