«Огонек» 1980 г. №22, обл-2, с.1
Фото А. Пушкарева (ТАСС) |
Международный экипаж корабля «Союз-36» — командир корабля, дважды Герои Советского Союза, летчик-космонавт СССР В. Н. Кубасов (слева) и космонавт-исследователь гражданин ВНР Б. Фаркаш во время предполетных тренировок в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.
В КОСМОСЕ — МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭКИПАЖ
26 мая 1980 года в 21 час 21 минуту московского времени в Советском Союзе был осуществлен запуск космического корабля «Союз-36».
Космический корабль пилотировал международный экипаж: командир дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Валерий Кубасов и космонавт-исследователь гражданин Венгерской Народной Республики Берталан Фаркаш.
Этот полет в космос уже одиннадцатый за два года и восемь месяцев — столько времени прошло со дня вывода в космос орбитальной лаборатории «Салют-6». Из одиннадцати экипажей — пять интернациональных. Вместе с советскими работали космонавты Чехословакии, Польши, ГДР, Болгарии. И вот на космической орбите гражданин Венгерской Народной Республики.
В. ЛЕЙБОВСКИЙ
Когда в 1958 году нынешний командир транспортного корабля «Союз-36» Валерий Кубасов, закончив институт, начал работать в королёвском конструкторском бюро, Берци Фаркаш пошел только в третий класс школы. Когда Валерий Кубасов совершил свой первый полет в космос в 1969 году, Фаркаш начал службу в авиационном полку Венгерской народной армии.
В июле 1975 года сорокалетний Валерий Кубасов участвовал в советско-американском космическом полете по программе «ЭПАС». В это время двадцатишестилетний Берталан Фаркаш продолжал охранять небо своей страны и, вероятно, не помышлял о новых для себя небесных трассах.
Еще через два года Фаркаш, ставший к тому времени уже летчиком первого класса, получает неожиданное предложение: пройти комиссии по отбору в космонавты. 20 марта 1978 года он приступает к тренировкам в Звездном городке.
Он очень скоро стал своим в космическом отряде. Сказались добрый нрав и отзывчивость, душевная простота и непосредственность. Но прежде всего он привлек к себе новых друзей неодолимым стремлением овладеть всеми тонкостями космической техники и новой для себя специальности. Кто-то сказал про Берталана, что он заряжен оптимизмом на две жизни вперед, хотя ему, как всем без исключения космическим новобранцам, временами бывало нелегко.
...Шла тренировка экипажа Кубасов — Фаркаш на стыковочном тренажере. Как это часто делается, инструктор выдал со своего пульта имитацию неисправности одной из систем стыковки. Командир быстро понял в чем дело, но не спешил с решением: надо было дать разобраться и напарнику. Самому. Наконец, командир спросил:
— Что будем делать, Берци, выключать программу?
— Конечно, выключать, — с готовностью ответил тот.
А «выключение программы» означало, что стыковка на этом витке отменяется и под вопросом, состоится ли вообще.
— Подожди, не спеши, — сказал командир, — еще не все потеряно. И объяснил что к чему. И главное: надо «торопиться не спеша»...
Берталан сам нашел выход.
Быстро пролетело время подготовки, настали заключительные — предполетные экзамены. И всякий раз против фамилии Фаркаш стояла отметка «отлично».
Советско-американский полет, в котором участвовал Валерий Кубасов, стал важным этапом в истории развития космонавтики. Это был первый в истории совместный полет космических кораблей двух стран — Советского Союза и США. Ученые СССР и США строили интересные планы дальнейшего сотрудничества. К сожалению, из-за политики нынешнего руководства Соединенных Штатов планы эти не получили дальнейшего развития. Но активно и действенно сотрудничают космические специалисты социалистических государств. Очередной интернациональный полет — новая веха в исследовании космического пространства.
К моменту старта «Союза-36» основной экипаж «Салюта» работал на станции уже более полутора месяцев. Важнейшей задачей первого периода этой работы было опробование систем станции-ветерана и восстановление работоспособности всего ее оборудования. Досталось ей к этому времени уже изрядно, многие системы и приборы подустали, другие просто выработали свой ресурс и потому требовали замены.
С августа прошлого года до апреля нынешнего «Салют-6» был безлюден. Напомню, что Рюмин был участником и предыдущей экспедиции, длившейся полгода.
— Мне кажется, что я отсюда не уходил,— сказал он Земле, вновь попав на «Салют»,— настолько здесь все привычно и обычно.
Как считает руководитель полета А. С. Елисеев, оба члена основного экипажа с первого же дня работают так, как другие после месяца адаптации. И думается, причиной тому прежде всего опыт и воля Рюмина.
И еще сказал Елисеев, что очень важно здесь такое качество бортинженера, как умение сделать тонкий и сложный анализ, поставить диагноз, вскрыть блок, устранить неисправность. И привел пример, как бортинженер из двух неисправных приборов смонтировал один, но уже безотказный.
Ремонтировали они с командиром один из блоков скафандра. Здесь нужно оговориться, что при некоторых особо сложных операциях на борту те же действия проигрываются на Земле. Так было и на этот раз. И вот пока земная бригада не могла подобраться к нескольким глубоко «запрятанным» винтам, а конструкторы долго обсуждали ситуацию, с борта последовало короткое сообщение о том, что все уже сделано. Теперь борт консультировал Землю.
Поначалу предполагалось, что ремонтно-восстановительные работы займут в первые три-четыре недели полета чуть ли не половину рабочего времени экипажа. А на деле вышло всего 25—30 процентов. Новые работы начались практически сразу.
К сегодняшнему дню Леонид Попов и Валерий Рюмин выполнили большой комплекс исследований геолого-морфологических особенностей земной поверхности и характеристик океана. На связь с экипажем то и дело выходили специалисты в области геологии, океанологии, сельского хозяйства и другие ученые, крайне заинтересованные в наблюдениях с орбиты. Эта заинтересованность стала столь велика, что руководство полета приняло решение отводить целые дни для таких космических бесед.
На «Салюте-6» продолжены и технологические эксперименты. Кстати, первым, кто провел такие опыты в космосе, был Валерий Кубасов. Он испытал несколько способов сварки различных металлов в условиях глубокого вакуума и невесомости. В ожидании его прибытия Попов и Рюмин получили кристаллы нескольких полупроводников, новые образцы космических сплавов и пластмассы.
На станции «Салют-6» были осуществлены первые совместные экспедиции космонавтов социалистических государств. Программа «Интеркосмос» продолжает развиваться и приносит все более весомые результаты. Нынешний старт международного экипажа — яркое тому свидетельство.