РАЗДЕЛ VI
НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ ДАЛЬНОБОЙНЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ РАКЕТЫ

Глава 1

Возникновение класса дальнобойных тактических ракет

Единственными носителями первых ядерных бомб были стратегические бомбардировщики — Б-29 и Б-36 в США и Ту-4 в СССР.

Стратегические бомбардировщики 50-60-х годов мало подходили для нанесения ядерных ударов по передовым позициям войск. С уменьшением весогабаритных характеристик ядерных боеприпасов (ЯБП) эффективными носителями ядерного оружия стали истребители-бомбардировщики. Но и они имели ряд существенных недостатков. Их применение зависело от погоды, времени суток и насыщенности ПВО противника, у них было весьма велико время реакции (от подачи заявки до нанесения удара). Наиболее оптимальным вариантом представлялось предоставление корпусам, дивизиям, полкам и даже батальонам средств доставки ЯБП. В 50-60-е годы такими средствами могли быть классические артиллерийские орудия, безоткатные орудия и неуправляемые тактические ракеты. В США было решено вести работы по всем трем направлениям, аналогично поступили и в СССР, хотя и с некоторым запаздыванием.

Уже в конце 40-х годов в США началась разработка огромных атомных пушек. В результате в 1952 году была принята на вооружение 280-мм пушка Т-131, представлявшая собой полустационарную установку, мало отличавшуюся по конструкции от орудий первой мировой войны. Установка могла перевозиться только по шоссе двумя тягачами. Несколько часов требовалось на инженерную подготовку позиции к стрельбе. Орудие стреляло снарядами Т-124 (1952 год) и Т-315 (1963 год) с ЯБП мощностью 15 кТ на дальность до 28,7 км.

Хотя пушка Т-131 и состояла на вооружении армии США до 1963 года, еще в процессе испытаний стало ясно, что 75,5-тонная махина не отвечает предъявленным требованиям.

В СССР также шли методом проб и ошибок, и в 1953-1957 годах создали два монстра — 406-мм нарезную пушку СМ-54 (2А3) и 420-мм гладкоствольный миномет СМ-58 (2Б1). Вес установок был, соответственно, 55 и 64 тонны, длина 2Б1 свыше 20 м, а высота 5,73 м. Хотя оба монстра и были самоходными, их мобильность была еще хуже, чем у Т-131. Монстры не проходили ни по мостам, ни под мостами, телеграфными и силовыми проводами, не вписывались в повороты городских и сельских улиц и т. д.

Единственной альтернативой огромным артиллерийским орудиям могли стать ракетные установки. Первые тактические ракеты — носители ядерных боеприпасов были неуправляемыми как в США, так и в СССР. Причин этому много. Радиоуправление было нежелательно, так как в этом случае ракета становилась зависимой от помех, кроме того, требовался воздушный или наземный пост наведения. Системы самонаведения в начале 50-х годов только создавались, и то лишь для морских и воздушных целей, а для наземных целей они даже и не проектировалась. И наконец, существовавшие тогда инерциальные системы управления при дальности 100-300 км давали отклонение 2-5 км, то есть среднее вероятное отклонение при стрельбе на дистанцию порядка 30 км было бы 500-1000 м, что соизмеримо с точностью неуправляемых снарядов.

С 1953 года до середины 60-х годов в США выпускались различные варианты неуправляемой твердотопливной ракеты «Онест Джон». Основным назначением ракеты была стрельба ядерными боеприпасами. Для нее были разработаны ЯБП W-7Y2 и W-31 мод. 0, 1, 2 мощностью от 2 до 40 кТ. Кроме того, ракета имела фугасные, химические и бактериологические боевые части. В полете ракета стабилизировалась хвостовым оперением, а для компенсации неравномерности тяги двигателя снаряду придавалось небольшое вращение восемью малыми тангенциально расположенными реактивными двигателями. Для транспортировки и пуска ракет «Онест Джон» использовались установки М286 и М289, созданные на шасси 5-тонного грузового автомобиля. При возке на большие расстояния ракета разбиралась на три части — боеголовку, двигательную установку и плоскости стабилизатора. Первые серийные образцы ракеты «Онест Джон» (снаряд М31) имели дальность стрельбы 27,5 км, а в 1961 году принята на вооружение модификация (снаряд М50) дальностью 40 км. На вооружении ракеты «Онест Джон» состояли до 1987 года.

Твердотопливная ракета «Литлл Джон» имела ту же схему стабилизации и отличалась от «Онест Джон» в основном габаритами. Ракета оснащалась ЯБП W45 (Yl, Y2, Y3) мощностью от 0,5 до 15 кТ. Ракета «Литлл Джон» имела две пусковые установки — облегченную и самоходную. Облегченная установка состояла из лафета, выполненного в виде одноосного прицепа. Самоходная установка монтировалась на шасси гусеничного трактора, вес ее 7,5 тонны.

Естественно, что к разработке неуправляемых тактических ракет приступили и в СССР.

Глава 2

Ракетная система «Коршун»

Ракетная система «Коршун» с тактическими ракетами 3Р-7 до сих пор малоизвестна. (Рис. 139)

В отличие от всех других серийных неуправляемых ракет сухопутных войск 3Р-7 имела не твердотопливный, а однокамерный жидкостный реактивный двигатель. В качестве горючего был использован керосин, а окислителя — азотная кислота. (Рис. LV цветной вклейки)

Корпус ракеты калиберный, то есть диаметр головной части равен диаметрам средней и хвостовой частей. Боевая часть фугасная. Стабилизация ракеты производилась за счет четырех крыльевых стабилизаторов и вращения ракеты (для компенсации эксцентриситета двигателя).

Проектирование ракеты 3Р-7 было начато в 1952 году в НИИ-88 (поселок Подлипки под Москвой). Пусковая установка СМ-44 (артриллерийская часть) была спроектирована в ЦКБ-34 в г. Ленинграде. Рабочие чертежи и техническая документация СМ-44 были закончены 14 апреля 1955 года. В ГАУ пусковая установка получила индекс 2П5.

В качестве шасси был использован трехосный полноприводный автомобиль высокой проходимости ЯАЗ-214. Первые опытные автомобили ЯАЗ-214 были изготовлены в 1951 году, но к их серийному производству Ярославский завод приступил лишь в начале 1957 года. В 1959-1960 годах производство автомобилей ЯАЗ-214 было перенесено в город Кременчуг, где они получили название КрАЗ-214.

ЯАЗ-214 был оснащен мощным шестицилиндровым дизелем ЯАЗ-206Б мощностью 205 л. с. , который позволял автомобилю развивать скорость по шоссе до 55 км/час и преодолевать подъемы крутизной до 30°. Запас хода пусковой установки 2115 был 530 км. Вес пусковой установки 18,14 тонны.


Рис. 139. Пусковая установка 2П5 (СМ-44) комплекс «Коршун»

В серийное производство система «Коршун» поступила в 1957 году. В том же году состоялся и первый показ системы во время парада 7 ноября на Красной площади. Ракета имела неудовлетворительную кучность, и после изготовления небольшой партии производство ее было прекращено.

Данные ракеты 3Р-7

Конструктивные данные
Калибр ракеты, мм
Длина ракеты, мм/клб
Вес боевой части, кг
Вес топлива, кг
Вес ракеты стартовый, кг
Число направляющих на ПУ
Максимальный угол возвышения ПУ, град 52°
Угол горизонтального наведения ПУ, град
Баллистические данные
Дальность стрельбы максимальная, км
Время работы двигателя, с
Длина активного участка траектории, км
Скорость максимальная, м/с

250

5535/22,1

100

162

375

6

52°



55

7,8

3,8

1002


В том же 1952 году на конкурсной основе разрабатывался в СКБ-385 и другой вариант «Коршуна» — неуправляемая ракета 8Б51. Ракета имела однокамерный жидкостный реактивный двигатель С2.260, работавший на керосине и азотном окислителе. По своим характеристикам проект СКБ-385 мало отличался от проекта НИИ-88. Внешнее характерное отличие — четыре косорасположенных стабилизатора. СКБ-385 проиграло конкурс НИИ-88, и работы над 8Б51 были прекращены в сентябре 1954 года.

