Документ предоставил участник форума Lin (не знаю фамилию), обрабатывал Виктор Карфидов, я делал "Приложение". - Хл.
Для служебного пользования Экз. №2
АКАДЕМИЯ НАУК СССР

ИНСТИТУТ КОСМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

(ИКИ АН СССР)
УДК 629.761.78
№ гос. регистрации 81087070
Инв. № 02850070741

УТВЕРЖДАЮ
Директор института
академик
Р.З.Сагдеев
01 августа 1985 г.



ОТЧЕТ
О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
"ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
НЕКОТОРЫХ ПЕРСПЕКТИВНЫХ КОСМИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ"


Зам. директора
д.ф.-м.н. В.И.Шевченко 30.07.85
Зав. отделом
д.т.н. П.Е.Эльясберг 26.07.85
Исполнитель,
мл.науч.сотр., к.ф.-м.н. А.А.Суханов 26.07.85

Москва — 1985



РЕФЕРАТ

Отчет 48 стр., 13 рисунков, 3 таблицы, 4 Приложения.

СТАРТОВЫЙ ИМПУЛЬС, ТОРМОЗНОЙ ИМПУЛЬС, ТОРМОЖЕНИЕ В АТМОСФЕРЕ, ГРАВИТАЦИОННЫЙ МАНЕВР, ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК ЮПИТЕРА, ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК САТУРНА, ПРОЛЕТ ИО, ПРОЛЕТ ТИТАНА.

Исследуются баллистические возможности осуществления трех перспективных проектов: полет к Солнцу с использованием гравитационного поля Юпитера и пролетом вблизи Ио; посадка на Ио; полет к Сатурну и исследование Титана с борта спускаемого и пролетного аппаратов. Приводятся основные характеристики этих полетов, такие как длительность полета, потребные стартовый и тормозной импульсы, скорости встречи КА с исследуемыми телами. Проводится сравнительный анализ рассматриваемых проектов.

В Приложениях изложены методики исследований.

Введение.

К 90-м годам в СССР предполагается создать новое поколение космических аппаратов (КА), предназначенных для полета к планетам-гигантам и их спутникам. При этом выбор объектов и способов исследований должен диктоваться наличием элементов принципиальной новизны по сравнению с осуществленными исследованиями Юпитера и Сатурна американскими "Пионерами" и "Вояджерами", а также планируемыми на ближайшее время американским проектом "Галилео" (исследование Юпитера и его галилеевых спутников) и западноевропейским проектом ISPM (использование гравитационного поля Юпитера для выхода из плоскости эклиптики и сближения с Солнцем). Такими элементами новизны являются, например, сближение с Солнцем на существенно более близкое расстояние, чем в проекте ISPM, посадка на спутник Юпитера или Сатурна, многократный облет Титана или выход на орбиту его спутника.

Предлагаемый отчет посвящен определению возможностей осуществления в 1992-93 годах трех проектов, содержащих перечисленные элементы новизны.

1. Полет ЗЕМЛЯ — ЮПИТЕР — СОЛНЦЕ с пролетом Ио.

1.1. Постановка задачи.

Требуется обеспечить пролет КА на расстоянии 3 млн. км от Солнца, используя гравитационный маневр в поле тяготения Юпитера. Во время облета Юпитера КА должен пролететь на близком расстоянии от Ио (в 50-100 км). Задача заключается в определении основных характеристик такого полета при запуске в 1992-93 гг. (скорости старта с круговой орбиты ИСЗ, скорости пролета Ио, длительности полета и т.д.).

1.2. Решение поставленной задачи.

Приведем сначала результаты решения поставленной задачи в предположении, что орбиты Земли, Юпитера и Ио являются круговыми и компланарными (в п.1.3. приведены результаты расчетов, выполненных с учетом эллиптичности и некомпланарности орбит).

Решение приведено в Приложении 2. Минимальное значение скорости старта КА с орбиты ИСЗ, обеспечивающее сближение КА с Солнцем до 3 млн. км, равно Vc= 7,26 км/с. Однако, как показано в Приложении 2, минимальное расстояние пролета КА от центра Юпитера в этом случае составит 810 тыс. км, т.е. КА не сможет сблизиться с Ио. Для сближения с Ио стартовый импульс должен быть увеличен до Vc =7,39 км/с. Траектория полета в этом случае изображена на рис. 1.1. Время полета составит 1,4 года до Юпитера и 1,7 года от Юпитера до Солнца.

Траектория полета КА в сфере действия Юпитера изображена на рис. 1.2. Из рис. видно, что КА будет двигаться навстречу Ио, поэтому их относительная скорость во время встречи составит около 45 км/с. Для того, чтобы уменьшить эту скорость, КА должен достичь Юпитера на втором полувитке, т.е. двигаться по траектории, изображенной на рис.1.3 (скорость старта при этом не изменится). Траектория полета КА в сфере действия Юпитера в этом случае изображена на рис. 1.4, относительная скорость пролета Ио составит 10 км/с. Однако, в данном варианте время полета до Юпитера достигнет 12,4 года, полное время полета от Земли до Солнца — более 15 лет, расстояние КА от Солнца в афелии составит более 1,5 млрд. км.

1.3. Результаты точных расчетов.

