«Советская Россия» 2.06.2007 г.
Прислал Любомир ИВАНОВ



НЕ ПОТЕРЯТЬ БЫ НАМ ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ…

Человек имеет свои пределы, которые преступить нельзя.
Их можно отодвигать, но какого человека мы тогда получим?

СВОИМИ полётами в Солнечной системе мы, по сути, зондируем пределы досягаемости в космическом пространстве, которые нам по силам осваивать. Этот процесс раздвигания границ можно проследить на всём протяжении обживания Земли, пока человек не увидел её в целом, познавая связи с природой и силы её воздействия. Чтобы сохранить себя, человек искал защиту, развивая разум, который вывел его на путь технического прогресса, и тот стал диктовать темп движения, противопоставив человека Природе. Он поверил в своё могущество и, утрачивая с ней связи, возомнил себя её хозяином. Но время показывает - цивилизация по такому пути далеко не уйдёт, она заблудится во Вселенной, сколько бы зарубок там ни оставляла своими техническими творениями, потому что та безмерна, а жизнь конечна, и нам отводится только её миг. Задумываясь о будущем, мы связываем его с обживанием космоса в расчёте на безграничные возможности развития техники, полагая, что человека можно всегда с ней совместить. Но если посмотреть на эту перспективу со стороны человека, то картина резко изменится. Человек имеет множество ограничений по воздействию на него физических и психофизиологических нагрузок, тем более в космосе, где он находится в замкнутой среде корабля с регенерируемой атмосферой, водой, пищей, при отсутствии гравитации, под воздействием солнечной и космической радиации. И в этих условиях ему необходимо поддерживать такой запас жизненных сил, чтобы сохранить себя для работы и преодоления трудностей в непредвиденных ситуациях. При всей устойчивости к негативным воздействиям человек имеет порог прочности, за которым неизбежен слом. Поэтому нельзя безграничные возможности техники ставить вровень с возможностями человека. Проникновение его в дали космоса ограничено природой, так как он встроен в биосферу планеты и всякое стремление приспособиться к условиям обитания, чуждым для него, ведёт к созданию иного вида, отличного от нас. Это путь к вырождению людей как детей Земли. А поскольку мы не способны сдерживать свои устремления во Вселенную, нам придётся конструировать себе подобных, чтобы привести в соответствие возможности техники и тех, кто будет обживать глубины космоса. На этом пути неизбежно разделение человечества на тех, кто сохранит своё естество, и тех, кто будет приспособлен к жизни в другой среде. На каком-то этапе мы перестанем понимать друг друга, потому что последние будут не человек и не машина. От биотехнологии они получат надёжность, устойчивость, от нас, возможно, телесную структуру, внешность, но в их оболочке не будет места Душе, которой нас наделяет Природа, делая людьми, и мы ей либо даём раскрыться во всей красоте и богатстве, либо угнетаем властью разума. А она и есть тот поводырь, который удерживает нас от падения отзвуками истины. Сколько ни существует человек, его разум ищет Согласия с Душой, и она обрела свойство откликаться, настраиваться на его зов, принимая или не принимая наши действия и поступки. От рождения в нас заложена духовная восприимчивость, которая передаётся с молоком матери. Из неё произрастает сознание, которое объединяет нас, скрепляя мир. Без этого всё рассыплется. Мы много говорим о высоком отношении к жизни, но её реалии сбивают на противоположное. Отсюда раздвоенность в человеке с потерей его способности следовать добру, не уступая злу.

