I. Объект 312 является научно-исследовательской темой по аэроторпедам. В нем объединен ряд теоретических вопросов по торпедам, пускаемым с земли и с самолета.
Сам объект, идущий под индексом 312 (работа по объекту начата в 1936 г.), предназначен для стрельбы с земли по земле, с целью экспериментальной проверки расчетных положений, а в основном для изучения устойчивости полета.
В 1937 г. плановой картой было предусмотрено проведение следующих работ:
№ этапа | Наименование работ | Объем работ, % |
1 2 3 | Исследование динамики аэроторпеды Нахождение условий, которым должен удовлетворять автомат для ее устойчивого полета: а) теоретическая часть б) лабораторные испытания в) испытание торпед в полете а) Исследование по аэродинамике и устойчивости б) Исследование влияния газовой струи на аэродинамику, устойчивость и прочность торпеды | 40 6 10 14 16 14 |
Эти работы ставили своей конечной целью достижение устойчивого взлета и набора высоты торпедой. Опытная отработка должна была быть проведена на четырех экземплярах торпед 312, заказанных летом 1936 г.
II. Из перечисленных этапов целиком выполнен 1-й этап.
2-й этап. Теоретическая часть недовыполнена на 1%, лабораторные испытания проведены все, за исключением контрольных огневых испытаний.
В полете испытана лишь одна торпеда (объект 216); торпеды 312 летних испытаний не проходили.
3-й этап. Выполнен целиком за исключением:
1. Исследования влияния газовой струи, так как автор этого исследования т. Дудаков[1] переведен в другую группу. Соответственно пункт «в» 3-го этапа был снят с плана 312 объекта.
2. Не закончено исследование, шарнирных моментов и компенсации органов управления.
Материалы по 3-му этапу имеются в большой части в виде рукописей, требующих некоторой доработки.
III. Всего изготовлено четыре торпеды. Проведены следующие лабораторные исследования:
1. Продувки модели торпеды в ЦАГИ.
2. Продувка торпеды в натуру, с работающим автоматом.
3. Пуск пяти макетов на полигоне.
4. Отработка системы двигателя на стенде.
IV. Программа работ недовыполнена, в первую очередь, вследствие большого опоздания с поступлением материальной части из производства.
Так, объект 312 № 1[2] был получен в декабре 1936 г., объект № 2 — в феврале 1937 г., №№ 3 и 4 — в августе 1937 г.
Все объекты получены в совершенно неудовлетворительном состоянии, последние два объекта в виде некомплектной партии деталей, и группа была вынуждена самостоятельно заниматься сборкой, исправлением и доделкой объектов.
Второй причиной было опоздание с поступлением от группы № 10[3] моторов (которые не получены и доныне) и задержка с отработкой автомата пуска. До сих пор не получены от группы № 7[4] приборы автоматической стабилизации.
V. Большой по объему (12%) внеплановой работой была доделка, исправление и сборка объектов испытательной группой № 3, а также изготовление новой опытной системы для стендовых испытаний с целью замены совершенно износившейся системы объекта № 1.
Кроме того, все объекты оборудованы автозапуском для двигателя.
VI. Результаты работы будут использованы в институте и для работ по торпедам 301[5].
VII. Технической оценки по выполненной в 1937 г. работе никем не давалось.
VIII. Общее выполнение плана 73%, сверхплановых работ 12%, итого — 85% по отношению к объему работ по основной программе.
Учитывая снятый с программы пункт 3 «в», получим выполнение плана
Сводного технического отчета по объекту не имеется. Имеются отчеты по всем отдельным испытаниям и теоретическим исследованиям.