«Популярная механика» 2010 №12, с.20, 24, 26, 27, 48, 50


1. СЛЕДЫ ПЫЛЬНЫХ ОПОЛЗНЕЙ
Накопившаяся в кратерах пыль формирует склоны, которые выглядят как результат оползней. Это не может не удивлять, поскольку ничтожная сила притяжения этого астероида не способна, казалось бы, приводить к таким явлениям. Вероятнее всего, причиной этих оползней являются возмущения орбиты астероида.

2. СЛЕДЫ УДАРОВ
Глубокие впадины в боку астероида свидетельствуют о его бурной биографии. Ученые говорят, что подобные дефекты поверхности указывают на то, что Лютеция не откололась сравнительно недавно от какого-то более крупного космического тела, а имеет возраст около 4,5 млрд лет, то есть примерно такой же, как и вся Солнечная система.

3. БОРОЗДЫ НА ПОВЕРХНОСТИ
Длинные параллельные штрихи, которые можно разглядеть на поверхности этого астероида, могли остаться от катящихся булыжников, хотя может быть, это обнажение слоев, демонстрирующих структуру каких-то внеземных осадочных пород. Исследователи анализируют сейчас информацию, полученную датчиками космического зонда. Возможно, с ее помощью станет ясно, как образовался этот астероид и о чем свидетельствуют борозды.
АСТЕРОИД ГЛАЗАМИ КРИМИНАЛИСТА

В ГОСТИ К АСТЕРОИДУ
В следующем году NASA заканчивает эксплуатацию шаттлов и в космических полетах целиком будет зависеть от российских, японских и европейских кораблей, пока не будет закончена разработка корабля Orion, первый полет которого намечен на 2013 год. Изначально Orion разрабатывался как основная "рабочая лошадка" для возвращения NASA на Луну, но после того как Обама отложил работу в этом направлении, ему подыскивается иное применение. Конструкторы Lockheed Martin рассматривают возможность превращения корабля в средство для куда более амбициозных дальних миссий — например, к тем же астероидам. "Астероидная миссия" получила название Plymouth Rock (место высадки первых английских поселенцев в Америке в 1620 году). Она подразумевает использование двух модифицированных для дальних перелетов кораблей Orion — в паре они создадут 50-тонный корабль с достаточной тягой, внутренним пространством и средствами жизнеобеспечения для двух-трех астронавтов. По оценке специалистов, в такой конфигурации полет может продолжаться до 5-6 месяцев. "Тандем" из кораблей может собираться на низкой околоземной орбите. Цель миссии пока не определена, хотя специалисты уже ведут поиск подходящих кандидатов из числа тел, которые в нужное время (примерно к 2025 году] окажутся близко к Земле и имеют размеры от 4 до 70 м. Астронавты смогут доставить на Землю до 100 кг вещества, собранного из разных точек астероида. На астероиде можно будет оставить оборудование для ведения автоматических измерений.


ЛУННЫЕ ВЕЛОСИПЕДИСТЫ
Вот уже 17 лет подряд NASA проводит среди студентов "лунную гонку" Great Moonbuggy Race. В этом году победителем гонки стала российско-германская команда International Space Education Institute и МАИ
Гонка проходит на трассе длиной 800 м, изобилующей "метеоритными кратерами", "застывшими лавовыми потоками", скалами и подъемами, покрытыми "лунным грунтом". Команда должна сконструировать транспортное средство, способное за наименьшее время преодолеть трассу, используя в качестве "силового агрегата" исключительно мускульную силу двух членов команды. Такое задание требует решений, напоминающих те, с которыми столкнулись инженеры NASA при конструировании реального транспорта для лунных экспедиций. Согласно правилам соревнований, "лунные багги" размерами 1,2 х 1,2 х 1,2 м должны быть доставлены на старт силами двух человек экипажа в сложенном состоянии. Аппарат должен быть оснащен габаритными макетами видеокамеры, антенны, аккумуляторов, брызговиками на колесах, предотвращающими выброс "лунной пыли", имитацией консоли управления, а так же нести флаг команды. Дополнительные источники энергии (пружины, аккумуляторы, маховики и т.п.) регламентом не разрешаются, а вот ограничений на движитель не накладывается — это могут быть колеса, гусеницы или что-либо другое.

ПОЕХАЛИ!
Компания Virgin Galactic, занимающаяся созданием первой в мире частной космической пассажирской системы, провела успешные испытания корабля SpaceShipTwo. Система будет включать самолет-носитель WhiteKnightTwo, с которого будет стартовать корабль SpaceShipTwo с двумя членами экипажа и шестью пассажирами. Всего Virgin Galactic планирует построить два самолета WhiteKnightTwo и пять кораблей SpaceShipTwo, каждый из которых получит собственное название. Первый из SpaceShipTwo в честь космического корабля из культового сериала "Звездный путь" именуется VSS Enterprise, он-то на днях и совершил первый испытательный полет — пока без пассажиров, но с пилотом на борту. 10 октября, стартовав с аэродрома в Мохаве на борту WhiteKnightTwo, на высоте 13,7 км он отделился и спустя 11 минут благополучно вернулся на Землю. Испытания включали проверку систем отсоединение корабля от самолета-носителя:, отработку технологий подготовки к запуску, спуска и приземления, оценку стабильности полета, работы контролирующих систем и общей производительности аппарата. В этом году планируемся также провести и суборбитальные испытания. Таким образом, Virgin Galactic фактически выходит на финишную прямую в создании своей системы космического туризма — тем более что, по заявлениям руководства компании, ей уже удалось продать около 370 билетов на предстоящие запуски общей стоимостью порядка $50 млн. Планируется, что туристические полеты начнутся в 2012 году, а до тех пор, чтобы убедиться в полной надежности всех систем, разработчики обещают произвести "не менее 50, а может, и 100" испытательных полетов.


