Прислал Любомир ИВАНОВ

«Советская Россия» 28 Августа 2008 года
со страницы:
http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3718

НА КОСМИЧЕСКОМ ОЛИМПЕ

К 100-летию В.П.?Глушко, конструктора космических систем, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии.

2 сентября 2008 года исполняется 100 лет со дня рождения Валентина Петровича Глушко. В энциклопедии «Космонавтика» этот выдающийся деятель скромно представлен следующим образом: «Ученый, конструктор ракетно-космической техники, основоположник отечественного практического жидкостного ракетного двигателестроения и создатель научной школы в этой области науки и техники, член Совета главных конструкторов». По мнению многих авторитетных специалистов ракетно-космической отрасли, это лишь поверхностная и заниженная оценка грандиозной деятельности и личности академика В.П.Глушко. Мнение одного из них, прошедшего путь в конструкторском бюро В.П.Глушко от молодого специалиста до ведущего конструктора, излагается в этой статье. Столетие Валентина Петровича Глушко - великая дата великого человека. Его творческое наследие столь грандиозно, что не только наполняет содержанием такие крупные понятия, как век, эпоха и эра, но и в значительной мере становится олицетворением важнейших исторических событий в масштабах человечества. Аналогично тому, как появление планетарной модели связано с именами Коперника и Галлилея, открытие Америки - с Колумбом, проникновение Человека в Космос также олицетворяют конкретные личности. Но, безусловно, осуществленные в ХХ веке космические шаги - более масштабные события в истории человеческой цивилизации. Особенно важна первая точка отсчета, названная началом космической эры. Освоение космоса - плод коллективного творчества огромного числа людей, среди которых особая роль принадлежит отдельным личностям. К числу таких творцов относится Валентин Петрович Глушко. До последнего времени его место в космонавтике лишь эскизно обозначено в немногих, талантливо и с уважением сделанных сборниках, выпущенных мизерным тиражом, иллюстрировано редкими фрагментами кинодокументалистики или в телефильмах. Некоторым оправданием этому может быть соблюдение секретности, которое в последнее время в значительной мере устраняется. Официозные бюсты, установленные по предписанию, редкие поименования малозначимых фрагментов населенных пунктов России, не отражают в массовом общественном сознании истинных заслуг В.П.Глушко. Более того, по разным причинам его роль принижается, искажается или замалчивается. Публичные оценки в подавляющем большинстве случаев принадлежат журналистам, политикам и лишь в незначительной мере профессионалам. К числу перекосов следует отнести непомерно раздутый и постоянно муссируемый разрыв между Королёвым и Глушко, действительно имевший место в течение нескольких последних лет жизни С.П.Королёва и отрицательно повлиявший на их общее великое дело. При этом предшествующий, более четверти века длившийся период плодотворного сотрудничества двух гениев практически остается в тени. Надо все же отдать должное тому, что невозможно не признать, - наследию В.П.Глушко в области жидкостного ракетного двигателестроения, где он по праву признан основоположником. Однако его деятельность не ограничивалась двигателестроением. Спустя восемь лет после смерти Сергея Павловича Королёва Валентин Петрович Глушко совершенно органично «пересел» из кресла главного конструктора двигателей в его кресло - генерального конструктора ракетных систем. Он проработал в этом качстве практически столько же времени (15 лет - с 1974-го по 1989 год), сколько и Королёв, триумфально завершив свой творческий путь созданием общепризнанного шедевра - ракетной системы «Энергия»-«Буран». К нашему стыду, наиболее объективные оценки мы слышим из уст наших конкурентов. Еще президент США Джон Кеннеди говорил, что успехи Советского Союза были обеспечены благодаря совершенству ракетных двигателей. Эта его мысль полностью подтверждается сегодня, когда не только Россия, но и основные космические державы - США, страны Европы, Китай - используют на своих ракетах двигатели, основы которым заложил В.П.Глушко. О признании Валентина Петровича Глушко международной общественностью величайшим исследователем современности мирового масштаба, пионером и творцом ракетно-космической техники в СССР, обеспечившего проникновение человечества в космос, свидетельствует решение 22-й Генеральной ассамблеи Международного астрономического союза, состоявшегося в Гааге в августе 1994 года, увековечившее его имя на видимой стороне Луны. На карте Луны с именем В.П.Глушко соседствуют имена величайших исследователей мира - Г.Галлилея, А.Эйнштейна, Н.Бора, Д.Дальтона. Можно надеяться, что это только первые симптомы объективной оценки места В.П.Глушко в мировой науке. А пока великая юбилейная дата дает повод обратиться в прошлое.