В результате решения задачи Ламберта определены следующие характеристики оптимальной траектории, обеспечивающей решение поставленной задачи:

— запуск КА — 10.12.92 г.;

— пролет Юпитера — 12.06.94 г.;

— сближение с Солнцем до 3 млн. км — март 1995 г.;

— скорость старта с круговой орбиты ИСЗ — 7,31 км/с;

— относительная скорость пролета Ио — 44,6 км/с.

1.4. Анализ возможностей уменьшения стартового импульса.

Одной из возможностей уменьшения величины Vc при решении поставленной задачи является использование так называемого маневра ΔVEGA, суть которого заключается в следующем. КА запускается на орбиту с высоким афелием, и в афелии КА придается небольшой тормозной импульс ΔV так, чтобы КА встретился с Землей. При этом за счет того, что КА подлетает под некоторым углом к орбитальной скорости Земли, его скорость относительно Земли увеличивается, и в результате гравитационного маневра около Земли может быть увеличена гелиоцентрическая скорость КА. Этот маневр иллюстрируется рис. 1.5.

В Приложении 2 показано, что использование маневра ΔVEGA дает Vc =6,17 км/с и ΔV =0,13 км/с, т.е. уменьшает суммарный импульс более чем на 1 км/с. Однако, в этом случае продолжительность полета увеличивается на 5 лет.

Использование гравитационного поля Ио во время пролета практически не позволит уменьшить стартовый импульс из-за малой массы Ио и большой относительной скорости КА. Поворот вектора скорости КА в результате пролета Ио составит 0°3 в "коротком" варианте полета (рис. 1.1) и 1°2 в "длинном" (рис. 1.3), при этом величина скорости не изменится.

1.5. Выводы.

Таким образом, задача, поставленная в п. 1.1, решается при следующих характеристиках полета:

— запуск КА в декабре 1992 г.;

— стартовый импульс с орбиты ИСЗ 7,31 км/с;

— относительная скорость пролета Ио около 45 км/с;

— общее время полета 3 года 3 месяца.

Стартовый импульс может быть уменьшен на 1 км/с с помощью маневра ΔVEGA, .однако продолжительность полета при этом возрастает на 5 лет.

Относительная скорость пролета Ио составит 10 км/с при пролете Юпитера на втором полувитке, однако при этом общая продолжительность полета превысит 15 лет, максимальное удаление КА от Солнца достигнет 1,5 млрд. км.

2. Полет ЗЕМЛЯ — ЮПИТЕР с посадкой на Ио.

2.1. Постановка задачи.

Рассматривается полет КА в окрестности Юпитера, основной задачей которого является посадка на Ио. Необходимо определить характеристики такого полета при запуске в 1992-93 гг., а также проанализировать возможности уменьшения суммарного импульса, обеспечивающего посадку КА.

2.2. Полет ЗЕМЛЯ — ЮПИТЕР и прямая посадка на Ио.

Для уменьшения суммарного импульса, обеспечивающего посадку КА на Ио, в первую очередь необходимо минимизировать относительную скорость подлета КА к Юпитеру. Этому требованию удовлетворяет полет Земля-Юпитер со следующими характеристиками: запуск в декабре 1992 г., продолжительность полета около 3 лет, скорость старта с низкой круговой орбиты ИСЗ 6,4 км/с, относительная скорость подлета к Юпитеру 5,6 км/с. При этом минимальное значение относительной скорости подлета КА к Ио составит 7,8 км/с, тормозной импульс при прямой посадке на Ио (т.е. без использования каких-либо предварительных маневров) ΔV =8,2 км/с.

2.3. Торможение в атмосфере Юпитера и двухимпульсный маневр.

Уменьшить тормозной импульс КА можно с помощью маневра, изображенного на рис. 2.1. Рассмотрим один из вариантов такого маневра: торможение в атмосфере Юпитера на 0,4 км/с и переход на эллиптическую орбиту с апоцентром 15 млн. км; разгон КА в апоцентре на 0,4 км/с и выведение на орбиту сближения с Ио; посадка на Ио с тормозным импульсом 7,3 км/с. Суммарный импульс составит 7,7 км/с, длительность осуществления маневра — 4,5 месяца. Суммарный импульс может быть еще уменьшен (в пределе до 7,6 км/с) путем увеличения апоцентра промежуточной орбиты ИСЮ; однако при этом резко возрастает продолжительность маневра. Так, например, при увеличении апоцентра до 30 млн. км суммарный импульс уменьшится на 40 м/с, а продолжительность осуществления маневра возрастет до 1 года.

Примечание. Параметры атмосферы Юпитера изучены недостаточно хорошо, и дозированное торможение КА в атмосфере является проблемой. Однако здесь может быть применено постепенное торможение КА во все более плотных слоях атмосферы с использованием акселерометра. Этот способ описан в статье П.Е.Эльясберга, Н.А.Эйсмонта "Использование аэродинамического торможения для перевода спутника планеты с орбиты с большим эксцентриситетом на почти круговую" (Космич. исслед., 1972, 10, вып.2}.

2.4. Гравитационные маневры возле Ганимеда.

