«Огонек» 1980 г. №22, обл-2, с.1





Фото А. Пушкарева (ТАСС)


Международный экипаж корабля «Союз-36» — командир корабля, дважды Герои Советского Союза, летчик-космонавт СССР В. Н. Кубасов (слева) и космонавт-исследователь гражданин ВНР Б. Фаркаш во время предполетных тренировок в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.


В КОСМОСЕ — МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭКИПАЖ


26 мая 1980 года в 21 час 21 минуту московского времени в Советском Союзе был осуществлен запуск космического корабля «Союз-36».

Космический корабль пилотировал международный экипаж: коман­дир дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Валерий Кубасов и космонавт-исследователь гражданин Венгерской Народной Республики Берталан Фаркаш.

Этот полет в космос уже одиннадцатый за два года и восемь меся­цев — столько времени прошло со дня вывода в космос орбитальной лаборатории «Салют-6». Из одиннадцати экипажей — пять интернацио­нальных. Вместе с советскими работали космонавты Чехословакии, Польши, ГДР, Болгарии. И вот на космической орбите гражданин Венгер­ской Народной Республики.

В. ЛЕЙБОВСКИЙ



***

Когда в 1958 году нынешний командир транспортного корабля «Союз-36» Валерий Кубасов, за­кончив институт, начал работать в королёвском конструкторском бю­ро, Берци Фаркаш пошел только в третий класс школы. Когда Вале­рий Кубасов совершил свой пер­вый полет в космос в 1969 году, Фаркаш начал службу в авиацион­ном полку Венгерской народной армии.

В июле 1975 года сорокалетний Валерий Кубасов участвовал в со­ветско-американском космиче­ском полете по программе «ЭПАС». В это время двадцатише­стилетний Берталан Фаркаш про­должал охранять небо своей стра­ны и, вероятно, не помышлял о новых для себя небесных трас­сах.

Еще через два года Фаркаш, ставший к тому времени уже лет­чиком первого класса, получает неожиданное предложение: прой­ти комиссии по отбору в космо­навты. 20 марта 1978 года он при­ступает к тренировкам в Звездном городке.

Он очень скоро стал своим в космическом отряде. Сказались добрый нрав и отзывчивость, ду­шевная простота и непосредст­венность. Но прежде всего он привлек к себе новых друзей неодолимым стремлением овладеть всеми тонкостями космической техники и новой для себя специ­альности. Кто-то сказал про Берталана, что он заряжен оптимиз­мом на две жизни вперед, хотя ему, как всем без исключения космическим новобранцам, вре­менами бывало нелегко.

...Шла тренировка экипажа Ку­басов — Фаркаш на стыковочном тренажере. Как это часто делает­ся, инструктор выдал со своего пульта имитацию неисправности одной из систем стыковки. Коман­дир быстро понял в чем дело, но не спешил с решением: надо бы­ло дать разобраться и напарни­ку. Самому. Наконец, командир спросил:

— Что будем делать, Берци, выключать программу?

— Конечно, выключать, — с го­товностью ответил тот.

А «выключение программы» оз­начало, что стыковка на этом вит­ке отменяется и под вопросом, состоится ли вообще.

— Подожди, не спеши, — ска­зал командир, — еще не все поте­ряно. И объяснил что к чему. И главное: надо «торопиться не спе­ша»...

Берталан сам нашел выход.

Быстро пролетело время под­готовки, настали заключитель­ные — предполетные экзамены. И всякий раз против фамилии Фар­каш стояла отметка «отлично».

***

Советско-американский полет, в котором участвовал Валерий Ку­басов, стал важным этапом в исто­рии развития космонавтики. Это был первый в истории совместный полет космических кораблей двух стран — Советского Союза и США. Ученые СССР и США строили ин­тересные планы дальнейшего со­трудничества. К сожалению, из-за политики нынешнего руководства Соединенных Штатов планы эти не получили дальнейшего разви­тия. Но активно и действенно со­трудничают космические специа­листы социалистических госу­дарств. Очередной интернацио­нальный полет — новая веха в ис­следовании космического прост­ранства.

К моменту старта «Союза-36» основной экипаж «Салюта» рабо­тал на станции уже более полуто­ра месяцев. Важнейшей задачей первого периода этой работы бы­ло опробование систем станции-ветерана и восстановление рабо­тоспособности всего ее оборудо­вания. Досталось ей к этому вре­мени уже изрядно, многие систе­мы и приборы подустали, другие просто выработали свой ресурс и потому требовали замены.

С августа прошлого года до ап­реля нынешнего «Салют-6» был безлюден. Напомню, что Рюмин был участником и предыдущей экспедиции, длившейся полгода.

— Мне кажется, что я отсюда не уходил,— сказал он Земле, вновь попав на «Салют»,— на­столько здесь все привычно и обычно.

Как считает руководитель поле­та А. С. Елисеев, оба члена основ­ного экипажа с первого же дня работают так, как другие после месяца адаптации. И думается, причиной тому прежде всего опыт и воля Рюмина.

И еще сказал Елисеев, что очень важно здесь такое качест­во бортинженера, как умение сде­лать тонкий и сложный анализ, по­ставить диагноз, вскрыть блок, устранить неисправность. И при­вел пример, как бортинженер из двух неисправных приборов смон­тировал один, но уже безотказ­ный.

Ремонтировали они с команди­ром один из блоков скафандра. Здесь нужно оговориться, что при некоторых особо сложных опера­циях на борту те же действия проигрываются на Земле. Так бы­ло и на этот раз. И вот пока зем­ная бригада не могла подобрать­ся к нескольким глубоко «запря­танным» винтам, а конструкторы долго обсуждали ситуацию, с бор­та последовало короткое сообще­ние о том, что все уже сделано. Теперь борт консультировал Зем­лю.

Поначалу предполагалось, что ремонтно-восстановительные ра­боты займут в первые три-четыре недели полета чуть ли не поло­вину рабочего времени экипажа. А на деле вышло всего 25—30 процентов. Новые работы нача­лись практически сразу.

К сегодняшнему дню Леонид Попов и Валерий Рюмин выполни­ли большой комплекс исследова­ний геолого-морфологических особенностей земной поверхности и характеристик океана. На связь с экипажем то и дело выходили специалисты в области геологии, океанологии, сельского хозяйства и другие ученые, крайне заинте­ресованные в наблюдениях с ор­биты. Эта заинтересованность ста­ла столь велика, что руководство полета приняло решение отводить целые дни для таких космиче­ских бесед.

На «Салюте-6» продолжены и технологические эксперименты. Кстати, первым, кто провел такие опыты в космосе, был Валерий Кубасов. Он испытал несколько способов сварки различных ме­таллов в условиях глубокого ваку­ума и невесомости. В ожидании его прибытия Попов и Рюмин по­лучили кристаллы нескольких по­лупроводников, новые образцы космических сплавов и пластмас­сы.

***

На станции «Салют-6» были осу­ществлены первые совместные экспедиции космонавтов социа­листических государств. Програм­ма «Интеркосмос» продолжает развиваться и приносит все более весомые результаты. Нынешний старт международного экипажа — яркое тому свидетельство.