Начало

2 сентября 1908 года в Одессе в интеллигентной семье родился мальчик, названный Валентином. Еще в отроческие годы он внимательнее своих сверстников вглядывался в звездное небо. Придя в астрономическое общество, он практически сразу возглавил в нем «Кружок молодых мироведов». Тогда такое устремление было уделом немногих, а точнее, единиц. Массовым же было увлечение авиацией, стремление оторваться от земли и птицей парить в атмосфере. Кстати, этим самозабвенно увлекался будущий великий соратник Валентина Глушко - Сергей Королёв. Однако Валентин уже тогда смотрел выше. Среди немногих подобных ему энтузиастов превалировали фантасты, мечтатели, мыслители. В этой ситуации в юношеском возрасте было бы понятным и объяснимым искать быстрое, одномоментное решение, например «из пушки на Луну». Однако из умозрительных прожектов этот юноша отличил работу безвестного тогда, в годы гражданской войны, провинциального школьного учителя К.Э.Циолковского. Он обратился к нему в письме с просьбой выслать брошюру, чтобы немедленно приступить к расчетам. Уже тогда этот юноша предполагал сложный тернистый путь проникновения в космос. Ответ был получен, завязалась переписка, перечитывая которую, забываешь о разнице в возрасте. Если вдуматься глубже, этот факт означает, что названный позднее отцом теоретической космонавтики Константин Эдуардович Циолковский передал эстафету в руки 15-летнего юноши, который пронес ее через всю свою жизнь.

Основные вехи творческого пути

Обучение с 1925 года на физико-математическом факультете Ленинградского университета у одной из лучших профессур страны студентом Валентином Глушко было подчинено великой цели - покорению космоса, поставленной еще в юные годы. В самостоятельно избранных им курсовых и дипломном проектах он впервые разрабатывает теорию и конструкцию электротермического ракетного двигателя. Параллельно налаживаются связи с газодинамической лабораторией (ГДЛ) в Ленинграде, объединявшей энтузиастов нарождающейся ракетной техники. Только спустя десятилетия такой подход в воспитании образованных творческих специалистов станет практиковаться в авторитетных во всем мире МФТИ и МИФИ. После окончания университета, по заключению признанного авторитета ГДЛ Н.И.Тихомирова «о повелительной необходимости приступить к опытным работам В.П.Глушко», он был приглашен на работу в ГДЛ и 15 мая 1929 года зачислен в ее штат. В ГДЛ ему была предоставлена возможность воплотить свои идеи в реальные конструкции. За период работы в ГДЛ до 1933 года В.П.Глушко была создана серия первых в СССР жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) под общим названием ОРМ (опытный ракетный мотор). Но, пожалуй, более важным итогом первого этапа было формирование стратегического мышления Валентина Петровича как величайшего творца практической космонавтики. Сам он впоследствии напишет так: «Изучение трудов К.Э.Циолковского позволило мне понять, что центральными вопросами при разработке средств достижения космоса в первую очередь являются изыскание оптимального источника химической энергии и овладение им в ракетном двигателе. Нет двигателя - и любая, самая совершенная конструкция корпуса ракеты со всей ее начинкой - мертва». Именно в этой фразе скон-центрировано кредо его творческого мировоззрения, явившегося основой как его высших достижений, так и различных невзгод. Следующим этапом творческого пути была работа в ракетном научно-исследовательском институте (РНИИ) с 1934-го по 1938 год. РНИИ возник в результате совместных усилий Глушко и Королёва, возглавлявшего в то время ГИРД (Группа изучения реактивного движения), увенчавшихся объединением их групп в единую организацию. К сожалению, их плодотворная совместная работа была прервана начавшимися репрессиями, которые в 1938 году затронули обоих и разлучили их до 1942 года. Находясь в заключении, с 1939 года Валентин Петрович возглавил группу репрессированных энтузиастов. В 1940 году эта группа перебазировалась на Казанский моторостроительный завод, а с 1941 года была преобразована в опытно-конструкторское бюро при НКВД по ЖРД. В декабре 1946 года ОКБ, уже вне рамок НКВД, со всеми сотрудниками из Казани переехало в подмосковные Химки. Здесь в течение почти 30 лет неоднократно менялись «вывески», но неизменным оставалось руководство В.П.Глушко созданным им крупнейшим и авторитетнейшим в мире коллективом по созданию ЖРД. Апофеозом трудового пути В.П.Глушко явилось объединение в 1974 году его КБ и КБ С.П.Королёва в единую организацию НПО «Энергия» под его общим руководством вначале в качестве директора и генерального конструктора. Эти работы осуществлялись вплоть до последних дней его жизни - 10 января 1989 года.