Схема осуществления посадки на Ио с предварительными гравитационными маневрами возле Ганимеда условно изображена на рис. 2.2 (здесь изображены лишь начальный и конечный участки траектории КА, промежуточные не показаны). Один из вариантов имеет следующие характеристики: торможение КА возле Ганимеда на 1,5 км/с и выход на экваториальную орбиту спутника Юпитера (ИСЮ); разворот вектора скорости КА относительно Ганимеда на 130° в результате семи пролетов на высоте от 100 до 2700 км от поверхности этого спутника и выход на орбиту сближения с Ио; посадка на Ио с тормозным импульсом 4,5 км/с. Общая продолжительность такого маневра составит около 7 месяцев, суммарный импульс — 6 км/с (на 2,2 км/с меньше, чем при прямой посадке). Однако здесь не учтены затраты на коррекции, необходимые для обеспечения семикратного пролета Ганимеда, которые могут составить несколько сот метров в секунду.

Суммарный импульс может быть еще уменьшен (в пределе — до 5,5 км/с) путем уменьшения первого тормозного импульса на орбите Ганимеда. Однако при этом резко возрастает общее время осуществления маневра, затраты на коррекцию также увеличиваются.

Анализ описанного маневра приводится в Приложении 3.

2.5. Торможение в атмосфера Юпитера и гравитационные маневры возле Ганимеда.

Рассматриваемый здесь маневр, изображенный на рис. 2.3 (как и на рис. 2.2, промежуточные орбиты не показаны), обеспечивает минимальный тормозной импульс при посадке на Ио, однако является наиболее сложным в исполнении. Оптимальная схема этого маневра состоит в следующем: торможение КА в атмосфере Юпитера на 2,15 км/с и выход на экваториальную орбиту ИСЮ с апоцентром в районе орбиты Ганимеда; разворот вектора скорости КА относительно Ганимеда на 70° в результате десяти маневров в его гравитационном поле (пролет на высоте от 100 до 2300 км от поверхности Ганимеда) и выход на орбиту сближения с Ио; посадка на Ио с тормозным импульсом 5,3 км/с (на 2,9 км/с меньше, чем при прямой посадке). Однако суммарный корректирующий импульс, необходимый для обеспечения 10-кратного пролета Ганимеда, составит, вероятно, несколько сот метров в секунду. Общая продолжительность маневра составит более 5 месяцев (с учетом времени ожидания встреч с Ганимедом), за это время КА совершит 42 оборота вокруг Юпитера. Время выполнения маневра может быть уменьшено на 1-1,5 месяца за счет небольших корректирующих маневров, сокращающих время ожидания встреч с Ганимедом.

Отметим, что при использовании в этом варианте Европы вместо Ганимеда тормозной импульс составит 5,0 км/с. Однако ввиду малой массы Европы потребуется не менее 25 пролетов на расстоянии около 100 км от поверхности этого спутника. Это, в свою очередь, потребует больших затрат на коррекции орбиты.

Описанный маневр детально проанализирован в Приложении 3.

2.6. Выводы.

Таким образом, полет к Юпитеру с посадкой на Ио в простейшем варианте имеет следующие характеристики:

— запуск к Юпитеру в декабре 1992 г.;

— подлет к Юпитеру в ноябре-декабре 1995 г.;

— продолжительность полета — около 3 лет;

— стартовый импульс с орбиты ИСЗ 6,3-6,4 км/с;

— тормозной импульс при посадке на Ио 8,2 км/с.

С помощью маневров КА в атмосфере Юпитера и гравитационном поле Ганимеда тормозной импульс может быть уменьшен до 5,3-7,7 км/с (в зависимости от сложности маневра). Продолжительность таких маневров составит несколько месяцев. Наибольший эффект достигается благодаря многократным гравитационным маневрам в поле тяготения Ганимеда. Однако при этом потребуются коррекции траектории КА, которые в сумме достигнут, по-видимому, несколько сот метров в секунду.

Отметим, что при расчете указанных тормозных импульсов не учитывались неизбежные гравитационные потери. Если ускорение КА при торможении будет в среднем равно 5g , то гравитационные потери составят 0,2-0,3 км/с, если 10g — то 0,1-0,15 км/с.

3. Полет к Титану.

3.1. Постановка задачи.

Рассматривается полет КА к Сатурну в 1992-93 гг. с использованием гравитационного поля Юпитера. При подлете к Сатурну от КА отделяется СА, который совершает посадку на Титан, а КА выводится на орбиту искусственного спутника Сатурна (ИСС) и совершает многократные облеты Титана на высоте около 1000 км от поверхности. Задача состоит в определении характеристик такого полета.

3.2. Характеристики полета ЗЕМЛЯ — ЮПИТЕР — САТУРН.

Как показывают расчеты, в 1992-94 гг. возможен полет к Сатурну с использованием гравитационного поля Юпитера. Продолжительность такого полета может колебаться в пределах 6,5-11 лет, при этом скорость подлета к Сатурну "на бесконечности" будет изменяться от 10,8 до 4,5 км/с. Минимальные значения скорости старта с низкой круговой орбиты ИСЗ составят 6,24-6,3 км/с. Параметры двух наиболее приемлемых (с точки зрения стартового импульса и длительности полета до Сатурна) траекторий приведены в табл.3.1.

Отметим, что при прямом полете к Сатурну стартовый импульс составит около 7,6 км/с, длительность полета — 10-11 лет. Таким образом, полет к Сатурну через Юпитер обладает значительными преимуществами перед прямым полетом. В последующие несколько лет сохранится возможность использования гравитационного поля Юпитера для достижения Сатурна.

