Как и подобает первой красавице, прима советского кинематографа Наталья Фатеева имела массу любовных романов. Одних только официальных браков у нее было пять, а неофициальные и "просто романы" мы не возьмем на себя смелость подробно перечислять. Хотя и попытаемся в нашем рассказе проследить основные "любовные" вехи насыщенной жизни замечательной актрисы.
Со своим первым мужем Наталья Фатеева познакомилась в Харькове, когда поступила в Институт культуры. Это был ее однокурсник Леонид Тарабаринов. Молодые расписались (обоим было в это время по двадцать лет) и стали жить у матери Натальи. Однако, как это часто бывает, отношения зятя и тещи не сложились. Впрочем, не нашла общего языка со своей свекровью и Фатеева. Чтобы сохранить семью, молодым пришлось жить отдельно от родителей. Увы, но и этот шаг не смог сохранить семью. Ссоры следовали одна за другой и однажды, когда терпеть эти скандалы стало уже невмоготу, Наталья ушла от мужа. И чтобы разрубить этот узел раз и навсегда, отправилась в Москву, где благополучно сдала экзамены во ВГИК. Там у молодой красавицы началась новая жизнь.
С будущим вторым мужем, 33-летним кинорежиссером Владимиром Басовым, Наталья познакомилась как раз во ВГИКе. Басов был тогда женат на актрисе Розе Макагоновой, но после бурного романа с Фатеевой Басов ушел от жены. В 1957 году он снял возлюбленную в главной женской роли в своей картине "Случай на шахте восемь". Затем они поженились, и в 1959 году на свет появился мальчик, которого назвали Владимиром.
Актриса вспоминает: "Около трех лет я работала на договоре в Театре имени Ермоловой. Сыграла Дашу в пьесе Назыма Хикмета, Патрицию Хольман в "Трех товарищах". Меня приглашали в штат, обещали серьезные роли, но я не могла разорваться на части. В то время уже посыпались приглашения в кино, а ведь надо было еще на своих плечах тянуть дом, содержать семью. Мой тогдашний муж Владимир Басов усиленно пил, маленького ребенка не на кого было оставить. В этой ситуации было не до репетиций... В театре, кроме этого, сменился главный режиссер, начались интриги, возникли враждующие группировки, пришлось бы к кому-то примыкать, с кем-то бороться. Мне это всегда было чуждо. А тут еще на какие-то курсы марксизма-ленинизма меня пытались воткнуть... В общем, из театра я ушла. Что касается Владимира Басова... Этого человека я очень любила. Термос ему носила на съемки. Меня восхищала его одержимость. Когда мужчина любит свое дело и выкладывается, его не ревнуешь к этому делу... Но вот он... Он ревновал меня к моей внешности, нервно реагировал на робкие успехи в кино и театре. Вы не поверите, но он любил мрачно приговаривать: "Когда же ты постареешь, когда тебе будет наконец тридцать лет..." Я очень долго не решалась расстаться с Басовым, он душу мою привязал к себе, но так меня мучил в последнее время, что я на это скрипя сердце пошла... Он же и после развода не успокоился, бегал по киностудии, хлопотал, чтобы меня больше не снимали... И при этом сына своего не видел целых десять лет, хотя мы и жили на одной улице".
После развода с Басовым Фатеева в течение нескольких лет была свободна. Разумеется, у одной из первых красавиц-актрис советского кинематографа не было отбоя от поклонников. Когда летом 1962 года Наталья снималась в Крыму, в комедии "Три плюс два", в нее влюбился один из партнеров по фильму — Андрей Миронов. Но Фатеевой, женщине зрелой, Миронов, который был младше ее на шесть лет, был мало интересен. Так что "роман" ограничился тем, что Миронов оказывал Фатеевой всяческие знаки внимания, а она их снисходительно принимала. Там же, в Крыму, в те дни отдыхала будущая супруга Миронова Лариса Голубкина, которая много позже будет вспоминать об этом следующим образом: "Я тогда не обратила особого внимания на Андрюшу, помню только, он очень забавный был, развлекал всех невероятно. Так вот, как развлечение — это безумно Наташе нравилось. А ответной безумной страсти у нее не было".
Между тем Миронов сдаваться без боя не собирался. Как утверждают очевидцы, он буквально преследовал актрису: чуть ли не ежедневно приезжал к ней домой, следил за ней, подозревая, что она ему "с кем-то изменяет", уговаривал выйти за него замуж. Фатеева отказывалась, но он с поразительным упорством продолжал осаду неприступной крепости. И добился-таки своего.
В начале июля 1963 года на широкий экран вышел фильм "Три плюс два".
