Е. Сашенков
ПЕРЕЛИСТЫВАЯ КАТАЛОГИ

© Е. Сашенков, 1969
Сашенков Е. Почтовые сувениры космической эры. - М.: Связь, 1969. - С. 271-282.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2007

Назад   В начало   Вперёд

          Хорошо, если есть что перелистывать... Обладание каталогом, как и общение с филателистической литературой доставляет истинную радость коллекционеру. Но литература по космической филателии скудна.

          Отсутствие добротных путеводителей по лабиринтам удивительной страны космической филателии дает себя знать иногда очень остро. Чтобы «прочитать» почтовую марку и заставить ее выдать «подноготную» сюжета, недостаточно подходить к ней с позиций элементарной филателии. Нужна более совершенная «линза» – филателистическая литература, которая поможет коллекционеру взглянуть на марку как бы изнутри.

          Филателистическую литературу на космическую тему, которая была предложена коллекционерам в некоторых странах, можно разбить на четыре группы: каталоги и справочники; периодика; книги и монографии; альбомы. Выходили они, главным образом, в середине десятилетия – и это не случайное совпадение, а следствие логической эволюции массового увлечения, получившего название космофилателии.

          ...Когда в конце 1861 г. появился первый в мире каталог почтовых марок, составленный парижанином Альфредом Потичке, в нем упоминалось всего 1080 марок разных стран – все, что было известно составителю. Ровно через сто лет – в 1961 г. – его соотечественник Лоллини выпустил в Ницце свой каталог марок. Он включил в него только марки, посвященные одной тематике – космической, но этих марок оказалось тогда столько же, сколько было вообще известно Потике на заре почтовой марки.

          Своими изданиями Лоллини в известной мере способствовал пропаганде космической филателии. Однако первенство принадлежит не ему, а испанской фирме «Дифузьонес панфилателикас» в Лериде.

          Издатели в Лериде торопились представить свой первый каталог на Международный филателистический конгресс 1961 г., тем более, что в ряде стран выпуск подобных тематических каталогов также стоял на повестке дня. В предисловии ко второму изданию 1962 г. издательство отмечало: «Астрофилателия – слово, употребленное в первый раз нами, теперь распространилось по всему миру». Как видно, испанская фирма попыталась утвердить свой приоритет на авторство в терминологии. Но разве это имеет какое-либо значение, если общеизвестно, что родина космической филателии – Советский Союз...

          Через год после выпуска каталога фирма Лоллини начала издавать и каталог штемпелей; появились тематические альбомы космических марок, бюллетень-обозрение, конверты первого дня для тех случаев, когда выходили французские космические марки... Но это – уже из области торговли. Тесное переплетение коммерческой и издательской деятельности – это не частный случай, а закономерность, свойственная всем фирмам на Западе, издающим свои каталоги по тематической филателии.

 

СССР. Марки первого «космического» десятилетия.

 

          Достоинство каталогов Лоллини – в их строгой периодичности. Многие филателисты увидели в них «энциклопедию» космической филателии. Однако вряд ли можно сказать, что огромный спрос на справочную литературу удовлетворялся этими каталогами. Дело в том, что космическая тематика тонет в них из-за обилия сопутствующих рубрик: тут и полярные исследования, и астрономия, и атомная тема, и обсерватории, и метеорология... Нет четкого разграничения и в самом разделе космических марок. Тут попадаются даже марки с изображением птиц – и это на том лишь странном основании, что, помимо птиц, на марках можно разглядеть Луну или Солнце... Анархия царит и в каталоге космических штемпелей. Бесконечные клубные гашения представлены наравне с официальными, а многие из подобных штемпелей сомнительного происхождения возведены даже в ранг раритетов.

          Вторым во Франции каталогом явился «Каталог почтовых марок по космосу», выпущенный парижским издательством «АВ» в 1964 г. Коллекционерам вряд ли стоит принимать всерьез эту беспомощную потугу на каталогизацию всего, что только может иметь хоть малейшую связь не только с космической темой, но также и с радио, атомом, астрономией. Рядовой коммерческий прейскурант, каких немало выходит и будет выходить, пока существует филателия.

          Следующим каталогом, появившимся после испанского и французского, был каталог Л. ван Амеронгена, изданный в Гааге (Голландия). Каталог вышел в начале 1962 г. и своей структурой напоминал испанский – В предисловии составитель указывал, оправдывая включение чужеродной тематики: «Мы стремились представить в каталоге понятие «космические полеты» как можно шире, с тем, чтобы каждый, кто заинтересовался этой, несомненно, захватывающей материей, мог бы получить руководящую нить в составлении своей коллекции». Составитель каталога оговаривался при этом, что предлагаемым материалом можно пользоваться по своему наитию, и это остается на усмотрение филателиста.