3.3. Возможные схемы полета к Титану.

Анализ показывает, что поставленная задача по исследованию Титана может быть решена с помощью одной из следующих двух схем полета КА в сфере действия Сатурна.

Первая схема полета. Эта схема, проиллюстрированная на рис. 3.1, включает в себя следующие стадии:

— при подлете к Сатурну КА наводится на Титан по попадающей траектории;

— непосредственно перед встречей с Титаном от КА отделяется СА, который совершает посадку на Титан;

— сразу после отделения СА КА совершает маневр торможения и увода, переводящий его на орбиту ИСС с пролетом вблизи Титана;

— в результате пролета в гравитационном поле Титана КА переходит на новую орбиту вокруг Сатурна с периодом, кратным периоду обращения Титана.

Таблица 3.1

 1-я траектория2-я траектория
Старт с ЗемлиXII/92XII/93-I/94
Пролет ЮпитераXI/95-V/96V/96-VII/97
Подлет к СатурнуVII-VIII/2000VI-VIII/2000
Длительность полета, лет7,5-7,86,5-6,6
Стартовый импульс на орбите ИСЗ, км/с6,3 — 6,46,24-6,4
Высота пролета над Юпитером, тыс.км570-74040-240
Скорость "на бесконечности" при подлете к Сатурну, км/с7,5-8,78,9-10,8
Наклонение вектора скорости "на бесконечности" к экватору Сатурна, град2323

Вторая схема полета. Эта схема иллюстрируется рис.3.2 и состоит из следующих этапов:

— в сфере действия Сатурна КА летит по гиперболической орбите, перицентр которой находится значительно ниже орбиты Титана;

— в перицентре орбиты КА совершает торможение и переходит на траекторию сближения с Титаном;

— при подлете к Титану от КА отделяется СА, который совершает посадку на Титан, а КА с помощью импульса увода переводится на пролетную траекторию;

— в результате пролета в гравитационном пола Титана КА уходит на эллиптическую орбиту ИСС с периодом, кратным периоду Титана (при этом сразу после облета Титана может потребоваться небольшой дополнительный импульс, обеспечивающий пролет над кольцами Сатурна).

Таким образом, принципиальное различие этих схем полета состоит в том, что в первой схеме торможение КА производится после отделения СА, а во второй — до отделения, но тормозной импульс значительно меньше.

После реализации любой из двух предложенных схем полета КА может совершать многократные пролеты на близком расстоянии от Титана. При этом с помощью гравитационного поля Титана можно изменять период, эксцентриситет и наклонение орбиты ИСС и, таким образом, исследовать значительную часть окрестностей Сатурна.

В пп. 3.4, 3.5 рассмотренные схемы полете исследованы более детально для значений скорости "на бесконечности" при подлете к Сатурну, лежащих в пределах 7,5-9 км/с.

3.4. Первая схема полета.

Обозначим через РТ период обращения Титана вокруг Сатурна (РТ = 15,95d) и рассмотрим три варианта реализации первой схемы полета, в которых после торможения и облета Титана на высоте 1000 км КА выводится на орбиту с периодом РТ, 2РТ и 3РТ соответственно. Величина тормозного импульса для каждого из этих вариантов будет лежать в пределах* 4,1-5,1 км/с, 3,4-4,5 км/с и 3,1-4,2 км/с, соответственно. Скорость входа СА в атмосферу Титана составит 6,8-7,7 км/с. Скорость КА "на бесконечности" относительно Титана (после торможения КА) — 2,9-3,5 км/с. Во втором и третьем вариантах периоды обращения могут быть уменьшены до РТ с помощью, соответственно, одного и двух гравитационных маневров возле Титана на высоте более 1 тыс. км от поверхности (через 32 и 80 суток, соответственно, после первого облета Титана). В третьем варианте период может быть уменьшен до РТ в результате одного облета Титана на высоте 400 км от поверхности (через 48 суток после первого облета Титана).

*Здесь и далее пределы изменения тормозного импульса соответствуют пределам 7,5-9 км/с изменения величины скорости "на бесконечности" при подлете к Сатурну.

В дальнейшем КА может многократно пролетать вблизи Титана через каждые 16 суток. Благодаря гравитационным маневрам вблизи Титана можно изменять наклонение орбиты ИСС в пределах ±30°, ±34°, ±37° или ее эксцентриситет в пределах 0-0,5, 0-0,57, 0-0,6 для первого, второго и третьего вариантов, соответственно.

3.5. Вторая схема полета.

Приведем результаты анализа этой схемы для случая, когда КА выводится на орбиту ИСС с периодом, равным периоду обращений Титана (этот случай соответствует первому варианту в первой схеме полета). Рассмотрим два варианта.

1). Перицентр орбиты ИСС находится под кольцами Сатурна. В этом случае оптимальным является торможение КА на минимально возможном расстоянии от Сатурна и его переход на орбиту ИСС, пересекающую орбиту Титана и имеющую период РТ. Тормозной импульс в этом случае составит 1,25-1,6 км/с, скорость пролета Титана "на бесконечности" — 6,6-6,7 км/с, скорость входа СА в атмосферу Титана — 7,1-7,2 км/с. Отметим, однако, что расположение перицентра орбиты ИСС под кольцами Сатурна сильно ограничивает возможности последующего маневрирования КА в окрестности планеты с использованием поля тяготения Титана, но зато позволяет многократно пролетать на близком расстоянии от Сатурна.