ПЫТАЯСЬ создавать искусственный интеллект, мы вкладываем в него ход своих мыслей в поиске путей достижения конкретной цели, чтобы сделать шаг, за ним следующий и так далее. Этот «конвейер» затягивает нас, лишая видения далёкой перспективы, когда вместо горизонта смотрим под ноги и, отдаваясь на волю прогресса, полагаем, что с ним связано только благо, не задумываясь, что это может привести к подмене человека. Уже сейчас в лаборатории нейроинженерии в техническом институте штата Джорджия создали биокомпьютерную систему, в которой подключили робота к нейронам, выращенным из мозга крысы, и система, получая информацию об окружающей среде, меняет своё поведение, обучаясь в процессе движения. Этот пионер из поколения будущих биороботов показывает, сколь огромным может быть влияние технологических достижений на человеческую жизнь. На каком-то этапе у них сформируется машинное сознание со своей картиной мира, в котором найдут отражение и наши недостатки, потому что их творцы - мы, люди. Человек, как утверждает религия, создан по образу и подобию Бога, но если это так, то хотелось бы понять его замысел - для чего созданы мы и весь мир. Создавая биороботов, мы, по сути, берём на себя роль Творца, но, не зная глубины его замысла, занимаемся копированием себя. А к чему это приведёт - возможно, к ещё большему злу, чем в нас самих. Со временем получим подобных нам существ, и чем шире будем их использовать и дальше отправлять в космос, тем они будут совершеннее, и когда-то придут к самовоспроизводству, тем самым создадутся условия для формирования техногенной цивилизации. Сегодня генетически модифицируя продукты, мы, добиваясь определённых качеств (привлекательного внешнего вида, вкусовых свойств и т. д.), не всегда можем оценить степень опасности их отдалённых последствий для организма. Так же будет и с теми, которых породим, и на каком-то этапе они трансформируются в нечто, удаляющееся от нас. Однако, стирая грани между человеком и созданиями, похожими на нас, наделив их способностью осознанно действовать, нам неподвластно вселить в них душу - основу духовного сознания - с высшим её проявлением - Совестью. Она вызывает страдания, стыд, чему обучить нельзя. Благодаря ей наш разум способен перешагивать через рациональное, совершая поступок. Вот почему нас объединяет созвучие душ или разделяет бездушие. Из этого разнообразия складывается наша жизнь. Чувства в искусственный разум не вложишь, в нас их море, а значит, им нас никогда не понять. Они не смогут воспринять наш духовный мир, как недоступно им многообразие оттенков нашей жизни. Так, журчание воды бегущего ручья для них будет лишним шумом, они не почувствуют наслаждения от его звучания; им непостижимо понять музыку, живопись, искусство, ощутить выражение наших глаз. А потому будут рассматривать нас с позиции своих способностей действовать рационально, в чём мы будем им уступать. Поэтому, рассуждая о неминуемом расселении человечества на других планетах из-за возможных катастрофических воздействий Природы на Землю или наших собственных деяний, надо прежде всего раскрыть смысл движения человека в космос, который считаем само собой разумеющимся, понять, насколько это оправданно, и, пока не доберёмся до него, обречены на блуждания и ошибки. В этой неопределённости мы все, живущие на планете, - заложники политиков, которые, решая свои задачи, меньше всего руководствуются благоразумием. Одни из них заявляют, что цель полётов - в расширении знаний ради жизни и её интересов, другие в этом видят средство для демонстрации могущества своих стран в интеллектуальных и технических возможностях, а кто-то с высот космической державы хотел бы свои взгляды диктовать другим, прикрываясь заботой о мире и спокойствии на Земле. Но за этим, как всегда, стоит посягательство на жизненное пространство, права и интересы других в безрассудном стремлении к всемогущему превосходству. Примером тому может служить озвученная в ноябре 2006 года директива Буша «Национальная политика в области космоса», которая декларирует свободу действий США в космическом пространстве и недопущение туда тех, кто покажется враждебным американским интересам. Фактически, они хотят овладеть плацдармом на Луне для глобального контроля жизни планеты. Такие заявления в расчёте на силу ради расширения своего влияния ведут к противостоянию между государствами и могут дорого обойтись человечеству. Неслучайно Китай в ответ на это демонстративно уничтожил баллистической ракетой свой отработавший ресурс метеорологический спутник, показав, что подобный диктат не приемлет, несмотря на то, что сам нанёс ущерб безопасности полётов в космос, добавив туда мусора из сотен разлетевшихся осколков. Эта дорога к большим потрясениям, так как по мере совершенствования средств подавления, устрашения и захвата неминуема борьба за зоны влияния уже в масштабах освоенного космоса, а в ней без биороботов не обойтись. Они, впитав нашу агрессию, свойственную только человеку, могут обратить её и против нас, когда мы утратим над ними контроль. Тогда придётся защищаться уже от посягательств техногенной цивилизации, чтобы противостоять влиянию существ, порождённых нами для необъятных просторов Вселенной. Овладевая жизненным пространством, они начнут вытеснять людей, что может привести к вырождению земной цивилизации.

