НЬЮ-ЙОРК, 4 декабря. (ТАСС). Агентство Юнайтед Пресс 2 декабря передало:
Д-р Вернер фон Браун — создатель германских ракет «ФАУ-2» — выдвинул сегодня обвинение, что американским руководителям не хватает воображения для программы создания ракетных снарядов. Он сказал, что за последние пять лет он и другие ученые настаивали на том, чтобы США приступили к совершенствованию «действительно крупного ракетного двигателя», но не смогли заинтересовать тех, кого нужно.
«Указанием на наш образ мыслей служит тот факт, что мы все еще называем межконтинентальную баллистическую ракету «абсолютным оружием»,— сказал фон Браун в беседе с корреспондентом концерна Скриппс-Говард Джимом Лукасом, которая опубликована сегодня в газете «Нью-Йорк уорлд телеграм энд Сан». «Фактически мы ставим себе предел». Межконтинентальная баллистическая ракета — «только начало», заявил фон Браун. Но руководители США «просто не понимают, о чем мы говорим». Они хотят усовершенствовать межконтинентальную баллистическую ракету, прежде чем подумать о чем-нибудь более крупном.
Фон Браун, натурализованный американский гражданин, возглавляет группу ученых, работающих над ракетными снарядами армии США. Он сказал также следующее: Запуск американского искусственного спутника Земли с помощью армейской ракеты «Юпитер-С» потребует «перестановки» приборов внутри спутника диаметром в 20 дюймов, и поэтому запуск, возможно, будет произведен лишь через 90 дней. Для того, чтобы сравняться с русскими в области ракетных снарядов большой дальности полета и космических снарядов, потребуется по меньшей мере 5 лет, а также и жертвы, которые «мы еще не начали приносить». Фон Браун сказал, что уже несколько лет тому назад ученые знали, что Россия производит ракетный двигатель гораздо крупнее, чем любые запланированные в США, и конструирует еще более крупные. Однако ученым неизменно задавали вопрос: «Зачем вам это нужно?», когда они предлагали, чтобы США подумали о более мощных двигателях.
«Русские действуют иначе», — сказал он. «Они планируют на 25 лет вперед. Мы же движемся толчками и скачками. Нам нужна программа, и нам нужны решения для проведения ее в жизнь». Он сказал, что после запуска двух русских спутников стали говорить, что деньги — не проблема, «но на деньги нельзя купить потерянного времени».
Фон Браун заявил, что он не думает, что Россия обязательно идет впереди на 5 лет в своей ракетной программе. Однако Советский Союз непрестанно движется вперед и приобретает новый размах. Для того, чтобы сравняться с русскими темпами, Соединенным Штатам потребуется по меньшей мере 5 лет сосредоточенных трудов.
Фон Браун признался, что и он одно время ошибался при оценке достижений русских в области ракетных снарядов. Он сказал, что примерно два года тому назад ему пришлось беседовать с группой немцев, возвратившихся из России.
«На основе их рассказов, — сказал он,— я сделал вывод, что русские глупо использовали немецких специалистов, которых они захватили в конце второй мировой войны. У меня создалось также впечатление, что они плохо руководят своей ракетной программой и не создали по существу ничего такого, что могло бы вызвать тревогу».
Фон Браун добавил, что взятые в плен немцы «были действенно изолированы от подлинной советской ракетной программы... Изоляция была настолько совершенной, что они явно даже не знали о существовании этой программы».
НЬЮ-ЙОРК, 3 декабря. (ТАСС). Редактор военного отдела нью-йоркской газеты «Дейли Ньюс» Грин пишет в сообщении из Вашингтона: «Прошло 8 недель с тех пор, как Россия запустила свой первый спутник, но США мало что сделали для того, чтобы догнать и перегнать ее в области ракет и космических полетов. Были лишь назначены новые «цари» с малым авторитетом, и новым комитетам было поручено заняться новыми «изучениями». Напомнив о заявлении, сделанном министром обороны Макэлроем в комиссии конгресса 27 ноября, о том, что он отдал приказ о «немедленном» производстве для вооруженных сил баллистических снарядов средней дальности полета типов «Юпитер» и «Тор», Грин пишет: «Запросы, сделанные сегодня в Пентагоне, вызвали ответ, что вооруженные силы «изучают» планы расширения производства». Указывая, что в Вашингтоне «царит полная неразбериха», Грин добавляет: «Заявление Макэлроя о том, что и «Тор» и «Юпитер» будут сразу же пущены в производство для оперативных нужд, было чем-то немногим большим, чем компрессом на открытую рану, которую нужно лечить антибиотиками.
Факты говорят следующее: ракетный снаряд военно-воздушных сил «Тор» строится компанией «Дуглас эйркрафт» в экспериментальном порядке, причем выпускаются обычно два снаряда в месяц. До сих пор на базе Кейп-Канаверал во Флориде были проведены испытания шести снарядов «Тор». Три оказались неудачными, а три, как говорят специалисты по ракетам, «улетели неизвестно куда». Снаряд «Юпитер», который строится для армии группой германских ученых во главе с д-ром Вернером фон Брауном в арсенале Редстоун в штате Алабама, показал себя чуть-чуть лучше, но не намного... Более всего вероятно, что, несмотря на израсходованные деньги, пройдет не меньше года, если мы не вернемся к темпам военного времени, прежде чем предприятия смогут выпускать ежемесячно приемлемое число в 6-8 баллистических снарядов средней дальности полета».
Грин указывает, что крупный ракетный снаряд нельзя отправить на склад в ожидании применения, что его нужно постоянно проверять, что отправка таких снарядов за границу потребует разрешения чрезвычайно трудных транспортных проблем и что транспортные суда «будут обнаружены Советским Союзам за 15 минут. Из всего этого можно сделать только один вывод: кое-кто в Вашингтоне либо поддается самообману, либо занимается грубой мистификацией, пытаясь скрыть факты от налогоплательщиков».