Глава 3
Ракетная система «Филин»

Первые отечественные тактические твердотопливные ракеты — носители ядерных боеголовок 3Р-1 «Марс» и 3Р-2 «Филин» были разработаны в НИИ-1 ГКОТ, современное название — Московский институт теплотехники (МИТ). Главным конструктором ракет был Н. П. Мазуров. Испытания ракет 3Р-2 «Филин» были начаты в 1955 году. (Рис. 140, 141)

Надкалиберная головная часть ракеты оснащалась спецзарядом. Стабилизация ракеты в полете производилась с помощью крыльевых стабилизаторов и вращением (для компенсации эксцентриситета двигателя). Первоначальное проворачивание ракете придавала сама направляющая. К продольной балке направляющей прикреплен винтовой ведущий полоз Т-образного сечения, по которому при старте ракеты движется ее штифт.



Рис. 140. Пусковая установка 2П4 комплекса «Филин» (вид спереди)



Рис. 141. Пусковая установка 2П4 комплекса «Филин»

Двигательная установка двухкамерная, пороховая. Она состояла из головной и хвостовой камер сгорания. Промежуточная сопловая крышка имела переходный конус для соединения с хвостовой камерой. По ее окружности расположены 12 сопловых отверстий, оси которых наклонены к продольной оси ракеты под углом 15°. Это предотвращало удар истекающей струи газов по корпусу хвостовой камеры, так как струи раскаленных газов направлялись назад и в сторону. Кроме того, оси сопловых отверстий расположены под углом 3° к образующей, чем создавался крутящий момент, сообщающий ракете вращательное движение.

Через контакты пиросвеч напряжение подавалось на пиропатроны, раскаленная нить воспламеняла пороховой состав, возникшии луч огня зажигал дымный порох воспламенителя головной камеры.

Рис. 142. Ракеты 3Р-1 и 3Р-2


Обе камеры начинали работать практически одновременно. Металлические заглушки, которые герметизировали сопла в обычных условиях эксплуатации, вышибались давлением пороховых газов. Ракета начинала движение по направляющей.

СКБ-2 Кировского завода для комплекса «Филин» разработало пусковую установку 2114 «Тюльпан» на шасси объекта 804. Объект 804 был создан на базе самоходной установки ИСУ-152К. Вес пусковой установки с ракетой 40 т. Максимальная скорость движения 2П4 по шоссе 30 км/час с ракетой и 41 км/час без ракеты. Экипаж пусковой установки 5 человек.

В 1957 году Кировский завод изготовил 10 пусковых установок 2П4, а в 1958 году — еще 26.

Данные первых советских твердотопливных тактических ракет (Рис. 142)

Ракета
Калибр, мм:
ракеты
надкалиберной боевой части
Длина ракеты, мм/клб
Вес боевой части, кг
Вес топлива, кг
Вес ракеты стартовый, кг
Дальность стрельбы, км:
максимальная
минимальная
Время работы двигателя, с
Длина активного участка
траектории, км
Скорость максимальная, м/с
ЗР-1 «Марс»

324
600
9040/27,3
565
496
1760

17,5
10
7,0

2,0
531
ЗР-2 «Филин»

612
850
10370/17
1200
1642
4430

25,7
?
4,8

1,7
686

Глава 4

Ракетная система «Марс»

Ракета 3Р-1 комплекса «Марс» принципиально была устроена подобно «Филину». Двигатель имел два сопловых блока и две камеры (головную и хвостовую). Вес порохового заряда 496 кг пороха марки НМФ-2. Сила тяги существенно зависели от окружающей среды: при +40°С — 17,4 т; при +16°С — 17,3 т, а при -40°С — 13,6 т.

Боевая часть ракеты с ядерным зарядом покрывалась специальным чехлом для термостатирования. Первоначально подогрев осуществлялся с помощью горячей жидкости, а затем — с помощью специальных электронагревателей (спиралей в чехле). Для этого на пусковой установке или транспортно-заряжающей машине был установлен специальный электрогенератор.

Скорость схода ракеты с пусковой: 37 м/с при +15°С и 32 м/с при — 40°С.

Минимальная дальность стрельбы 8-10 км получалась при угле вертикального наведения +24°. При минимальной дальности рассеивание ракет было максимальным (среднее рассеивание — 770 м). При максимальной дальности стрельбы 17,5 км время полета ракеты составляло 70 секунд, а скорость у цели 350 м/с, рассеивание минимально — 200 м.

Самоходная пусковая установка 2П2 для комплекса «Марс» была создана в 1957-1959 годах в ЦНИИ-58 под общим руководством В. Г. Грабина. Главный конструктор системы Федоров. Пусковая установка была создана на шасси плавающего танка ПТ-76 и получила индекс ЦНИИ-58 — С-119А (в ряде документов она именовалась С-123А). Кроме того, в ЦНИИ-58 были спроектированы транспортно-заряжающая машина 2П3 (С-120) и баллистическая пусковая установка С-121.

Транспортно-заряжающая машина 2П3 также была создана на шасси ПТ-76. На ней находились две ракеты и кран.

Паз направляющей под ведущий штифт ракеты 3Р-1 выполнен следующим образом: 1-й участок на длине 1150 мм имел нулевую крутизну; 2-й участок на длине 3000 мм имел прогрессивную крутизну с углом подъема, изменяющимся от 0° до 1°7'; 3-й участок на длине 2800 мм имел постоянную крутизну с углом подъема 1°7'.

Серийное производство пусковых установок и транспортно-заряжающих машин для комплекса «Марс» велось на заводе «Баррикады» в Сталинграде. В 1959-1960 годах заводом «Баррикады» было изготовлено 25 пусковых установок 2П2 и 25 транспортно-заряжающих машин 2П3.

Для замены гусеничной пусковой установки была предпринята попытка создания пусковой установки на колесном шасси. С этой целью завод ЗИЛ изготовил в 1960 году два автомобиля ЗИЛ-135Е под пусковую установку «Марс». 20 сентября 1958 года ОКБ завода «Баррикады» под руководством Г. И. Сергеева приступило к разработке пусковой установки Бр-217 и транспортно-заряжающей машины Бр-118 на колесном шасси для ракет «Марс». Однако на вооружение эти пусковые установки приняты не были.

Данные пусковой установки С-122А комплекса «Марс»

Угол ВН, град
Угол ГН, град
Длина направляющей, мм
Расстояние от грунта до оси снаряда, мм
Расстояние от грунта до оси цапф НУ, мм
Клиренс ПУ, мм
Вес качающейся части без ракеты, кг
Вес вращающейся части
(без качающейся части и ракеты), кг
Вес артиллерийской части с ракетой, кг
Вес шасси, кг
Полный вес ПУ в боевом положении, кг
Расчет, чел.
Запас хода по шоссе по горючему, км
Скорость максимальная, км/час: заряженной ПУ
незаряженной ПУ
Мощность двигателя шасси, л. с.

+ 15°; +60°

±5° ч

6700

2650

2100

400

1377

1105

5112

11329

16441

3

250

20

30-40

235


У комплекса «Марс» были и конкуренты. Так, по постановлению Совета Министров № 189-89 от 13. 02. 1958 г. в СКБ-172 (г. Пермь) разрабатывали твердотопливную ракету «Ладога». По первоначальному проекту ракета имела две ступени. Однако летно-конструкторские испытания, проведенные в 1960 году, показали, что двухступенчатая схема очень сложна и «не обеспечивает нормальные пуски». В конце 1960 года СКБ-172 отказалось от дальнейшей отработки двухступенчатой схемы и перешло к одноступенчатой.