ЧТОБЫ ВСЕРЬЁЗ озаботиться своим местом в будущем, требуется переосмыслить мироустройство на Земле, заменив политику раздоров по религиозному, культурному, расовому признаку на Согласие, когда поймём, что теряем главное - духовность своего мира, его человечность. Не сумев отказаться от всего, что нас разделяет, не решив проблему качества жизни, не сломав множество догм и предрассудков, рождённых на долгом пути нашего развития, нам не спуститься с горы раздоров, вершина которой уходит в космос. Для этого надо признать высшей ценностью человеческую жизнь и здоровье планеты. Всё, что нас окружает, - это дар Природы, который мы должны сохранить, а вместе с тем и себя, в согласии Разума с духовными и нравственными ценностями. В этом выход Человечества из раскручивающейся спирали технического прогресса, который неизвестно куда нас занесёт, а также что оставит на Земле. Задумываясь об этом, приходится опираться на существующие и предвидимые научно-технические достижения. Вероятно, есть и другие, непостижимые по сегодняшним представлениям возможности преодоления пространств Вселенной и связи с её мирами на другом физическом и информационном уровне, ведь наш мозг - целый мир, о котором мы имеем самое слабое представление. Жизнь такое же свойство Вселенной, как Пространство и Время. Наши измерения условны - привязаны к Земле, поэтому об окружающем мире судим, исходя из них, а жизнь существует в бессчётном, как звёзды, многообразии форм, о которых мы можем только догадываться. Ни один организм на Земле не существует изолированно, а входит через сообщества в единство её жизни. Так же и во Вселенной - жизнь едина во всём её разнообразии, взаимодействуя по неведомым для нас каналам за горизонтами наших представлений. В своё время Копернику удалось преодолеть стереотипы мышления и, взглянув на Землю со стороны Солнца, постичь устройство Солнечной системы, совершив подвиг ума. Чтобы понять жизнь Вселенной, также необходим поворот мысли - озарение. Если это кому-то удастся и мы не одиноки в мироздании, то когда-нибудь услышим зов другой цивилизации или найдём способ заявить о себе. Отпадёт необходимость полётов человека дальше Солнечной системы, всё ограничится её пределами как среды обитания человечества. Железу и плоти доступны лишь её окраины, а общаться с мирами Вселенной будем на информационном уровне. Каждое поколение, как набегающая волна, несёт свою энергию, а последующая, подхватывая её, противодействует откату. Волна за волной намывает из глубин опору будущего, слагая материк нашей истории. Всё рыхлое размывают следующие волны, оставляя твердь творений в искусстве, науке и т. д. И Человечество, продвигаясь вперёд, опирается на эти столпы обозримого прошлого с его недоступной бездной, а дорога, по которой мы идём, оставляя след, сплетается с наследием других миров в единство гармонии всеобщей жизни. Если наши устремления разойдутся с духовным, мы можем заблудиться. Это хрупкое богатство, оно не вырастает само по себе, его надо оберегать, подпитывая, насыщать. Без него не преодолеть барьеры антипатий и взаимных претензий, сложившиеся веками между народами, странами и религиями, которые не позволяют подняться до мироустройства в интересах большинства людей. В поисках будущего необходимо прийти к торжеству разумного на нашей планете, иначе выпадем из жизни Вселенной, нарушив её гармонию. Пока же мы бежим по пути развития Разума, обращаясь к духовному за спасением, когда многое уже потеряно и остаётся лишь утешение.

В.В. ЛЕБЕДЕВ, директор НГИЦ РАН, член-корреспондент РАН, Дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР