«Огонек» 1949 г. №52, с.28
20 июля 1882 года на военном поле Красного села под Петербургом состоялся полет первого в мире самолета, изобретенного и построенного русским морским офицером Александром Федоровичем Можайским.
Изобретение Можайского постигла судьба многих замечательных начинаний и открытий наших соотечественников, не получивших в свое время поддержки правящих кругов. Агенты иностранных разведок, как неоспоримо показывают имеющиеся документы, принимали все меры к тому, чтобы это изобретение не было реализовано. Затем материалы были выкрадены и переданы за границу.
Советским военным историкам наконец удалось разыскать документы об изобретении Можайского. Теперь они хорошо известны.
Еще сложнее было найти материалы о жизни и деятельности другого замечательного русского человека — первого летчика Ивана Никифоровича Голубева, осуществившего полет на машине Можайского. Кроме фамилии и указания, что именно он производил испытание самолета, о Голубеве долго ничего не было известно. Только в последнее время в архивах Москвы, Ленинграда, Вологды и других городов удалось установить, что первый в мире летчик Иван Никифорович Голубев является выходцем из крестьян Калужской губернии и что он долго жил в Красном селе. Были разысканы и люди, знавшие Голубева. Колхозники Петр Васильевич Наумов и Михаил Васильевич Герасимов, Николай Сергеевич Телятников, в прошлом учитель Красносельской церковно-приходской школы, Николай Алексеевич Кузнецов, работавший в те годы кузнецом и присутствовавший на первых полетах самолета Можайского, и другие рассказали много интересного о жизни И. Н. Голубева.
С Иваном Никифоровичем Голубевым, механиком-самоучкой одного из небольших торговых судов, А. Ф. Можайский познакомился еще до постройки своего самолета.
Это был совсем молодой, любознательный человек. Обладая пытливым умом и сноровкой, он до всего доходил сам. Особенно привлекала изобретателя способность Голубева отдаваться работе до самозабвения и доводить начатое дело до конца. Можайский очень нуждался в таком помощнике для осуществления своего изобретения.
Когда вопрос о строительство самолета был решен, он обратился к молодому механику с предложением принять участие в создании первого в мире летательного аппарата.
Голубев с радостью принял это предложение. Некоторое время он изготовлял детали будущего самолета в Петербурге, а в марте 1882 года приехал в Красное село, где было отведено место для сборки и испытания самолета Можайского.
...Сойдя с поезда, Голубев направился на бумажную фабрику «Печатник». Войдя в кабинет главного механика и отрекомендовавшись, он подал ему письмо.
Инженер разорвал конверт и, неприязненно посмотрев на механика, начал читать письмо. Рекомендация была, видимо, влиятельная, и он предложил Голубеву присесть.
— Чем могу служить? — спросил он.
— Думаю, что буду вам полезен, — уверенно ответил Голубев.
— Но у меня нет вакансий...
— Должность мне и не нужна, — сказал Голубев. — Я могу считаться временным рабочим, выполнять нужные вам механические работы и одновременно делать кое-что для себя.
Посоветовавшись с владельцем фабрики, главный механик в тот же день выписал Голубеву пропуск и поселил в доме рядом с фабрикой. Здесь жили мастера и квалифицированные рабочие.
Голубева вскоре узнали все на фабрике. Его внешность привлекала и располагала к нему.
— Одет он был просто, аккуратно, — вспоминает Н. С. Телятников, — и обычно ходил в синей сатиновой рубахе с поясом, в черном суконном картузе и русских сапогах.
Находясь в Красном селе, Голубев проявлял большой интерес к литературе, особенно по вопросам воздухоплавания. Он перечитал все, что имелось в библиотеках его друзей,
— Механик он был первой руки, — рассказывает Н. С. Телятников.— Я сужу об этом по тому, как относились к нему на фабрике. Несмотря на свою молодость — а было ему тогда примерно года двадцать два, — он пользовался большим уважением.
Однажды Голубев и механик фабрики поспорили по поводу изготовления одной детали станка.
— Такое могут изготовить только за границей, — утверждал механик.
— Чепуха! — с жаром говорил Иван Никифорович. — Такие детали я могу делать с закрытыми глазами.
Голубеву завязали глаза — он и впрямь обработал ее наощупь.
Создание самолета увлекло Голубева. Старожилы, видевшие Ивана Никифоровича в работе над самолетом, рассказывают, что он трудился много и самозабвенно.
Не терял он бодрости и когда возникали, казалось, непреодолимые препятствия. Нередко Александр Федорович Можайский приходил угрюмый.
— Опять деньги, — коротко говорил он.
Голубеву было ясно, что жалкие подачки, которые изобретателю время от времени удавалось получать в военном ведомстве, снова иссякли, изготовлять части и детали аппарата опять не на что.
— Выдержим, Александр Федорович, — говорил механик и шел на бумажную фабрику, становился к станку и изготовлял недостающие детали.
Осуществляя проекты изобретателя, Голубев принимал активное участие в творческом процессе, вкладывая в создание летательной машины все свое мастерство. В процессе сборки самолета выяснялось, что некоторые детали требовали конструктивной доработки. Голубев настойчиво добивался ускорения этих работ и часто сам вносил конструктивные улучшения.
Позже Можайский говорил известному русскому воздухоплавателю Печковскому:
— Большую, неоценимую помощь оказал мне механик. Это человек смышленый и упорный. Руки у него золотые. Благодаря ему мне удалось намного ускорить постройку воздухоплавательного снаряда.
В середине июля 1882 года самолет А. Ф. Можайского — первый в мире — был готов. Его построили задолго до французов и американцев столяр Александр Арсеньев и еще четверо рабочих балтийского завода под руководством Ивана Никифоровича Голубева. Окончание работ явилось большим праздником для его создателей. Это был не биплан, что два десятилетия спустя сделали братья Райт и давно уже потерявший свою ценность, а моноплан — прототоп современного самолета. Несмотря на всевозможные препятствия, чинимые изобретателю и строителям, простые русские люди сказали новое слово в науке и технике.
Теперь возник вопрос: кто noлетит? Александр Федорович Можайский, которому к тому времени исполнилось 57 лет, решил, что полетит Голубев.
Накануне полета Иван Никифорович весь день не отходил от самолета. Под крылом машины провел он и короткую северную летнюю ночь. Голубев понимал, какое огромное значение имеет предстоящий полет. То, к чему стремились многие отважные сыны русского народа, завтра совершит он, простой мастеровой Иван Голубев.
Радостный и возбужденный, встретил Голубев исторический день 20 июля (1 августа по новому стилю) 1882 года.
Погода благоприятствовала полету. Было тихо и солнечно. Казалось, сама природа благословляла смелых людей на подвиг.
В полдень на поле Красного села собрались представители военного министерства, известные воздухоплаватели и ученые. Можайский и Голубев в последний раз осмотрели машину. Изобретатель, убедившись, что все в порядке, крепко пожал Ивану Никифоровичу руку.
Голубев занял место пилота. Затарахтели двигатели, закрутились винты — и самолет покатился по наклонному деревянному настилу, сделанному для удобства взлета. Скорость движения постепенно нарастала, и наконец самолет плавно оторвался от земли.
Присутствующие криками «ура» приветствовали создателя самолета и первого в мире летчика.
Самолет пролетел несколько сот метров и снизился. Одним из первых к машине подбежал Александр Федорович Можайский. Он крепко обнял Голубева и трижды, по русскому обычаю, поцеловал его.
Иван Никифорович встал с места пилота и громко сказал:
— Русские будут летать!
Так в истории покорения воздушной стихии была открыта новая эра — эра авиации.