Бросковые испытания одноступенчатой ракеты в апреле 1961 года дали положительные результаты. Но в ходе трех пусков в июле-сентябре 1961 года происходило разрушение ракеты на активном участке траектории из-за потери устойчивости и разрушения раструба ствола. В конце 1961 года сопловый блок был доработан, и в начале 1962 года на заводе № 172 шла сборка 12 опытных ракет с новым сопловым блоком. Однако 3 марта 1962 года вышло постановление № 213-113, в котором было предписано прекратить все работы по «Ладоге» на стадии летно-конструкторских испытаний «как по неперспективному изделию».

На заводе «Уралмаш» под руководством П. П. Петрова создавался комплекс «Онега» с твердотопливной ракетой. И «Онегу» постигла участь «Ладоги».

Глава 5

Ракетный комплекс «Вихрь»

Разработка тактического неуправляемого ракетного комплекса «Вихрь» была начата по постановлению Совета Министров СССР № 189-89 от 13 февраля 1958 года. Тактико-техническое задание было выдано Главным артиллерийским управлением 14 апреля 1958 года за № 007589. Головным разработчиком комплекса было назначено ОКБ-670 ГКАТ, главный конструктор М. М. Бон-дарюк.

Ракета «036» была создана на базе опытных ракет «025» и «034». Эскизный проект ракеты «036» был утвержден 30 июня 1958 года, и КБ приступило к выполнению технического проекта. Испытания ракеты проводились с 1958 года на полигоне во Владимировке. (Рис. 143)

Ракета «036» имела цилиндрический корпус с лобовым воздухозаборником прямоточного воздушно-реактивного двигателя с центральным телом, создававшим два скачка уплотнения, за которым располагалась боевая часть, затем — бак горючего с системами подачи и в хвостовой части — двигатели.

На ракете была применена двигательная установка интегральной схемы, при которой стартовый двигатель находился внутри маршевого прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Реактивная струя стартового двигателя проходила через камеру сгорания прямоточного двигателя, как на ракете «034».

Рис. 143. Ракета «036»


Стартовый двигатель ПРД-61 с тягой 6570 кг был разработан в КБ-2 завода № 51 ГКАТ. Маршевый двигатель РД-036 с тягой около 1000 кг был разработан в ОКБ-670. Двигатель работал на бензине Б-70.

Стабилизация ракеты осуществлялась четырехперым крестообразным оперением трапециевидной формы и медленным проворотом ракеты в полете.

Максимальная дальность стрельбы ракеты «036» 70 км, минимальная 20 км. Рассеивание при максимальной дальности составляло 700 м. Максимальная высота траектории 16,9 км. Максимальная скорость полета 970-1000 м/с.

Стартовый вес ракеты 450 кг. Полная длина 6056 мм. Диаметр корпуса 364 мм. Размах оперения 800 мм.

В НИИ-24 для ракеты «036» была разработана осколочно-фугасная боевая часть весом 100 кг, содержавшая 45 кг взрывчатого вещества.

Пусковая установка Бр-215 на базе автомобиля ЯАЗ-214 была разработана в ОКБ-221 завода «Баррикады». В 1957-1958 году был изготовлен ее опытный образец, который прошел испытания на полигоне Капустин Яр. На пусковой установке были смонтированы шесть спиральных направляющих для ракет типа «Вихрь». Вес пусковой установки с ракетами 18 тонн. Максимальная скорость движения пусковой установки 55 км/час, запас хода по шоссе 850 км.

Вслед за ракетой «036» в ОКБ-670 была разработана ракета «036А». Она отличалась установкой более мощного маршевого двигателя РД-036А с тягой 1100-1200 кг. Остальные данные были приблизительно теми же, что и у ракеты «036».

В 1958-1959 годах было произведено 30 пусков ракет «034», «036» и «036А».

Глава 6

Ракетная система «Луна»

Проектирование комплекса «Луна» было начато в 1953 году в Московском институте теплотехники под руководством Н. П. Мазурова, а полномасштабные работы — в 1956 году. В 1961 году комплекс был принят на вооружение. Целью разработки нового комплекса было увеличение дальности стрельбы по сравнению с «Филином» и «Марсом», которые уступали «Честному Джону» («Honest John»).

Первоначально разработчики спецзаряда предложили конструкцию, которую можно было разместить в головной части диаметром 415 мм. Поэтому ракета «Луна» 3Р9 проектировалась с калиберной головной частью как для спецзаряда, так и для осколочно-фугасного боеприпаса. Однако в процессе разработки размеры и вес спецзаряда существенно увеличились, и работы по ракете 3Р9 продолжались только в варианте с осколочно-фугасной головной частью 3Н15. Для ядерного заряда пришлось делать новую ракету 3Р10 с более тяжелой надкалиберной головной частью 3Н14. Ракетный двигатель обеих ракет был одинаков. Твердотопливный двигатель имел два сопловых блока и две камеры, подобно ракете 3Р-1 комплекса «Марс». За счет меньшего веса и лучшей аэродинамики боеголовки ракета 3Р9 имела большую дальность стрельбы, чем 3Р10 (44,5 км против 32,2 км). Двигательная установка была спроектирована НИИ-1 и НИИ-125.

В серийное производство ракета 3Р10 была запущена в 1961 году.

Пусковая установка для ракеты «Луна» была создана в ЦНИИ-58 и получила индекс ЦНИИ — С-123А и индекс ГРАУ -2П16. Гусеничное шасси для пусковой установки (объект 906) было создано на базе ПТ-76 в КБ Волгоградского тракторного завода.

Комплекс «Луна» в целом получил индекс ГРАУ — 2К6. В состав комплекса входили: пусковая установка 2П16, транспортная машина 2У663 (специальный полуприцеп с тягачом ЗИЛ-157В с двумя ракетами 3Р9 или 3Р10), а также автомобильный кран К-51 грузоподъемностью 5 т. Так как ресурс по километражу ходовой части был невысок, то при перевозке на большие расстояния пусковая установка 2П16 устанавливалась на специальный полуприцеп и транспортировалась» седельным тягачом МАЗ-535В. (Рис. 144, 145, LVI цветной вклейки)

В конце 1962 года в ходе Карибского кризиса комплексы «Луна» и «Онест Джон» оказались на грани боевого применения. Двенадцать пусковых установок 2П16 с ракетами 3Р10 были доставлены на Кубу. А ракеты «Онест Джон» с ядерными боеголовками вошли в состав американских сил вторжения, приготовленных к броску на остров Свободы.



Рис. 144. Транспортная машина 2У663У ракет «Луна-М»

8 июня 1959 года было принято постановление Совета Министров № 378-180 о разработке колесной пусковой установки для комплекса «Луна». Замена гусеничной пусковой на колесную обосновывалась целым рядом факторов. Существенно увеличивался ресурс ходовой части (до капремонта), а также скорость движения по шоссе. Дешевле становилась эксплуатация пусковой установки. Наконец, при движении по бездорожью и грунтовым дорогам гусеничные шасси сильно трясло. Эта тряска была нипочем неуправляемой ракете, но плохо влияла на устройство спецзаряда в 3Р-10. И наконец, с 50-х годов и до настоящего времени в руководстве нашего Министерства обороны идет непрерывная война любителей гусеничных машин и любителей колесной техники. Причем полем битвы являются не только пусковые установки неуправляемых и управляемых ракет «земля — земля», но и БТРы, самоходные орудия, артиллерийские и ракетные комплексы ПВО и т. п. Периодически победу в чернильных баталиях одерживает то одна, то другая сторона, что немедленно материализуется в переходе различных изделий с гусениц на колеса или наоборот.

С 10 марта 1959 года в ОКБ завода «Баррикады» под руководством Сергеева началась разработка колесного шасси для пусковой установки комплекса «Луна». Были созданы проекты пусковых установок: Бр-226-I на шасси автомобиля ЯАЗ-214; Бр-226-II на шасси автомобиля ЗИЛ-134 (изделие «135»); Бр-226-III на шасси автомобиля ЗИЛ-135Л.



