«Популярная механика» 2010 №9, с.93-94


Фарнборо: картинки с крылатой ярмарки
(отрывок)

Автор: Олег Макаров



КОМУ КОСМИЧЕСКИЙ САМОЛЕТ?
Участниками авиашоу становятся не только производители авиатехники. На стендах павильонов представлены также компании, выпускающие разнообразные авиационные системы и комплектующие. Кто-то предлагает ПО для наблюдения за земной поверхностью в режиме расширенной 3D-реальности, другие, как, например, ВСМПО "АВИСМА", выкладывают отливающие титановым блеском детали шасси. Попадается и нечто совсем футуристическое. Британская компания Reaction Engines Ltd, работающая в научном центре Калхэм (графство Оксфордшир), уже несколько лет продвигает идею космического самолета, или многоразовой одноступенчатой системы, взлетающей с взлетной полосы и на нее же садящейся. Британцы считают, что обойтись без сбрасываемых ступеней им поможет SABRE ("Сабля") — силовая установка оригинальной конструкции, сочетающая в себе элементы газотурбинного и ракетного двигателей. Главная задача двигателя — максимально использовать для разгона атмосферный кислород, чтобы не нести с собой в полет тяжелые емкости с окислителем. Согласно заявлениям представителей Reaction Engines Ltd, в турбореактивном режиме аппарат, оснащенный SABRE, способен достичь скорости 5,5 М. Проект HOTOL (о нем "ПМ" уже вкратце писала) предполагает создание в далекой перспективе пилотируемого космического самолета, однако на Фарнборо-2010 компания сделала акцент на беспилотном носителе SKYLON, предназначенном для выведения на орбиту до 12 т груза. Reaction Engines Ltd обещают создать корабль "в железе" за десять лет, однако, судя по всему, желающих вложить в разработку идеи нужную сумму пока не нашлось. На вопрос о том, кто готов заплатить за проект, на стенде ответили: "Тот, кого заинтересует эта технология".