2). Орбита ИСС целиком проходит над кольцами Сатурна. В этом случае оптимальным является осуществление следующего маневра КА в сфере действия Сатурна: торможение КА на 1,45-1,82 км/с на расстоянии около 72 тыс.км от Сатурна (под нижней кромкой колец) и перевод на траекторию встречи с Титаном; после отделения СА — гравитационный маневр у Титана (на высоте 1000 км) и затем дополнительный импульс величиной 50-40 м/с вдоль нормальной составляющей вектора скорости КА в плоскости орбиты; гравитационный маневр и дополнительный импульс переводят КА на орбиту ИСС, проходящую над кольцами Сатурна и имеющую период РТ. Суммарный импульс составит 1,5-1,86 км/с (из них 50-40 м/с после отделения СА), скорость пролета Титана "на бесконечности" — 6,1 км/с, скорость входа СА в атмосферу Титана — 6,7 км/с. В дальнейшем ИСС сможет совершать многократные облеты Титана через каждые 16 дней. При этом с помощью поля тяготения Титана можно изменять наклонение орбиты ИСС в пределах ±67° или ее эксцентриситет в пределах 0-0,92 (не изменяя период обращения).

Отметим, что если в этом варианте допустить первый облет Титана на высоте 500 км от поверхности, то дополнительный импульс в 40-50 м/с не понадобится.

Применительно ко второй схеме полета может быть рассмотрено также торможение КА в атмосфере Сатурна. В этом случае уменьшение скорости КА за счет атмосферы должно составить 1,22-1,56 км/с в первом варианте и 1,35-1,7 км/с во втором варианте. Дополнительный импульс после пролета Титана во втором варианте составит 220-240 м/с.

3.6. Выводы.

Приведем сводную таблицу с характеристиками обеих предложенных схем полета со всеми рассмотренными вариантами.

В первой схеме тормозной импульс значительно больше, чем во второй, однако торможение производится после отделения СА. Поэтому преимущество одной схемы полета перед другой с точки зрения суммарного импульса зависит от отношения массы СА m к полной массе КА M0. Примем удельный импульс ТДУ равным 250 с. В табл.3.3 приведены критические значения μкр отношений m/M0. Если m/M0 < μкр тo из двух вариантов, соответствующих в табл. 3.3 данному значению μкр, предпочтительным является вариант второй схемы полета; в противном случае — первой.

Таблица 3.3

 Первая схема полета
1-й вар.2-й вар.3-й вар.
Вторая схема полета1-й вар.0,51-0,450,47-0,430,44-0,42
2-й вар.0,45-0,400,40-0,380,37-0,36

Таблица 3.2

Характеристики1-я схема полета2-я схема полета
1-й вар.2-й вар.3-й вар.1-й вар.2-й вар.
Суммарный импульс, км/с
Скорость пролета Титана «на бесконечности», км/с
Скорость входа СА в атмосферу Титана, км/с
Время перевода ИСС на орбиту с периодом 15,95 дней, дн.
Диапазон изменения параметров орбиты ИСС с помощью поля тяготения Титана:
— наклонение
— эксцентриситет
4,1-5,1
2,9
6,8-7,7
-
±30°
0,05
3,4-4,5
3,3
6,8-7,7
32
±34°
0-0,57
3,1-4,2
3,5
6,8-7,7
48-80
±37°
0-0,6
1,25-1,6
6,6-6,7
7,1-7,2
-
30°-40°
0,94-0,95
1,5-1,8
6,1
6,7
-
±67°
0-0,92

По остальным характеристикам, как следует из табл. 3.2, вторая схема полета предпочтительнее первой.

Отметим, что вполне реальной представляется задача последующего вывода ИСС на орбиту искусственного спутника Титана (ИСТ} за счет торможения в его атмосфере (см. Примечание в п. 2.3).

Примечание. Длительность полета КА к Сатурну в последующие годы уменьшится, однако суммарный импульс, необходимый для решения поставленной задачи, возрастет. Например, при запуске КА в 1996 г. длительность полета составит 4,5 года, а суммарный импульс (для 2-го варианта 2-й схемы полета) — 2,6 км/с.

4. Заключение.

Сопоставление рассмотренных проектов позволяет сделать следующие выводы.

Главным преимуществом первого проекта (полет к Солнцу через Юпитер с пролетом Ио) перед остальными является возможность исследовать Солнце с близкого расстояния. Однако возможности получения научной информации с Юпитера и Ио в этом проекте ограничены ввиду кратковременности исследования этих небесных тел и большой относительной скорости пролета Ио (около 45 км/с; при высоте пролета 100 км угловая скорость почти в 50 раз превысит угловую скорость пролета кометы КА "Вега"). Таким образом, с точки зрения исследования планет и их спутников первый проект уступает второму и третьему. Кроме того, реализация первого проекта потребует высокого стартового импульса (более 7,3 км/с, на 1 км/с больше, чем во втором и третьем проектах).