Рис. 145. Пусковая установка Бр-230 ракет «Луна-М»

20 февраля 1960 года началось проектирование пусковой установки Бр-230 на специальном полуприцепе, буксируемом седельным тягачом. Был вариант пусковой установки на плавающем транспортере ПТС-65. (Рис. 146)

Из всех этих разработок в металле были изготовлены только пусковые установки Бр-226-II (индекс ГРАУ-2П21). (Рис. 147) На четырехосный автомобиль ЗИЛ-134 была наложена баллистическая установка С-121. Всего за месяц Бр-226-II была собрана и отправлена на испытания. В мае 1959 года установка Бр-226-П проходила ходовые испытания в излучине Дона. Машина была плавающая, но при попытке плыть по Дону чуть не перевернулась. Затем Бр-226-П отправили на полигон, где провели три пуска ракет.



Рис. 146. Пусковая плавающая установка 2П16 комплекса «Луна»



Рис. 147. Пусковая плавающая установка 2П21 для ракет «Луна-М»

Выводы комиссии, испытывавшей установку:

— пусковая установка с задними домкратами и опорами под передней осью с сухого твердого грунта имеет достаточную устойчивость;

— перемещение корпуса установки при стрельбе практически одинаково с перемещением гусеничной установки 2П16.

Технические характеристики пусковой установки 2П21 (плавающей):

— вес автомобиля ЗИЛ-134 (изделие 135) 9700 кг;

— двигатель — два V20BK карбюраторных шестицилиндровых верхнеклапанных мощностью по 120 л. с. ;

— максимальная скорость 40 км/час;

— тип кузова: плавающий герметичный цельнометаллический корпус со встроенной рамой.

В связи с превышением расчетной грузоподъемности автомобиля за счет установки артиллерийской части водоходные качества автомобиля были утрачены.

В связи с созданием комплекса «Луна-М» постановлением Совета Министров № 694-233 от 15 июня 1963 года работы по пусковым установкам 2П21 были прекращены «как по устаревшему образцу». (Рис. 148)

Рис. 148. Ракеты комплекса «Луна»


Глава 7

Ракетная система «Луна-М»

16 марта 1961 года вышло постановление Совета Министров № 247-104 о создании ракетного комплекса 9К52 «Луна-М». Основной задачей разработки комплекса было увеличение дальности стрельбы тактической ракетой до 65 км. Согласно постановлению, в состав комплекса входили ракеты с несколькими головными частями: ядерной, химической и фугасной. На всякий случай постановлением было задано проектирование двух пусковых установок — колесной и гусеничной. Головным исполнителем работ был назначен Московский институт теплотехники.

Ракета 9М21Ф имела фугасную боевую часть 9Н18Ф, снаряженную 200 кг сильного взрывчатого вещества ТГА-40/60. Взрыватель неконтактного действия. При разрыве 9Н18Ф образовывалось около 15 000 осколков.

Ракета 9М21Б оснащалась специальной боевой частью АА22 с радиовзрывателем. Позже появились ракеты 9М21Б1 с более мощной боевой частью АА38.

Ракета 9М21Г оснащалась химической боевой частью 9Н18Г. Разработка 9Н18Г отставала от графика, и на вооружение ракета 9М21Г поступила не ранее конца 1965 года.

Уже в ходе работ над «Луной-М» в НИИ-24 была разработана ракета 9М21А с агитационной головной частью 9Н18А. Первые летные испытания 9М21А были проведены в марте 1964 года.

В 1963-1964 годах начались испытания ракет 9М2ГОФ с кассетной боевой частью 9Н18-ОФ. Вес боевой части 9Н18-ОФ был около 400 кг. Она содержала 42 боевых элемента весом по 7,5 кг. Элемент содержал 1,7 кг взрывчатого вещества. Осколки боевых элементов одной ракеты могли поразить живую силу и легкобронированные объекты противника на площади порядка нескольких гектаров. Головная часть 9Н18-ОФ снабжалась радиовзрывателем. Подрыв головной части, и разлет боевых элементов производились на высоте 1400-1000 м.

На вооружение ракета 9М21-ОФ поступила лишь в 1969 году. Кроме того, для учебных целей использовались ракеты 9М21Е и 9М21Е1.

Все ракеты комплекса «Луна-М» имели одинаковый пороховой двигатель 3X18. Принципиально его работа была аналогична двигателю ракет «Луна».

29 февраля 1960 года (то есть еще до выхода постановления № 247-104) ОКБ завода «Баррикады» начало проектирование колесной пусковой установки Бр-231 на шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМ. А 14 июня 1960 года ОКБ параллельно начало проектирование гусеничной пусковой установки Бр-237 на шасси «объект 910». «Объект 910» был создан на базе ПТ-76 на Волгоградском тракторном заводе под руководством И. В. Гавалова.

А 29 марта 1961 года началось проектирование для «Луны-М» сверхоригинальной пусковой установки Бр-257. Эта пусковая установка была создана на базе легкого малогабаритного самоходного двухосного шасси и предназначалась для перевозки в вертолете. (Рис. 149, 150) В начале 60-х годов в СССР были созданы мощные вертолеты, способные перевозить автомобили, артиллерийские орудия и другую технику. Наших военных обуяла идея создать спе

Рис. 149. Вертолетная пусковая установка 9П114 (Бр-257)




Рис. 150. Вертолетная пусковая установка 9П114 (Бр-257)

циальные малогабаритные и легкие самоходные пусковые установки для тактических и оперативно-тактических ракет, которые могли бы транспортироваться вертолетами. 5 февраля 1962 года вышло постановление Совета Министров № 135-66 о создании комплекса 9К53 «Луна-МВ».

Замышлялась целая система ракетно-вертолетных комплексов в составе комплексов МИ-10РВК и МИ-6РВК. В первом комплексе вертолет МИ-10 транспортировал самоходную пусковую установку 9П116 с крылатой ракетой 4К95 (С-5В). А вертолет МИ-6 мог транспортировать как комплекс 9К73 с баллистической ракетой Р-17В, известной на Западе как «Скад», так и комплекс 9К53 с ракетой «Луна-МВ».

В комплексе 9К53 ракета «Луна-МВ» устанавливалась на легкую самодвижущуюся пусковую установку 9П114 и лебедкой затаскивалась в грузовую кабину вертолета МИ-6 или В-10. Предполагалось, что вертолет может доставить ее в удаленный или недоступный для наземного транспорта район, а то и в тыл противника. Далее при необходимости пусковая установка проделает еще какой-то путь на колесах и затем внезапно нанесет ракетный удар из точки, где враг и не мог предполагать наличие ракетной установки.

Разработчиками «Луны-МВ» были НИИ-1 (по комплексу) и ОКБ-329 ГКАТ (по приспособлению вертолетов МИ-6 и В-10 в качестве носителей пусковых 9П114).

Вертолетная пусковая установка (ВПУ) была разработана в КБ завода «Баррикады» (ныне ЦКБ «Титан»).

Основные характеристики ВПУ Бр-257 (9П114)

Вес ВПУ без ракеты, т
Вес ВПУ с ракетой, т
Скорость самодвижения с ракетой, км/час
Запас хода по горючему, км
Скорость буксировки за тягачом, км/час:
ВПУ с ракетой
ВПУ без ракеты
Габариты ВПУ без ракеты, м:
высота
ширина
длина 8950

4,5

7,5

3-8

40-45

10

15

1535

2430

8950


В качестве двигателя ВПУ был использован карбюраторный двигатель М-407 мощностью 45 л. с. от автомобиля «Москвич».

В ходе разработки проект ВПУ был модернизирован и получил индекс Бр-257-1. Завод «Баррикады» изготовил два образца Бр-257-1. Заводские испытания первого образца проходили с 29 сентября по 6 октября 1964 года, а второго образца — с 12 по 17 марта 1965 года.

В 1964 году все три пусковые установки комплекса «Луна»: колесная Бр-231 (индекс ГАУ— 9П113), гусеничная Бр-237 (911112) и вертолетная Бр-257 (9П114) — прошли полигонные испытания на Ржевке под Ленинградом.