          В том же 1962 г. в Болонье (Италия) вышел тематический каталог Витторио Тестони «Космонавтика и геофизика», переиздававшийся и впоследствии. В отличие от своего голландского коллеги он брал тему значительно уже и целеустремленнее, а материал каталогизировал не по странам, а по хронологии выхода марок. Главная же заслуга итальянского каталога в том, что в нем точно определены пределы материала, достигнута композиционная стройность: нет путаницы в понятиях «Космические полеты», «Исследование космоса», «Космос».

          Заметным шагом вперед в разработке материала космической темы явился каталог «Исследование космоса в филателии» польского коллекционера Ц. Рудзинского. Он издан в 1963 г. в Варшаве на основе его же публикаций в варшавском журнале «Филателиста», о которых еще пойдет речь. Советскому читателю этот каталог больше знаком, чем остальные.

          «Настоящая работа, – отмечалось в предисловии, – является попыткой собрать весь известный филателистический материал по теме «Космос». При решении вопроса о включении марки, спецгашения или цельной вещи в список принимались во внимание следующие соображения: принадлежит ли данный объект к описываемой теме и издан ли призванным для этого учреждением...» Материал распределен в каталоге по трем разделам: подготовка к покорению космоса; этапы покорения космоса; космическая символика. Издание, впервые включившее, всю палитру «красок» – марки, штемпеля, цельные вещи, конверты первого дня, карт-максимумы, – завершается таблицей почтовых марок по алфавитному списку государств и таблицей спецгашений по алфавитному списку местностей.

 

Каталог космических марок, конвертов, штемпелей, составленный Ц. Рудзинским (ПНР)

 

          При всех достоинствах, каталог Ц. Рудзинского не свободен от недостатков. Явно превалирует примат накопления и регистраторства: автор ставит на первое место так называемую «комплектность», хотя именно в тематическом коллекционировании это понятие весьма относительно. Стремление к «комплектности» сказалось на систематизации. А у варшавского каталога было больше, чем у большинства других, возможностей для того, чтобы детальнее представить филателистический материал, особенно штемпеля, спецконверты, карт-максимумы, забытые западными каталогами. От этого издания можно было ожидать более трезвого отношения к клубным штемпелям, тем более, что это декларируется составителем в предисловии. В рецензии на каталог, опубликованной в журнале «Филателиста», отмечалось, что в работе Рудзинского «абсолютно излишним было подробное перечисление, с полным текстом, этих непочтовых выпусков, что слишком перегрузило брошюру».

          Вызывает возражение и принцип, положенный в основу последнего раздела – «Космическая символика». Эта часть, указывает автор, «охватывает весь филателистический материал по космической тематике, не помещенный в первых двух частях, например, – завоевание космоса в литературе и искусстве, неопределенные космические корабли и космическая символика». Таким образом, под общим названием объединена масса материала, связанного лишь случайным и, как правило, субъективно толкуемым понятием «Космическая символика». Преобладающее большинство привлеченного в этот раздел материала (марки и прочие выпуски, посвященные новогодним и другим праздникам и украшенные ракетами как трафаретным орнаментом) – бесполезный груз в тематическом коллекционировании, издержки деятельности почтовых ведомств, «осовременивающих» таким орнаментом традиционные марки. Все эти недостатки, однако, не помешали каталогу Ц. Рудзинского оставаться на протяжении двух-трех лет добрым советчиком для многих филателистов.

          Интересно подается материал в большом справочнике «Каталог завтрашнего дня», составленном Джан-Карло Маццини. Каталог выпущен впервые в 1964 г. в Риме издательством Д'Урсо – крупной фирмой, занимающейся торговлей марками, Своеобразная разработка материала, основные объяснения к которому следуют параллельно на трех языках, – главная отличительная черта «Каталога завтрашнего дня». Филателистический материал систематизирован в восьми разделах, причем тема космических полетов занимает два самостоятельных раздела – «Полеты» и «Ракеты», а также часть особого раздела «Предшественники», в котором выделен материал о К. Э. Циолковском. Каталог Маццини отличает от других, ранее выпущенных, тщательная разработка материала и наличие подробных сведений о марках: указываются авторы эскизов, разновидности, во многих случаях – тиражи.