Реализация второго проекта (посадка на Ио) потребует огромного тормозного импульса (8,2 км/с), который может быть несколько уменьшен путем сложного и длительного маневрирования КА на орбите ИСЮ.

Для целей исследования планет и их спутников, а также с точки зрения технических возможностей осуществления, наибольший интерес представляет третий проект (исследование Титана). Реализация этого проекта даст возможность провести комплексные исследования Титана (с борта СА и ИСС), а также Сатурна и его окрестностей (включая кольца и другие спутники). Это может быть достигнуто при сравнительно небольшом расходе топлива КА, а многократные пролеты ИСС в гравитационном поле Титана (с интервалами в 16 суток) позволят в достаточно широких пределах изменять орбиту ИСС практически без затрат топлива. Третий проект использует существующую возможность полета к Сатурну через Юпитер в 90-х годах, благодаря чему стартовый импульс будет сравнительно небольшим (6,3 км/с) и КА сможет провести также исследования Юпитера.

Недостатком этого проекта является бóльшая по сравнению с первыми двумя проектами продолжительность полета (6,5-7,5 года для 3-го проекта и 2,5-3 года для 1-го и 2-го). Однако необходимо учесть, что прямой полет к Сатурну займет 10-11 лет, стартовый импульс при этом составит 7,6 км/с.

Приложение I

Используемые обозначения и соотношения

Все описываемые ниже параметры имеют индексы j =0,1.2, которые в зависимости от решаемой задачи, соответствуют следующим небесным телам:

0 — главное притягивающее тело (Солнце, Юпитер или Сатурн)

1 — Земля или Ио;

2 — Юпитер, Ганимед или Титан.

Основные обозначения:

μj — гравитационные параметры;

rj — расстояние 1-ой планеты или спутника от притягивающего центра;

uj — вектор орбитальной скорости j-ой планеты или спутника;

vj — вектор скорости КА относительно притягивающего центра вблизи j-ой планеты или спутника;

wj = vjuj — вектор скорости КА "на бесконечности" относительно j-ой планеты или спутника;

v'2, w'2, v'2u'2 — значения скоростей v'2, w'2 после облета Юпитера или Ганимеда;

uj = |uj| , vj = |vj| , v'2 = |v'2|, wj = |wj| = |w'j|;

vc — скорость старта КА с орбиты ИСЗ высотой 200 км;

rπ, rα — перицентр и апоцентр орбиты КА;

vπ, vα — скорость КА в перицентре и в апоцентре;

Rj — радиус j-го небесного тела;

φj; ∠ uj, vj

φ'2; ∠ uj, v'2,

ψ; ∠ u2, w2

ψ'; ∠ u2, w'2,

ij, i'j — наклонение соответствующего участка орбиты j-го небесного тела.

В Приложениях 2-4 будут использованы следующие соотношения:

интегралы энергии:

интегралы площадей:

геометрические соотношения (см.рис.П.I)

Угол разворота Δψ в гравитационном поле j-го небесного тела определяется по формуле

где h — минимальная высота пролета над поверхностью тела.

Приложение 2



Полет ЗЕМЛЯ-ЮПИТЕР-СОЛНЦЕ.

Рассмотрим гелиоцентрическую систему координат, т.е. индексы 0, 1, 2 в обозначениях и соотношениях Приложения I соответствуют Солнцу, Земле и Юпитеру. Будем считать все орбиты компланарными, т.е. ij = ij' = 0 (j=1, 2).

Можно показать, что оптимальным является запуск КА вдоль вектоpa скорости Земли U1 , т.е. φ1 =0. Минимальное значение скорости старта Vc , обеспечивающее подлет к Солнцу, достигается при φ'2= 0, ψ'=180° (см. рис.II.I.). Подставляя эти значения в (5), (12), отсюда и из (3) найдем, что w2 = 11,8 км/с. Из (2), (4), (6), (II) получим: V1 =40,05 км/с, w =10,26 км/с; отсюда Vс=7,26 км/с. В этом случае Δ ψ ≈ 63° и из (13) R2+h =810 тыс.км.

Найдем теперь vc при условии, что в (13) R2+h =421,6 тыс.км (радиус орбиты Ио). В этом случае и φ'2≠ 180°. Решая систему (2) — (7), (11) — (13) относительно неизвестных V1, V2, V'2, Vπ, w2, φ2, φ'2, ψ, ψ', получим: w1 =10,45 км/с и Vс =7,39 км/с.

Рассмотрим маневр ΔVEGA (см.п I.4). В результате этого маневра необходимо обеспечить относительную скорость w1 =10,45 км/с, направленную вдоль вектора скорости Земли u1; в этом случае, как показано выше, поставленная задача может быть решена. Нетрудно показать, что минимальные значения стартового импульса и времени осуществления маневра ΔVEGA достигаются в том случае, если вектор относительной скорости w1 разворачивается в результате гравитационного маневра у Земли на максимально возможный угол. По формуле (10) найдем, что при высоте пролета над Землей 500 км этот угол составит Δψ =40°,6. Зная u1, w1, Δψ и используя соотношения, аналогичные (I) — (9), найдем афелий rα орбиты КА во время маневра ΔVEGA, скорости в афелии v и vα для участков траекторий Земля-афелий и афелий — Земля соответственно и скорость в перигелии траектории Земля — афелий. Окончательно получим:

rα =725 млн.км; vc=6,17 км/с, Δv = v-vα=0,13 км/с

Время Т полета из перигелия в точку на расстоянии r от Солнца находим по формуле

где , a, e легко вычисляются по известным радиусам и скоростям.


Приложение 3

Посадка на Ио

Пусть индексы 0,1 и 2 в обозначениях Приложения I соответствуют Юпитеру, Ио и Ганимеду, все орбиты являются компланарными, т.е. ij = i'j = 0 (j=1,2)

Тормозной импульс при посадке на Ио (без учета гравитационных потерь) составит

(14)

При прямой посадке на Ио (т.е. без предварительного маневрирования в сфере действия Юпитера с целью уменьшить величину w1)

как указано в п.2.2, при запуске КА в 1992г. w0 = 5,6 км/с.

Рассмотрим торможение КА в атмосфере Юпитера и последующий двухимпульсный маневр (рис. 2.1). Нетрудно получить, что и заданном rα величина торможения КА в атмосфере Юпитера будет равна

тормозной импульс Δvα в апоцентре орбиты ИСЮ и величина w1 вычисляются по формулам

Рассмотрим возможность уменьшения суммарного импульса с помощью гравитационных маневров КА возле Ганимеда (см.рис.2.2 и п.2.4). Пусть при подлете к Ганимеду КА тормозится на Δv1 скорость КА "на бесконечности" относительно Ганимеда составит

(предполагается, что КА подлетает по касательной к орбите Ганимеда, т.е. в (6), (8) φ2= ψ=0). В результате нескольких пролетов вблизи Ганимеда вектор относительной скорости КА поворачивается на угол ψ' в плоскости экватора Юпитера и КА переходит на новую орбиту с перицентром rπ. Можно показать, что минимальное значение w1 достигается при rπ =r1. Пользуясь формулами (3), (5), (7), (12), найдем угол ψ' , необходимый для достижения rπ =r1 и величину vπ . Отсюда находки w1 = vπ — u1 и из (14) — тормозной импульс при посадка на Ио. Так, например, при w0 =5,6 км/с и Δv1 = 1,5 км/с w2 = 4 км/с и ψ' =130°. Пользуясь формулой (13), найдем, что при каждом пролете Ганимеда на высоте не менее 100 км вектор w2 может быть повернут не более чем нa угол 21°,3. Следовательно, для разворота w2 на 130° потребуется 7 пролетов Ганимеда. Далее из (12) v2'cosφ2' =8,3 км/с, из (5) vπ =21,0 км/с и из (14) ΔV = 4,5 км/с. Отсюда суммарный импульс (без учета коррекций и гравитационных потерь при посадке на Ио) составит 6 км/с.

Рассмотрим насколько более подробно торможение КА в атмосфере Юпитера и последующие гравитационные маневры вблизи Ганимеда. Предположим, что начальная орбита КА (после торможения в атмосфера Юпитера) и траектория встречи с Ио (после разворота вектора скорости w2 в гравитационном поле Ганимеда) выглядит так, как показано на рис.п.2. Штрихом буден обозначать параметры начальной траектории. Тогда, обозначая через vπ скорость КА сразу после торможения в атмосфере и rπ=R0, из (8), (3), (4), (5), (12) найдем:


где из (10), (3), (5)

Из (15) видно, что так как то min w1 достигается при cosψ = max . Как видно из рис.П.2, это выполняется при φ1=0. Тогда из (4), (II)

где Подставлял v1 из (17) в (6), из полученного равенства найдем:

Подставляя (18) в (15), с учетом (16) получим, что min w1 достигается при wπ = min . Последнее условие выполняется, если у начальной траектории КА = rα = r2,т.е. φ2' = ψ'. Таким образом, оптимальной является траектория, изображенная на рис.2.3. В этом случае = 3,86 км/с и w2= u2-vα =7,02 км/с Из (17), (18) найдем v1 =22,0. Так как φ1=0, то из (8) w1= v1u1 =4,66 км/с и из (14) Δv= 5,3 км/с.

Из (18) найдем, что в результате гравитационных маневров возле Ганимеда вектор скорости w2 должен быть повернут на угол ψ = 71°,6. Из (13) получим, что при h =100 км и w2 =7,02 км/с. Δψ =7°,8. Следовательно, для разворота w2 на 71°,6 необходимо 10 пролетов вблизи Ганинеда.

Отметим, что в отличие от рис.2.2, 2.3 в действительности как в этом варианте, так и в предыдущем (7 гравитационных маневров вблизи Ганимеда) целесообразно использовать обе точки пересечения орбиты КА с орбитой Ганимеда для гравитациовных маневров.