В эти же дни Фатеева сдалась — согласилась выйти замуж за Миронова. Актер был на седьмом небе от счастья, чего нельзя было сказать о его матери. Марию Миронову перспектива, что ее сын возьмет в жены женщину старше себя, да еще с ребенком, откровенно не устраивала. В этом мнении ее окончательно укрепил следующий эпизод. Миронов привез Фатееву и ее трехлетнего сына Володю на дачу, чтобы представить родителям. Первый вопрос, который во весь голос задал любопытный Володя, был такой: "Мама, это чья дача? Это что, наша будет дача?" После чего Мария Владимировна, полагая, что "ребенок сам до такого не додумается", сумела-таки переубедить сына в его желании жениться на Фатеевой. С 6 по 26 июля Андрей был вместе с Театром Сатиры на гастролях в Горьком и именно там принял решение порвать с Фатеевой. Как вспоминает его брат Кирилл Ласкари, далось это Миронову тяжело — он буквально рыдал. Речь о свадьбе уже не заходила, хотя дружеские отношения Миронов и Фатеева продолжали поддерживать.
Тем же летом в составе делегации Госкино Наталья Фатеева отправилась в Сирию. Волею судьбы одной из ее спутниц была молодая Лариса Голубкина (после выхода осенью 62-го фильма "Гусарская баллада" ставшая суперпопулярной). Актрис даже поселили в одном номере гостиницы. Старшая и опытная Фатеева чуть ли не ночи ночи напролет рассказывала коллеге о своих многочисленных романах и увлечениях. Голубкина слушала ее раскрыв рот. И только повторяла: "А мне и рассказать-то нечего..." — "Как, у тебе и парня своего нет?" — удивлялась Фатеева. "Конечно, нет", — отвечала Голубкина. Она не лгала: родители ее (отец — военный) весьма строго следили за "моральным обликом" дочери. И тут Фатеева внезапно загорелась идеей — познакомить Ларису с Мироновым. "Это — твой. Прямо для тебя создан!" — горячо уверяла она молодую подругу. И вскоре после возвращения на родину действительно их познакомила. А спустя несколько лет Андрей Миронов и Лариса Голубкина поженились. Однако вернемся к Фатеевой.
В середине 60-х у Фатеевой случился мимолетный роман с оператором Павлом Арсеновым. Но Арсенов в итоге женился на... актрисе Валентине Малявиной. Что касается Фатеевой, то она в июне 1967 года вышла замуж за 30-летнего космонавта Бориса Егорова. Познакомились они совершенно случайно, в доме у подруги-актрисы. Свадьба прошла в ресторане "Арагви". В 1969 году Наталья Фатеева родила дочку, которую назвали Наташей.
Однако второй брак нашей героини оказался таким же непрочным, как и первый. Прожив вместе пять лет, актриса и космонавт развелись. "Когда мы с ним познакомились, он мне показался надежным, спокойным, — вспоминала Фатеева в 93-м году. — Пока "завоевывал" меня, вел себя очень достойно, я бы даже сказала, красиво. Но стали мы с ним жить — и тут... Разные мы люди оказались, разные стремления у нас были, даже книги по-разному мы с ним читали. Его любимая тема для разговоров была — машины и их лошадиные силы, часами мог об этом говорить... Когда мы разводились, от его благородства не осталось и следа. Он утащил у меня машину, отсудил квартиру — я потом жила в коммуналке. Все это я бы могла ему простить. Но того, что он свою дочь, которой сейчас 24 года, в последний раз видел в двухлетнем возрасте, я понять не могу. В голове не укладывается: что же за мужья у меня были, что же за отцы из них получились..."
Заметим, что отношение Егорова к дочери объяснялось просто: он не считал ее своей. Говорят, даже собирался сдать анализ крови, чтобы доказать свою правоту... Когда девочка попала в больницу, он ни разу не навестил ее, а на все уговоры близких твердил: "Это не моя дочь!".
Кстати, по слухам, которые курсировали в те годы в артистической среде, брак Фатеевой и Егорова дал трещину по вине актрисы. Все началось с того, что весной 1970 года Фатеева уехала в Румынию на съемки фильма "Песни моря". Ее партнером по фильму был популярный румынский певец Дан Спатару. Плененный красотой советской актрисы, певец, который всегда считался донжуаном, начал активно за ней ухаживать. По словам самой актрисы: "Спатару — блистательный актер, совершенно уникальный человек, там как раз все самое интересное осталось за кадром..." Приличное расстояние, отделяющее Бухарест от Москвы, видимо, не помешало недоброжелателям актрисы сообщить о ее "романе" законному супругу (согласно опять же слухам, весть об этом принес поэт Роберт Рождественский, который написал тексты к песням из фильма). Егоров очень переживал и в итоге увлекся... подругой Фатеевой актрисой Натальей Кустинской (той самой, с которой наша героиня снималась в картине "Три плюс два"). Вскоре Егоров и Кустинская поженились.
После развода с Егоровым у Фатеевой было несколько скоротечных романов. Одно время она встречалась с разведчиком Михаилом Любимовым (отцом телевизионщика Александра Любимова). Наталья Николаевна вспоминает: "В Англии я познакомилась с советником по культуре нашего посольства Михаилом Любимовым. Между нами начался роман, который продолжался год или два. Потом, когда его объявили персоной нон грата, мы общались и в Москве. Тогда я не знала, что Любимов — резидент советской разведки, и не могла понять, чем же он меня раздражает. Вроде бы интересный собеседник, близкий мне человек, но какой-то закрытый, застегнутый. Я никак не могла к нему пробиться, чувствуя некое эмоциональное отторжение. Он был словно вещью в себе. Выдерживать это было невозможно, общение с ним превращалось в пытку. Он молчал, как Зоя Космодемьянская. И при том, что он был мне мил и симпатичен, я покинула его".