Главные итоги творческого наследия

Из сказанного выше следует, что доминантой в творческом процессе создания ракетной техники Валентин Петрович считал выбор топлива и овладение им в двигателе. Для подтверждения справедливости такого подхода приведем наиболее яркий, нейтральный, но убедительный пример. Самая мощная в мире американская ракета «Сатурн-5», предназначенная для доставки астронавтов на Луну, имеет длину 110 метров и стартовый вес около 3000 тонн. При этом «сухой вес» (вес конструкции) составляет всего 180 тонн, в котором в сопоставимых долях суммируются три основные составляющие: несущая конструкция ракеты с начинкой, ракетные двигатели и полезный груз. Анализируя эти цифры, следует обратить особое внимание на то, что более 95% общего веса ракеты приходится на топливо и ракетные двигатели. Кос­венно этот показатель отражает основную долю вклада главного конструктора двигателей по сравнению с вносимой лептой других главных конструкторов в создание ракеты под общим руководством генерального конструктора. Становится более очевидной логика концептуального подхода В.П.Глушко. В выборе источников энергии (топлива) Валентин Петрович Глушко внес эпохальный вклад в масштабах всей ракетно-космической техники. На перепутье выбора из двух реальных возможностей оснащения ракеты топливом: твердого (пороховых шашек) или жидкого ракетного, было определено главное стратегическое направление развития отечественной ракетной техники, а впоследствии и мировой. Однако тогда, в 30-е годы, было непросто отказаться от использования порохов, простых в применении и имевших уже многовековую практику, тем более в преддверии появления легендарных «Катюш». Молодой В.П.Глушко отправился в рискованный путь поисков наиболее эффективных компонентов жидкостных ракетных топлив, начиная, в частности, с применения азотной кислоты. Последующие поиски и решения привели к впечатляющим результатам. К настоящему времени проанализирован и классифицирован практически весь возможный арсенал жидких ракетных топлив, затрагивающий заметную часть таблицы Д.И.Менделеева. Заложены глубокие научные основы теории и методов расчета и проведены необходимые расчеты. Составлено несколько академических справочников по ракетным топливам. Для выполнения тематических работ был сформирован специализированный совет в АН СССР, организованы прикладные институты, созданы производственные мощности и обслуживающие системы, вплоть до формирования специальных поездов. Именно здесь уместно вспомнить, сколько упреков и невзгод пришлось претерпеть Валентину Петровичу за инициированную им тематику по фтору как самому эффективному окислителю во всем спектре ракетных топлив. И лишь намного позже подтвердилась его гениальная прозорливость в проведении этих исследований, результаты которых легли в основу новейших разработок. «Поиск оптимальных химических источников энергии» осуществлялся одновременно с «овладением ими в ракетном двигателе» (В.П.Глушко). Безусловно, речь идет о создании ЖРД. В этом направлении приоритеты и лидерство Валентина Петровича Глушко практически ни у кого не вызывают сомнений. Всего за свою творческую жизнь он создал более 50 ЖРД и их модификаций, использованных на 35 ракетах. Но, пожалуй, не менее важным, чем количество, является качество созданных двигателей, характеризуемое специальными критериями. Не вникая в технические подробности, следует указать на конечный результат. На всех ракетах ведущих генеральных конструкторов - С.П.Королёва, В.Н Челомея, М.К.Янгеля - В.Ф.Уткина, наконец, авторской ракеты, используются двигатели В.П.Глушко. В новой исторической обстановке последних десятилетий их применение прямо или опосредованно осуществляется во всем мире. Рубежным этапом в творческой деятельности В.П.Глушко явилось уже упомянутое выше его назначение генеральным конструктором ракетно-космических систем. Под его руководством были усовершенствованы пилотируемые космические корабли «Союз», создано несколько поколений их модификаций, в том числе грузовой «Прогресс», получила дальнейшее развитие орбитальная станция «Союз», разработана многомодульная станция «Мир» и, наконец, многоразовая космическая система «Энер­гия»-«Буран» с самыми мощными в мире ЖРД. При этом В.П.Глушко не изменил своему концептуальному подходу. В идеологическом ракурсе развития космической тематики под его руководством стали более конкретными тематические направления ближнего и дальнего космоса. Утвердилась концепция модульного принципа и унификации в формировании ракетно-космических систем, был развит уникальный отечественный опыт и спланирована перспектива долговременного пребывания в космосе. Подводя предварительные итоги творческого наследия В.П.Глушко, необходимо в первую очередь отметить его неоспоримый вклад в решение главной проблемы практической космонавтики - преодоления земного тяготения на пути в космос. Рациональное использование химической энергии на основном активном участке комического полета стало при нем и останется на ближайшие века наиболее оптимальным решением в освоении космоса. Будет ли это осознано и оценено в первый вековой юбилей В.П.Глушко или в последующие - ответ зависит от духовно-нравственного состояния человечества.