По результатам испытаний пусковой установки 9П114 было решено ее доработать. Забегая вперед, скажем, что в 1965 году комплекс МИ-6РВК (9К53 и 9К74) поступил в войска для опытной эксплуатации.

Не вдаваясь в подробности, отметим, что создание ракетно-вертолетных комплексов было в целом нелепой идеей, имевшей массу заведомо неустранимых недостатков. В результате этого ни один из них так и не поступил на вооружение. Тем не менее стоит отметить, что конструкторы ЦКБ «Титан» в целом успешно справились с задачей и разработали ряд интересных узлов и конструкций.

Гусеничная пусковая установка Бр-235 (9П112) после испытаний была забракована. (Рис. 151)



Рис. 151. Пусковая установка 9П112 (Бр-235)

А на вооружение приняли комплекс 9К52 «Луна-М», в составе которого были ракеты 9М21Б и 9М21Ф, колесная пусковая установка 9П113 и транспортная машина 9Т29. (Рис. 152-155)

Пусковая установка 9П113 была создана на базе автомобиля ЗИЛ-135ЛМ, разработанного в 1963 году на заводе ЗИЛ. В том же году производство этих автомобилей было перенесено на Брянский автозавод. ЗИЛ-135ЛМ представлял собой длиннобазное четырехосное шасси высокой проходимости со всеми ведущими колесами. Силовая установка состояла из двух двигателей ЗИЛ-375Я. Двигатели карбюраторные, восьмицилиндровые, V-образные, с жидкостным охлаждением, мощностью по 180 л. с. каждый. Установка двух двигателей на шасси позволяла с незначительными ограничениями продолжать движение на одном двигателе в случае выхода из строя другого двигателя.



Рис. 152. Пусковая установка 9П113 комплекса «Луна-М»

1 — кабина экипажа;

2 — ракета; .

3 — домкрат опорный;

4 — лестница;

5 — ящик со снаряжением;

6 — отсек моторный;

7 — стрела подъемного крана;

8 — площадка для размещения расчета при погрузке ракеты;

9 — площадка для размещения расчета при наведении


Радиус поворота 9П113 — 12,5 м. Максимальный угол подъема на сухом твердом грунте (с ракетой) 30°. Допустимый крен при движении по косогору 20°. Преодолеваемый брод 1,2 м.

Установка 9П113 имела собственный гидромеханический кран грузоподъемностью в 2,6 т для погрузки ракет, что позволило исключить самоходный кран из состава комплекса. Кран позволил производить не только заряжание пусковой установки ракетой с транспортно-заряжающей машины, но делать перестыковку (замену) головных частей на своей направляющей.

Установка 2П113 могла гарантированно произвести не менее 200 пусков ракеты «Луна-М». Причем при необходимости она могла вести огонь прямой наводкой.

Рис. 153. Пусковая установка 911113

комплекса «Луна-М»


Рис. 154. Погрузка ракеты «Луна-М»
на пусковую установку 9П113



Транспортно-заряжающая машина 9Т29 была создана также на шасси ЗИЛ-135ЛМ. Транспортно-заряжающая машина перевозила три ракеты «Луна-М» любой модификации. Расчет машины 2 человека.

По специальному заданию правительства в 1968 году на основе комплекса 9К52 «Луна-М» был создан комплекс 9К52ТС, приспособленный к условиям тропического климата. При этом пусковая установка 9П113ТС и транспортная машина 9Т29ТС были доработаны для эксплуатации ракет только с фугасными боеголовками.

29 июля 1966 года вышло постановление Совета Министров СССР о новой модернизации комплекса «Луна». Основной целью модернизации комплекса было увеличение точности стрельбы. Как старые ракеты 3Р-10 и 3Р-9, так и новые ракеты «Луна-М» имели круговое вероятное отклонение от 1200 до 2000 м (на разных дальностях стрельбы). Новая ракета «Луна-3» должна была иметь круговое вероятное отклонение меньше в 1,5-2 раза. Кроме того, исключалось применение метеозондов, которые запускались перед стартом всех неуправляемых снарядов («Марс», «Филин», «Луна» и «Луна-М») и тем демаскировали комплекс. Для повышения точности стрельбы в ракете устанавливался так называемый корректор дальности, управляющий аэродинамическими щитками.



Рис. 155. Транспортная машина 9Т29 для комплекса «Луна-М»

В 1967 году ОКБ завода «Баррикады» провело модернизацию комплекса 9К52. Новый комплекс 9К52М с пусковой установкой 9П113М мог производить пуски как ракет «Луна-М», так и ракет «Луна-3».

Однако проведенные в 1968-1969 годах летные испытания ракет «Луна-3» дали еще большее круговое вероятное отклонение чему «Луны-М», то есть корректор работал неудовлетворительно. Было признано нецелесообразным проведение дальнейших работ по усовершенствованию «Луны» и принято решение начать проектирование полномасштабной системы управления для дивизионной тактической ракеты.

Таким ракетным комплексом стала «Точка», разработка которой началась в марте 1968 года. «Точка» поставила точку в развитии дивизионных тактических неуправляемых ракет.

Комплекс 9К52 широко экспортировался в различные страны мира. Комплекс «Луна-М» использовался иракской армией в ходе операции «Буря в пустыне».

При поглощении ФРГ ГДР комплекс «Луна-М» со всей документацией и обслуживающим персоналом попал в распоряжение командования НАТО.

Таблица 67

Данные ракет типа «Луна»

Ракета3Р-103Р-9«Луна-М»«Луна-3»
Калибр, мм: ракеты надкалиберной боевой части415
540
415
415
544
544
544
544
Длина ракеты, мм10 60091008960/9400*8960
Размах оперения, мм??1700?
Вес боевой части, кг503 (спец.)358 (Фугасн.)420455
Вес топлива, кг84084010801100
Вес ракеты стартовый, кг228721752432-2450
2486*
около
2500
Дальность, км:
максимальная
минимальная
32,2
10
44,5
12
67-68
12-15
70-75
15
Время работы двигателя, с4,3???
Длина активного участка, км2,0???
Скорость максимальная, м/с767?около 1200?

* Для ракет 9М21Б, Ф, Е/9М21Б1 и Е1.

Данные ПУ комплексов


Индекс ПУ
Угол ВН, град
Угол ГН, град
Длина направляющих, мм
Расстояние от грунта до оси цапф
качающейся части, мм
Габариты установки, мм:
длина
ширина
высота с ракетой
высота без ракеты
Ширина колеи, мм
Клиренс, мм
Вес шасси, кг
Вес качающейся части без ракеты, кг
Вес артиллерийской части
с ракетой, кг
Вес всей установки, кг:
без ракеты
с ракетой
Мощность двигателя, л. с.
Скорость возки с ракетой, км/час:
по бездорожью
по грунтовой дороге
по шоссе
Время пуска, мин:
из походного положения
из боевого положения
(готовность № 2)
Расчет, чел.
Запас хода по шоссе
(по контрольному расходу
топлива), км

* С ракетой 3Р10/3Р9.

«Луна»

2П16

?; +60°

±5°

7710

1635

?

3140

?

?

?

370

11519

1494

5548/5433*

15 080/15 077*

17 367/17 252*

235

?

16-18

40

7

5

11


?

«Луна-М»

9П113

+15°; +65°

±7°

9970

?

10 690

2800

3350

2860

2300

около 500

около 10 500

?

?

14 890

17 560

360

20

40

60

10

7

7


650



Глава 8

Ракетный комплекс «Резеда»

В начале 60-х годов была начата разработка тактического ракетного комплекса «Резеда» с неуправляемой ракетой, имевшей специальную боевую часть. Головным разработчиком комплекса было назначено НИИ-147. В работе над ракетой принимали участие ЦКБ-14 и ряд других организаций.

«Резеда» представляла собой советский ответ на американскую систему «Деви-Крокет», принятую в 1961 году для воздушно-десантных батальонов. Система «Деви-Крокет» состояла из легкого 120-мм орудия М28 и тяжелого 155-мм орудия М29. Оба орудия стреляли одинаковым снарядом ХМ-388 с ядерной боевой частью W-54У1 мощностью 0,01 кТ. Снаряд надкалиберный, каплеобразной формы. В полете снаряд стабилизировался хвостовым оперением. Снаряд укреплялся на поршне, который вставлялся в ствол с дульной части и после выстрела отделялся от снаряда.

Оба орудия были гладкоствольными динамореактивными, сделаны по типу «уширенной» каморы. Под стволом орудий закреплялся пристрелочный стволик калибра 20 мм у М28 и 37 мм у М29.

Легкое орудие М28 устанавливалось на треноге и при переноске на поле боя быстро разбиралось на три части, вес которых не превышал 18 кг. Тяжелое орудие устанавливалось в кузове 1/4-тонного автомобиля на тумбовом лафете. Этот же автомобиль перевозил шесть выстрелов и треногу, с которой можно было вести огонь с земли. Расчет состоял из четырех человек. Кроме того, тяжелое орудие М29 могло устанавливаться на гусеничном бронетранспортере М113. Орудия М28 и М29 могли транспортироваться по воздуху и сбрасываться с парашютом.

Наш комплекс «Резеда» состоял из пусковой установки на шасси БТР-60ПА, командирской машины на шасси БТР-60ПА и транспортно-заряжающей машины на шасси автомобиля ГАЗ-66.

Пусковая установка имела две трубчатые направляющие. В проекте они именовались динамореактивными орудиями, но, судя по проекту, все же были направляющими, а динамореактивными орудиями они были названы по некомпетентности проектантов.

Стрельба велась неуправляемой надкалиберной твердотопливной ракетой 9М-24. Диаметр боевой части ракеты составлял 360 мм, а диаметр двигателя 230 мм, общая длина ракеты 2300 мм. Вес всей ракеты 9М-24 150 кг, вес боевой части 90 кг. Максимальная дальность стрельбы 6 км, минимальная 2 км. Круговое вероятное отклонение 200 м.

Работы над комплексом дошли, по крайней мере, до стадии заводских испытаний элементов системы. По плану комплекс «Резеда» предполагалось представить на государственные испытания во II квартале 1965 года. Но, по-видимому, работы по «Резеде» были прекращены до государственных испытаний.

Глава 9

Тактические ракетные комплексы
«Таран» и «Шиповник»

В 1968 году началось проектирование тактических ракетных комплексов «Таран» и «Шиповник» со специальными боевыми частями. Головным разработчиком по ракете было назначено КБП, а по пусковой установке — КБ Ленинградского Кировского завода. Комплекс «Таран» предназначался для танковых, а «Шиповник» — для мотострелковых полков.

Согласно тактико-техническим требованиям, максимальная дальность стрельбы должна была составлять 6-8 км, а минимальная 1-2 км. Точность стрельбы по наблюдаемым целям ±100 м, по ненаблюдаемым ±250 м. Ракета проектировалась в двух вариантах — неуправляемой и с упрощенной схемой коррекции, подобно «Луне-3».

Диаметр (калибр) боевой части 300 мм, вес боевой части 65 кг, мощность заряда 0,1-0,3 килотонны. Стартовый вес ракеты около 150 кг. Двигатель твердотопливный. Максимальная скорость полета 500 м/с.

Пусковая установка комплекса «Таран» размещалась на танке, первоначально на «объекте 287», затем на Т-64А. Пусковая установка размещалась в башне, что позволяло получать круговой обстрел. Угол вертикального наведения трубчатой пусковой установки +10°; +50°. Боекомплект установки 2-3 ракеты. Вес установки с боекомплектом 37 т. Дополнительное вооружение: 10-12 ПТУРС «Таран-1»; запускались из той же трубы, что и ракеты «Таран» со специальной боевой частью. Дальность стрельбы ракетами «Таран-1» — до 10 км, бронепробиваемость не менее 300 мм при попадании в броню под углом 30° к нормали. Экипаж пусковой установки 3 человека.

Пусковая установка комплекса «Шиповник» размещена на БМП-1. Угол вертикального наведения 120°. Боекомплект 2-3 ракеты. Вес пусковой установки с боекомплектом 12,5 т. Дополнительное вооружение: один 12,7-мм пулемет с боекомплектом 1000 патронов. Расчет 2 человека.

В начале 1972 года работы по комплексам «Таран» и «Шиповник» были прекращены. Видимо, мотивировка прекращения работ была не техническая, а политическая, поскольку Советская Армия до 1991 года так и не получила средств доставки тактических ядерных боеприпасов полкового или батальонного уровня.

Глава 10

Комплексы тактических ракет с пусковыми установками типа «закрытая труба»

В СССР было спроектировано несколько комплексов тактических ракет с пусковыми установками типа «закрытая труба», но ни один из них не был принят на вооружение в Советской Армии. Поэтому официальная классификация таких комплексов в советской и российской военной литературе отсутствует. Пусковые установки типа «закрытая труба» можно рассматривать как пушки или минометы, стреляющие активно-реактивными снарядами, и как пусковые установки, стреляющие ракетами. В официальном «Словаре ракетных и артиллерийских терминов», изданном Воениздатом в 1989 году, говорится: «Ракета — летательный аппарат, движущийся за счет реактивной силы, возникающей при отбросе части собственной массы»; «Активно-реактивный артиллерийский снаряд — артиллерийский снаряд, имеющий реактивный двигатель. Выстрел с таким снарядом включает: снаряд со взрывателем и гильзу с зарядом. Стрельба ведется из обычного орудия... После выстрела снаряда из канала ствола через определенное время включается реактивный двигатель, который увеличивает скорость снаряда. За счет применения реактивного двигателя дальность стрельбы увеличивается на 25-30%, но зато несколько уменьшается эффективность действия снаряда по сравнению с обычным артиллерийским снарядом такого же калибра». Как видим, наши генералы дали халтурные определения ракеты и активно-реактивного снаряда, по которым невозможно классифицировать пусковые установки типа «закрытая труба».

По мнению автора, ракетная трубчатая пусковая установка отличается от артиллерийского орудия (пушки, гаубицы, миномета) тем, что дальность стрельбы снаряда (ракеты) при включении порохового двигателя за пределами канала ствола существенно больше дальности полета того же снаряда без включения реактивного двигателя (имеется в виду, когда снаряд летит только за счет энергии, полученной в канале ствола).

По-видимому, первой отечественной пусковой установкой, созданной по схеме «закрытая труба», была экспериментальная 300-мм установка на шасси автомобиля ЗИС-6. Установка была испытана в августе 1944 года. Направляющие установки были изготовлены в виде гладкостенных труб, имевших примитивное затворное устройство. Стрельба велась штатными 300-мм реактивными снарядами М-30. По мнению разработчиков, использование схемы «закрытая труба» должно было привести к увеличению дальности стрельбы. Кстати, в проекте эта схема называлась «глухая труба». Однако на испытаниях не было получено существенного приращения дальности стрельбы, и установка на вооружение не поступила. Эта установка осталась на полигоне и использовалась для проведения опытных стрельб снарядами типа М-30 и М-31.

Проект 56-см ракетной установки

В октябре 1946 года группой немецких конструкторов, работавших в артиллерийско-минометной группе, подчиненной Министерству вооружений СССР, была спроектирована 56-см ракетная установка. Ее пусковая установка была разработана в двух вариантах: на железнодорожной платформе и на гусеничном ходу. Железнодорожная установка получила наименование «56-см RAK(E)».

За счет применения активно-реактивного снаряда конструкторам удалось создать легкую и дешевую установку, которая могла доставить к цели в два раза больше тротила на дальность в два-три раза большую, чем самая крупная 406-мм пушка линкора.

56-см RAK(E) имела короткий тонкостенный ствол-моноблок с навинтным казенником. Запирание канала орудия производилось массивным горизонтальным клиновым затвором.

Устройство канала обычное, как у классических орудий. Нарезы мелкие (4 мм), крутизна нарезов постоянная.

Противооткатные устройства были обычного типа. Тормоз отката располагался под стволом, а накатник — над стволом.