          В Федеративной Республике Германии впервые был систематизирован филателистический материал по космической тематике в «Специальном каталоге», выпущенном в Мюнстере в 1963 г. издательством «Ферлаг Альфред Шенеборн». В сущности, он ничем не отличался от первых каталогов, появившихся в 1961–1962 гг., и вряд ли может представлять интерес для серьезных коллекционеров. Тем более, что вскоре вышли другие издания такого типа, давшие более глубокую научную разработку темы. Так, тоже в 1963 г. вышло первое издание каталога Зигера «Космические полеты», ежегодно издаваемого с тех пор в г. Лорьх (ФРГ). Причем, если для первого издания оказалось достаточно всего 74 страниц, то пятое издание потребовало почти впятеро больший объем. Правда, и здесь каталогизирован весь поток марок, подчас лишь отдаленно связанных с тематикой.

          В чем достоинства каталога «Космические полеты»? Во-первых, все марки снабжены очень подробным филателистическим описанием. Филателист найдет под каждой маркой сведения о дате выпуска и тираже, об особенностях и фальсификатах. Большое место отведено приложению «Искусственные спутники Земли, межпланетные станции и космические корабли», содержащему сведения обо всех выведенных на орбиту космических снарядах СССР и США.

          В этом пособии с первого же выпуска проведено строжайшее обособление тематики коллекционирования. Астронавтика трактуется строго научно как тема космических полетов, поэтому на страницах каталога не мелькают космические летательные аппараты вперемежку со знаками Зодиака. Еще в первом издании автор заявил, что марки с изображениями звезд и планет, марки в честь астрономов и с астрономическими рисунками – это не тема космической филателии, возникшей в 1957 г. Что же касается марок атомной техники, астрономии, баллонной почты и т. п., то они «являются самостоятельными темами».

          Существенный недостаток каталога Зигера – в принципе размещения материала. Марки размещены по странам, а не по темам. При такой систематизации – вернее, при отсутствии систематизации – облегчается поиск конкретной марки, но зато целиком игнорируется тематический признак. Объясняя во введении принятую систему построения, составитель каталога не очень убедительно доказывает, что расположение по темам технически не выполнимо из-за обилия выпусков, посвященных нескольким событиям одновременно. В каталоге упомянуты конверты первого дня, но остались неупомянутыми космические штемпеля – составная часть тематической коллекции, претендующей на глубину разработки.

          В 1967 г. в ФРГ выпущены два новых каталога. Для советских коллекционеров представляет особый интерес справочный каталог марок и спецштемпелей на космическую тему. Первый том, приуроченный к открытию филателистической выставки «10 лет космических полетов» в Дуйсбурге, посвящен Советскому Союзу. Выпущен также космический каталог общества «Икарус».

          В 1961 г. в Лейпциге (ГДР) было выпущено 3-е дополнение к каталогу марок «Липсиа», на страницах которого каталогизировались (в виде тематической разработки) послевоенные штемпеля СССР – как официальные, так и клубные, – посвященные, в частности, космической и геофизической тематикам.

          Американское общество тематической филателии – «АТА» – издало в 1966 г. «Справочник космической филателии». Отображая сугубо американский опыт тематического коллекционирования, это издание может быть полезно, главным образом, филателистам США.

          ...Итак, ни один составитель каталога не решается отойти от ущербной систематизации материала. Вот почему почти все зарубежные каталоги и справочники не оправдывают полностью надежд коллекционеров. Они добросовестно информируют о марках, выпущенных в разных странах, и дают более или менее реальные цены. На научную разработку темы эти каталоги, как правило, не отваживаются. Вот и получается, что все каталоги на Западе, несмотря на то, что они издавались разными странами, с разным размахом и с разным успехом, оказались как бы на одно лицо: всем им свойственна одна черта – коммерческий подход к массовому увлечению людей.

          Единственной попыткой не только помочь филателисту сориентироваться в растущем филателистическом материале, но и помочь ему организовать свое увлечение была работа Ц. Рудзинского. В этом ее коренное отличие от других публикаций, предпринятых по инициативе торговых фирм.

          Торговцев марками интересует не методика тематической разработки, а оценка стоимости марок. Естественно, что рекомендации относительно дробления серий по запускам и событиям невыгодны торговцам, потому что затрудняют реализацию марок. Зато то и дело встречается неправильная рекомендация располагать марки в порядке каталожной хронологии. Это может направить филателиста по ошибочному руслу: его коллекция станет в лучшем случае выборкой из каталога, но не космической летописью.

