Скачено с http://www.rusarchives.ru/publication/raushenbah.shtml. Интересно.

АРХИВЫ РОССИИ

"По горизонту радужная оранжевая полоса,потом голубо-черная…"
Записи академика Б.В. Раушенбаха.13 апреля 1961 г.


Опубликовано в журнале
"Отечественные архивы" № 2 (2006 г.)

Мы гордимся тем, что первым землянином, совершившим 12 апреля 1961 г. космический полет, стал наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. В том памятном году ученые, задумавшие и осуществившие полет, были засекречены, а связанные с ним факты и документы закрыты. В газетах публиковались лишь скупые официальные сообщения ТАСС, статьи, умалчивавшие о существенных деталях этого события, а также поздравления. Причем ведущие специалисты, руководители космической области представлялись в них под псевдонимами: так, С.П. Королев назван в газете "Правда" "профессором К.Сергеевым", а Б.В. Раушенбах в "Известиях" - "профессором В.Иванченко".

Сегодня многое изменилось: широко известны имена главных конструкторов ракетно-космических систем, создателей новейшей техники и организаторов первого полета, ряд фактов о его проведении и послеполетных событиях. Опубликованы статьи, книги (включая книгу самого Ю.Гагарина[1]), воспоминания[2], документы[3]. Особенно ценны труды деятелей космонавтики, участников события: ведущего конструктора "Востока" О.Ивановского (под псевдонимом А.Иванов), помощника главнокомандующего ВВС по космосу и куратора первого отряда космонавтов Н.П. Каманина, единомышленника и ближайшего сподвижника С.П. Королева Б.Е. Чертока, космонавта-конструктора К.П. Феоктистова[4]. В них авторы уделили должное внимание первому космическому полету человека. Однако интерес к нему не иссякает. В этой связи так уникальны и бесценны документы, которыми пополнился Государственный исторический музей в 2003 г.

Музею удалось получить комплекс материалов выдающегося деятеля отечественной космонавтики, сподвижника С.П. Королева, академика Бориса Викторовича Раушенбаха (1915-2001)[5]. Именно он возглавлял работы по системам ориентации и управляемого спуска космических аппаратов, в том числе ручного управления корабля "Восток".
Академик Б.В. Раушенбах. 1966 г.
Академик Б.В. Раушенбах. 1966 г.

В архиве ученого оказалось несколько документов, связанных с полетом Ю.Гагарина. Прежде всего, это корешок командировочного удостоверения Раушенбаха на космодром Байконур сроком на 20 дней, датированный 3 апреля 1961 г. Поездка связана с подготовкой и проведением первого полета человека в космос, названного в документе спецзаданием[6].

Не менее интересен черновик рукописи ученого начала 1960-х гг. (на четырех страницах). Очевидно, это инструкция для будущих космонавтов, включающая перечень возможных отказов в работе или неполадок систем и приборов космического корабля и рекомендаций по их преодолению. Она представляет собой таблицу из 21 пункта, состоящую из четырех колонок: в первой названы системы, приборы, установки; во второй - возможные отказы, сбои в их работе; в третьей - признаки повреждений; в четвертой - возможные действия космонавта при обнаружении повреждений. Последняя - главная из них, озаглавлена: "Действия космонавта". Например, не раскрылись коротковолновые антенны, признак - нет связи по КВ, действия - вести связь по УКВ[7]. Или: произошла разгерметизация корабля, падение давления в шаре ниже 0,8 атмосферы, действия - "доложить, полет в течение четырех часов, посадка по команде с Земли или с помощью ручного управления"[8]. Если пожар - "доложить, при необходимости - немедленная посадка"[9]. О значении этого документа писал конструктор космических кораблей К.П. Феоктистов, указывая, что была разработана "специальная полетная инструкция для космонавтов" на нескольких листах, отмечая ее большую значимость для отправлявшихся в космос. Накануне первого полета Феоктистов и Раушенбах дали Гагарину последний инструктаж и проверили готовность космонавта[10].

Третий документ - карандашные заметки, сделанные Б.В. Раушенбахом 13 апреля 1961 г. в Куйбышеве во время беседы Госкомиссии с Ю.А. Гагариным о проведенном полете. Это три странички (фактически лист бумаги формата А-4, сложенный пополам) торопливо написанного с обилием сокращений и символов текста, озаглавленного: "Беседа на комиссии с Гагариным. 13.04.[19]61, Куйбышев". Запись состоит из двух частей. Первая включает семь вопросов комиссии и ответов на них Гагарина о поведении корабля и режимах работы приборов и аппаратуры во время полета. Вторая, большая часть (2,5 страницы) - беглая запись рассказа первого космонавта о восприятии различных этапов полета, впечатлениях человека, вернувшегося на Землю из космоса. Раушенбах даже сделал схематичную зарисовку цветности слоев атмосферы Земли, увиденной Гагариным в иллюминаторе корабля. Следует отметить, что беседа Госкомиссии с космонавтом об итогах полета - процедура совершенно секретная. По этой причине запись Раушенбаха не только уникальна, она является настоящей реликвией. Информация о полете Гагарина не утрачивает своей ценности и в настоящее время - в эпоху длительных космических полетов. Не случайно член-корреспондент РАН В.В. Лебедев ратует за обязательное ознакомление кандидатов в космонавты с докладом Ю.А. Гагарина - первого исследователя, познавшего невесомость, увидевшего звезды и Землю из космического пространства и т.д.[11]

14 апреля 1961 г. после торжественной встречи Гагарина ликующей Москвой, митинга и демонстрации на Красной площади состоялся прием в Кремле. Имена тех, кто организовал и курировал полет, не назывались, но Юрий Алексеевич подарил им гвоздики. С тех пор несколько засушенных цветов Раушенбах хранил как память. Первую выпущенную издательством "Правда" открытку со своим портретом и дарственной записью Юрий Гагарин презентовал Б.В. Раушенбаху 6 мая 1961 г. Он хорошо понимал важный вклад талантливого ученого в безопасность и управляемость полета. Записи Раушенбаха представляются вниманию читателей. Расшифровка их текста проведена публикатором. Однако следует отметить, что из-за большого количества сокращений и символов возможны и другие варианты прочтения. Дописанные слова и окончания слов поставлены в квадратные скобки. Значение символов раскрывается в примечаниях. Сохранено расположение текста и рисунка подлинника.

Вступительная статья, подготовка текста к публикации и комментарии З.Д. ЯСМАН..

[1] Гагарин Ю.А. Дорога в Космос: Записки летчика-космонавта СССР. М., 1961.

[2] Гагарин В.А. Мой брат Юрий. М., 1979; Первый космонавт планеты Земля. М., 1981; Из истории советской космонавтики: Сб. памяти С.П. Королева. М., 1983; Россошанский В.И. Наш Гагарин. Саратов, 1989; Голованов Я. Королев: Факты и мифы. М., 1994; Устинов В.С. Бессмертие Гагарина. М., 2004; и др.

[3]Отчет Ю.А. Гагарина о полете на корабле-спутнике "Восток" // Первые в мире: Страницы космических стартов. М., 1987; Головкина Т.А., Кононова Н.Н., Якунина Р.В. и др. "Они были первыми" (Сеансы связи с Ю.А. Гагариным и В.В. Терешковой) // Исторический архив. 1998. № 5-6; Хамидулин А.И., Чернышева О.Н. "Были трудности и у Гагарина" (Фонозаписи воспоминаний современников) // Исторический архив. 1999. № 4; Головкина Т.А., Орлов А.Н. Такие живут вечно. К 70-летию со дня рождения Ю.А. Гагарина // Исторический архив. 2004. № 2.

[4] Иванов А. Первые ступени (Записки инженера). М., 1970; 2-е изд. М., 1975; Алексей Иванов (Ивановский О.Г.). Впервые: Записки ведущего конструктора. М., 1982; Каманин Н.П. Скрытый космос: Дневники: В 4 т. М., 1995-2001; Черток Б.Е. Ракеты и люди. Фили - Подлипки - Тюратам. М., 1996; 2-е изд. М., 1999; Раушенбах Б.В. Постскриптум. М., 2002; Феоктистов К.П. Зато мы делали ракеты: Воспоминания и размышления космонавта-исследователя. М., 2005.

[5] ГИМ. Московский сбор по науке. 2003 г. № 111065.