Особые трудности для конструкторов представляло создание мощного гидравлического уравновешивающего механизма для системы с легким стволом и тяжелым снарядом.

Орудие помещалось на специальную железнодорожную платформу. При стрельбе установка упиралась на два поддона, которые с помощью гидравлических устройств опускались на рельсы и, следовательно, уменьшали нагрузку на оси тележек. Каких-либо опор на грунт не предусматривалось. Таким образом, переход системы из походного положения в боевое занял бы всего несколько минут.

«Изюминкой» 56-см орудия RAK(E) был активно-реактивный снаряд RS-142 со стартовым весом 1158 кг. На максимальную дальность в 94 км снаряд выстреливался из орудия под углом 50°. Заряд был невелик — всего 29,6 кг, и дульная скорость всего 250 м/с, но зато мало было и максимальное давление в канале — всего 600 кг/см2, что давало возможность создать такой легкий ствол, да и всю систему.

На расстоянии около 100 метров от дула орудия включался мощный реактивный двигатель. За 5 минут его работы сгорало 478 кг ракетного топлива, и скорость снаряда увеличивалась до 1200-1510 м/с. Вращение снаряда усиливалось за счет действия 30 наклонных сопел диаметром 14,5 м. (?) Снаряд доставлял к цели 220 кг тротила.

Габариты головной части, где помещалось взрывчатое вещество (длина 1215 мм и диаметр 545 мм), допускали размещение даже первых несовершенных спецбоеприпасов.

Тактико-технические данные RAK (Е)

Калибр, мм
Длина ствола, мм
Длина канала, мм/клб
Вес ствола, кг
Длина установки (между буферами), мм
Число железнодорожных тележек
Число осей
Вес системы в походном положении, т
Вес снаряда, кг
Дальность стрельбы, км

562

6800

6150/11

11300

15

2

4

47,2

1158

70-94


Ракетная система Д-80

О пусковых установках со схемой «закрытая труба» у нас после 15-летней паузы вспомнили в 1963 году, когда началось проектирование ракетной системы Д-80. В проекте пусковая установка Д-80 называлась орудием, стреляющим активно-реактивным снарядом, но мы, по классификации, приведенной выше, будем называть ее пусковой установкой со схемой «закрытая труба», а снаряд — ракетой.

Пусковая установка Д-80 состояла из трубчатой направляющей калибра 535 мм, установленной на гусеничном шасси «объект 429» (харьковский тягач МТ-Т).

Ствол Д-80 имел противооткатные устройства с длинным откатом и дульный тормоз с эффективностью 58%. Длина ствола с дульным тормозом 8045 мм, то есть 15 калибров. Люлька Д-80 упиралась в поддон, опущенный на грунт.

Заряжание производилось с дульной части специальным заряжающим устройством. Разряжание — тем же механизмом. Заряжание производилось раздельно: сначала снаряд, а затем вышибной заряд.

Ствол Д-80 имел 64 нареза, крутизна нарезки 15 калибров. Стрельба велась снарядами (ракетами), имевшими готовые нарезы на корпусе.

В боекомплект Д-80 входили:

а) 535-мм обычный фугасный снаряд весом 905 кг. Снаряд выбрасывался вышибным зарядом весом 144 кг на дальность от 5 до 13 км.

б) 535-мм АРС* весом 905 кг. Активно-реактивный снаряд выстреливался из канала вышибными зарядами с дульными скоростями 500, 330 и 250 м/с. Максимальный вес вышибного заряда 144 кг, а максимальное давление в канале 1025 кг/см2.

Активно-реактивный снаряд был снабжен мощным реактивным твердотопливным двигателем, благодаря чему дальность стрельбы им была от 5 до 75 км. Вес ракетного топлива 286 кг, время работы двигателя 14,8 с. Боевая часть АРСа весила 450 кг. АРС должен был иметь боеголовки: фугасную, кассетную или специальную АА22, ту же самую, что и на снаряде 9М21Б комплекса «Луна-М».

Расчетное круговое вероятное отклонение АРСа на предельной дальности составляло 550 м.

Угол вертикального наведения пусковой установки Д-80 составлял от +50° до +70°. Вертикальное наведение ствола производилось гидравлическим устройством, работавшим за счет отбора мощности от двигателя шасси. Кроме того, был предусмотрен и ручной привод. Угол горизонтального наведения составлял 8°. Механизм горизонтального наведения секторного типа. Прицел механического типа, взят от 122-мм гаубицы Д-30.

Габариты пусковой установки: длина 12 570 мм, высота 3680 мм, ширина 3250 мм. Вес установки 35 т. Максимальная скорость по шоссе 60 км/час. Расчет 3 человека.


* Здесь автор сохраняет терминологию проекта; естественно, что этот снаряд куда более походит на ракету, нежели на классический АРС.

В походном положении снаряды (ракеты) должны были возиться на транспортно-заряжающей машине, которая была спроектирована на том же шасси «объект 429». На нее грузили одиннадцать 535-мм снарядов.

Головным разработчиком комплекса Д-80 было назначено ОКБ-9. В разработке участвовали: НИИ-1, НИИ-24, НИИ-125, НИИ-13, НИИ-61 и другие организации.

10 мая 1965 года был рассмотрен аванпроект ОКБ-9. Проектанты попытались доказать преимущества комплекса Д-80 перед «Луной-М», поскольку комплекс Д-80 проектировался в качестве дивизионного средства.


Стоимость ПУ, тыс. руб.
Стоимость ракеты с обычной боеголовкой, тыс. руб.
Д-80
150
5
«Луна-М»
152
18

В октябре 1968 года заводу «Баррикады» был даже дан заказ на изготовление трубы и казенника для Д-80. Но в конце 1968 года все работы по Д-80 были прекращены. Проект был кардинально переработан и получил индекс Д-80-2, но и новый вариант не устроил начальство.

В сентябре 1969 года ОКБ-9 предложило новый проект Д-80С. Так же как и Д-80, новая система имела 535-мм нарезной ствол. Однако заряжание производилось теперь с казенной части, по схеме, близкой к 240-мм миномету М-240. Схема была безоткатная, казенник с затвором упирались в массивный поддон.

Ствол был смонтирован в обойме типа карданной рамы гироскопа при помощи шарнирного устройства и мог в ней поворачиваться для осуществления горизонтального наведения. Рама вращалась, и тем производилось горизонтальное наведение.

Угол заряжания системы от -7° до -10°. Заряжание раздельное. Вышибной заряд в картузах помещался в короткой (150-мм) металлической гильзе.

Механизмы вертикального и горизонтального наведения были секторного типа, имели механизм быстрого приведения на угол заряжания. В качестве шасси Д-80С был использован гусеничный бронированный транспортер МТ-ЛБ.

Вес ствола 3350 кг. Вес пусковой установки с 50-процентной заправкой топливом и без расчета 15 тонн. Расчет 3-4 человека.

Стрельба должна была вестись АРСами (ракетами) весом 930 кг. Дульная скорость снаряда 450 м/с. Дальность стрельбы от 5 до 65 км. Вес боевой части 420 кг. Рассматривались варианты применения фугасных, кассетных и специальных боеголовок.

Чтобы сделать проект Д-80С более привлекательным для начальства, конструкторы ОКБ-9 на его базе спроектировали еще несколько ракетных пусковых установок со схемой «закрытая труба». Среди них были:

280-мм четырехствольная самоходная пусковая установка Д-6 на том же шасси (то есть МТ-ЛБ) и с теми же установочными частями, что и Д-80С.

Калибр, мм
Угол ВН, град
Угол ГН, град
Вес ПУ, т
Вес ракеты, кг
Вес боевой части, кг
Дальность стрельбы, км: максимальная
минимальная
Дульная скорость, м/с
Рассеивание:
по дальности
боковое

* 1/225 часть от максимальной дальности.

280

+50°;+70°

±7°

15

180

70

45

4

500

1/225*

1/2000*


152-мм четырехствольная самоходная пусковая установка Д-14
сконструирована на шасси МТ-ЛБ, унифицированном с Д-80.