          Однако каталог – не единственный советчик, каталог – не последнее слово филателистической информации, ибо немыслимо на страницах даже самого лучшего каталога-справочника изложить все, что известно о космических марках. Тематический каталог не заменит общения с исследовательской литературой – вдумчивого анализа сюжетов на марках, глубокого научного разбора их «биографий». Каждый филателист, которому довелось, прежде чем он взял в руки каталог марок, держать в руках каталог звезд, знает больше других настоящее значение космических марок. Эти люди говорят: в каталогах – рыночная ценность марок, их истинная ценность – в исследованиях.

          Известное распространение получили также тематические иллюстрированные альбомы для космических марок. Для начинающего они еще могут иметь значение, но в дальнейшем «прокрустово ложе» альбома отсекает всякое творчество. Тематические альбомы французского «Лоллини» или западногерманского «Лейхттурм» и другие ориентируют вообще на механическое накопительство.

          Сомнительно, что коллекционер, собирающий материал по тематическому принципу, поторопился обзавестись шикарным альбомом... Все в нем уже расписано, разложено по гнездышкам сообразно воле издателя и его представлениям об эстетике и гармонии.

          По иному, чем в каталогах и альбомах, издаваемых торговыми фирмами, трактуется космическая филателия в филателистической публицистике. Правда, во многих статьях сказывались еще ограниченные представления о систематизации, навеянные каталогами. Но само появление новых периодических изданий – бюллетеней филателистических клубов и кружков, специализирующихся в космофилателии, – уже было большим шагом вперед. Это соответствовало возросшей активности и зрелости собирателя материала космической тематики. Ему уже мало скудных сведений, сообщаемых каталогами и альбомами, ему мало было знать, что его марки – с идеальными зубчиками, что у таких-то экземпляров встречаются отклонения цветовой гаммы, так называемые оттенки.

          Информации по космической филателии стали появляться на страницах московских газет уже в 1958 г. Периодически печатались статьи впоследствии и в журналах, в частности, в «Книжной торговле», «Молодой гвардии», «Науке и жизни», «Советском коллекционере», «Филателии СССР».

          С 1965 г. регулярно публикуется на страницах научно-популярного журнала Академии наук СССР «Земля и Вселенная» специальный раздел «Космическая филателия». Помещаемые здесь заметки носят почти всегда чисто информационный характер, авторы ограничиваются тем, что пересказывают сюжеты марок. Как правило, разработкам по космофилателии недостает серьезного анализа рисунков марок, анализа их почтовой специфики и тематической документальности.

          Попытку обобщить и найти истолкование происхождения клубных штемпелей на космическую тему впервые предпринял немецкий коллекционер Г. Казда. Составленная им каталожная разработка – «Опись советских специальных и сопроводительных штемпелей на тему об исследовании космоса» – издана в рамках информационного бюллетеня филателистической комиссии Немецкого культурбунда (ГДР) в 1962 г. Здесь представлено 368 различных штемпелей (до середины 1962 г.), систематизированных по событиям. Большим недостатком этой публикации была идеализация неофициальных штемпелей. Так, в вводной части отмечается: «Местное почтовое управление информируется обществом коллекционеров о запланированном применении штемпеля». Следовало бы оговориться, что на практике применение клубных штемпелей проходило стихийно и почти не согласовывалось с почтой.

          Обширные публикации по исследованию космических марок помещены в журналах «Заммлер-экспресс» (ГДР), «Заммлер-динст» (ФРГ), «Филателен преглед» (НРБ), «Филателиа» (СРР), «Филателиста» (ПНР).

          С наибольшим постоянством ведет хронику космической филателии варшавский журнал «Филателиста». Начало постоянной рубрике положила публикация большой статьи Ц. Рудзинского «Покорение космоса продолжается» в №№ 9, 10, 21 и 22 за 1961 г. Автор счел целесообразным разделить материал на две части: неопределенные события и конкретные достижения. Правда, толкование «космической символики» мыслилось автором как довольно туманная категория, в сферу притяжения которой попали все почтовые марки и прочие выпуски космической тематики, обобщенно фиксировавшие астронавтические события и юбилеи, а не абсолютно конкретные полеты космических летательных аппаратов. Такой принцип систематизации, сам по себе оправданный на первых порах космофилателии, не вызывал бы возражений, если бы его применение на практике, как показывало знакомство со статьей Рудзинского, не привело к всеядности и эклектике. Так, в статье допущено полное смешение под флагом «космической символики» таких несовместимых вещей, как материалы о К. Э. Циолковском и материалы 100-летия русской почтовой марки (специальные штемпеля), на том основании, что последние имеют изображение ракеты...

          В дальнейшем, продолжая хронику космической филателии, журнал помещал – на правах все той же «символики» – десятки цельных вещей и штемпелей, имеющих чисто формальное отношение к тематике и не представляющих никакого интереса с точки зрения документации истории. Эта тенденция была перенесена из журнальных статей в справочный каталог «Исследование космоса в филателии», о котором уже шла речь.

