"Огонек", 1987, №40(3141), 3-10 октября, с. 2-3.
Сканировал Игорь Степикин

Астра ЦАНДЕР. Человек, опередивший время



Ф. А. Цандер. 1913 год.
  • Мои воспоминания об отце связаны с ранним детством: он умер, когда мне было 8 лет и я училась в первом классе.
  • Отец запомнился мне как очень добрый, возвышенный человек. Я словно и сейчас слышу, как он произносит свою знаменитую, характерную для него фразу: «На Марс, на Марс!» В тихих словах было столько воодушевления! Помнится, как он говорил о науке: «Наука — это нечто большое... Она может сделать человечество счастливым». И еще не могут забыться отцовские уроки доброты, которым он, кажется, всю жизнь следовал сам: «Люди не злые, люди в глубине своей от природы добрые, нам так трудно потому, что они нас не понимают, но люди нас поймут».
  • А непонимание было действительно огромное. Помнится, как в вестибюле нашего подъезда стояли женщины, одна из них показывала пальцем на моего отца, подходившего к дому: «Смотрите, смотрите, вон идет сумасшедший, межпланетными путешествиями занимается! Вот, вот он, смотрите, смотрите...» Увы, если бы так судачили только в подъезде!
  • Диапазон деятельности Цандера был чрезвычайно широк — от исследований по механике межпланетного полета до изысканий по конструкциям ракет и двигателей для них, от лекций для студентов и докладов до публичных пропагандистских выступлений с демонстрацией изготовленных им же диапозитивов — в Москве, Ленинграде, Рязани, Саратове, Харькове, Туле...
  • Ряд трудов Фридриха Артуровича по механике межпланетного полета не имеkи аналогов при его жизни, ими он намного опередил свое время. К сожалению, они были слишком поздно изданы — лишь в 1961 году. Однако два фундаментальных предложения Цандера по механике межпланетного полета все же были опубликованы при его жизни, и эти публикации окончательно закрепили за ним соответствующий приоритет.
  • Первое из них — предложение о целесообразности использования в космическом пространстве силы давления света для ускорения космического аппарата — было опубликовано им в 1924 году в статье «Перелеты на другие планеты», помещенной в журнале «Техника и жизнь» № 13 за 1924 год. Соответствующая конструкция впоследствии получила название «Солнечный парус». Второе предложение — о частичном заимствовании космическим аппаратом энергии движения планет и их спутников при целенаправленном пролете вблизи их — было опубликовано в 1929 году. В рукописях же рисунки и формулы на эту тему я встречала среди записей отца, относящихся еще к 1919 году!
  • Сейчас такая космическая операция получила название гравитационного (или пертурбационного) маневра и находит широкое применение. В частности, космический аппарат «Вояджер-2» получил возможность лететь дальше Сатурна только благодаря заимствованию части энергии движения у Юпитера и Сатурна. Эта тема была подробно разработана Цандером, в 1924 году он даже показывал во время выступлений свои диапозитивы, иллюстрирующие идею и метод расчета.
  • Экспериментальными работами в области реактивной техники Фридриху Артуровичу довелось заниматься лишь в последние годы жизни, хотя он добивался этого, как показывают архивные материалы, еще начиная с 1919 года. В середине 1924 года по его идее и при его деятельном участии было создано первое в мире общество изучения межпланетных сообщений (позже подобные общества создавались и в других странах). Он предлагал начинать с постройки двигателей и одноступенчатых ракет, затем составных ракет и лишь после этого строить крылатые ракетные аппараты. Именно по такому пути и пошло развитие космонавтики...
  • Венцом деятельности Цандера было создание группы изучения реактивного движения (ГИРДа) в 1931 —1932 годах. Структура ГИРДа, первым руководителем которого стал Цандер, а позже, с апреля 1932 года,—С. П. Королев, была необычной: имелось четыре бригады, причем первую возглавил Фридрих Артурович, четвертую — Сергей Павлович. Все основные направления работ в ГИРДе — по жидкостным ракетным двигателям и ракетам, воздушно-реактивным двигателям, крылатому летательному аппарату с использованием на нем жидкостного реактивного двигателя — еще ранее развивались Цандером, который вначале был единственным «гирдовцем», имевшим свои труды в области реактивной техники.
  • Научной основой для создания ГИРДа послужили работы Цандера над двигателями ОР-1 и ОР-2. В ГИРДе по проекту Цандера была построена и запущена его учениками в ноябре 1933 года (уже после того, как он скончался) первая советская ракета ГИРД-Х с чисто жидкостным ракетным двигателем — прототипом современных жидкостных ракет.

    Фридрих Артурович умер в Кисловодске, куда он поехал на лечение, 28 марта 1933 года. Смерть наступила от сыпного тифа, которым он, видимо, заразился в дороге. Вскрытие показало ряд изменений во внутренних органах и в том числе обнаружило цирроз печени. Когда я сказала об этом одному журналисту, он при мне позвонил знакомому врачу, который ответил: если цирроз печени—значит человек злоупотреблял алкоголем... Но я-то знала, что мой отец не только не выпивал, но даже и не курил... Лишь позже я поняла ошибку врача, когда мне стало известно, в каких условиях отец экспериментировал с двигателем ОР-1. Он работал в старой немецкой церквушке, в которой помещался опытный отдел Института авиационных моторов. Здесь же, в кирхе, испытывались авиационные моторы, а в топливо для них добавлялись антидетонаторы — обычно вредные для здоровья вещества. Вот чего в буквальном смысле стоило — дышать атмосферой полета... Не многим лучше были и условия в ГИРДе: эта организация помещалась в темном сыром подвале жилого дома, а название ГИРД нередко расшифровывалось в шутку так: «Группа инженеров, работающих даром».

    В некрологе на смерть Цандера, подписанном К. Э. Циолковским, С. П. Королевым и другими, говорилось о героическом энтузиазме Цандера, о создании им своей школы, о том, что его перу принадлежат единственные в мире расчеты... Вскоре после его смерти Центральный Совет Осоавиахима постановил назвать ГИРД именем Цандера как основоположника этой организации и руководителя головной бригады по реактивному двигателю.

  • Нужно сказать, что К. Э. Циолковский вообще очень ценил Цандера. В одном из своих материалов он заметил: «Цандер — вот золото и мозг». В письме к Цандеру от 22 сентября 1932 года К. Э. Циолковский писал: «Благодарю за присланный Вами Ваш ученый труд, за приветствие и плодотворные труды по астронавтике...»
  • В книге С. П. Королева «Ракетный полет в стратосфере» наряду с портретом К. Э. Циолковского был помещен портрет Цандера, и автор писал о нем: «Благодаря его работам за последние 10 лет были созданы прототипы первых советских ракетных двигателей. Ф. А. Цандер умер в 1933 году, но сумел создать дружный коллектив работников, своих учеников и последователей». Вскоре появился даже научно-фантастический роман А. Беляева «Прыжок в ничто», в котором прототипом главного героя был Фридрих Артурович, оказалась сохраненной даже фамилия.
  • В 1959 году по письменному ходатайству С. П. Королева — тогда уже Главного конструктора — был установлен памятник Цандеру на его могиле в Кисловодске. Перед открытием памятника С. П. Королев прислал следующую телеграмму на имя бывшего инженера ГИРДа Л. К. Корнеева, взявшего на себя все организационные работы (телеграмма публикуется впервые, оригинал ее хранится у дочери Л. К. Корнеева — М. Л. Корнеевой): «Сердечно благодарю за приглашение. Никак приехать не могу. Прошу передать привет семье Цандера. Всегда помню Фридриха Артуровича как своего учителя и наставника. Теплый привет от меня всем товарищам. Искренно Ваш Сергей Королев».
  • ...Как много нашел бы сейчас отец сторонников своих идей о дружбе народов всех стран, о том, чтобы космонавтика служила только на благо человечества, вела бы его к «золотому веку»... И так хочется, чтобы эти мечты тоже сбылись!