вернёмся в библиотеку?
«Самолет» 1932 год №10/11

Константин Эдуардович Циолковский

(К 75-летнему юбилею)


Константин Эдуардович Циолковский

Имя Константина Эдуардовича Циолковского, оригинального, самобытного изобретателя-самоучки, хорошо знакомо работникам авиации.

Циолковский принадлежит к той редкой категории людей, которые, несмотря на тяжелые материальные условия в прошлом, всю жизнь продолжают разрабатывать любимые идеи.

Циолковский десятки лет безвыездно живет в Калуге. Ныне он глубокий старик. Все те, кто лично знаком с ним, не могут не удивляться его юношеской энергии, с которой он продолжает работать в различных областях науки.

Деятельность его многогранна: разработка вопросов и воздухоплавания, и аэродинамики, и астрономии, и естествознания, и физики, и теории полета ракеты в межпланетные пространства.

18 сентября этого года исполняется 75 лет со дня его рождения.

75-летний юбилей нашего знаменательного русского изобретателя и ученого мы отмечаем кратким биографическим очерком.

Циолковский родился в 1857 г. седьмым по счету в селе Ижевском бывшей Рязанской губернии.

Родители были бедные. Отец, свободомыслящий поляк с тяжелым характером, но очень честный, за что и терпел всю жизнь нужду, имел склонность к естественным наукам и философии.

Семья была большая. Отец служил лесничим, нигде не уживался, часто менял места. Семья постоянно нуждалась, переживая вечные скитания. Мальчик рос беззаботным и счастливым, как и все дети.

Циолковскому шел уже девятый год, когда мать показала ему и его братьям маленькую игрушку-аэростат из колодиума. Игрушка надувалась водородом.

На десятом году жизни мальчик заболел скарлатиной и оглох. Глухота после болезни лишила возможности общаться со сверстниками. Источник внешних впечатлений прекратился.

Сначала это подействовало на маленького Циолковского угнетающе: глухота притупила его любознательность, убила жизнерадостность. Оскорбленное самолюбие искало удовлетворения, и подросток нашел его в чтении книг и в одиноких думах.

Циолковский учился без системы, самоучкой, изучал то, что в данный момент его занимало.

Знакомство с физикой Гано наталкивает его на мысль устроить воздушный шар. Любознательный подросток раздобывает папиросную бумагу, делает из нее шар и наполняет его водородом. Этот опыт не удается. Неудача не огорчает мальчика. Он мастерит коляску, которая, по его мнению должна во все стороны двигаться с помощью ветра,

Вот он стоит счастливый и довольный на крыше и наблюдает за тем, как крохотная коляска движется по доске против ветра,

Отец тоже доволен. Он просит сына показать опыт гостям в комнате. Мальчик повинуется. Он раздувает меха, производит искусственный ветер, коляска движется.

Конечно технические средства для изготовления моделей скудные.

В детстве он отличался большой волей и упорством в труде. Мальчик начинает строить коляску для собственных путешествий; он отказывается от завтраков, тратит сбереженные гроши на гвозди. «Изобретение» не удается. Зато наступает счастливый день, когда в комнате Циолковского движется другая модель — коляска, приводимая в движение паровой турбиной.

Успех убеждает Циолковского, что он не имеет достаточных технических средств и знаний, а без них невозможно дальше продолжать практически работать.

Как быть? Учиться! И он начинает изучать математику и физику. Он увлекся аэростатом и мог уже решить вопрос, каких размеров должен быть воздушный шар с металлической оболочкой, чтобы он мог подниматься на воздух с людьми.

Мысль об аэростате с металлической оболочкой нарушила покой подростка. Иногда она его утомляла, иногда он старался отвлечься, заняться другим, но вскоре опять возвращался к своей любимой теме.

Его заинтересовало также учение о центробежной силе. Одно время ему показалось, что он сможет ее применить для полета в космические пространства. Он был так взволнован, что не спал всю ночь, бродил по Москве и думал о великих последствиях своего открытия. Наступило утро. И, о ужас! Он убедился в ложности своего изобретения. Эту ночь Циолковский часто вспоминает. Она оставила след на всю жизнь.

(В 1880 г. Циолковский, не имея учителей (его учителями были книги), сдал экзамен на звание уездного учителя.

Продолжая преподавать в уездном городишке Боровске, он не оставляет своей любимой работы, не имеющей ничего общего с учительством.

Глухота и невольное удаление от общества расширяют его самодеятельность. У него уже образуется привычка к самостоятельной работе. Он привыкает настолько к самостоятельной работе, что например, читая учебники, считал для себя более легким и простым доказать теорему без книги, чем вычитывать из нее доказательства.

Будучи молодым учителем, Циолковский представил некоторые свои работы: «Теорию газов», «Продолжительность лучеиспускания звезд», «Механику животного организма» в Петербургское физико-химическое общество. Содержание этих работ запоздало: Циолковский сделал самостоятельно открытия, уже ранее сделанные другими.