          Статьи на космическую тему помещались неоднократно и на страницах приложений к каталогам почтовых марок: «Эргенцунг», выпускавшегося в продолжение каталога «Липсия», «Михель-рундшау» – дополнения к каталогу «Михель» и др.

          Наконец, наиболее квалифицированно и глубоко занимались литературной работой в области космофилателии специализированные периодические бюллетени. Они издавались и издаются некоторыми филателистическими клубами и кружками.

          В марте 1960 г. был основан первый «Информационный бюллетень». Он явился органом секции филателистов «Геофизика – космос», входившей в ФИПКО. Издание продолжалось до начала 1964 г.

          В Швейцарии (Берн) издается с 1967 г. информационный бюллетень «Космос». Его выпускает тематическая секция ФИП, специализирующаяся в космофилателии.

 

Один из первых номеров бюллетеня «Геофизика – космос», издававшегося в Берлине

 

          В ФРГ ежемесячно выпускается бюллетень «Астрофилателия» – орган Общества космической филателии. Кроме того, там издается с 1962 г. бюллетень Международного объединения коллекционеров «Икарус» под названием «Космический репортер». С 1968 г. выходит журнал «Астрокурир».

          Американское общество тематической филателии – «АТА» – имеет свой бюллетень для космофилателистов – «Астрофила». Выпускается так же с апреля 1962 г. филателистический журнал «Спэйс крафт эксплорер». Издатель – фирма «Спэйс крафт» в Хантингтоне, специализирующаяся на почтовых сувенирах – спецконвертах, погашаемых в дни запусков космических летательных аппаратов.

          «Спэйс крафт эксплорер» стал помещать статьи о почтовой документации всех запусков, об особенностях космических полетов, ввел летопись космической эры, дал ряд публикаций, анализирующих ситуацию космической филателии в разных странах. Из номера в номер ведется своеобразный раздел «Все о конвертах с автографами». Отдавая дань моде, особенно распространенной среди любителей космофилателии в США, журнал сообщает координаты космонавтов, в том числе и советских, чтобы облегчить своим читателям поиски автографов.

          В годы, когда наметился массовый интерес к космической филателии, за рубежом стали выходить, помимо периодики, многочисленные «листки» и «обозрения». Они известны среди коллекционеров как «эфемеры», жившие непродолжительное время и заканчивавшие свой век, когда кончался «запал» у издателей. Появление и скоропостижная кончина подобных «листков», не отличавшихся ни литературным, ни научным уровнем, – обычное явление на Западе, где конъюнктуре подчинено все, в том числе и филателия.

          А где же серьезные литературные работы – книги и монографии по космофилателии? Пока их немного.

          В 1964 г. в Бухаресте вышла монография Иосифа Миху и Михая Поповича «Космическая эра в филателии». По своему объему (366 страниц) и по богатству иллюстраций она выгодна отличается от других филателистических исследований по космофилателии, появившихся за первые семь лет истории тематики. Книга адресована широкой массе филателистов, а также всем, кто интересуется воспитательным характером коллекционирования. Материал систематизирован по этапам запусков спутников, ракет и космических кораблей.

          К сожалению, в этой работе текстовая часть занимает подчиненное место. На первом плане – показ самого филателистического материала (850 иллюстраций). Думается, тематико-филателистическая монография выиграла бы от более детального анализа обширного материала. Авторам не удался заключительный раздел, освещающий так называемую «символику». В одну группу объединены и выпуски, где космический элемент служит лишь украшением, и весьма важный материал, который отображает или историю космонавтики или пропаганду мирного сотрудничества в исследовании космоса.

          Советским коллекционерам хорошо знаком изданный в конце 1966 г. в Берлине монографический каталог «Космос». Издание, подготовленное редакцией «Липсии», носит характер исследования, в котором собственно каталог не превалирует. Она начинается с интересной статьи научного секретаря Астронавтического общества ГДР Герберта Пфаффе «Введение в космические исследования». Заслуживает одобрения оговорка, недвусмысленно характеризующая выпуски Парагвая как явно спекулятивные. Представляет интерес приложение – подборка космических штемпелей 45 стран. Недостатком издания явился принцип размещения материала по странам.

          Первые разведывательные рейды филателистов-исследователей в глубь космофилателии не пройдут бесследно. Они проложили путь большой филателистической литературе, которой предстоит идти в ногу с бурным развитием космонавтики.

Назад   В начало   Вперёд