Пытались ухаживать за Фатеевой высокие чиновники Госкино и известные режиссеры. Но отклика не находили, за что во многом, собственно, актриса и страдала: главные роли в кино ей перестали предлагать. "Пика популярности" у меня никогда не было. Я не относилась к "модным", "престижным" артистам, никто меня в звезды не выводил, в лауреаты не толкал. В моде был серый цвет. К моей красоте с каким-то презрением относились. И мне приходилось постоянно доказывать, что я не только красива, но что я еще и что-то собой представляю... Я всегда много работала. Не было больших ролей — бралась за маленькие, возникала пауза между съемками — ехала с концертами, выступлениями на Урал, в Сибирь, Казахстан...".
Стоит отметить, что немалую роль в "изоляции" Фатеевой играла ее, скажем так, аполитичность. "Я начала ездить за рубеж начиная с 1962 года, много где побывала, много чего повидала. "Оттуда" мне и стала видна лживость нашей системы". А вот что рассказывает о нашей героине ее сын — Владимир Басов-младший: "Я фантастическим антисоветчиком был всегда. Меня в школу вызывали к директору, я хамил, лез на рожон. Чуть ли не плевал в Мавзолей. И научила меня всему этому мама. Она же мне подсовывала Солженицына и рассказывала, какая это страшная страна. Мы с ней слушали Би-би-си и "Голос Америки"..."
В 70-е годы Наталья Фатеева еще дважды выходила замуж за мужчин, чьи имена ничего не скажут широкому читателю. И оба раза неудачно. Почему? Сама Наталья Николаевна так отвечает на этот вопрос: "Все мои браки были примерно одинаковой продолжительности. Три года люблю, два года терплю. Пятилетка, все по-советски. В браках я была обычной женой. И носки стирала, и готовила — все как у всех. Быт советский — это пытка. А в моей профессии — так и вдвойне: мне же надо следить, чтобы руки не страшные были, чтобы лицо не старело... К каждому своему избраннику я относилась со всей привязанностью, на какую была способна. Предавала профессию из-за любви.
Но потом чаще всего оказывалось, что своим "суженым" я нужна была для самоутверждения. В качестве красивого дополнения к их комфортному существованию. А жить в равнодушии, а тем более в ненависти, я не могла и не хотела. Дальше продолжать такую жизнь — глупо. Я очень терпеливо доходила до осознания того, что это невозможно. А потом все летело со страшной силой. И в этом было мое избавление. Я четыре раза разводилась. Это были тяжелые разводы, они мне стоили жизни, здоровья, каждый раз приходилось начинать сначала... Самое интересное, что, когда я еще только расписывалась с тем или иным мужем, я всегда наперед чувствовала, из-за чего и когда мы разведемся. Так оно, увы, и случалось. Я наделена некими мистическими свойствами. Басову, например, предрекла всю его будущую жизнь. Не в смысле "наколдовала" , но в смысле "провидела".
Заметим попутно, что Фатеева пережила двух первых своих мужей: 17 сентября 1987 года ушел из жизни Владимир Басов, 12 сентября 1994 года от сердечного приступа скончался 56-летний Борис Егоров.
Красота этой женщины всегда была ее фетишем и ее Голгофой. Даже сейчас, когда актриса далеко не девушка, выглядит она превосходно. Каким образом? "Секреты очень простые: я слежу за собой всю жизнь. Не ем мяса, практически не употребляю спиртного (изредка стаканчик красного вина не в счет), не курю. В юности занималась легкой атлетикой, долгие годы бегала, плавала, ходила на лыжах. Сейчас вот посещаю бассейн, делаю по утрам гимнастику по системе йогов. Кроме того, слежу за лицом: регулярно делаю массаж, пользуюсь хорошими кремами — не теми, что продаются в магазинах, а специально подобранными составами. Их делают для меня люди, знающие в этом толк. Еще один секрет: несмотря на все передряги жизни, я всегда исповедовала философию действенного добра, оптимизма. Как ни странно, это тоже благотворно отражается на внешности... Я очень люблю дисциплинированно жить. То, что я есть, я выстрадала своей жизнью. Я считаю, я прожила достойно. Мне не стыдно за мою жизнь".
ДОСЬЕ "ВМ
Наталья Фатеева родилась 23 декабря 1934 года в Харькове. Училась в Харьковском театральном институте. В 1958 году закончила актерское отделение ВГИКа (мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой). Играла в фильмах "Битва в пути", "Три плюс два", "Дети Дон Кихота" , "Здравствуй, это я!" , "Джентльмены удачи" , "Розыгрыш" , "Место встречи изменить нельзя" и др. В течение многих лет была актрисой Театра киноактера. Кавалер ордена "Знак Почета" (2000).
Федор РАЗЗАКОВ