Калибр, мм
Угол ВН, град
Угол ГН, град
Вес НУ боевой, т
Вес боевой части, кг
Дальность максимальная, км
Дульная скорость, м/с

152

+50°; +70°

±7°

15

20

25

500


280-мм буксируемая пусковая установка Д-27

Ординарный нарезной ствол накладывался на штатный лафет от 122-мм гаубицы Д-30.

Калибр, мм
Угол ВН, град
Угол ГН, град
Вес ПУ боевой, кг
Вес снаряда, кг
Вес боевой части, кг
Дульная скорость, м/с
Дальность, км:
максимальная
минимальная
Рассеивание:
по дальности
боковое

280

+45°; +70°

360°

3450

180

70

130

20

1,4

1/300

1/1000


По мнению проектантов, особое достоинство системы Д-27 в том, что «это крупнокалиберное орудие, способное стрелять снарядами с ядерными зарядами, имея одинаковый вес и боевой силуэт с Д-30, заставит думать противника, что батареи 122-мм гаубиц способны отвечать ядерными зарядами».

280-мм буксируемая пусковая установка Д-105 могла стрелять АР-сами (ракетами) с баллистикой Д-6 по схеме Д-3. Боевой вес пусковой установки 6500 кг. По схеме Д-3 цапфы люльки относились за казенный срез ствола почти на полную длину отката, что создавало возможность почти не менять центр тяжести системы при угле горизонтального наведения ±30° и сохранить устойчивость системы при выстреле с однобрусного лафета.

Ни один из перечисленных проектов реализован не был. Одной из причин этого было решение руководства о прекращении работ над неуправляемыми тактическими ракетами — носителями спецбоеприпасов.

Список использованной литературы

Барсуков Е. Артиллерия русской армии. М. : Воениздат, 1948
Барсуков Е. Русская артиллерия в мировую войну. М. : Воениздат, 1936
Бескровный Л. Русская армия и флот в XIX веке. М. : Наука, 1973
Будаевский С. Курс артиллерии. Вооружение и стрельба артиллерии. СПБ: Государственная типография, 1912
Васильев А., Михайлов В. Ракетные пусковые установки в Великой Отечественной войне. М. : Наука, 1991
Вернидуб. Очерки из истории ракетной артиллерии и промышленности. М., 1992
Глебов П. Дунайская экспедиция 1829 г. СПБ, 1842.
Григорьев А. 240-миллиметровый «Тюльпан», «Военные знания» № 1/94
Дегтярев П., Ионов П. «Катюши» на поле боя. М. : Воениздат, 1991
Карпенко А. Отечественные тактические ракетные комплексы. СПБ: «Невский бастион», выпуск 7, 1999
Карпенко А. Российское ракетное оружие. 1943-1993 гг. СПБ: Пика, 1993
Качур П. Боевые ракеты в российском императорском флоте в XIX веке (рукопись, предоставленная автором)
Качур П. Погрузиться на сорок футов! М. : Андреевский флаг, 1996
Кизнер Л. Одни только факты. М., 1995
Кузнецов К. История развития ракетного оружия и его боевого применения. М., 1963
Кузнецов К. А. Ракетное и управляемое оружие второй мировой войны. М.,1997
Латухин А. Минометы ведут огонь. М. : Изд-во ДОСААФ, 1980
Михалкин В., Продан П. Основные этапы развития отечественной реактивной артиллерии. М. : Издание артакадемии, 1990
Победоносцев Ю., Кузнецов К. Первые старты. М. : Изд-во ДОСААФ, 1972
Проценко В. Мгновение решает все. М. : Воениздат, 1973
Трембач Е., Есин К., Рябец Ф., Беликов Б. «Титан» на Волге. От артиллерии к космическим стартам. Волгоград: Станица-2, 2000
Хэмфрис Дж. Ракетные двигатели и управляемые снаряды. М. : Издательство иностранной литературы, 1958
Цыганков И., Сосулин Е. Орудие, миномет, боевая машиня. М.: Воениздат, 1980
Широкорад А. Боевая машина БМ-24, «Техника и вооружение», № 1/99
Широкорад А. Град шагает в XXI век, «Танкомастер», 1/1998
Широкорад А. История отечественных минометов, «Техника и вооружение», № 1-2 /2000
Широкорад А. «Лука» и «Катюша» против «Ванюши». М. : «Техника и воору-жине», № 1/95
Широкорад А. «Луна» против «Честного Джона», «Моделист-конструктор» № 9/97
Широкорад А. Новое поколение РСЗО, «Военные знания», № 6/95
Широкорад А. Ракетный таран сухопутных войск. М., «Техника и вооружение», № 2/99
Широкорад А. Ракеты над морем. М. : «Техника и вооружение», № 11-12/97
Шитиков Е., Краснов В., Балабин В. Кораблестроение в СССР в годы Великой Отечественной войны. М. : Наука, 1995
50 лет ГНПП «Сплав». Краткий обзор, Тула, 1995
Артиллерия в наступательных операциях Великой Отечественной войны. Книги I, П. М. : Воениздат, 1964-1965
Дороги в космос. Воспоминания ветеранов ракетно-космической техники и космонавтики. М. : Издательство МАИ, 1992
История отечественной артиллерии т. I. под ред. С. Варенцова, М., 1960
История отечественной артиллерии, т. III. под ред. К. Казакова, М. ; Л., 1964.
Материальная часть и особенности проектирования минометов, под ред. Н. Доровлева. М. : Издание Артакадемии, 1940
Сборник сведений об орудиях, лафетах, снарядах и зарядах в русских и метрических мерах, составители Н. Довгелевич, А., М. Иванов, Высший военный Редакционный Совет, 1923
Словарь ракетных и артиллерийских терминов. М. : Воениздат, 1989


Список сокращений

АНИИ
АНИОП
АРМ
АРС
АУ
БМ
ВВ
ВН
ВПУ
ВСНХ
ГАП
ГАУ
ГКАТ
ГКО
ГКОТ
ГН
ГНИАП
ГРАУ
ГУВ ГМЧ
ДВУ
ЗУР
КВО
ЛРЦ
MB
МИТ
ММЗ
МО
МОП
НИАП
НОВ
НУРС
ОВ
ПО
ПТУРС
ПУ
ПУС
РГВК
РЛС
РНИИ
РСЗО
СМ
СОВ
ТАОН
ТТЗ
ЭПР
ЯБП

Артиллерийский научно-исследовательский институт

Артиллерийский научно-исследовательский опытный полигон

Активно-реактивная мина

Активно-реактивный снаряд

Артиллерийское управление

Боевая машина

Взрывчатое вещество

Вертикальное наведение

Вертолетная пусковая установка

Всесоюзный совет народного хозяйства

Главный артиллерийский полигон

Главное артиллерийское управление, с 1960 г. — ГРАУ

Государственный комитет по авиационной технике

Государственный комитет обороны

Государственный комитет по оборонной технике

Горизонтальное наведение

Главный научно-исследовательский артиллерийский полигон

Главное ракетно-артиллерийское управление

Главное управление вооружений гвардейских минометных частей

Дальномерно-визирное устройство

Зенитная управляемая ракета

Круговое вероятное отклонение

Ложная радиолокационная цель

Министерство вооружений

Московский институт теплотехники

Московский механический завод

Министерство обороны

Министерство оборонной промышленности

Научно-исследовательский артиллерийский полигон

Нестойкие отравляющие вещества

Неуправляемый реактивный снаряд

Отравляющее вещество

Производственное объединение

Противотанковый управляемый реактивный снаряд

Пусковая установка

Прибор управления стрельбой

Резерв Главного Верховного Командования

Радиолокационная станция

Ракетный научно-исследовательский институт

Реактивные системы залпового огня

Совет Министров

Стойкие отравляющие вещества

Тяжелая артиллерия особого назначения

Тактико-техническое задание

Эффективная поверхность рассеивания

Ядерные боеприпасы


в начало