В 1885 г. Циолковский приступает к разработке теории металлического дирижабля. Проект требовал сложных математических расчетов и соображений. Он весь отдался ему. Но у молодого учителя остается мало времени для кропотливого труда над проектом. Тогда Циолковский изменяет распорядок дня. Он встает рано, в 4 часа; не попив чаю, садится за работу, наработавшись вдоволь, отправляется в училище.

Весной 1887 г. Циолковский доложил «проект» Московскому обществу любителей естествознания и получил одобрение,

3 года спустя, Циолковский представляет существовавшему тогда «Императорскому русскому техническому обществу» новый труд: «О возможности построения металлического аэростата». Общество принимает, рассматривает, дает отзыв, находит идею вполне правильной. Отзыв вливает в Циолковского бодрость, но содержание этого отзыва в другого человека бодрости пожалуй не влило бы.

Отзыв гласит: «... возможно, что когда-либо удастся построить металлический дирижабль...»

«... Циолковский в будущем сможет оказать большую услугу в деле воздухоплавания».

«..Но так как силою вещей аэростат обречен быть вечно игрушкой ветров, то металл бесполезен».

Итак путь дирижаблю Циолковского Обществом закрыт и закрыт весьма надежно.

Надо заметить, что Циолковский дал свой труд в то время, когда высшие технические умы России и заграницы вопрос об управляемости считали неразрешимым.

И могла ли сопутствовать идеям Циолковского удача? Конечно нет. Косность общества и политика царского правительства никак не могли содействовать продвижению смелых новых идей, а тем более неизвестного боровского уездного учителя, к тому же «неспециалиста».

Наступает 1895 г. Изданная в этом году работа Циолковского «Аэроплан или птицеподобная машина» показывает, насколько он предвидел значение и свойства авиации: ведь братья Райт совершили свой первый полет по замкнутой кривой лишь 8 лет спустя после издания этого труда Циолковского

Проекту аэроплана предшествовала большая работа по изучению аэродинамики полета насекомых и птиц

Не оставляла никогда Циолковского и мысль о межпланетных путешествиях. Зрела уверенность в том, что человечество добьется полетов за атмосферу.

И вот наступает 1897 г. 25 августа Циолковский заканчивает последнюю формулу ракетного двигателя для исследования мировых пространств. И в 1903 г. в журнале «Научное обозрение» он помещает статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами».

Тогдашняя общественность отнеслась с полным непониманием к этому труду. Появление его в печати прошло незаметно.

Доклады по реактивным двигателям французского инженера Эсно Пельтри принимались французским обществом как собственное открытие докладчика, и даже в 12-х и 13-х годах при повторении доклада и появления его в печати французское общество продолжало считать Пельтри основоположником проблемы. Только в последнее время установлен приоритет Циолковского в научной разработке проблемы применения реактивных двигателей для межпланетных сообщений.

Проходят годы. Циолковский продолжает разрабатывать и углублять свой труд. Он неустанно со всей энергией пробуждает к проблеме межпланетных полетов общественный интерес. Он не довольствуется сугубо научными выкладками, расчетами, формулами и с увлечением пишет популярные книги.

Но ведь небо по тогдашним понятиям — «жилище богов», «место рая», место «блаженства праведников».

Как же осмеливается автор снаряжать туда корабли с живыми людьми?

Ересь!

Духовенство порицает труд дерзкого— автора, растет против него и недовольство правящих кругов. И только то обстоятельство, что Циолковский — скромный, незаметный калужский глухой учитель, спасает его от жестоких репрессий.

Все те годы Циолковский напряженно и плодотворно работает.

Он преподает калужским подросткам математику и физику и одновременно пишет свои труды. Он сооружает собственными руками модели: сам точит, стругает, паяет, красит. Лишь изредка прибегает он к помощи мастеров.

Увлеченный наукой, производит опыты иногда в комнате, иногда на крыше в сильный ветер. Он радуется, как ребенок, когда коэфициент сопротивления при сильном ветре оказывается мал. Он чуть кубарем не катится с крыши, от бурной радости, не чувствуя под собою ног.

Академия наук заинтересовывается опытами Циолковского по разработке теории сопротивления воздуха. Академия выдает ему 470 рублей на продолжение и углубление опытов.

Но и тут Академия опоздала. Еще до нее разные частные лица, заинтересовавшись работами Циолковского и оценив их, жертвуют Циолковскому на дело воздухоплавания 55 рублей. Он употребляет полученные деньги на производство новых опытов.

Принимает он деньги «со скрежетом зубов и затаенной душевной болью», так как некоторые, не поняв статьи одного автора о работах Циолковского, жертвовали прямо на бедность. Циолковский даже заболел, но все же терпел, веря в далекий успех своих работ.

Пресса отмечает ценность работ Циолковского, пытается привлечь к нему внимание общества. И вот студенты Санкт-Петербурга высылают Циолковскому... 4 рубля.

«Питер выслал мне 4 рубля, он утешил меня тем, что своими лептами не оскорбил меня, жертвуя только на воздухоплавание. Как бы то ни было, спасибо обществу и за то...».

