Смотреть с разрешением 1024 Х 768

Антон ПЕРВУШИН

Лунные хроники
(Первый обзор из серии «Кинопробы космической экспансии»)


Опубликовано: журнал «Если», № 7 (161), 2006, с.126-13 (однако отличия имеются и иллюстраций тут больше)


Рис.1. Прилет снаряда на Луну («Путешествие на Луну», 1902)

...Наступили такие удивительные времена, когда настоящим русским патриотом считается тот, кто утверждает, будто бы высадка американских астронавтов на Луну была целиком и полностью отснята в Голливуде.

И в самом деле, полет кораблей «Аполлон» к Луне и обратно до сих пор кажется чем-то фантастическим — за гранью возможного. Поэтому те, кто слабо разбирается в вопросе, готовы принять ту версию событий, которая кажется им наиболее правдоподобной. Благо, за последние годы мы имели возможность убедиться, что подделать можно всё что угодно, а особенно просто — кадры кинохроники.

Вообще обывательские представления о космических полетах довольно сильно изменялись во времени. В конце XIX века они опирались на мифологию и домыслы уличных репортеров. В середине ХХ века стали частью государственных идеологий и через это обрели некую монументальность. К началу ХХI века их приравняли к спекуляциям и используют в качестве одного из орудий информационной войны.

Все эти метаморфозы мало повлияли на развитие реальной науки и техники, связанной с космической отраслью, зато во всей полноте и блеске были отражены в культуре: в книгах и в фильмах, в балетах и опереттах, в радиопостановках и цирковых аттракционах. И уж здесь-то волне можно говорить о целом мире символов и знаковых образов, которые и по сей день управляют нами, пробуждая то ностальгию, то предчувствие скорых перемен. Именно этот мир определяет наше глубинное восприятие процесса космической экспансии, который ни шатко, ни валко, но идет, обеспечивая человеческому роду возможность продлить себя в будущее.



Рис.2. «Ручной» старт снаряда с Луны («Путешествие на Луну», 1902)



Рис.3. Межпланетная ракета вывозится на старт («Женщина на Луне», 1929)
1. Джентльмены осваивают космос

Лунная тема была одной из главных для фантастов и футурологов на протяжении почти целого века. Естественный спутник Земли притягивал взгляды — он казался небесным островом, до которого легко добраться, используя самые примитивные средства. В классической литературе можно встретить и морских путешественников, которых доставляет на Луну сильная буря, и сказочных персонажей, добирающихся до Луны по волшебной лестнице или бобовому стеблю, и отважных воздухоплавателей, совершающих межпланетный перелет на бумажном монгольфьере.

Первый технически обоснованный проект полета на Луну описал французский писатель Жюль Верн в дилогии, состоящей из романов «С Земли на Луну» (1865) и «Вокруг Луны» (1870). Поскольку представления того времени о физике космического полета довольно сильно отличались от реальности, роман изобилует смешными ошибками. Сам по себе полет на Луну в алюминиевом снаряде, выпущенном из огромной пушки, был нелеп не только с позиций техники, но и с позиций здравого смысла — ведь персонажи Верна отправляются в это путешествие, ничуть не позаботившись о процедуре возвращения, хотя к середине XIX века хорошо было известно, что ни атмосферы, ни воды, а стало быть, и жизни на Луне нет и, скорее всего, никогда не было. Тем не менее картина, искусно нарисованная французским писателем, заворожила читающую публику — многие ракетчики и создатели космической техники признавались позднее, что призвание свое нашли, благодаря дилогии Жюля Верна.


Рис.4. Космонавт Веймарской республики на Луне («Женщина на Луне», 1929)

Другим, очень значимым, произведением о полете на Луну, стал роман англичанина Герберта Уэллса «Первые люди на Луне» (1901). Знаменитый фантаст в очередной раз продемонстрировал свою безграничную фантазию: его космонавты отправляются на Луну, используя антигравитационный аппарат, обнаруживают там эфемеров (экстремальные формы жизни, проявляющие себя в зависимости от смены сезонов) и целую цивилизацию насекомоподобных селенитов, прячущихся от смертельной лунной ночи в недрах своей планетки.