НЫРНУТЬ В СОЛНЦЕ

"Аппарат отправится в области, где до сих пор не бывал никто, — говорит Лика Гухатакурта, работающая в NASA над научной программой миссии. — Впервые мы сможем непосредственно 'потрогать, понюхать и попробовать' Солнце". Аппарат изначально должен был отправиться в космос в 2015 году, хотя сегодня о сроках говорят более осторожно — приблизительно до 2018 года. В прошлом году NASA объявило среди ученых конкурс предложений о том, какие именно научные инструменты должны быть установлены на зонде. Было получено 13 вариантов, из которых окончательно отобраны инструмент для улавливания частиц, их подсчета и измерения важнейших характеристик солнечного ветра (Solar Wind Electrons Alphas and Protons Investigation, SWEAP); телескоп для получения трехмерных снимков солнечной атмосферы (Widefield lmager for Solar Probe Plus, WISPR), прибор для прямых замеров электромагнитных полей Солнца, возмущений радиоволнового фона и других событий, то и дело сотрясающих раскаленную плазму атмосферы звезды (Fields Investigation for Solar Probe Plus, FIELDS); и инструмент ISIS (Integrated Science Investigation of the Sun) для мониторинга высокоэнергетических частиц солнечного ветра.
ТЕРМОЗАЩИТНЫЙ ЭКРАН ИЗ УГЛЕРОДНЫХ КОМПОЗИТОВ
ПОМОЖЕТ АППАРАТУ ПЕРЕНЕСТИ ТЕМПЕРАТУРУ ПОРЯДКА 2000 К, МОЩНУЮ БОМБАРДИРОВКУ ИЗЛУЧЕНИЕМ И КОСМИЧЕСКИМ ВЕТРОМ
СОЛНЕЧНЫЕ БАТАРЕИ
аппарата время от времени придется сворачивать и складывать, укрывая за экраном, чтобы избежать перегрева.
ЗОНД ПРОЙДЕТ
в 7 млн километров от поверхности звезды при максимальном сближении с ней.
ВИД ИЗДАЛИ
"Что мы увидим с такого расстояния? — задает вопрос Лика Гухатакурта и сама же отвечает: — Пока неизвестно, это полностью неисследованная территория".
По словам ученых, эти приборы на борту Solar Probe+ должны разрешить важнейшие проблемы физики Солнца. Например, объяснить странно высокую температуру солнечной короны, которая увеличивается по мере удаления от поверхности, разогретой до 6000 градусов: внешние слои атмосферы раскалены до миллионов градусов. Еще одна загадка Солнца — быстрое ускорение частиц солнечного ветра. Солнце непрерывно выбрасывает колоссальные количества высокоэнергетичных заряженных частиц, их влияние ощущается по всей Солнечной системе. Но вот иоблизости oт поверхности звезды никаких постоянных потоков этого ветра нет. Что-то в ее атмосфере разгоняет частицы, а что именно — пока неизвестно. Чтобы получить новые данные, Solar Probe+ войдет в верхние слои солнечной короны.


СУБОРБИТАЛЬНЫЙ
КОСМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ

Миллионеры, не успевшие слетать в космос на "Союзах", сейчас в печали: в связи с уходом "Шаттлов" в ближайшие годы туристов на МКС возить не будут — нет мест. Зато несколько притихшие во время кризиса разработчики систем суборбитальных полетов оживились и обещают увлекательное десятилетие. Virgin Galactic, ведомая "хиппи-капиталистом" Ричардом Брэнсоном, торжественно открыла космодром Spaceport America и показала уже "в металле" двухступенчатую систему для суборбитальных запусков White Knight 2 — Space Ship 2, так что, возможно, через пару лет уже купившие билеты космические авантюристы наконец-то смогут отправиться за линию Кармана. С другой стороны, компания Armadillo, ведомая не менее легендарным "отцом" DOOM Джоном Кармаком, заключила договор с фирмой Space Acventures, которая отправляла космических туристов на "Союзах". Готового корабля у Armadillo пока нет, но солидный партнер по подбору клиентов уже найден. Наряду с суборбитальным туризмом новые возможности появятся и у орбитального (см. врезку внизу)


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОРАБЛЬ
НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Окончательно похоронив крылатый "Клипер'', РКК "Энергия" недавно объявила о завершении работы над эскизным проектом космической капсулы под рабочим названием "Русь". Этот конусообразный аппарат (когда и если его построят) вместит в себя до шести человек экипажа плюс полтонны груза. Первый пилотируемый полет на "Руси" ориентировочно назначен на 2018 год, так что шансы уложиться в десятилетие есть.

В США корпорация Lockheed Martin разрабатывала свою капсулу под названием Orion в рамках программы NASA Constellation. Администрация Обамы эту программу финансировать отказалась, а техникой для пилотируемых полетов теперь предложено заняться независимым частным производителям. NASA делает сейчас особые ставки на капсулу Dragon, разрабатываемую компанией Space X. Первоначально ее предполагается запускать к МКС в качестве грузового корабля (6000 кг полезной нагрузки), а позже, вероятно, появится пилотируемая версия для экипажа из семи астронавтов. R качестве ракеты-носителя выступит Falcon 9, также созданная компанией Space X. Первый успешный запуск ракеты состоялся 4 июня этого года.