Модели, фигурки, приборы сооружает он на полученные деньги, и в результате — кропотливейший труд, исследование моделей, записи испытаний, составление формул и подробный, доклад об опытах в Академии наук на 85 писчих листах и с 58 таблицами и чертежами. Краткое извлечение из этого доклада было позже издано под заглавием «Сопротивление воздуха и воздухоплавание».

Каждый трудовой день Циолковского не проход даром.

В то время, как многие другие старались свои изобретения держать в тайне, Циолковский ничего не скрывал: делал доклады, печатал их для всеобщего пользования. Благодаря опубликованию он лишился права на патент изобретений.

В 20-х годах Циолковский перестал быть преподавателем.

Бодрый, живой, несмотря на преклонные годы, Циолковский и в наши дни продолжает разрабатывать свои труды.

Заслуга его к том, что он первый разработал теорию ракетного космического полета.

Но деятельность его, как мы говорили выше; гораздо многогранной.

Советское правительство ценит Константина Эдуардовича Циолковского. Еще при жизни Ленина Совет народных комиссаров назначил Циолковскому в виде особых его заслуг как изобретателя-специалиста по воздухоплаванию пожизненную пенсию.

Ко дню же его 75-летнего юбилея президиум Центрального совета Осоавиахима возбуждает перед правительством ходатайство о повышении пенсии Циолковскому и награждении его орденом всесоюзного значения.

Труды К. Циолковского по вопросам авиации и воздухоплавания

Изданные и в рукописях

Сопротивление газов и жидкостей


1891. «Давление жидкости на плоскость».

137. «Как предохранить нежные вещи жидкостью». 1. (Опыты и теория).

99. «Давление воздуха на поверхности». 32. (Опыты и теория).

1903. «Сопротивление воздуха». 22.

27. «Сопротивление воздуха и скорый поезд».

30. «Давление воздуха на плоскость».
Двигатели

1927. «Сопротивление воздуха и скорый поезд». 72

31. «Как увеличить энергию взрывных двигателей» 17
Дирижабль

1892—3. «Аэростат металлический, управляемый».Вып. 1 и 2. 200.

93. «Возможен ли металлический аэростат». 8.

96. «Железный дирижабль на 200 человек». 20

98. «Горизонтальное движение дирижабля». 22.

99. «Простое учение о воздушном корабле» 114

1900. «Успехи воздухоплавания». 10

1901. «Вопросы воздухоплавания». 18.

1904. «Простое учение о воздушном корабле». 114.

1905. «Металлический дирижабль». 5.

1906—8. «Аэростат и аэроплан». 225.

10. «Металлический мешок с изменяющимся об'емом». 12.

10. «Металлический аэростат» (изд. в двух журналах).

11. «Защита аэроната». 8.

13. «Первая модель цельнометаллического аэроната». 16.

14. «Простейший проект металлического аэроната». 10.

15. «Таблица металлических дирижаблей». 22.

15. «Дополнение к дирижаблю». 9.

18. «Воздушный транспорт». 16.

18. «Гондола металлического дирижабля». 24.

24. «История моего дирижабля». 16.

28. «Дирижабль из волнистой стали». 17.

30 «Проект металлического дирижабля на 40 человек». 112.

31. «Дирижабли». 32.

31. «Атлас металлического дирижабля». 24.

1890. «О возможности построения металлического дирижабля». 106.

90. «К дирижаблю на 200 человек». 29.

1895, «Аэростат». 100.

1919. «Почему трудно осуществить мой дирижабль». 2.

1930. «Газовые корабли». 7.

30. «Цельнометаллический дирижабль». 3.

30. «Цельнометаллический дирижабль». 7.

30. «Цельнометаллический дирижабль». 26.

30. «Каким должен быть дирижабль», 7.

30. «Дирижабли». 11.

30. «Чиcтометаллический дирижабль». 13.

30. «Эпоха дирижаблестроения», 3

31. «Значение величины дирижабля». 8.

1932. «Водород для дирижабля».

32. «Дирижабль и ракета против катастроф». 5.

32. «Некоторые пояснения к моему дирижаблю» 4

(С десяток последних статей напечатано в разных журналах с сокращениями).

Аэроплан

1895. «Аэроплан». 46.

1911. «Устройство летательного аппарата птиц и насекомых». 12.

1929. «Новый аэроплан». 39.

«За атмосферой». Реактивный мотор.

1890. «К вопросу о летании посредством крыльев». 165-20.

Полуреактивный аэроплан

1930. «Реактивный аэроплан». (Отзывы). 34.

32. «Полуреактивный стратоплан». (Отзывы). 32.

30-31. «Восходящее и ускоренное движение полуреактивного аэроплана». 100.

Реактивный аэроплан и звездоплавание

1903 «Исследование мировых пространств реактивными приборами». 32.

1910. «Реактивный прибор».

1914. «Ракета в космическое пространство». 32.

27. «Космическая ракета. Опытная подготовка». 24.

29. «Ракетные поезда». 33.

. ,