Стиль работы и личные качества

Непросто представить внутренний мир великого созидателя. Положение усугубляется тем, что даже со своим ближайшим окружением Валентин Петрович держал дистанцию огромного размера. Причина тому - пережитые им жизненные коллизии. Изначально идеалист и романтик, с внешностью «красавца Левко», уже в 30 лет он столкнулся с самыми жестокими человеческими пороками: завистью, изменой и предательством. Несколько лет пребывания под молохом репрессий не могло не сказаться на его самоощущениях в дальнейшей жизни. Неизменным оставалось главное - величие цели и непоколебимые жизненные принципы. Документы свидетельствуют об исключительно достойном поведении В.П.Глушко на следственном процессе и в заключении. Нередко он говорил своим сотрудникам: «Если быть принципиальным, то таким надо быть всегда, везде и во всем».
Целеустремленность, принципиальность и профессионализм не только накладывали отпечаток на творческий процесс, но и были стержнем его созидания. Наиболее ярко это проявлялось на различного рода совещаниях. Для большинства сотрудников, тем более энтузиастов, это представляло неповторимый спектакль, после которого не нужно было ходить в кино, театр или концерт. Выражаясь языком физики о сильных электромагнитных или гравитационных полях, участники совещаний у В.П.Глушко попадали в сверхсильное биополе, исходившее от Валентина Петровича. Внешне устоявшийся распорядок совещаний выглядел следующим образом: за длинным столом слева от председателя рассаживались представители руководства, ранжированные по должностям, а справа - независимо от должностного положения участвующие в обсуждении специалисты. Непосредственно рядом по правую руку садился основной докладчик (такую миссию нередко приходилось выполнять и мне). За весь свой трудовой путь я не встречал более внимательного, профессионального и деликатного слушателя. В наиболее острых ситуациях, когда осуществлялся разбор аварий, постепенно прояснялась истина и просматривалось конструктивное решение, его обычно непроницательное выражение лица смягчалось, морщинки разглаживались, а взгляд становился одобрительным и теплым. По окончании доклада могла последовать продолжительная пауза, которой позавидовали бы профессиональные актеры. Иногда неожиданно звучала афористическая реплика: «Вы слышали речь не юноши, но мужа». Далее выслушивались другие мнения, точка зрения могла быть уточнена или даже изменена с учетом мнений всех присутствующих. В заключение принималось решение с четкими и лаконичными поручениями, в исключительных случаях делалась запись в ставшую легендарной записную книжку. Общий настрой и уровень мотивации были такими, что даже в воображении трудно было представить возможность неисполнения решений. Сохранились в памяти и частые разносы, но, в отличие от типичных для других начальников криков и восклицаний, его голос, напротив, понижался на полтона. Виновник мог услышать уничтожающую фразу, например, адресованную доктору технических наук: «Вы не доктор, вы даже на фельдшера не потянете!» По моему мнению, весьма подходящей характеристикой его личности может служить определение «олимпиец». По энциклопедическому определению, олимпиец - в греческой мифологии одно из высших божеств, обитающих на горе Олимп. Употребляется для обозначения невозмутимого, величаво-спокойного, недоступного человека. Применительно к Валентину Петровичу здесь верно все, лишь последнее определение нуждается в пояснениях. Пожалуй, для большинства даже ближайших сотрудников он выглядел неприступным. В частности, наша космическая богиня Светлана Евгеньевна Савицкая в своих теплых воспоминаниях выразила крайнее удивление тем, что, будучи еще малоизвестной, по первому же телефонному звонку переговорила с Валентином Петровичем, условилась о встрече, была пунктуально принята, внимательно выслушана и получила желаемое решение - была включена в отряд космонавтов. Фактически же Валентин Петрович был абсолютно доступным человеком, но только для своих единомышленников. Обладая редкой избирательной способностью, как старатель, извлекающий из песка крупицы золота, он всегда твердо опирался на узкий круг специалистов. …Иван Денисович Постников, мой коллега по подразделению и сосед по койке в общежитии, был математиком от бога (выпускник мехмата МГУ, лауреат Государственной премии СССР), но поражал нас тем, что за свою жизнь прочитал всего полторы книги художественной литературы. В правописании в одном слове мог допустить несколько ошибок. В общении был непосредственен и по-детски наивен и в то же время обладал непоколебимой уверенностью Мастера. Вот один из эпизодов. Наш общий сосед по комнате в общежитии задерживался с возвращением из отпуска. Для соблюдения дисциплины требовалось срочно подписать заявление на отгулы. Ввиду отсутствия непосредственного начальства И.Д.Постников написал заявление со свойственными ему ошибками и пошел напрямую к главному конструктору для подписания. Валентин Петрович прочитал заявление, улыбнулся, зачеркнул слова «неотгуляные дни», заменив их на «неиспользованные дни из отпуска», подписал, поблагодарил за дисциплинированность и пожелал успехов в работе. А успехи у И.Д.Постникова были весьма заметными. Проводя сложнейшие прочностные расчеты, он успешнее других снижал вес конструкции. Затем, перешагнув сразу несколько начальственных ступенек без доклада, приходил непосредственно к Валентину Петровичу с традиционной фразой: «Тут у мине рацпредложеньице» и получал за каждый сэкономленный килограмм веса конструкции по два оклада… В самый тяжелый период экспериментальной отработки мощнейшего ЖРД И.Д.Постников неоднократно предлагал весьма оригинальные рецепты, приводящие к коренным успехам. При первом удобном случае следовала публичная благодарность Валентина Петровича в его эпическом стиле: «Иван Денисович, мы Вас не только уважаем, мы Вас не только ценим, мы Вас просто любим». Эту фразу Ваня периодически цитировал до конца своих дней. Мое первое очное знакомство с Валентином Петровичем произошло еще на первой стадии моей трудовой деятельности в ранге молодого специалиста (самая низшая ступень квалификационной лестницы). В этот период была открыта принципиально новая тема по созданию ракетного двигателя на порошкообразном горючем. Это было «хрустальной мечтой» В.П.Глушко, так как такой двигатель приближался к рекордным показателям всего вида химических ракетных двигателей. Одной из нерешенных принципиальных проблем была подача порошка из бака с низким давлением в камеру сгорания под высоким давлением. Традиционные решения стабильно выдавали отрицательные результаты. При их обсуждении мной было сделано принципиально новое предложение. Первые оценочные расчеты дали обнадеживающие результаты. Было проведено несколько промежуточных обсуждений с возрастающим уровнем совещаний, вплоть до первого заместителя главного конструктора. В преддверии подготовки доклада главному конструктору сочли целесообразным оформить коллективную заявку на изобретение. Здесь требуется небольшое отступление. За весь свой многолетний опыт работы в ОКБ я не знал ни одного случая, чтобы Валентин Петрович присоединялся (примазывался) к чужим идеям. Более того, неукоснительно соблюдалось неписаное правило, что подписание материалов на отправку заявки осуществляет следующий по рангу руководитель, анализирующий авторский вклад. Так как в нашей заявке был первый заместитель, материал попал к В.П.Глушко. Совершенно неожиданно, без участия секретарей, я услышал крайне раздраженный голос соавтора, сообщившего по телефону, что я ему подсунул плагиат, так как нечто подобное Валентин Петрович, кажется, видел у К.Э.Циолковского. В обескураженном состоянии я безрезультатно посетил несколько наиболее авторитетных научно-технических библиотек, но только в Политехническом музее обнаружил от руки нарисованный К.Э.Циолковским эскиз с краткими рукописными пометками, на основании которых совершенно очевидно проявлялись принципиальные отличия нашего предложения. Вернувшись в ОКБ в приподнятом настроении, я направился на доклад к соавтору, но он оказался в командировке. Не теряя времени, на четвертушке листа я рукописно изложил свои соображения и передал секретарю Валентина Петровича. Буквально в пределах часа я неожиданно был приглашен в главный кабинет, порог которого впервые перешагнул в состоянии сильного волнения. Вежливо поздоровавшись, я услышал слова, которые мне запомнились на всю жизнь: «Молодой человек, Вы убедили меня в оригинальности предложенного решения. Я создам Вам все условия и надеюсь оперативно получить нужные результаты». В кратчайшие сроки была создана экспериментальная установка, последовало внеочередное повышение и самое неожиданное - приглашение в очную аспирантуру МФТИ. Последнее было нетипичным явлением для выпускника нестоличного вуза. Другим нарушением традиций было оставленные полставки на базовом предприятии, что запрещалось на первом году обучения. Здесь сыграла роль вскользь брошенная реплика Валентина Петровича: «Я думаю, что это к нам не относится, мы ведь заняты серьезным делом». Работа удалась, результаты превзошли ожидания. Диссертация была оформлена досрочно. Отзыв базовой организации утвердил лично Валентин Петрович. Голосование на защите было единодушным. Вернувшись в ОКБ кандидатом технических наук и перешагнув несколько квалификационных ступеней, я оказался ведущим конструктором (самая высшая ступень квалификации). По неофициальным сведениям кадровиков, в этой должности я оказался самым молодым за всю предшествующую историю ОКБ. Апофеозом моих прямых отношением с В.П.Глушко был период за два месяца до его назначения генеральным конструктором НПО «Энергия». Совершенно неожиданно, будучи в отпуске, в самое неблагоприятное для большинства время - конец марта, Валентин Петрович появился на работе и пригласил трех своих заместителей. В тот период один из них - В.Л.Шабранский, лишь незадолго до этого вступивший в должность, еще в недостаточной мере владел тематическими вопросами. «Для подкрепления» в особо важных случаях он брал меня с собой. Оказавшись вчетвером у Валентина Петровича, мы были просто ошеломлены, услышав короткую программную речь на ближайшие десять лет, нацеленную на создание последовательного ряда двигателей тягой 100, 200, 500 и 800 тонн! В процессе этого обсуждения постепенно прояснилось, что готовится правительственное постановление о назначении В.П.Глушко генеральным конструктором и соответствующая реорганизация ведущих ракетно-космических предприятий. На подготовку предложений отводилось очень короткое время - не более двух месяцев. Подчеркивалась конфиденциальность при выполнении этих поручений. В этой работе наиболее ярко проявился стиль Валентина Петровича. По моему тематическому направлению предстояло создать стенд на территории ОКБ в Химках для испытания мощнейших в мире ЖРД тягой до 800 т. Решение этой задачи фактически представляло собой укрощение вулкана в пределах Москвы. Нетрадиционный подход, обоснованный риск и, главное, доверие и интуиция Валентина Петровича помогли нам создать стенд, не имеющий аналогов в мире.

Историческая память

По крайней мере, половина творческого пути В.П. Глушко связана плодотворным сотрудничеством с С.П. Королёвым. Первые контакты начались с тридцатых годов взаимными визитами сотрудников ГДЛ и ГИРД, а тесное сотрудничество - с 1934 года в РНИИ. В своих воспоминаниях В.П.Глушко пишет: «Еще в РНИИ нас связала преданность любимому делу и взаимная заинтересованность в сотрудничестве, так как под его руководством разрабатывались летательные аппараты, а под моим - двигатели для них». В этот период их воспринимали как неразлучную творческую пару, но с резко различающимися характерами, что не помешало достижению первых впечатляющих успехов. После вынужденной разлуки, связанной с репрессиями, при первой же возможности они объединились вновь. Продолжим цитату из воспоминаний В.П.Глушко: «По моему ходатайству С.П.Королёв был направлен на работу в наше ОКБ. Он горячо взялся за руководство разработкой установки двигателей на боевых самолетах и проявил в этой работе блеск своего таланта. С 1944-го по 1946 год С.П.Королёв был заместителем главного конструктора ОКБ по летным испытаниям». Результатом этого этапа работ были установка ракетных ускорителей на самолеты, удостоенная по указанию И.В.Сталина высоких наград, и освобождение из заключения. Далее - вместе, в полковничьей форме, длительная командировка в Германию по освоению трофейной военной техники. Особое внимание следует уделить муссированию вопроса о копировании немецкой военной техники. Фактически параллельно с совместной деятельностью Королёва и Глушко в более комфортных творческих условиях оказался не менее великий творец военно-космической техники Вернер фон Браун. Но в тот период, когда Королёв и Глушко оказались репрессированными, фон Браун выдвинулся вперед, создав уникальное по тем временам изделие «Фау-2». Под давлением исторических обстоятельств с 1945 года до начала 50-х годов Королёву и Глушко в директивном порядке было предписано копировать трофейные «Фау-2», создавая первые ракеты военного предназначения. Однако надо знать характер и мировоззрение наших творцов, которые бомбардировали письмами высшее руководство страны о необходимости прохождения собственного пути в развитии ракетной техники. Их усилия возымели действие. Немецкие специалисты были возвращены обратно в Германию и в условиях строжайшей секретности начался новый исторический этап в созидании отечественной ракетно-космической базы. Для любого специалиста-профессионала вполне очевидно, что принципиальные технические решения в ракете Р-7 и в двигателе РД-107 абсолютно оригинальны, уникальны и совершенны, что обеспечило исторический успех, не имеющий аналогов не только в ракетной, но и в любой другой сфере человеческой деятельности. Нельзя представить ничего подобного, когда в короткий срок, начиная с 1957 года, с помощью этой системы были осуществлены: запуск первого искусственного спутника Земли, затем полет Юрия Алексеевича Гагарина и вплоть до полетов сегодняшних космонавтов - все они были доставлены на космическую орбиту самыми замечательными техническими творениями человека - ракетой Р-7 С.П.Королёва с двигателем РД-107 В.П.Глушко. В истории современной технической мысли и исполнительных средств нет других примеров подобной полувековой неизменности технического изделия, что является основным признаком шедевра, который вряд ли может быть превзойден. Творческая природа личности Валентина Петровича не помешала ему жестко декларировать недопустимость всякого вмешательства в конструкцию этого творения, публично подчеркивая долголетие непревзойденного шедевра. К сожалению, приходится повторяться, что после эпохального успеха имел место разрыв между В.П.Глушко и С.П.Королёвым в течение нескольких последних лет жизни Сергея Павловича. Поиск виновного в этом инциденте, тем более в дни великого юбилея, представляется неуместным.
Качественно новым этапом на творческом пути В.П.Глушко следует считать его деятельность на поприще генерального конструктора в НПО «Энергия». Невероятные трудности технического и политического характера, связанные с выполнением программы «Энергия»-«Буран», были преодолены с новым концептуальным подходом, стилем руководства, но с такой же целеустремленностью к достижению поставленной цели, как при С.П.Королёве. Торжеством исторической справедливости является тот факт, что легендарная ракета Р-7 С.П.Королёва с двигателями РД-107 В.П.Глушко продолжает летать и сейчас в интересах мировой космонавтики. Пауза в использовании ракетно-космической системы «Энергия»-«Буран» может оказаться временной, и уже слышны голоса в пользу ее возрождения. В новой исторической обстановке фундаментальные основы, которые заложил В.П.Глушко, успешно используются на вновь создаваемых объектах мировой ракетно-космической техники и в освоении космоса. Происходит это сегодня и прогнозируется на ближайшие века. Это закономерно, так как системой координат его деятельности была Вселенная, а сам он был творческой личностью космического масштаба. Оценивая в целом грандиозное творческое наследие Валентина Петровича Глушко, можно уверенно утверждать, что его имя войдет не только в историю ракетостроения и космонавтики, но и будет прочно связано с эпохальными успехами всего человечества.


В.П.Глушко с космонавтами Ю.А.Гагариным и П.Р.Поповичем в своем рабочем кабинете. 1963 год.

А.И.Папуша, профессор, доктор технических наук,
лауреат Государственной премии СССР