[6] Там же. 111065/24.

[7] Там же. 111065/22. Л. 1.

[8] Там же. Л. 3.

[9] Там же. Л. 4.

[10] Феоктистов К.П. Указ соч. С. 111-112.

[11]Лебедев В. Готов ли человек к дальним полетам? // Наука и жизнь. 2005. № 5. С. 36.

вверх

Записи Б.В. Раушенбаха во время беседы Госкомиссии с Ю.А. Гагариным

13 апреля 1961 г.Куйбышев

1. Легко ли по "Вз[ору]"[1]

Да.
2. (1)Есть ли разн[ица] в [показании_приборов и самочувствии при]бе[с]пор[ядочном] к[у]в[ы]рк[ании]и ориент[ации]?

Есть.
3. Поиск в тени хх[2] по[3] "Взора"

Видно, да.
4. Выход на O[4]

Заметно изменение движ[ения], видно, что идет ориентация.
5.Слышны ли клапаны? Частота

Нет, не слышн[ы].
6. Насколько хорош индикатор?

Р [давление] высок[ое] в АУ[5]. Очень медленно падает давление(2).
7. Можно ли видеть напр[авление]движен[ия] над морем?

Да.
Страница записи Было 2-3°/сек.
сначала; гориз[онт] и хх не видно, потом увидел хх(3) и небо.

Возд[ух] сразу из двух систем.
150-152. ~ 150 [атмосфер] к мом[енту] выхода(4).
Страница записи
Страница записи
Углов[ые] перемещ[ения] стали медленнее.
Это заметно.
Приближ[ение] к апогею - лучше слышимость КВ.
Выход из тени. По горизонту радужная оранже[вая] полоса, потом голубо-черн[ая]. Плавно падает давление. Движ[ение] свободное. К запуску ТДУ[6] - 110 атмосфер(5).
За все движ[ение] на светл[ой] стороне развернулся по крену ~ 30°.
На ТДУ надо было спец[иально] обратить внимание, шум и вибрац[ия] очень малы. После ТДУ - резк[ий] толчок и быстр[ое] вращ[ение] корабля. Скорость ~ 30°/сек. Разделен[ия] нет 10-12 сек. Спуск I не гаснет. ПКРС[7] загорелся в обратн[ом] порядке(6).
Над Средиземн[ым] морем нет разделения. Разделение - 10 [час.] 35 [мин.], т.е. опоздало на ~ 10 мин. (над середин[ой] Средиз[емного] моря) по "Глобусу", т.е. термодатчики (!!)(7)
Вхожден[ие] в атм[осферу]. Небо чуть светлее. Ярко-багровый свет и потрескивание теплозащитного слоя. Свет багров[ый] слабеет и начинают расти перегрузки. Колебан[ия] шара продолж[аются]. При n max[8] амплитуда колебаний ~ 15°. n max > 10 [g] (по ощущению). На 1-2 сек. чуть хуже видны приборы. Потом перегрузки падают. После перехода через звук - слышен свист (рассекан[ие] воздуха).
Катапультиров[ание] мягко. Стабилиз[ировал] параш[ют].
"НАЗ"[9] полетел вниз, рывок фалы. "НАЗ" оторвался.


ГИМ. Московский сбор по науке 2003 г. № 111065/25. Автограф.


[1]Прибор, специальное оптическое устройство, резервная система для ориентации корабля при спуске.

[2]Предметы.

[3]Стрелки.

[4]В астрономии знак Солнца, здесь - на солнечную сторону.

[5]Автоматическое управление.

[6]Тормозная двигательная установка.

[7]Приемник командной радиосистемы.

[8]Перегрузка.

[9]Носимый аварийный запас (надувная лодка, радиостанция, продукты), отделяется от космонавта на высоте 2 тыс. м.


(1)Пункты 2,4,7 обведены

(2)Предложение обведено, располагается вертикально на правом поле страницы.

(3)Здесь и далее подчеркнутое автором выделено курсивом.

(4)Предложения выделены автором квадратной скобкой.

(5)Подчеркнуто дважды. Предложение обведено, располагается вертикально на левом поле страницы.

(6)Предложение выделено автором квадратной скобкой.

(7)Предложение выделено автором квадратной скобкой.