Приложение 4



Полет к Титану

Пусть индексы 0,2 в обозначениях и соотношениях приложения I соответствуют Сатурну и Титану, штрихом обозначены параметры траектории КА перед пролетом Титана, через rπ — точка в которой производится торможение КА (см.рис.П3). Задача заключается в определении характеристик полета КА в сфере действия Сатурна, результатом которого является пролет вблизи Титана и последующий выход на орбиту ИСС с периодом Р, кратным периоду Титана Рт. Пусть Р/РТ=К — целое число, тогда большая полуось орбиты ИСС a2 = r2K2/3,

Отличительной особенностью полета к Титану является существенная некомпланарность орбит КА и Титана. Рассмотрим вторую схему полета КА (первая схема является частным случаем второй при rπ=r2). Обозначим через ε наклонение вектора скорости w0 к плоскости орбиты Титана (ε =23°), через υ1, υ2 — истинные аномалии бесконечно удаленной точки на гиперболической орбите входа КА в сферу действия Сатурна и точки встречи КА с Титаном (см.рис.П.2), через ΔV — тормозной импульс КА в точке rπ . Нетрудно показать, что

Тогда наклонение i орбиты КА определяется по формуле

Отсюда и их (5)
где v2' может быть найдена из (3). Далее, из (10) находим и из (12) — ψ'. В результате гравитационного маневра возле Титана вектор w2 разворачивается на угол Δψ , который может быть найден из (13).

Рассмотрим первую схему полета. В этом случае целесообразно использовать первый гравитационный маневр у Титана для уменьшения скорости КА; тем самым уменьшится импульс ΔV . Оптимальным с этой точки зрения является маневр в плоскости, проходящей через векторы u2, v2'; в результате маневра

ψ = ψ' + Δψ(24)
и v2 находится из (6). Таким образом, из соотношений (3), (5), (6), (10) — (13), (19) — (24) находится импульс ΔV (В (19) К=1, 2, 3 для трех вариантов первой схемы).

Рассмотрим первый вариант второй схемы полета. Как известно, minΔV при выводе на орбиту искусственного спутника достигается при rπ=min, т.е. торможение КА должно производится на минимальной высоте над Сатурном. Использовать гравитационный маневр у Титана для уменьшения скорости КА в этом случае не удается, т.к. это приведет к уменьшению перицентра орбиты ИСС и падению КА на Сатурн. Поэтому гравитационный маневр должен быть произведен без изменения величина v2'. Если P=PT, то тормозной импульс вычисляется по формуле

— минимально допустимая высота пролета КА над Сатурном.

Рассмотрим второй вариант второй схемы. Обозначим через r1 расстояние КА от Сатурна в точке, противоположной точке встречи с Титаном (см.рис.П.3). В этом варианте оптимальным оказывается торможение КА вблизи нижней кромки колец Сатурна (т.е. rπ≈ 72тыс. км.В результате гравитационного маневра у Титана необходимо несколько увеличить скорость КА с тем, чтобы его орбита проходила над кольцами Сатурна (т.е. r1≈ 138 тыс.км); эта орбита должна иметь период P=PT. Однако пролет на высоте 1000 км не позволяет увеличить до требуемой величины, поэтому необходим еще дополнительный импульс. Рассмотрим такой комбинированный маневр около Титана более подробно. Обозначим через p и e фокальный параметр и эксцентриситет орбиты ИCC, через υ истинную аномалию точки встречи с Титаном. Тогда

Исключая из этих соотношений e cosυ и используя очевидные равенства

(vn — нормальная составляющая скорости КА в точке встречи с Титаном), получим:

Отсюда видно, что для увеличения r1 комбинированный маневр должен увеличить vn. Нетрудно показать, что оптимальным с этой точки зрения является гравитационный маневр в плоскости, проходящей через векторы u2, v2', и импульс вдоль вектора vn.

Обозначим через v2(1), v2(2) скорость КА после гравитационного маневра и после дополнительного импульса, через vn(1), vn(2) — соответствующие нормальные составляющие скорости. Тогда дополнительный импульс Δvg находится из соотношения:

Δvg = vn(2) — vn(1)(27)
где vn(1), vn(2) — нормальные составляющие скорости КА после гравитационного маневра и импульса соответственно. При заданных r1, r2 из (26)

Величину vn(1) найдем из следующих соображений. В результате гравитационного маневра скорость КА v2(1) определяется из (6), где

ψ = ψ' — Δψ, (29)
Δψ находится из (13) (знак " — " в правой части (29) определяется направлением облета Титана, обеспечивающий максимальное увеличение нормальной составляющей скорости КА). Можно показать, что, так как гравитационный маневр осуществляется в плоскости, проходящей через u2, v2', то
где cos φ2 находится из (11),
i, φ2' находится из (22), (23). После дополнительного импульса
где величины в правой части вычисляются из (27) — (31). Кроме того, должно выполняться соотношение (19), где при Р=PT к=1. Формулы (3), (6), (7), (10), (13), (19) — (23), (25), (27) — (32) составляют замкнутую систему уравнений, из которой могут быть найдены Δv, Δvg. Так, при w =7,5-9 км/с, h =1000 км в (13) и К=I в (19), Δv=1,5-1,62 км/с, Δvg=50-40 м/с

Рассмотрим расход топлива при осуществлении первой и второй схемы полета КА. Обозначим через Δv1, Δv2 суммарные импульсы для первой и второй схемы соответственно, М0 — полную массу КА, М — массу КА после израсходования топлива, m — массу СА, μ = m/М0, I — удельный импульс ТДУ. Тогда

где C=Ig — скорость истечения. Отсюда при одинаковой расхода топлива в обеих схемах полета

Если реальное значение μ<μk — то меньший расход топлива будет во второй схеме полета, если μ>μk — то в первой.