Эти масштабные произведения — научно-фантастическая дилогия Жюля Верна и остросюжетный роман Герберта Уэллса — получили широкое признание и, как следствие, послужили основой при формировании нового поджанра — фантастики о космических полетах. Практически все авторы, писавшие позднее Жюля Верна и Герберта Уэллса на эту тему, в той или иной форме ссылаются на них, признавая явный, хотя и не бесспорный приоритет.


Рис.5. Женщина на Луне («Женщина на Луне», 1929)

Понятно, что этими книгами вдохновлялись не только ракетчики и писатели, но и кинематографисты. Один из самых первых фантастических фильмов в истории кинематографа был создан именно как экранизация дилогии Верна и романа Уэллса. Речь идет о короткометражном немом шедевре Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну» (1902). Это была уже 400-я кинолента французского режиссера, но именно она принесла ему бессмертную славу. Прежде всего потому, что, получив астрономический по тем временам бюджет (10 000 франков!), Мальес создал феерическое зрелище, перенасыщенное революционными визуальными эффектами.

При обсуждении научно-фантастических романов Жюля Верна принято обычно перечислять допущенные им ошибки, искажающие физическую картину мира. В случае с экранизацией Жоржа Мальеса подобный разговор не имеет смысла. Для режиссера ничего не значили связность сюжета и правдоподобие. Не интересовало его и соответствие экранизации исходным текстам. В итоге получился классический французский бурлеск, созданный, правда, с парижским шиком.


Рис.6. Вывоз космического корабля нацистов на старт («Старт первого космического корабля», 1939)

Сюжет «Путешествия на Луну» не так прост, как можно подумать, зная его продолжительность — 14 минут. Фильм начинается с научного заседания в Астрономическом клубе — на нем выступает весьма колоритный профессор Барбенфуллис, которого играл сам Мальес. Профессор рассказывает о проекте полета на Луну. Доклад вызывает неподдельный энтузиазм у присутствующих — проект принят, и сразу начинается строительство огромной пушки, в которой пятеро астрономов, вызвавшихся сопровождать Барбенфуллиса, готовятся отправиться в космическое путешествие. Наконец стартовое сооружение построено, и весьма милые мадмуазель (Мальес пригласил в качестве статистов танцовщиц кордебалета) заталкивают снаряд в пушку. Затем следует выстрел, и... снаряд прямиком попадает Луне в правый глаз. Луна обиженно подмигивает уцелевшим глазом. Кстати, этот совершенно дикий с позиций научной фантастики кадр стал классическим — его и по сей день приводят в книгах и фильмах, посвященных ранней истории развития космонавтики.

На этом месте якобы Жюль Верн заканчивается и начинается якобы Уэллс. Шестерка межпланетчиков выгружается на Луну, любуется пейзажами и засыпает. Потом они видят красочный сон, едва не замерзают при наступлении лунной ночи и попадают в плен к селенитам (на эту массовку Мальес пригласил цирковых акробатов). Разумеется, в плену астрономам не понравилось и, победив лунного короля, они совершают побег. Пушки на Луне нет, а потому снаряд запускает вручную (!) сам Барбенфуллис. Снаряд возвращается на Землю, падает в океан, затем всплывает — его подбирает и транспортирует пароход. Франция щедро чествует мужественных межпланетчиков, и в память об их полете устанавливается обелиск.


Рис.7. Старт ракетоплана «СССР-1» («Космический рейс», 1936)

Фильм Мальеса вызвал фурор и был очень популярен в свое время. Его даже украли американские «кинопираты» и крутили «левые» копии под названием «Путешествие на Марс» — что говорит о низком образовательном уровне деятелей теневого проката: это ж надо, перепутать Луну с Марсом!

Сама по себе идея путешествия на Луну посредством запуска из гигантской пушки довольно быстро умерла — проект Жюля Верна грешил натяжками и был подвергнут критике со стороны основоположников космонавтики. Однако очарование «викторианской» эпохи, заложенное в сюжет, сохранилось. Нельзя сказать, что роман «С Земли на Луну» является самым экранизируемым произведение Жюль Верна, но два фильма по нему были сняты: в 1958 году (режиссер — Байрон Хаскин) и в 1967 году (режиссер — Дон Шерп).

Забавно, что в своей киноэпопее «Облик грядущего» (1938) Герберт Уэллс попытался стяжать лавры Жюля Верна — его персонажи, построившие технократическое государство, пытаются запустить лунный снаряд с экипажем именно из огромной пушки, хотя уж кому-кому, а Уэллсу должна была быть понятна бесперспективность этой затеи.

2. Немецкий прорыв



Рис.8. Советские космонавты на Луне («Космический рейс», 1936)

Второе десятилетие ХХ века — один из наиболее интересных периодов в истории космонавтики. В эти годы над теорией космического полета активно работали такие основоположники как Константин Циолковский, Робер Эсно-Пельтри, Роберт Годдард, Вальтер Гоман и Герман Оберт. Появились повести и романы, в которых подробно расписывались подготовка и осуществление межпланетных перелетов.

Всем уже было понятно, что Луна — пустой мертвый шарик, на котором нет никаких селенитов, потому сюжеты «лунных» повестей в массе своей сводились к перипетиям самого космического полета, к взаимоотношениям и приключениям персонажей. Тут уже имела особое значение достоверность, и авторы книг и фильмов стали привлекать в качестве консультантов теоретиков космонавтики. Получилось взаимовыгодное сотрудничество: повести и фильмы стали ближе к реальности, а ученые получали хорошую рекламу, их идеи и достижения выходили на широкую публику.

В качестве примера такого сотрудничества можно привести фильм немецкого режиссера Фрица Ланга «Женщина Луне» (1929).

В нищей Веймарской республике единственным утешением обывателя было кино, что позволяло снимать довольно дорогие фильмы. Ланг, работавший на кинокомпанию «УФА», обратился к немецкому ученому Герману Оберту с заманчивым предложением. Писательница и автор сценариев Tea фон Харбу, жена Ланга, выпустила роман под названием «Женщина на Луне», и Ланг хотел снять по нему фильм. Однако, по мнению режиссера, это можно было сделать лишь с привлечением «научного консультанта». Взвесив все «за» и «против», Оберт согласился.

В мастерских кинокомпании «УФА» ученый начал с того, что стал проектировать «настоящую» лунную ракету. При этом он посчитал необходимым произвести даже вычисления, позволившие ему указать точную траекторию полета, маневрирование космического корабля перед посадкой на лунную поверхность, активное торможение корабля ракетными двигателями во время посадки и многое другое. Лунная ракета Оберта оказалась гигантским сооружением высотой в 42 метров, и многое в ее конструкции было использовано в будущем ракетостроении: например, водородно-кислородное топливо для верхней ступени.


Рис.9. Экипаж ракетоплана «СССР-1» вернулся на Землю («Космический рейс», 1936)

Однажды Вилли Лей, молодой писатель и один из активнейших членов «Общества межпланетных сообщений», предложил «УФА» поручить Оберту не только научные консультации, но и дать возможность построить и запустить (до появления фильма на экранах) небольшую ракету. Эта идея понравилась не только Фрицу Лангу, но и рекламному отделу кинокомпании. Из бюджета фильма Оберту выделили 10 000 марок для экспериментальных работ над ракетой.

Рекламщики хотели, чтобы эта ракета была «гигантской» — высотой как минимум в 13 метров. Оберт убедил их, что это требование нелепо, и в конце концов руководство кинокомпании согласилось на ракету в 2 метра с кислородно-бензиновым двигателем. По расчетам Оберта, это топливо могло поднять ракету до высоты в 40 километров. Рекламный отдел превратил их в 70 километров и дал об этом информацию в печать. Сообщалось там и о месте старта будущей ракеты — для этой цели был выбран небольшой остров Грейфсвальдер-ойе в Балтийском море. Назначили дату пуска — 19 октября 1929 года.

Работа рекламного отдела возымела эффект. О ракете Оберта и о предстоящем запуске начала усиленно писать пресса. Хуже обстояло дело с самой ракетой — никак не удавалось построить надежный двигатель. Оберт провел несколько подготовительных экспериментов, но так и не сумел добиться обнадеживающего результата.


Рис.10. Старт советской ракеты-носителя («Дорога к звездам», 1957)

А фильм все-таки вышел и пользовался успехом. Несмотря на примитивность исходной посылки (немецкие инженеры создают двухступенчатую ракету для того, чтобы отыскать на Луне самородное золото), многие кадры «Женщины» до сих производят неизгладимое впечатление: стартовый комплекс, вывоз ракеты из ангара, обратный отсчет, сброс разгонной ступени, невесомость, посадка на Луну — всё сделано очень профессионально.

Не обошлось, правда, и без ошибок, которые киношники допускают вне зависимости от того, сколько консультантов участвует в съемках фильма. Так, невесомость в ракете наступает только в той точке траектории, где «силы притяжения Земли и Луны уравновешивают друг друга». Здесь Ланг не виноват — подобную ошибку можно найти во многих фантастических произведениях, начиная с романа Жюля Верна и закачивая повестями 1960-х годов. Только после полета Юрия Гагарина специалисты наконец-то объяснили профанам, что невесомость в свободно летящем космическом корабле имеет ту же природу, что и невесомость свободного падения, и никак не зависит от местоположения небесных тел. Удивление вызывает наличие на Луне воды и атмосферы, что, конечно же, спасает сюжет (часть экипажа в финале вынуждено остается на нашем естественном спутнике), но не прибавляет достоверности.


Рис.11. Первая высадка на Луну («Дорога к звездам», 1957)

В Третьем рейхе пытались воспроизвести успех Ланга. Сразу две студии киностудии — «Бавария» и «УФА», подчиненные теперь Министерству пропаганды Геббельса, снимали два полнометражных фантастических фильма о космических путешествиях, соответственно: «Инцидент в космосе» и «Космический корабль-18». Ни одна из этих кинолент так и не была завершена, но отснятые кадры из них использовались в 20-минутном «культур-фильме» «Старт первого космического корабля». Содержание этого скорее пропагандистского, чем научно-популярного ролика было незамысловато: действие происходит в 1963 году, в присутствии многолюдной толпы граждан Тысячелетнего рейха из эллинга Цеппелина вывозят на платформе гигантский сигарообразный космический корабль, его создатели выступают перед зрителями с краткими разъяснениями, затем корабль разгоняется с помощью катапульты по специальным направляющим и стартует, затем приближается к Луне, облетает ее и возвращается на Землю. «Старт первого космического корабля» демонстрировался по всей территории Германии, а в 1943 году даже попал во французский прокат под названием «Путешествие на Луну». Основной идеей «культур-фильма» было опровержение еврейской, вредной и ложной теории относительности, которой противопоставлялась мощь арийской науки. Парадоксально, но факт: когда эта кинолента досталась в качестве трофея союзникам по антигитлеровской коалиции, ее демонстрировали в США, но именно как иллюстрацию к популярной лекции о теории относительности. Всё зависит от точки зрения...



Рис.12. Советская лунная база («Луна», 1957)

3. Космонавты Сталина на Луне

Опыт сотрудничества с учеными переняли и советские кинематографисты.

Еще в 1924 году Василий Журавлев, студент Государственного техникума кинематографии (основа будущего ВГИКа), написал сценарий для полнометражного фильма под интригующим названием «Завоевание Луны мистером Фоксом и мистером Троттом». Однако фильм тогда не склеился, а сюжет сценария использовали при создании одного из первых советских мультфильмов «Межпланетная революция» (1924). К старой идее режиссер вернулся позже, когда на рубеже 1932-1933 годов начал работу «Мосфильм» — крупнейшая киностудия Европы тех лет. С благословения и при поддержке великого Сергея Эйзенштейна во Втором художественно-производственном объединении начались съемки научно-фантастического фильма «Космический рейс».

К его созданию привлекли основоположника космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского. Ученый разработал эскизы для художников, давал письменные консультации.


Рис.13. Обложка комикса по фильму «Обратный отсчет» (1967)

Очень быстро авторы фильма убедились, что кинотехника не способна воссоздать все эффекты космического полета и путешествия по Луне. Тогда, взвесив реальные возможности, Циолковский остановился на шести основных моментах: «1) старт ракеты с эстакады; 2) масляные ванны для защиты от перегрузок; 3) немигающие звезды в космосе; 4) невесомость в свободном полете; 5) прыжки по-воробьиному на Луне; 6) мягкая посадка ракеты с помощью парашютов». Хотя решение этих задач было вполне под силу, кинематографистам пришлось столкнуться с такими трудностями, что несколько раз фильм был на грани закрытия.

Кроме Циолковского, в работе над фильмом приняли участие и другие специалисты. «Космическое» небо создавалось под руководством первого директора Московского планетария Шестовского. Кабину ракетоплана «спроектировал» известнейший летчик Громов. Архитектурная панорама будущей Москвы была построены при консультации академика Рындина.

На съемки этой немой киноленты ушло два года. Спецэффекты получились похуже, чем у Ланга, но зато выше достоверность — невесомость в кабине ракетоплана «СССР-1: Иосиф Сталин» именно такая, какая должна быть.

На волне успеха «Мосфильм» планировал снять киноленту «Голубая звезда» о полете на Венеру по оригинальному сценарию Алексея Толстого, а «Ленфильм» — «Прыжок в ничто» по роману Александра Беляева. Однако новые амбициозные планы реализовать уже не получилось...

4. Лунное противостояние

После Второй мировой войны законодателем мод в киноиндустрии стал Голливуд. Луна американцев мало интересовала — куда больше внимания они уделяли Марсу. И все же именно с фильма о Луне, вышедшего в 1950 году, начался «космический бум» в американском кинематографе.

Кинолента «Место назначения — Луна» режиссера Ирвинга Пичела снята в документальной манере и рассказывает о том, как группа военных промышленников, вопреки решению правительства, готовит и осуществляет полет на Луну с целью завоевания приоритета в космической сфере. Сценарий к фильму был написан знаменитым американским фантастом Робертом Хайнлайном по мотивам его собственного романа «Ракетный корабль “Галилео”» (1947). Кроме того, консультантом выступил вышеупомянутый Герман Оберт.



Рис.14. «Джемини» на Луне («Обратный отсчет», 1968)



Рис.15. Постер фильма «Место назначения — Луна» (1950)

Фильм сделан неплохо, и драматизм поддерживается за счет экстремальных ситуаций: то при выходе в открытый космос потеряется астронавт, то возникает проблема сверхлимитной нагрузки и кому-то из астронавтов придется остаться на Луне. Мастерство создателей визуальных эффектов было отмечено премией Американской киноакадемии, однако не уберегло от неизбежных ошибок. На Луне откуда-то взялись русла высохших рек, невесомость опять наступает в точке «равновесия сил притяжения» и так далее.

Следующий фильм о полете на Луну, сделанный по сценарию Хайнлайна, вышел в 1953 году. В киноленте «Проект Лунная основа» режиссер Ричард Телмедж попытался обыграть мотивы старых рассказов этого американского писателя, в которых космические орбиты являются полем военного противостояния. Сюжет накручивается вокруг боевой станции, которую США вывели на орбиту в 1970 году и которая обеспечила стратегическое преимущество американцев над врагами. Враги хотят уничтожить станцию, и на космический корабль «Магеллан», который должен отправиться в облет Луны, под видом ученого проникает шпион. Однако зловещий замысел провалился, а «Магеллан» совершает вынужденную посадку на Луну. Главный недостаток фильма — низкое качество визуальных эффектов. Актеры также не сумели вытащить эту поделку, а потому «Проект» был сразу и навсегда забыт.

Другой вариант космического фильма-катастрофы предложил режиссер Роберт Альтман в фильме «Обратный отсчет» (1968). Эта кинолента интересна тем, что там представлена вполне реальная схема полета на Луну с использованием легкого корабля «Джемини». Стремясь опередить Советский Союз в космической гонке, НАСА отправляет к Луне одного астронавта, который должен высадиться на поверхность, найти заблаговременно высланный модуль с системой жизнеобеспечения и ждать прилета корабля «Аполлон». Понятно, что такой самоубийственный план должен был закончиться катастрофой — астронавт прилуняется, но теряет связь с Землей и бродит в поисках спасительного модуля. По дороге он встречает советский космический корабль, разбившийся при посадке, хоронит мертвых космонавтов и бредет дальше. На последнем издыхании он находит-таки модуль, однако теперь ему предстоит дождаться прилета «Аполлона»... К счастью для американских астронавтов, агентство НАСА выбрало несколько другой способ достижения Луны.


Рис.16. Американские астронавты на Луне («Место назначения — Луна», 1950)



Рис.17. Незнайка и Пончик на Луне («Незнайка на Луне», 2000)

В это время советские кинематографисты снимали не столь экстремальные фильмы — наоборот, в чести была познавательность. Два популярных фильма о полете на Луну выпустил выдающийся режиссер Павел Клушанцев. Первый — «Дорога к звездам» (1957) — был посвящен грядущей экспансии человечества в космос, эпизодом которой должно стать освоение нашего естественного спутника. Второй — «Луна» (1967) — рассказывал об этом небесном теле и давал подробную панораму высадки советской экспедиции. Своими фильмами Клушанцев предвосхитил модную сегодня манеру «визуальной реконструкции» — когда авторитетные высказывания ученых сопровождаются компьютерными роликами, снятыми в качестве иллюстрации к обсуждаемой теме. И хотя у Клушанцева не было современных компьютеров, его «ролики» и по сей день завораживают смелостью и достоверностью. Совсем неслучайно названые фильмы были удостоены рядом престижных наград в области кинематографа.


Рис.18. Вывоз советской «лунной» ракеты на старт («Первые на Луне», 2005)

Кстати, американский режиссер Стенли Кубрик создал свой знаменитый фильм «2001 год: Космическая одиссея» (1968) именно под впечатлением работ Клушанцева — в одном из интервью он признался, что советский режиссер подсказал ему многие технические идеи...

5. Другая Луна

После того, как Нейл Армстронг попрыгал по лунному реголиту, снимать фантастические фильмы о Луне стало вдруг неинтересно. Когда в космос уходят «Аполлон» за «Аполлоном», а по кратерам ползают советские «луноходы», трудно придумать нечто такое, чего нет в реальности. Внимание фантастов надолго переключилось на Марс.


Рис.19. Модуль советского космического корабля на Луне («Первые на Луне», 2005)

Всё изменилось с пришествием «постмодернизма». Для этого поджанра, как известно, нет преград в виде достоверности образов, миров или исторического контекста. Главное — идея, которой подчиняется всё остальное.

Примером тут может служить культовый фильм «Амазонки на Луне» (1987), снятый целой группой веселых американских режиссеров под руководством Джо Данте. У них получилась разухабистая, местами абсурдная, комедия. В ней, наряду с другими сюжетами, очень по теме пародируются старые научно-фантастические фильмы о космических полетах. Луна здесь не просто обитаема — здесь живут сексапильные амазонки, среди которых отважные астролетчики находят себе спутниц жизни.

Очень необычен концептуальный «пластилиновый» мультик Ника Парка «Уоллас и Громит: Пикник на Луне» (1989). В нем «маленький человек» Уоллас и его пес Громит в самодельной ракете отправляются на Луну за сыром, ведь всякий знает, что это небесное тело сделано из очень качественного сыра.

Российские мультипликаторы не остались в долгу и выпустили полнометражную ленту «Незнайка на Луне» (2000) по незабвенной повести Николая Носова.

Следующий шаг — появление псевдодокументального кино. Это когда под документалистику маскируется эпатажный фантастический фильм. Так, в 2002 году австралийский режиссер Уильям Карел отснял небольшую ленту «Темная сторона Луны», в которой бывший президент Никсон и ряд американских астронавтов каются во всех грехах и признаются, что полеты «Аполлонов» на Луну были отсняты в Голливуде. Несмотря на то, что создатели фильма сделали всё, чтобы никто не принял их детище всерьез, появление этой киноленты вызвало нешуточные страсти, подлив масло в огонь старой дискуссии.

Аналогичный эффект произвел и выход долгожданного фильма Алексея Федорченко «Первые на Луне» (2005), в котором очень «убедительно» доказывается, что еще в 1938 году на Луну высадился советский космонавт. Что бы ни говорил теперь режиссер, эта кинолента вызвала волнение в обществе. Специалистов космической отрасли она обидела, любителей фантастики развлекла, а очень многих наших сограждан убедила: да, так оно всё и было на самом деле. И совсем не удивляет, что «Первые» собрали награды именно в номинации «Документальное кино».

Вряд ли эксперимент Федорченко будет последним. Наверняка, в длинном ряду фильмов о полете на Луну появятся новые. Ведь космонавтика тоже не стоит на месте: набирает обороты новая лунная программа НАСА, российские ученые с упорством пробивают отечественный проект лунной базы, о своем намерении высадиться на Луне заявили китайцы. Естественный спутник Земли как был, так и остается форпостом на пути к звездам. Будут новые проекты, будет новые идеи, книги и фильмы.

Думаю, что Луна еще не раз удивит нас всех...

Лунная фильмография:

1902 год — «Путешествие на Луну» («Le Voyage Dans La Lune», Франция)

1924 год — «Межпланетная революция» (м/ф, СССР)

1929 год — «Женщина на Луне» («Die Frau im Mond», Германия)

1936 год — «Космический рейс» (СССР)

1936 год — «Облик грядущего» («Things to Come», Великобритания)

1939 год — «Старт первого космического корабля» («Weltraumschiff 1 startet», Третий рейх)

1950 год — «Место назначения — Луна» («Destination Moon», США)

1953 год — «Проект Лунная основа» («Project Moon Base», США)

1953 год — «Женщина-кошка с Луны» («Cat-Women of the Moon», США)

1953 год — «Полет на Луну» (м/ф, СССР)

1957 год — «Дорога к звездам» (СССР)

1958 год — «С Земли на Луну» («From the Earth to the Moon», США)

1958 год — «Ракета на Луну» («Missile to the Moon», США)

1959 год — «Корова на Луне» («Krava na Mjesecu», м/ф, Польша)

1960 год — «12 на Луне» («12 to the Moon», США)

1963 год — «Мышь на Луне» («The Mouse on the Moon», Великобритания)

1964 год — «Первые люди на Луне» («The First Men in the Moon», США)

1965 год — «Луна» (СССР)

1967 год — «Ракета на Луну» («Rocket to the Moon», США)

1968 год — «Обратный отсчет» («Countdown», США)

1968 год — «2001: Космическая одиссея» («2001: A Space Odyssey», США)

1969 год — «Луна-ноль-два» («Moon Zero Two», Великобритания)

1973 год — «Лунная база 3» («Moonbase 3», Великобритания)

1976 год — «Место назначения — лунная база Альфа» («Destination Moonbase Alpha», Великобритания)

1987 год — «Амазонки на Луне» («Amazon Women on the Moon», США)

1989 год — «Лунная западня» («Moontrap», США)

1989 год — «Уоллас и Громит: Пикник на Луне» («Wallace & Gromit: A Grand Day Out», м/ф, Великобритания)

1990 год — «Из пушки на Луну и далее без остановок» (м/ф, СССР)

1998 год — «Лунная база» («Moonbase», США)

1999 год — «Остин Пауэрс: Шпион, который меня соблазнил» («Austin Powers: The Spy Who Shagged Me», США)

1999 год — «Футурама: Серия посадок» («Futurama: The Series Has Landed», м/ф, США)

2000 год — «Незнайка на Луне» (м/ф, Россия)

2002 год — «Приключения Плуто Нэша» («The Adventures of Pluto Nash», США)

2002 год — «Темная сторона Луны» («Dark Side of the Moon», Австралия)

2004 год — «Король Луны» («King of the Moon», США)

2005 год — «Первые на Луне» (Россия)